Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Рынок труда и безработица

Рынок труда и безработица

Факультет - Финансово-кредитный

Кафедра - Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«РЫНОК ТРУДА и БЕЗРАБОТИЦА»

Брянск-2003

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

ВВЕДЕНИЕ стр. 1-3

I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА стр. 4-20

1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ:

1.1. Понятие «трудовые ресурсы»; стр. 4-5

1.2. Понятие «экономически активное население»; стр. 5-6

2. ЗАНЯТОСТЬ: стр. 7

2.1. Занятость, как экономическая категория;

2.2. Структура занятости

3. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СУБЪЕКТЫ. стр. 8-16

3.1. Рынок труда в РОССИИ; стр. 8-11

3.2. Особенности рынка труда в современной жизни; стр. 11-14

3.3. Рынок труда Брянской области стр. 15-16

4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЫНКА ТРУДА стр. 17-20

II. БЕЗРАБОТИЦА

1. БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ стр. 21-28

1.1. Классическая безработица; стр. 22-23

1.2. Кейнсианская безработица; стр. 23

1.3. Формула Оукена стр. 24-25

2. ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ стр. 25-26

3. БЕЗРАБОТИЦА в Брянской области стр. 27-28

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНКА ТРУДА: стр. 29-32

1. Основные принципы, направления и методы стр. 29-30

2. Управление занятостью стр. 31-32

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ стр. 33 -34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 35

-1-

ВВЕДЕНИЕ.

«Труд - источник всякого богатства… Труд - первое основное условие человеческой жизни, и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека», - писал Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Труд - целесообразная деятельность человека, реализация его умственных и физических способностей в процессе производства товаров и услуг, направленные на преобразование вещества природы (сырья) для удовлетворения человеческих потребностей. Он является основным видом человеческой деятельности, где реализуется накопленный человеческий капитал.

Категорию «труд» рассматривают в следующих аспектах:

- труд как целесообразная деятельность людей по преобразованию предметов труда;

- труд как фактор производства;

- труд как процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека.

Процесс труда является определяющим моментом производства и включает в себя:

- сам труд, то есть целесообразную деятельность людей по производству и присвоению предметов природы;

- предмет труда, то есть то, на что воздействует человек при изготовлении необходимых ему продуктов;

- средства труда, посредством которых человек воздействует на предметы труда и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

В процессе труда и производства люди вступают друг с другом в производственные отношения. Одна их часть - организационно-экономические отношения, которые связаны с разделением труда, концентрацией и специализацией производства. В их основе лежит технологический способ производства экономических благ. Другая часть производственных отношений определяется отношениями собственности на ресурсы.

Экономическое содержание труда состоит не только в создании благ и удовлетворении потребностей, но и в извлечении полезности в форме заработной платы.

-2-

Основными формами проявления труда являются:

- затраты человеческой энергии или ее психофизиологическую сторону трудовой деятельности;

- взаимодействие работника со средствами производства;

- производственное взаимодействие работников друг с другом по горизонтали для участия в производственном процессе; по вертикали, как отношения между руководителем и подчиненными.

Что же касается сферы труда, то это многоплановая область экономико-социальной жизни общества, которая охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, в ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Не менее важным компонентом сферы труда является кадровая политика на предприятиях, мотивация труда и трудовые отношения, так как именно на этом уровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов страны, осуществляется их вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и факторов производства.

Целью курсовой работы является поиск ответов на первый вопрос о сущности рынка труда и его структуре. Для этого рассмотрим понятия экономически активное население, трудовой потенциал, занятость, без которых не может функционировать рынок труда. Рассмотрим некоторые концепции рынка труда, в частности, неоклассической, кейнсианской, монетаристской и институциональной. Исследуем российский рынок труда и рынок труда Брянской области, и их особенности.

По второму вопросу «Безработица» выясним сущность и причины возникновения безработицы. Дадим объяснение кейнсианской и классической безработицы, а также форм безработицы.

По третьему вопросу «Государственное регулирование рынка труда» проведем исследование основных направлений и методов государственного

-3-

регулирования рынка труда в России, дадим определение косвенного регулирования рынка труда. Раскроем вопрос управления занятостью в России.

В соответствии с поставленными целями сформулируем задачи данной курсовой работы:

1) подобрать и изучить экономическую и научную литературу по данным вопросам;

2) ознакомиться с законодательными и нормативными актами;

3) просмотреть публикации по данной теме в периодической печати;

4) проанализировать рынок труда и безработицу Брянской области.

-4-

I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА

1.Трудовые ресурсы

1.1. Трудовые ресурсы включают в себя население в трудоспособном возрасте, а также лиц нетрудоспособного возраста, такого как подростки и население старше трудоспособного возраста, занятого в экономике. Динамика численности трудовых ресурсов, в конечном счете, отражает динамику численности населения (табл. № 1).

Таблица № 1 «Численность постоянного населения России» (млн. чел.) *

Год

Численность постоянного населения

1996

147,5

1997

147,1

1998

146,3

2001

145,2

Численность граждан трудоспособного возраста как части всего населения изменяется под влиянием демографического фактора, то есть уровня смертности и рождаемости.

Существуют различия в динамике трудовых ресурсов и численности населения. На численность населения и трудовых ресурсов влияние оказывает смертность лиц трудоспособного возраста, а также смертность работающих подростков и пенсионеров. Изменение в уровне занятости подростков и пенсионеров сказывается только на трудовых ресурсах, но не затрагивает численности трудоспособного населения. На численности населения отражаются колебания в рождаемости, а на трудовых ресурсах они сказываются только через 16 лет.

Использование трудовых ресурсов включает:

- распределение трудовых ресурсов;

- эффективность применения их в народном хозяйстве.

Распределение по видам занятости трудовых ресурсов включает их разделение на работающую в народном хозяйстве часть, то есть занятых, и незанятые это учащиеся, либо занятые ведением домашнего хозяйства, либо служащие в армии, либо безработные и иные незанятые граждане.

_________________________________

* О.С. Белокрылова, «Экономика труда», Ростов-на-Дону, 2002 г., стр. 25

-5-

Занятое население разделяется по отраслям, по профессиональным группам, по режимам труда, по характеру труда, то есть умственный это труд или физический.

В соответствии с международной практикой распределение по видам экономической деятельности представляет занятость в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности, в электроэнергетике, газо- и водоснабжении, в строительстве, торговле, на транспорте, здравоохранении, образовании…

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяют группы: наемных работников; работодателей; лиц, работающих за свой счет; членов производственных кооперативов; работников, не классифицируемых по статусу.

Распределение трудовых ресурсов существует также: по полу, возрасту, уровню образования и здоровья. Категория «трудовой потенциал» отражает эффективность применения трудовых ресурсов с точки зрения их качественного измерения.

1.2. Экономически активное и неактивное население.

Экономически активное население включает в себя всех мужчин и женщин, которые обеспечивают или имеются в наличии для обеспечения предложения рабочей силы для производства товаров и услуг (ООН, 1996). В экономической литературе такое население определяется как часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных.

Экономически неактивное население включает: детей; учащихся дневных отделений всех типов учебных заведений; отказавшихся от поисков работы безработных; неработающих пенсионеров; лиц, не нуждающихся в работе для поддержания своего существования, включая занятых только ДХ (домашним хозяйством). Совокупность экономически активных и неактивных граждан не совпадает с населением в трудоспособном возрасте, так как многие люди после достижения пенсионного возраста остаются экономически активными.

Измерение экономической активности соотношением экономически активного населения в трудоспособном возрасте (в России - мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) является искаженным, поэтому российским Госкомстатом в состав экономически активного населения включаются все граждане в возрасте 15-72 лет. В России при увеличении численности населения в трудоспособном возрасте экономически активное население уменьшилось за период с 1992 по 2002 гг. на 3,5 млн. человек в значительной мере за счет сокращения численности женского экономически активного населения. Уровень экономической активности мужского населения также снизился.

-6-

Главной причиной его снижения является устойчиво низкий спрос на труд, пассивное отношение к своему статусу.

Таким образом, категория экономически активного населения не равнозначна категории трудовых ресурсов.

-7-

2. Занятость

Проблема занятости - одна из основных социально-экономических проблем переходной экономики.

Занятые в России - это люди старше 16 лет, обоего пола, работающие по найму за плату или работающие на себя, а также находящиеся в отпусках или временно не работающие по причине болезни. В российской практике статучета, в отличие от западных стран, к числу занятых относят военнослужащих и студентов, которые входят в состав экономически активного населения.

Все занятые разделяются на граждан, работающих полную и неполную рабочую неделю. В России наемные работники в среднем составляют 90% всей рабочей силы. Определенную часть рабочей силы составляют самостоятельные работники, являющиеся предпринимателями, не использующими наемный труд, и лица свободных профессий: адвокаты, журналисты…, не работающие по найму.

В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран, прослеживаются следующие изменения: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг, в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу общественного труда (74,2% от общего числа занятых). В России отраслевая структура занятости заметно отличается: у нас занято более 49% экономически активного населения в материальном производстве и около 51% в сфере услуг.

Профессионально-квалификационная структура рабочей силы включает в себя три понятия: профессиональную структуру рабочей силы, ее квалификационную структуру, содержание квалификации. При этом профессиональная структура- это совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп; квалификационная структура - совокупность работников различных уровней квалификации, включающих в себя набор навыков, опыта и других компонентов.

Россия находится на одном из ведущих мест в мире по показателям образования и квалификации рабочей силы (на начало 1998 г. высшее образование имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) около 69%). В том же 1998 году государственными и негосударственными высшими учебными заведениями было выпущено ~ 460 тыс. специалистов. В 1997/1998 учебном году в России насчитывалось более 3 млн. студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения). Уровень образования рабочей силы и в целом населения России, является одним из важных конкурентных преимуществ в международном разделении труда.

-8-

3. Рынок труда и его субъекты.

Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыночной системы. Он сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.

Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Таким образом, в рыночной экономике товары и услуги продаются на разных рынках: рабочая сила на рынке факторов производства выступает как товар. На рынке труда имеется предложение, спрос и цена - заработная плата. В узком смысле, рынок труда представляет собой место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника, с целью заключения договора о найме; в широком смысле рынок труда это взаимодействие спроса и предложения труда.

Выделяют внешний и внутренний рынок труда. На внутреннем рынке труда устанавливаются правила, регулирующие наем (перемещение) работников внутри предприятия. На внешнем рынке представлена вся совокупность работников, ищущих работу и работодателей, предлагающих рабочие места, а ключевой задачей внешнего рынка является сокращение затрат времени для поиска соответствующего контрагента и заключения с ним трудового договора. Рынок труда открытая система, и на его функционирование оказывают влияние внешние и внутренние факторы, как видно на рисунке №1.

Рис. № 1 «Влияние внешних и внутренних факторов на рынок труда»

-9-

Внутренние факторы. Полная и достоверная информация может существенно сократить время пребывания на рынке труда, как работника, так и вакансии. Интенсивность поиска работы характеризует количество рассмотренных предложений в единицу времени (в день). Гибкость работника расценивается со стороны требовательности работника к условиям труда, гибкость работодателя характеризуется, наоборот, со стороны требований к качеству рабочей силы. Конкурентоспособность работника представляет собой совокупность признаков, отвечающих настоящему уровню качества рабочей силы (высокий уровень квалификации, профессионализм, знание компьютерных технологий, знание иностранных языков…). Существенные различия в конкурентоспособности работников могут вести к задержкам в подборе работы либо вообще к бесперспективности поисков.

Внешние факторы. Демографическое движение населения, его состав, экономическая активность, интенсивность трудовых перемещений. Экономические факторы: динамика ВВП, инвестиционная политика, структурная перестройка. Циклические кризисы являются катализаторами структурной перестройки, вызывающие на определенном этапе замедление темпов развития производства, а по завершению его выступают источниками экономического роста. Существенную роль играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест (по профессиям и отраслям, квалификационным признакам…)

Основные сегменты рынка труда.

Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют два не конкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых.

Один рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. К нему также относятся рабочие места техников, административно-вспомогательного персонала и работников средней квалификации. Другой рынок охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, такие как повара,

-10-

официанты, медицинский обслуживающий персонал…, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

Первый рынок характеризует высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального роста, значительная конкуренция за рабочие места, второй - высокий уровень безработицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.

3.1. Рынок труда в России.

Еще недавно рабочую силу в России не рассматривали в качестве товара, но в реальной жизни, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Рынок труда в нашей стране отягощен многими диспропорциями, такими как наличие административных, правовых и экономических ограничений, которые препятствуют свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников.

Другой особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах, которая по оценкам экспертов составляет, в совокупной занятости в конце 90-х гг. не менее 15% (в США в 1997 г. - 6%).

Главной особенностью российского рынка труда является существование скрытой безработицы - большого избытка на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, и уволить их сложно по различным социальным причинам. Представление о масштабах скрытой безработицы дают сведения о численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска (часто неоплачиваемые) по инициативе администрации.

Спецификой модели рынка труда в трансформирующих экономиках является расширение теневой его составляющей. Российский рынок труда распался на два самостоятельных, независимых друг от друга рынка:

- организованный рынок труда, механизм функционирования которого находится под влиянием институтов службы занятости;

- теневой, неорганизованный рынок труда, «обслуживающий подавляющую массу национальных трудовых ресурсов, занятых по преимуществу в мелких и мельчайших предприятиях, относящихся к «серой», теневой экономике»

Соотношение между организованным и теневым рынком труда, куда приходят также получающие ничтожную заработную плату в сфере официальной занятости для получения работы по совместительству, составляет по оценкам, примерно 1:3.

-11-

Свыше 25 млн. человек, то есть более 30% экономически активного населения, занято в теневой экономике. Из них 7 млн. человек не имеют другого места работы и 18 млн. человек совмещают работу в формальном и неформальном секторах экономики.

Второй важной характеристикой рынка труда является близкая к монопсонической его структура. Различные рыночные структуры определяют состояние локальных рынков, в том числе и рынка труда - отраслевого или территориального. А так как на отраслевых и территориальных рынках труда преобладает монопсоническая модель, то и макроэкономическую структуру рынка труда России можно охарактеризовать как монопсоническую. Этот монопсонизм носит социально-экономический характер, т.к. единственным субъектом спроса на рынке труда, продолжающим нанимать работников, являются вновь создаваемые коммерческие структуры. Монопсонизм российского рынка труда поддерживается низкой степенью институционализации рынка труда. Старые формальные институты, регулирующие занятость в плановой экономике, разрушены, такие как, обязательное распределение выпускников ВУЗов, требование прописки при приеме на работу и др. Новые формальные институты рынка труда начинают создаваться государством. В национальных рамках критерием выделения региональных моделей рынка труда выступает степень деловой активности в регионе. По этому критерию выделяются следующие региональные модели рынка труда: отличающаяся высокой занятостью; характеризуемая среднероссийскими параметрами занятости и безработицы; депрессивная.

Наиболее ярким примером первой модели рынка труда являются Москва, и

Санкт-Петербург, которые отличаются высокой степенью деловой активности. Рынок труда в регионах, отличающихся высокой степенью деловой активности, характеризуется высокой занятостью, низкой безработицей и высокой скоростью выхода из рядов безработных.

3.2. Современный этап развития рынка труда в России характеризуется следующими особенностями:

1. Рост безработицы. В конце 2001- начале 2002 г.г. в России из 145 миллионного населения ~ 71 млн. человек, или около 43 % общей численности населения страны, составляет экономически активное население (табл. cтр. 12). Из них 18,8 млн. человек заняты в сфере так называемой теневой занятости, такой как: уличная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частные услуги (уборка, приготовление пищи), репетиторство. Поэтому официальная

-12-

статистика определяет численность занятых на уровне 66 млн., или 88,2 % экономически активного населения и 1,2 миллиона человек (2,6%) - официально зарегистрированных безработных. В соответствии с методологией оценки безработицы, в Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный уровень безработицы составляет всего 8,2 %. Однако, английские транзитологи определяют уровень безработицы в границах 30%.* Но если учесть скрытую безработицу (вынужденные отпуска, неполный рабочий день)**, то масштабы безработицы приближаются к 20 % экономически активного населения.*** Число незанятых повышалось примерно на 1,5 млн. человек в год. Среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников ВУЗов.

