Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Регулирование налично-денежного оборота

Регулирование налично-денежного оборота

6

Регулирование налично-денежного оборота

Содержание

  • Введение
    • 1. Понятие налично-денежного оборота
    • 2. Состояние наличного денежного оборота в условиях мирового финансово-экономического кризиса
    • 3. Регулирование налично-денежного оборота Банком России
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

Важнейшей составляющей экономики любого государства является денежное обращение. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, неразрывно связанные с ними процессы накопления и вложения капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению - движению денег в наличной и безналичной формах. Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной формы обращения в другую, выступая то в качестве наличных денежных знаков, то в виде записей на банковских счетах.

Процессы глобализации в современной мировой экономике затрагивают и сферу денежного обращения, она давно уже стала международной. Вместе с тем состояние экономики любой страны во многом зависит от организации национального денежного обращения. Устойчивое состояние и стабильное развитие сферы денежного обращения являются необходимым условием развития экономики, а нарушение денежного баланса неминуемо приводит к экономическому кризису.

Цель работы - изучить регулирование налично-денежного оборота, для этого целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. Понятие налично-денежного оборота.

2. Состояние наличного денежного оборота в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

3. Регулирование налично-денежного оборота Банком России.

1. Понятие налично-денежного оборота

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве [7, с.158]. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется на два вида товаров: собственно товары и товар-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Из процесса денежного обращения, таким образом, возможно вычленение понятия денежного оборота.

Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и соответственно денежных доходов населения, направленных на потребление.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежный оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.

Наличные деньги используются:

для осуществления кругооборота товаров и услуг;

для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей;

для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;

для платежей населения за коммунальные услуги и т.д. Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между юридическими лицами, физическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлической монеты, кредитных карт и т.д.

Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим и физическим лицам. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг и т.д.

В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах. Деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, поэтому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в резервные фонды, т.е. изымаются из обращения.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков [6, с.22].

2. Состояние наличного денежного оборота в условиях мирового финансово-экономического кризиса

Наличная денежная масса в обращении в России за 2008 год увеличилась на 6,16% и на 1 января 2009 года составляла 4,378 трлн рублей [8]. Об этом свидетельствует официальная информация Центробанка. По структуре наличная денежная масса на 1 января 2008 года распределялась следующим образом: 4,354 трлн рублей составляли банкноты и 23,7 млрд рублей - монеты. Банкнот насчитывалось 6,416 млрд экземпляров, а монет - 40,053 млрд экземпляров.

По сумме 99,46% всей наличной денежной массы составляли банкноты и только 0,54% - монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 86,19%, а банкноты - 13,81%.

На купюры номиналом 5 тыс. рублей приходилось 34% от общей суммы банкнот, 1 тыс. рублей - 51%, 500 рублей - 12%, 100 рублей - 2%, 50 рублей - 1%. В общем количестве банкнот купюры номиналом 5 тыс. рублей составляли 5%, 1 тыс. - 34%, 500 рублей - 16%,100 - 17%, 50 - 9%, 10 рублей - 19%.

За девять месяцев 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей находились под влиянием продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.

Наличная денежная масса в обращении в России за январь - сентябрь 2009 года уменьшилась на 11,4% и на 1 октября 2009 года составляла 3,879 трлн рублей [9].

По структуре наличная денежная масса на 1 октября 2009 года распределялась следующим образом: 3 трлн 853,8 млрд рублей составляли банкноты и 25,2 млрд - монеты. В обращении находилось 5 млрд 518,2 млн банкнот и 42 млрд 731,4 млн монет. По сумме 99,35% всей наличной денежной массы составляли банкноты и только 0,65% - монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 88,56%, а банкноты - 11,44%.

На купюры номиналом 5 тыс. рублей приходилось 39% от общей суммы банкнот, 1 тыс. - 47%, номиналом 500 рублей - 11%, 100 рублей - 2%, номиналом 50 рублей - 1%. В общем количестве банкнот купюры номиналом 5 тыс. рублей составляли 5%, 1 тыс. - 33%, 500 рублей - 15%, номиналом 100 рублей - 17%, 50 рублей - 9%, 10 рублей - 21% [9].

3. Регулирование налично-денежного оборота Банком России

Налично-денежный оборот организуется государством в виде центрального банка.

Эмиссионная функция - одна из основных функций Банка России и по своей сути есть функция конституционная.

Исходя из п.1 ст.75 Конституции РФ [1], Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) [2] следует, что Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (ст.4). Его права и обязанности в данной сфере закреплены в нормах гл. VI (ст.27-34) указанного Закона.

Согласно ст.29 Закон N 86-ФЗ эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. "Банк России - эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти, Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ (ст.75) он в этом абсолютно независим, и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной функции Банка России" [2].

Эмиссия наличных денег служит основой для контроля над обращением денежной массы в стране, дает возможность Банку России активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия Банка России на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем использования печатного станка.

Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. При этом эмиссионное регулирование включает следующие моменты:

определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так в целом по стране (эмиссионный результат может быть с "плюсом", когда производится выпуск денег в обращение, или с "минусом", когда производится изъятие денег из обращения);

документальное оформление совершаемых эмиссионных операций.

Денежная эмиссия выступает в качестве одного из важнейших средств осуществления единой государственной денежно-кредитной политики. При этом следует отметить, что ст.45 Закона N 86-ФЗ вменяет в обязанность Банка России ежегодно не позднее 26 августа представлять в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Банк России осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с организацией наличного денежного обращения, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Помимо эмиссии денег, к организации наличного денежного обращения относятся также вопросы прогнозирования наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. (ст.34 Закона N 86-ФЗ) [3, с. 19]. Банк России уполномочен осуществлять по данным вопросам регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов на основе имеющейся у него информации как о состоянии экономики в целом, так и в области наличного денежного обращения.

Основные функции по прогнозированию наличного денежного оборота Банк России возложил на свои территориальные учреждения, установив, что объектом анализа при составлении прогнозов кассовых оборотов являются:

складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;

происходящие изменения и тенденции в экономике;

изменение индекса потребительских цен;

состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка;

территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

результаты банковского контроля над соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии [4, с.154].

Полномочия Банка России по вопросам работы с денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок ведения кассовых операций. В сферу его компетенции входят вопросы уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет. По этим вопросам Банк России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

Регулируя вопросы организации наличного денежного обращения, Банк России оказывает воздействие не только на финансово-правовые отношения, но и на отношения гражданско-правового характера. Так, если общие правила расчетов, в том числе наличных, устанавливаются гражданским законодательством (гл.46 ГК РФ), то особенности порядка наличных (и безналичных) расчетов определяются нормативными правовыми актами Банка России.

Заключение

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, призванным обслужить получение и расходование денежных доходов населения.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, бумажных денег (казначейских билетов). Эмиссию и изъятие денег из обращения осуществляет Банк РФ.

ЦБ РФ осуществляет регулирование налично-денежного обращения в РФ. Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. Помимо эмиссии денег, к организации наличного денежного обращения относятся также вопросы прогнозирования наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. Полномочия Банка России по вопросам работы с денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок ведения кассовых операций.

Денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в рамках законодательно установленного лимита для одной сделки.

Для юридических лиц учреждения банка, в которых открыт счет юридического лица, устанавливают лимит остатка наличных денег в кассах юридических лиц. Все средства сверх установленных лимитов юридические лица обязаны в безусловном порядке ежедневно сдавать в учреждения банка.

За нарушение установленного порядка для юридических лиц и персонально их руководителей установлены серьезные штрафные санкции. Однако необходимо заметить, что на практике подобные ограничения действуют еще явно недостаточно.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) (с поправками от 30 декабря 2008 г)

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 22 сентября 2009 г)

3. Буданов Д.В. О правосубъектности Банка России в сфере организации наличного денежного обращения // Право и экономика. 2008. - № 7. - С.18-22.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 622 с.

5. Трускова Т.М., Трускова Л.В. Финансы и кредит. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2005. - 352 с.

6. Ушаков В. Роль денег в экономике. // Финансы и кредит. - 2008. - № 7. - С.21-26.

7. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Врублевской, М. Сабанти. - М.: Юрайт - М, 2006. - 504 с.

8. ЦБ: наличная денежная масса в обращении в России за 2008 год увеличилась на 6,16% // Источник: http://www.banki.ru

9. ЦБ: наличная денежная масса в обращении в России за девять месяцев сократилась на 11,4% // Источник: http://www.banki.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека