Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Роль государства в регулировании хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса

Роль государства в регулировании хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса

2

Оглавление

  • Введение
    • 1. Сущность и значение малого бизнеса в экономике страны
    • 1.1 Критерии определения малого предприятия
    • 1.2 Роль малого бизнеса в экономических отношениях
    • 1.3 Антимонопольное законодательство России
    • 1.4 Система органов поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации
    • 2. Основные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса
    • 2.1 Налоговый учет на малом предприятии
    • 2.2 Бухгалтерский учет на малом предприятии
    • Список сокращений
    • Библиографический список литературы
Введение

Малый бизнес - разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление нельзя понять, а развитие действенно регулировать в отрыве от той специфики, от места и времени его формирования. Малый бизнес - это форма организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, а также по масштабу оборота предприятия и, деятельность индивидуальных предпринимателей, организованная по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей). Для малого бизнеса характерны: редкое использование начального заемного капитала; высокие административно - управленческие издержки; слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования; исключительно сильная зависимость от местной власти и местного рынка; особые "теневые стороны" деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).

Однако есть и другие существенные особенности. В условиях трансформации экономического потенциала России в период "перестройки" и реформ малый бизнес сыграл весьма важную роль в создании новой региональной и местной экономики. Фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить большую экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства регионов, городов и сельских районов.

Малый бизнес в России стал самой распространенной формой самоорганизации некапиталоемкой рыночной деятельности с ориентацией исключительно на региональный и местные рынки. Малый бизнес на всех территориях занял те ниши, которые открылись с ликвидацией государственной монополии на экономическую деятельность и которые не сразу были захвачены крупным и средним капиталом.

Согласно данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по стране составило 843 тыс. или около 25% общего количества учтенных в государственном регистре предприятий и организаций. По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой эти показатели весьма скромные и это связано с нерешенными проблемами, которые продолжают тормозить дальнейшее развитие малого бизнеса в России. Учитывая это обстоятельство, государство определило одной из первоочередных задач социально - экономического развития страны осуществление более действенной предпринимательской политики, направленной на стимулирование малого бизнеса.

Малое предпринимательство - особый вид хозяйственной деятельности, специфика которой определяет особую роль государства в ее регулировании. Основными направлениями государственного регулирования предпринимательства являются: регистрация и лицензирование налогообложение и бухгалтерский учет. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности заключается в том, что в процессе ведения такой деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не должны входить в конфликт друг с другом.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация; заключение договоров в целях выполнения целевых программ и для удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование должно быть направлено на стимулирование предпринимательской деятельности.

С точки зрения содержания государственного регулирования, оно подразделяется на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование хозяйственной деятельности и контроль за ней.

Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода, или напротив, поддержания ее соответствующим состоянием. Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль за ее ведением.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в следующем: постиндустриальная стадия общественного производства, с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установило новые ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится способность преобразовывать условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя и дальнейшее развитие малого бизнеса в новых условиях возможно лишь при действенной предпринимательской политике и поддержке государства.

Цель выпускной квалификационной работы - определение роли государства в регулировании хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса

Задачи выпускной квалификационной работы: определить критерии и значение малого бизнеса в экономике страны; рассмотреть основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности в малом бизнесе; рассмотреть порядок налогообложения и бухгалтерского учета на малых предприятиях.

При написании выпускной квалификационной работы была систематизирована и обобщена информация о малом бизнесе, полученная из различных научных источников. К ним относятся монографии докторов экономических наук Ичитовкина Б.Н., Рубе В.А., Фирсова В.А. и других авторов. Были использованы также учебные пособия по предпринимательству и периодическая литература.

Основой для проведения анализа государственного регулирования хозяйственной деятельности и государственного контроля (представленного во втором разделе выпускной квалификационной работы) является: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, Положение о бухгалтерском учете и др., а также комментарии специалистов.

Предметом исследования является содержание методов и форм государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса.

1. Сущность и значение малого бизнеса в экономике страны

1.1 Критерии определения малого предприятия

Развитие современного малого предпринимательства относится еще ко временам перестройки, когда малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Начало этому процессу положили следующие законодательные акты:

Закон СССР "О кооперации" (26.08.1988), который создал особые привилегированные условия для развития кооперативной формы собственности и способствовал оттоку квалифицированной рабочей силы государственных предприятий в кооперативы;

"Положение об организации деятельности малых предприятий" (06.06.1988) - способствовало созданию в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении расчетного дохода;

Закон СССР "О предприятии в СССР" (04.06.1990) провозгласили равенство организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности.

8 августа 1990 г. было принято постановление Совета министров СССР № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий". В преамбуле этого постановления отмечается, что переход к рынку требует ускоренного создания сети малых предприятий, которые бы активизировали структурную перестройку экономики, предоставили свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечили быструю окупаемость затрат и оперативно реагировали бы на изменения потребительского спроса. Были перечислены и задачи, которые должны решить малые предприятия и которые не смогли в течение десятков лет решить наши "гиганты пятилеток". А именно способствовать:

быстрому насыщению рынка товарами и услугами;

преодолению отраслевого и регионального монополизма;

расширению конкуренции, выбора для покупателей;

внедрению достижений научно технического прогресса (НТП);

повышению экспортного потенциала.

Уже из простого перечисления задач, которые стоят перед малыми предприятиями, видна их роль в радикализации экономической реформы. Но хотя в постановлении и отмечается, что малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности, но частная собственность все еще не получает гражданства, и в этом ограниченность всех трех документов предперестроечной эпохи, хотя частичная легализация частного предпринимательства уже произошла, но уголовная ответственность за частнопредпринимательскую деятельность сохранялась вплоть до 1990 г.

Количественные критерии малого предприятия первоначально были зафиксированы в постановлении № 790, о котором речь уже шла выше. Далее не раз рассматривались законодателями. Для современного развития данного сектора основополагающим явился закон РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Здесь под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким: юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Согласно этому закону были изменены количественные критерии малого предприятия в сторону уменьшения: в промышленности, строительстве и на транспорте малым считается предприятие, использующее до 100 человек, в научно-технической сфере - до 60 человек, в оптовой торговле - до 50 человек и в сторону увеличения -в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек, в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В настоящее время вопрос о критериях отнесения малого бизнеса остаются нерешенным. Однако Правительство России продолжит обсуждение критериев отнесения предприятия к малому бизнесу, по словам министра финансов России А. Кудрина во втором полугодии 2004 года [22. С.56].

1.2 Роль малого бизнеса в экономических отношениях

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. На малых предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивают при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют научно-технический прогресс, выполняют другие важные для хозяйства функции. Значение малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к современным условиям рынка.

Предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с присущими именно ему закономерностями. Структурный элемент этого сектора - разнообразные предприятия в истинном смысле слова - действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство. Этот принцип, реализуемый лишь в условиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность, увеличить хозяйственный оборот [15. C.65].

Малые предприятия они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Характерными для малого бизнеса являются: небольшое количество работников, виды и объем предоставляемых услуг, территориальная ограниченность и обозримость предприятия. Малые предприятия, вступая в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам. Малый бизнес все более активно выполняет функции накопления капиталов, что особенно важно для переходного состояния российской экономики. В то же время малое предпринимательство, испытывая неблагоприятное влияние инвестиционного климата, развивается явно недостаточно в производственной и инновационной сферах. Объемы инвестиций, особенно из бюджетных источников, в относительных величинах в течение последних лет продолжают сокращаться, в то время как подавляющее большинство отраслей срочно нуждается в обновлении материальной базы.

Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Тем не менее, в России предпринимательство не стало реальным приоритетом государственной политики. Заявлений на этот счет было сделано достаточно, но предпринимательский ресурс для ускорения экономического роста в российском обществе до сих пор не востребован.

Стремительный рост малых предприятий наблюдался в период с 1992 по 1995 гг. Начался с известных постановлений об индивидуальной трудовой деятельности и развитии кооперативов в 1987 г. и продолжался до 1995 г. - последняя вспышка роста малых предприятий. В этот период происходило быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство товаров широкого потребления, бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем начался процесс направления ресурсов командно-управляемых государственных предприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального предпринимательства.

1992 год характеризовался огромным ростом инфляции, ростом налогов, которые иной раз составляли 70-80% от доходов малых предприятий, резким сокращением доли малых предприятий в промышленности и ростом торговых предприятий, специализирующихся на дешевом импорте, главным образом из Китая и Турции.

С середины 90-х годов по настоящее время наблюдалось не только замедление роста малых предприятий, но и их количественное уменьшением.

В 2000 г. малых предприятий в России было зарегистрировано 67% от общего числа фирм.

По данным Госкомстата и Министерства по налогам и сборам (МНС) России на конец 2001 года, в стране имелось 843 тыс. малых предприятий (юридических лиц) и около 5 млн. предпринимателей без образования юридического лица. Численность работников малых предприятий составляет 6,6 млн. человек (8,6% всего занятого населения). В общем количестве экономически активного населения это составляет около 17%. Число малых предприятий в промышленности вначале 2002 года составило 125 тыс., сократившись на 6,4% за 2001 год, в научно-технической сфере - 28 тыс. (сокращение на 7,4%), в сельской местности - 265,5 тыс. фермерских хозяйств. Около 2,5 млн. подворных хозяйств поставляют свою продукцию на рынок. Совокупный вклад фермерских и подворных хозяйств в валовое производство продовольствия в России составляет около 20%. Общий вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт страны за 2002 г. не превысил 12% [19. C.91]. В течение 2002 - 2003 гг. динамика роста численности малых предприятий сохраняется прежней. В 2004 г. прогнозируется сохранение устойчивых темпов роста количества малых предприятий среднесписочной численности, объемов производимой ими продукции. Это обусловлено в значительной степени проведением целенаправленной государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства. Для сравнения приведем динамику численности малых предприятий в 90-е годы, приведенные в таблице 1.1 .

Таблица 1.1

Динамика численности малых предприятий

1992 год

1993 год

1994 год

1995 год

1996 год

1998 год

1999 год

268 тыс.

560 тыс.

863 тыс.

896,9 тыс.

887,3 тыс.

861,1 тыс.

868 тыс.

Малый бизнес в России развит преимущественно в сфере торговли и общественного питания, но в последнее время стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Возрос профессионализм многих предпринимателей и менеджеров. Существенно Выросло качество продукции пищевой и легкой промышленности. По-прежнему остается высокой доля "теневого" сектора, которая составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.

Одной из особенностей малого предпринимательства в России является широкое распространение вторичной занятости (что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса), предоставляющей дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях образования (41%), науки и научного обслуживания (37%), финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения (26%), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения (22%) [17. С.106].

Приведенные показатели отражают весьма скромные масштабы развития малого бизнеса в России в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой и подтверждают наличие нерешенных проблем малого бизнеса.

Основная проблема малых предприятий недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализует мы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы, производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов., гак или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ. законы собственности в РСФСР, "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том. что. во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью Проблема правовой основы малого и среднего предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое и среднее предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше "задвигать" его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. так с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых и средних предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение малых и средних предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно Машины оборудование, приборы, предназначенные для малых и средних предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых и средних предприятии к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна важная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный" объем знаний. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая ты основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям новому социальном слою - тем более [29. С.18].

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимое и. прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, го после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

Как уже отмечалось малый бизнес - составная часть бизнеса и неотъемлемая часть экономики. Поэтому задача государства - создать нормальные условия для функционирования всех видов бизнеса. Современное состояние антимонопольной политики России оставляет желать лучшего, что в значительной мере обусловлено недооценкой значения конкуренции в начале процесса системной трансформации в России, причем это связано как с содержанием законов, так и с их количеством. В рамках создания общих условий для функционирования бизнеса, в том числе и малого, рассмотрим антимонопольное законодательство.

1.3 Антимонопольное законодательство России

Особый характер монополизма в экономике России обусловил и особенности создаваемого с учетом мирового опыта антимонопольного законодательства. Так, принятый в марте 1991 г. в Российской Федерации Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в первую очередь направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран, не ставящего этих целей (рис.1.1).

Закон запрещает такие действия органов управления, как принятие актов, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров, установление дискриминирующих или привилегированных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов (в том числе ограничение права на продажу, препятствование созданию новых - субъектов, выдача указаний о первоочередной поставке определенному покупателю), заключение соглашений между органами управления, препятствующих нормальному функционированию рынка (в том числе о повышении, снижении или поддержании цен, разделе рынка по территориальному принципу, ограничении доступа на рынок субъекту и т.д.).

Законом не допускается также недобросовестная конкуренция. Вместе с тем Закон предусматривает созидательные меры: нормы, предусматривающие формы и порядок разукрупнения сложившихся монополистических структур, а также меры, поддерживающие инициативное разделение хозяйствующего субъекта или его выход из ведомственного подчинения, в частности, создание фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

2

Рис.1.1 Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов

Антимонопольное регулирование предполагает соответствующую ценовую политику - либерализацию цен на большинство товарных групп за исключением инфраструктуры. Проведение этого комплекса мер, в основном краткосрочного характера, закладывает основу среднесрочного и долгосрочного антимонопольного регулирования. Стержень его - политика поощрения конкуренции, которая предусматривает контролируемое допущение на отечественные рынки иностранных производителей, разработку и принятие системы мер по финансовому, налоговому и кредитному стимулированию производителей-конкурентов, противостоящих существующим монополиям, поощрение диверсификации производства [30. C.83].

Предстоит освоить разнообразные методы ценовой и неценовой конкуренции: фирменное обслуживание, скидка с цен постоянным покупателям, продажа в кредит и пр. Важное значение имеет и создание в обществе социально-политического и психологического климата, поощряющего предпринимательство, конкуренцию, в том числе поддержку малого бизнеса и семейного производства.

Совет Федерации одобрил 22 апреля 1998 г., Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии, с которым пункт 1 ст.3 Закона от 1991 г. изложен в следующей редакции [4, ст.3].

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Такой орган в составе Правительства РФ - Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет).

Задачи Антимонопольного комитета:

содействие формированию рыночных отношений;

предупреждение, ограничение монополистической деятельности;

государственный контроль за соблюдением законодательства.

Основные функции Антимонопольного комитета:

разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

направление предложений Правительству по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, а также документов, касающихся функционирования рынка, развития конкуренции и пресечения недобросовестной конкуренции;

рекомендации по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;

контроль крупных продаж и покупок акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

Антимонопольный комитет разрабатывает рекомендации органам власти и управления по содействию развитию товарных рынков и конкуренции:

предоставление льготных кредитов, налогов субъектам, впервые вступающим на данный товарный рынок;

изменение сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

создание параллельных структур в сферах производства и обращения;

финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения субъектов;

привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий;

лицензирование экспортно-импортных операций;

изменение таможенных товаров;

создание и развитие свободных экономических зон;

внесение изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Антимонопольный комитет имеет право:

вносить в соответствующие органы власти и управления предложения о введении обязательного лицензирования;

запрещать экспортно-импортные операции;

принимать решения о наложении штрафа;

выдавать хозяйствующим субъектам и органам управления предписания;

обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями.

Основанием для рассмотрения Антимонопольным комитетом дел о нарушениях являются материалы прокуратуры, суда, территориальных управлений Антимонопольного комитета, заявления депутатов, хозяйствующих субъектов, органов власти, союзов потребителей.

Для осуществления контроля за предприятиями - монополистами в РФ введен Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включены предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке, доля которых на определенном товарном рынке превышает 35% или величину, ежегодно устанавливаемую Антимонопольным комитетом, и действия, которых нарушают антимонопольное законодательство. Эти предприятия обязаны предварительно декларировать повышение свободных цен. При злоупотреблении доминирующим положением, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен, применяется государственное регулирование цен. На основании исключения из Реестра по решению комиссии Совета по демонополизации экономики и развитию конкуренции фактически формируется "список разрешенных монополий".

В целях ограничения монополизма крупных предприятий государством должна быть задействована политика поощрения конкуренции, которая предусматривает допущение на отечественные рынки иностранных производителей, предоставление возможности любому потребителю через валютный рынок или внешнеэкономические связи покупать соответственно продукцию за рубежом. Кроме того, государство может способствовать непосредственно созданию отечественных конкурентов, в первую очередь малых предприятий, а также других организационных структур, законодательным путем предоставляя им налоговые льготы, существенно повышающие их конкурентоспособность на рынке [29. C.95].

Успех мероприятий по ограничению монополизма также во многом будет зависеть от формирования рыночной инфраструктуры (торговой сети, аукционов, ярмарок, бирж и т.п.); он тесно связан с оздоровлением денежно-финансовой системы, формированием новой системы ценообразования и либерализацией цен, созданием финансового рынка.

Антимонопольное законодательство призвано создать равные условия хозяйствования для всех субъектов рынка. Однако, малый бизнес нуждается в особой поддержке государства, которая выражается в создании благоприятных условий для его дальнейшего развития.

1.4 Система органов поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Действующая система органов поддержки и развития малого предпринимательства складывалась поэтапно и в настоящее время представляет собой совокупность органов власти и общественных организаций, действующих на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне функции по стимулированию развития малого предпринимательства осуществляют Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в координации с другими органами исполнительной власти, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово - промышленная палата Российской Федерации, общественные объединения предпринимателей.

В российских регионах (однако, далеко не во всех) созданы структуры в составе органов исполнительной власти, в функции которых входит выработка политики по поддержке малого предпринимательства, организованы фонды поддержки малого предпринимательства, региональные агентства поддержки малого бизнеса, бизнес - центры, бизнес инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки. В создании объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства участвуют Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.93 N 446 “О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", разработка основ государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере были возложены на Министерство экономики РФ. В 1995 году для решения этих задач был образован специальный орган исполнительной власти - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1998 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.09.98 N1142 “О структуре федеральных органов исполнительной власти", комитет был упразднен, а его задачи и функции переложены на образуемое Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Для финансового обеспечения федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в России был создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.95 N1184 “О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства", является правопреемником Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Основанием для создания Фонда послужило принятие Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Основная цель деятельности Фонда - “финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства". Для достижения свое основной цели Фонд наделялся необходимыми полномочиями: от права выполнять функции залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, международных обязательств России и принимать долевое участие в создании и деятельности коммерчески и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, до ведения предпринимательской деятельности и выпуска ценных бумаг.

Координацию деятельности Фонда до момента своего упразднения осуществлял Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере был создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 № 65 “О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", в которое впоследствии неоднократно вносились коррективы.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образован для “развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями”.

Фонд - государственная некоммерческая организация, в связи с чем не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли. Источниками же формирования средств Фонда являются бюджетные ассигнования в размере 1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 № - 1213, до его принятия - в размере 0,5%), добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц и иные поступления от деятельности Фонда.

Несмотря на столь широкий круг организаций, преследующих, казалось бы, одни цели - решение проблем малого предпринимательства, административная структура далека от оптимальной, а действия государственных органов и общественных объединений, как показывает официальная статистика субъектов малого предпринимательства, не приводят к желаемым результатам.

2

Рис.1.2 Система органов поддержки малого бизнеса

2. Основные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса

2.1 Налоговый учет на малом предприятии

Как уже указывалось выше, государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе действующего законодательства и Программ поддержки малого предпринимательства. Прежде всего, это вопросы финансирования, налогообложения и бухгалтерской отчетности. Предусмотренная система налогообложения и бухгалтерского учета учитывает особенности предпринимательской деятельности в малом бизнесе. Рассмотрим эту систему.

За основу при подготовке Главы 26.2. "Упрощенная система налогообложения" был взят Федеральный Закон № 222 - ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации [2, ст.34611].

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы уменьшенные га величину расходов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя [2, ст.346].

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальны ми предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, сохранилась добровольность перехода на упрощенную систему. Если раньше под действие упрощенной системы налогообложения попадал ограниченный контингент плательщиков (численность работников не должна была превышать 15 человек, а совокупный доход 10 млн), то теперь эта численность ограничивается 100 человек и выручкой от реализации 9 месяцев того года, когда подано заявление - 11 млн. руб. Не могут использовать преимущества новой системы те организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% или если стоимость амортизируемого имущества превышает 100 млн. руб.

Порядок определения доходов и расходов максимально адаптирован к условиям главы 25.3 НК РФ. Кроме того, новые правила снижения налогооблагаемой базы за счет списания расходов на приобретение основных средств, расходов на обязательное страхование и некоторых других расходов не может не сказаться на снижении налогового бремени отдельного плательщика. Доходы и расходы налогоплательщиков определяются кассовым методом.

По введению в Налоговый Кодекс главы 26.2. "Упрощенной системы налогообложения" предприниматели обязаны платить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Основными плательщиками становятся предприятия бытового обслуживания, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг и ремонта автотранспорта, а также оказанию ветеринарных услуг.

Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК.

Вмененный доход, как и прежде, определяется как потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности факторов, влияющих на его получение. В результате нововведении в НК получилась общая для всех предпринимателей система налогообложения.

2.2 Бухгалтерский учет на малом предприятии

Минфином России для организации малого бизнеса разработаны: простая форма бухгалтерского учета; форма с использованием регистров учета имущества организаций (так называемая развернутая форма бухгалтерского учета организации малого предпринимательства); книга учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности [15. С.116].

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (Приложение 1).

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

На счете 01 "Основные средства" рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 "Амортизация основных средств".

Выбывающие основные средства списываются со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 "Продажи". В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 "Продажи". Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90. Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 "Материалы".

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 "Основное производство". При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).






Информация 







© Центральная Научная Библиотека