Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Революция в ценообразовании не состоялась, но изменений - хватает!

Революция в ценообразовании не состоялась, но изменений - хватает!

15

Революция в ценообразовании не состоялась,

но изменений - хватает!

Как известно, в Республике Беларусь, в отличие от многих стран бывшего СССР, до сих пор вопросам ценообразования уделяется самое пристальное внимание. Несмотря на общие положения законодательных актов о свободном формировании цен, государственное регулирование ценообразования всегда превалировало над волей самого субъекта предпринимательской деятельности.

Так, поныне действует ст. 6 Закона Республики Беларусь "О ценообразовании", принятого еще в 1999 году, в соответствии с которой в Беларуси на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы), за исключением случаев, предусмотренных этим законодательным актом. Данная норма является общим правилом, и, казалось бы, именно она должна устанавливать основной принцип ценообразования в стране.

Несмотря на это, как раз исключение из общего правила и стало нормой в Республике Беларусь. В то же время наличие данного положения все-таки позволяло надеяться на то, что хотя бы общий вектор государственной политики в сфере ценообразования будет направлен в сторону принципа свободных цен.

Однако недавние события, известные, наверное, каждому, кто имеет мало-мальское отношение к коммерческой деятельности в сфере торговли, а именно принятие Министерством экономики Республики Беларусь постановления от 27.08.2008 № 179 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства экономики Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 156" (далее - Постановление № 179), показало обратное. Государственное администрирование в сфере ценообразования не просто усиливается, а приобретает превалирующий характер.

Впрочем, по мнению автора, иного быть не могло. И это вполне объяснимо, ведь так хочется найти простое решение сложных проблем! Использование жестких административных методов регулирования цен при наличии хотя бы и не очень развитой, но все-таки рыночной экономики, довольно спорно, так как требует огромных ресурсов и контроля как за принимаемыми решениями, так и за их исполнением. Наверное, подобные подходы вполне могли бы оправдать себя в условиях командно-административной системы управления, но при столкновении с интересами частного капитала ее использование должно быть минимизировано, только тогда оно будет достаточно эффективным.

Как известно, Постановление № 179 предусмотрело настолько жесткие рамки для субъектов предпринимательства, осуществляющих торговлю импортными товарами, что это вызвало непонимание даже у государственного сектора торговли, не говоря уже о частном бизнесе.

В результате ошибочность положений Постановления № 179 признали даже в Правительстве Беларуси, в связи с чем оно так и не успело вступить в силу. С 14 сентября 2008 г. (даты планируемого введения в действие Постановления № 179) оно было отменено принятым на две недели позже постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" (далее - Инструкция). Данным нормативным актом было признано утратившим силу и Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (по состоянию на 27.08.2008) (далее - Положение № 43), со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями, которых за прошедшие годы накопилось целых 21 (!).

Таким образом, с 14 сентября 2008 г. основным документом в области ценообразования (не считая законодательных актов) является Инструкция, ключевые положения которой мы и рассмотрим.

Инструкция не внесла революционных изменений в порядок ценообразования, как это могло бы произойти в случае принятия Постановления № 179. Несмотря на данный отрадный факт, изменения оказались достаточно существенными, в особенности они затронули интересы импортеров и субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую и розничную торговлю.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что объем текста Инструкции по сравнению с Положением № 43 несколько уменьшился. Кроме того, разработчики Инструкции придали этому документу более логичную структуру. Теперь она разделена на 7 глав, каждая из которых регулирует отдельный вопрос ценообразования.

Инструкция (Положение № 43) содержит нормы, определяющие порядок оформления документов при формировании цен и тарифов (глава 7). В то же время эти нормы регламентируют именно порядок оформления документов при формировании цен, а не каких-либо других бумаг. Напомним, что п. 2.2 Положения № 43 было предусмотрено обязательное указание в товарно-транспортных (товарных) накладных цены товара, поставляемого субъектам хозяйствования, осуществляющим торговую деятельность, с франкировкой.

Кроме того, п. 4.3 Положения № 43 было установлено, что при поставке продукции (товаров) импортного производства субъекты хозяйствования, осуществившие их ввоз в республику, указывают в товарно-транспортных (товарных) накладных название страны, откуда ввезен товар, сформированную отпускную цену без выделения размера оптовой надбавки (кроме поставок товаров импортного производства, по которым установлен предельный уровень оптовой надбавки на всех участвующих посредников) и иные реквизиты, предусмотренные этими документами, в том числе обоснование цены.

Следует отметить, что Инструкция таких норм не содержит, поскольку регулирование правоотношений в сфере оформления первичных документов Министерством экономики осуществляться не должно. Вообще говоря, это прерогатива Министерства финансов. В частности, действует постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001 № 53 "Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению" (далее - Постановление № 53) (по состоянию на 28.06.2007), которое устанавливает порядок заполнения указанных накладных. Более того, ни бланк товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, ни Инструкция по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, утвержденная Постановлением № 53 (далее - Инструкция по заполнению ТТН-1), не содержат граф и требований об указании в данной накладной франкировки.

В то же время обстоятельство, что Инструкция не содержит нормы, аналогичной содержавшейся в п. 4.3 Положения № 43, порождает и определенные проблемы. В частности, ранее довольно часто возникали вопросы, связанные с указанием в накладной страны ввоза. Положение № 43 и Инструкция по заполнению ТТН-1 содержали различные нормы, регламентирующие данный вопрос, при этом норма Положения № 43 была более полной. В Инструкции по заполнению ТТН-1 говорится лишь о необходимости заполнения сведений о том, из какой страны ввезен товар, без указания на то, кто должен приводить эту информацию.

В Инструкции теперь прямо предусмотрено, что ее положения не распространяются на определение цены договоров:

- купли-продажи ценных бумаг и недвижимости;

- банковского кредита, факторинга, банковского вклада (депозита), банковского счета, по исполнению иных банковских услуг;

- займа;

- комиссии, поручения и доверительного управления имуществом (в части определения размера комиссионного вознаграждения);

- транспортной экспедиции;

- страхования;

- заключаемых на торгах на биржах, аукционах или конкурсах;

- интеллектуальной собственности.

В то же время нужно отметить, что в Инструкции не указано, что ее положения не распространяются на определение цены в договорах аренды различного рода имущества, что в свое время вызывало множество вопросов. Однако это вовсе не означает, что стороны договора аренды (и арендодатель, в частности) должны соблюдать положения Инструкции и определять размер арендной платы в соответствии с ее требованиями. Ссылка на договор аренды отсутствует в комментируемом нормативном акте по той простой причине, что договор аренды вообще не относится к договорам об оказании услуг (аренда услугой не является), а согласно п. 1 Инструкции она распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь.

Как и ранее, п. 4 Инструкции предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности устанавливают цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в белорусских рублях, а определение их в иностранной валюте (условных единицах) допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

Пунктом 5 Инструкции установлено, что отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли. Данная норма существенного изменения по сравнению с Положением № 43 не претерпела. Но, как и прежде, существуют исключения из этого правила, касающиеся формирования цен импортером.

Формирование цен импортером

Можно напомнить, что ранее согласно п. 2.13 Положения № 43 отпускные цены на товары иностранного производства, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, формировались на внутреннем рынке субъектами хозяйствования - импортерами. При этом отпускные цены на товары иностранного производства, предназначенные для непосредственного потребления гражданами, а также для использования в качестве сырья, материалов при производстве продукции общественного питания, оказании платных услуг населению, формировались исходя из контрактных цен, расходов по импорту, доработке товаров (расфасовка, сборка, упаковка, доукомплектование, смешивание, восстановление, нанесение логотипа), в том числе со включением учетной цены использованных материалов, иных расходов по осуществлению оптовой деятельности, налогов и неналоговых платежей согласно налоговому и бюджетному законодательству, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка (за исключением товаров, в отношении которых Министерством экономики установлен иной порядок).

Кроме того, Положение № 43 устанавливало, что отпускные цены на товары иностранного производства, предназначенные для других целей, отличных от указанных выше, формировались суммированием следующих величин: контрактных цен; таможенных платежей и иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров; расходов по доставке до пункта назначения, страхованию, по оплате услуг в области таможенного дела, процентов по кредитам (займам, гарантиям), по оплате услуг банков; вознаграждения поверенному, комиссионеру и иному аналогичному посреднику, обеспечивающему исполнение данного импортного контракта, с добавлением к перечисленным расходам оптовой надбавки, уровень которой не должен был превышать 30%.

Таким образом, Положение № 43 предусматривало различные правила в отношении формирования цен на товары, предназначенные для непосредственного потребления гражданами, использования в качестве сырья, материалов при производстве продукции общественного питания и оказании платных услуг населению и на товары, предназначенные для иных целей. Во втором случае их максимальный размер ограничивался максимально возможной надбавкой в размере 30%.

Пункт 12 Инструкции содержит первое из существенных отличий от Положения № 43. В соответствии с ним отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности для последующей реализации на территории Республики Беларусь, формируются путем добавления оптовой надбавки в размере не более 30% к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по страхованию, процентов по кредитам, за исключением товаров, входящих в приложение 1 к Инструкции, отпускные цены на которые формируются с учетом конъюнктуры рынка. Как и прежде, Инструкция устанавливает, что контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату формирования цены.

Важнейшее изменение, внесенное в порядок формирования цен, состоит в том, что теперь общим правилом является ограничение цен предельной оптовой надбавкой в размере 30%. Такое ограничение применяется в отношении любых товаров, за исключением поименованных в приложении 1 к Инструкции. Иными словами, если ранее импортер при формировании цен на товары, предназначенные для реализации гражданам, вообще не был ограничен предельными надбавками (ограничение существовало только для товаров производственного назначения), то теперь он ограничен по всем группам товаров независимо от их назначения, за исключением лишь некоторых групп товаров.

Перечень таких товаров (далее - Перечень № 183), содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, включает в себя следующие виды непродовольственных товаров (шрифтом выделены позиции, отсутствовавшие ранее в аналогичном перечне, являвшимся приложением 6 к Положению № 43 (далее - Перечень № 43), или измененные по сравнению с ним): 1) автомобили; 2) белье постельное; 3) велосипеды и мотоциклы; 4) галантерея; 5) головные уборы (кроме товаров для детей); 6) изделия народных художественных промыслов и ремесел; 7) инструменты; 8) канцелярские принадлежности и канцелярские машины; 9) ковры и ковровые изделия; 10) масла автомобильные синтетические и полусинтетические; 11) музыкальные инструменты; 12) мыло туалетное (кроме детского); 13) меха и меховые изделия (было - верхняя одежда из натурального меха); 14) нитки; 15) носители аудио- и видеоинформации; 16) одежда (кроме товаров для детей); 17) парфюмерно-косметические товары; 18) посуда металлическая, стеклянная, фарфоро-фаянсовая и керамическая (было: изделия из стекла, изделия фарфоро-фаянсовые и гончарные иностранного производства); 19) синтетические моющие средства; 20) средства для выращивания растений (торф, грунты, биогумус, оксидат торфа); 21) средства по уходу за животными и растениями; 22) сувениры; 23) телефаксы; 24) телефонные аппараты (было: радиотелефоны и сотовые телефоны); 25) ткани; 26) товары для физической культуры, спорта и туризма (было: товары для физической культуры, спорта и туризма, кроме спортивной одежды и обуви); 27) трикотажные изделия (кроме товаров для детей); 28) фотокинотовары (было - кинокамеры и фотоаппараты); 29) часы; 30) ювелирные изделия.

Кроме того, в тот же перечень включены и некоторые виды продовольственных товаров: 31) желатин и его производные пищевых сортов; 32) заменитель сахара для больных сахарным диабетом; 33) икра красная, черная; 34) крупа (рис, гречка, пшено); 35) масло растительное (кроме подсолнечного и рапсового); 36) овощи, фрукты замороженные; 37) оливки, маслины; 38) табачные изделия, кроме реализуемых по регулируемым ценам.

Простейший анализ позволяет определить, что действующий перечень достаточно узок и большое количество товаров, которые ранее не ограничивались предельной оптовой надбавкой, теперь в него не попали. К ним относятся следующие виды товаров: верхняя одежда из кожи, цветочная продукция (цветы срезанные и горшочные), светильники и люстры иностранного производства, бижутерия, рыба деликатесная (лосось, семга, кета и т.п.), вычислительная техника, электротовары иностранного производства, мебель (гарнитуры, наборы, секции), пиво иностранного производства, бумажно-беловые товары (кроме школьно-письменных принадлежностей), обувь кожаная (кроме детской), чулочно-носочные изделия (кроме детских) и самое главное - прочие непродовольственные товары иностранного производства, не включенные в перечисленные в Перечне № 43 группы товаров.

Кроме введения предельной оптовой надбавки в размере 30%, импортеры были ограничены и в ином плане. В частности, ранее в соответствии с п. 2.13 Положения № 43 импортер формировал цену суммированием следующих величин:

- контрактных цен;

- таможенных платежей и иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров;

- расходов: по доставке до пункта назначения, страхованию, по оплате услуг в области таможенного дела, процентов по кредитам (займам, гарантиям), по оплате услуг банков;

- вознаграждения поверенному, комиссионеру и иному аналогичному посреднику, обеспечивающему исполнение данного импортного контракта, с добавлением к перечисленным расходам оптовой надбавки, уровень которой не должен превышать 30%.

Теперь же согласно п. 12 Инструкции отпускные цены формируются импортером путем добавления оптовой надбавки в размере не более 30% к сумме:

- контрактных цен,

- таможенных платежей,

- транспортных расходов,

- иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров,

- по страхованию,

- процентов по кредитам.

Как видим, действующая Инструкция не содержит положений, предусматривающих право импортера учитывать при формировании отпускной цены вознаграждения поверенному, комиссионеру и иному аналогичному посреднику, обеспечивающему исполнение данного импортного контракта, что может существенно сказаться на работе по таким видам договоров.

При всем сказанном, нельзя не обратить внимание на тот факт, что теперь импортеры, реализующие товары, предназначенные для производства, но перечисленные в приложении 1 к Инструкции, не ограничены предельной 30%-ной оптовой надбавкой. Хотя, конечно, из перечисленных в приложении 1 товаров использовать в производственной деятельности можно лишь единицы (например, ткани, нитки и инструменты)…

Применение надбавок при осуществлении оптовой торговли

Исходя из п. 21 Инструкции торговые организации, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства, взимают оптовую надбавку к отпускным ценам, сформированным в соответствии с данным нормативным актом, в размере не более 20% независимо от количества участвующих торговых организаций, за исключением товаров из Перечня № 183, на которые оптовые надбавки определяются с учетом конъюнктуры рынка, если законодательством не установлено иное.

Напомним, что ранее п. 2.11 Положения № 43 было предусмотрено, что при поставках продукции (товаров) внутри республики через снабженческо-сбытовые (управления производственно-технической комплектации), оптовые предприятия и иные субъекты хозяйствования, одним из видов деятельности которых является оптовая торговля (при условии ведения раздельного учета по оптовым операциям), оптовая надбавка (наценка) к отпускной цене, сформированной в соответствии с п. 2.2 Положения № 43 или импортером (если не было установлено ограничения по уровню взимаемой оптовой надбавки на всех участвующих посредников), не могла превышать 20% независимо от количества участвующих оптовых продавцов.

Как видим, в части ограничения максимального размера оптовой надбавки, которую может применить оптовая организация, существенных изменений не произошло. По-прежнему это 20%, причем независимо от количества посредников. В то же время если обратиться к случаям, когда размер надбавки не ограничивается, то изменения оказываются достаточно серьезными.

В частности, ранее торговые организации при реализации всех товаров из Перечня № 43 могли применять оптовую надбавку с учетом конъюнктуры рынка, а не ограниченную 20%. С учетом того что Перечень № 183 не содержит многих товаров, которые были свободны от ценовых ограничений (см. выше), данные изменения не могут не сказаться на торговле такими товарами (скорее всего, с ними возникнут определенные проблемы, если не сказать больше).

Но самое главное отличие Инструкции от ранее действовавшего нормативного акта заключается в том, что теперь Перечень № 183 содержит 38 видов конкретных товаров (т.е. является "закрытым"), в то время как Перечень № 43 предусматривал возможность применения оптовых надбавок с учетом конъюнктуры рынка и в отношении любых других непродовольственных товаров иностранного производства, по тем или иным причинам не попавшим в него.

Отметим, что, как и в случае с формированием цен импортером, торговая организация в настоящее время вправе применять оптовую надбавку с учетом конъюнктуры рынка на любые товары, перечисленные в Перечне № 183, независимо от того, предназначены ли они для производства или для непосредственного потребления гражданами.

В Инструкции также предусмотрено, что поставка товаров, приобретаемых у нерезидентов Республики Беларусь на территории нашей страны (за исключением случаев приобретения продавцом-нерезидентом товаров иностранного происхождения у резидента), осуществляется по ценам, определяемым продавцом, с добавлением оптовой надбавки в размере, не превышающем 20%, независимо от количества участвующих посредников.

В соответствии с п. 22 Инструкции организации оптовой торговли, производящие фасовку продовольственных товаров в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, взимают оптовую надбавку в размере, не превышающем 20% к отпускной цене, увеличенной на сумму расходов по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата рабочих, производящих фасовку, амортизация оборудования).

При доработке непродовольственных товаров, направленной на улучшение и (или) придание им дополнительных потребительских свойств, оптовая надбавка взимается к отпускной цене товара, увеличенной на сумму этих расходов.

Определение цен в розничной торговле

Не остались без внимания разработчиков Инструкции и торговые организации, осуществляющие розничную торговлю. На первый взгляд (как и при формировании цен импортером или взимании оптовых надбавок) торговая надбавка сохранила свой предельный размер на уровне 30%, как было предусмотрено Положением № 43. Однако это только кажется, потому что достаточно существенно изменены порядок и случаи применения такой надбавки.

В частности, в соответствии с п. 25 Инструкции розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, определяются путем суммирования:

- отпускных (закупочных) цен;

- торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, не превышающем 30% (кроме товаров, указанных в ч. 2 п. 25). При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки.

В свою очередь, ч. 2 п. 25 Инструкции установлено, что торговые надбавки к отпускным ценам применяются:

- на социально значимые товары и иные отдельные группы товаров в размерах, устанавливаемых Министерством экономики Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами;

- на товары по Перечню № 183 в размерах, определяемых субъектами предпринимательской деятельности с учетом конъюнктуры рынка.

Как видим, в данном случае торговые надбавки, как и оптовые, также применяются с учетом конъюнктуры рынка только на ограниченный ("закрытый") перечень товаров.

Таким образом, основное изменение коснулось опять-таки перечня товаров, на которые торговая надбавка применяется с учетом конъюнктуры рынка (он существенно сужен).

Применение новых правил ценообразования

во времени

Большое количество споров и вопросов вызвала норма Постановления № 183, определяющая момент вступления его в силу. В частности, в соответствии с п. 3 комментируемого нормативного акта новые правила, изложенные в Инструкции, вступают в силу с 14 сентября 2008 г. и не распространяется на цены на товары, отгруженные и (или) оплаченные на территории Республики Беларусь на дату вступления в силу данного постановления, а также на определенные в установленном порядке до указанной даты розничные цены на товары, находящиеся в объектах розничной торговли.

Отдельными специалистами даются разъяснения, согласно которым отгруженными признаются только те товары, которые были переданы покупателю вместе с накладными с указанием в них сформированной цены, либо которые находятся на складе при условии, что на них также уже выписаны накладные с указанием цены.

В то же время следует признать, что отгруженными не могут не считаться и те товары, которые отгружены без оформления накладной. Ее отсутствие является нарушением, но не может исключать сам факт отгрузки, ибо тогда необходимо сделать вывод об отсутствии нарушения: нет накладной, но нет и отгрузки (!), соответственно - нет и нарушения.

Кроме того, в п. 3 Постановления № 183 и не говорится об отгрузке с указанием цены в накладной, а упоминается лишь сам факт совершения отгрузки.

В рассматриваемой норме использовано словосочетание "отгруженные и (или) оплаченные". С учетом этого необходимо признать, что данное условие будет считаться выполненным, если: 1) товар отгружен, но не оплачен; 2) оплачен, но не отгружен; или 3) оплачен и отгружен. Причем, на наш взгляд, оплата может быть как полной, так и частичной, и ее форма также не имеет значения (произведена она наличными средствами или в безналичном порядке). Более того, по нашему мнению, под оплатой следует понимать не только "прямую" оплату денежными средствами, но и любое прекращение обязательства по оплате товара, поскольку прекращено оно может быть не только путем непосредственного исполнения денежного обязательства.

Вопросы может вызвать и формулировка "отгруженные и (или) оплаченные на такую-то дату". В частности, можно ли считать удовлетворяющими этому признаку товары, отгруженные непосредственно 14 сентября 2008 г.? По-видимому, нет, хотя данный вопрос достаточно спорен.

Но основные проблемы возникают даже не с этими ситуациями, а с распространением действия Постановления № 183 на прошедший период.

Основной целью "появления" п. 3 в Постановлении № 183 является исключение возможности придания обратной силы положениям данного нормативного акта.

Как известно, ст. 104 Конституции Республики Беларусь гласит, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Данная норма получила более развернутое толкование в ст. 67 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее - Закон о правовых актах), согласно которой нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Кроме того, в Законе о правовых актах указано, что придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

В связи с этим следует отметить, что в Постановлении № 183 использован несколько иной подход, в результате чего действие Инструкции в определенной степени было распространено на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу. А с учетом того что постановление не является законодательным актом, такой подход считается неправомерным.

В частности, п. 3 Постановления № 183 предусмотрено, что оно не распространяется на цены на товары, отгруженные и (или) оплаченные на территории Республики Беларусь на дату вступления в силу данного постановления, а также на определенные в установленном порядке до указанной даты розничные цены на товары, находящиеся в объектах розничной торговли. Это означает, что возможны ситуации, когда импортеры будут лишены возможности продавать (отгружать) уже приобретенные (оплаченные) или отгруженные в их адрес товары, цены на которые они сформировали с применением надбавки, определенной с учетом конъюнктуры рынка, причем до вступления в силу Инструкции.

Отметим, что гражданское законодательство не исключает возможности продажи товаров, которые будут приобретены продавцом в будущем. Более того, в сфере торговли как раз данные сделки и получают все большее распространение. Таким образом, может иметь место ситуация, когда стороны заключенного до вступления в силу Постановления № 183 договора преду­смотрели в нем цену товара, которую импортер, разумеется, определил без учета новых правил (он их просто не мог знать!), т.е. применил надбавку с учетом конъюнктуры рынка, так как правила, действовавшие на момент определения цены допускали это. В этом случае возложение на стороны договора обязанности изменить его цену необходимо рассматривать именно как придание Постановлению № 183 обратной силы, что, на наш взгляд, недопустимо.

Некоторые специалисты считают, что в данном случае нормативному акту вроде как и не придается обратная сила, но при этом сам вопрос, необходимо ли "переоценивать" товары, содержит в себе ответ. Ведь если импортер определил цену на товары в период применения Положения № 43, то изменение цены в соответствии с требованиями Инструкции будет ни чем иным, как приданием ее нормам обратной силы, так как они распространяются на уже имевшие место правоотношения - определение цены в прошедшем периоде.

Основная проблема в данном случае заключается даже не в самом факте изменения договора, она находится в экономической плоскости. Деятельность любого субъекта хозяйствования не состоит из отдельных фактов, она представляет собой непрерывный процесс, который нельзя разрывать на какие-то части.

Кстати, в самом п. 3 Постановления № 183 упоминается, что оно не распространяется на определенные до указанной даты розничные цены на товары, находящиеся в объектах розничной торговли. Получается, что в отношении розничных цен и цен импортера необходимо применять различный порядок вступления в силу одного и того же нормативного акта, что следует признать ошибочным.

Толкование нормы, касающейся определения цен розничным звеном, которая исключает право торговой организации применять торговую надбавку с учетом конъюнктуры рынка на товары, которые не попали в Перечень № 183, также создает определенные проблемы. Представим себе ситуацию, когда розничный магазин до вступления Инструкции в силу приобрел непродовольственный товар импортного производства, который не указан в Перечне № 183, но сформировать цену на него не успел. При этом продавец товара применил в его отношении оптовую надбавку, например, в размере 35%.

По нашему мнению, в подобном случае субъекты торговли вправе определять розничную цену на товары по правилам, действовавшим до вступления Инструкции в силу, и применять торговую оптовую (надбавку) с учетом конъюнктуры рынка, в противном случае они могут оказаться в ситуации, когда им придется продавать товар по цене ниже цены приобретения.

Вообще говоря, при применении новых правил ценообразования необходимо учитывать тот факт, что они имеют предметом регулирования правоотношения по формированию цен, которые невозможно полностью разделить на правоотношения с участием импортера, оптовой и розничной организации. Ведь сама Инструкция предусматривают, что импортер формирует цены, принимая во внимание контрактую цену, оптовик обязан учитывать цену импортера, а розничное звено - учитывать и цену импортера, и надбавку оптовика. Другими словами, весь процесс ценообразования взаимосвязан, поэтому его нельзя разделить на "составные элементы" и часть правоотношений, связанных с формированием цен импортером, регулировать нормами Положения № 43, а другую часть - Инструкцией. Подобный подход неизбежно приводит к неразрешимым проблемам.

В завершение отметим, что на сегодняшний день проблемам придания обратной силы правовым актам уделяется очень мало внимания, нормативное регулирование этого вопроса несовершенно, а он достаточно серьезен, что и показывает случай с Постановлением № 183.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапова И.И. "История экономической мысли" М., Изд-во "Тандем", 1998 г

2. Казаков А.П., Минаева Н.В. "Экономика", М., Изд-во "Тандем", 1998 г.

3. Климко Г.Н., Нестеренко В.П., «Основы Экономической теории» г. Киев 1997.

4. Костюк В.Н. История экономических учений - М.: Центр, 1997.- 224с.

5. Мамедов О. Ю. « Современная экономика» г. Ростов на Дону 1998г.

6. Майбурд Е.М. "Введение в историю экономической мысли" М., 1996 г.

7. История экономических учений/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М, 2000.

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений - М.: ИНФРА-М, 1999.- 320с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека