Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Сдерживание монополистической конкуренции: антитрестовская политика

Сдерживание монополистической конкуренции: антитрестовская политика

3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

ИНТСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Факультет переподготовки

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РОБОТА

по дисциплине: «Микроэкономика»

Вариант №16

Група: 2-ОА-П-07

Выполнила: Семашкевич Е.А.

Зачетная книжка №3101

Проверила: ст.преп.Чекалова Н.Э.

__________________ ________________

Дата сдачи работы подпись студента

___________________ _______________

Дата проверки работы подпись преподавателя

Днепропетровск

2008

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра экономических дисциплин

Задание

На выполнение контрольной работы по дисциплине

микроэкономика

(вариант №16)

студента группы 2-ОА-П-07 Семашкевич Е.А.

Задание к теоретической части: сдерживание монополистической власти: антитрестовская политика

Условие расчетной части: задание №16

Старший преподаватель Чекалова Н.Э.

Содержание

  • Введение 4
  • Раздел I. Теоретическая часть. Антимонопольное законодательство 5
    • 1.1 Антимонопольное законодательство в Украине 5
    • 1.2 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах (США) 9
    • 1.2.1 Антитрестовский закон Шермана 10
    • 1.2.2 Закон Клейтона 10
    • 1.2.3 Закон Робинсона-Пэтмэна 11
  • Раздел 2. Расчетная часть 13
  • ВЫВОДЫ 15
  • Список использованной литературы 16
Введение

Микроэкономика как раздел экономической науки охватывает широкий спектр вопросов и проблем взаимодействия отдельных, хозяйствующих субъектов, а также изучает их поведение на различных рынках. Микроэкономика рассматривает вопросы оптимизации объемов производства и его издержек, потребления ресурсов и их распределения, ценообразования, доходности и др. Также в курс микроэкономики входит изучение рынка и рыночных структур.

Актуальность антимонопольного законодательства на сегодняшний день является бесспорной, поскольку о его нарушении часто ведутся дела, некоторые из которых приобретают особый размах. Деятельность органов, призванных смотреть за соблюдением антимонопольного законодательства показывает, что данные нарушения причиняют вред обществу в больших размерах.

Необходимость постоянного усовершенствования данного законодательства объясняется тем, что фирмы-нарушители постоянно находят пути того, как осуществить свои антиконкурентные действия.

Целью данной работы является исследование существующего антимонопольного законодательства в Украине и в иностранных государствах, путей сдерживания монополистической власти.

Предметом данного исследования является антимонопольное законодательство Украины и антитрестовские законы за рубежом.

Объектом исследования являются монополии как один из типов рыночной структуры.

Раздел I. Теоретическая часть. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в широком и узком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

1.1 Антимонопольное законодательство в Украине

В настоящее время антимонопольные законы действуют почти во всех развитых странах. В Украине основным антимонопольным законом является Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" от 18 февраля 1992г. №2132-XII. Статья первая этого закона гласит:

"…Монопольным признается положение субъекта хозяйствования, часть которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может признаваться монопольным положение субъекта хозяйствования, часть которого на рынке определенного товара менее 35%; монопольная цена - цена, которая устанавливается субъектом хозяйствования, занимающего монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав потребителя…" [1]

В соответствии с законодательством Украины само по себе владение субъектом хозяйствования монопольное положение не является противоправным. Таким считается лишь злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно статье 4 Закона Украины "Про ограничение монополизма…" злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных соглашений, не являющихся предметом договора, в том числе и навязывание товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров, которые привели или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта, которые привели или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- другие действия, которые привели или могут привести к созданию преград доступа на рынок других субъектов хозяйствования;

- установление дискриминационных цен на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей;

- установление монопольно низких цен на свои товары, которое привело или может привести к ограничению конкуренции;

- установление монопольно высоких цен на свои товары, которое привело или может привести к нарушению прав потребителей. [1]

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Верховному Совету Украины.

В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.

Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.

В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. Принудительный раздел не применяется в случаях:

- невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:

- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений Антимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении начального состояния или изменении соглашений, противоречащих настоящему Закону;

- непредставление, несвоевременное представление информации монопольному комитету Украины и его территориальным монополия управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в государственной бюджет.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.[7]

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам.[4] Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-экономических преобразований. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже изначально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты.

1.2 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах (США)

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства -- одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики.

Исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке.

1.2.1 Антитрестовский закон Шермана

Первый антитрестовский статус был принят в США 2 июля 1890г. под названием "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий" и известен как закон Шермана. Этот закон запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана - нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер. [2]

1.2.2 Закон Клейтона

В 1914г. закон Шермана был существенно расширен и дополнен - конгресс принял ещё два закона, призванных дополнить собой антитрестовский закон Шермана: это были антитрестовский закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии - и с тех пор уже как закон Шермана-Клейтона он существует без существенных поправок. В законе даётся определение недобросовестных методов конкуренции, подлежащих запрету, включая запрет на монополистические объединения, предусматриваются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, определяется верховный орган, которому поручается следить за применением и исполнением антитрестовского законодательства.

Антитрестовский закон Клейтона яснее определял, что именно является незаконным ограничением торговли. Закон запрещал ценовую дискриминацию, дававшую одним покупателям преимущества над другими, а также заключение договоров, согласно которым производители продавали продукцию только тем дилерам, которые обязывались не продавать продукцию конкурентов; также запрещались некоторые типы слияний и другие действия, способные уменьшить конкуренцию. Закон о Федеральной торговой комиссии предусматривал создание государственной комиссии, призванной предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией. [2]

1.2.3 Закон Робинсона-Пэтмэна

В 1936г. в закон Клейтона были внесены поправки в связи с принятием закона Робинсона-Пэтмэна. Этот закон расширил рамки запрещаемой ценовой дискриминации, включив в неё не только попытку устранения конкурентов, но и также нанесение им какого-либо ущерба.

В современных условиях обычно при судебной интерпретации закона в вопросах, касающихся размеров рынка и власти над ним, исходят из того, что любое ограничение является нарушением, особенно, если при этом имелось намерение достичь монопольного положения на рынке. “Правило мотивировки” при этом не применяется в случаях явного стремления ограничения ценовой конкуренции.

Следует учитывать историческое время принятия этого закона. Человечество находилось на пороге Второй мировой войны и требовались усилия по концентрации экономики, произошли важные изменения в роли государства во время “Нового курса” - ответа Франклина Д. Рузвельта на Великую депрессию. В этот период 30-х годов США пережили тяжелейший экономический кризис и самую массовую безработицу за всю историю страны. Многие американцы решили, что необузданный капитализм потерпел поражение. Они возлагали надежды на государство, которое должно было уменьшить тяготы и разрушительную конкуренцию. Рузвельт и Конгресс приняли множество новых законов, дававших государству право вмешиваться в экономику. Помимо прочего, эти законы регулировали продажу акций, признавали право рабочих создавать профсоюзы, устанавливали правила в области заработной платы и продолжительности работы, обеспечивали выплату пособий по безработице и пенсий по старости, предусматривали дотации для фермерских хозяйств, страхование банковских вкладов и так далее.[8]

В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х годов американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 - высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

Раздел 2. Расчетная часть

Задание 16.

На рис. 2.1 изображены четыре кривые безразличия потребителя, который покупает товары Х и У, а также базовая (UV) и новая (UW) бюджетные линии. Точки “а” и “b” - это две точки потребительского равновесия при денежном доходе, который равняется 20 дол. Определите, являются ли приведенные утверждения верными (В) или неверными (Н):

3

а) Бюджетная линия имеет наклон - 2 .

б) Потребитель сначала максимизирует общую полезность в точке а, так как любая другая комбинация товаров X и Y не увеличит общей полезности.

в) Цена товара Х сначала составляла 2 дол.

г) Цена товара Y сначала составляла 4 дол.

д) Потребитель может передвинуться на более высокую кривую безразличия, так как его реальный доход возрастает, когда бюджетная линия сдвигается с положения UV и новая UW.

е) Увеличение денежного дохода позволят ему передвинуться на новую бюджетную линию UW.

ж) Приведенные кривые безразличия показывают, что чем больше товара Х будет иметь потребитель, тем меньше товара Y он отдаст за дополнительную единицу товара Х.

з) Кривая безразличия І1 имеет наклон - ? в точке b.

и) В точке а mua/pa > mub/pb.

к) При бюджетном ограничении UW цена товара Х составит 2 дол.

л) В точке а mub = 2mua.

м) В точке b mua = 2mub.

н) Наклон бюджетной линии UV показывает начальную предельную норму замещения товаров Х и Y.

о) В точке b цена товара Х равняется 8 дол.

п) В точке а цена товара Y равняется 8 дол.

р) Эффект замещения объясняет, почему потребитель передвинулся с точки а в точку b.

с) Перемещение бюджетной линии из положения UV в положение UW объясняется снижением цены товара Х.

ВЫВОДЫ

В разделе 1 данной контрольной работы было рассмотрено антимонопольное законодательство Украины и антитрестовские законы США. Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику Украины можно охарактеризовать как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической -- она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало все отрицательные последствия монополии как таковой. В некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства, в том числе и в Украине.

В расчетной части на основании задания был изучен мир потребительских предпочтений, на основе расположения кривых безразличия и бюджетных линий.

Список использованной литературы

1.
Закон України "Про обмеження монополізму та недопущення недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності" от 18.02.1992р. №2132-XII.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2005.

3. Тигова Т.Н. Микроэкономика: Краткий курс лекций. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2003.

4. Седов В.В. Экономическая теория: в 3ч. Ч.2. Микроэкономика: Учеб. пособие/Челяб.гос.ун-т. - Челябинск, 2002.

5. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

6. Семенова Л.Н. Антимонопольное и конкурентное право. Курс лекций. - К.:УФИМБ, 1999.

7. Економічна теорія: Політекономія: Підручник/За ред. В.Д.Базілевича. - 6-те вид., перероб. і доп. - К.: Знання-Прес, 2007.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело ЛТД., 1993.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека