Рынок труда и социальная защита уязвимых категорий населения
97
Рынок труда и социальная защита уязвимых категорий населения
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Рынок труда в условиях рыночной экономики
- 1.1 Состояние рынка труда в условиях кризиса
- 1.2 Проблемы занятости и безработицы
- Глава 2. Социальная защиты социально уязвимых категорий населения
- 2.1 Цели и приоритеты государственной социальной политики в современных условиях
- 2.2 Сущность политики социальной защиты
- 2.3 Социально уязвимые категории населения на рынке труда
- Глава 3. Направления совершенствования социальной защиты социально уязвимых категорий населения
- 3.1 Совершенствования законодательной базы социальной защиты населения
- 3.2 Направления совершенствования работы служб социальной защиты населения в условиях кризиса
- Заключение
- Список литературы
Введение
В условиях новой экономики человек становится ключевым фактором производства и его главной целью. Положение человека как главного фактора производства обусловливает процесс превращения рабочей силы в человеческий капитал. Содержательной частью человеческого капитала являются интеллектуальные способности личности (интеллектуальный капитал), проявляющиеся в наличии знаний, информированности, образованности[1], которые становятся условием возникновения особого регулярного дохода человека - интеллектуальной ренты. Положение человека в качестве главной цели экономики и ее развития предполагает приоритет социальных ценностей над чисто экономическими, которые формируют качество человеческой жизни.
Представители западного направления экономической науки, пытаясь преодолеть сложившееся положение, все в большей степени обращают внимание на важное значение моральных и культурных ценностей, определяющих поведение человека. В частности, речь идет о таких важных понятиях, как социальная справедливость и альтруизм, которые также свойственны человеку. Признавая определяющую роль личности и особенно экономическую роль семьи, современные исследователи обращают внимание на неразрывное единство эгоизма, который характерен для рынка, и альтруизма, присущего семейным отношениям. Отсюда делаются выводы о недопустимости разрыва между рыночным производством, где царят рационализм, эгоизм, и креативным хозяйствованием, где человек в большей степени подчиняется разуму, научным и моральным ценностям, соблюдает принципы социальной справедливости.
Возникновение феномена единства производства (рынка) и креативного хозяйствования применительно к семейному (основанному на правилах альтруизма) получило название "прозъюмера" (этот термин образован от частей слитных воедино слов production - производство, consumer - потребитель)[2]. Это новое социально ориентированное понимание органической связи социальной и экономической сторон процесса хозяйствования, которые в чисто рыночной экономике оторваны и противопоставлены друг другу.
Процесс органической социально-экономической системы общества, т.е. современной, как ее называют, смешанной социально ориентированной экономики, еще не завершен. Он протекает противоречиво, преодолевая существовавшую вековую подчиненность человека экономическим условиям. В настоящее время можно считать революционными попытки признать внутреннюю природу человека, которая оказывает серьезное влияние на формирование новой институциональной структуры экономики, все более основывающейся на морально-культурных ценностях.
Все более важную роль приобретают модели экономики социальной ориентации, где наряду с традиционно соперничающими механизмами рынка и государства определяющее значение приобретают социально-нравственные регуляторы, т.е. Институты как высшие формы управления, основанные на культурно-моральных ценностях каждой страны.
Степень научной разработанности проблемы определяется ростом внимания, во-первых, к вопросам специфики формирования и функционирования региональных рынков труда, проблемам труда и занятости социально уязвимых категорий населения в условиях рыночных отношений; во-вторых, к региональным аспектам экономического и социального развития, наблюдаемым в последние годы в связи с формированием новой модели федеративных отношений.
Теоретическую основу исследования проблем занятости и становления общенационального и регионального рынков труда составляют труды ЕХ. Ан-тосенкова, В Н.Бобкова, НАВолгина, JT.C. Деггярь, ТИ Заславской, Д.Н. Карпухина, Е.Д, Катульского, ЮЛ, Кокина, Р.П Колосовой, ВТ. Костакова, Л.А. Костина, А.Э. Котляра, И.С. Масловой5 К.И. Микульского, Т.Н. Медведевой, П,Н, Новикова, В.В, Оннкиенко, Г,М. Романенковой, ЛЛ. Рыбаковского., Т.В. Рябушкина, А.С. Семенова, Л.С. Чижовой, В,Я. Чупровой, В.В. Шеметова и др. Вопросы регулирования рынка труда применительно к социально уязвимым категориям населения, в том числе к определенным группам женщин, молодёжи, инвалидов рассмотрены в работах З.В. Бабкиной, ВТ. Бочаровой, Т.Е. Журавлйвой, ИЛ. Кирпа, А.Э. Котляра ,ВЛ, Матусевич, В.В. Новиковой,, В.И. Чупраковой и др.
Российские ученые также неоднократно обращались к исследованию проблем социальной политики, демонстрируя разнообразие подходов к её структуре и содержанию (труды НА. Григорьевой, И.Г\ Зайнышева, СВ. Кадомцевой, В.М, Капицына, Г,И, Осадчей, ВТ. Попова, Б.В. Тихомирова, JLB. Топчия и ряда других авторов).
Проблемы региональной специфики социальной политики в различных регионах привлекают всё большее внимание представителей социальных наук, в том числе и в качестве тем диссертационных исследований (Ф.И. Гайпулина, В.М. Данилина, ЛИ. Дурова, ТС. Дымнич, ГА, Лафинцев, С.Н. Смирнов, Л.В. Терехова и другие).
Актавно развиваются в последнее время исследования теории, методики и методологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям СИ. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И.Жукова,И.Г.Зайнышева, И.А. Зимней, А.И.Ляшенко, П.Д. Павленка, А.М ПановаД.С.Пантелеевой, В.Н. Смирновой-Ярской, М.В. Фирсова, Е.И Холостовой, Ю.Б. Шапиро, ТВ. Шеляг и многих других. В них анализируются вопросы взаимосвязи социальной работы, формирования и развития системы социального обслуживания населения в нашей стране.
Осуществляется также исследование отдельных элементов н направлений социальной политики, в особенности политики социальной защиты, социально-демографической, семейной полигики, политики в отношении женщин, молодёжи, инвалидов и т.д, (В,Н, Архангельский, Л.Ф. Безлепкина, В.Н.Бобков, А.Г.. Волков, Н.И. Вшанов, СВ. Дармодехин, В.В. Колков, М.Н. Миргасатова, Е,Р. Смирнова и др.).
Методологической основой исследования стали мировая экономическая наука, современная экономическая теория, в том числе развиваемая российскими учеными.
В процессе исследования применялись общенаучные методы анализа и обобщения, системного подхода, а также логический анализ процессов социального развития, метод теоретической оценки эмпирических данных по региональной социальной политике.
Основной целью исследования является анализ положения социально уязвимых категорий населения на региональном рынке труда, разработка и внесение необходимых коррективов в основные направления политики социальной защиты в области обеспечения занятости, трудоустройства названных категорий населения, подготовка предложений по ее государственному регулированию на региональном уровне,
В соответствии с поставленной целью в процессе работы решаются следующие задачи:
- анализируются характеристики основных социально-экономических и социально-демографических особенностей формирования и функционирования регионального рынка труда;
-проводится исследование положения социально уязвимых категорий населения на региональном рынке труда и выявляются факторы их пониженной конкурентоспособности;
- дается анализ региональной политики социальной защиты в отношении социально уязвимых категорий населения, осуществляется привязка метода финансовых нормативов бюджетного финансирования социальной сферы на основе социальных стандартов, применительно к экономическим условиям региона как одного из инструментов реализации региональной политики социальной защиты,
-определяются перспективные направления деятельности служб занятости и учреждений социальной защиты населения по улучшению положения социально уязвимых категорий населения на региональном рынке труда, повышения уровня их жизнеобеспечения.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения на региональном рынке труда, связанные с социальной защитой уязвимых категорий.
В качестве объекта исследования выступает организация социальной работы с социально уязвимыми группами населения в регионе и поиск путей повышения её эффективности в условиях экономически нестабильного общества.
Глава 1. Рынок труда в условиях рыночной экономики
1.1 Состояние рынка труда в условиях кризиса
Проблемы российского рынка труда требуют исследования, что наиболее рационально осуществлять на основе модели. В связи с этим автором предложена модель современного российского рынка труда, которая характеризуется следующими чертами:
Избыточная занятость на российских предприятиях. Это объясняется тем, что значительная часть предприятий продолжает использовать устаревшие технологии, которые не позволяют в полной мере автоматизировать и компьютеризировать процесс производства, высвободив тем самым излишнюю массу работников. Излишнее количество сотрудников удорожает продукцию, делая ее неконкурентоспособной, и препятствует модернизации производства. Влияние также оказывает относительно низкий уровень оплаты труда. Кроме того, власти снижают уровень безработицы всеми доступными средствами, зачастую создавая в регионах заведомо ненужные и существующие только за счет бюджета рабочие места. После кризиса 1998 г. возникла тенденция к сокращению избыточно занятых в экономике страны.
Ярким примером является АвтоВАЗ, где соотношение числа сотрудников к количеству произведенных автомобилей едва ли не самое высокое среди мировых производителей. В 2007 г. руководители завода намеревались сократить примерно 12 тыс. сотрудников, тогда как по мнению экспертов из 110 тыс. необходимо сократить примерно 40% А. Перла И как водится, безработица // Деловая газета: Взгляд. - http://www.vz.ru/columns/2007/7/9/93102.html <05.05.2009>. Увольнения не произошли. Вот и во второй половине 2009 г. планировалось уволить по разным заявлениям: на 14 сентября - 5 тыс., позже - 27,6 тыс., 1 октября - 17,7 тыс. сотрудников, однако государство не позволяет предприятию это осуществить Автомобильный информационный портал.- http://www.avto.ru/news/news_17814.html <07.10.2009>.
Меньшая мобильность рабочей силы. В первую очередь это связано с неразвитостью современного рынка недвижимости, что ограничивает территориальную мобильность населения. Также это обусловлено тем, что новые предприятия для сокращения своих издержек открываются там, где ниже оплата труда, что в свою очередь не стимулирует повышение мобильности. Да и само государство поддерживает население в их стремлении работать на одном месте.
Одной из новых тенденций современного российского рынка труда является деление на два не конкурирующих между собой профессионально-квалификационных сегмента. Один рынок труда охватывает рабочие места для специалистов с высшим образованием, высококвалифицированных рабочих, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации. Другой рынок труда охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации, которые занимают работники сферы обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.
Низкая конкуренция на рынке труда в целом. Является следствием низкой мобильности рабочей силы и делением рынка труда не конкурирующие между собой сегмента. В том числе влияние оказывает и ухудшающееся качество общего и профессионального образования.
Усиление дискриминации. Данное отношение существовало и в советский период, однако было менее выражено и присутствовало в неявной форме.
Старение экономически-активного населения за счет отрицательного прироста населения и плохого состояния здоровья населения.
Сегодняшний кризис характеризуется широко описанным в экономической литературе «эффектом кругов по воде», ведь первыми под удар попадали всего несколько отраслей экономики, а затем падение спроса в них распространилось и на смежные сферы. Так кризисные явления постепенно поражали всё новые и новые сегменты рынка.
Наблюдаемое резкое падение курса рубля провоцирует снижение покупательной способности населения на фоне роста тарифов ЖКХ и инфляции. В итоге компании сталкиваются с общим сокращением спроса практически на любую продукцию и услуги.
Компании сталкиваются с общим сокращением спроса практически на любую продукцию и услуги.
В этих условиях работодатели вынуждены резко и быстро сокращать свои расходы. Естественно, и затраты на персонал, так как для многих компаний это является ключевой статьей бюджета. В данной ситуации больше всего страдают «молодые специалисты», так как вакантных мест для них сейчас в подавляющем большинстве организаций нет. А дорогостоящие сотрудники, сокращаемые из одних компаний, вполне могут устроиться к конкурентам за чуть меньшую зарплату, ведь они обладают опытом и навыками, которые рынку интересны даже в кризис.
Сейчас существует тенденция: работодатели избавляются от неоправданно дорогих «докризисных» специалистов и тут же на освободившиеся места берут новых, за значительно меньшие деньги, причем мотивированных на продуктивную работу.
Рынок труда перестал быть «рынком кандидата». Для западных компаний наш рынок труда по состоянию 2004-2008 годов был вообще непонятен: как может соискатель (а тем более молодой специалист) навязывать свою цену работодателю?! Только в условиях быстрого роста экономики на фоне традиционной российской привычки к раздуванию штатов была возможна такая асимметрия. Сейчас условия диктуют работодатели, что вообще-то является нормой.
Сегодня стоит заняться самообразованием, чтобы впоследствии выйти на рынок труда с новыми компетенциями.
Кто пострадал от кризиса больше всего? Конечно, «сомнительные», конъюнктурные специалисты, то есть те, кто выбирал себе сферу деятельности не исходя их своих подлинных способностей и интересов, а исходя из того, «где больше платят». Сейчас наступило время расплачиваться за такой подход к работе, поскольку работодатели заинтересованы оставлять только настоящих профессионалов, без которых не обойтись в тяжелое и трудно предсказуемое время.
При общении с кандидатами (начиная с ноября 2008 года) поражает уверенность многих уволенных, что кризис к весне закончится, и рынок труда вскоре вернется к состоянию июня-июля 2008 года. Для таких ожиданий нет никаких предпосылок: падение спроса усиливается во всех сегментах рынках, компании продолжают секвестировать затраты, зарплаты никто не повышает.
Может быть, пользуясь наличием свободного времени, стоит заняться самообразованием или повышением квалификации, чтобы впоследствии выйти на рынок труда с новыми компетенциями.
Правительство Германии приняло решение выделить 12 миллиардов евро на поддержании экономики в ноябре 2008. В январе 2009 было выделено еще порядка 50 миллиардов евро, которые должны быть инвестированы в экономику. Хотя никаких прямых субсидий определенным компаниям либо отдельному сектору экономики (за исключением банковского) на уровне федеральных земель выделено не было, сейчас такая возможность рассматривается, например, для компании Опель (Opel).
В сфере производства в Германии можно наблюдать большое разнообразие инструментов регулирования рынка труда, а особенно в автомобилестроении. Вот некоторые из них:
Коллективные договоры в отдельных секторах экономики о регулировании рабочего времени. Такое как «Соглашение о рабочем времени» IG Metall, которое предусматривает возможность сокращения рабочей недели до 30 часов (Запад) и 33 часов (Восток), для того, чтобы избежать сокращений рабочих мест.
Соглашения компаний об оптимизации рабочего времени в форме его особого учета и уменьшения отпусков являются основным инструментом со времени начала кризиса. Учет рабочего времени вводится для достижения двух основных целей 1) долгосрочный учет влияет на планирования всей карьеры работника (включая различные тренинги и выход на пенсию) 2) «гибкий» график учета рабочего времени необходим для распределения рабочего времени в зависимости от потребностей рынка в товарах данной компании. Одним из наиболее ярких примеров учета рабочего времени является соглашение компании Фольксваген (Volkswagen) о «гибком графике рабочего времени» (2004).
Когда все средства для уменьшении рабочего дня посредством коллективных соглашений исчерпываются, то вступает в силу установленное законом правило о сокращенном рабочем дне. Это правило гарантирует работникам определенное количество рабочих часов, помимо оговоренных в коллективном договоре, компенсируя потери, вызванные временным простоем производства определенным группам работников, например, строителям либо сезонным работникам. Потери дохода, вызванные уменьшением рабочих часов, компенсируются субсидиями, выделенными Федеральным Агентством по Труду. В случае полной остановки производства, 60 или 67 процентов -- в зависимости от семейного положения -- последней зарплаты выплачивается государством, остальное -- работодателем. Работодатель должен сохранить все социальные гарантии, такие как медицинская, пенсионная и другие виды страхования. Условиями для начала действия данного инструмента являются трудности в экономике и значительное снижение спроса на продукцию компании. По причине экономического кризиса действие схемы сокращенного рабочего дня было продлено с 5 до 12 месяцев во второй половине 2008 года и до 18 месяцев в 2009 году. В случае, если кризис затянется, то указом Федерального Агентства по Труду схему можно будет продлить до 24 месяцев. По данным Агентства, количество заявлений компаний на введение этой схемы (за исключением строительного и сезонного секторов) выросло с приблизительно 52000 в октябре до 295000 в декабре 2008 года, а к февралю в производственном секторе увеличилось до 700000.
Профсоюзы в основном выступают за введение подобной схемы, так как она компенсирует работникам потери дохода. Но этот инструмент не может защитить работников от некоторых видов сокращений, а такие сокращения становятся неизбежными во время глубокой и затяжной рецессии.
Назначения платежей из общественного фонда по безработице в некоторых секторах экономики уточняются в коллективных договорах и гарантируют рабочим более благоприятные условия, чем это описано в законодательных актах. Поэтому оба подхода -- законодательное регулирование и коллективные договоры тесно взаимосвязаны. Такой подход приводит к различию в изменении количества рабочего времени в секторах, где имеются коллективные договоры, например в строительном и металлургическом секторах и в секторах, где их нет -- предоставления услуг. В связи с увеличением компаний использующих этот инструмент возросла важность обучения сотрудников подобному характеру работы, хотя это обучение не включено в закон о сокращенном рабочем дне.
Результатом экономического кризиса явилось увольнение временных работников и контрактников, поэтому профсоюзы стараются трудоустроить этих людей на неполный рабочий день.
Французское правительство объявило о выделении 26 миллиардов евро на создание от 80.000 до 100.000 рабочих мест в 2009 году. Большая часть этих денег пойдет на поддержание наиболее пострадавших от кризиса автомобильной и строительной отраслей экономики. Компании, пострадавшие от значительного спада продаж своей продукции представили несколько законодательных и коллективных инструментов в ответ на сложившуюся экономическую ситуацию.
«Частичная безработица» -- инструмент рынка труда, разработанный для обеспечения частичной компенсации работникам, занятым меньше своих обычных рабочих часов во время экономического кризиса. В основном он применяется в автомобильной, металлургической, химической и строительной отраслях.
В инструмент «частичной безработицы» в середине декабря 2008 года были внесены некоторые изменения. В соответствие с предложением президента внести изменения в коллективный договор о частичной безработице, датированный 1968 годом, стороны достигли договоренности об увеличении почасовой выплат, из государственных фондов (с 2.44 евро до 3.54 евро в час для компаний, у которых работает менее 250 человек, а для других компаний с 2.13 до 3.33 евро в час), о поднятии минимальной заработной платы (с 4.42 до 6.84 евро в час), об увеличении количества часов выплат по безработице с 600 до 800 или 1000 увеличении продолжительности выплат с 4 недель до 6. Более того, было решено, что временные работники (работающие менее 18 часов в неделю) должны также быть включены в программу платежей «частичной безработицы» с 2009 года.
Организации, защищающие социальные интересы работников призвали усилить меры, направленные на переподготовку рабочих, которые подпадают под программу частичной безработицы. Они также хотят создать «кризисный фонд», который будет финансироваться из различных общественных фондов, средства которого будут использоваться для обучения новым профессиям в условиях кризиса. Работодатели подчеркнули необходимость вовлечь в процесс организации, отвечающие за страхование по безработице и включить их в регулирование использования фондов. Наиболее спорным вопросом является обязанность работодателей вкладывать деньги в обучение работников. Еще одной мерой являются так называемые «контракты по смене рода деятельности». Их применение было расширено с 8 до 25 «групп работников». Эти контракты обеспечивают создание компенсационного резерва для работников в размере 80 процентов их зарплаты на период один год, во время которого они будут проходить обучение для получения новой специальности. Ранее эта мера была применима в компаниях насчитывающих не менее 1000 работников, сегодня она применяется для любых фирм. Социальные партнеры и агентства по трудоустройству должны находить способ обеспечить работникам профессиональное обучение.
Коллективные договора также представляет важный инструмент для регулирования уменьшения рабочего времени. Рамочное соглашение о 35-часовой рабочей неделе (1999) обеспечивает снижение количества рабочих часов без уменьшения зарплат и позволяет изменять график или продлевать отпуск в зависимости от положений коллективного договора.
В случаях, когда сокращение неизбежно применяется так называемое «увольнение по собственному желанию», которое гарантирует определенные выплаты, если это было прописано в социальном пакете.
В ответ на кризис Бельгийское правительство приняло план мер, предусматривающий выделение 2 миллиардов евро и еще 100 миллионов на «увольнения в связи с экономическим положением»; увеличение потребительского спроса путем выделения энергетических субсидий компаниям; снижение НДС в строительной отрасли; инвестирование в общественную инфраструктуру. Вдобавок к этому рынком труда были приняты меры по сокращению безработицы и переквалификации работников.
В ответ на обусловленное кризисом снижение спроса и временное закрытие производств в Бельгии появились инструменты реагирования рынка труда и определенные коллективные договора.
Временная, обусловленная экономическими причинами безработица -- инструмент рынка труда, прописанный на законодательном уровне. Он нацелен на частичную компенсацию сокращения рабочего времени -- так называемой «экономической безработицы». Но очень часто подобные компенсации лишь частично покрывают потери дохода. Работники, на которых повлияла «экономическая безработица» сохраняют свои рабочие места, а в некоторых отраслях, как например в металлургической, коллективные договора гарантируют выплату ежедневных денежных пособий, вдобавок к пособию по безработице, которая частично выплачивается государством. В период между декабрем 2008 и январем 2009 многие компании в металлургическом и автомобильном секторах зарегистрировались для использования временной безработицы, для того чтобы более гибко регулировать график рабочего времени и продлить Рождественские каникулы.
Отраслевые коллективные договора -- они часто содержат условия, которые уточняются в законодательстве регулирующем экономическую/временную безработицу. Так, например, соглашения в металлургической отрасли содержат условия о выплате ежедневного пособия, помимо самой компенсации за экономическую безработицу.
На уровне производств были приняты договора о регулирование рабочего времени и другие соглашения об уменьшении или перераспределении рабочего времени. Они также служат дополнительным инструментом компаний, использующих временную безработицу.
В конце ноября 2008 голландское правительство объявило о выделении 6 миллиардов евро на стимуляцию потребительской активности и промышленного производства. Правительство также решило допустить компании, которые были вынуждены сократить работников или уменьшить количество их рабочих часов к использованию фондов по безработице. Сейчас идет обсуждение о выделении дополнительных денег на поддержку безработных, либо тех работников, которым были сокращены рабочие часы.
В Голландии, как в уже вышеописанных странах, сокращение рабочего времени регулируется при помощи коллективных договоров на межотраслевом, отраслевом уровнях и уровне отдельных компании. Различные способы регулирования также имеются на законодательном уровне в соответствии с Законом о Безработице. Под этот закон подпадают работники, которым на ограниченный период времени были сокращены рабочие часы. В общественных фондах, управляемых этим законом, содержится около 9 миллиардов евро, а в ноябре 2008 правительство добавило к ним еще 200 миллионов. Более того, правила о регулировании ситуации с уменьшением рабочих часов при форс мажорных ситуациях были изменены -- в них была включена ситуация с возникновением экономического кризиса.
В ноябре 2008 года Министр Труда и Соцзащиты временно расширил сферу применения этих правил. Компании, которые смогут доказать снижение дохода на 30 процентов -- ранее было 20 процентов -- в течение двух месяцев до подачи соответствующего заявления на введение правил регулирования уменьшения часов рабочего времени, получают разрешение на использование фондов по безработице полностью либо частично на период от 6 до 24 недель. Временное пособие по безработице оплачиваемое из общественных фондов покрывает 75% зарплаты первые два месяца, а после этого срока -- 70%. Профсоюзы выражают несогласие с тем, что только постоянные работники могут получать подобное пособие, а временные и состоящие на учете в агентствах по трудоустройству -- не могут. Правительство продлило последний срок подачи заявок от компаний на переход на сокращенное рабочее время до 1 марта 2009 года. К середине января было подано 223 заявления на 334.000 часов, от металлургических, автопромышленных и информационных компаний.
Меры, предпринятые государством включают в себя уменьшение НДС, инвестиции 3 миллиардов фунтов на ремонт и строительство дорог, школ и социального жилья. 535 миллионов на энергосбережение, железнодорожный транспорт. Для малого и среднего бизнеса был продлен срок выплаты всех форм налогов, также по проекту «Финансовая Схема Малого Бизнеса» было выделено 1 миллиард фунтов. В рамках политики рынка труда было выделено дополнительные 1.3 миллиарда фунтов на помощь безработным в поиске новой работы, также была пересмотрена программа предотвращения сокращений.
В автомобильную отрасль были направлены кредиты от Европейского инвестиционного Банка в размере 1,3 миллиарда и от правительства -- 1 миллиард фунтов; эти деньги должны быть использованы для продвижения экологически чистого автотранспорта. Department of Innovation, Universities and Skills увеличил финансирование работников производств железнодорожных вагонов с 65 миллионов фунтов до 100 миллионов.
Профсоюзы, такие как Unite, требуют от правительства «стратегического пакета помощи», который будет включать в себя прямые выплаты производителям автомобилей. Конфедерация Британской Промышленности предложила обеспечение краткосрочных займов пострадавшим от кризиса производителям автомобилей, для того чтобы они могли избежать сокращения рабочих мест. В январе правительство объявило о планах создания многомиллиардной схемы, которая позволит финансовым компаниям, связанным с автомобильной промышленность получать займы от Банка Англии.
Основные автопроизводители и их поставщики сообщают о временных закрытиях заводов. От сокращений наиболее пострадали контрактники и работники от агентств по трудоустройству. Некоторыми автопроизводителями (Хонда, GM) во избежание сокращений рабочих мест используется практика «добровольного» ухода в длительный отпуск.
Сомнения Британских профсоюзов об эффективности добровольных схем -- таких как уход в отпуска -- для достижения временного сокращения были оправданы после массовых увольнений на производствах и сфере услуг, а также в общественном секторе. По причине отсутствия инструментов рынка труда для защиты работников во время экономического кризиса, по сравнению с существующими в таких странах как Германия, Франция, Бельгия и Голландия, Британские работники -- особенно работающие по временному контракту -- гораздо более подвержены угрозе сокращения.
Новые государства-члены из Центральной и Восточной Европы, а особенно так называемая Вышеградская четверка -- Чехия, Венгрия, Польша и Словакия наиболее пострадали от кризиса из-за высокого уровня экономической и торговой интеграции с Западной Европой, а особенно с Германией. Автомобильная промышленность, широко представленная в этих странах сильно зависит от экономических циклов и от иностранных компаний. Индустрия производства электронных компонентов еще больше подвержена любым изменениям в экономике. Так как эти два вида промышленности составляют большую часть индустриального составляющего новых государств-членов, то они сильно зависят от внешнего воздействия.
Филиалы мультинациональных корпораций, которые испытали резкое падение спроса на свою продукцию осенью 2008 года, начали применять меры, схожие с теми, которые применяются их материнскими компаниями, но более радикально и проводя меньше переговоров с профсоюзами. В ситуации временной остановки производства используются либо резервы стандартных отпусков, либо работников отправляют в отпуск с сохранением базовой оплаты. Поставщики деталей для автомобилестроения пострадали еще в большей мере.
Было сокращено большое количество рабочих мест. В случае с большими компаниями такое сокращение, прежде всего, затронуло наиболее уязвимые группы рабочих -- временных работников, мигрантов, контрактников (либо на испытательном сроке). В малом бизнесе сокращения были одним из основных мер выхода из создавшейся ситуации и постоянные работники пострадали также сильно, как и вышеуказанные группы.
Увольнения регулируются трудовым законодательством, в котором указан минимальный размер выплат при увольнении. Кроме этого применяются трудовые договора, где они существуют, за процессом следят специальные советы и профсоюзы. В случае увольнения они договариваются о выплате компенсационного пакета.
Особые меры рынка труда, схожие с немецкими или французскими, регулирующие подобные проблемы были предприняты лишь в нескольких случаях с января 2009 в Венгрии и с апреля 2009 в Болгарии.
Принятие мер по реорганизации рабочего времени, ведение переговоров с нанимателями, для уменьшения последствий кризиса, более характерно для больших (мультинациональных) компаний, на которых сильные профсоюзы и существует система коллективных соглашений. Но даже в таких условиях не возможно полностью избежать сокращений. Гораздо хуже дело обстоит в малом и среднем бизнесе, у которого нет ресурсов для смягчения последствий кризиса. Например, большинство фирм в Pannon Automobile Cluster, который включает в себя 450 фирм-поставщиков автомобильных деталей (300 из которых малые и средние фирмы) не обладают достаточными финансовыми возможностями, для того чтобы справиться с остановками производства, и не могут позволить себе хранить продукцию на складах. В ответ на подобную проблему Венгерское правительство разработало схему субсидирования этих компаний.
Случай завода Сузуки в Эстергоме, Северная Венгрия, показал противоречивый характер «принудительных добровольных сокращений», что привело к широкому распространению «распределению человеческих ресурсов» в некоторых новых государствах-членах. Сузуки отменила транспортировку неместных рабочих на завод и предложила им высокую компенсацию за увольнение. Восемьсот рабочих согласились добровольно уволиться, в основном это были приезжие Словацкие рабочие.
В других случаях кризис не столь неблагоприятно повлиял на венгерские предприятия; наоборот, меры по экономии в расходах, предпринятые материнскими компаниями привели к созданию новых рабочих мест. Электролюкс объявил о сокращении 3000 рабочих мест по всему миру, но расширил свое венгерское производство на 330 человек. Даймлер строит новый завод Мерседес в Кешкемете, в соответствии со своим планом производства малолитражных малотоксичных автомобилей, а в то же время сокращает производство в Германии.
Министерство труда разработало специальный инструмент, для реагирования на последствия кризиса, основанный на опыте западно-европейских стран. Основа Фонда Рынка Труда (использующегося для субсидирования фирм, которые при инвестировании создают новые рабочие места) была трансформирована из «создающего рабочие места» в «регулирующего занятость». Компании, которые обращаются в фонд могут работать 4 дня в неделю, а остальное рабочее время компенсируется из Фонда Рынка Труда, при этом оплачивается до 80% потерянного дохода.
17.4 процентный спад в производстве, зарегистрированный в ноябре 2008, был одним из самых высоких в Европе. В ответ на это компании начали предпринимать радикальные меры, и сокращения числа рабочих являлось одним из основных инструментов.
В ближайшем будущем чешские автомобильные концерны собираются сократить 13.500 рабочих, что составляет примерно 10% всех рабочих мест в секторе, по данным исследования проведенного в ноябре 2008 года.
Больше всего от кризиса пострадала Шкода (Skoda), у которой около 20000 работников. Концерн не работал с 20 Декабря до 5 января, четырехдневная рабочая неделя будет сохранена до июня 2009 года. Было уволено около 1500 временных работников. С января 2009 планировалось уволить еще 2000 рабочих, в основном -- временных и мигрантов, большинство из которых -- поляки.
Сокращенный график работы регулируется в зависимости от ресурсов компании и переговоров с профсоюзами, так как в стране не существует соответствующих инструментов рынка труда. Основными мерами предпринимаемыми на предприятиях являются изменение графика рабочего дня и реорганизация смен. Потерянное рабочее время компенсируется лишь частично.
Словакия очень уязвима для последствий кризиса, из-за ее «моно-индустриальной структуры», основанной на производстве автомобилей. В стране представлены три крупных авто производителя: Киа, Пежо-Ситроен и Фольксваген.
Крупные компании стараются преодолеть последствия кризиса без существенного уменьшения количества рабочих мест. Для этого они применили меры по снижению рабочего времени и увеличению временного трудоустройства. На тех заводах, где прошли сокращения, была использована схема выхода на пенсию раньше положенного срока.
Фольксваген Братислава, крупнейший автомобильный производитель в стране, сократил производство еще в 2008 году. Компания объявила о сокращении большинства временных работников и предложила схему добровольного увольнения постоянным. Около 300 рабочих приняли это предложение, так как компенсация -- шестимесячная зарплата -- гораздо больше официального пособия по увольнению.
Кроме ограниченного сокращения штата, никакие другие меры предприняты не были, так как в Словакии не существует специальных инструментов рынка труда для изменения графиков рабочего времени на предприятиях. Большинство компаний в стране считают, что выход из кризиса произойдет в рамках привычных рыночных отношений. Профсоюз работником металлургии Словакии объявил, что будет проводить стратегию уменьшения зарплат, чтобы сохранить рабочие места.
После волны создания новых рабочих мест в 2006-2007, тенденции на рынке труда изменились. Новые рабочие места все еще создаются, но в гораздо меньшем объеме, за счет переноса предприятий из западной Европы. Польская автомобильная индустрия испытывает на себе серьезные последствия кризиса, так в октябре 2008 года было выпущено на 17 процентов автомобилей меньше, чем в прошлом году. В случае с заводом Опель в Гливице, производство было сокращено на 60 процентов в Октябре, на заводе FSO в Варшаве -- на 50 %. В конце 2008 года Фольксваген и МАN в Неполомице объявили о временном закрытии производства. На заводе MAN сократили 150 работников. В металлургическом секторе, компания Arcelor Mittal Poland сократила 100 рабочих, Польская Телекоммуникационная компания заявила, что к 2011 году сократит 4900 работников. Telefonica Cables уволила 900 работников на 4 филиалах, Bank Handlewy уволил 500 человек.
Гибкость на внутреннем рынке труда в Польше очень ограничена: ни коллективные договоры, ни инструменты рынка труда не могут справиться с потрясениями, вызванными кризисом, ни с изменениями в рабочих графиках на предприятиях. Учеты графиков рабочего времени существуют лишь на некоторых предприятиях и могут справиться лишь с незначительным изменениями в рабочих графиках. Коллективные соглашения, на тех компаниях, где они существуют, рассчитаны на долгосрочную перспективу и не могут регулировать краткосрочные изменения. Также в стране не существует инструментов рынка труда -- например, сокращение рабочего времени -- для, того чтобы справиться с создавшейся ситуацией.
Кризис не так сильно повлиял на экономическую ситуацию в Болгарии. И это длилось до Ноября 2008 года, когда правительство объявило, что кризис затронул и их страну. Сокращения пока коснулись лишь некоторых предприятий и в весьма ограниченном объеме.
Правительство представило программу защиты рынка труда, которая начнет действовать с Апреля 2009 года, в компаниях, на которые повлиял финансовый и экономический кризис. Данная программа разработана для финансовой поддержки компаний, которые, во время кризиса стараются не сокращать работников, а избежать сокращений путем уменьшения количества рабочих часов. По расчетам правительства, благодаря этой программе свои рабочие места сохранят до 100.000 работников.
По всей Европе ответы компаний на финансовый и экономический кризис очень разнятся. Различие можно провести только в использовании либо инструментов коллективного договора, либо законодательных инструментов. Существование системы коллективных договоров и переговоров профсоюзов с нанимателями помогает изменять графики рабочего времени, чтобы избежать увольнений и помогает компаниям реагировать на кратковременные проблемы.
По результатам данного исследования видно, что во многих странах рассматриваются такие варианты выхода из сложившейся на рынке труда ситуации как коллективные договора и законодательные инструменты. В Германии коллективные договоры на уровне производств и межсекторальном дополняют друг друга и помимо них существуют государственные субсидии, для тех работников, рабочие часы которых были сокращены. Схожую ситуацию можно наблюдать во Франции, Бельгии и Голландии, с той разницей, что работники в этих странах больше страдают от сокращения рабочей недели, так как пособие в этих странах меньше. В Великобритании государственная поддержка менее существенна.
В новых государствах-членах Евросоюза поддержка на государственном уровне практически отсутствует, хотя некоторые меры уже предпринимаются. Но на уровне предприятий меры, предпринимаемы в этих странах более радикальные, чем в западной Европе. Коллективные договоры, даже если они существуют на предприятиях, с трудом могут справиться с условиями, когда на производстве нужно вводить изменение рабочего графика и сокращение рабочего времени. В отсутствие специальных инструментов рынка труда -- за исключением Венгрии и Болгарии -- решении о компенсации за временную безработицу принимались исключительно управляющими того или иного производства. Наиболее уязвимы группы работников -- временные, контрактники либо мигранты -- попали под большое сокращение штата. Также следует отметить большую разницу между крупными компаниями и малым и средним бизнесом, где сокращения являлись практически единственной реакцией на сложившуюся ситуацию.
Также существует большое отличие в занятости и сокращениях между временными и постоянными работниками. Только некоторые страны -- Германия и Франция -- смогли обеспечить временных работников некоторыми гарантиями.
Мировой экономический кризис больно ударил по российскому рынку труда. Последствия данного кризиса эпохи глобализации начинают ощущать на себе всё больше и больше людей в России и за рубежом. Неизбежными следствиями мирового экономического кризиса стали:
· ухудшение структуры массового спроса и потребления
· сокращение спроса на товары и услуги
· свёртывание производства соответствующих товаров и услуг
· сокращение персонала на предприятиях
· повышения уровня безработицы
Как мировой экономический кризис повлиял на российский рынок труда? Каковы масштабы безработицы в России в условиях кризиса? Какие отрасли экономики России больше всего пострадали от кризиса? Какие антикризисные меры принимает правительство РФ в сфере занятости и социальной защиты населения? Какие прогнозы занятости и безработицы в России на 2009 год?
Росстат подвёл итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля). По статистическим данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны (142 млн. человек).
В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Рис.1.1. Динамика численности экономически активного населения Источник: Федеральная служба государственной статистики (24.04.2009)
В феврале 2009 года численность экономические активного населения была ниже, чем в ноябре 2008 г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Данное сокрашение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. Численность безработных в начале 2009 года было выше на 1,8 млн. человек (на 1/3 выше), чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года, согласно методологии МОТ.
Уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года.
В 1998 году следствием финансового кризиса впервые стало существенное сокращение занятости, уровень безработицы по МОТ в целом в стране вырос с 9 до 13%. Необходимо отметить, что за годы десятилетнего экономического роста существенно изменилась структура занятости. По оценкам Института народно-хозяйственного прогонозирования РАН к середине 2009 года число безработных вырастет на 270-340 тыс. человек, большая часть увольнений коснётся офисных работников и чиновников. Только при длительной рецессии можно ожидать худшего - роста уровня безработицы до 13%, как это было в период финансового кризиса 1998 года.
Численность безработных и уровень безработицы в феврале 2009г. были в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение.
Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн. человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн. человек, или на 2,6%.
Рис.1.2. Уровень безработицы Источник: Федеральная служба государственной статистики (24.04.2009)
Как видно на графике, максимальный уровень безработицы (МОТ) наблюдался в II квартале 1999 г. - 14,6%. Затем уровень безработицы постепенно снижался и V квартале 2008 года достиг своёй минимальной отметки в 5,4%. II квартал 2009 года - 9,5%.
Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года.
По данным обследования населения по проблемам занятости в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс. человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс. человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс. человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс. человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. В феврале 2009г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008г. - в 3,6 раза).
Таблица 1.1 Экономическая активность населения
|
| 2008г. в среднем1) | По квартальным обследованиям (без корректировки сезонных колебаний) | Февраль 2009г. прирост, снижение (-) по сравнению с | |
| | февраль 2008г. | ноябрь 2008г. | февраль 2009г. | февралем 2008г. | ноябрем 2008г. | |
Тыс. человек | | | | | | | |
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) | 75757 | 74799 | 75892 | 74771 | -28 | -1121 | |
занятые | 70965 | 69491 | 70603 | 67664 | -1827 | -2939 | |
безработные | 4792 | 5308 | 5289 | 7107 | 1799 | 1818 | |
В процентах | | | | | | | |
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 67,7 | 66,8 | 67,8 | 66,8 | 0 | -1,0 | |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 63,4 | 62,1 | 63,1 | 60,5 | -1,6 | -2,6 | |
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) | 6,3 | 7,1 | 7,0 | 9,5 | 2,4 | 2,5 | |
|
1) В среднем по четырем квартальным обследованиям (по состоянию на последнюю неделю февраля, мая, августа, ноября).
Рис.1.3. Динамика численности безработных Источник: Федеральная служба государственной статистики (24.04.2009)
Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.
Рис.1.4. Уровень безработицы по федеральным округам Источник: Федеральная служба государственной статистики (24.04.2009)
На начальных этапах мировой финансовый кризис породил острую нехватку наличности, что начало тормозить производство. Это обстоятельство, в свою очередь, создало благоприятствующие условия утечке капиталов из регионов с низким или переходным уровнем экономического развития, куда они прежде в массовом порядке притекали, привлечённые дешевизной рабочей силы. Так, по прогнозу Минэкономразвития в 2009 году чистый отток капитала составит рекордную цифру - 90 млрд. долларов.
Вследствие массового оттока капитала из страны происходит свёртывание реального производства. Свёртывание производства, в конце концов, приводит к массовым увольнениям и безработице.
Кризис также обуславливает падение спроса на многие товары (определённые виды сельскохозяйственной продукции, металлургическое и химическое сырье и полуфабрикаты, углеводородное топливо и т.д.). Это влечёт за собой как сокращение закупок соответствующей продукции, так и заметное снижение цен на неё. Всё это негативно сказывается на объёмах производства, на бюджетах, а, следовательно, на уровне занятости.
Кризис существенно сократил потребность в рабочей силе. Oн стал барьером на пути иммигрантов - гораздо более эффективный, чем все прежние законодательные и административные меры. К примеру, единственным источником выживания большинства семей в Таджикистане являются денежные переводы от мигрантов, которые работают в России. В условиях кризиса Россия заявила о сокращении рабочих мест для иностранцев. Таким образом, и Таджикистан испытывает на себе последствия кризиса эпохи глобализации. По мнение некоторых политологов, если кризис затянется, в Таджикистан вернётся около половины находящихся в трудовой миграции в России граждан страны. Это грозит серьёзными социальными, экономическими и политическими проблемами для Таджикистана. Вернёмся в Россию. В первую очередь российская экономика испытывает острый дефицит ликвидности. Спрос на товары (пока преимущественно длительного пользования) падает. Некоторые жизненно важные отрасли промышленного производства уже ощутили болезненные последствия трудностей со сбытом. С нарастающими проблемами сталкивается сфера услуг. Повсеместно начались увольнения, хотя ещё не массовые, но, бесспорно, заметные. Широкое распространение получило сокращение заработной платы. На первых порах наибольшие потери несёт так называемый средний класс, прежде всего банковские и конторские служащие. Но не за горами то время, когда всю тяжесть кризисного развития почувствуют на себе и «синие воротнички» - многочисленный индустриальный пролетариат.
«Финансовая подушка» России (огромные финансовые накопления и резервы) смягчает некоторые отрицательные проявления кризиса, но резервы не бесконечны. Некоторые русские экономисты и политики до наступления кризиса отмечали, что Россия является своеобразным островком или «тихой гаванью», и мировой кризис не затронет нашу страну. Россия является чем угодно, только не «тихой гаванью». Россия страна, куда в период экономического бума ринулись портфельные инвесторы и откуда они побежали с наступлением кризиса. Хвастаясь досрочным сокращением государственного долга, наши власти допустили громадное увеличение корпоративных заимствований за рубежом. В итоге, когда начался кризис, возник резкий дефицит ликвидности. Кризис - троекратное снижение цен на нефть. Россия под двойным ударом - ведь доходы от нефти и газа составляют 40% её бюджета. Массированные вливания денег в экономику - быстрое таяние накоплений. За какие-то несколько недель золотовалютные резервы уменьшились на 100 млрд. долларов.