Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Рынок олигополии

Рынок олигополии

23

21

Содержание:

I. Тема: Рынок олигополии 3

1. Диагностирование степени монополизации рынка 3

2. Антимонопольное законодательство в странах с рыночной экономикой 5

3. Особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь 7

II. 1.Ответьте на следующие вопросы 12

2. Задача 1 14

3. Задача 2 16

Список использованной литературы 18

I. Тема: Рынок олигополии.

1. Диагностирование степени монополизации рынка.

Так как монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условия функционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные на борьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить, какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными.

В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики:

1) Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3 фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. Отрасли, в которых 4 фирмы контролируют более 75% рынка, считаются сильно концентрированными. В Германии одна фирма может владеть не более 30% рынка продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%. 4-5 - не более 70%. В России и Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.

2) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма

H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2

Если на рынке одна фирма, то есть рынок чистой монополии, то этот показатель равен 10000 (1002). Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.

При определении индекса необходимо четко определяться с понятием отрасли, так как в зависимости от трактовки отрасли можно рассчитать различные значения данного показателя.

3) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:

= (Р - МС)/Р =

Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.

В настоящее время антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями:

1) Против фирмы как структурной единицы. Первый подход означает контроль государственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могут привести к монополизации рынка. Увеличение размеров фирмы может осуществляться с помощью концентрации и централизации производства и капитала.

Под концентрацией понимают расширение фирмы за счет вложения собственных средств в производство. Централизация предполагает объединение нескольких фирм в одну добровольно или принудительно. Добровольное слияние фирм происходит за счет обмена акций или создания новой фирмы. Принудительное объединение означает, что более сильная фирма приобретает контрольный пакет акций более слабой фирмы и включает ее в свою структуру.

2) Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливой конкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признает недействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:

- раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;

- необоснованное повышение, снижение цен на аукционах и торгах;

- использование операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующего положения на рынке.

2. Антимонопольное законодательство в странах с рыночной экономикой.

Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности приводят к формированию сверхмонополизированной системы. Так, в 1990 г. в СССР из 600 укрупненных товарных групп промышленной продукции по 219 группам доля одного крупнейшего производителя превышала 50% общего производства данной продукции, а по 215 товарным группам единственные крупнейшие производители монополизировали 100% общего объема производства.

Негативные последствия монополизации экономики проявились в торможении использования результатов НТП, сужении номенклатуры и низком качестве выпускаемой продукции, необоснованном росте цен, сокращении производства, подрыве трудовой активности, нанесении ущерба окружающей среде.

Конкуренция есть наиболее эффективное средство достижения целей рыночной экономики. Монополизм, препятствуя конкуренции, подавляя ее, действует в обратном направлении. Чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. В него входят:

1) административный контроль над монополизированными рынками;

2) организационный механизм;

3) антимонопольное законодательство.

Антимонопольный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Сюда входят финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм антимонопольного регулирования имеет своей целью профилактическими методами противостоять монополии. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Среди таких методов можно выделить регулирование таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощения процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий и т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - это нормативные акты, определяющие организационно-правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Такое законодательство в США называют антитрестовским законодательством. В этом плане наиболее известным являются законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914), закон Селлера-Кефовера (1950 г.).

Антимонопольное законодательство объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Антитрестовское законодательство запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции. Законами запрещаются тайные сговоры, имеющие целью ограничение производства или торговли, объявляются преступными попытки монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли.

Для защиты прав потребителей от монополистической деятельности и развития конкуренции законодательством запрещается: ограничивать или прекращать производство товаров, а также производство и поставку сырья, материалов, комплектующих изделий без предварительного согласования с основными потребителями; сокращать поставку или задерживать реализацию товаров в целях создания, поддерживания или увеличения дефицита и повышения цен. Запрещается понуждение потребителя включать в предмет договора ненужные ему товары, выставление других предварительных дискриминационных условий, запрещается прекращать или задерживать поставки товаров или выполнение услуг в ответ на претензии покупателя к качеству товаров.

В антимонопольном законодательстве устанавливаются формы предупреждения, ответственность и компенсации в случае совершения запрещенных действий.

В целях ограничения монополистической деятельности и поощрения конкуренции в странах с рыночной экономикой создаются государственные антимонопольные органы. В США антимонопольное регулирование осуществляют антитрестовское управление министерства юстиции и Федеральная торговая компания, в Японии - комиссия по справедливым сделкам, во Франции - Совет по делам конкуренции. В Республике Беларусь в 1992 году принят закон о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.

Антимонопольная деятельность - это прямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции в экономике.

3. Особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:

Конституции Республики Беларусь (статья 13), норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона от 10 декабря 1992 года № 2034--XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364--З, от 2 декабря 2002 года № 154--З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162--З «О естественных монополиях» и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их («все равны перед законом, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.

Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

Так, в статье 3 Закона «О противодействии монополистической деятельности» предусмотрено, что он действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Он применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства.

Правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также, если иное не определено соответствующими нормами международного права.

Деятельность хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национального права, а также норм международного права.

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права.

Положения статьи 9 ГК являются, по сути, бланкетными (легальные определения понятий «конкуренция» и «доминирующее положение» и других приводятся в статье 1 Закона «О противодействии монополистической деятельности»). Их применение зависит от дефиниций и правил антимонопольного законодательства.

Например, понятие «доминирующее положение» раскрывается как «исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее -- конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим». А понятие «конкуренция» как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция -- любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону «О противодействии монополистической деятельности», требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам -- конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Реализация запрета, предусмотренного статьей 9 ГК, осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета общий или хозяйственный суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Следующими в иерархии нашего национального антимонопольного законодательства стоят названные выше законы (Закон «О противодействии монополистической деятельности» и Закон «О естественных монополиях»).

Ключевое место среди них занимает Закон «О противодействии монополистической деятельности», который является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов.

Закон «О противодействии монополистической деятельности» по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип -- контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Так, в статье 9 данного Закона установлено, что в случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Правовой и экономической базой Закона «О противодействии монополистической деятельности» является структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью данного Закона государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сфере проблемы: не только противодействовать происходящим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.

Много внимания уделено в Законе «О противодействии монополистической деятельности» разнообразным формам недобросовестной конкуренции (статья 14). Например, запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными:

1) все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов (незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) и так далее);

2) утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента (распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента и так далее);

3) указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;

4) действия, противоречащие требованиям Закона «О противодействии монополистической деятельности» и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности (призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, и тому подобное).

В Законе «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия -- система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (статья 1).

Следовательно, запреты Закона «О противодействии монополистической деятельности» и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом «О естественных монополиях». Можно отметить и определенную общность форм и методов правового регулирования в этих Законах.

Нельзя не заметить и такого достоинства Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.

II. Ответьте на следующие вопросы.

1. Предположим, что кривая предельного продукта труда имеет постоянный наклон вниз. Может ли краткосрочная кривая предельных издержек в таком случае иметь наклон вниз, вверх ли U-образную форму?

Насколько быстро затраты растут с увеличением объема производства, зависит от характера производственного процесса и особенно от того, в какой степени ему присуща убывающая производительность переменных факторов производства. Предположим, фирма ведет производство с помощью двух факторов - капитала и труда, объем применяемого капитала фиксирован в коротком периоде, и единственным переменным фактором является труд. Чтобы произвести больше продукции, фирма должна нанять больше рабочих. Убывающая производительность переменного фактора означает, что предельный продукт труда уменьшается с каждым дополнительным рабочим. Как будут изменяться предельные затраты на единицу продукции? Мы знаем, что предельные затраты равны изменению в величине переменных затрат при увеличении объема производства на единицу. Пусть каждая единица труда стоит фирме одной и той же заработной платы (W). Для увеличения объема производства на единицу фирме необходимо дополнительно ДL единиц труда. Из этого следует, что

MCVCQ = WL / ДQ)

Предельный продукт труда (MPL) - это приращение объема производства, вызванное увеличением на единицу количества труда. Поэтому дополнительное количество труда, необходимое для увеличения выпуска продукции на единицу, равно ДLQ = 1/MPL. Отсюда

MC = W / MPL

Следовательно, если предельный продукт труда уменьшается, то предельные затраты производства увеличиваются, и наоборот.

Таким образом, если кривая предельного продукта труда имеет постоянный наклон вниз, то краткосрочная кривая предельных издержек в таком случае имеет наклон вверх.

2. Когда вы принимаете меры, чтобы избавить ваш сад от сорняков, вы приносите пользу своим соседям, уменьшая опасность того, что семена сорняков будут перенесены ветром к ним. Покажите, почему каждый садовод в дачном кооперативе будет вести борьбу с сорняками в объеме, меньшем эффективного.

Коллективное равновесие для общественных благ основано на положении, что потребители не скрывают сведений о своих предельных полезностях. Если такая информация не предоставляется, то возникает проблема «зайца», т.е. субъекты вносят средств на производство общественных благ меньше, чем получают полезность от потребления этих благ. Они поступают так в расчете на то, что другие субъекты внесут достаточно средств для производства определенного объема данного блага.

Таким образом, каждый садовод в дачном кооперативе будет вести борьбу с сорняками в объеме, меньшем эффективного, надеясь на то, что эффективную борьбу с сорняками будут вести их соседи.

Задача 1.

Предельная полезность масло для горожанина зависит от его количества: Mum=40-5Qm. Предельная полезность хлеба для него равна: MUx=20-3Qx. Цена 1 кг масла - 5 ден. ед., цена одной буханки хлеба - 1 ден. ед. Общий доход горожанина - 20 ден. ед. в неделю. Какое количество хлеба и масла в неделю потребляет горожанин?

Решение:

Центральное место в теории потребления занимает концепция предельной полезности. Ее основы были разработаны в середине XIX в. Г. Госсеном и У. Джевонсом. Исходным понятием данной концепции является полезность -- это способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека. Или, другими словами, полезность - это то удовлетворение, которое получает потребитель в процессе использования блага.

Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы потребленного блага, называется добавочной или предельной полезностью. Она обозначается MU (marginal utility). Полезность каждой последующей единицы блага меньше полезности предыдущей единицы. Уменьшение предельной полезности блага с увеличением потребляемого его количества называется законом убывающей предельной полезности.

На потребительский выбор наряду с предпочтениями потребителя влияют его доход и цены на товары. Когда выбор осуществляется из двух товаров А и В, то потребитель может приобрести любой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:

РаА + РвВ J ,

где Ра и Рв -- цены товаров А и В;

А и Б -- количество данных товаров;

J -- доход потребителя.

Приведенное уравнение отражает бюджетные ограничения потребителя.

В условиях рынка основными ограничителями потребительского выбора выступают цены товаров и доход потребителя. В связи с этим значение имеет уже не только сама по себе полезность товара, но и ее соотношение с ценой данного товара. Такое соотношение называют взвешенной предельной полезностью.

Условием максимизации полезности является равенство взвешенных предельных полезностей: MU1/P1= MU2/Р2. Это и есть правило максимизации полезности.

Взвешенные предельные полезности будут выглядеть следующим образом:

Количество блага

Предельная полезность масла (Mum)

Предельная полезность хлеба (Mux/Px)

Взвешенная предельная полезность масла (Mum/Pm)

Взвешенная предельная полезность хлеба (Mux/Px)

0

40

20

8

20

1

35

17

7

17

2

30

14

6

14

3

25

11

5

11

4

20

8

4

8

5

15

5

3

5

6

10

2

2

2

7

5

1

8

0

0

Из условия максимизации полезности равенство взвешенных предельных полезностей: MUm/Pm=MUx/Рx и учитывая бюджетное ограничение потребителя с доходом 20 денежных можно утверждать, что потребитель будет употреблять 3 кг. масла и 5 буханок хлеба, при этом его расходы составят 20 ден. ед.: 3*5+5*1=20 (ден.ед.)

Задача 2.

Используя график, ответьте на следующие вопросы:

1. Будет ли фирма производить товар в краткосрочном периоде при его цене 7 р.? Объясните почему.

2. Будет ли фирма производить товар в краткосрочном периоде при цене товара 10 р.? Объясните почему.

3. Если цена составит 30 р., получит ли фирма экономическую прибыль?

4. Предположим, что цена равновесия в краткосрочном периоде 25 р. и общие постоянные издержки фирмы сокращаются так же, как и для всех остальных фирм отрасли. Будут ли изменяться в краткосрочном периоде цена и равновесный объем производства отрасли в результате этих изменений? Объясните почему.

Исходные данные:

Решение:

В зависимости от объёма производства, издержки бывают:

1. Общие (ТС) - показывает затраты фирмы на производство и реализацию всей произведённой продукции. Они распадаются на общие постоянные (TFC) и общие переменные (TVC).

2. Средние (AC), которые показывает затраты на производство и реализацию единицы продукции. Распадаются средние издержки на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC).

3. Предельные издержки (МС) - это дополнительные затраты на производство и реализацию дополнительной единицы продукции.

Рисунок 2 - Поведение средних и предельных издержек

Если МС <АVС уже произведенной единицы продукции, то AVC будут снижаться при производстве и следующей единицы. Если же МС > АVС, то АVС, соответственно, будут увеличиваться.

Средние издержки в краткосрочном периоде ведёт себя следующим образом: Средние постоянные издержки (AFC) по мере роста объема производства убывают. Средние переменные издержки (AVC) первоначально убывают, а затем растут, что связывает с действием закона убывающей предельности производительности. АС первоначально убывает, так как сокращаются AFC и AVC, достигнув минимального размера начинают расти и чем больше объем производства, тем ближе значение АС и AVC

Предельные издержки (MC) первоначально убывают, а затем начинают возрастать, при этом они пересекают кривые AVC и AC в точках их минимальных значений. Такое поведение связывают с действием закона убывающей предельности производительности

1. Фирма не будет производить товар в краткосрочном периоде при его цене 7 р., т.к. такая цена не покрывает даже минимальных средних переменных издержек (min AVC при P=8 р.)

2. Фирма не будет производить товар в краткосрочном периоде при его цене 10 р., т.к. хоть такая цена и покрывает минимальные средние переменные издержки, однако она ниже, чем минимальные средние издержки (min AC при P=20 р.).

3. Если цена составит 30 р., фирма получит экономическую прибыль, т.к. эта цена значительно выше минимальных средних издержек (min AC при P=20 р.). При этом фирма должна выбрать такой объем производства, при котором средние издержки не превышают 30 р. Фирма должна стремиться к объему производства, при котором АС минимальны: это 25 единиц продукции.

4. Если же цена равновесия в краткосрочном периоде 25 р. и общие постоянные издержки фирмы сокращаются так же, как и для всех остальных фирм отрасли, то в краткосрочном периоде цена и равновесный объем производства отрасли будут изменяться.

Список использованной литературы.

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004

2. Закон от 10 декабря 1992 года № 2034--XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364--З, от 2 декабря 2002 года № 154--З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

3. Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162--З «О естественных монополиях».

4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика. С-Пб.: Экономическая школа, 1998

5. Добрынин А. И. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 1999

6. Микроэкономика: курс лекций. / Под ред. А.С.Головачев, И.В. Головачева, Э.А. Лутохина - 2-е изд.- Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005

7. Общая экономическая теория: Учебник. / Под общ. ред. В.И. Видяпина. М.: ПРОМО-Медиа, 1995

8. Теория национальной экономики: Учебное пособие. В 3-х частях / Под ред. И.М. Лемешевского - Мн., 1994






Информация 







© Центральная Научная Библиотека