Система финансирования инноваций
2
Инновационный менеджментКУРСОВАЯ РАБОТАТема 15. Система финансирования инновацийСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ 5
1.1.Факторы, влияющие на инновационные процессы
развития муниципальных образований 5
1.2. Роль инновационного предпринимательства, его правовое
обеспечение в инвестиционной политике городского хозяйства 10
1.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности 17
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 19
2.1. Классификация инвестиций и инвесторов 19
2.2. Понятие инвестиционного климата 22
2.3. Законодательные условия инвестирования 26
2.4. Основные направления сохранения и развития
российской науки 28
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА 33
3.1. Механизм разработки комплексных муниципальных
программ привлечения программ привлечения инвестиций
в деятельность города 33
3.2. Изменение системы управления 34
3.3. Социально - экономическая эффективность предложенных
мероприятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.
В настоящее время Россия находится в ситуации тяжелого финансового кризиса, главной причиной которого стала проводившаяся в последние годы экономическая политика - бюджетная политика правительства и денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка.
Инновационный процесс напрямую связан с финансированием, т.е. с привлечением инвестиционных средств в любой сфере деятельности.
С экономической точки зрения решения, принятые российским правительством и Центральным банком 17 августа 1998 года - об отказе от обслуживания государственного долга и 90-дневном моратории на обслуживание внешних кредиторов частными компаниями и банками, представляют собой не что иное, как конфискацию средств частных инвесторов, российских и зарубежных, совершенную в особо крупных размерах.
Тема достаточно актуальна, так как оценки современного состояния и структурных изменений инновационного потенциала страны в целом, регионов и городов свидетельствуют об обвальном снижении инновационно-инвестиционной активности, что во многом обусловило углубление кризиса российской экономики.
В решающей степени кризис инновационной сферы был предопределен разрушительными тенденциями в ее финансовом обеспечении. В 1992 г. расходы федерального бюджета на НИОКР были сокращены с 1,85 до 0, 94% ВВП. За годы реформирования (при практически полном отсутствии заказов от промышленности и оборонных отраслей) произошло двукратное падение доли финансирования науки с таким же уменьшением объемов самого ВВП. По этому критерию среди стран, входящих в ОЭСР, Россия занимает 20-е место, опережая только Мексику, Турцию, Грецию и Португалию. Недостаточный уровень финансирования вынудил научные организации свернуть многие материало- и энергоемкие эксперименты, определявшие приоритет отечественной науки [13].
В курсовом проекте анализируется современное состояние инвестиционной политики на примере финансирования инновационной деятельности города, проводится оценка правовой обеспеченности данной проблемы, исследование зарубежного опыта и разработка мер при решении проблемы финансирования различных нововведений.
1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
1.1. Факторы, влияющие на инновационные процессы развития муниципальных образований
Анализ инновационной деятельности промышленных предприятий разных форм собственности подтвердил общую тенденцию усиления рыночных требований к повышению конкурентноспособности отечественной продукции, особенно в отраслях, ориентированных на внешний рынок (топливной, металлургической, нефтехимической и др.).
Внешними факторами, влияющими на процесс введения инноваций, является неприемлемые условия кредитования и недостаток собственных финансовых средств, по мнению руководителей предприятий, сдерживают инновационную активность в этом направлении. Новые финансовые структуры (в первую очередь коммерческие банки), по существу, не вкладывают средства в реальный сектор экономики. Неустойчивая экономическая ситуация, налоговый пресс, высокие инфляционные ожидания, формирование высокодоходного фондового рынка, особенно государственных ценных бумаг, создали благоприятные условия для спекулятивных финансовых операций.
В результате экономика страны, в частности городских хозяйств, распалась на два слабо связанных друг с другом сектора: высокорентабельное обращение и убыточное производство. Финансовая сфера перестала выполнять функцию обеспечения потребностей производственного процесса, его единства и непрерывности, включая инновационную стадию. К тому же товарный оборот более чем наполовину обслуживается бартером и векселями. Отмеченные особенности поведения хозяйствующих субъектов наиболее остро проявляются в инновационной сфере, специфика которой, в частности, продолжительные сроки окупаемости инновационных проектов, повышает степень риска вложения финансовых средств.
Вместе с тем, хотя имеющиеся финансовые ресурсы ограничены, активизация инновационной деятельности, включая экстенсивные и интенсивные факторы ее развития, остается актуальной. Научно-технический прогресс нужно рассматривать как важнейшее средство достижения конечных результатов, обеспечивающее выход страны из кризиса, стабилизацию экономики и ее последующий рост. Поэтому, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, сегодня требуется активная государственная и муниципальная инновационная политика, основанная на жестком выборе целей, комплексном обосновании приоритетов в распределении ресурсов, новых методах ее реализации.
Прежде всего, необходим отбор приоритетных инноваций, оказывающих большое влияние на темпы и пропорции развития народного хозяйства. Именно такие инновации должны служить объектом государственного и муниципального протекционизма. Создаваемая в рамках этих приоритетов техника новых поколений призвана обеспечить конкурентноспособность отечественной продукции на мировом рынке, решение актуальных социальных и экологических проблем, качественно новый уровень ресурсосбережения и многократное повышение производительности труда.
К внутренним дестабилизационным факторам следует отнести несоответствие сложившихся структур управления территориями и предприятиями рыночным условиям хозяйствования, отсутствие заинтересованности управленческого персонала в реализации новшеств, низкую конкурентноспособность продукции и услуг из-за монопольного положения отраслей городского хозяйства, устаревшую технологию производства, недостаток свободных средств и предприятий города.
Одной их главных задач реформирования инновационного потенциала является выделение его выделение из стратегического ядра как гаранта сохранения отечественной научной школы на приоритетных направлениях научно- технического прогресса. Спасение науки может рассматриваться в социальном аспекте и в первую очередь с точки зрения обеспечения занятости невостребованных работников. По данным Госкомстата РФ, за последние годы численность занятого в науке и научном обслуживании населения сократилась. В 1992г. в научных организациях было занято 2307 тыс. чел., в 1993 г. - 2237 тыс. чел., в 1994 г. - 1833 тыс. чел., в 1995 г. - 1700 тыс. чел., в 1996 г. - 1630 тыс. чел., в 1997 г. - 1590 тыс. чел., в то время как в целом в экономике страны численность занятого населения уменьшилась на 8,5 %. За годы осуществления экономических реформ наблюдаются самые высокие темпы сокращения занятого в науке населения.
Дальнейшее развитие науки и техники должно идти по пути достижения наибольшей отдачи каждой единицы совокупных затрат труда, повышения эффективности научных исследований, проектно-конструкторских и опытных работ, сокращения времени прохождения научной идей по цепи «исследование - производство - потребление».
С учетом же реальной экономической ситуации в стране необходим селективный подход к определению объектов государственной поддержки. Таким образом, эта задача смыкается с проблемой выбора научно- технических приоритетов.
Задачи государственной и муниципальной инновационной политики следующие:
1. Развитие направлений, в рамках которых создается техника новых
поколений, обеспечивающая в конечном итоге статус России как ведущей технологической державы;
2. Сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на
базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно- технического прогресса;
3. Содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого
инновационного бизнеса.
Финансовый механизм реализации инновационной политики города должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования, направленных на абсолютную и относительную экономию финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования - участников инновационного процесса.
Концепция финансового механизма финансирования инноваций:
1. Целевая ориентация на сочетание прямого госбюджетного
финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций;
2. Множественностью источников финансирования - бюджетное,
внебюджетное, средства финансово - промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Особое значение в рамках такого механизма приобретает усиление роли муниципального заказа как основного из главных инструментов инновационной политики города, объектом финансирования должны стать муниципальные инновационные и научно - технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований.
Предоставления муниципального заказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности финансовых ресурсов. Этому же должна способствовать деятельность специальных бюджетных фондов, созданных для содействия реализации инициативных программ. Формами этой поддержки являются:
гранты (средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом,
корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы, в отличие от займа грант не нужно возвращать;
субсидии на развитие материально-технической базы;
пособия отдельным талантливым молодым ученым.
В обобщенном виде система целевого распределения бюджетных
средств представлена на рис. 1.
Рис. 1 Система бюджетного финансирования инновационной сферы
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию рыночных отношений в отечественной экономике, их слабое влияние на инновационную активность сохранится до того момента, когда начнут действовать внутренние мотивации к наращиванию выпуска высокоэффективной техники и структурным изменениям производства, адекватным рыночному спросу.
Вместе с тем необходимо с короткие сроки завершить создание организационно - правовой базы самого инновационного рынка, прежде всего в части защиты интеллектуальной собственности и формирования требуемой инфраструктуры, включая:
информационное обслуживание участников инновационного
процесса, в том числе держателей свободного капитала, авторов инноваций, менеджеров по организации инновационных проектов;
создание сети посредников по установлению горизонтальных
связей между участниками всего жизненного цикла инноваций - от замысла и его экспертизы до реализации инновационного продукта на базе специализированных коммерческих структур;
развитие страхования инновационной деятельности, особенно в сфере
малого бизнеса, а также образование института "патентных поверенных" для охраны интеллектуальной собственности.
Эффективное функционирование инновационного рынка предполагает обеспечение конкурентной среды и активное противодействие монополизму в науке. В данной связи заслуживают внимания такие меры, как ассоциативная организация современной инновационной деятельности, широкое применение гибких организационных структур, рациональное размещение и использование научно - технического потенциала в различных муниципальных образованиях [10, 11].
1.2. Роль инновационного предпринимательства, его правовое обеспечение в инвестиционной политике городского хозяйства
Анализируя факторы, влияющие на инновационный процесс развития территорий и предприятий городского хозяйства, можно отметить, что в структуре расходов на НИОКР падает доля предпринимательского сектора как источника финансирования. Только в 1994-1997 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта - с 19,9 до 15,3%. В странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом обеспечении инновационной сферы намного больше. Показательно, что в России удельный вес бюджетных ассигнований составляет примерно 2/3 общих затрат на научные исследования и разработки, а в развитых странах - в среднем 40%.
В связи с этим важная роль отводится становлению малого инновационного бизнеса в деятельности всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и конверсии городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию научно - производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.
С развитием рыночных отношений складываются реальные ус-ловия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предприниматель-ства.
Потенциальными инвесторами средств в учреждения венчурно-го финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на дли-тельный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляци-онных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибы-ли.
Ключевую роль здесь должны сыграть инновационные фонды, ко-торые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке. В последние три года наблюдается устойчивый рост доли расходов Российского фонда технологического развития и отрасле-вых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР в общих зат-ратах на научные исследования и разработки. Объем средств, поступив-ших в указанные фонды в 1997 г., оценивается в 1,1 млрд. руб. (с уче-том деноминации).
Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуются: усиление контроля за их деятельностью, что по-зволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключит участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной об-щественности при выборе объектов финансирования; отработка ме-ханизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов. Необходим также четкий нормативно-правовой порядок отчислений и консолидации средств в инновационные фонды.
При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяй-ствования решающую роль в финансировании инновационной деятель-ности играют заемные средства, но их удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере со-ставляет около 7% общего объема финансирования НИОКР.
Доля инве-стиций, направляемых коммерческими банками на инновации, не превы-шает 1-2%. Здесь требуются меры государственного и муниципального воздействия, предус-матривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны ЦБР за деятельностью банков, имеющих лицензии на обслуживание инновационных структур, а с другой - государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частич-ной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государствен-ных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятель-ности и др. Весьма актуальным представляется также создание специа-лизированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.
Важнейшим источником средств для финансирования иннова-ционной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструмен-том формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка, связанного с долго-срочными ценными бумагами (акциями, обязательствами, инвести-ционными паями), и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения по-рядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной от-четности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации и т.д.
Уменьшилось значение амортизацион-ных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повыше-ние технического уровня производства. В среднем по отраслям про-мышленности доля амортизации в капиталовложениях снизилась до 10-12%, тогда как в дореформенные годы этот показатель составлял 40%, что считалось недостаточным.
Наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хране-ния и расходования амортизационного фонда, индексирования амор-тизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции. В обоб-щенном виде условия формирования инновационного рынка и схема его финансового обеспечения представлены на рис. 2.
Рис. 2. Условия формирования и финансовое обеспечение
инновационного рынка
Усиление роли государства в экономическом регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на про-ведение работ, реализующих приоритетные направления научно-тех-нического прогресса, создание техники новых поколений, разрабаты-ваемой в соответствии с государственным заказом.
Для этих субъек-тов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизвод-ство научно-интеллектуального потенциала и др. Кроме того, для них должны быть установлены пониженные ставки налогов на доход и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры экономического принуждения в виде различных санкций за несоблю-дение контрактных обязательств, низкое качество научно-техничес-кой продукции, ее несоответствие требованиям экологии и др. Одна-ко в каждом конкретном случае подбор экономических инструментов воздействия и границы их использования должны учитывать содер-жание задач и специфику объектов стимулирования.
Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.
Для правового обеспечения поддержки малого предпринимательства имеют значение различные Постановления Правительства РФ, нормативные документы Министерств и ведомств, законодательные акты муниципальных образований.
Основы законодательства России в инновационной сфере заложены положением о государственной инновационной программе, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 27 марта 1991 г. № 171., в соответствии с этим положением распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 2.3 - Р-4 была утверждена инновационная программа «Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей».
Патентный закон Российский Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности. Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно - технического потенциала РФ, имел Указ Президента « О неотложных мерах по сохранению научно - технического потенциала РФ» от 27 апреля 1992 г. № 426.
Основное место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция РФ.
Большую роль для развития малого предпринимательства в стране имеет постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства. Особое значение для развития малого предпринимательства в стране имеет Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношений бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270, в котором предусмотрены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18 июня 1995 г. № 88-Ф3 определяет общие положения в области государственной поддержке и развития малого предпринимательства в РФ. Существенное место в развитии инновационного предпринимательства занимает постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г. № 967, в котором в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части производственных фондов.
Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», который принят в целях привлечения частных инвестиций, а также создание различных отраслевых, межотраслевых внебюджетных фондов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, призванных содействовать инновационным проектам. Средства этих фондов должны на договорной основе направляться на финансирование:
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
созданию новых видов наукоемких продукции, сырья и материалов;
разработки новых и совершенствования применяемых технологий;
мероприятий по повышению технического уровня продукции;
работ по стандартизации, сертификации и лицензированию
продукции;
работ в области охраны труда и техники безопасности;
разработок нормативных и инструктивных материалов и других
научно- исследовательских и опытно - конструкторских работ.
Внебюджетные фонды могут средства фондов размещать на депозитных счетах в банках, уплачивая в бюджет налог на полученный доход от суммы полученных депозитных процентов, а оставшуюся после уплаты налога часть на увеличение средств внебюджетного фонда. Правительством РФ запрещено использовать средства внебюджетных фондов на осуществление коммерческих мероприятий. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов НИОКР возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и на руководителей объединений, в которых созданы внебюджетные средства [1, 5, 13, 14].
1.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
Особый интерес в этой области представляет опыт таких стран, как США, Японии, Великобритания, Канада, Франция, Израиль. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства. Для предоставления соответствующих льгот инновационным предприятиям создаются специальные институты: министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды и т.д. Деятельность их основана на законах о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Поддержка осуществляется следующими методами государственного регулирования:
Прямые - в административно-ведомственной и программно-целевой формах. Первая форма в виде прямого дотационного финансирования.
В США в рамках введенной в 1992 г. программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долл. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства мелким фирмам для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участие ни банковский, ни венчурный капитал.
Большое внимание уделяется развитию передовых наукоемких производств в Канаде, предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии, за счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50 % их затрат на НИОКР.
Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача - оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий. Это достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Как правило, подобные предприятия ориентированны на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопарковых структур успешно сочетается с отраслевой.
Многие подобные комплексы возникли вокруг крупных университетов и научных центров и возглавляются ими. Новые предприятия часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово - промышленных палат и частного бизнеса. На предприятиях, успешно действующих в рамках таких комплексов, период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.
Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на более выгодных по сравнению с другими видами кредитования по величине процента и порядку погашения.
Значительную положительную роль в поддержке инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным) [9, 11].
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
2.1. Классификация инвестиций и инвесторов
Наиболее общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ оп-ределяет Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". В качестве инвестиций, согласно этому закону, мо-гут выступать материальные и нематериальные средства и другие ценности в целях получения прибыли (дохода) и дос-тижения положительного социального эффекта, в том числе:
денежные средства;
целевые банковские вклады;
паи, акции и другие ценные бумаги;
технологии;
машины, оборудование;
лицензии, в том числе и на товарные знаки;
кредиты;
любое другое имущество или имущественные права;
интеллектуальные ценности;
Целевые ориентиры участников инвестирования.
С понятием "инвестиции" связано пред-ставление об использовании финансовых и иных средств для достижения целей привлечения инвестиций в инновационную деятельность города, в том числе:
прибыль;
амортизационные отчисления;
денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц;
страховые возмещения от аварий, стихийных бедствий и другие;
банковские и бюджетные кредиты;
облигационные займы;
средства от продажи акций;
паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;
денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
бюджетные инвестиционные ассигнования;
внебюджетные фонды;
иностранные инвестиции.
Когда речь идет о финансировании инновационных проектов, возни-кает представление о взносе финансовых средств или о фор-мировании капитала. Этот капитал показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других кредиторов (например, поставщиков) в каче-стве заемного капитала предоставлена в распоряжение коман-ды разработчиков. Под финансированием, следовательно, по-нимается предоставление капитала для формирования имуще-ства, формирования финансовых средств, а под инвестициями - их использование.
В инвестиционно-инновационном процессе могут принимать участие различные субъекты: граждане, юридические лица, организации, муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, кото-рых хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления мо-гут не только совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят от функ-циональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса, стратегии развития, характера инвестиционного про-екта, объекта инвестирования, инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, жела-ет его завершения в сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском для вложенного капитала.
Исполнитель проекта или субподрядчик, наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги или подольше "осваивать" средства инвестора. Хотя термин "субъект" охватывает различные категории уча-стников инвестиционной деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители, предприниматели, руководители муниципальных образований и т. д.
Целевые представления и ожидания людей различного профессионального и социального статуса относительно ре-зультатов инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых предпочтений различ-ных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результа-тах инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3.
Рис. 3 Классификация целевых предпочтений различ-ных
категорий лиц
2.2. Понятие инвестиционного климата
Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, муниципальных образований).
На рисунке 4 показаны составляющие инвестиционного климата и под влиянием каких факторов он формируется.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.
Одним из вариантов подобного мониторинга для России представляется следующий вариант, он позволяет:
- учесть сходство инвестиционных условий в пределах межреги-ональных образований и различия, а также специфику разных зон;
- облегчить развитие системы мониторинга, поскольку он учи-тывает возрастающую роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;
- уменьшить субъективизм при анализе инвестиционного кли-мата в хозяйственных системах разного уровня;
- упростить управление системой мониторинга, сбор, обработ-ку и передачу информации и подготовить конкретные рекомен-дации по улучшению инвестиционного климата на всех уровнях экономики России.
Наиболее обоснованный вариант механизма организации и функ-ционирования подобной системы мониторинга предложен экономис-тами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить включением федераль-ного и внутриобластных уровней.
Рис. 4 Структура инвестиционного климата и факторы его формирования
С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результа-ты исследования опубликованы в журнале "Эксперт" в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инве-стиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.
В первых двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный кли-мат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:
- инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;
- инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;
- законодательных условий - правовой системы, обеспечиваю-щей стабильность деятельности инвестора.
Бурный рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсе-местно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил зако-нодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.
Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг. Для оценки законодательных условий инвестирова-ния (законодательного риска) было изучено около 1000 законодательных актов Рос-сийской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестици-онной деятельности и налогового режима.
Были привлечены также другие источни-ки, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследователь-ских центров, статьи, монографии, картографические материалы.
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщен-ность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потре-бительский спрос населения и др.
Совокупный потенциал региона и муниципальных образований включает восемь его подвидов:
- ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории региона и муниципальных образований балансовыми запасами важней-ших видов природных ресурсов;
-производственный, понимаемый как совокупный результат хо-зяйственной деятельности населения в регионе и муниципальных образований;
- потребительский - совокупная покупательная способность населения региона и муниципальных образований;
- инфраструктурный - оценка экономико-географического поло-жения и инфраструктурной насыщенности региона и муниципальных образований;
- инновационный - при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе и муниципальных образований;
- трудовой, для расчета которого использовались данные о численно-сти экономически активного населения и его образовательном уровне;
- институциональный, понимаемый как степень развития веду-щих институтов рыночной экономики в регионе и муниципальных образований;
- финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данно-го региона и муниципальных образований.
Инвестиционный риск - характеристика качественная, оценива-ющая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применитель-но к региону и различным муниципальным образованиям можно выделить следующие виды риска:
- политический, зависящий от устойчивости городской влас-ти и политической поляризации населения;
- экономический, связанный с динамикой экономических процес-сов в регионе и муниципальных образований;
- социальный, характеризующийся уровнем социальной напря-женности;
- криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;
- экологический, рассчитанный как интегральный уровень заг-рязнения окружающей среды;
- финансовый, отражающий напряженность регионального и муниципального бюд-жета и совокупные финансовые результаты деятельности предприя-тий региона и муниципальных образований;
- законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: мест-ные налоги, льготы, ограничения и т.п.[11, 14, 15].
2.3. Законодательные условия инвестирования
На территории России действует единое общегосударственное законодатель-ство, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под влиянием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах полномочий местных органов власти.
Характеристика законода-тельных условий инвестирования получена на основе анализа всех норматив-ных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятель-ности. Все законодательные акты и разделены на федеральные и региональ-ные.
В федеральном законодательстве были особо выделены специальные норма-тивные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего - это законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (свя-занное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприя-тий - потенциальных объектов инвестирования).
Существующие законодательные акты всех типов и уровней го-сударственного и муниципального управления с точки зрения их влияния на инвестици-онный процесс можно разбить на следующие группы.
1. Регулирование сфер и объектов инвестирования. Оно опреде-ляет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.
2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности - сфе-ры и виды деятельности в регионе и в муниципальных образованиях, льготные по налогообложению.
3. Предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам и потенциальным инвесторам в данном регионе и в муниципальных образованиях, или в данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).
4. Проведение льготной амортизационной политики (право осу-ществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики).
5. Регулирование участия инвестора в приватизации.
6. Доступность региональных ценных бумаг для внешних поку-пателей.
7. Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных ре-гиональных законодательных гарантий (в том числе залоговое право).
2.4. Основные направления сохранения и развития
российской науки
В Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. определены основные проблемы активизации государствен-ной научно-технической политики, реструктуризации сети научных организаций, кадрового обеспечения и социальной политики в научной сфере, улучшения финансового положения и рационализации исполь-зования ресурсов, укрепления научно-технического потенциала регио-нов, повышения инвестиционной активности, развития международно-го научно-технического сотрудничества и совершенствования норма-тивно-правовой базы. Вместе с тем необходимо отметить следующее.
При рассмотрении проблем реформирования отечественной на-уки должны учитываться долгосрочные тенденции сокращения научного потенциала, которые, к сожалению, практически остались вне поля зрения разработчиков упомянутой Концепции. Как показывают результаты моделирования, приведенные выше, этот процесс окончит-ся, по-видимому, даже при достаточно оптимистических оценках не ранее чем через 5-7 лет.
Таким образом, необходимы разработка долгосрочной концепции развития российской науки на период до 2015-2020 гг., а также подготовка и реализация федеральной целевой программы "Сохранение и стимулирование развития науки России" с выделением в ее составе важнейшей подпрограммы "Обеспечение преемственности в российской науке".
Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться путем как стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы.
Необходимы расширение системы грантов для поддержки не только молодых, но и ученых старшего возраста - кандидатов и докторов наук, высоко-квалифицированных специалистов, не имеющих ученой степени, в том числе без высшего образования (на опытных производствах), а также целевое выделение ассигнований на оформление патентов, ар-хивирование и пропаганду научно-технических разработок и ре-зультатов, полученных учеными старших поколений.
Следует осво-бодить от призыва на военную службу выпускников вузов, поступа-ющих в НИИ и КБ, где ведутся работы по приоритетным направле-ниям развития науки и техники, при обязательном соблюдении всех пунктов заключаемого с ними контракта. Надо стимулировать интеграцию высшей школы и академического сектора науки, в том числе путем создания новых либо филиалов существующих вузов, подготавливающих магистров и аспирантов при ведущих научно-исследовательских организациях.
Требуется переработка проекта Налогового кодекса с целью со-хранения всех существующих направлений государственной поддер-жки науки (отмена действующих льгот означает для науки потери, сопоставимые с объемом средств, выделяемых в бюджете по статье "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" и составлявших в 1997 г. 9,4 млрд. руб.
Государство должно осуществлять соответствующий мониторинг и контролировать важнейшие нормативы. В их числе в первую оче-редь необходимо выделить следующие:
- доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5% (по нашим оценкам, это примерно соответствует 4% расходов федерального бюджета, которые должны выделяться на фундаментальную науку и научно-технический прогресс в соответ-ствии с законом РФ о науке);
- соотношение заработной платы занятых в науке и научном об-служивании и в экономике в целом должно быть не ниже 120-125%;
- долю занятых исследованиями и разработками относитель-но численности населения нужно в ближайшие 3-5 лет поддержи-вать на уровне 0,6-0,65% и в середине следующего десятилетия - не ниже 0,55-0,60%.
Важнейшая проблема - определение приоритетов развития науки. Принципы их выбора и реализации в условиях экономического спада, снижения спроса на результаты НИОКР и сокращения финансирова-ния должны коренным образом отличаться от тех, которые использу-ются при стабильном развитии экономики, и исходить из долгосроч-ных целей социально-экономического развития страны, оборонитель-ной доктрины и научно-технической политики.
Управление сферой НИОКР должно основываться на изменении не абсолютных объемов, а удельных весов выделяемых финансовых ресурсов в зависимости от степени приоритетности направлений с тем, чтобы по крайней мере частично сберечь научный потенциал на неприоритетных направлени-ях, необходимых для сохранения научной среды в стране (огромные ее размеры, большая численность населения, значительные масштабы экономики, высокий уровень научно-технического потенциала России и ее геополитическое положение требуют проведения научных иссле-дований по широкому спектру направлений).
Для стимулирования развития сферы НИОКР в период пере-хода к новой экономической системе нужно поддержание максималь-но возможного спроса на научную продукцию со стороны государ-ства путем соблюдения законодательно установленного уровня бюд-жетных ассигнований на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, а также увеличения доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны (с учетом инфляции). Только при этом условии можно будет перейти к решению проблем реформирования науки, совер-шенствования системы ее финансирования. Кроме того, при разра-ботке предложений по реформированию науки следует учитывать, что малый бизнес является лишь дополнительным источником спроса на научные достижения. Основная составляющая спроса зависит от крупных предприятий, главным образом наукоемкого сектора эко-номики, который обеспечивает, по оценке автора, около 75% совокуп-ного спроса на достижения науки.
В переходный период будут необходимы еще в течение по край-ней мере 5-7 лет немалые государственные ассигнования в отрасле-вую науку при сохранении государственной поддержки фундамен-тальных исследований, поскольку перевод отраслевой науки на само-финансирование при практически полном сокращении бюджетных ассигнований ведет к разрушению большинства отраслевых научно-исследовательских организаций.
Анализ показывает, что реализация предложений о многозвенном финансировании науки не только за счет государственного бюджета, но и из других источников, включая внебюджетные фонды, при крайне низком общем уровне государствен-ного финансирования российской науки, скорее всего, приведет к сни-жению управляемости сферой НИОКР, распылению средств и ухуд-шению контроля за их расходованием.
Разработка и реализация новых путей и методов стимулирова-ния развития научного потенциала могут осуществляться в рамках лишь тех немногочисленных направлений и научно-исследователь-ских организаций, где спад прекратился или наблюдается некоторое расширение научно-технической деятельности за счет возникнове-ния внутреннего либо внешнего спроса на отдельные научные разра-ботки. Там же, где спад продолжается, основной целью всех управ-ленческих мероприятий должно быть не реформирование, а макси-мально возможное сохранение научного потенциала и обеспечение преемственности научных знаний.
Требуются специальные законодательные акты, предусматрива-ющие дополнительные ассигнования на науку в наукоемких горо-дах и регионах за счет местных бюджетов. Помимо бюджетных ас-сигнований и субсидий, должны использоваться и такие меры, как полное освобождение от налогообложения части прибыли органи-заций-заказчиков в размере выделяемой ими суммы для проведе-ния НИОКР научными организациями, освобождение их от оплаты НДС на научную продукцию, значительное снижение тарифов на элек-троэнергию и тепло и др. На наш взгляд, следует разработать меха-низм целевого (на развитие сферы НИОКР) налогообложения фи-нансово-кредитных организаций и предприятий сферы услуг, а так-же льготного с предоставлением гарантий со стороны государства кредитования коммерческими банками научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, осваивающих новые технологии и образцы техники. Правительство должно способство-вать максимальному участию российских ученых и специалистов в проектах развития и реконструкции производства, осуществляемых за счет средств иностранных инвесторов.
Необходимо совершенствовать государственную систему статисти-ческой отчетности в сфере НИОКР (в первую очередь проводить обследования сети научных организаций, регулярно анализировать половозрастную структуру занятых в науке и научном обслуживании, оценивать численность научных кадров с учетом полного времени работы по научной тематике и др.), обеспечивать ученых, специалистов, аспирантов и студентов современной научной литературой, учебниками и периодическими изданиями как отечественными, так и зарубеж-ными, осуществлять техническое переоснащение ведущих научных биб-лиотек в Москве и других крупных городах страны, объединяя их в единую сеть научной и научно-технической информации с использо-ванием новейших информационных технологий, включая всемирную информационную сеть Интернет [3, 4, 5, 6, 7, 8].
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА
3.1. Механизм разработки комплексных муниципальных
программ привлечения инвестиций в деятельность города
Разработку комплексных и муниципальных программ осуществляют специальные комитеты и комиссии местных органов власти, организации и учреждения академической, вузовской и отраслевой науки.
Главные направления создания механизма управления программами муниципального уровня:
классификатор комплексных технологий;
конкурсный механизм отбора, экспертизу предложений по созданию
перспективных технологий;
порядок образования и расходования целевых (бюджетных) фондов
для финансирования инновационных программ;
автоматизированную информационную технологию согласованного
формирования целей, состава работ, технического уровня, стоимости, длительности и т.д.;
систему управления реализацией каждой программой с акцентом на
контроль технического уровня, стоимости, длительности, ожидаемой надежности.
Планирование инновационного процесса должно коснуться формирования приоритетных направлений научно - технического прогресса, создания и распространение целостных комплексов технически сопряженных производств, развитие которых приводит к крупномасштабному перераспределению ресурсов из устаревших производств в новые, обеспечивает многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения и экологическую безопасность. Они базируются на развитии областей науки и техники, способных изменить технологический уклад, обеспечить коренные прогрессивные сдвиги в структуре производительных сил страны для достижения целей общего благосостояния.
3.2. Изменение системы управления
Плановые решения проблем инвестиции в инновационную деятельность города должны быть направлены в будущее, т. е. в тот период времени, когда условия могут отличаться от существующих в момент принятия решения. Чтобы цели были достигнуты, они должны быть реалистичными в экономической обстановке, которая сложится в будущем. Прогноз определяется как вероятное суждение о состоянии какого - либо объекта или явления в будущем. Поэтому необходимы прогнозы, включающие период до планового горизонта для каждого фактора, подтвержденного изменениям, который может оказать влияние на выполнение плана. Во внимание принимаются экономические, научно - технические и политические факторы.
Область прогнозирования включает:
прогнозы мирового уровня развития науки и техники;
прогноз потребностей;
прогнозы возможного уровня расхода ресурсов и оценок ресурсов;
прогноз рисков;
прогнозы возможного времени, свершения событий, мероприятий;
прогнозы последствий (экономических, экологических, социальных)
от инноваций.
Процесс организации технологической цепочки внедрения соответствующего проекта составляет неотъемлемую честь цикла управления, он заключается в следующем:
согласование организационной схемы;
согласование плана эффективности;
поиск инвестора;
подготовка и согласование нормативных документов;
определение форм оповещения, взаимодействия, воздействия;
утверждение даты начала функционирования технологической цепочки;
получение денежных средств и начало функционирования.
При разработке инвестиционного проекта производится оценка рисков инвестирования. Под риском понимается возможная опасность потерь, вы-текающая из специфики тех или иных явлений природы и ви-дов деятельности человеческого общества.
Как экономическая категория риск представляет собой со-бытие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических ре-зультата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нуле-вой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риском можно управлять, т.е. использовать различные ме-ры, позволяющие в определенной степени прогнозировать на-ступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Эффективность организации управления риском во мно-гом определяется классификацией риска - это распре-деление риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.
Научно обоснованная классификация риска позволяет чет-ко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответ-ствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления рис-ком.
В зависимости от возможного результата (рискового собы-тия) риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения отрица-тельного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транс-портные и часть коммерческих рисков (имущественные, про-изводственные, торговые).
К природно-естественным рискам относятся риски, свя-занные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясе-ние, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.
Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не завися-щим от хозяйствующего субъекта. К политическим рискам относятся:
- невозможность осуществления хозяйственной деятельно-сти вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшест-венниками обязательства и т. п.;
введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный
срок ввиду наступления чрезвычайных обстоя-тельств (забастовка,
война и т. п.);
- неблагоприятное изменение налогового законодательства;
- запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательство перед экспер-тами может быть выполнено в национальной валюте, имею-щей ограниченную сферу применения.
Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, же-лезнодорожным, самолетами и др.
Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они озна-чают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски де-лятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.
Имущественные риски - это риски, связанные с вероятно-стью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и техно-логической систем и т. п.
Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и прежде всего с гибелью или повреждением основ-ных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.
Спекулятивные риски выражаются в возможности получе-ния как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся ча-стью коммерческих рисков.
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финан-совых ресурсов (т.е. денежных средств).
Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, свя-занные с вложением капитала (инвестиционные риски).
К рискам, связанным с покупательной способностью де-нег, относятся инфляционные, валютные и дефляционные риски, риски ликвидности.
Инфляция означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег.
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфля-ции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной способности быстрее, чем растут. В таких ус-ловиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефля-ции происходит падение уровня цен, ухудшение экономиче-ских условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной ва-люты по отношению к другой при проведении внешнеэконо-мических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски включают в себя следующие под-виды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доход-ности, риск финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного побочного финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и др.)
Риск снижения доходности может возникнуть в результа-те уменьшения размера процентов и дивидендов по портфель-ным инвестициям, вкладам и кредитам.
Портфельные инвестиции связаны с формированием инве-стиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин "портфельный" про-исходит от итальянского "portofoglio" и означает совокуп-ность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.
Риск снижения доходности включает следующие разно-видности: процентные риски и кредитные риски.
К процентным рискам относится опасность потерь ком-мерческими банками, кредитными учреждениями, инвестици-онными институтами, в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по при-влеченным средствам, над ставками по предоставленным кре-дитам.
К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением диви-дендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигаци-ям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Рост рыночной ставки процента ведет к понижению кур-совой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фикси-рованным процентом. При повышении процента может на-чаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Про-центный риск несет инвестор, вложивший средства в средне-срочные ценные бумаги с фиксированным процентом при те-кущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях.
Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обраще-ние среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фикси-рованным процентом при текущем понижении среднерыноч-ного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под бо-лее низкий процент.
Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных цен-ных бумаг.
Термин "селинг" происходит от англ. selling - продажа. В отечественной печати употребляют неправильный термин "селинг".
Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основ-ного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кре-дитному риску относится также риск такого события, при ко-тором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, ока-жется не в состоянии выплачивать проценты по ним или ос-новную сумму долга.
Кредитный риск может бить также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.
Риски прямых финансовых потерь включают следую-щие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск:
биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых
сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного возна-граждения брокерской фирмы и т.п.;
- селективные риски (лат. selektio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами цен-ных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность в резуль-тате неправильного выбора вложения капитала, полной поте-ри предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
3.3. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий
Оценка эффективности инвестиций представляет собой наиболее ответственный этап в процессе принятия инвестици-онных решений. От того, насколько объективно и всесторонне проведе-на эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капи-тала и темпы развития предприятий и отраслей. Эта объектив-ность и всесторонность оценки эффективности инвестицион-ных проектов в значительной мере определяется использова-нием современных методов проведения такой оценки.
В заключение сформулируем ряд предложений по повышению инвестиционной привлекательности регионов России. К ним могут быть отнесены:
- поддержка отечественных производителей товаров и услуг и цивилизованное вытеснение импорта, оживление деловой активности;
- принятие государственной программы дифференцированной поддержки малого и среднего предпринимательства в производствен-ной сфере с выделением целевых кредитных ресурсов, установлением льготных условий налогообложения;
- пересмотр системы приоритетов инвестиционной деятельности;
-концентрация на банковских счетах и целевое использование амортизационных отчислений с эффективной системой санкций за нарушение режима их использования;
- разработка программы государственных гарантий инвестиций в основной капитал, особенно в наукоемкие отрасли;
- залоговое изъятие банками и государственными органами ценных бумаг предприятий в обеспечение не возвращенных в срок кредитов и организация оборота этих бумаг;
- государственные гарантии целевых инвестиционных вкладов населения в банках или инвестиционных фондах для модернизации приоритетных производственных и инновационных предприятий;
- введение дифференцированного налогообложения финансо-вых инвестиций (льготное - для прямых и повышенное - для порт-фельных);
- совершенствование механизма льготного налогообложения прибыли, включая сопоставление фактически полученных в ходе ре-ализации инвестиционных программ и проектов результатов с ранее предусмотренными. Если достигнутые показатели ниже планировав-шихся, то размеры налоговых льгот должны уменьшаться;
- установление таможенных льгот для инвесторов [9, 10, 12, 13, 14, 15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие рыночных отношений, приватизация государст-венной и муниципальной собственности, разрушение команд-но-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрес-сом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособ-ности организаций и экономики в целом.
В работе проводится анализ факторов, влияющих на инвестирование инновационных работ в масштабе города, проведена оценка инвестиционного климата региона, исследована проблема рисков, связанных с инвестированием.
Показано значение раз-витие инновационного предпринимательства, дается характе-ристика важнейших организационных форм инновационного предпринимательства.
При этом особое внимание уделено рас-крытию роли малых форм предприятий в научно-технической сфере, так как они занимают доминирующее положение по общему числу организаций, осуществляющих инновационную деятельность.
Значительный место в проекте занимают такие важные проблемы развития инновационного пред-принимательства, как формирование его правовой среды, создание необходимой инфраструктуры, роли федеральных фондов как субъектов поддержки предпринимательства, инвестирования инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Также анализируется зарубежный опыт поддержки предпринимательства.
В проекте затрагиваются проблемы сокращения численности научных кадров и основные направления сохранения и развития российской науки.
Можно сделать вывод, что проблема привлечения инвестиций в инновационные проекты муниципальных образований на сегодняшний день в условиях экономического кризиса очень актуальна и от ее успешного решения зависит поднятия уровня экономики в разных сферах деятельности. При решении данной проблемы необходимо учитывая разработанные в проекте предложения, а также зарубежный опыт, отбирать по конкурсу инвестиционно-инновационные проекты и отдавать предпочтение проектам связанным с научно-техническим перевооружением ведущих отраслей народного хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Гражданский кодекс РФ. М.: ИНФРА-М, 1996.
2. «Патентный Закон Российской Федерации» от 23 сентября 1992г. №3518-1.
3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
4. Федеральной закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 № 127-ФЗ.
5. Указ Президента «О Неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426.
6. Постановление Правительства "О Фонде содействия раз-витию малых форм предприятий в научно-технической сфе-ре» от 3 февраля 1994 № 65 - в ред. Постановления Правительства от 12декабря 1995 г. № 1213.
7. Постановление Правительства РФ «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. №315- в ред. Постановления Пра-вительства РФ от 27 июля 1996г. № 898
8. Варшавский А. Социально - экономические проблемы Российский науки: долгосрочные аспекты развития // Вопросы экономики № 12 1999, с. 67
9. Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
10. Исследования инновационного амплуа городов / Гусаров М.А., 1995.
11. Кожевников Р., Дедова И. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение // Вопросы экономики № 12 1998 г. с. 87
12. Лапуста М.Г, Шаршукова Л.Г. Риски в предприниматель-ской деятельности. М.: ИНФРА - М., 1996.
13. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ИНФРА- М., 1997. - 240 с.
14. Руднев А.В. Инновационный менеджмент. - М.: ГАУ, 1998.
15. Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России // Вопросы экономики. -№ 9. - 1999, с. 57.