Табл. № 2 «Численность экономически активного населения

в целом по России» (тыс. чел.)****

1999

2000

2001

Численность экономически

активного населения - всего:

72176

71464

70968

В том числе:

Мужчины

37639

37154

36846

Женщины

34537

34310

34122

В том числе:

Занятые в экономике - всего:

63082

64465

64664

Мужчины

32838

33374

33435

Женщины

30244

31091

31229

Безработные - всего:

9094

6999

6303

В том числе:

Мужчины

4801

3780

3410

Женщины

4293

3219

2893

Численность безработных,

зарегистрированных в органах

службы занятости (на конец года) всего:

1263

1037

1122

В том числе:

Мужчины

383

322

359

Женщины

880

715

763

_________________________________________

* Яковлева И., «Класс, который мы потеряли», // «Экономика и жизнь»//, 1998, № 49, стр. 1;

** Волгин Н., «Сколько ликов у российской безработицы?» //»Экономика и жизнь»//, 1999,

№ 3, стр. 30;

*** Там же;

**** Официальные данные Госкомстата РФ, http: // www. gks. ru // osnpok. htm.

-13-

Методологические пояснения к таблице № 2 :

Данные о численности экономически активного населения, занятых и безработных получены по материалам обследований населения по проблемам занятости, проводившихся органами статистики РФ. Единицами наблюдения являются ДХ (Домашние Хозяйства) и лица в возрасте с 17 до 72 лет - члены этих хозяйств. Обследование охватывает на квартал 64-65 тыс. чел. в возрасте от 15 до 72 лет.

Экономически активное население - это лица, в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными.

Занятые в экономике - это лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников.

Уровень безработицы населения определенной возрастной группы - удельный вес

численности безработных в численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, рассчитывается путем деления численности безработных на численность экономически активного населения данной группы, умноженной на 100% (выражается в процентах).

Уровень зарегистрированной безработицы - удельный вес численности безработных, зарегистрированных в органах Государственной службы занятости, в численности экономически активного населения, рассчитывается путем деления численности зарегистрированных безработных на численность экономически активного населения, умноженной на 100% (выражается в процентах).

2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Большое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их использования. На каждом втором предприятия признается избыток рабочей силы, но 70% руководителей не планируют ощутимого сокращения персонала. Среди причин выбытия работников основная масса (более 80% случаев) - увольнения по собственному желанию.

3. Появление 2 миллионов беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился, в большей степени, чем численность занятых.

-14-

5. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 миллионов человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 миллиона (9,7%) - находились в вынужденных отпусках.

6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле.

7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

8. Низкий уровень пособий по безработице.

9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. Причем большинство совмещает легальные и теневые формы занятости, таким образом, обеспечивая себе приемлемый уровень благосостояния. Снижение жизненного уровня побуждает занятых в непроизводственной сфере с относительно свободным режимом работы продлять трудовую деятельность в теневой экономике, в которой трудится в настоящее время, по оценкам, около 25 миллионов человек.

10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных (табл. № 3).

Таблица № 3

«Общая и официально регистрируемая численность безработных»

1999 год

2000 год

2002 год

Общая численность

безработных, (млн. чел.)

10,4

7,35

5,9

Численность официально зарегистрированных безработных, (млн. чел.)

1,6

1,0

1,2

____________________________________________

**** Официальные данные Госкомстата РФ, http: // www. gks. ru // osnpok. htm.

-15-

Табл. № 4 «Экономическая активность населения

в возрасте от 15 до 72 лет Брянской области»

[по материалам выборочных обследований в %]

2000

2001

2002

Уровень занятости

54,1

54,9

55,3

Уровень безработицы

13,0

10,0

8,5

Уровень регистрируемой безработицы

2,2

1,9

2,1

Напряженность на рынке труда

89,7

43,5

20,6

Уровень образования безработных:

высшее

12,4

11,3

14,4

среднее профессиональное

27,3

21,8

30,2

Средний возраст безработных, (лет)

35

34,3

35

Население Брянской области к началу 2002 г. составило 1410,3 тыс. человек и уменьшилось на 14,2 тысяч человек или на 1,01 % по сравнению с 2001 годом.

Численность экономически активного населения в области составило за 2000 год 680,7 тыс. человек и уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 2,3%.

При этом отмечается увеличение занятости и снижение безработицы. Уровень занятости населения составил 54,1% к населению (15-72 лет). Среди лиц, занятых в экономике области 93% работали по найму, 7% не по найму; из них 1,2% - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, 0,7% - работодатели, 0,05% - безвозмездно работающие члены семьи. Средний возраст занятых 38 лет. По возрастной структуре 26% составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 60% - лица в возрасте от 30 до 49 лет, 12% - лица в возрасте от 50 до 59 лет и 2% - работающие в возрасте от 60 до 72 лет. 96% занятых в экономике имеют трудоспособный возраст и 4 % - работающие пенсионеры.

В 2000 году в условиях неполной занятости в области работало 8,7 % от среднесписочной численности работающих, в том числе 2,7% - в режиме неполного рабочего дня и 6% находились в отпусках по инициативе администрации.

Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполного рабочего дня

-16-

(недели) в крупных и средних организациях в 2000 г., оценивались в 7,8 млн. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3,9 тыс. работников. В течение года на крупные и средние предприятия было принято на работу 98,6 тысяч человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места принято 6,0 тысяч человек или на 6,1% от общего числа принятых. Наибольший приток рабочей силы наблюдается в таких отраслях как культура и искусство, промышленность, транспорт, здравоохранение, ЖКХ.

О стабилизации на рынке труда свидетельствует увеличение наличия вакантных рабочих мест. В 2000 году их рост в целом по области составил 26,6%.

Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение общей численности безработных к количеству вакансий на крупных и средних предприятиях составил за 2000 год 89,7 %, в 2001 году - 43,5%, в 2002 году - 20,6 %).

Преобладающая часть занятого населения области сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2002 г. на них работало 378,0 тыс. человек. Численность работающих сократилась по сравнению с 2001 г. на 0,8%, в том числе в общей коммерческой деятельности на 18,1 %, в общественных объединениях - на 16,3%, в операциях с недвижимостью на 10,5 %, в сельском хозяйстве на 10,2 %,

в строительстве на 9,9%, в промышленности на 2%. Увеличилась численность в отраслях материально-технического снабжения и сбыта на 10,5%; финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение на 9,5%; ЖКХ на 8,0%; в транспорте на 7,3%; культура, искусство на 6,5 %.

Официально зарегистрировано в службах занятости в качестве безработных на конец 2002 года 13,4 тыс. человек, из них на 90% назначено пособие по безрабо- тице. Среди безработных 69,9 % - женщины. Также серьезной проблемой остается поиск работы для молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, составляющей 30,3 % от общего количества зарегистрированных безработных.

За содействием в трудоустройстве в службы занятости в течение года обратилось 146,5 тысяч человек, что на 2,07 тысяч человек меньше, чем в 2001 году. За этот период трудоустроено 55,5 тысяч человек (2001год. - 48,9 тыс. чел.).

В 2002 году 7,1 тысяча работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации, в том числе 87,4 % - это работники промышленности. В течение 2002 года 10,5 тыс. человек побывали в вынужденных административных отпусках, в том числе 83,2% - работники промышленности, 9,8 % - работники строительной отрасли.

-17-

4. Основные концепции рынка труда.

Неоклассическая школа.

Представлена трудами Д.Гидлера, А.Лаффера, М.Фелдстайна, Р.Холла. Эти авторы полагают, что основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы - заработная плата, с помощью которой регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а, следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда.

Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда и безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие (рис.2)

W

W

W C

L D L C L S L

Рис. 2 Спрос и предложение на рынке труда:

Wс - равновесная заработная плата; Lс - численность нанимаемых работников;

S L - кривая предложения труда; D L - кривая спроса на труд;

-18-

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд в точке C (рис. № 2 ).

Кейнсианское направление.

Рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости - уровень занятости и безработицы; спрос на труд, уровень реальной заработной платы - устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда, но предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, которую можно ликвидировать жестким бюджетным и кредитно-денежным регулированием. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распределяется увеличение общего спроса между разными отраслями. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости - это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации основывается на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, и сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.

Т.к. цена (заработная плата) согласно данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Снижая налоги, государство стимулирует увеличение спроса и потребления, что приводит к росту производства и занятости. Т.о., спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе - объемом производства.

-19-

Монетаристская модель.

Представители монетаристов (М. Фридмен, Э. Фелпс) обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, который сам определяет рациональный уровень занятости. В такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства, в конечном счете, приведет к раскручиванию инфляционной спирали.

Монетаристы полагают, что в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы, который получил название «естественная норма безработицы». Она отражает действительные структурные характеристики рынков труда, включая рыночные несовершенства, колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и имеющейся рабочей силе…

Институционально-социологическая школа.

Представлена экономистами Т. Веблен, Дж. Данлоп. Она основывается на положении о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для них характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе, и осуществлена попытка, объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этнических и других различий в структуре рабочей силы и соответствующих им уровней заработной платы.

Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения, который имеет ряд существенных отличий от других товарных рынков. Его регуляторами являются факторы не только микро- и макроэкономические, но и социальные и социально-психологические, которые не всегда имеют отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

В реальной экономической жизни на рынок труда оказывает влияние целый ряд факторов. Предложение рабочей силы определяется демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрелой структурой. В России среднегодовые темпы прироста численности населения резко сократились ~ с 1% в 70-80-х гг. до минусовых значений в 90-х гг.

-20-

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывает процесс иммиграции. Влияние иммиграции на рынок труда России растет: только за 1990-1997 гг. из бывших советских республик в Россию въехало более 6,5 млн. человек.

Со стороны спроса главным фактором, влияющим на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого, на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

-21-

I. БЕЗРАБОТИЦА.

1. БЕЗРАБОТИЦА: Причины и формы.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные граждане наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.

В реальной экономической жизни безработица это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поисками работы, обращались в различные службы занятости, использовали (помещали) объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), предпринимали шаги к организации собственного дела.

- были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

Вернемся к рисунку на стр.17. В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной (случай W') предложение на рынке труда (Ls') превышает спрос (LD') на величину LD' - L s' . В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате W'. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком (LD' - L s') на оси абсцисс L. Действительно, если предложение труда превышает спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные.

Безработные - это часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может ее найти в определенное время (на конкурентной основе) на конкретной территории. Закон «О занятости населения в РФ» с 1991 года легализовал безработицу в нашей стране. Безработица рассматривается как вынужденная незанятость, обусловленная нарушением равновесия на рынке труда.

-22-

Незанятость можно измерять следующими показателями:

1. Трудоспособное население (РОР):

РОР = Е + U + NL,

где U - количество безработных в экономике, Е - количество занятых, NL - часть трудоспособного населения, которая не работает и не ищет работу.

2. Рабочая сила:

(L) = занятые (Е) + безработные (U).

3. Уровень безработицы:

u = (U / L ) х 100 %.

Данный показатель представляет собой отношение численности безработных к численности рабочей силы (или экономически активного населения) в процентном отношении. Необходимо различать незанятое население и безработных. К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имели работы; занимались поисками работы; были готовы приступить к работе. Официальный статус безработного можно получить только в органах государственной службы занятости, куда многие безработные не обращаются вследствие неэффективности этого института.

Согласно классическому подходу безработица вызвана высокой заработной платой. Уровень безработицы устанавливается самим рыночным механизмом: под воздействием возникшего избыточного предложения на рынке труда цена начинает снижаться до достижения равновесной, что означает инициацию безработицы.

Спрос предпринимателей на труд представляется функцией L = L (W), означающей, что при снижении ставки заработной платы для получения максимальной прибыли потребуется использовать больше труда, и наоборот.

Предложение труда, согласно рассматриваемой концепции, также зависит от ставки реальной ставки реальной заработной платы и выражается уравнением:

L = L (W), где (W) - заработная плата.

Следовательно, численность занятых работников меньше, чем количество экономически активного населения (L ), поэтому добровольная безработица составляет отклонение равновесного уровня безработицы от численности экономически активного населения (L 3 - Lе), что соответствует понятию «классическая безработица». А безработица, зависящая от эластичности спроса,

-23-

соответственно составляет (Lе - L 1), безработица, вызванная неравновесием на рынке труда, равна (L 2 - L 1).

Кейнсианская безработица возникает вследствие жесткости заработной платы. В результате падения агрегированного спроса в экономике происходит падение спроса на труд. Таким образом, возникает разрыв между уровнем спроса и предложения при фиксированной заработной плате (Lе - L 1).

Таким образом, выделяют две основные группы причин безработицы:

- нарушение макроэкономического равновесия;

- несовершенство рынка труда.

В соответствии с кейнсианским подходом занятость большим образом зависит от движения инвестиций: расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, будет стимулировать развитие производства и способствовать увеличению совокупной занятости. При этом ее увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями. Согласно кейнсианской теории, обеспечение полной занятости предполагает поддержание в обществе двух важных пропорций:

1) между затратами на создание ВВП и масштабами ВВП. Если затраты не обеспечивают производство ВВП в таком объеме, который необходим для поддержания полной занятости, то возникает безработица. Если эти затраты превышают объем производства, необходимый для поддержания полной занятости, возникает повышенный спрос на рабочую силу, что может привести к повышению заработной платы;

2) между сбережениями и инвестициями. При сбережениях, больших чем инвестиции, часть товаров и услуг оказывается нереализованной. Предложение превышает спрос. В результате снижаются цены, сокращаются производство и занятость. В кейнсианской концепции спрос на труд определяется только величиной эффективного спроса на благо.

Марксистское объяснение безработицы связано с тем, что производство

развивается медленнее, чем растет численность способных к труду граждан, в силу чего часть населения оказывается излишней; меняется структура спроса и предложения, и потому предложение сокращается в наиболее трудоемких отраслях. Наличие « промышленной резервной армии» позволяет работодателям перестраивать структуру производства, регулировать соответствующим образом

-24-

заработную плату, отношения с профсоюзами. Институционализм объясняет причины безработицы неразвитостью, нечеткостью функционирования инфраструктуры рынка труда и его специальных учреждений - бирж труда, частных посреднических фирм, выполняющих функции службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму и др.

Таким образом, в экономической теории выделяют пять основных причин безработицы:

1) структурные сдвиги в экономике, выражающиеся тем, что внедрение новых

технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

2) экономический спад (депрессия), который вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

3) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы снижает спрос на рабочую силу;

4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

5) изменение в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения трудоспособного возраста.

Безработицу можно структурировать в зависимости от ее причин на:

- безработицу в результате потери работы в результате увольнения;

- безработицу вследствие добровольного отказа от работы;

- безработицу, связанную с выходом на рынок труда после перерыва;

- безработицу в связи с выходом на рынок труда впервые.

1.3. Формула Оукена.

Если фактический уровень безработицы (U) превышает естественный уровень безработицы (U*) - эту разницу называют уровнем конъюнктурной безработицы (Uk), - то общество «недополучает» некоторую часть ВВП. Если Yf (N*) - это ВВП при полной занятости, Y(N) - ВВП при фактической занятости,

то (Yf (N*) - Y(N) называют «конъюнктурным разрывом».

Американский экономист Артур Оукен сформулировал закон, согласно которому превышение фактического уровня безработицы на 1 % от ее естественного уровня приводит к снижению объема фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП примерно на 2,5%.

-25-

Это так называемая формула (закон) Оукена:

( YF - Y)___

U - U* = YF , где - параметр Оукена (2,5).

По закону Оукена потери от безработицы вычисляются по формуле:

ВВП потенциальный - ВВП фактический = (U факт - U естеств.)

ВВП потенциальный,

где = 2,5; U естеств. = 6 %.

2. Формы безработицы.

В зависимости от экономических причин, порождающих безработицу, она делится на четыре типа: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную.

Фрикционная безработица возникает при перемещении работников от одного места работы к другому. Такая безработица выступает следствием кратковременных изменений на рынке труда и существует потому, что процесс подбора работников и рабочих мест требует определенного времени. Уровень фрикционной безработицы в экономике определяется притоком людей на рынок труда и выходом из него и тем, насколько быстро безработные находят на работу. Эта скорость зависит от развитости институциональной структуры рынка труда.

В условиях постоянно меняющейся рыночной экономики фрикционная безработица неизбежна потому, что происходят структурные сдвиги. Еще одной причиной служат увольнения в результате банкротств отдельных фирм, неудовлетворительная их работа. Поэтому государственные программы для снижения естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы обычно включают в себя совершенствование информирования о вакансиях, осуществляемом службами занятости, различные программы переподготовки.

Наоборот система страхования по безработице, увеличивает число фрикционных безработных, так как, с одной стороны, работник может дольше искать подходящую для него работу, а с другой - фирмы легче идут на увольнения, зная, что работник не останется без средств к существованию, что, в конечном счете, увеличивает экономическую эффективность.

-26-

Структурная безработица возникает при длительных изменениях в структуре экономики, которые приводят к несоответствию между существующей квалификацией или профессиональными требованиями со стороны рабочего места. Могут возникать также структурные территориальные несоответствия.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Другими словами, фрикционная и структурная безработица составляют естественную безработицу. Формы безработицы как фрикционная и структурная, не могут быть устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Поэтому полная занятость характеризуется наличием естественной безработицы. Понятие естественного уровня безработицы тесно связано с категорией потенциального уровня ВВП. Потенциальный ВВП - это такой объем ВВП, который может быть произведен в условиях полной занятости при наличии естественной безработицы. В связи с этим становится ясно, что фактический и потенциальный ВВП могут не совпадать, как и не всегда совпадают фактическая и естественная безработица.

Циклическая, конъюнктурная, или спросодефицитная безработица возникает при недостаточном совокупном спросе, определяется изменениями экономической конъюнктуры.

При классификации безработицы выделяют также безработицу вынужденную и безработицу добровольную (или безработицу ожидания). Вынужденная безработица возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Добровольная безработица возникает, когда работник мог бы найти работу, но предпочитает оставаться незанятым, продолжая поиски вышеоплачиваемой или более желательной работы, чем ему предлагают.

Сезонная безработица вызвана колебаниями в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

Скрытая безработица состоит из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей. В России скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работы и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.

-27-

3. Безработица в Брянской области.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поисками работы и были готовы приступить к ней. По данным обследования по проблемам занятости общая численность безработных в 2000 году составила 87 тысяч человек и сократилась по сравнению с 1999 годом почти на 19,7 % (см. Табл. № 4 на стр. 15)

Официально зарегистрировано в службах занятости в качестве безработных на конец 2002 года 13,4 тыс. человек, из них на 90% назначено пособие по безрабо- тице. Среди безработных 69,9 % - женщины. Также серьезной проблемой остается поиск работы для молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, составляющей 30,3 % от общего количества зарегистрированных безработных.

За содействием в трудоустройстве в службы занятости в течение 2002 года обратилось 146,5 тысяч человек, что на 2,07 тысяч человек меньше, чем в 2001 году. За этот период трудоустроено 55,5 тысяч человек (2001год. - 48,9 тыс. чел.).

В 2002 году 7,1 тысяча работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации, в том числе 87,4 % - это работники промышленности. В течение 2002 года 10,5 тыс. человек побывали в вынужденных административных отпусках, в том числе 83,2% - работники промышленности, 9,8 % - работники строительной отрасли.

Большая часть безработных ~ 79,0% проживает в городской местности и

21 % в сельской местности. Средний возраст безработных - 35 лет. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 35%; лица в возрасте от 30 до 49 лет - 57 %;в возрасте от 50 до 59 лет - 7,8 %; в возрасте от 60 до 72 лет - 0,2 %. Уровень безработицы в нашей области в 2000 году уменьшился, но остается по-прежнему высоким - 12,98 % (отношение численности безработных к экономически активному населению). За 2001-2002 г.г. наблюдается тенденция к снижению уровня безработицы (2001 год - 10,0%, 2002 год - 8,5 %).

Общая ситуация на рынке труда остается сложной. Проблемы, возникающие в связи со сложившейся ситуацией, требуют приведения в действие всех средств активизации рынка труда: создания новых рабочих мест; введение профориентации для безработных; стимулирование новых форм занятости: содействие малому предпринимательству, благоприятные условия для самозанятости, привлекательные системы вознаграждения для надомников и др.

Активизация рынка труда на основе имеющихся резервов позволили уменьшить давление избыточной рабочей силы на рынок труда.

-28-

Инструментом реализации задач в части стабилизации, а затем улучшения ситуации на областном рынке труда стала программа содействия занятости населения области на 2001-2003 г. Она предусматривает достижение главного конечного результата реализации комплекса запланированных мероприятий - сдержать уровень регистрируемой безработицы - не допустить превышение уровня регистрируемой безработицы в 2001-2003 году в 3,4%.

-29-

III. Государственное регулирование рынка труда.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Если безработица превышает естественный уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то необходимо вмешательство государства.

Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют

налогоплательщиков, а предприятия - кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.

Состояние рынка труда является результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики (табл.5 на стр. 30)

Тесная связь занятости и экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

-30-

С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, и тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.

Табл 5. «Направления государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости».

Направления

политики

Направления действий

Экономические возможности для занятости

- антиинфляционная политика;

- налоговая политика;

- поддержка инвестиционной активности;

- промышленная политика;

- региональная политика развития рабочих мест;

- внешнеэкономическая политика

Защита труда

- наем и увольнение;

- рабочее время;

- заработная плата;

- управление персоналом;

- безопасность труда;

- нейтрализация дискриминации;

- коллективные соглашения и договоры

Социальное страхование и социальная помощь

- социальная помощь;

- льготы для семей;

- помощь инвалидам;

- помощь малообеспеченным;

- социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное; на случай болезни

Образование и профессиональное

обучение

- общее образование

- профессиональное первичное стационарное образование; профессиональное дополнительное образование; обучение на производстве

-31-

2. Управление занятостью.

Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Она осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.

Принято выделять два типа воздействия на уровень занятости: пассивную и активную. Активный тип воздействия (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); Пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение). Они содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка. Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и других странах, на «уровне прожиточного минимума».

Посреднически-вспомогательная роль государства на рынке труда, частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические,

юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования рынка труда рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование

-32-

законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей в России:

- создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения. В России действует около 2,5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тысяч штатных сотрудников.

- поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;

- досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;

- расширение программ переподготовки;

- социальная помощь безработным через пособия по безработице.

-33-

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

1. Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера

2. В экономической науке существует несколько основных концепций функционирования рынка труда. Ни неоклассическая, ни монетаристская, ни кейнсианская, ни институционалистская концепции в отдельности не дают полной и адекватной картины функционирования рынка труды, хотя и отражают его отдельные элементы.

3. Современный рынок труда в развитых странах с рыночной экономикой сегментирован на несколько не конкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и неквалифицированных (вторичных) рабочих мест, рынки наукоемких и традиционных отраслей экономики.

4. В отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность работников физического труда сокращается.

5. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы.

6. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить:

- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

- программы по подготовке и переподготовке кадров;

- программы содействия найму рабочей силы;

- программы по социальному страхованию безработицы.

-34-

7. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий.

-35-

СПИСОК ИСПОЛЬЗУEМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Конституция РФ от 12.12.1993 г.; Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003 г., ст.37;

2) ФЗ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», г. Москва, 2003г.;

3) «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича), Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2001г. -544 стр.;

4) «Экономика», Учебник под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова, Москва, «Юристъ» 2002г. - 896 стр.;

5) «Экономика и социология труда», Учебник для ВУЗов, Генкин Б.М. Издательство «Норма», г. Москва, 2002г. - 416 стр.

6) «Экономика труда», Белокрылова О.С., Михалкина Я.В. (конспект лекций), г. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2002 г. - 242 стр. (Серия зачет и экзамен);

7) «Современная экономика труда. Теория и государственная политика» Эренберг Р.Дж., Смит Р.С., Москва, Издательство МГУ, 1996 г.;

8) «Фирма, рынок, право», Коуз Ф., г. Москва, Издательство «Дело», 1993г.;

9) «Экономика труда в промышленности», Петроченко П.Ф., Лясников И.А., Москва, 1978 г.;

10) «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 1998 г.,

11) «Основы изучения человеческого развития», под ред. Баркалова Н.Б., Иванова С.Ф., г. Москва, Издательство «Права человека», 1998г., гл. 4

12) «Занятость как проблема: теоретические подходы», Пошевнев Г.С.,

Новосибирск 1997 г.;

13) «Поведенческие предпосылки современного экономического анализа» Уильямсон О., THESIS, том 1, выпуск 3, Москва, 1992 г.;

14) «Наемный труд на переломных этапах развития экономики» Под ред.

Цвылева Р.И., Москва, 1999 г.,

15) «Рынок труда России», Гарсиа-Исер М.Х., Смирнов С.Н., Москва 1998г.

16) «Придерживание рабочей силы: свидетельства «Российского экономического барометра», Капелюшников Р.И., Аукуционек С.П., Москва, 1996 г.;

17) «Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, ТЕИС,1999г.;

18) «Численность и естественное движение населения Брянской области в 2001г.», Статсборник, Брянск, 2002 г., стр.2;

19) «Брянская область в цифрах» Госкомстат России Брянский областной комитет государственной статистики, Брянск,2003, стр. 20, стр. 41;

20) «Ситуация на рынке труда в Брянской области» Брянский облкомстат, Брянск 2001 г., стр. 1-9, стр.12-14, стр. 19-23;

21) «Российский Статистический Ежегодник 2002 г.», Госкомстат России, Москва, 2002 г. стр.141,151,155.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека