Рынок электроэнергии
РЕФЕРАТ
РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ВВЕДЕНИЕ
1. СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ТОВАРА
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
2.1 Основные этапы развития рынка электроэнергии
2.2 Недостатки и достоинства регулирования
2.3 Основные формы государственного управления электроэнергетикой
2.4 Формы конкуренции и структура отрасли
2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции
3. КОНКУРЕНТНЫЕ ОПТОВЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
3.1 Структура дерегулированного рынка электроэнергии
3.2 Рынок электроэнергии: форвардный, «за день вперед» и «реального времени»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование электроэнергетики в России привело к образованию такого специфического товара как электроэнергия. Электроэнергия не обладает таким основным свойством присущим остальным товарам, как накопление и возможность удовлетворения растущего спроса запасами. Все это привело к образованию определенного рынка электроэнергии, учитывающего особенности электроэнергии как товара.
Разделение рынка на оптовый и розничный привело к необходимости создания конкурентной среды между производителями на оптовом рынке. В процессе реформирования электроэнергетики рынок постепенно проходит этапы перехода от регулируемого к дерегулируемому, основанному на естественной конкуренции между производителями электроэнергии. Возникают различные виды взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электроэнергии, что на данном этапе развития привело к образованию:
рынка «за день вперед»,
рынка «реального времени».
Постепенно рынок электроэнергии будет усложняться и пополняться новыми инструментами рыночной экономики такими как форвардный рынок и рынок фьючерсных контрактов на электроэнергию.
1. СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ КАК ТОВАРА
Наиболее важными особенностями экономики энергосистем, вызванными спецификой электроэнергии как товара и которые необходимо учитывать при организации рынка электроэнергии, является следующее:
1) производство, доставка (передача и распределение) и потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходят практически одно-временно и ее невозможно складировать (накапливать) в значи-тельных объемах. Другими словами, произведенная продукция не может накап-ливаться на складах производителя, потребителя или в пути, а практически мгновенно доставляется до потребителя и потребляется им;
2) электроэнергия является в высшей степени стандартизированным про-дуктом, поставляемым множеством производителей в «общий котел» (т.е. в общие электрические сети) и мгновенно потребляемым оттуда же множеством потребителей. Поэтому с физической точки зрения невозможно определить, кто произвел электроэнергию, потребляемую тем или иным потребителем -- можно лишь контролировать объемы поставки в общую сеть от каждого производите-ля и объемы потребления из нее каждым потребителем;
3) электроэнергия, получаемая потребителем из энергосистемы, является товаром первой необходимости, только в редких случаях имеющим другие то-вары-заменители (например, переход на электроснабжение от автономной ди-зельной электростанции, перевод электроотопления на газовое отопление и не-которые другие случаи). По этой причине потребители обычно крайне чувстви-тельны к перерывам в электроснабжении, а энергосистема должна обладать не-обходимым запасом надежности.
Попутно отметим, что возможные принудительные отключения части потребителей в условиях дефицита электроэнергии или аварии, ведут к сниже-нию потребления, но не спроса. Иными словами, спрос на рынке электроэнер-гии не всегда равен потреблению;
4) производители выра-батывают и поставляют в общую сеть электрическую мощность точно в соот-ветствии со своими обязательствами (или заданием диспетчера), а все потреби-тели суммарно потребляют электрическую мощность точно в соответствии со своими обязательствами (или прогнозом диспет-чера). Но на практике в силу самого разного рода обстоятельств, как произво-дители, так и потребители допускают отклонения от своих обязательств.
Это влечет за собой дисбаланс между поставкой и потреблением. На любом другом рынке кратковременный дисбаланс между производст-вом и потреблением товара не приводит к потере устойчивости рынка, он легко ликвидируется за счет складского запаса или товаров-заменителей.
Специфика электроэнергии как товара приводит к развитию рынка электроэнергии отличного от обычных товарных рынков.
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
2.1 Основные этапы развития рынка электроэнергии
Электроэнергетика возникла в 80-х годах XIX века, когда были построе-ны первые небольшие электростанции на постоянном токе низкого напряжения для электроснабжения отдельных потребителей. Ввиду очевидных достоинств применения электроэнергии для освещения помещений и улиц, а также постоянно расширяющихся областей ее применения (электротранспорт, отопление, связь и т.д.) этот период ознаменовался быстрым ростом числа не-больших изолированно работающих электростанций с собственными электри-ческими сетями, проложенными к их потребителям. Таким образом, электро-энергетические компании изначально были вертикально - интегрированными структурами, осуществляющими производство, передачу и поставку электро-энергии.
Высокие удельные потери электроэнергии при ее передаче на низком на-пряжении ограничивали дальность передачи электроэнергии несколькими ки-лометрами, что обусловило в этот период строительство электростанций пре-имущественно в крупных городах с их компактно расположенными потребите-лями и жесткую конкуренцию между производителями за потребителей. Распо-ложенные по соседству потребители могли получать электроэнергию от разных электростанций, принадлежащих разным производителям, и улицы многих городов оказывались опутанными проводами воздушных линий электропередачи (кабели для подземной прокладки сетей стали применяться позднее).
Следующий этап развития электроэнергетики пришелся на конец XIX -начало XX века, когда были изобретены и начали применяться трехфазные электрические машины (генераторы и двигатели) и трансформаторы. Это по-зволило строить электростанции в местах расположения первичных источников энергии (гидроэнергия рек, уголь), выдавать с них электроэнергию на повы-шенном напряжении, передавать ее на большие расстояния до местонахожде-ния потребителей и трансформировать ее в низкое напряжение, требующееся для электроустановок потребителей. Это также позволило обеспечивать элек-троэнергией малые города и сельские населенные пункты и положило начало созданию энергосистем.
Одновременно шел процесс объединения и слияния небольших незави-симых компаний, вызванный снижением прибыли из-за жесткой конкуренции, возможностью снижения издержек за счет отказа от прокладки параллельных линий электропередачи, присущим электроэнергетике положительным эффек-том масштаба и усиливающейся критикой со стороны городских властей и об-щественности из-за неопрятного вида улиц, опутанных многочисленными про-водами.
В целях упорядочения деятельности электроснабжающих компаний город-ские власти стали практиковать предоставление отдельным компаниям привиле-гии (концессии) обеспечивать электроэнергией те или иные районы города или отдельные участки электрохозяйства города (электротранспорт, электроосвеще-ние и т.д.)- Однако сроки действия концессии часто были непродолжительными, что не устраивало ни энергоснабжающие компании, ни их инвесторов.
Указанные выше обстоятельства послужили причиной того, что вначале в США в 1907 году, а затем и в других странах, начали приниматься законода-тельные акты, устанавливающие, что электроснабжение отдельных населенных пунктов и регионов является естественной монополией, подлежащей государ-ственному (общественному) регулированию. Целью регулирования было уста-новление специально созданными комиссиями тарифов на услуги компаний -монополистов, рассчитанных на основе их издержек плюс разумная прибыль.
Такой подход устраивал энергетические компании, поскольку позволял им сократить издержки, связанные с конкуренцией, устранить риск непродле-ния концессии и, следовательно, привлекать инвестиции на более выгодных ус-ловиях. Устраивал он и потребителей, поскольку отсутствие конкуренции сни-жало общественные издержки за счет прекращения строительства дублирую-щих элементов энергосистем, а государственное регулирование не позволяло монополистам получать чрезмерно высокую прибыль.
Дальнейшее развитие электроэнергетики во всех странах вплоть до по-следней трети XX века преимущественно происходило в условиях низкой ин-фляции и ознаменовалось следующими процессами:
продолжалось дальнейшее слияние и укрепление отдельных независи-мых компаний, что позволяло за счет положительного эффекта масштаба сокра-щать издержки, а за счет концентрации денежных средств и привлечения инве-сторов, проявлявших в этот период большой интерес к быстро развивающейся отрасли, совершенствовать технологию производства, передачи и распределения электроэнергии. Это давало возможность строить новые все более мощные электростанции и линии электропередачи все более высокого напряжения;
увеличение единичной мощности генерирующих установок и повыше-ние напряжения линий электропередачи позволили постоянно снижать удель-ные издержки на производство и передачу электроэнергии за счет повышения эффективности электростанций и снижения потерь при передаче.
По этой причине цены (тарифы) на электроэнергию оставались стабиль-ными, а относительно цен на большинство других потребительских товаров даже снижались. Это создало условия для обеспечения электроэнергией все большего круга потребителей и расширения сфер ее промышленного и бытово-го применения;
* в западных странах, особенно в США, электроэнергетика в начале это-го периода сформировалась в виде двух основных видов вертикально-интегрированных структур - муниципальных компаний и компаний, принадлежащих инвесторам.
Первые из них были регулируемыми естественными монополиями, обес-печивавшими электроэнергией тот или иной населенный пункт, вторые прода-вали вырабатываемую ими электроэнергию, как правило, близлежащим муни-ципальным компаниям и также регулировались государством. Межрегиональ-ные электрические связи в большинстве стран были развиты слабо.
В странах социалистического лагеря, и, в первую очередь, в СССР элек-троэнергетика развивалась в сторону все большей интеграции - от отдельных региональных энергосистем к объединенным энергосистемам нескольких ре-гионов и единой энергосистеме страны.
Важным следствием процесса интеграции в этих странах стало создание развитых межсистемных электрических сетей, позволяющих передавать боль-шие потоки электроэнергии между энергосистемами и регионами.
В западных странах с начала 70-х и вплоть до 90-х годов прошлого века, характеризовавшихся высокими темпами инфляции, имели место следующие процессы:
* происходил постоянный и существенный рост постоянных и переменных издержек энергетических компаний, стремившихся возместить все свои издержки через тарифы. Это, естественно, вело к росту цен на электроэнергию и вызывало недовольство потребителей, многие из которых причину роста цен усматривали в неэффективности регулирования.
К этому же периоду относится усиление критики энергетических компа-ний и государственных органов: за строительство атомных станций - из-за их высокой стоимости и проблем безопасности, гидроэлектростанций - из-за зато-пления больших массивов плодородной земли и проблем судоходства и круп-ных угольных электростанций - из-за загрязнения окружающей среды. По мне-нию критиков, принятие соответствующего законодательства и переход на ры-ночные отношения способны были ослабить эти негативные явления;
* потребление электроэнергии перестало расти прежними темпами и практически стабилизировалось из-за перехода на новые энергосберегающие технологии, в то время как из-за привлекательности отрасли для инвесторов повсеместно имелся неоправданный избыток генерирующих мощностей, опла-чиваемых в итоге потребителями;
* в ряде стран имели место крупные системные аварии и в целях повы-шения надежности работы отдельных энергосистем повсеместно стали стро-иться межсистемные линии электропередачи, что сделало возможным торговлю электроэнергией между энергосистемами.
Все эти процессы и соображения, а также замедление роста положитель-ного эффекта масштаба в отрасли и, в первую очередь, в генерации, поставили в повестку дня вопрос об отказе от монополии и переходе к дерегулированию и конкуренции в тех сферах деятельности, где это было целесообразно сделать. Таковыми в электроэнергетике являются производство электроэнергии и ее по-ставка, в то время как передача и распределение, по очевидным причинам, в любом случае являются естественными монополиями.
Дополнительным обстоятельством, позволившим либерализовать отношения на рынке электроэнергии, стал достигнутый к этому времени качествен-но новый уровень информационных технологий и средств измерения и связи, необходимый для передачи и обработки увеличенного объема информации, вы-зываемого усложнением отношений участников рынка,
В связи со сказанным выше, в начале 90-х годов прошлого столетия в ря-де стран (Великобритания, отдельные штаты США, страны Скандинавии и не-которые другие) были проведены реформирование и реструктуризация элек-троэнергетики, предусматривающих дерегулирование отрасли и переход к кон-куренции.
Дополнительным импульсом к дерегулированию электроэнергетики в странах Евросоюза стали директива Европарламента, принятая в 1998 году и направленная на создание единого, как и в отношении других товаров, рынка электроэнергии и проведенная в ряде стран (Великобритания, Чили) приватиза-ция основных объектов электроэнергетики.
В итоге, в настоящее время уже несколько десятков стран перешли или переходят к дерегулированию и конкуренции на рынке электроэнергии. Начал-ся этот процесс и в республиках бывшего СССР.
2.2 Недостатки и достоинства регулирования
Регулирование является альтернативой конкурентному ценообразованию и, в идеале, на регулируемом рынке цены должны быть равны предельным издержкам производителей в долговременном периоде и производители должны иметь стимулы для снижения своих издержек. Однако ни один из методов ценообразования, разработанных и опробо-ванных на практике за многолетнюю историю регулирования рынков, не позво-ляет одновременно достичь обеих вышеуказанных целей. Объясняется это пре-жде всего тем, что установление цен (тарифов) регулятором является бюрокра-тическим и трудоемким процессом, требующим получения и анализа большого объема объективной информации о рынке и издержках производителей, в связи с чем пересмотр цен (тарифов) не может происходить часто.
Поэтому регуляторы вынуждены устанавливать цены (тарифы) неизменными на какой-либо достаточно длительный период времени. При этом, если цены (тарифы) установлены на основе издержек производителя, обычно исто-рических, то с той или иной степенью точности производитель компенсирует все свои издержки долговременного периода, включая доход на инвестирован-ный капитал и прибыль. Но при этом стимулы минимизировать свои издержки, например, за счет совершенствования технологии, у производителя отсутству-ют, так как в следующем периоде это неизбежно приведет к снижению цены (тарифа) на его продукцию. Минимизация издержек не принесет ему ожидае-мой прибыли (как это было бы на конкурентном рынке), а только удешевит его продукцию для потребителей. Следовательно, производитель не заинтересован в инновациях, и отрасль будет развиваться не так динамично, как она могла бы.
В этом смысле более приемлемым является установление цен (тарифов) в виде ценового потолка, обычно на основе какой-либо формулы, учитывающей инфляцию и научно-технические прогнозы. В этом случае у производителя по-является стимул минимизировать свои издержки, так как в течение периода действия тарифа вся экономия от снижения издержек будет принадлежать ему. Но для того, чтобы производитель успел воспользоваться плодами своих инно-ваций, срок действия должен быть достаточно длительным - 5 лет и более. Другим условием ценообразования на основе ценового потолка ^является уста-новление цены (тарифа) на таком уровне, чтобы добросовестный и инициатив-ный производитель не обанкротился.
Однако точно прогнозировать на много лет вперед развитие процессов, влияющих на издержки производителей, дело очень трудное и потому цены (тарифы) при этом подходе часто оказываются завышенными и не отражающи-ми предельные издержки.
Таким образом, ни один из основных подходов регуляторов к ценообра-зованию не может сравниться по своей эффективности с ценообразованием на конкурентном рынке. В то же время, у регулируемого рынка электроэнергии в виде вертикально - интегрированной монополии есть и ряд преимуществ перед конкурентным рынком.
К ним, прежде всего, следует отнести:
* возможность легко решать такие задачи государственной политики, как
субсидирование менее развитых территорий и отраслей экономики, сниженные тарифы для малообеспеченных слоев населения и использование нетрадицион-ных и возобновляемых источников энергии (в принципе, решение этих задач возможно и на либерализованных рынках, но при этом возникают значитель-ные трудности);
возможность присутствия на рынке крупных и очень крупных относи-тельно пиковой нагрузки энергосистемы производителей, что на конкурентном рынке неприемлемо из-за их рыночной власти,
полное использование положительного эффекта масштаба производства;
возможность привлечения более дешевых кредитов и инвестиций, т.к. риски для инвесторов на монопольном рынке меньше, чем на конкурентном;
наилучшие возможности для оптимизации режимов электростанций и, соответственно, переменных издержек производства,
* "более высокая надежность энергосистемы из-за централизации вопро-сов оперативного управления, эксплуатации и развития.
Необходимо также отметить, что преимущества конкурентного ценообра-зования полностью могут проявиться только на рынках совершенной или абсо-лютной конкуренции, тогда как на практике большинство рынков, в том числе и рынки электроэнергии, таковыми не являются. Имеющийся на сегодня опыт либерализации рынков электроэнергии в разных странах также неоднозначен - есть успешные примеры, но есть и откровенно неудачные.
Поэтому из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
либерализация может быть эффективна на тех рынках электроэнергии, на которых обеспечен достаточный уровень конкуренции, т.е. имеется много средних и мелких относительно нагрузки энергосистемы производителей и от-сутствуют крупные производители, обладающие рыночной властью;
до перехода к конкуренции необходимо провести тщательный анализ предпосылок и последствий перехода к конкуренции;
2.3 Основные формы государственного управления электроэнергетикой
В зависимости от типа экономики страны (плановая или рыночная), вида собственности (государственная или частная) и степени дерегулирования рынка (монополия или конкуренция) применяются разные формы государственного управления отраслью.
При этом можно выделить три основные формы государственного управ-ления отраслью:
прямое государственное управление отраслью.
При этой форме управ-ления государство владеет и через свои органы (например, министерство) на-прямую управляет и отраслью и входящими в нее предприятиями. Объем про-изводства и поставок, ценовая и инвестиционная политика, финансовые показа-тели, направления использования прибыли - практически все важные для пред-приятий отрасли решения принимаются государством. Инвестиции осуществ-ляются, как правило, централизованно за счет государственных ассигнований. Но поскольку для государства эффективность именно этой отрасли не обязательно является главным приоритетом, то принимаемые решения не всегда от-вечают ее интересам. Такая форма управления отраслью имела место в СССР, а также продолжает иметь место в некоторых странах (например, в Китае);
государственное управление отраслью через государственную корпорацию.
При этой форме управления государство владеет отраслью, но управля-ет ею не напрямую, а через создаваемую им государственную корпорацию (компанию). Главное отличие этой формы управления от предыдущей заключа-ется в том, что корпорация, несмотря на то, что в целом и общем выполняет во-лю государства и должна действовать в его интересах, имеет определенную са-мостоятельность в принятии решений, направленных на повышение эффектив-ности и получение прибыли. Цены, как правило, устанавливаются государст-венным регулирующим органом;
государственное регулирование и надзор за функционированием от-расли.
Эта форма управления применяется, если все предприятия отрасли или их часть находятся в частной собственности. При этой форме управления пред-приятия отрасли максимально самостоятельны в принятии решений, а государ-ство осуществляет управление отраслью через такие рычаги, как лицензирова-ние, регулирование деятельности монополистов, надзор за безопасностью и т.д. Именно эта форма государственного управления является основной на либера-лизованных рынках электроэнергии.
Государственное регулирование и надзор за электроэнергетикой обычно заключается в:
лицензировании;
государственном регулировании цен (тарифов);
государственном надзоре за надежностью и безопасностью производ-ства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;
* установлении общеобязательных правил, связанных с производством,
передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии,
а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических
установок и их эксплуатации.
Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управле-ния. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и соци-альных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.
Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование элек-троэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая админист-рация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функ-ции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они не-зависимы настолько, насколько может быть независимым орган государствен-ного управления.
Независимость создает условия для принятия агентствами решений, на-правленных, прежде всего, на повышение эффективности и развитие рынка, ис-ходя не из интересов отдельных участников или их групп, а из интересов от-расли и экономики в целом.
2.4 Формы конкуренции и структура отрасли
Любая энергосистема, независимо от того, работает она в условиях моно-польного или либерализованного рынка, имеет технологическую структуру, показанную на рис.1.
Рис.1. Технологическая структура энергосистемы и границы оптового и розничного рынков
На рис.1. также показаны технологические границы оптового и роз-ничного рынков электроэнергии, которые соответствуют следующему их по-ниманию:
на оптовом рынке крупные электростанции и импортеры продают электроэнергию оптовым покупателям - энергоснабжающим организациям (розничным поставщикам) и крупным конечным потребителям, а поставка им электроэнергии осуществляется преимущественно по электрическим сетям вы-сокого напряжения (передающим сетям);
на розничном рынке энергоснабжающие организации и региональные электростанции продают электроэнергию розничным покупателям (средним и мелким конечным потребителям), а поставка им электроэнергии осуществляет-ся по сетям среднего и низкого напряжения (распределительным сетям).
Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрирован-ная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распре-деление и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуще-ствлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производ-ства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.
Кроме того, переход к конкуренции возможно осуществить поэтапно -вначале на оптовом рынке, а затем и на розничном.
С учетом сказанного, конкуренция на рынке электроэнергии в пределах электрических сетей какой-либо ВИК может быть организована в следующих основных формах, приведенных в порядке возрастания уровня конкуренции:
конкуренция между независимыми производителями электроэнергии (НПЭ) за право ее продажи существующей монопольной вертикально интегрированной компании (ВИК);
конкуренция между НПЭ (или любыми третьими лицами) и ВИК за право поставки электроэнергии энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям. НПЭ (любые третьи лица) имеют свободный (или открытый) дос-туп к передающим сетям ВИК;
3)все электростанции ВИК становятся независимыми производителями электроэнергии и конкурируют с другими НПЭ за право продажи электроэнер-гии единому покупателю - специальному закупочному агентству (СЗА). Доступ к передающим сетям свободный.
конкурентный оптовый рынок;
конкурентные оптовый и розничный рынки.
В случаях 1) и 2) реструктуризация отрасли не требуется - она продолжа-ет оставаться вертикально - интегрированной. В случае 3) необходима реструк-туризация отрасли путем вывода производителей электроэнергии из состава ВИК. Во всех этих трех случаях рынок работает в условиях неполной (или ог-раниченной) конкуренции.
В двух остальных случаях, предусматривающих полную конкуренцию, необходима полная реструктуризация отрасли путем дезинтеграции монополи-ста на отдельные компании по производству, передаче и распределению элек-троэнергии.
В связи со сказанным, в электроэнергетике возможны 4 основные модели структуризации отрасли:
* Модель 1 - отрасль представляет собой вертикально - интегрирован-ную структуру (ВИК), которая, при необходимости, закупает электроэнер-гию у НПЭ или (и) конкурирует с ними за право поставки электроэнергии.
Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при кото-рой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, ко-торым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно постав-ляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единст-венной компании по производству и передаче электроэнергии.
* Модель 2 - все электростанции отрасли являются независимыми про-изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству. Единый покупатель является монополистом по покупке и поставке электро-энергии всем потребителям.
* Модель 3 - все электростанции отрасли являются независимыми про-изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии оптовым покупателям - энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям.
Энергоснабжающие компании являются монополистами по поставке электроэнергии «своим» розничным потребителям - у последних нет права вы-бора другого поставщика.
Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конку-ренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке.
* Модель 4 - все электростанции отрасли являются независимыми про-изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии любым покупателям как на оптовом рынке, так и на розничном рынках. Другими словами, всем потребителям предоставляется свобода выбора своих поставщиков и наоборот.
Эта модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.
2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции
При переходе от регулирования к конкуренции возникает ряд проблем, рассмотренных ниже.
Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электро-энергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовле-творения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линий электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.
Дерегулирование рынка электроэнергии предполагает, что режимы по-ставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к пере-дающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполне-ние этих режимов поставки и потребления привело бы к перегрузке отдельных линий электропередачи и, соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже к потере устойчивости энергосистемы.
В связи с этим возникают следующие вопросы, связанные с реализацией права участников на свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям, с одной стороны, и с недопущением перегрузки линий электропередач, с другой-, а именно:
* необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможности этих поставок с точ-ки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалан-сированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.
Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должны быть включены в суточный график почасового производства, передачи и потребления электроэнергии уча-стниками рынка (далее - суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов;
* разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо по-ставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропере-дачи их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную спо-собность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.
Во-вторых, в условиях вертикально-интегрированной отрасли поддержа-ние (регулирование) баланса активной мощности осуществляется за счет соот-ветствующего регулирования мощности входящих в состав компании электро-станций и ввода, при необходимости, оперативных резервов мощности.
В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как прави-ло, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в та-ком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими сло-вами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для цен-трализованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.
С другой стороны, в целях уменьшения величин возможных дисбалансов и объема необходимых оперативных резервов мощности должны быть созданы стимулы для соблюдения участниками рынка предусмотренных суточным гра-фиком режимов. Для этого должны быть организованы централизованное вы-явление и коммерческое урегулирование дисбалансов на принципах, содержа-щих необходимые экономические стимулы. Но поскольку спрос и предложение на электроэнергию и, соответственно, ее рыночная цена могут меняться от часа к часу, то для выявления и урегулирования дисбалансов требуется почасовой учет объемов.
В связи с вышесказанным возникает необходимость в балансирующем механизме, состоящем из регулирующего рынка и системы выявления и урегу-лирования почасовых дисбалансов, основанные на рыночных подходах;
В-третьих, электроэнергия, поставляемая и потребляемая участниками рынка, является обезличенной и ее невозможно идентифицировать. В связи с этим возникает вопрос организации централизованной системы учета и взаи-морасчетов за электроэнергию.
В-четвертых, такие необходимые для устойчивого функционирования энергосистемы услуги, как регулирование частоты и напряжения и резервиро-вание мощности электростанций, могут предоставляться только отдельными участниками рынка. Эти вспомогательные услуги отдельных участников рынка должны централизованно закупаться для оказания всем участникам рынка сис-темных услуг по обеспечению устойчивости энергосистемы. Поэтому возника-ет вопрос организации рынков вспомогательных и системных услуг±
В-пятых, необходимо организовать обеспечение участников рынка свое-временной и объективной рыночной информацией, необходимой им для приня-тия адекватных и своевременных решений.
В-шестых, при любом из рассмотренных выше вариантов перехода к кон-куренции на оптовом рынке электроэнергии появляются независимые участни-ки рынка, и возникает необходимость установления правил, определяющих их права и обязанности. Прежде всего, такие правила нужны в связи с такими особенностями рынка электроэнергии, как:
необходимость предоставления участникам рынка равного и недискриминационного доступа к электрическим сетям для передачи проданной и\или купленной ими электроэнергии;
неизбежность отклонения фактических режимов поставки и потребления электроэнергии от их контрактных величин, в связи с чем необходимы ме-ры по поддержанию баланса в энергосистеме, а также выявлению и урегулиро-ванию дисбалансов.
Другими словами, для того, чтобы осуществлять торговлю на либерали-зованном рынке электроэнергии, нужно установить ряд правил, которые, в свою очередь, можно разбить на правила доступа на рынок и правила поведе-ния на рынке.
Правила доступа на рынок определяют условия получения права рабо-тать на этом рынке. К ним, прежде всего, относятся такие условия, как:
* лицензирование тех или иных видов деятельности;
условия физического подключения к электрическим сетям;
условия оплаты услуг энергопередающих организаций по передаче электроэнергии.
Правила поведения на рынке регулируют повседневную деятельность участников рынка, которая имеет два аспекта - техническую (операционную) и торговую. В связи с чем эти правила должны состоять из двух частей:
операционных правил (например, Сетевого Кодекса),
правил торговли, включая вопросы регулирования отношений, как между участниками рынка, так и между ними и органом (органами) управления рынком.
В совокупности, правила доступа на рынок и правила поведения опреде-ляют форму (модель) организации торговли электроэнергией.
3.КОНКУРЕНТНЫЕ ОПТОВЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
3.1 Структура дерегулированного рынка электроэнергии
При вертикально-интегрированной структуре отрасли одна компания мо-нопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, обеспечивает надежность энергосистемы, управление пере-грузками, а также необходимое качество электроэнергии. Но, несмотря на раз-нообразный характер деятельности ВИК, конечным продуктом ее деятельности, подлежащим продаже, является только электроэнергия, доставленная потреби-телю, а все другие продукты ее деятельности потребляются внутри компании.
При переходе к дерегулированному рынку, предусматривающему конку-ренцию в сферах производства и поставки электроэнергии, возникает новая картина. Дезинтеграция прежде единой компании означает появление доста-точно большого числа независимых рыночных игроков, торгующих электро-энергией на оптовом и розничном рынках, а также означает необходимость ор-ганизации ряда субрынков и решения проблем перехода от монопольного рын-ка к конкурентному.
Из анализа этих проблем вытекает, что на конкурентном рынке электро-энергии предметом купли-продажи являются:
электроэнергия;
права на передачу электроэнергии по ЛЭП (или маршрутам передачи), подверженным перегрузкам;
централизованные услуги Системного оператора всем участникам рын-ка по балансированию энергосистемы и обеспечению безопасности и надежно-сти ее функционирования (системные услуги);
услуги отдельных участников рынка Системному оператору, необхо-димых ему для выполнения своих функций (вспомогательные услуги);
* информационные и другие услуги.
Рынок собственно электроэнергии состоит из двух уровней -- оптового рынка и розничного рынков. Наиболее важным из них является оптовый рынок, т.к. на нем в основном формируется конкурентная цена на электроэнергию, и только на нем централизованно осуществляются балансирование энергосисте-мы, управление перегрузками и оказание системных и вспомогательных услуг.
Оптовый рынок является более сложным и с точки зрения его организа-ции, т.к. возможные методы и формы оптовой торговли электроэнергией и управления рынком являются более разнообразными, что, в свою очередь, пре-допределяет и более сложную его структуру.
Таким образом, переход от монополии к конкурентному рынку электро-энергии означает более сложную структуру рынка и более сложные отношения между его участниками. Такой переход требует организации вместо единого монопольного рынка целого ряда новых рынков по торговле электроэнергией, а также новых подходов в вопросах взаиморасчетов, тарифов на передачу, управ-ления перегрузками, балансирования энергосистемы и обеспечения качества электроэнергии и надежности энергосистемы.
3.2 Рынок электроэнергии: форвардный, «за день вперед» и «реального
времени»
Форвардный рынок. Как и на других товарных рынках, электроэнергия может поставляться на основании предварительно (за год, месяц и т.д. вперед) заключенных сделок. Такие сделки, как известно, называются форвардными сделками, а соответствующий рынок (субрынок) - форвардным рынком.
Форвардный рынок электроэнергии функционирует на основе двусторон-них контрактов, свободно заключаемых продавцами и покупателями электро-энергии. Купля-продажа электроэнергии на этом рынке может осуществляться путем заключения:
прямых двусторонних контрактов между производителем и потребите-лем;
контрактов с дилерами (перепродавцами электроэнергии);
* сделок на электроэнергетической бирже, торгующей форвардами. Форвардные контракты на рынке электроэнергии, по сути, являются финансовыми сделками, т.к. в первую очередь направлены на страхование сторон от неблагоприятного изменения конъюнктуры и цен в будущем (в период по-ставки). Окончательные обязательства по физической поставке и потреблению электроэнергии возникнут только после включения предусмотренных этими контрактами поставок в суточный график с учетом возможных ограничений на передачу электроэнергии. Следовательно, торговля форвардами не требует ка-кой-либо координации, а форвардный рынок - управления им и, соответствен-но, специальных мер по его организации (за исключением организации в от-дельных случаях централизованно управляемых рынков по продаже прав на пе-редачу по сетям, испытывающим регулярные перегрузки).
Однако в отношении рынка «за день вперед» и рынка реального времени дело обстоит иначе, и торговля на них требует специальных мер по ее органи-зации.
Рынок «за день вперед». На традиционных товарных рынках торговцы самостоятельно определяют, когда и сколько товара будет поставлено. Постав-ка товара может осуществляться различными видами транспорта и обычно за-нимает достаточно продолжительный период времени. На случай временной перегрузки транспортных коммуникаций производители и потребители могут складировать товар, а в случае постоянной перегрузки этих коммуникаций во-прос решается заблаговременным повышением цен на перевозку. Поэтому по-ставки на обычных товарных рынках не требуют централизованного планиро-вания и координации.
В этом отношении ситуация на рынке электроэнергии выглядит по-другому из-за двух важных обстоятельств - мгновенности процесса произ-водства, передачи и потребления электроэнергии (невозможности ее складиро-вать) и отсутствия товаров заменителей и невозможности контролировать и (или) ограничивать фактические объемы потребления каждого отдельно взято-го потребителя в соответствии с его контрактными обязательствами- В то же время перегрузка электрических сетей (даже кратковременная) недопустима по соображениям перегрева элементов сети и устойчивости энергосистемы.
В связи с этим возникает необходимость предварительного централизо-ванного планирования и координации поставок электроэнергии с учетом до-пустимой пропускной способности линий электропередачи и критериев устой-чивости энергосистемы.
Такое планирование и координация поставок электроэнергии централизо-ванно осуществляются Системным оператором путем составления в день, предшествующий операционным суткам, суточного графика производства, пе-редачи и потребления электроэнергии на данном рынке.
При отсутствии ограничений на передачу по электрическим сетям любые поставки могут быть включены в суточный график в полном объеме. Однако практически в любой энергосистеме имеются те или иные ЛЭП (маршруты, участки электрических сетей), имеющие в тот или иной период времени недос-таточную пропускную способность для передачи всех необходимых для потре-бителей объемов электроэнергии. График поставок электроэнергии должен быть составлен таким образом, чтобы не допустить перегрузку электрических сетей ни в одной из ЛЭП. При необходимости, пропускная способность этих ЛЭП должна быть справедливо и на недискриминационной основе распределе-на между участниками рынка, желающими поставлять по ним электроэнергию.
Для составления суточного графика следующего операционного дня должны быть известны:
объемы потребления (спрос) по энергосистеме в целом и по ее отдель-ным узлам;
производители, чьи поставки обеспечат на конкурентной основе и без
перегрузки сетей покрытие спроса по энергосистеме в целом и по каждому ее
узлу.
Последним периодом времени, когда Системный оператор должен окон-чательно определиться с суточным графиком, является день, предшествующий операционному дню, точнее - часть этого дня, предшествующая составлению суточного графика.
Поэтому в день, предшествующий операционным суткам, в той или иной форме возникает рынок «за день вперед», который позволяет на конкурентной основе окончательно определить производителей и объемы поставок электро-энергии, включаемых в суточный график. Иногда в этих же целях создается и внутридневной рынок, на котором отбор поставщиков осуществляется в тече-ние операционных суток и заканчивается за час (иногда - за несколько часов) до начала поставки - так называемый рынок «за час вперед». Оба этих рынка представляют собой рынки краткосрочных контрактов.
Почасовые объемы поставки электроэнергии в общую сеть и потребления из нее, уточненные по результатам рынка «за день вперед», включаются в су-точный график энергосистемы, и после корректировки по результатам рынка «за час вперед» становятся окончательными обязательствами участников рынка.
Рынок «реального времени». При исполнении суточного графика про-изводители и потребители электроэнергии могут допускать отклонения от их контрактных обязательств (дисбалансы).
При этом одни участники рынка потребляют электроэнергию сверх кон-трактных объемов, другие - ниже контрактных объемов, но, в общем случае, допускаемые ими дисбалансы разного знака не уравновешивают друг друга. И если общий дисбаланс в энергосистеме достигает заметных величин, то это приводит к недопустимому отклонению частоты переменного тока. В целях поддержания частоты Системный оператор, в зависимости от знака результирующего дисбаланса в энергосистеме, централизованно регули-рует поставку электроэнергии и/или ее потребление. На дерегулированном рынке электроэнергии такое регулирование является услугой, оказываемой Системному оператору участниками рынка, а издержки регулирования должны, естественно, возмещаться теми участниками рынка, по чьей вине эти издержки возникли. Поэтому неконтрактные объемы электроэнергии (дисбалансы) под-лежат централизованному выявлению и финансовому урегулированию.
Из этого следует, что в режиме реального времени, несмотря на отсутст-вие предварительных индивидуальных контрактов между участниками рынка о купле-продаже дисбалансов, фактически имеет место торговля ими. В связи с этим на дерегулированном рынке электроэнергии, наряду с рынками долго-срочных и краткосрочных контрактов, существует и рынок реального времени.
Поскольку контрактные обязательства участников рынка по поставке и потреблению электроэнергии в суточном графике указываются на почасовой (в некоторых странах -- на получасовой) основе, то в течение каждого часа (полу-часа) имеет место свой рынок реального времени.
Таким образом, с точки зрения временной последовательности торговли, оптовый рынок электроэнергии, в общем случае, состоит из следующих рынков (субрынков):
форвардного рынка,
рынка «за день вперед»,
рынка «реального времени».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для полноценного развития рыночной экономики в России возникла необходимость реформирования электроэнергетики, что привело к образованию рынка электроэнергии. По своей структуре этот рынок во многом схож с остальными рынками товаров, но присущие специфические особенности электроэнергии, как товара, такие как невозможность накопления и длительного хранения больших объемов электроэнергии, а так же то, что вся произведенная на оптовом рынке электроэнергия должна быть в это же время потреблена, привело к образованию сложных взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электрической энергии. Рынок электроэнергии сложен по своей структуре и включает в себя не только производителей и покупателей, но и сложную инфраструктуру позволяющую учесть все особенности электроэнергии как товара и позволить рынку нормально функционировать. Все это позволяет выделить его как отдельный вид рынка.
На данный момент рынок электроэнергии не закончил своего развития. По сравнению с западным или американским, Российскому рынку электроэнергии еще предстоит длительное развитие и реформирование для обретения всех инструментов рыночной экономики.
Список использованной литературы.
Тукенов А. А. «Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции»
Журнал «Энергорынок» №№ 9,10,11,12 2005 г.