Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Рынок труда. Концепции занятости и проблема безработицы

Рынок труда. Концепции занятости и проблема безработицы

35

Министерство образования Российской Федерации

Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина

Московский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Рынок труда. Концепции занятости и проблема безработицы»

Москва 2009 г.

Введение

В настоящее время в России продолжается сложный процесс преобразования экономики, в рамках которого происходят глубокие преобразования в системе политики занятости. Основным направлением этого процесса является формирование рынка труда, который в свою очередь влияет на всю систему отношений занятости.

Рынок труда, как и рынок товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, финансов и др. является составной частью рыночной экономики. Более того, он занимает одно из самых важных мест в экономике, поскольку спрос и предложение на рынке труда определяют перелив рабочей силы между сферами занятости, а также численность занятых работников.

Ранее политика управления трудовыми ресурсами отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. При этом на предприятиях и в организациях имело место увеличения управленческого и вспомогательного персонала.

Переход к рыночной экономике привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. А отсутствие экономически обоснованной политики занятости в переходный период, а также слабая, постоянно меняющаяся и противоречивая законодательно-правовая база не в состоянии была ускорить становление и развитие рынка труда в России. В этих условиях исследование политики занятости, ее сущности, места и роли рынка труда, разработка конструктивных предложений по ее реформированию, приобрело всестороннее значение - экономическое, социальное и политическое. И первостепенная роль в процессе становления рынка труда на новый уровень отводится государству, так как без вмешательства государства в рыночные механизмы распределения и формирования трудовых ресурсов не обходится ни одна страна.

1. Рынок труда и рабочей силы

1.1 Понятия рынка труда и рабочей силы

Рынок труда - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара - рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен труда на заработную плату.

На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу и, следовательно, на трудовые услуги. Субъектами экономических отношений на рынке труда выступают, с одной стороны, предприниматели - крупные монополии, средние и мелкие бизнесмены, государство, а с другой - отдельные работники или их ассоциации (профсоюзы). Складывающиеся на рынке труда цены представляют собой ставки заработной платы, являющиеся денежной формой стоимости рабочей силы. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудоспособными гражданами. Вместе с другими видами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма. Причем рынок труда занимает центральное положение в структуре рыночного хозяйства, выступает своего рода основой, на которой строится вся рыночная система, так как без рынка труда практически немыслимо оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики.

В макроэкономике различают национальный и мировой рынки труда. Первый действует в экономике страны в целом, второй - в мирохозяйственных масштабах и существует в форме международной трудовой миграции.

Рынок труда, являясь одним из ведущих компонентов общеэкономического рыночного механизма, выполняет специфическую функцию распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам, отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификации согласно действию закона спроса и предложения. Рынок труда по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами рынка труда являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социально-экономические и социально-психологические, не всегда имеющие отношение к заработной плате. Динамика рынка труда характеризуется многими особенностями, основными из которых являются:

1. В отличие от других факторов производства производительность труда наемных работников может значительно изменяться в зависимости от того, насколько оптимально организован процесс труда, а также от уровня личной заинтересованности работников в работе.

2. Работа, как правило, производится коллективами работников, которые независимо друг от друга определяют для них нормы выработки.

3. На рынке труда встречаются собственник условий производства (средств производства) и собственник рабочей силы, между которыми идет торг относительно купли не самого владельца рабочей силы, а конкретного вида труда (труда повара, слесаря, инженера и т.д.), а также условий и продолжительности использования работника.

4. Характерной чертой рынка труда является постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

5. На рынке труда происходит конкурентная борьба между работниками за свободные рабочие места. В этой борьбе побеждает тот, кто может обеспечить своим трудом собственнику капитала больше прибыли.

Динамика рынка труда зависит от соотношения двух его элементов:

· рыночного спроса на рабочую силу;

· рыночного предложения рабочей силы.

Первый элемент рынка труда представляет собой сумму объемов спроса на ресурсы труда всей экономики страны при любой цене на эти ресурсы.

Второй элемент рынка труда представляет собой сумму объемов предложения ресурсов труда всей численности работников в стране при каждой возможной цене на них.

Факторами рыночного спроса на рабочую силу и, следовательно, на ресурсы труда являются:

а) величина спроса на товары и услуги, производимые работниками, так как спрос на любой ресурс, в том числе и на ресурсы труда, произведен от спроса на блага, выпускаемые ими;

б) уровень цен на ресурсы труда, т.е. уровень заработной платы;

в) степень замены капитала трудом в процессе производства;

г) фаза экономического цикла: в фазе подъема спрос на трудовые услуги растет, в фазе спада - сокращается;

д) сложившаяся экономическая конъюнктура, увеличивающая или
сокращающая спрос на трудовые услуги;

с) научно-технический прогресс, который, с одной стороны, создает предпосылки для высвобождения части работником или предъявляет к ним новые требования (по их структуре и качеству), что сопровождается сокращением занятости, а с другой - вызывает спрос на работников новых профессий и специальностей;

ж) ситуация, при которой объединения работодателей действуют как монопсонии при покупке трудовых услуг, ограничивая спрос на них для снижения ставок заработной платы.

Факторами, влияющими на рост предложения трудовых услуг, являются:

а) демографические факторы (рождаемость, смертность, естественный прирост, половозростная структура), предопределяющие численность населения;

б) уровень экономической активности различных демографических и этнических групп трудовых ресурсов. Вовлечение женщин в оказание трудовых услуг значительно увеличило предложение рабочей силы на рынке труда;

в) пенсионный возраст: более ранний выход на пенсию сокращает объемы предложения трудовых ресурсов, и, наоборот, более поздний выход на пенсию увеличивает объемы предложения трудовых услуг;

г) иммиграция трудоспособного населения. В США в 80-е гг. XX в. на долю иммиграции в приросте населения страны приходилось 39%, в первой половине 1990-х гг. эти объемы сохранились. В Россию в 1990-1999 гг. въехало только избывших республик СССР 7517 тыс. человек. Кроме официально зарегистрированных иммигрантов многие сотни тысяч иммигрировали нелегально;

д) мобильность в смене рода занятий, зависящая как от уровня профессионально-квалификационной подготовки работников, так и от возможности их переподготовки;

е) продолжительность рабочего дня, от которой зависит стремление к сверхурочной работе;

ж) действия профсоюзов как монопольных продавцов трудовых услуг, нацеленные на ограничение предложения с целью повышения ставок заработной платы;

з) возможность других источников получения дохода, кроме заработной платы, что ведет к сокращению предложения труда;

и) приемлемость условий труда при выборе места работы.

В результате взаимодействия спроса на труд и его предложения устанавливаются ставки заработной платы. На макроуровне всегда происходит конфликт между трудом и капиталом в распределении национального дохода. Следовательно, рынок труда несовершенен, поскольку, например, полная занятость предполагает наличие так называемой «естественной безработицы», возникающей вследствие превышения предложения труда над спросом на него.

Различают две основные функции рынка труда:

а) экономическую;

б) социальную.

Сущность экономической функции рынка труда заключается в обеспечении оптимального процесса воспроизводства трудоспособного населения. Социальная функция рынка труда состоит в обеспечении высокого уровня жизни и качества работников и их семей.

Рабочая сила: а) способность человека к труду; б) совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им в процессе производства жизненных благ; в) общее количество работников в стране; г) часть населения, включающая занятых, самозанятых и ищущих работу (безработные).

Реально рабочая сила функционирует, развивается и обогащается в процессе трудовой деятельности человека. Социально-экономические условия функционирования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения производителя с условиями производства.

Половозрастная и профессионально-квалификационная структура рабочей силы, как и ее численность, существенно воздействуют на трудовой потенциал страны. В тех странах, где доля работников в молодом возрасте значительна, имеются широкие возможности их переквалификации, что является важнейшим преимуществом с точки зрения внедрения достижений научно-технического прогресса.

1.2 Особенности российского рынка труда

Современный российский рынок труда характеризуется следующими особенностями:

1. Несбалансированность рынка труда в территориальном разрезе. Различаются две группы регионов: трудоизбыточные и трудодефицитные. К первой группе относятся Юг России, Северный Кавказ, многие крупнейшие города страны. Более того, как внутренняя, так и внешняя миграция населения увеличивает трудоизбыточность в этих регионах, поскольку наблюдался миграционный прирост трудовых ресурсов в них. Во вторую группу входят Дальний Восток, Восточная Сибирь, Север. Причем миграционные процессы обостряют трудодефицитность в них, так как при обмене населением с другими регионами России и другими странами они имеют миграционный отток жителей.

2. Несбалансированность в отраслевом аспекте, усилившаяся в последнее десятилетие в результате трансформации отраслевой структуры экономики. Приоритетное значение все более стали иметь топливно-энергетические отрасли, машиностроительные же отрасли сократили объем производства и, следовательно, численность работников, в результате чего претерпела значительные изменения отраслевая структура занятости, деформируя состав совокупного работника.

3. Профессионально-квалификационная нестабильность, обусловленная, прежде всего приватизацией собственности, которая существенно подорвала производственную деятельность многих предприятий, которые либо прекратили, либо перепрофилировали свою направленность, вследствие чего нарушилась профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

4. В последние годы резко сократилось производство, в результате остались без работы крупные контингенты высококвалифицированных специалистов и рабочих, которые вынуждены были искать работу с более низким уровнем квалификации, и подверглись дисквалификации и таким образом лишились профессионально-квалификационной мобильности.

5. В течение всего периода реформирования общества и экономики преобладала потребность в неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силе, что снижало территориальную и профессиональную подвижность трудовых ресурсов. Только в последнее время стал увеличиваться спрос на квалифицированных работников. Однако, чтобы улучшить ситуацию, потребуются большие затраты и много времени.

2. Безработица

2.1 Безработица и ее виды

Безработица - это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости. Равновесие на рынке труда достигается в том случае, когда спрос на труд равен предложению труда.

Полная занятость означает, что рынок труда сбалансирован. Однако какая-то часть трудовых ресурсов не находит работы из-за несовершенства информации.

В западной статистике население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на четыре группы:

а) занятые: к ним относят выполняющих любую оплачиваемую работу и тех, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска;

б) безработные: в эту группу включают людей, которые не имеют работы, но активно ее ищут. Согласно определению Международной организации труда (МОТ), безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места;

в) экономически неактивное население (не включаемое в рабочую силу): к нему относятся учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, а также те, кто не может работа по состоянию здоровья или просто не хочет работать;

г) экономически активное население (рабочая сила) включает тех, кто-либо занят, либо не имеет работы.

Уровень безработицы - это количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.

Виды (формы) безработицы. На рынке труда выделяют три основных вида безработицы:

а) фрикционная;

б) структурная;

в) циклическая

Фрикционная безработица возникает при постоянном перемещении людей из одной области в другую или с одной работы на другую на разных стадиях их жизненною цикла (учеба, уход за детьми и т.п.). В связи с тем, что фрикционно-незанятые работники зачастую перемещаются с одного рабочего места на другое либо заняты поиском более подходящей работы, они рассматриваются как добровольно безработные.

Структурная безработица возникает в результате несовпадения структуры спроса на труд и его предложения. Подобное несовпадение может возникнуть из-за того, что спрос на один вид работников растет, а на другой, наоборот, сокращается, а предложение медленно приспосабливается к таким изменениям. Этот вид безработицы связан с переобучением и сменой квалификации.

Циклическая (конъюнктурная) безработица - это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом. При сокращении совокупных расходов и выпуска безработица возрастает практически повсеместно. Например, в 1982 г., когда в США имел место спад, уровень безработицы увеличился в -48 штатах из 50. Подобное одновременное повышение безработицы на многих рынках свидетельствовало, что увеличение безработицы носило циклический характер.

Высокий уровень фрикционной или структурной безработицы может иметь место даже в тех случаях, когда весь рынок труда находится в равновесии. Циклическая же безработица образуется в периоды спадов, когда занятость сокращается вследствие неравновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

В 60-е гг. XX в. М. Фридмен и Э. Фелпс выдвинули теорию «полной занятости» и «естественного уровня безработицы».

«Полная занятость» - поддержание доли незанятых в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели могут колебаться по разным странам, но во всех случаях полная занятость рабочей силы не означает ее 100% использования.

«Естественный уровень безработицы» - это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП. Поскольку многие экономисты полагают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, обусловленной структурными сдвигами, то в макроэкономической литературе широко применяется термин, фиксирующий внимание на том, что этот устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфляцию.

«Полная занятость» совместима с «естественным уровнем безработицы», при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица.

На величину естественной нормы безработицы влияет ряд факторов:

а) демографический фактор;

б) сложившийся минимум заработной платы;

в) воздействие профсоюзов и др.

Поскольку изменение естественной нормы безработицы непосредственно связано с изменением потенциального выпуска ВВП, то оно выступает важнейшей проблемой государственной политики.

Развитие циклической безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным:

Uц (уровень циклической безработицы) = U (фактический уровень безработицы) - U * (естественный уровень безработицы).

Экономическая цена этого превышения (экономические издержки) выражается в циклическом разрыве, т.е. в отставании фактического объема ВВП от его потенциального объема: разность (Y* - Y) - циклический разрыв, где Y* - потенциальный объем производства в условиях полной занятости; Y - фактический объем производства.

Зависимость между потерями ВВП страны из-за отклонения фактической безработицы от естественного уровня на базе эмпирических данных исследовал американский экономист Артур Оукен.

Взаимосвязи между безработицей и выпуском продукции, выявленные на примере США А. Оукеном, получили название закона Оукена, который гласит, что на каждые 2% сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Например, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1 процентный пункт - например, с 6 до 7%.

Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями уровня безработицы.

Потери, связанные с циклическим разрывом, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, последующим причинам:

а) из-за наличия скрытой безработицы, гак как не все безработные регистрируются на бирже труда;

б) работа неполный рабочий день;

в) по так называемым «вынужденным отпускам» в условиях высокого уровня безработицы и др.

Из приведенной выше формулы выводится зависимость объема выпуска продукции от уровня фактической безработицы в графической форме (рис. 1).

35

Рис. 1. Кривая Оукена

В состоянии полной занятости объем производства равен Y*, а норма безработицы - и*.

Если занятость снизится, то объем производства сократится до Y1, а фактический уровень безработицы составит и1. Следовательно, точка А лежит на кривой Оукена. Аналогично находится точка В. Таким образом, из графика видно, что объем производства - это убывающая функция от нормы безработицы.

Сдвиг кривой Оукена происходит в двух случаях:

1) при изменении величины национального дохода при полной занятости Y* (при увеличении Y* кривая смещается вверх, при уменьшении - вниз);

2) при изменении нормы естественной безработицы и* (при увеличении и* эта линия сдвигается вправо, при уменьшении - влево).

2.2 Состояние безработицы в России

В настоящее время положение на российском рынке труда определяется в первую очередь динамикой предложения труда, т.е. численностью экономически активного населения, спросом на труд, т.е. занятыми в народном хозяйстве и их сбалансированностью, т.е. безработными.

С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 года, когда после принятия в 1991 году Закона РФ о занятости населения, службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу. За 1992-2002 гг. численность экономически активного населения в России уменьшилась на 3,1 млн. человек, а уровень экономически активного населения снизился с 70,3 до 69,2%. Эти обстоятельства в определенной мере зависят от следующих факторов:

· отмены обязательной занятости;

· роста доходов от собственности;

· снижения мотивации к трудовой деятельности;

· изменения методики измерения экономически активного населения (включение в состав экономически активного населения лиц 15-72 лет увеличило их численность на 3,6 млн. человек);

· низкий уровень и качество населения обусловили недоучет занятого населения в неформальном секторе народного хозяйства.

Существенное уменьшение спроса на труд, а также его структурная деградация, проявляющаяся в опережающем спаде в «старых приоритетных отраслях», обусловили массовую безработицу, которая до титла наивысшего уровня в 10,4 млн. человек, или 14,6% от экономически активного населения в феврале 1999 г. Затем общая численность безработицы в России стала сокращаться; в 2002 г. среднегодовая численность составила 5,7 млн. человек, но в конце года и в начале 2003 г. безработица возросла, достигнув в апреле 2003 г. 6,3 млн. человек.

Важным индикатором безработицы помимо ее численности выступает продолжительность времени, в течение которого безработный продолжает оставаться безработным. Российская статистика учитывает продолжительность поиска работы от менее 1 месяца до 12 и более месяцев. Анализ структуры безработных по этому индикатору позволяет сделать следующие выводы:

· среднее время поиска работы неуклонно увеличивается: в 2002 г. по сравнению с 1992 г. возросло на 195,4% (8,6 и 4,4 месяца);

· увеличение времени поиска работы происходит вместе с ростом численности безработных (исключением были 1995-1996 гг., когда численность безработных практически оставалась без изменений, а среднее время поиска работы в 1996 г. возросло на 0,8 месяца);

· наивысший уровень безработицы имел место в 1999 г., составив 9094 тыс.;

· в течение 1992-2002 г. минимальная величина среднего времени поиска работы приходится на 1992 г., минимальная - на 1999 г.

Безработица отражает только один момент проблемы занятости населения в стране - общую нехватку рабочих мест. Другие аспекты занятости: низкий доход от занятости, частичное отсутствие работы, низкая производительность труда в сведениях о безработице не отражаются.

Важно отметить, что в России численность занятых, охваченных страхованием по безработице либо другими государственными системами социальной поддержки, невелика. Поэтому лишь незначительная часть безработных может длительное время быть незанятой. В связи с этим трудоспособное население объективно заинтересовано в повышении своей экономической активности.

Существенным индикатором статистики рынка труда является неполная занятость, или скрытая безработица. Выделяют три типа скрытой безработицы:

· излишняя численность работников - скрытая безработица первого типа;

· недоучет части безработных - второй тип скрытой безработицы;

· накопление избыточной численности работников вследствие существенного уменьшения объема производств и сравнительно небольшого сокращения занятых - третий тип скрытой безработицы.

Неполная занятость непосредственно связана с так называемыми административными отпусками и работой в режиме неполной рабочей недели (дня). В 2002 г. вынужденная неполная занятость оценивалась в 480 млн. человеко-часов, что равнозначно ежегодному невыходу на работу 239 тыс. работников. Численность скрытой безработицы в нашей стране составляла: в 1992-1998 гг. - 20,5 млн. человек, в 1999-2002 гг. - 14,2 млн. человек, а к 2003 г. - 6,3 млн. человек. Таким образом, в России действует устойчивая тенденция к снижению скрытой безработицы. Причем это снижение происходит и по численности работников, переведенных администрацией на режим неполного рабочего времени, и по численности работников, отправленных в административные отпуска.

Снижение показателей безработицы в 2007 году было связано с развитием экономики, что привело к появлению новых рабочих мест. Официально регистрируемый уровень безработицы в России в 2007 году сократился и достиг 1,5 млн. человек. Но в связи с финансовым кризисом к ноябрю 2008 года по данным Росстата, общее число безработных россиян выросло на 8% по сравнению с ноябрем 2007 года, при этом из них официально зарегистрировались 1,3 миллиона человек, а пособие по безработице получил 1 миллион граждан.

В настоящее время в качестве экстренной меры по быстрому решению проблемы у правительства можно назвать увеличение с 2009 года максимального размера пособий по безработице до 4900 руб. в месяц. Помимо этого, правительство выделит дополнительные ресурсы - от 10 до 50 миллиардов рублей - для службы занятости. Эти деньги предполагается потратить на переквалификацию потерявших работу граждан, организацию общественных работ, строительство инфраструктурных объектов и строительство вообще.

С ростом безработицы напрямую увязана еще одна проблема - проблема трудовой миграции. На 2009 год правительство снизило вдвое квоту на привлечение иностранной рабочей силы. При этом в России сейчас проживают порядка 10 млн. выходцев из стран СНГ. Как известно, большинство из них не имеют ни регистрации, ни официального заработка. В связи с кризисом многие из них уже лишились дохода; согласно пессимистическим прогнозам, в ближайшие полгода на улице окажутся всего около 4 млн. мигрантов. Это чревато и обострением конкуренции на рынке труда между коренным населением и мигрантами, и резким осложнением криминогенной обстановки, о чем уже открыто заговорили представители правоохранительных органов.

Проблемы безработицы в России столь же важны и остры, как и во всем мире. По оценкам МОТ, в мире насчитывается 160 млн. человек полностью безработных. Однако эти данные не отражают реальных масштабов трагедии. Если учесть скрытую безработицу, то масштабы безработицы достигнут 1 млрд. человек. Проблемы безработицы в мире в текущем десятилетии могут еще более обостриться, поскольку потребуется 500 млн. рабочих мест только для того, чтобы обеспечить работой новых участников мирового рынка труда.

3. Неоклассическая концепция занятости

Неоклассическое направление стало формироваться с работ французского экономиста Ж.Б. Сэя. Окончательное формирование неоклассического направления связывают с именем английского экономиста Альфреда Маршала. В качестве стержня своих экономических исследований он взял отношение спроса и предложения.

Равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через агрегированную функцию спроса на труд и агрегированную функцию предложения труда. В качестве цены труда выступает ставка реальной заработной платы.

3.1. Неоклассическая функция спроса на труд

В условиях совершенной конкуренции предпринимателю выгодно использовать труд работника до тех пор, пока предельный продукт труда больше или равен реальной заработной плате:

- ? -.

Спрос на труд есть функция от ставки реальной заработной платы, которая является убывающей:

Nd = Nd ? - ?.

Чем больше ставка реальной заработной платы, тем ниже спрос на труд, и наоборот (рис. 2).

35

Рис. 2. Определение спроса на труд в неоклассической концепции

Если на рынке труда установится заработная плата больше предельного продукта труда, тогда предприниматели будут сокращать занятость с N0 до N1 и наоборот.

В длительном периоде спрос па труд зависит от изменений, связанных с техническим прогрессом и увеличением объема применяемою капитала (сдвиг кривой спроса на труд).

3.2 Неоклассическая функция предложения труда

В основе неоклассической функции предложения труда лежат решения индивидуумов относительно его предложения. Решения индивидуумов - это проблема максимизации полезности, которая состоит из двух благ товаров, которые можно купить на заработную плату, и свободного времени (рис. 3).

Согласно выбору индивидуума, до точки С он увеличивает предложение труда при росте реальной заработной платы. Затем кривая предложения труда меняет свое направление и происходит уменьшение предложения труда при росте заработной платы.

До точки С действует «эффект замещения», а затем - «эффект дохода».

35

Рис. 3. «Эффект замещения» и «эффект дохода»

После суммирования индивидуальных функций на макроуровне большинство экономистов пришли к выводу, что «эффект дохода» нейтрализуется трудоспособным населением, которое при высокой ставке заработной платы увеличивает предложение труда.

Функция предложения труда есть возрастающая функция от реальной заработной платы (рис. 4):

Nd = Nd ? - ?.

35

Рис. 4. Определение предложения труда в неоклассической концепции

3.3 Равновесие на рынке труда в неоклассической концепции

Равновесие на рынке труда совпадает с полной занятостью. На рис. 5 предложение труда полностью соответствует спросу на него при ставке реальной заработной платы ? - ?. Если заработная плата поднялась до уровня ? ? -, то предложение труда возрастет до N1, работу будут искать трудоспособные, представленные отрезком N0N1; спрос на труд сократиться до N2. В результате безработица составит N2 - N1.

Однако в условиях совершенной конкуренции и гибкой реальной заработной платы ищущие работу, в конце концов, согласятся на более низкую оплату труда. Ставка заработной платы будет снижаться до тех пор, пока не примет значения ? - ?, т.е. равновесного значения.

35

Рис. 5. Равновесие на рынке труда

4. Кейнсианская концепция занятости

Английский экономист Кейнс Джон доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей, но при этом правильная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Следовательно, Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого.

4.1 Кейнсианская функция спроса на труд

Данная функция определяется только величиной «эффективного спроса» на блага.

1. Из модели IS - LM определяется величина «эффективного спроса» Y0, соответствующая совместному равновесию на рынке благ и финансовых активов как точка пересечения IS и LM с координатами Y0, i0.

2. По графику производственной функции Y = f(N) можно определить количество труда, необходимое для производства объема благ Y0.

3. Функция предельной производительности труда используется для определения цены спроса на труд ? - ?, максимальной ставки заработной платы, которую готовы заплатить предприниматели (рис. 6).

35

Рис. 6. Определение спроса на труд в кейнсианской концепции

Графиком кейнсианской функции спроса на труд является ломанная линия ABN0. По мере роста ставки реальной заработной платы от ? - ? до A спрос на труд будет сокращаться с N0 до нуля; однако при ставке ниже

? - ? спрос на труд сохранится на прежнем уровне N0.

Изменить объем спроса на труд и величину ставки реальной заработной платы, которую предприниматели предлагают наемным работникам, можно, если только произойдет сдвиг линий IS и LM.

4.2 Кейнсианская функция предложения труда

Предложение труда в кейнсианской концепции находится в прямой зависимости от ставки номинальной заработной платы.

Наемные работники ориентируются на номинальную заработную плату по следующим причинам:

· из-за боязни потерять работу;

· из-за долгосрочного характера коллективных трудовых соглашений;

· из-за наличия «денежных иллюзий», заставляющих их ориентироваться на номинальные, а не на реальные значения ценностных показателей.

В кейнсианской концепции предложение труда зависит от номинальной заработной платы (рис. 7).

35

Рис. 7. Предложение труда в кейнсианской концепции занятости

4.3 Равновесие на рынке труда в кейнсианской концепции занятости

В кейнсианской концепции равновесие на рынке труда устанавливается при наличии безработицы (рис. 8).

Спрос на труд N0 определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на блага. W0 - максимальная ставка номинальной заработной платы, по которой предприниматели готовы нанять работников.

Из рис. 8 видно, что в этом случае предложение труда составит N2, а на рынке труда образуется безработица в размере N2 - N1.

35

Рис. 8. Равновесие на рынке труда при безработице

Даже при готовности наемных работников трудиться за более низкую заработную плату спрос на труд со стороны предпринимателей не увеличится, а останется на прежнем уровне, поскольку предопределен величиной эффективного спроса на блага.

5. Регулирование рынка труда

5.1 Проблемы занятости населения в России

Занятость населения и ее динамика должны рассматриваться в тесной связи с экономическим ростом, так как уровень занятости при прочих равных условиях обусловлен состоянием и развитием экономики страны, то есть темпами экономического роста. Эту зависимость проиллюстрируем на примере России данными табл. 6.1.

Из табл. 6.1 видно, что абсолютная численность занятых в народном хозяйстве России с 1992 до 1998 г. практически сохранялась на одном уровне, а затем стала нарастать, отражая определенное оживление экономики. Разумеется, зависимость занятости от темпов не является линейной, поскольку может определяться другими обстоятельствами, например технико-технологическими преобразованиями в производстве. Но наряду с основной тенденцией существуют и другие факторы, оказывающие влияние на занятость населения, среди которых можно выделить следующие:

· функционирующий экономический механизм в стране;

· стадию производственно-экономического цикла;

· объем и структуру национального богатства;

· численность населения и его экономическую активность;

· уровень и качество жизни населения и др.

Таблица 1. Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости населения в России в 1992-2001 гг.

1992

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Численность трудоспособного населения, млн. человек

83,7

84,2

84,3

84,8

85,5

86,3

87,0

87,4

Валовый внутренний продукт, млрд. руб.; до 1998 г. - трлн. руб.

19

1540

2146

2479

2741

4746

7302

9041

Индексы ВВП

85,5

95,9

96,6

100,9

95,1

105,4

109,0

105,0

Перечисленные факторы воздействуют и на уровень, и на формы занятости населения по различным секторам народного хозяйства страны.

В отечественной экономико-статистической литературе выделяют два подхода к проблеме занятости. Первый подход исходит из задачи обеспечения экономики трудовыми ресурсами, второй - из обеспечения населения рабочими местами и заработанным доходом. Исходя из этих подходов, даются неодинаковые оценки к ныне установившимся и прогнозным пропорциям между численностью занятого и безработного населения.

Российская статистика разграничивает основную и вторичную занятость. Последняя объясняется в основном двумя причинами: низким уровнем заработной платы на основной работе и постоянными задержками ее выплат. 'Гак, на 1 июля 2003 г. задолженность по заработной плате в России составила 30 млрд. руб.

По данным социальных исследований, в ноябре 2001 г. в России среди занятого населения 2,4 млн. человек имели дополнительную работу и 8,7 млн. человек ее искали. Наиболее высокий удельный вес (56% к итогу) дополнительной занятости в сельском хозяйстве. Из вторично занятых 69,3% работают в отраслях, производящих товары, и 30,7% - в отраслях, производящих услуги.

Что касается основной работы, то ее позиции с точки зрения затрат труда и получения базового дохода ослабевают, ибо значительное время (в среднем 28 часов в неделю) занятый на основной работе в государственном секторе затрачивает на вторичную занятость.

Каковы перспективы вторичной занятости и самозанятости? Экономический рост, развитие реального сектора экономики, инициирующие увеличение занятости, рост уровня и качества жизни населения, вызовут процесс постоянного сокращения масштабов вторичной занятости, самозанятости и неформальной занятости в целом.

Согласно прогнозным оценкам Института социально-экономических проблем РАН, общая численность занятых в 2010 г. составит 69,2 млн. человек против 65,6 млн. в 2002 г., т.е. увеличится на 3.6 млн. человек, на 2,4 млн. человек возрастет экономически активное население, что создаст благоприятные предпосылки для экономического роста в России.

5.2 Государственное регулирование рынка труда

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

Программы по подготовке и переподготовке работников.

Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

а) пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам, как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США - 50% заработной платы, во Франции - 40%, в Японии - 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии - 26 недель, В Великобритании - 45, в Канаде - 50 недель;

б) финансовая помощь безработным;

в) помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т.д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда - это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т.д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

а) оказание услуг при трудоустройстве безработных;

б) оказание содействия в перемене работы;

в) изучение спроса и предложения рабочей силы;

г) сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

д) профессиональная ориентация молодежи;

е) организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

ж) выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется нестабильностью и несбалансированностью. В условиях нарастающего экономического кризиса во всем мире перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от эффективных методов регулирования рынка труда, а также от выбора модели занятости.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела. Большое значение имеют программы повышения квалификации для работников и переквалификации для безработных лиц. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Необходимо, чтобы молодежь получала профессии, которые пользуются спросом, кроме того, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

При безработице экономический потенциал общества используется не полностью. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей. Безработица оказывает влияние на снижение покупательного спроса, сокращение сбережений, снижение инвестиционного спроса, соответственно, сокращение предложения и спад производства.

Формирование политики занятости для эффективного использования трудового потенциала и, следовательно, решение государством проблем безработицы приведет в будущем к стабилизации рынка труда. В настоящее время преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

Список использованной литературы

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: ДИС, 1999

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ, 2001. - 407 с.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд. дополненное - СПб.; Питер, 2009. - 560 с.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социол. исслед. 2000. №1.

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. - М.: Изд-во МГУ, 1994. Гл. 5.

Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. - 2003. - №8. - С. 3-11.

Политика противодействия безработице / Ф.Т. Прокопов, Т.М. Малева; Бюро эконом. анализа. М.: РОССПЭН, 1999.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека