Рыночная экономика
Содержание
Административно - командная система (централизованно - плановая, коммунистическая).
Командная экономика: достоинства и недостатки.
Международная торговля и мировой рынок.
Тесты
Вывод
Список используемой литературы.
1. Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая)
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.
2. Командная экономика достоинства и недостатки
Командная экономика - это, как правило, автаркия, т.е. хозяйственная обособленность, закрытость отдельной страны от мировых хозяйственных связей. Один из теоретических аргументов сторонников автаркии в том, что создание обособленной от остального мира национальной экономики будто бы предохраняет ее от колебаний мировой экономической конъюнктуры, а следовательно, и от возможных в связи с этим кризисных явлений, с их отрицательными последствиями.
Мировой опыт наглядно демонстрирует, что страны с закрытой экономикой становятся беднее тех, которые участвуют в мирохозяйственных связях, что они изолированы от новых технологий, идей, иностранных инвестиций и т. д. Страны с закрытой экономикой стремятся больше продавать, чем покупать на мировом рынке. К сожалению, сокращение импорта, как правило, приводит к печальным последствиям для экономики, в том числе и для экспорта данной страны. Объясняется это следующим:
во первых, предприятия-экспортеры зависят от импортных материалов, которые становятся все более недоступными из-за высоких тарифов или ограничений (квот);
во-вторых, стране, вводящей ограничения на импорт, грозит, что другие государства ответят на это ограничениями на экспорт данной страны. Введенные импортные барьеры погубят стимулы к экспорту продукции;
в-третьих, из-за импортных ограничений предприятия данной страны вынуждены тратить свои ресурсы на производство импортозамещающей продукции, которая могла бы ввозиться в страну с меньшими затратами. Отсюда возможности предприятий наращивать производство продукции на экспорт неизбежно сокращаются.
Либерализация внешней торговли объективно необходима в странах с закрытой экономикой, хотя ясно, что их внутренняя промышленность не сможет конкурировать с поступающей по импорту продукцией. Это на определенном этапе может вызвать кризис экономики, высокую безработицу и другие беды, сопровождающие экономический кризис. Такие опасения стояли перед странами Латинской Америки в 80-е годы, перед Восточной Европой в конце 80-начале 90-х годов, с такими же проблемами столкнулась и Россия на рубеже третьего тысячелетия. И все же присоединение к мировому экономическому сообществу приносит не только негативные (не секрет, что неконкурентоспособное производство не выживает), но и позитивные результаты, поскольку страна вынуждена развивать свой экспортный потенциал, что явится фактором внутренней стабилизации.
Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного директивного планирования. Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что определяет решение вопроса, как производить; указываются не только поставщики, но и покупатели, т.е. решается вопрос, для кого производить. Выделение ресурсов предприятию осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу чего производство товаров постоянно отрывается от потребностей членов общества.
Рыночная экономика - экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т.е. сочетание государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме предоставляется право самому решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции.
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации.
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговою) и другие виды экономической политики, что в той или другой степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Смешанная экономика - экономическая система, с элементами рынка, государственного регулирования и традиций. В такой системе и рынок, и государство играют важную роль в решении основных экономических вопросов. Особая роль при этом принадлежит государству, которое выполняет следующие функции:
а) поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики (защита конкуренции, создание правовой базы);
б) совершенствование механизмов функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства, регулирование уровня занятости, инфляции и т.п.);
в) поскольку рыночной системе присуща нестабильность, то перед любым государством стоит проблема стабилизации экономики, решение которой сводится к нескольким задачам:
Обеспечению полной занятости;
Максимально возможному сглаживанию циклических колебаний;
Снижению (стабилизации) уровня инфляции;
Регулированию платежного баланса;
Созданию устойчивой денежной системы.
Только при успешном решении поставленных задач государство будет располагать необходимыми предпосылками для осуществления социальной защиты и социальных гарантий широким слоям населения: гарантия минимального уровня заработной платы, пенсионное обеспечение, финансирование производства услуг, которые являются объектом частного предпринимательства (фундаментальная наука, общее образование, медицинское обслуживание).
Однако наиболее спорным в теоретическом и практическом плане является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определятся возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы.
Модели смешанной экономики
Современный мир характеризуется широким разнообразием смешанных моделей. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон.
Американская модель
В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. Но большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.
Германская модель
Это модель социального рыночного хозяйства с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.
Японская модель
Это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель
Это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.
Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".
Все перечисленные типы экономических систем существуют не обособлено, они находятся в постоянном взаимодействии, образуя сложную систему мирового хозяйства.
3. Международная торговля и мировой рынок
Мировая экономика является сложной системой, включающей в себя множества составляющих её элементов. Основу этой системы образуют Международная торговля и мировой рынок.
Процессы интернационализации, транснационализации и глобализации, протекающие в мировой экономике, открывают новые возможности для углубления международной специализации, увеличения масштабов выпуска продукции, снижения издержек и повышения конкурентоспособности товаров.
Это способствует росту капиталовложений, внедрению новых технологий и увеличению занятости, а также решению на совместной основе комплекса социальных, региональных и глобальных проблем.
Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля и мировой рынок.
Международная торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX веку принимает форму мирового рынка, поскольку в неё оказываются втянутыми в основном все развитые страны.
Для оценки международной торговли анализируется либо суммарный объем экспорта, либо внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта.
Процессы интернационализации, транснационализации и глобализации, протекающие в мировой экономике, открывают новые возможности для углубления международной специализации, увеличения масштабов выпуска продукции, снижения издержек и повышения конкурентоспособности товаров.
Это способствует росту капиталовложений, внедрению новых технологий и увеличению занятости, а также решению на совместной основе комплекса социальных, региональных и глобальных проблем.
Проблемы международной торговли исследовались экономистами еще в XVI-XVII вв. Это течение научной экономической мысли носит название меркантилизма. Одним из видных представителей этого учения был Томас Манн (1571 - 1641). Меркантилисты считали, что внешняя торговля - единственный производительный сектор экономики, который может обеспечить накопление общественного богатства в виде золота и других драгоценностей. Приток золота в страну обеспечивался, если вывоз товаров, за которые государство получает золото, будет больше ввоза, за который надлежит расплачиваться благородным металлом. Этот постулат должен был обеспечивать стране активный торговый баланс. Поэтому меркантилисты выступали за расширение экспорта и всемирное ограничение импорта.
Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.
При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономический не выгодно, т.е. покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешней торговли определяется тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.
В мировой торговле существуют следующие виды внешнеторговых операций:
1) экспортные - связаны с вывозом товара из страны. В современных условиях экспортные товарные сделки преследуют не только коммерческие цели. Около четверти экспорта развитых стран приходится на поставки по кооперационным соглашениям, а треть на внутрифирменные поставки транснациональных корпораций. Значительная часть экспорта практический любой страны связана с различного рода договорами о сотрудничестве в области строительства хозяйственных объектов, с долгосрочными целевыми кредитами, совместной научной и исследовательской деятельностью и т. п.;
2) импортные - связаны с ввозом товаров в страну. Структура импорта определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны, её ролью в международном разделении труда. Импорт регулируется таможенными пошлинами, а также количественными ограничениями, системой лицензирования и другими нетарифными барьерами;
3) реэкспортные - связаны с обратным вывозом из страны товаров, ввезенных ранее из-за границы, без их переработки. Особенно велико значение реэкспорта в торговле теми товарами, транспортировка которых сопряжена с минимальными затратами (например, драгоценных металлов и камней);
4) реимпортные - связаны с обратным привозом из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Это могут быть не проданные, забракованные и другие товары.
Экономическая эффективность экспорта определяется тем. Что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает те товары, производство которых в настоящее время экономический не выгодно, т.е. покупаются те товары, затраты на производство которых ниже, чем внутри страны. Разница между экспортом и импортом называется чистым экспортом. Чистый экспорт будет положителен, если экспорт превышает импорт.
Совокупность внешней торговли всех стран образует международную торговлю, принявшую в современных условиях форму мирового рынка.
Мировой рынок - это обмен товарами и услугами между всеми странами мира посредством купли-продажи на основе свободного предпринимательства, рыночного ценообразования и международного разделения труда. Он формировался на протяжении длительного исторического периода, однако окончательно сложился в результате великих географических открытий, когда вслед за Европой и Азией в международный обмен продуктами были втянуты Америка, Африка, Австралия и Океания. Дальнейшему расширению мирового рынка способствовало развитие транспорта, первоначально морского и железнодорожного, а затем автомобильного и воздушного.
Мировой рынок - интегральный элемент мирового хозяйства. Основными составными частями являются:
1) система обмена ресурсов (производственных, финансовых, трудовых, информационных), потребительских товаров и услуг;
2) территориальная организация сферы обращения, где происходит согласование различных интересов производителей и потребителей товаров и услуг.
Основными факторами функционирования мирового рынка, его структуры и емкости выступают условия формирования международных связей, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсные предпосылки, степень развития рыночной инфраструктуры, углубление международного разделения труда и развитие интеграционных процессов.
В сложную систему мирового рынка входят:
- потребительский рынок;
- рынок средств производства;
- рынок труда;
- рынок капиталов;
- рынок знаний и информации;
- рынок услуг;
- валютные отношения.
Составляющими мирового рынка являются его территориальные подразделения, в частности, обширные региональные рынки, рынки отдельных государств, а также их экономических группировок, известных как международные экономические интеграции.
Экономическая интеграция - экономическое объединение государств - новая, высшая ступень международного разделения труда. Она находит своё выражение в тесном сотрудничестве, «сращивании» национальных хозяйств разных стран, их частичной или полной унификации; ликвидации барьеров в торговле между этими странам; в сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного большого (общего) рынка.
Международная экономическая интеграция, вызванная НТР во второй половине XX, стала одной из преобладающих тенденций в развитии современного мирового хозяйства. В настоящее время насчитывается несколько десятков экономических интеграций, которые подразделяются на 2 основных типа: региональные и отраслевые экономические группировки. Из отраслевых интеграций наибольшей известностью пользуется Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Но особенно велика роль региональных экономических интеграций, среди которых выделяются Европейский экономический союз (ЕЭС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Самой простой формой экономической интеграции является зона свободной торговли. В её рамках странами участницами отменяются торговые ограничения и прежде всего таможенные пошлины.
Другая форма - таможенный союз. Он предполагает не только наличие зоны свободной торговли, но и установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Более сложной формой выступает общий рынок, который обеспечивает свободное перемещение товаров и услуг, факторов производства - труда и капитала, а также согласование экономической политики наиболее развитой интеграционной группировкой является Европейский союз.
Самой сложной формой интеграции является экономический союз, который предполагает унификацию экономической, налоговой, кредитно-денежной, валютно-финансовой политик стран-участниц. Примером такого союза может служить процесс создания Европейского союза.
4. Тесты
А) В условиях рыночной экономики к основным экономическим государства наряду с другими относятся:
производство общественных благ и услуг;
распределение доходов между владельцами факторов производства;
определение цен на товары и услуги;
максимизация уровня доходов владельцев капитала.
Ответ - 1.
Б) К постоянным издержкам относятся все из перечисленных ниже затрат, кроме:
амортизационных отчислений;
платы за аренду склада готовой продукции;
заработной платы работников управления;
затрат на топливо и энергию для технологических целей;
затрат на охрану помещений.
Ответ - 4.
Вывод
Командная (административно-плановая) экономика - система организаций экономики, в которой главенствующую роль играет государство, решающее вопросы производства и распределения товаров. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Для того чтобы управлять всеми предприятиями страны, давать им плановые задания, обязательные для выполнения, распределять ресурсы между предприятиями и внедрять в производство новые технологии, государство должно владеть и распоряжаться всеми предприятиями данной страны. Таким образом, в этом типе экономике преобладает государственная собственность. Работники государственных предприятий не принимают каких-либо существенных решений, касающихся деятельности учреждений. При этом работники предприятий получают заработную плату за свой труд, а доходы от других факторов производства присваиваются государством. Система планового управления экономикой поощряет те предприятия, которые успешно выполняют и перевыполняют установленные им плановые задания. Предприятию проще выполнять план, если оно будет производить дорогостоящую продукцию, т. е. нет необходимости экономить сырье и материалы, а значит, этот тип экономики является затратной системой.
Практика показала, что командная экономика проиграла соревнования с рыночной системой.
Однако любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность.
Список используемой литературы
1. Международные экономические отношения.: Учебник/ под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», 1997. 384с.
2. Рузавин Г. И. «Основы рыночной экономики». - М.: изд. «ЮНИТИ», 1996.
3. Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999, - 256 с.
4. Халевинская Е.Д., Крозе И. «Мировая экономика. Учебник». Москва, ЮРИСТЪ, 1999.
5. Экономика: учебник/ Г.П. Журавлева. - М.: Экономист. - 574 с.
6. Экономическая теория: Учеб. Пособие/ под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В.Я. Иохина М.: ЭКОНОМИСТ, 2003. - 558 с.
7. Экономическая теория. Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. Пособие для вузов/ Е.В. Романова 4-е издание, стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 158 с.
8. Экономическая, социальная и политическая география 100 экзаменационных вопросов: Учебное пособие под редакцией А.Г. Дружинина Издательский центр «Март» 1999 г.