Социальная политика государства
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени П.О. СУХОГО
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА»
Выполнила:
студентка гр. ОП-21
Маслюк Ю.В.
Руководитель
Бондарева А.М.
Гомель 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Социальное неравенство и концепция благосостояния
Глава 2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы
Глава 3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран)
Заключение
Литература
Введение
Переход к рыночной экономике является не только периодом собственно перехода к рынку, но и периодом формирования и становления социально ориентированной рыночной экономики. Обеспечение экономического роста, основанного на последовательно рыночных отношениях и механизмах и ведущего к ощутимому социальному эффекту, требует обновления всей социальной политики. Необходимо преодолеть узко-экономический подход к реформированию экономики, игнорирование реальных социальных процессов. Дело в том, что в силу социальности экономических отношений любая экономическая система имеет соответствующую социальную составляющую, содержит в большей или меньшей степени социальные элементы, а потому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Это значит, что реформирование экономики объективно представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, оба компонента которой связаны друг с другом. А потому результатом реформирования экономики должно быть создание такой экономической системы, которая сочетала бы преимущество современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
Отсюда следуют, по крайней мере, два принципиально важных вывода, касающиеся оценки проводимых реформ и социальной политики государства. Во-первых, ожидаемые и реальные результаты экономических реформ и преобразований следует оценивать на основе не только экономических, но и социальных критериев, таких как качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей, социальные гарантии и социальная справедливость. Во-вторых, социальную политику государства нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом этой политики является социальный аспект (социальная составляющая) приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной собственно экономической политики. Только в этом случае можно говорить о социально ориентированной экономике, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов задачам развития личности, преодолевая отчуждение человека от труда и его продуктов, средств производства, общества и культуры.
Объектом данного исследования являются социальная политика, как основа экономического, социального и экологического существования государства.
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики, ее теоретических и практических аспектов, изучение социальной политики в развитых странах.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Изучение проблемы бедности и ее особенностей в различных странах, а также регулирования заработной платы как основного источника доходов трудоспособного населения.
3. Изучение зарубежного опыта проведения социальной политики.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 3 главы, заключение и список литературы.
В данной работе использовался метод агрегирования. В качестве агрегатов используются показатели общего уровня цен, занятости, общего количества товаров и услуг, совокупные доходы, совокупное потребление и сбережение.
Теме данной курсовой работы были посвящены труды таких ученых экономистов как: Сакс Дж. «Макроэкономика (глобальный подход)», Ивашковский С.Н. “Макроэкономика”. В этих монографиях освящены теоретические аспекты социальной политики в рыночной экономике. Данная тема также освящена в периодических изданиях: «Общество и экономика» (Шевяков А. - описывает социальное неравенство, бедность и экономический рост; Жуков В.И. Социологические исследования), (Патрон П.А. США- Канада. Экономика. Политика. Культура).
Глава 1. Социальное неравенство и концепция благосостояния
В мире нет ни одной страны, в которой в настоящие время не решались бы определенные вопросы социальной политики. Трудность ситуации состоит в том, что в социальной сфере существует разрыв между теорией и практикой.
Принципы и механизмы социальной политики начали формироваться в начале ХIX века и получили развитие в XX в. Проблемами распределения доходов занимался в начале XX в. В.Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.
Для определения степени неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной -- долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.
Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца (рис.1), показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая, когда 20 % семей располагают 20 % совокупного дохода, 40 % семей - 40 % и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ - это линия абсолютного неравенства. В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статиста Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.[5, с.194]
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. В России в период с 1991 по 2007 г. децильный коэффициент увеличился с 5,4 до 15.7 в США он равен 6, в Швеции -- 3.[8]
В международном лексиконе и терминологии социальных работников во второй половине 80-х годов появилось новое определение - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)- это сводный показатель, отражающий средний уровень достижений той или иной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала: 1) долгой и здоровой жизни, измеряемой ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
2) знаниями, измеряемым уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших учебных заведений; 3) достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения.
Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.
ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.
ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.
Концепция развития человеческого потенциала приходит на смену традиционным для Запада теориям экономического развития. Если модели экономического роста строились на базе валового национального продукта, то концепция развития человеческого потенциала вытекает из ориентации на повышение качества жизни человека, расширение его возможностей во всех областях.
Особенность ИРЧП как социального индикатора интегрального назначения состоит в следующем:
1. Он упрощает восприятие чрезвычайно сложных процессов, не искажая и не фальсифицируя их;
2. Развитие индекса человеческого потенциала, безусловно, не может дать количественного представления по целому ряду параметров и не затрагивает такие свойства, которые не имеют математического измерения. В их числе - политическая свобода, отношения между поколениями и степень их равенства, экологические условия развития личности, морально-этические характеристики общественных отношений и др.;
3. Индекс развития человеческого потенциала нельзя абсолютизировать. Он не предназначен для измерения благосостояния и не является мерилом счастья. Он лишь показывает, в каком направлении осуществляется развитие и насколько далеко ушли страны с точки зрения накопления и развития человеческого потенциала.
Таким образом, ИРЧП представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для наблюдения за развитием основных социальных процессов в трёх измерениях: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный ВВП.
Индекс развития человеческого потенциала колеблется в пределах от нуля до единицы и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН. Логика построения индекса развития человеческого потенциала такова.
Одно измерение - индекс ожидаемой продолжительности жизни - означает продолжительность предстоящей жизни при рождении и устанавливается в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет.
Второе измерение - индекс уровня образования - на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0% до 100%) и на 1/3 - от совокупной доли учащихся (тоже от 0% до 100%) среди населения в возрасте до 24 лет.
Третье измерение - индекс уровня жизни - зависит от реального душевного ВВП и колеблется в пределах от 100 долларов ППС до 40 тысяч долларов ППС (паритет покупательной способности).[18, c.101-102]
Оценку благосостояния населения можно провести, пользуясь социальными критериями и показателями, представленными на рис.2.
В любом случае в центре социальной политики стоит задача преодоления избыточного неравенства. Конечно, эта задача не может решаться вне общего контекста социально-экономической политики, направленной на повышение эффективности производства и благосостояния общества. Очень многое в этом плане зависит от коренного изменения ситуации в депрессивных отраслях и регионах. [19, c. 23].
Рис.2. Показатели структуры и элементов показателя «благосостояние населения» [20, c.71]
Социальное равенство - идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая политика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряженность, подрывают политическую стабильность общества. В каждых конкретных условиях важно найти такое сочетание равенства-неравенства, которое обеспечивает оптимальную меру динамизма и стабильности общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создает очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.
Глава 2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы
Бедность как явление, сопутствующее всем экономическим системам, существовала во все времена.
Массовая бедность как социальное явление возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство в распределении богатств. Причины, вызывавшие пауперизм - массовую бедность - в ту или иную эпоху, различны. Сегодня проблема бедности имеет глобальный характер. СПИД, преступность, наркотики, разрушение окружающей среды не знают государственных границ, как не знают их терроризм, войны и голод. Только в 2007 г. было 16 международных войн, в результате которых появилось 13 млн. беженцев.
Бедные есть как в высокоразвитых, так и в развивающихся странах. Во времена невиданного ранее во многих странах изобилия 3 млрд. человек -почти половина населения планеты - живут менее чем на 2 долл. в день. Из них 1.3 млрд. живут в крайней нищете - менее чем на 1 долл. в день. Число бедных каждый год увеличивается. При ежегодном приросте населения на 80 млн. жить на 2 долл. в день, как сегодня, будут уже не 3 млрд., а 5 млрд. человек. По данным отчета Всемирного банка о мировом экономическом развитии за 2002-2003 гг. В XXI век, в начале 3-го тысячелетия примерно 1.5 млрд. человек вынуждены существовать на эквивалент 1 долл. в день. К 2015 г. число живущих ниже официальной черты бедности может составить 1.9 млрд., или треть населения Земли. Более того, основываясь на последних данных, можно сделать вывод, что разрыв между доходами населения в развитых и развивающихся странах мира увеличится. Причем в отчете дается прогноз, что растущее число бедных будет сосредоточиваться в городах. Дж. Вулфенсон, президент Всемирного банка, выступая в 2004 г. на ежегодной сессии ВБ и МВФ, подчеркнул, что проблема бедности должна занимать центральное место в работе международных финансовых институтов.
В странах с высоким уровнем дохода один ребенок из ста не доживает до пятилетнего возраста, в беднейших - пятеро. В благополучных странах менее 5% детей до пяти лет страдают от недоедания, в менее благополучных - почти 50% детей. [12]
Глобальная проблема бедности напрямую связана с уровнем экономического развития стран мира. Средние доходы в 20 наиболее богатых странах в 37 раз превышают средние доходы в 20 беднейших. И за последние 40 лет этот разрыв удвоился.
Проблема бедности в различных регионах мира имеет свои особенности. В Восточной Азии количество людей, живущих менее чем на 1 долл. в день, сократилось приблизительно с 420 млн. человек в 1987 г. до примерно 190 млн. в 2007 г. Однако в странах Африки к югу от Сахары, Южной Азии и Латинской Америки количество бедных продолжает расти. В государствах Восточной Европы (включая Россию) и Средней Азии число живущих в бедности выросло в 20 раз.
В некоторых африканских странах показатели детской смертности ниже для политически сильных этнических групп: В Латинской Америке коренное население получает образование более низкого уровня, нежели некоренное. В Южной Азии женщины затрачивают на образование в 2 раза меньшее количество лет, чем мужчины, а число женщин, поступающих на учебу в средние учебные заведения, составляет только две трети числа мужчин.
В настоящее время около 800 млн. человек, или 14% населения мира не получают необходимого минимума продуктов и почти 0,5 млрд. хронически недоедают, из них треть - дети. 1.3 млрд. человек в мире (более 22%) не имеет источников чистой питьевой воды, 2 млрд. (34%) проживает в антисанитарных условиях и 2 млрд. - без электричества. Сельскохозяйственные ресурсы истощаются. По данным Консультативной группы международных сельскохозяйственных исследований, около 40% пашни в мире истощено и нуждается в рекультивации. Ближайшие 25 лет четверть населения мира будет страдать от недостатка воды, примерно 80% мирового потребления которой приходится на земледелие. Мировое сельское хозяйство по-прежнему остается связующим звеном между бедностью и ухудшающейся экологией.
Бедность как социально значимое явление общественной жизни в Беларуси проявилось в 90-х годах ХХ века. Первое исследование уровня бедности в стране было проведено в 1996 году при поддержке Всемирного банка. Оно показало, что число бедных людей значительно возросло -- с 5 % в 1992 году до 22 % в 1995-м. В наиболее уязвимой группе населения оказались неполные семьи, семьи с одним кормильцем, а также семьи с низким уровнем образования, имеющие детей. В 2001 году, по данным официальной статистики, уже 26,7 % городского населения и 33,6 % сельских жителей республики проживали ниже черты бедности. Согласно статистическим данным, в 2004 г. численность населения, имевшего доходы ниже бюджета прожиточного минимума (официальная черта бедности), составила 25,5% общей численности при пороговом критическом значении 10%.Результаты социологических исследований, проведенных в 2007 году, говорят о том, что почти 60,0% населения относят себя к категории людей со средним достатком. Немногим более пятой части граждан страны считают себя бедными. Богатыми называют себя полпроцента жителей Беларуси и 1,5% считают, что они находятся за чертой бедности. [21]
По прогнозам Всемирного банка, население планеты увеличится к 2025 г. на 3 млрд., в основном за счет азиатского региона. Помимо демографического человечество ожидает и кризис глобальных водных ресурсов, в результате которого 3 млрд. человек будут испытывать нехватку воды и кризис урбанизации, означающий, что в ближайшие 30 лет городское население утроится. К 2020 г. две трети населения Африки будут жить в городах, в которых сегодня не наблюдается никакого экономического роста. Чтобы в ближайшие 15 лет обеспечить население мира продовольствием, необходимо либо в 3 раза увеличить урожайность, либо посевные площади, что не реально - ожидается увеличение урожаев большинства сельскохозяйственных культур в среднем лишь на 50%. К демографическому кризису, кризису глобальных водных ресурсов и урбанизации добавится и продовольственный кризис, означающий, что в ближайшие 30 лет производство продуктов питания увеличится только в 2 раза.
В конце 90-х годов для групп стран по уровню бедности в ОЭСР была принята следующая система показателей: ВНП на душу населения: количество голодающих детей; процент детей, получивших начальное образование: коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет; коэффициент смертности рожениц; коэффициент рождаемости; процент населения, имеющий доступ к питьевой воде.
На основе этой системы выделена группа 34 беднейших стран, в основном африканских (Всемирный банк выделяет 70 беднейших стран), из которых только на территории 12 стран происходят вооруженные конфликты. На основе данных показателей сравнивался уровень бедности в группе беднейших и богатейших стран мира (табл. 1). [11]
Таблица 1. Различия в уровне экономического развития беднейших и богатейших государств мира
|
| 34 беднейшие страны | 33 богатейшие страны | |
Население, живущее за чертой бедности, % | 37 | 6 | |
Уровень грамотности среди населения в возрасте 15-24 лет, % | 50 | 99 | |
Уровень смертности детей в возрасте до 5 лет на 1000 человек | 175 | 17 | |
Коэффициент рождаемости | 6,1 | 1,5 | |
Доступ к питьевой воде, % | 37 | 94 | |
|
Несмотря на то, что в последние несколько десятилетий отмечено умеренное сокращение бедности, прогресс оказался менее впечатляющим, чем ожидалось, особенно в странах с низким уровнем доходов. Эти разочаровывающие результаты заставили международные организации провести критический анализ того, какие именно политические меры оптимально способствуют экономическому росту и сокращению бедности в странах с низким уровнем доходов, что привело к пониманию необходимости изменить способы предоставления внешней помощи.
Низкие результаты в снижении бедности объясняются многими причинами, но аналитики полагают, что необходимо действовать по двум основным направлениям: внутренняя политика и внешняя помощь, то есть речь идет о двух группах проблем: выявление действенных планов снижения бедности; необходимость конкретных изменений в отношениях с внешними партнерами и во внешней помощи.
В беднейших развивающихся странах национальные планы сокращения бедности могут повысить результативность расходов, финансируемых внешними партнерами, и эффективность технических консультаций, если принимающие страны станут относиться к соответствующим проектам как к собственным, более активно формировать по отношению к ним чувство хозяина, больше ориентироваться на получение результатов.
Оценки бедности предполагают существование некоторого предопределенного и четко установленного уровня жизни, черты бедности, достижение которого необходимо, чтобы человек не считался бедным. Существуют уровни потребления различных товаров (продуктов питания, одежды, жилища), ниже которых в более или менее долгосрочной перспективе ставится под вопрос выживание человека. Кроме того, в большинстве обществ, включая беднейшие, понятие "бедность" выходит за рамки абсолютного минимума, необходимого для выживания.
Представления о черте бедности неодинаковы. Впервые это понятие введено в 1970 г. Но до сих пор некоторые концепции вообще отвергают его использование, ссылаясь на то, что нельзя утверждать, что благосостояние человека, чей жизненный уровень хотя бы слегка ниже определенной черты бедности, заметно хуже, чем у того, чей жизненный уровень чуть выше нее. По мнению сторонников этих концепций, существование черты бедности означает лишь то, что ниже некоторого (возможно, весьма высокого) уровня жизни сравнительная оценка бедности должна "присваивать" нулевой весовой коэффициент небольшим приростам или потерям жизненного уровня. Так, потеря миллионером одного доллара никак не отразится на оценке уровня бедности. Утверждения, что одну информацию можно использовать, а другую нельзя, не имеют под собой никакой основы.
В общепринятом понимании в странах СНГ, определение абсолютной бедности подразумевает возможность оценить минимальный уровень жизни на основе физиологических потребностей человека в пище, воде, одежде и крове. Здесь основной упор делается на физиологические, а не на более широкие социально-культурные потребности. Абсолютная бедность возникает тогда, когда люди опускаются ниже этого уровня, то есть остаются без крова, одежды и пищи. Для определения абсолютной черты бедности составляется потребительская корзина товаров и определяется ее стоимость. Относительная бедность определяется общепризнанным уровнем жизни в конкретном обществе в конкретный период времени, а не только минимальными физиологическими потребностями.
Хотя проблема бедности присуща любой стране, это вовсе не означает, что она в разных странах качественно однородна. Однозначного, общепринятого, научно обоснованного определения бедности, справедливого для всех времен и народов, не существует и существовать не может. Нисколько не преуменьшая важность экономической, социальной и психологической сторон проблемы, необходимо помнить, что бедность еще и политическое понятие. Оно конкретизируется и модифицируется в ходе политической борьбы и дискуссионно по самой своей природе. Это понятие не просто отражает положение дел в обществе. Оно указывает на неприемлемость сложившейся ситуации, необходимость искоренения самого явления. Социальная политика государства серьезно видоизменяет содержание понятия бедности.
Бедность в развитых странах, где борьба с нею ведется уже несколько десятилетий, существенно отличается от развивающихся стран, в которых такие программы находятся в зачаточном состоянии либо отсутствуют вовсе.
В низкодоходных слоях в составе новых бедных оказалась значительная часть ответственных за воспроизводство человеческого потенциала представителей интеллектуальных профессий и отраслей, входивших ранее в средний слой населения. Высококвалифицированные специалисты государственного сектора, занятые в науке, здравоохранении, образовании, культуре, пополнили ряды бедных, в которые традиционно попадали одинокие матери, многодетные семьи, инвалиды, престарелые.
Кроме того, центр тяжести среди групп риска постепенно перемещается в сторону «работающих» бедных с доходами, на которые невозможно прокормить себя и свою семью, а также безработных и частично занятых на финансово неблагополучных предприятиях государственного сектора и бюджетной сферы. Распространяется застойная, долговременная бедность, углубляющая экономическое неравенство бедных слоев населения в реализации своих потенциальных возможностей.
Как показывает мировая практика, вопросам установления соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума придается большое значение. Несмотря на то что практика установления минимальной заработной платы в различных странах отличается большим разнообразием, везде она выступает в качестве социального стандарта, нижней точки отсчета для установления достаточного уровня жизни населения и используется как важнейший инструмент формирования платежеспособного спроса населения, решения проблемы малообеспеченности.
Главным источником доходов населения и важнейшим стимулом трудовой активности является заработная плата. С точки зрения социально- демографической безопасности основными целями совершенствования механизма оплаты труда являются создание основ экономики эффективного спроса, активизация человеческого фактора, повышение благосостояния граждан.
Для достижения этих целей в среднесрочной перспективе предполагается повысить размер оплаты до уровня, позволяющего каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни.
Это может быть достигнуто в результате:
создания макроэкономических условий для усиления стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции (услуг) и повышении его эффективности;
поэтапного сближения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда. Единой тарифной сетки с величиной бюджета прожиточного минимума, а в перспективе - минимального потребительского бюджета. (табл. 2) [17],[7]
Таблица 2. Динамика изменения соотношения тарифной ставки 1 разряда и прожиточного минимума.
|
Годы | Тарифная ставка первого разряда, бел. руб. | Прожиточный минимум, бел. руб. | % | |
2001-2002 | 23200 | 89557 | 25,9 | |
2006-2007 | 65000 | 179100 | 36,29 | |
2008 | 91000 | 223660 | 40,68 | |
|
В 2008 г. тарифная ставка первого разряда составляет 41% от бюджета прожиточного минимума;
создания системы социальных гарантий и стандартов, характеризующих динамику их повышения и минимально достаточный уровень жизни работников и их семей;
обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы;
развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в реальном секторе экономики на основе законодательного обеспечения процесса социального диалога.
Одним из главных направлений в области политики оплаты труда, связанным с социально-демографической безопасностью, должно стать совершенствование механизма установления минимальной заработной платы (МЗП) в качестве гарантированного государством минимального социального стандарта. Для этого целесообразно, устанавливать в прогнозах социально-экономического развития страны, а также в программах правительства конкретное соотношение между размерами минимальной заработной платы и бюджета прожиточного минимума (в дальнейшем - минимального потребительского минимума).
В целях совершенствования регулирования оплаты труда в отраслях экономики в ближайшей перспективе необходимо подготовить и принять проект закона о порядке регулирования оплаты труда в отраслях экономики, в котором должны быть предусмотрены совершенствование условий и порядка оплаты труда работников бюджетной сферы, поэтапное повышение тарифной ставки первого разряда до бюджета прожиточного минимума. Следует принять соответствующий проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об увеличении доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате работников бюджетной сферы.
Практически во всех странах борьба с бедностью считается важной целью государственной политики. Поскольку бедность может быть вызвана многими причинами, то борьба с ней предполагает прежде всего определение се источников и типов. Бедность может быть обусловлена безработицей, массовым переселением людей , многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономически неблагоприятном районе, материальными трудностями родителей, которые не могут оказывать необходимую поддержку своим детям-студентам, и рядом других факторов и обстоятельств. Государственная политика призвана учитывать существующие категории бедности и содержать соответствующие меры по ее ликвидации или сокращению. Речь идет, в частности, о программах по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, распространении системы социального обеспечения на те слои населения, которые оказались в трудном материальном положении, об оказании помощи тем, кто не может себя содержать (финансирование расходов на медицинские услуги, образование, продовольственную помощь), о специальных мерах поддержки матерей-одиночек и семей, потерявших кормильца.
Глава 3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран)
Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.
Рассмотрим источники финансирования в рыночной экономике на следующем примере. (табл.1)[2]
Таблица 1. Распределение поступлений на социальные нужды по источникам финансирования в среднем в % от общей суммы поступлений
|
Страна | Потенциальный получатель | Работодатели | Государство | Прочие источники | |
США | 22,6 | 34,3 | 23,6 | 19,5 | |
Франция | 21,5 | 50,4 | 21,4 | 6,7 | |
Швеция | 1,0 | 43,8 | 19,6 | 35,6 | |
Великобритания | 17,9 | 23,9 | 49,8 | 8,4 | |
|
Из приведенной таблицы 1 видно, что структура поступлений на социальные нужды в различных странах варьируется, что показывает влияние источников финансирования в распределении поступлений средств на социальные нужды.
Из государственного сектора экономики на социальные нужды выделяется в Великобритании - 49,8 %, в США - 23,6 %, во Франции -21,4%, в Швеции - 19,6 %. В тоже время на долю работодателей приходиться во Франции - 50,4 %, в Швеции - 43,8%, в США - 34,3%, в Великобритании - 23,9% . Поступления из прочих источников составляют в Швеции - 35,6%, в США - 19,5%, в Великобритании - 8,4%, во Франции - 6,7 %.
В целях социальной защиты населения государство в первую очередь направляет полученные средства на нужды здравоохранения и образования.
Приоритетность государственных расходов некоторых стран представлена в таблице 2.[13, c. 35-39]
Таблица2. Приоритетность государственных расходов в 2006 г., % ВВП
|
Страны | Расходы на здравоохранение, % ВВП | Расходы на образование, % ВВП | |
Германия | 8,7 | 4,8 | |
США | 6,8 | 5,9 | |
Франция | 7,7 | 6,0 | |
Япония | 6,4 | 3,7 | |
|
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Каждая страна осуществляет социальную политику по-разному. В США всемерно поощряется предпринимательская активность. Это считается эффективней, чем увеличение выплат из госбюджета, приводящих к росту желающих их получить. Однако для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни. В США существуют две формы социального обеспечения: государственная и частная. Государство отвечает за поддержание минимального уровня помощи, за ее высокую доступность.
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, смерти кормильца, на медицинскую помощь и др.
Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям: программы специальной помощи в денежной форме престарелым инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми; пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.
Отличительной чертой государственно-социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет, социальное страхование служит не только гарантией поддержка определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддержать социальную стабильность.
Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях.
Широко распространены системы частного социального страхования по болезни. Например, система «Голубой крест» в США. Великобритания и Скандинавские страны ушли дальше. В Великобритании существует программа социального обеспечения «от колыбели до могилы», по которой предоставляется семье помощь при рождении ребенка, регулярные пособия, выплачиваемые при наступлении совершеннолетия; в течение всей жизни предоставляется практически бесплатная медицинская помощь. Граждане по этой программе получают денежное пособие в случае безработицы, болезни, ухода на пенсию, похорон.
Социальная политика государства не ограничивается формированием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социальным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется специфика потребностей, которые государство призвано удовлетворять. Это потребности в общем и специальном образовании, медицинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что система социального обеспечения, как инструмент социальной политики, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количественными и качественными характеристиками определяется величиной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг.
Либеральная модель социальной политики рассматривает рынок как наиболее эффективный экономический механизм. Либеральная идеология утверждает, что рыночная экономика способна эффективно удовлетворять все потребности человека и обеспечивать высокий уровень благосостояния. Решение вопросов получения дохода, обеспечивающего достойный уровень жизни, является личной проблемой индивида. Главная функция государства заключается в создании стимулов, поощряющих производительные усилия.
Социальное обеспечение осуществляется по остаточному принципу. т.е. люди должны быть способны существовать и без него. Правительство несет всеобщую, но ограниченную ответственность за социальное обеспечение своих граждан.
Классическими странами либеральной модели считаются США, Великобритания, Канада. Социальную политику в США и в других странах можно разделить на три основных направления: во-первых, система социального страхования, действующая в рамках государственной политики и в частном секторе экономики; во-вторых, предоставление обществу таких жизненно необходимых социальных услуг, как здравоохранение и образование; в-третьих, регулирование институциональных и социальных конфликтов, например, между трудом и капиталом.
Социальная политика охватывает практически все население страны на уровне государственной политики и на уровне частных институтов. На уровне государственной политики действует разветвленная система социальных гарантий категориям населения, нуждающимся в социальной защите, т.е. прежде всего нетрудоспособному населению. Вопрос об эффективности государственной социальной политики неоднократно служил предметом острых политических дискуссий и политической борьбы. Консервативные круги настаивают на сокращении объемов государственного вмешательства в социальную сферу.
Социальные и демографические изменения оказали шоковое воздействие на канадскую систему социального обеспечения. Самые значительные изменения в семье связаны с ростом трудовой занятости женщин после 1960-х гг. У родителей остается меньше времени на ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.
Большим стрессом для семьи становятся разводы и повторные браки. В Канаде и Великобритании очень высок уровень разводов. Четыре брака из десяти заканчиваются разводами. Возрастает число семей с одинокими родителями. У них очень высок риск бедности. Дополнительным стрессом становится старение населения, создающее дополнительную нагрузку на пенсионную систему, социальное обслуживание и здравоохранение в период, когда поколение бэби-бума достигает старшего возраста.
Демографические, социальные и экономические факторы налагаются друг на друга. Разводы, безработица и низкие доходы обрекают на бедность в старости. Детская бедность приводит к риску проблем со здоровьем, несчастным случаям, низкой успеваемости в школе. Эти риски оборачиваются против бедных детей в период, когда они достигают старшего возраста, увеличивают риск безработицы и низкой оплаты труда, растет нагрузка на социальные программы, снижаются налоговые доходы. Эти изменения приводят к дополнительной нагрузке на социальные программы -- социальной помощи, помощи детям и охраны здоровья.
Проблема реформирования социальной политики не в том, как перераспределить деньги, сократив расходы на программы, поощряющие иждивенчество. Необходимо найти средства, позволяющие низкодоходным домохозяйствам выйти на рынок труда и закрепиться на нем. Решить эту проблему можно за счет мероприятий в двух областях: семейная политика и поддержка занятости.
Семейная политика включает в себя поддержку доходов и услуги. Семьи с работающими родителями нуждаются в значительном объеме социальных и медицинских услуг (уход за детьми, формирование детей в раннем детстве, дополнительные услуги здравоохранения), позволяющих смягчить конфликт между работой и домом.
Ключевыми направлениями реформирования социальной политики стали изменения системы социальной помощи, реформа детских пособий, переход от системы страхования от безработицы к страхованию занятости. Рассмотрим их на примере Канады.[4]
К числу важнейших изменений можно отнести радикальный пересмотр системы социальной помощи. Проверка доходов стала центральным принципом, на котором основана программа поддержки доходов. При проверке нуждаемости учитываются все базовые потребности членов домохозяйства -- пища, одежда, жилье, коммунальные услуги. Принимаются во внимание и особые потребности -- приобретение лекарств, диетического питания, приспособлений для инвалидов. При проверке нуждаемости определяется, какой объем ресурсов уже имеется в распоряжении семьи. В состав ресурсов включаются все виды заработка, получаемые пособия, частные сбережения, помощь друзей и родственников, выплаты по страховым полисам, пенсии, доход, получаемый из других источников.
Размер пособия может зависеть от размера семьи, числа детей, семейного положения главы семьи, возможности главы семьи найти работу, других факторов (например, наличия инвалидности). Размер пособий существенно ниже общепринятого порога бедности (обычно составляет 60 -- 70 % порога бедности).
Помимо того, что сами размеры пособий недостаточны, большинство провинций Канады еще и ввело правила, затрудняющие получение права на социальную помощь или его подтверждение при перерегистрации. В провинции Квебек было введено правило об ответственности родителей. Лица в возрасте 18 лет и старше, не заявившие о своей независимости от родителей (неженатые, не имеющие собственных детей), считаются зависимыми. Их родители обязаны оказывать финансовую поддержку. В соответствии с нормами, действующими в провинции Онтарио, трудоспособные лица, увольняющиеся без уважительной причины, не имеют права на получение социальной помощи в течение трех месяцев. Помощь предоставляется в форме поиска работы, подготовки резюме, повышения уровня грамотности, формирования квалификационных навыков, переподготовки, профориентации.
Детские пособия в Канаде исторически были ориентированы на решение двух задач. Одна из них -- борьба с бедностью, вторая -- обеспечение "горизонтальной" справедливости. В соответствии со своей первой задачей пособия заполняют разрыв между доходами мало- и среднеобеспеченных семей с детьми и их потребностями. Ликвидация разрыва необходима в силу того, что рыночная экономика не предполагает зависимость уровня заработной платы от числа иждивенцев. При "горизонтальной" справедливости детские пособия становятся для общества одним из способов финансового 'учета" того, что семьи с детьми независимо от уровня доходов несут дополнительные затраты, которых нет у бездетных семей. Исходным положением в обоих случаях является признание того, что у общества существуют обязательства перед родителями, несущими затраты в связи с воспитанием детей, так как дети -- это в какой-то мере "общественные инвестиции".
Размеры детского пособия определяются соответственно с размерами семейного дохода. При выплате детских пособий может возникнуть эффект "стена Вэлфера". Он заключается в том, что родители, чьи дети получают социальную помощь, рискуют потерять тысячи долларов пособий и натуральной помощи в случае, если смогли бы найти оплачиваемую работу. Более того, их и без того низкая зарплата еще больше сократилась бы после уплаты налога на фонд оплаты труда и подоходного налога. В случае выхода на работу им пришлось бы еще потратить дополнительные средства на оплату детских учреждений, одежды, транспорта.
Реформа детских пособий ориентировалась на ограничение описанного выше эффекта "стены" за счет создания интегрированного детского пособия. Все низкодоходные семьи получают равные права независимо от того, работают они или нет. Всем низкодоходным семьям будет выплачиваться одинаковое детское пособие.
К значительном достижениям относится то, что правительство в бюджетах с 2004 г. начало восстанавливать детские пособия для небедных семей (со средними доходами). Таким образом, правительство расширило рамки реформы за пределы целей борьбы с бедностью и ориентировало свою политику на решение задачи "горизонтальной" справедливости.
В 1995--1996 гг. правительство Канады приступило к замене страхования от безработицы страхованием занятости. Это изменение отражало фундаментальный сдвиг в философии программ -- от пассивной зависимости к активной занятости. Цель реформы -- исключить безработных из числа участников программы, как можно быстрее дисквалифицировать тех, кто уже получает пособия, и увеличить численность экономически активного населения за счет переобучения и повышения квалификации.
В законе сформулированы новые квалификационные требования, увеличено число отработанных часов, необходимых для претендентов на получение пособия, изменен размер пособия и ограничена продолжительность выплат. Эти изменения направлены на усиление стимулов к поиску работы. В результате доля безработных, получающих страховые пособия, резко сократилась -- с 74 % в 1989 г. до 16 % в 2007г.[9, c 47-50]
Сэкономленные средства использованы для финансирования других программ содействия занятости. Среди этих мер -- надбавки к зарплате, помощь в создании собственного дела, кредиты на обучение новым профессиям, создание рабочих мест.
На протяжении истории стран с либеральной моделью социальной политики прослеживаются два основных мотива: 1) озабоченность в отношении того, что социальные программы станут отрицательным стимулом для экономического развития страны; 2) не прекращались попытки реформировать социальные программы с тем, чтобы они стимулировали занятость, а не препятствовали росту численности экономически активного населения.
Рассмотрим социальные расходы на проведение социальной политика в Швеции. В Швеции и странах СНГ, Центральной и Восточной Европы государственный сектор играет большую роль. То же самое можно сказать и о роли государства в управлении экономикой, социальной защите населения.[3]
Крупный сектор, которым распоряжается государство, -- социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Все это требует больших бюджетных затрат, потому и налоги, включая социальные отчисления, в Швеции достаточно высоки--примерно 55% ВВП. До недавнего времени здравоохранение и образование были абсолютно бесплатными. Образование таковым и осталось, включая высшее, а медицина частично стала платной.
