Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Северо-Западный экономический регион

Северо-Западный экономический регион

17

Северо-Западный экономический регион

Состав Северо-Западного экономического района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская области. Площадь: 196,5 тыс. км2 Население: 8,0 млн чел.

В общероссийском территориальном разделении труда Северо-Западный район особенно выделяется как производитель продукции сложного и точного машиностроения. Велика его роль в развитии научно-технического прогресса, он также является важнейшим научным историко-культурным центром России и центром подготовки квалифицированных кадров.

Северо-Западный экономический район - один из индустриально развитых районов России. Он играет большую роль в формировании межрегионального рынка, будучи поставщиком разнообразной промышленной продукции, особенно наукоемкой и сложной.

Ведущие отрасли рыночной специализации Северо-Западного района - высококвалифицированное машиностроение (энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение), химическая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная, легкая промышленность и производство строительных материалов.

В сельском хозяйстве основу составляет животноводство, главным образом молочное и мясное скотоводство, свиноводство и льноводство.

Северо-Западный район имеет огромное значение во внешней торговле России. Он располагает развитым портовым хозяйством, осуществляя экспортно-импортные функции России на Балтийском море.

Экономическое развитие района связано с выгодным экономико-географическим положением на Балтийском море и соседством с развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией, Беларусью и Центральным экономическим районом России. Огромна роль в районе г. Санкт-Петербурга - крупнейшего морского порта, индустриального центра страны.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине, представляющей собой низменность со следами деятельности ледника (моренно-грядовый, холмистый рельеф). Пониженные участки рельефа заняты многочисленными озерами и торфяниками.

Климатические условия характеризуются повышенной влажностью, сравнительно теплой зимой и прохладным летом, что объясняется влиянием Атлантики. Природные возможности развития сельского хозяйства в районе определяются высокой влажностью воздуха при относительно умеренных температурах и довольно продолжительном вегетационном периоде. Это обеспечивает благоприятные условия для созревания пшеницы, ржи, овощных культур и картофеля. Речные долины с богатой травянистой растительностью способствуют развитию молочного и молочно-мясного животноводства. Определенное значение для хозяйства имеют рыбные ресурсы внутренних вод и морей района.

Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. На территории района имеются запасы торфа, которые расположены повсеместно, горючих сланцев, залегающих в северо-западной части Ленинградской области. Из крупных месторождений имеются промышленные запасы бокситов (около г. Тихвина), являющихся ценным сырьем для производства алюминия. Все более значимыми для хозяйства становятся фосфориты, расположенные в Ленинградской области, запасы которых составляют около 200 млн т. Практически повсеместно находятся строительные материалы - известняки, огнеупорные глины, стекольные пески, граниты (Карельский перешеек).

Важное значение имеют лесные ресурсы. Леса занимают 45% территории района. В северной части района преобладают хвойные породы (ель, сосна), в южной части - смешанные породы. Основные массивы лесов расположены в Ленинградской и Новгородской областях, где лесопокрытые площади составляют 50%.

Северо-Запад обладает значительными водными ресурсами. Здесь хорошо развита гидрографическая сеть. Крупнейшие реки - Нева, Волхов, Свирь, Ловать, Великая и др. На реках Вуокса, Свирь, Мета построены ГЭС. Крупнейшие озера - Ладожское, Псковское, Чудское, Ильмень. Реки и озера используются широко для судоходства, рыболовства, обеспечивают развитие водоемких производств.

Земельные ресурсы невелики, но плотность их хозяйственного освоения достаточно высокая. В Псковской области находятся основные сельскохозяйственные угодья. В настоящее время в районе производятся мелиоративные работы по осушению болот для использования их в качестве сельскохозяйственных угодий.

Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна. В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.

На территории Северо-Западного района (занимающего более 1% территории страны) проживает более 5,6% населения России. По темпам роста численности населения Северо-Запад долгое время отставал от среднереспубликанских показателей. Это связано прежде всего с тяжелыми последствиями Второй мировой войны. Однако начиная с 1960-х годов в связи с большим миграционным притоком населения главным образом в Ленинград и Ленинградскую область темпы прироста численности населения стали возрастать. Но в то же время в Псковской и Новгородской областях численность населения уменьшилась. Это создавало неблагоприятную демографическую ситуацию в этих областях, для которой характерны снижение показателей рождаемости, увеличение миграционного оттока сельского населения в города, в основном в Ленинград.

В настоящее время в районе имеет место демографический кризис. Его проявлением является рост естественной убыли населения на территории всех четырех субъектов Федерации. Основными причинами кризиса являются сокращение производства и связанный с ним рост безработицы, падение уровня жизни населения, неблагоприятная экологическая обстановка.

Из-за осложнения условий проживания русских граждан в странах Балтии увеличилась миграция населения из этих стран, а также миграция из республик Средней Азии, Северного Кавказа, Молдовы.

Для района характерен повышенный показатель урбанизации. Доля городского населения самая высокая в стране и составляет 87%. В пределах района сформировалась одна из крупнейших в стране Санкт-Петербургская городская агломерация, где проживает 80% городского населения. В сельской местности преобладают небольшие села и деревни, которые постепенно преобразовываются в благоустроенные поселки.

Размещено население неравномерно. При довольно высокой средней плотности населения более 41,0 чел. на 1 км2 ее показатель возрастает в Ленинградской области до 76,9 и снижается в Новгородской и Псковской областях соответственно до 13,4 и 15,1 чел. на 1 км2.

Наличие в Санкт-Петербурге второй в стране после Москвы научной базы в виде научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро и экспортных производств создает исключительно благоприятные предпосылки для развития НТП и внедрения его достижений в хозяйство страны. Обширная сеть высших, средних специальных заведений и профессионально-технических училищ обеспечивает район высококвалифицированными кадрами. Здесь значительно выше, чем в среднем по стране, уровень образования населения, занятого в общественном производстве.

Северо-Западный район представляет собой сложный многоотраслевой комплекс, обеспечивающий производство важнейших видов продукции для хозяйства всей страны.

В структуре промышленности выделяются комплексы: машиностроительный, химико-лесной, индустриально-строительный, комплекс отраслей легкой промышленности. Они определяют место района в общероссийском территориальном разделении труда. Заметную роль играют также металлургический и топливно-энергетический комплексы. Значительный удельный вес в промышленности региона занимают предприятия военно-промышленного комплекса.

Все большее значение в структуре хозяйства имеют социально-рекреационные функции района. Многие города Северо-Запада стали крупными центрами туризма.

Внутренняя территориальная структура промышленности Северо-Западного района характеризуется значительной дифференциацией. Основная часть производственного потенциала сосредоточена в Санкт-Петербургском хозяйственном комплексе (Санкт-Петербург и Ленинградская область), на долю которого приходится более 70% всей промышленной продукции, числа занятых, стоимости основных производственных фондов.

Доля Санкт-Петербурга в выпуске промышленной продукции района остается наибольшей, хотя и имеет тенденцию к снижению. Этому способствуют мероприятия по сдерживанию роста города на основе совершенствования его структуры и углубления специализации. Одним из действующих средств решения этой проблемы является процесс создания филиалов предприятий, размещенных в Санкт-Петербурге, в Псковской и Новгородской областях, а также вывод из Санкт-Петербурга непрофилирующих и экологически вредных производств, цехов. Роль Новгородской и Псковской областей в производстве промышленной продукции района остается сравнительно небольшой. Вместе они выпускают примерно пятую часть промышленной продукции района.

В структуре экономики Северо-Западного района ведущее место занимают отрасли рыночной специализации машиностроительного комплекса. В составе машиностроительного комплекса района приоритет принадлежит судостроению, электротехническому, энергетическому, тракторному и сельскохозяйственному, машиностроению, приборостроению, станкостроению и электронной промышленности. Район занимает одно из первых мест в стране по производству морских судов разного типа (в том числе мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции.

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Многие машиностроительные предприятия по своей величине, техническому оснащению, квалификации рабочих и инженеров, назначению производимой продукции пользуются мировой известностью. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются Кировский завод, выпускающий мощные тракторы, завод "Электросила", производящий мощные генераторы для тепловых и гидравлических электростанций, Ижорский завод (Колпино). К ним относятся и Невский металлургический завод, крупнейшие предприятия тяжелого, прежде всего энергетического машиностроения. Они производят уникальные штучные и малосерийные машины, отличающиеся повышенной металлоемкостью, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы. Адмиралтейский в Санкт-Петербурге и Выборгский заводы производят уникальные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовные и научно-исследовательские суда. В Санкт-Петербурге созданы: оптико-механическое объединение "ЛОМО", выпускающее различную продукцию, объединение "Светлана", производящее электронное оборудование, станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, приборостроения, вычислительной техники. Центры машиностроения созданы в Пскове и Новгороде и других городах. Они тесно связаны кооперацией с машиностроительными предприятиями Санкт-Петербурга.

Северо-Запад и в перспективе сохранит свою роль в производстве продукции машиностроения - электротехнического приборостроения, электронного машиностроения, судостроения и ряда других отраслей, требующих особой технической культуры и опыта кадров высокой квалификации. Будет увеличен выпуск станков с числовым программным управлением, гибких производственных систем, прецизионного оборудования.

Одно из ведущих мест в промышленности Северо-Западного района занимает химический комплекс. В районе получило большое развитие производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, удобрений, пластмасс, лако-красочных изделий, кислот, реактивов, химико-фармацевтических препаратов. Производство фосфорных удобрений создано в Санкт-Петербурге и Волхове. В Кингисеппе из местных фосфоритов производится фосфоритная мука (объединение "Фосфорит"), на Новгородском комбинате, используя природный газ, производят азотные удобрения; производство двойного суперфосфата освоено на Волховском комбинате. Широкой известностью пользуется предприятие химического производственного объединения "Красный треугольник", производящее шины, резиновую обувь и другие резино-технические изделия. Химическая промышленность представлена переработкой сланцев (г. Сланцы). В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.

Развит в районе и лесной комплекс, включающий лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной степени сырьем соседней Карелии и других районов Севера.

Пиломатериалы, фанеру, древесно-волокнистые (ДВП) и древесно-стружечные плиты (ДСП), мебель, картон, бумагу и другие виды продукции производят почти во всех областях района. Но особенно их производство развито в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются: Светогорский, Приозерский, Советский на Карельском перешейке. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области развито производство клееной фанеры, мебели. Фанера производится также и в Новгородской области. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.

В комплексе отраслей легкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфоро-фаянсовая промышленность. Развитию текстильной (в частности, хлопчато-бумажной, шелковой, шерстяной) промышленности способствовала большая потребность района в тканях, а также сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. Основным центром текстильной и трикотажной промышленности является Санкт-Петербург. Льняная промышленность развита в Пскове, производство обуви - в Санкт-Петербурге (объединение "Скороход"), фарфоро-фаянсовых изделий - в Новгородской области. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность относится к числу старейших отраслей производства Ленинградской области. Стекольный завод в пос. Дружная Горка выпускает химико-лабораторную посуду и приборы.

Получил развитие в районе индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Комплекс имеет межрайонное значение. Его предприятия размещены во всех крупных городах.

Топливно-энергетический комплекс имеет слабую топливную базу. В регионе имеется ряд предприятий по добыче горючих сланцев, ведется добыча торфа, работает крупный нефтеперерабатывающий завод на привозной нефти. Топливный дефицит района, завоз в больших объемах дорогих кузнецких и печорских углей делают все более настоятельной проблему использования ядерного топлива. В районе работает Ленинградская атомная электростанция (4 млн кВт). Однако в настоящее время требуются новые подходы к решению проблемы повышения надежности и гарантий безаварийной работы реакторов. Производство электроэнергии сосредоточено на крупных ГРЭС и ТЭС, размещенных в Санкт-Петербурге и других центрах. В районе имеются гидростанции малой и средней мощности, построенные на реках Волхове (Волховская ГЭС), Свири и др.

Большое значение для снятия пиковых электрических нагрузок приобретают гидроаккумулирующие станции на небольших реках. Ведется строительство Ленинградской ГАЭС. Кроме того, маневренную электрическую мощность обеспечат газотурбинные теплофикационные установки - ГТУ. Для покрытия полупиковых нагрузок будут использоваться высокоманевренные энергоблоки конденсационных станций.

Потребность района в топливе и перспективе будет удовлетворяться на 2/3 извне, в том числе электростанций - на 53%, промышленных и районных котельных - на 77%. В целях большей экономии топлива доля производства теплоэнергии в котельных будет постепенно снижаться. Предполагается увеличение подачи энергии в регион за счет строительства линий электропередач протяженностью более 1,0 тыс. км.

Металлургический комплекс относится к отраслям, дополняющим территориальный комплекс Северо-Запада. Он частично удовлетворяет потребности района в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т. п. Исходный материал для этих изделий почти весь привозится из других районов.

Развитие цветной металлургии сдерживается напряженностью топливно-энергетического баланса и бедностью сырьевой базы. Ее удельный вес в общем объеме промышленной продукции будет постепенно снижаться. Цветная металлургия представлена производством алюминия (Волхов) и глинозема (Пиланево). Глиноземные заводы района будут переведены на сырье Северо-Онежского месторождения бокситов. Хозяйственную эффективность производства предполагается повысить за счет применения шлаков в сельском хозяйстве для раскисления почв, а также для производства строительных материалов. В г. Волхове будет построен прокатный завод по производству ленты и листа цветных металлов. На одном из заводов производственного объединения "Красный Выборжец" планируется организация сбора, хранения и переработки ценного сырья - кобальта, титана, молибдена, вольфрама, никеля и др. Естественно, развитие отраслей металлургии потребует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, улучшения очистки выбросов в атмосферу, внедрения новых способов электротехнической очистки.

Агропромышленный комплекс. Центральное место в нем занимает сельское хозяйство. Оно играет важную для района роль. Его цель - удовлетворение потребностей населения Северо-Запада в продовольствии. В структуре сельскохозяйственного производства преобладают молочное и молочно-мясное животноводство, льноводство. Ориентация на удовлетворение внутрирайонных потребностей в продовольствии обусловила территориальную организацию сельского хозяйства. Молочные, свиноводческие, птицеводческие, овощные хозяйства сконцентрированы вблизи крупных городов. В пригородных зонах развито картофелеводство, в Псковской и Новгородской областях - льноводство, имеющее межрайонное значение. Сельскохозяйственные угодья составляют 1/5 всей территории. Более 1/2 посевов занято зерновыми культурами, основные площади этих культур находятся в Псковской области. Эта же область выделяется и развитым животноводством - на ее долю приходится 45% всего поголовья крупного рогатого скота района, основная часть поголовья свиней.

Все сельскохозяйственные продукты предназначены для внутреннего потребления, и только лен и продукция из него вывозятся за пределы района. Потребность населения района в продовольствии (кроме яиц и овощей) удовлетворяется в значительной мере за счет ввоза из других районов.

В АПК Северо-Запада рост производства связан с укреплением межрегиональных связей, развитием предпринимательства на селе, многообразием форм собственности, особенно фермерских и личных подсобных хозяйств, а также с созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса. Кардинальные сдвиги можно ожидать при условии значительного увеличения фермерских хозяйств и площадей их сельскохозяйственных угодий.

Этот процесс в регионе возможен, так как резервы сельскохозяйственных угодий значительны, особенно в Псковской и Новгородской областях, а проблему трудовых ресурсов в АПК можно решить за счет притока сюда населения из других районов, государств СНГ.

Транспорт и экономические связи. Северо-Западный район располагает всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок. Санкт-Петербург - крупнейший порт страны и мира. Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Белоруссию и Украину. По ним перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и другая продукция. В вывозе преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Во ввозе - топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт.

Для района характерно значительное преобладание ввоза над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным экономическим районом.

В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому принято решение о строительстве здесь еще двух морских портов. Стоит задача развития транспортной инфраструктуры.

В условиях перехода к рынку Северо-Западный район, как и другие регионы России, испытывает кризисные явления. Экономический кризис в регионе в значительной степени связан с высоким удельным весом в промышленности предприятий ВПК и других отраслей, ориентированных на производство средств производства, с несоответствием между имеющимися здесь крупными энерго-, металло- и материалоемкими производствами и почти полным отсутствием собственных топливных и минерально-сырьевых ресурсов. Проявлением экономического кризиса является спад производства. Так, в 1990 - 1995 гг. спад промышленного производства составил в районе от 46% в Новгородской области до 72% в Псковской области.

Он способствовал росту безработицы, наибольший уровень которой отмечался в Псковской и Ленинградской областях. Это объясняется также снижением объемов производства и притоком в указанные области беженцев и вынужденных переселенцев из стран Балтии, военнослужащих и членов их семей. Требуются неотложные меры по созданию в регионе новых рабочих мест, по социально-экономическому развитию областей в целом. Большое значение в связи с этим приобретает разработка и реализация Федеральных целевых программ. Так, в 1996 г. была принята социальная программа по развитию Псковской области.

Весьма напряженной является экологическая ситуация в Северо-Западном регионе. Она связана с состоянием водного бассейна р. Невы и прилегающей к нему акватории Финского залива. Для снижения экологической напряженности в Северо-Западном районе необходимо провести гидрологические и гидрохимические научные исследования состояния водной системы р. Нева - Финский залив, экологическую экспертизу особых технических проектов на территории региона, особенно связанных с использованием водных ресурсов, ускорить ввод дополнительных очистных сооружений в Санкт-Петербурге и других местах с неблагоприятной экологической ситуацией.

Структурная перестройка экономики региона в перспективе должна быть направлена на преодоление сырьевого и энергетического дефицита путем внедрения ресурсосберегающих технологий предприятий на науко- и фондоемких видах конкурентоспособной продукции, особенно товаров народного потребления.

В перспективе можно предполагать увеличение объемов производства. В промышленности более высокими темпами будут развиваться отрасли легкой и пищевой промышленности, глубокая переработка древесины, производство строительных материалов. Несколько сдержанный рост машиностроения будет связан с длительностью и сложностью конверсии оборонных отраслей и реконструкцией старых предприятий.

Территориальная структура хозяйства характеризуется чрезвычайно высоким уровнем индустриального развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, относительно низким по сравнению с ними развитием хозяйств Новгородской и Псковской областей, в которых ярко выражен аграрный сектор.

Санкт-Петербург (4,8 млн жителей) и Ленинградская область, расположенные в устье Невы (у Финского залива), сконцентрировали мощную обрабатывающую промышленность, многие из отраслей которой имеют важное общероссийское и экспортное значение. В составе Северо-Западного региона на долю Ленинградской области приходится 20,5% населения, 15% промышленной продукции и 60% сельскохозяйственной продукции. Особую роль играет машиностроение. Здесь сосредоточены более 5% республиканского производства турбин и генераторов, значительная доля производства мощных компрессоров для газопроводов, морских судов, полиграфического оборудования, кузнечно-прессовых машин, приборов и средств автоматизации. Среди городов, входящих в состав Санкт-Петербургской промышленной агломерации, выделяются Колпино, где размещены такие широко известные предприятия, как Ижорский завод тяжелого машиностроения, а также Гатчина, Выборг.

Доля Новгородской и Псковской областей в производстве промышленной продукции района невелика. Их индустриальное развитие в значительной степени связано с Санкт-Петербургом. Во многих городах этих областей размещены филиалы и отделения Санкт-Петербургских производственных объединений. Крупными промышленными центрами здесь являются Великий Новгород (более 234 тыс. жителей) с развитым электро- и радиотехническим производством, Псков (более 208 тыс. жителей) с развитым электромашиностроением, производством средств связи, льнообрабатывающей и пищевой промышленностью и Великие Луки (111 тыс. жителей) с электро- и радиотехническим машиностроением, легкой промышленностью.

В условиях становления и развития рыночных отношений ближайшие перспективы развития Северо-Западного района, принимая во внимание образование новой государственной границы со странами Балтии, тесно связываются с миграцией в пределы района русскоязычного населения из Эстонии, Латвии, Литвы. Приток мигрантов дает возможность обеспечить трудовыми ресурсами депрессивное сельское хозяйство Псковской и Новгородской областей, позволяет ускорить создание фермерских хозяйств. Нарушение единого транспортного и энергетического пространства с Балтией требует развития электроэнергетики, транспортной инфраструктуры и сооружения нового морского порта в окрестностях Санкт-Петербурга.

Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи.

В дальнейшем в районе должно возрасти значение наукоемких подотраслей машиностроения, а также отраслей, производящих товары народного потребления.

Особое внимание следует обратить на всемерное укрепление межобластных хозяйственных связей, в первую очередь в отношении машиностроения,

В условиях перехода к рынку будет возрастать международная роль Санкт-Петербургского порта и всей транспортной системы района как транзитной и экспортно-импортной системы России, что потребует их дальнейшего укрепления.

Развитию внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать и организация в районе зон свободного предпринимательства. Формируются три свободные экономические зоны - в Санкт-Петербурге, в Выборге и в Новгородской области. (О свободных экономических зонах см. подробно гл. 3 разд. IV).

Список использованных источников

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.

3. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2003.

4. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.

5. Проблемы территориального развития. Словарь-справочник. Составители А.П. Сысоев и И.В. Усов. М.: ТЕИС, 2003.

6. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и Р31 М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с.

7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2006. -- 416 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека