Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Роль цены в рыночной экономике

Роль цены в рыночной экономике

2

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Роль цены в рыночной экономике 2
  • 2. Виды цен мирового рынка 4
  • 3. Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен 5
  • Список используемой литературы 9
1. Роль цены в рыночной экономике

Категория цены представляет собой важнейший элемент рыночной системы хозяйствования. Понятие цены исторически формировалось параллельно развитию отношений обмена.

Единого мнения в отношении определения цены не существует. Представители разных школ дают разные определения цены товара или услуги. В теории ценообразования известны два базовых направления: теория трудовой стоимости и теория предельной полезности. Представители каждого направления понимают категорию цены совершенно по-разному.

Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Иногда дается такое определение цены: «Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать

На бытовом уровне цена является очень широким понятием. Оно происходит от славянского корня «наказание», «возмездие». Цены постоянно изменяются, однако их изменение не всегда указывает на изменение каких-либо характеристик продаваемого товара Это может происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категории происходив столкновение интересов продавцов и покупателей. Давно известно, что продавец стремится подороже продать, а покупатель старается его подешевле купить

Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм, В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другим и механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).

Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.

У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразовании устанавливаются органами высшего руководства.

В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит, средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлении о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).

2. Виды цен мирового рынка

Цены производителей отражают все денежные затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции.

Контрактные цены отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставок и платежа.

Биржевые котировки - цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах, являются ценами реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и сроков поставки, валюты платежа и т.д.

Цены аукционов близки к котировкам биржи, т. к. отражают реальные цены реальных сделок.

Справочные цены - это цены, публикуемые продавцами сырьевых товаров, а также их ассоциациями. Они не отражают реального уровня контрактных цен, отличаясь от них на величину скидок, предоставляемых продавцами покупателю.

Прейскуранты и ценники - показатель цен готовых изделий потребительского и производственного назначения. Прейскурантные цены по сути аналогичны справочным ценам на сырьевые товары.

Цены предложений. В ответ на запрос покупателя продавец направляет предложение на продажу, в котором содержатся предполагаемые условия поставки, платежа и цены. Цены предложений отличаются от контрактных цен, т. к. корректируются в ходе переговоров. В целом они отражают уровень реальных цен по сравнению с прейскурантными и справочными.

Индексы цен представляют собой относительные показатели, отражающие динамику цен, но не дающие представления об их уровне.

Расчетные цены представляют собой результат приближенного расчета на основе косвенной информации:

цен на аналогичные изделия,

затрат на производство,

любой другой информации, взаимосвязанной с конкретным товаром.

Приведение первичных данных к контрактным (реальным) ценам - это искусство, основанное на глубоком изучении своего товара, закономерностей ценообразования и применения математических методов статистики, факторного и факторно-стоимостного анализа.

Правила приведения цен.

Полученные из разных источников конкурентные материалы приводятся к масштабу базового товара по количественным показателям, а затем рассчитывается цена одного изделия (весовой единицы и т.п.).

Поправка на комплектацию (вычитание или добавление комплектующих материалов).

Пересчет цены, выраженной в конкретной валюте, к базовой валюте по соответствующему курсу.

То же на дату предполагаемого платежа.

Пересчет по условиям платежа (платеж наличными ниже, чем при продаже в кредит) обычно приводят к условиям оплаты наличными.

Приведение по базису поставки.

Поправка на уторговывание (если цена предложения продавца).

Поправка на технико-экономические различия.

3. Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен

Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль - это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене.

После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль (по-другому называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Чистая прибыль по решению собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления.

За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятия, а также содержание учреждении социальной сферы детских яслей, садов, пионерских лагерей и др.).

Предполагается, что рациональный предприниматель должен быть нацелен на получение максимально возможного объема прибыли.

Государство также должно быть заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, так как в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета.

В условиях инфляции рост прибыли может быть определенным вкладом рост цен. Так, либерализация цен в 1992 г. Позволила предприятиям на первых порах не только переложить на потребителя подорожание в смежных отраслях (и прежде всего энергоносителей), но и получить некоторую сверх прибыль.

Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли - величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существую множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельное! » продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.

Прибыль от реализации продукции по свободным оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между выручкой от реализации продукции и товаров по свободным отпускным ценам, без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами, включенными в себестоимость (на производство и реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не предусматривается. Вместе с тем налоговая практика свидетельствует о том, что при установлении цены конкретного изделия в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере не менее 25%.

Одной из сложных проблем ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. В настоящее время действует Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях», принятый Государственной Думой 19 июля 1995 г. Этим законом деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:

* транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

* транспортировка газа по трубопроводам;

* услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

* железнодорожные перевозки;

В соответствии с введенным в действие с 01 апреля 1999 г. Федеральным законом РФ от 31 марта 1999 г.62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федорами "О налоге на прибыль предприятий и организаций"» установлены следующие ставки по налогу на прибыль: в федеральный бюджет - 11%, в бюджет субъектов РФ - не выше 19%.

* услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

* услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В соответствии с законом в качестве одного из методов регулирования деятельности естественных монополий следует применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) и их предельного уровня.

В отечественной практике регулирования цен на продукцию естественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу. Данный норматив рентабельности определяется с учетом того, что предприятия - естественные монополисты должны за счет получаемой от своей хозяйственной деятельности прибыли осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а также выплачивать дивиденды акционерам.

Список используемой литературы

1. Цены и ценообразование. / Под. Редакцией В.Е. Есипова. - СПб: Питер, 2001.

2. Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салемжанов, О.В. Португалова, В.Е. Новиков и др.; Под ред. И.К. Салемжанова. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.

3. Цены и ценообразование.4-е издание. - СПб: Питер, 2004.

4. Ценообразование: Учеб. пособие/ Под ред. Г.А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2005.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека