Собственность и ее формы в переходной экономике России
14
Оглавление
Введение
1. Содержание собственности. Экономические формы собственности
2. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России
3. Этапы российской приватизации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Собственность занимает центральное место в системе экономических отношений. Она обуславливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности, способ распределения результатов труда. Отношения собственности формируют все остальные виды отношений, являются системообразующими и потому основными.
Особую актуальность приобретает проблема собственности в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку именно собственность является фундаментом становления живой экономической организации общества. Перестройка экономики должна начаться с перестройки отношений собственности.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, чтоб определить насколько эффективно произошло формирование собственности в рыночной экономике.
Цель работы: провести исследование категории «собственность», и ее форм в переходной экономике России.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
- Определить содержание собственности. Экономические формы собственности;
- Выявить особенности преобразования собственности в переходной экономике России;
- Определить основные этапы российской приватизации.
Объект исследования: отношения собственности в переходной экономике.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе «Содержание собственности. Экономические формы собственности» раскрывается сущность собственности как экономической категории, описываются виды собственности в рыночной экономике.
Во второй и третьей главе особенности преобразования собственности с учетом переходной экономики нашей страны и ее приватизация.
Теоретико-методологические основы и методы работы. Методологическим и теоретическим основанием работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области собственности в условиях переходной экономики.
1. Содержание собственности. Экономические формы собственности
Представления о собственности формировались в науке и жизни в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 2006. 350с. С. 118..
Понятие отношения собственности включает в себя с одной стороны отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью Экономическая теория. Учебник. Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2005. 401с. С. 201..
В свою очередь первичные отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, и отражающие имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами (рис. 1.).
14
Рис. 1 - Общая схема отношений собственности.
В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - М., Владос, 2007. 350с. С. 189..
При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. Наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.
В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.
Понять сущность собственности можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи Экономическая теория. Учебник. Под ред. Базнева Н. И., Турко С. П.. М Н: БТЭУ, 2007. 290с. С. 112..
Все действующие экономические системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного продукта между членами общества.
Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих.
Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.
Формы собственности и их классификацияФормой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. Нельзя разобраться в экономике, если не научиться классифицировать собственность. То есть надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.
Классификация присвоения во многом затруднена из-за того, что имеются два типа отношений собственности - в экономическом и юридическом смысле. Отсюда возникают два отличающихся друг от друга основания классификации.
Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяет уровень реального обобществления имущества.
По своим масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:
1) низший уровень - единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);
2) средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на которым объединен под единым началом труд многих людей);
3) высший уровень - национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).
Классификация собственности в юридическом смысле основывается на учете разных видов правомочий собственников и характера имущества. Здесь различными являются:
1) характер присвоения и взаимоотношения между собственниками имущества и несобственниками;
2) возможность или невозможность свободно делить общее имущество между отдельными владельцами по их усмотрению.
Иногда формы собственности сводят вообще к двум видам: частной и государственной, чтобы упростить их рассмотрение и изучение. В свете изложенного сконцентрируем внимание на трех формах собственности, которые, с одной стороны, получили широкое признание в науке, а с другой, относятся к числу самых распространенных.
В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность.
Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в частном владении. Частная собственность на капитале, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы свободного предпринимательства Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2006. 380с. С. 155-156..
Частной называют собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, выделен как физическое лицо, отдельная личность, индивидуум. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определенными объектами - капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т.д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев. Иначе говоря, собственность считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только частным лицам.
Разновидностью частной является индивидуальная собственность. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например, консалтинговых. Их собственниками являются или одно лицо, или небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица или семьи, как это имеет место в фермерских хозяйствах на селе), но в дополнение к нему может применяться и наемный труд. Во всем мире имеется несколько сотен миллионов таких хозяйств, но для них характерна огромная ротация: каждый год большое число таких фирм разоряется и ликвидируется, но на смену им приходят новые.
Кроме мелких фирм, к индивидуальной частной собственности относятся служащие для извлечения дохода имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев, ремесленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих юридического лица.
Промежуточное место между частной и государственной занимает общая собственность нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме, забрать «свой кусок».
Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в 1995 г. не превышала 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показатель составлял соответственно 11 и более 40%.
Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения.
Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.
2. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России
Что же отличает отношения и права собственности в переходной экономике любой страны и России в том числе от в переходной «обычных» рыночных экономик развитых экономике стран Дерябина М. Реформа отношений собственности в Российской Федерации //Политическая экономия №3 2006. С. 10-11..
Во-первых, эти отношения и права носят переходный характер. Это тавтологическое утверждение скрывает ряд существенных следствий. Переходность отношений собственности означает, в частности, их чрезвычайную подвижность, изменчивость -- причем эта динамика принципиально нелинейна.
Во-вторых, права собственности в условиях переходной экономики слабо специфицированы или не специфицированы вообще. Последнее характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций.
В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности в переходной экономике происходит в условиях сохранения значительной инерционности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах.
В-четвертых, объективная необходимость определенных качественных изменений в содержании, структуре форм и правах собственности означает необходимость не только «улучшений», «исправлений», «реформ» и т. п., но и разрушения сущности прежней системы отношений собственности -- бюрократического отчуждения работника от средств производства и продукта труда.
Наконец, в-пятых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированность ее прав обусловливают существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и иных волевых факторов в динамике собственности в переходной экономике и типичность разрыва (а не единства) форм и содержания собственности. Последнее, например, характерно для государственной собственности, которая в отечественных условиях, подчас, оказывается частной собственностью группы чиновников.
Можно ли выделить какую-то систему в отношениях собственности в переходной экономике, если они столь специфичны и своеобразны?
Можно, при этом по важному критерию классификации: взяв за основу общецивилизационную тенденцию социализации частной собственности, т.е. развития общественного, ассоциированного распоряжения и присвоения общественного богатства, выделив в качестве двух «полюсов» частную и общественную собственности.
Частная собственность -- это отношения собственности, при которых экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции распоряжения и присвоения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица.
Общественная собственность -- это такие отношения, при которых различные экономические лица совместно осуществляют распоряжение, присвоение и правомочия собственника.
Что такое «экономическое лицо»? Это и фермер, самостоятельно ведущий хозяйство, и мелкий бизнесмен, организовавший маленькую лавочку, и акционерное общество, и в этом случае вопрос сложнее: отдельный акционер -- частный собственник или он совместно с другими акционерами осуществляет распоряжение и присвоение богатства, принадлежащего данной акционерной фирме; еще более сложен вопрос о государстве и т. д.
За предельную величину возьмем индивидуальную частную собственность работника, когда все правомочия собственника сконцентрированы у отдельного физического лица -- отдельной личности или семьи. Следующее историческое отношение -- появление коллективного использования средств производства в кооперированном трудовом процессе (мануфактуре, фабрике) -- реализуется, как правило, в форме капиталистической собственности. Здесь работники отчуждены от средств производства, собственником которых (капитала) является буржуа (капиталист). Развитие индустриального производства и капиталистической экономики в массовых масштабах приводит к экспансии акционерной формы собственности, а затем и корпоративного капитала. И то и другое уже содержит элементы общественного распоряжения и присвоения богатства, т.е. является переходным к общественным формам собственности. Более «продвинутыми» по шкале социализации являются коллективная (кооперативная) и государственная собственности, если они конечно, содержательно являются собственностью работников (граждан), а не бюрократии.
В принципе еще ближе к ассоциированной должна находиться собственность общественных организаций, но так же лишь при условии, что ею распоряжаются и ее присваивают члены этих объединений на равных для всех основаниях и что сами эти объединения носят открытый и добровольный характер.
Всю эту цепочку в ускоренном темпе и нелинейно проходит собственность российской переходной экономики.
3. Этапы российской приватизации
Российская модель приватизации была воплощена в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Основным законодательным актом является закон о приватизации. Первый закон о приватизации был принят в 1991 г. В последующем, в 1997 г. и в 2001 г. были приняты новые редакции закона.
Таким образом, в Российской Федерации организованная приватизация началась с 1992 г. Этому сопутствовало несколько факторов. Прежде всего - низкая платежеспособность населения и незначительный интерес к российской государственной собственности со стороны иностранных инвесторов. В этой связи применение в чистом виде таких способов приватизации, как продажа внешним владельцам либо имущества государственных предприятий, либо их акций, было практически невозможно.
Одновременно Правительство РФ, стремясь закрепить и продолжить демократические преобразования в стране, искало компромисс с оппозицией, частично достигнув его в реализации программы приватизации в интересах трудовых коллективов.
С другой стороны, в России уже начиналась спонтанная приватизация, в процессе которой руководители предприятий, используя принципы полного хозяйственного ведения, свободно распоряжались государственным имуществом и активами государственных предприятий, передавая их на балансы других предприятий, принадлежащих частным лицам.
В целом в ходе приватизации можно выделить ряд этапов, которые получили соответствующие наименования, например, «малая» приватизация, «чековая» и «денежная».
Условно можно выделить следующие этапы приватизации в России:
I этап - «малая» приватизация малых и средних, в основном муниципальных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания и инфраструктуры на денежных аукционах.
II этап - массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации в трудовых коллективах - проведение инвестиционных торгов.
III этап - «чековая», выдача ваучеров, подготовка и проведение чековых аукционов.
IV этап - массовая «денежная» приватизация с продажей зарезервированных в государственной собственности пакетов акций на открытых аукционах с перечислением вырученных средств в бюджет, включая залоговые аукционы.
V этап - приватизация по индивидуальным проектам с углубленной предпродажной подготовкой и рыночной оценкой имущественных комплексов.
Первые три этапа приватизации можно считать начальными, последующие - текущей практикой приватизации в уже сформированной в общих чертах после начальной приватизации рыночной экономической системе.
Важной вехой в развитии приватизационной практики призван стать Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г., который вносит ряд серьезных усовершенствований в управление процессами приватизации.
Устраняется двойственность правовой основы приватизации, которая порождалась параллельным принятием законов о приватизации и программ приватизации на конкретный период (1--2 года).
Сбалансированы полномочия разных ветвей власти - президента (которого обычно ветвью не считают, поскольку в РФ президент обладает и высшими исполнительными полномочиями, принимая решения, обязательные для правительства, и высшими законодательными правами - издает указы, имеющие силу закона для всего населения и всех юридических лиц), правительства и Федерального Собрания РФ. Закон устанавливает четкую последовательность действий государства при проведении государственной политики в сфере приватизации.
а) Президент РФ в соответствии с конституцией формирует перечень стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации.
б) Приватизация естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпрома», предприятий МПС) может осуществляться только на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием.
в) Правительство с учетом решений Президента и Федерального Собрания осуществляет планирование и руководство процессом приватизации, а также ежегодно отчитывается перед депутатами о результатах.
Закон позволяет уйти от субъективного подхода при выборе способа приватизации, разграничивая федеральное имущество на две группы:
первая - имущественные комплексы унитарных предприятий и акции ОАО, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ и которые отвечают иным критериям, устанавливаемым правительством;
вторая - иное имущество.
Установлено, что приватизация федерального имущества первой группы осуществляется исключительно на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи за пределами территории Российской Федерации производных ценных бумаг.
Приватизация федерального имущества второй группы может осуществляться на аукционе, специализированном аукционе, конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставной капитал создаваемого открытого акционерного общества. И только в случае, если аукцион по продаже имущества второй группы был признан не состоявшимся, его приватизация может быть осуществлена другими способами, предусмотренными законом.
Существенно расширен и обновлен инструментарий приватизации для имущества второй группы, что предоставляет возможность участвовать в приватизации среднему и малому бизнесу; гражданам, не имеющим большого «начального капитала» - стать собственниками предприятий, взяв на себя ответственность за деятельность предприятий и сохраняя или увеличивая при этом число рабочих мест.
Так, снимается ограничение на продажу государственных пакетов акций пределами территории РФ. Это расширяет базу покупателей приватизированного имущества, привлекает в федеральный бюджет средства нерезидентов, повышает имидж предприятий РФ на международных фондовых рынках.
Вводятся новые способы продажи акций:
через организатора торговли на рынке ценных бумаг. При наличии котировок это снижает затраты на организацию продаж, позволяет продавать мелкие пакеты акций и осуществлять продажи без дисконта к рыночной цене;
продажа имущества путем публичного предложения. Это обеспечивает реализацию низколиквидного имущества, снижает затраты на организацию повторных торгов, выявляет реальную стоимость имущества, дает большую гарантию успеха продажи, чем аукцион или конкурс;
продажа имущества в случае отсутствия конкурсности. Этот способ особенно подходит для неликвидных объектов приватизации («незавершенки»), на которые отсутствует спрос и реализация которых возможна только на основе предложений потенциальных покупателей о цене объекта приватизации.
продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. Такая продажа стимулирует доверительного управляющего к выполнению взятых на себя обязательств по повышению стоимости акций, развитию производства, си расходы на управление государственным имуществом.
Новый закон впервые устанавливает порядок приватизации земельных участков одновременно с имуществом унитарных предприятий и иных объектов недвижимости. Определен порядок продажи земельных участков собственникам ранее приватизированных зданий, сооружений, имущественных комплексов унитарных предприятий, в том числе путем внесения в оплату дополнительных акций.
Устанавливаются особенности приватизации объектов историко- культурного наследия - действовавший закон не распространялся на такие объекты.
В отдельных случаях, когда государство не обеспечивает надлежащее сохранение таких объектов, допускается их приватизация при условии обязательного принятия лицом, приобретающим такой объект, охранного обязательства о его содержании и использовании. Охранное обязательство должно содержать требования по содержанию объекта, обязанность проведения реставрационных, ремонтных иных работ, а также другие условия.
В новый закон включены порядок и особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые до того регулировались соответствующим Указом президента.
Принятие нового закона о приватизации, проходившее в условиях серьезного противостояния разных позиций и интересов (закон дорабатывался и обсуждался более двух лет), открывает новые возможности в совершенствовании государственного регулирования в сфере собственности, меняет акценты в деятельности основного профильного органа управления - Минимущества РФ, структуру его задач.
В то время как еще в 2001 г. основными задачами этого министерства были формирование бюджетных доходов от использования и приватизации федерального имущества и развитие законодательства в сфере имущественных, в том числе земельных отношений, в последующие годы основными направлениями деятельности Минимущества России являлись проведение работы по совершенствованию структуры федеральной собственности, в том числе, по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в акционерном обществе, а также пакетов акций обществ, необходимость участия государства в которых отсутствует; повышение эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствование мониторинга государственной собственности и планирования доходов от ее использования.
Из сравнения этих задач легко увидеть смещение акцента в деятельности с количественных показателей на качественные.
Заключение
Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.
Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества.
В социально-экономической литературе широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение. Формы собственности представляют собой различные комбинации признаков (правомочий).
В нашей стране укрепление позиций рынка протекает наиболее остро. Заканчивается стихийная реструктуризация производства и финансовой сферы распределения ресурсов и продукции между институтами различных форм собственности. Достигнув пика, массовая приватизация исчерпала себя.
В результате наша переходная экономика оказалась на перекрестке двух единых и противоположных тенденций: общецивилизационной тенденции социализации частной собственности и специфической тенденции перехода от бюрократически-государственной собственности прошлого к частной. Во взаимодействии этих начал -- ключ к пониманию структуры и природы форм собственности в отечественной переходной экономике.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178 ФЗ, от 12.2001. (с изм. от 01.01.2008)
2. Социально-экономическое положение России. - М.: Госкомитет РФ, 2008. - январь - с. 117.
3. Кошкин В.И. Приватизация в России: необходимость и содержание новых подходов // Проблемы теории и практики управления, 2009.
4. Дерябина М. Реформа отношений собственности в Российской Федерации //Политическая экономия №3 2006. С. 10-11.
5. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - М., Владос, 2007. 350с.
6. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 2006. 350с.
7. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 2008. 350с.
8. Экономика. Учебник. /Под ред. Булатова А. С.. - М: Юрист, 2007. 325с.
9. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2005. 401с.
10. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2006. 380с.
11. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. Базнева Н. И., Турко С. П.. М Н: БТЭУ, 2007. 290с.