Ресурсное обеспечение образовательного учреждения
2
Аннотация
Работа посвящена ресурсному обеспечению управления качеством образования в современной экономике.
Теоретическая значимость: заключается в комплексном анализе внутренних ресурсов образовательного учреждения.
Практическая значимость: заключается в определении конкретных позиций для системного анализа ресурсного обеспечения управления качеством образования.
Работа состоит из ведения, основной части (3 главы, 8 параграфов), заключения, приложения, списка литературы. В работе представлена 6 рисунков и 11 таблиц. В заключение кратко сформулированы основные выводы и предложения по вопросам, исследованным в работе.
Оглавление
Аннотация
Введение
1 Образование в условиях рынка
1.1 Качество образования и рыночный процесс .
1.2 Содержание экономических категорий «ресурсы», «ресурсы образовательного учреждения»
1.3 Качество как экономическая категория
1.4 Управление качеством образования
2. Ресурсное обеспечение образовательного учреждения
2.1. Краткая характеристика образовательного учреждения
2.2 Анализ качества кадровых условий
2.3 Анализ материально-технических условий
2.4 Анализ финансирования
2.5 Анализ качества условий нормативно-правового обеспечения
3. Пути совершенствования и развития ресурсного обеспечения учреждения образования
Заключение
Список литературы
Приложение.
Введение
XXI век характеризуется глобальными изменениями, происходящими в экономике, науке, технике, технологии. Отличительной чертой современного мирового экономического развития является формирование в развитых странах мира информационного общества, основой которого является производство услуг. Сердцевину производства услуг составляют образовательные услуги, развитие личности и формирование нового знания. В качестве ведущего фактора экономического роста и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы выступает образование.
Успехи мировых лидеров в завоевании международных рынков, выпуске конкурентоспособной продукции связаны с наличием в этих странах высококвалифицированных специалистов, подготовленных системой образования. Прогресс общества невозможен без непрерывного инвестирования в сферу образования. Даже, когда экономическое развитие выглядит благополучным, инвестирование должно осуществляться на должном уровне, иначе вследствие быстрого устаревания знаний страна будет отброшена назад. Традиционное образование являлось предметом изучения педагогики, социологии, психологии, философии, истории. Среди экономических наук образованием занимается самая молодая отраслевая наука - экономика образования, рассматривающая специфику производительных сил и производственных отношений внутри образования. С изменением роли образования в современном мире требуется изучения его, прежде всего в экономической теории. Экономическая теория является методологическим ключом для всех экономических наук, так как она изучает экономические отношения и свойственные им законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.
Проблема образования в России приобретает особый смысл в связи с резким сокращением объема государственного финансирования, традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерного для отечественных технологий. [40, c. 352]
Цель дипломной работы: определить значение ресурсного обеспечения управления качеством образования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Определить содержания экономических категорий «ресурсы» (потенциалы)» и «ресурсы образовательного учреждения».
2. Определение содержания понятия «качество», «качество образования» как экономических категорий.
3. Сравнительный комплексный анализ внутренних ресурсов (условий).
4. Определить качество условий (ресурсного обеспечения).
Объект исследования - процесс управления качеством образования.
Предмет исследования является качеством внутренних ресурсов (условий) образовательного учреждения
Методологические подходы предоставлены работами отечественных и зарубежных ученых. К.Маркс; А.Маршалл; С.М. Немцова; Е.П.Попов; Б.С. Рябушкин; А. Смит; О.И. Фокина; Н.А. Хроменков; В.П.Щетинин.
В первой главе «Сфера образования в условиях рынка» проведен анализ состояния сферы образования в условиях рынка. На основе специфических свойств определено содержание экономических категорий ресурсы потенциалы и ресурсы образовательного учреждения, выявлено приоритетное значение внутренних ресурсов для достижения высокого качества образования, исследованы теоретические основы и выделены свойства категорий «качество» и «качество образования» обоснованы особенности управлением качеством образования. Описаны методы оценки качества.
Во второй главе « Ресурсного обеспечения учреждения образования» рассмотрена система условий обеспечивающих условия управления образования. Проведена оценка качество условий по показателям наличие и соответствие норматива.
В третьей главе «Тенденции и пути совершенствования ресурсного обеспечения учреждения образования» предложены проекты по пути совершенствования ресурсного обеспечения учреждения образования.
Теоретическая значимость: заключается в комплексном анализе внутренних ресурсов образовательного учреждения.
Практическая значимость: заключается в определении конкретных позиций для системного анализа ресурсного обеспечения управления качеством образования.
Работа состоит из ведения, основной части (3 главы, 9 параграфов), заключения, приложения, списка литературы. В работе используются 6 рисунков и 11 таблиц. В заключение кратко сформулированы основные выводы и предложения по вопросам, исследованным в работе.
1. Образование в условиях рынка
1.1 Качество образования и рыночный процесс
Естественно желание людей получить качественное образование. Но, как свидетельствуют экономисты, хорошее образование - редкое благо, поэтому оно должно быть с ответственностью «завоевано» теми, кто сумеет им распорядиться во благо. Задача общества - обеспечить как можно более качественное образование с минимальными издержками и в государственном, и в частном секторе.
В современной рыночной экономике высокое качество образования - один из факторов успешного процесса преобразования российского общества. Как конечный результат функционирования образовательной системы качество образования, с одной стороны, определяет уровень квалификации работников, их способность к адаптации мобильность, профессиональную пригодность, функциональную грамотность, что необходимо для совершенствования материальной базы общества, а с другой стороны, является основой развития общечеловеческой системы ценностей, способной совершенствовать духовный строй граждан.
Качество образования может служить тем важным показателем, который «взвешивает» эффективность предпринимаемых усилий в сфере образования, правильность выбранных решений, объектов и алгоритмов управления образованием. Система образования требует эффективного управления качеством образования. [33, c.4]
Важное привлечение для рыночной экономики состоит в том, что в сферу образования пришел потребитель в хорошем и полезном значении этого рыночного термина. Потребитель стал более требовательным. Забыл, каким был в эпоху командно-административной системы, когда, опуская голову перед диктатом производителя, мирился со слабым учебникам и, непишущими ручками, неработающим компьютерам, устарелыми методиками преподавания. Экономика во всех сферах ее деятельности, включая образование, стала настраиваться на потребителя, обеспечивать ему « богатство выбора» новые виды и формы обучения тому пример.
Потребитель « сделал» образованием особым « товаром», наделив его важными признаками, полезными для жизни, успеха, процветания, которые наполняет содержание качества образования.
Очень важно, что сделан большой шаг вперед: люди стали задумываться, зачем им нужно образование, какова его полезность. Стал одерживать верх прагматичный подход, что на самом деле идет только на пользу образованию. [13, c.35]
Потребители в лице учеников и их родителей, а на более высоких ступенях образования - специальные организации и фирмы, заинтересованные в квалифицированных работниках, стали тщательнее выбирать виды, формы, продолжительность образования. При этом, хотя критерии полезности образования сами для себя устанавливают индивидуальные потребители, планка среднего уровня качества образования все равно будет подниматься, так как уже работает конкуренция в сфере образования, подталкивающая вверх, отсеивается некачественный продукт образования. К сожалению, рыночной экономике во многом мешает чрезмерная «опека» государства.[ 17, c. 4-5]
Находясь в сфере образования, следует считаться с теми законами, которым подчинена деятельность «большой экономики». Образование связано с рынком труда, ресурсов, информации, интеллектуальной собственностью, финансов. Каждый из них вносит свои изменения (помехи) в процесс создания интеллектуального продукта, включая качество образования. Рынок вмешивается в образовательный процесс. Законы спроса-предложения не допускают образования ниже по качеству.
Наличие цены образования (а образование, бесспорно, имеет цену) делает его настоящим рыночным продуктом.
Сила экономики и экономического воздействия на процесс изменений такова, что только правильно и вовремя найденные объекты и механизмы (алгоритмы) их управления способны повлиять на качество образования. Для этого необходимо «начинить» систему образования и каждый ее элемент проблематикой качества, отыскать « ответственных» за значительный вклад в качество образования и аутсайдеров, которые только «портят» дело. В условиях современной экономии образование рассматривается как:
социально-экономическая организация со своей архитектурой, определяемой многими экономическими, социальными, идеологическими и культурными факторами;
система, в состав которой входят взаимозависимые элементы, действия которых подчинено единой общественной цели. Ни один элемент системы образования не способен действовать сам по себе и каждый самым разнообразным образом оказывает влияние друг на друга.
Говоря о качестве, как экономической категории, выделяем следующие позиции:
· качество - категория рыночной экономики;
· качество образования - основной критерий оценки образования.
Качество образования оценивается его потребителем. Основным потребителем образования в конечном итоге является общество. [18, c. 20-35]
Следует различать качество образования как набор потребительских свойств образовательного продукта, который оценивает потребитель, и качество системы образования, определяемого ее архитектурой, целями, задачами и качеством различных элементов образовательной системы. Поэтому качество образования - это не то, что существует «внутри» системы, но то, что производится ею.
Качество образования производится на каждом уроне (в каждом элементе) системы, более того, качество каждой предыдущей ступени (элемента) продвигает качество последующей.
Качество системы образования необходимо управлять, потому что качество образования, в конце концов - это качество труда, независимо от того, используется ли труд при написании учебника, обучение студентов, разработке учебных пособий.
Большое значение при достижении качества имеет целеполагания.
От правильного целеполагания зависит выбор и построение конфигурации (архитектуры) системы образования, продолжительность, виды формы образования, конечный продукт. За каждым из этих элементов стоят люди, их возможности, способности, желание воплощать поставленные цели образования.
Цели образования должны быть ясны не только тем, кто обеспечивает педагогический процесс, но и тем, кто учится, кто заинтересован в качественном образовании.
Законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Качество сформулированных законов, их четкость доступность, понимание, исполняемость являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования.
1.2 Содержание экономических категорий «ресурсы», «ресурсы образовательного учреждения»
Для осуществления различных видов деятельности используют разнообразные ресурсы. Но эти ресурсы, то есть различные средства, ценности, запасы, возможности, имеющиеся в наличии, ограниченны.
Человек вообще живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограниченно время, которое он может уделить тому или иному занятию, а также средства, которые можно использовать для достижения той или иной цели. И не только отдельный человек, все общество, даже если его рассматривать в планетарном масштабе, ограниченно в своем стремлении к благополучию. За века и тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений. Но и сегодня, как в любой другой момент времени в прошлом или будущем, весьма жестким условием, накладываемым на рост общественного и личного благосостояния.
Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Как правило, прежде всего, удовлетворяются первоочередные потребности - в продуктах питания, жилье, сохранении здоровья, семейного и общественного благополучия, однако для этого необходимо заботиться о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов между различными целями, экономить ресурсы, улучшить их использование.
Для обеспечения производственных процессов требуются различные ресурсы (потенциалы): материально-технические, трудовые, природные, финансовые и др. Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:
1. Духовный потенциал общества (государства), который включает уровень общей культуры, созидательные качества народов (трудолюбие, стойкость, соблюдение прогрессивных традиций и обычаев, взаимное уважение народов, расовую и религиозную терпимость, законопослушание и т.д.). Этот потенциал определяется физическим и психическим здоровьем народов.
2. Интеллектуальный потенциал государства, который является частью духовного потенциала и определяется уровнем общеобразовательной культуры населения, профессиональной подготовки кадров, прогрессивными историческими традициями народа, сложившимися направлениями хозяйственной деятельности, межгосударственными отношениями и т.д. Важным элементом интеллектуального потенциала является система образования и повышения квалификации кадров.
3. Составной частью духовного потенциала является научно-технический потенциал, который характеризуется не только уровнем развития науки и техники, но и профессионально-квалификационным составом научных работников, инженеров, рабочих и т.д.
4. Информационный потенциал, который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, пригодную для эффективного использования во всех сферах общественно-полезной деятельности и включения в систему мирового интеллектуального потенциала.
5. Экологический потенциал- потенциал, характеризующий степень сохранения природных (экологических) систем, чистоту водной среды, воздушного бассейна, почвенных покровов. В среде с экологически - пониженным потенциалом невозможно эффективное создание и развитие сельскохозяйственного и промышленного производства, обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, водой, воздухом и, как следствие этого, сохранение высокого уровня здоровья населения и поддержание его активного долголетия.
В настоящее время ресурсное обеспечение связывают имеющимися у общества потенциалами. В связи с развернувшейся научно-технической революцией исключительно важным является научно-технический потенциал, а также технологический потенциал, представляющий собой систему технологий, используемых или планируемых к использованию обществом. Не удивительно, что страны, которые обладают высоким научно-техническим и технологическим потенциалом, подчас добиваются, куда больших успехов, чем страны, имеющие большие сырьевые ресурсы. Развитые страны, повышая свой научно-технический потенциал, стремятся «переманить» к себе крупных ученых, что уже стало серьезной международной проблемой.
Следствием ограниченности ресурсов являются конкуренция за их применение. Она представляет собой соперничество между альтернативными (различными) целями использования ресурсов. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд. Например, нефть служить сырьем для получения топлива, производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и много другого. Кроме того, валютная выручка от экспорта нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности и т.д. (Экспорт - продажа иностранному партнеру товара с вывозом его за границу.) И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного объема добываемой сырой нефти.
Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи входят в предмет науки экономики. [10, c. 16-18]
Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному - технология, научно-технический прогресс, наука, информация.
Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовать производство товаров и услуг наиболее рационально. [7, c. 54-55]
Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления должности, которые ориентированы и на «внеобразовательное» пространство (раньше - материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т.п., теперь - поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отстаивание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы.
Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией.
Ресурсы образовательной системы - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.
Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить:
· явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);
· неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение), (рис. 1). В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:
1. Характер учебного заведения;
2. Стадия его жизненного цикла;
3. Потенциальные возможности для адаптации;
4. Явные ресурсы и рыночные активы [9, c. 129].
2
Рис.1. Ресурсы образовательного учреждения.
1.3 Качество как экономическая категория
Экономическая теория не дает однозначного и четкого определения качества продукта или услуги. Мы рассматриваем качество продукции как - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность, удовлетворение потребности в соответствии с ее назначением. Следовательно, говорить о качестве нужно не вообще, а строго применительно к этому назначению. В соответствии с требованием пригодности, исходя из назначения продукции, из намеченной цели, устанавливается качество. Стоит, изменить цель, применительно которой определяется качество, и оценка резко меняется. [32, c. 337].
Измерение качества требует особого подхода. Оно производится с различной степенью подробности, по различным шкалам. Наименее подробное измерение дает шкала наименований. Ее еще называют шкалой классификации. Для этого, чтобы оценить качество с помощью этой шкалы, достаточно разделить оцениваемые предметы по каким-нибудь признакам. Шкала наименований явно недостаточна для полной и всесторонней оценки качества. Поэтому, для упорядочивания объектов по каким-либо признакам, применяется более подробная шкала, так называемая шкала порядка. Эта шкала не обладает способностью давать подробную характеристику качества. Она лишь показывает очередность, порядок данной характеристики в ряду других. Числа шкалы порядка, в отличие от шкалы наименований, помогают оценивать качество, например, успеваемость учащихся. Шкала порядка, мера качества - весьма приближенная. Она применяется тогда, когда не хватает данных установления точного численного значения каждого показателя качества (школьные оценки).
В тех случаях, когда появляется возможность приписывать определенное число каждому значению качества, применяют наиболее полную шкалу- шкалу интервалов, на которой устанавливают равные интервалы между числами и между соответствующими им свойствами объектов.
Комплекс общей оценки качества. В оценке учитывается различные, порой противоречивые признаки. Разработаны методы для получения комплексной оценки качества. Один методов основан на том, что качество оценивается по основному показателю данного товара, а именно тому, который связан с его главным назначением, с целью, для которой изделия существует. В тех случаях, когда качество изделия определяется не одним, а несколькими главными показателями, прибегают к средней оценке, получаемой из всех показателей. Причем отдельным показателям приписываются так называемые весовые коэффициенты, позволяющие учесть степень важности каждого показателя. Данный способ получения обобщенного показателя качества дает возможность влиять на процесс разработки. Качество должно формироваться таким образом, чтобы обобщенный показатель был наибольшим из всех возможных.
В тех случаях, когда качество определяется не одним, а несколькими показателями, прибегают к средней оценке, получаемой из всех этих показателей.
Наряду с обобщенными показателями пользуются также относительный показатель.
Экспериментальный метод определяет. Наиболее употребительные методы экспертной оценки - ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка.
Ранжирование производится с помощью шкалы порядка - измеряемые объекты выстраивают в порядке по интересующему нас признаку.
Парное сравнение - здесь используется шкала порядка, однако предпочтение устанавливается между всеми объектами попарно - каждого с каждым. Наибольшее распространение имеет все же непосредственная оценка. Она оценивается приблизительно. Эта оценка наиболее высокого класса, чем ранжирование и парное сравнение Она выполняется с помощью шкалы интервалов в абсолютных цифрах либо в процентах.
Раньше о достоинствах или недостатках того или иного продукта судили лишь по уровню спроса: высокий уровень - значит, все в порядке, низкий уровень - следовательно, плохо надо, что-то делать. В современных условиях, если предприниматель не выявил недостатки своего товара, еще до того как их заметил клиент, его опережают конкуренты, и предприятию грозит полный крах. Производство развивается настолько интенсивно, что продукт (результаты производства) устаревает ещё на стадии разработки.
Новый стиль мышления, ориентирующий на « потребителя», был, перенесен из производственной сферы в образовательную. На сегодняшнем этапе в образовании тоже важно говорить уже не об обеспечении, а о развитии качества, то есть постоянном совершенствовании получаемого результата (либо продукта). Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает экономия параметров образовательного процесса. [38, c. 100-105]
Все актуальнее становится вопрос о ясном и четком определении понятия «качество образования». Но, говоря об определениях, нужно иметь в виду, что не все понятия можно определить через другие. Есть группа первичных понятий. К ним и относятся понятия «количество» и «качество».
Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидание и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. Однако факторов (свойств) бесконечное множество. Учесть все трудно. Поэтому выделяют наиболее важные, в первую очередь внутренние факторы, поддающиеся изменению со стороны образовательного учреждения. Факторы, которые в образовательных учреждениях города рассматриваются в полном объеме, используют весь внутренний потенциал образовательных учреждений.
Это нормативно-правовое, учебное и научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Каждая школа, работает над качеством, имеет свой профиль. У каждого учреждения самые заманчивые цели, это и личностный подход, и здоровье, и гуманизация учебного процесса, и индивидуальная траектория. Образовательные учреждения не просто декларируют те или иные принципы, а пробуют разработать инструментарий отслеживания результата образования. Из этого ясно, что какого- то единого понятия качества образования для всех и каждого быть не может. Это радикальный поворот к организованному самоопределению школы, к персоналу акцента на самообеспечение качества образования на уровне отдельного образовательного учреждения. [35, c.5]
Необходимо сформировать социальный, либо производственный заказ, на результат образования, для этого уже сегодня нужно сесть за круглый стол переговоров, выслушать всех социальных партнеров, заказчиков (потребителей) нашего результата. Второй очень важный фактор качества образования это содержание образовательного процесса.
Традиционная знаниевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ отдельных наук. Ученик должен овладеть различными умениями, что бы суметь добиться успехов в жизни, стать активным и успешным членом общества. Знания необходимо рассмотреть в контексте человеческой жизни в целом, а не как самоцель. В чем смысл, если ученик выходит в жизнь, нагруженный знаниями, которые скоро забудет, но без воодушевления и широких интересов. Неслучайно, в педагогической политике становится актуальной деятельностью по овладению общеучебными навыками или ключевыми компетенциями. [32, c. 333]
Установка - на учение - это базовая компетенция, о важности которой трудно спорить. Другая ключевая компетенция: способность видеть и решать проблемы. Здесь акцент делается на стабильной мотивации, на наличии определенной ценностной установки, которая срабатывается в разных областях приложения.
Парадигма компетенции принимается сейчас во всех странах как основной вектор развития образования. Не является исключением и программа модернизации российской школы, где компетентностный подход является как, приоритетное направление. Однако встает вопрос, как можно измерить подобный подход.
Целью исследования являются полный анализ параметров качества образования, а только актуализация тех аспектов, которые на данном этапе поддаются изменению.
Образование-это получение систематизированных знаний и навыков, обучения, просвещения.[21, c. 436].
Образование - совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Качественное образование - это серьезный капитал, залог развития нации, ее приумножения.[33, c.6-7].
Качественное (профессиональное) образование - это благополучие страны и области и вытекающие отсюда последствия обеспечиваются наличием компетентных специалистов всех уровней управления и осуществления производства, других областей деятельности, ориентированных на наиболее перспективные направления экономической, хозяйственной деятельности населения.[18, c.7]
Качество образования находится в прямой зависимости от уровня профессионализма педагогов. Поэтому одна из главных направлений программ развития школы - создание оптимальных условий для самореализации педагогов в их творческой профессиональной деятельности.
1.4 Управление качеством образования
Управлять качеством - это значит наметить основное направление работы по повышению качества. Цель этой работы - создать условия, не допускающие возможности появления некачественной продукции. Для этого должен быть налажен контроль качества изделий: прежде чем улучшать, надо знать, что улучшать.
Сегодня основным видом контроля становится не сплошная проверка, а смотр лишь какой-то их части - так называемый выборочный или статистический приемочный контроль.
Контроль, даже самый совершенный, это лишь первый шаг для улучшения качества. Следующие, что нужно сделать - проанализировать, исходя из результатов контроля, причины появления плохой продукции. Оказывается, несмотря на то, что отклонения параметров от нормы носят случайный характер, можно установить некоторые общие закономерности этого явления.
Среднее квадратичное отклонение--это величина отклонений размера от нормы.
Теория вероятностей дает и предельное значение возможных ошибок. Выход за этот предел также свидетельствует о неблагополучии в производственном процессе и является сигналом для принятия необходимых мер. В теории вероятностей доказывается, что наибольшие отклонения, вызванные случайными причинами, не могут превышать трех средних квадратических отклонений.
Соблюдение точных размеров - это лишь одна сторона улучшения качества производства. Опыт показывает, что уменьшение брака ведет к одновременному улучшению и других показателей
Главная идея управления качеством продукции заключается, в том чтобы, во-первых, установить, соответствует ли качество изделия требуемому, во-вторых, найти причины появления отклонений и, в третьих, своевременно принять меры для устранения этих причин.
Выпуск качественно новой продукции - сложнейшая задача. Решение ее требует повышения квалификации управленческого и производственного персонала. Работа по повышению качества - работа благодарная. Она приносит удивительные результаты.
Управлять качеством образования означает правильный выбор и осуществление механизмов эффективного воздействия на все элементы системы образования, то есть на то, что обеспечивает прямо или косвенно результата образования. [25,c.4]
Чтобы управление было качественным, должен быть постоянный контроль. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостность педагогического процесса с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Управление образовательным учреждением - это планомерное, организованное, научно-обоснованное, систематическое воздействие на коллектив школы с целью обеспечения его оптимального функционирования. [11, c.36].
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города, или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также района отделяя образования.[41, c. 150]
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформированных в законе РФ « Об образовании».
· Единство федерального, культурного и образовательного пространства.
· Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
· Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;
· светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждений; свобода и плюрализм в образовании;
· демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Государственные органы управления - министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах свое компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений; расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирования системы образования в стране и конкретном регионе, определения перечня профессии и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования. [24, c.332]
Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем. Основные признаки управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностью коллективного органа управления - совета школы. Функции и содержание работы совета определяются « Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».
Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкое полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается « временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях». Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штаты, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
· Органами выполнения решения конференций;
· Наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;
· Рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
· Заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;
· Совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создается условия для педагогического образования родителей.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.
Структура управляющей системы школы предоставлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественного полезного труда, старший вожатые, помощник, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень - учащиеся классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик , является объект взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Управление учебным заведением осуществляют директора и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, которая, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необходимыми организаторскими способностями. Функциональные обязанности директора должны быть направлены на качественное управление, чтобы достичь высоких результатов
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены во « Временном положении о государственных общеобразовательных учебных заведениях», на основании которого каждого общеобразовательное учебное заведение разрабатывает свой устав.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
Несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
Предоставляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
Создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
Проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональный обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
Принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
Организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
По согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
Создание условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических экспериментов;
Несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием. Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняется в уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системе в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с деятельностью ученического самоуправления, профориентацией, работы с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директора школы от имени учебного заведения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом учебного заведения.
Руководство отдельными направлениями работы в школы возлагает на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углублением изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.
Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкость распределения прав и обязанностей в административном аппарате школы. По мере необходимости директора школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни - совещания при директоре, заседание педагогических советов и др.
Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап организации. Понятие «организация» выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение постановленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.
В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо, прежде всего, назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, методические семинары, заседание комиссий, клубов и др.
Педагогический совет школы создается в соответствии с «Временными положениями о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации». Состав, структура и содержание его деятельности определяется Уставом школы. Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Детальность совета школы и педагогического совета не дублируют, но дополняют друг друга. Педагогический совет - это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования. Детальность педагогического совета направлена на решение следующих задач:
Обсуждение, оценку и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение форм и методов учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;
Обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, качество учебно-воспитательной работы;
Организацию работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, по развитию творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
Проведения аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайства перед органами управления образования о присвоении категорий, знаний, разрядов;
Рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, а в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения.[18, c. 35]
Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседании педсоветов выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Для того чтобы в какой-то степени разгрузить заседания педагогического совета, в школах используется такая тактика организационная форма, как совещание при директоре. Совещания при директоре является обязательными для преподавателей, администрации, но на них могут приглашаться и другие педагогические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса. Это вопросы успеваемости, соблюдения правил поведения, организации внеурочной деятельности. На совещаниях при директоре могут рассматриваться работа отдельных учителей, выполнение ими стандартов образования, система работа учителей по развитию творческой активности учащихся и др. Периодичность проведения таких совещаний устанавливается директором школы.
Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещание только доля педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий и др. Оперативная организаторская работа директора школы и его заместителей осуществляется и в таких формах, как встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.
Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа - ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.[20, c. 221-223]
Эффективность использования организационных форм управления, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значительности для всех участников педагогического процесса. .[20, c. 221-223]
При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой больших полномочий в оценке качества обучения и воспитание учащихся. С реорганизацией управленческих структур в образовании инспекторские функции возложены на директора школы и его заместителей. В то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием. Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметно с функцией педагогического коллектива, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений.
Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции - направленности на личность учителя. Если это молодой учитель, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем - на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Современный инспектор или директор школы, выполняющий инспекторские функции, должен быть личностью. Их задача не нагнетание страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. К требованиям к внутришкольному контролю относятся: систематичность - данное требование направлено на регулярное проведение контроля, на создание в школе системы контроля, позволяющие управлять всем ходом педагогического процесса; объективность - это проверка деятельности учителя или педагогического коллектива должна проводиться соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев. Действенность - результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков; компетентность проверяющего - она предполагает знание предмета контроля, владения методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.[28, c. 49]