Истоки шведской модели нужно искать в 30-х годах, когда социалдемократическое правительство, пришедшее к власти после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., заключило соглашение с крестьянской партией о государственном регулировании экономики для бесперебойного процесса общественного производства. Основная цель этого решения -- поддержание эффективного спроса и полная занятость населения.
Принятые меры позволили быстро преодолеть последствия кризиса. Но основные достижения нового курса, получившего с легкой руки публицистов название шведской модели социализма, пришлись на послевоенные годы.
Наличие сырьевых ресурсов (лес, железная руда, гидроэнергия), квалифицированные рабочие и инновационные таланты помогли Швеции к началу 40-х годов выйти на уровень Великобритании по доходу на душу населения. Благодаря нейтралитету нам удалось избежать участия в войне. Это сохранило промышленность и инфраструктуру и позволило хорошо подготовиться к извлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. Так, в 50-е годы ежегодный рост ВВП составил 3,3%, а в 60-е -да 4,6%. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах - железной руде и лесе, продолжали играть важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов. Швеция ныне имеет свои авиастроение, ядерную энергетику, две национальные автомобильные компании, развитую отрасль по производству вооружений, две фармацевтические компании, а также телекоммуникации с высоким уровнем технологии. Подобно другим малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли -- объем ее экспорта составляет 40% ВВП.
Важный элемент шведской модели - политика на рынке труда. Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости. Но в последнее время разрешены и частные агентства по трудоустройству. Однако закон, как правило, требует, чтобы все возникающие вакансии работодатели регистрировали в государственной службе занятости.
Вот лишь некоторые факты из шведской жизни: средняя зарплата мужчины составила в 2007 году 27 100 шведских крон, ?женщины на 4 300 крон меньше - 22 800 крон. (1 шведская крона = 0,16 долл. США). Пособие по безработице для работавших полный рабочий день -- 240 крон в день; для тех, кто заранее застраховался, - 80% предыдущей зарплаты (максимально 580 крон в день). Больничный лист работнику понадобится лишь в том случае, если он болеет более 7 дней, а выплаты по нему составляют до 80% его заработка. Средняя продолжительность жизни - 78 лет у мужчин, 81 год у женщин - имеет тенденцию к росту. 7 из 10 шведов уверены в будущем, и только 2% пожилых людей считают, что экономически живут плохо.[3]
Основные методы - правовые и экономические. Государство разрабатывает необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям, а главным инструментом проведения такой политики является государственный бюджет. Известно, что в северных и южных регионах страны условия для развития экономики различные. Поэтому с помощью трансфертов правительство создает менее развитым северным муниципалитетам равные условия для предпринимательства.
Государственный сектор, включающий национальное правительство и местные органы самоуправления (муниципалитеты и областные советы) имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок. В то же время не следует забывать, что основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.
Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлины, уплачиваемые наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.
Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника -- налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров. Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.
Одно из главных направлений государственного регулирования --разработка и осуществление различных программ на рынке труда. В частности, для стимулирования занятости и спроса на рабочую силу их более десяти. Задача состоит в поощрении спроса на труд в периоды его спада. Кроме того, они дают безработным возможность приобрести производственный стаж, что серьезно облегчает устройство на открытом рынке труда, а также закладывают основу для выбора профессии или курсов переквалификации. Благодаря такому подходу удалось сократить резервную армию труда до 4-5% по сравнению с 12-14% в 1990- 1991 гг., а в ближайшие годы этот показатель надеются довести до 1,5-2%.
В мире известна и шведская система социального страхования населения. За время своего существования -- особенно после второй мировой войны она претерпела значительные изменения. Ее основной чертой стала универсальность, т. е. в орбите социального страхования оказывается каждый житель страны независимо города занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется в Швеции универсальной социальной политикой.
Серьезные изменения в механизме управления экономикой начались в начале 90-х г., когда объем ВВП ежегодно увеличивался лишь на 2%--в 2 раза медленнее, чем в предыдущем десятилетии. Аналитики определили, что одной из главных причин спада стал быстрый рост так называемого
прогрессивного налога. Работникам невыгодно было добиваться высоких заработков, потому что с низких доходов налоги взимались лишь в размере
20%, а с высоких -- до 86%.[3]
Компромисс найден при новом межпартийном соглашении, которое заключено в 1997 г. Целью договоренностей стали снижение уровня налогов и одновременно универсальное и эффективное налогообложение. Считается, что это стимулирует сбережение средств и противодействует накоплению долгов.
Новая налоговая система начала вводиться с июля 1997 г. и полностью вступила в действие в 1998г.
Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления, в то время как юридические лица (за исключением домовладений скончавшихся граждан) облагаются только общегосударственным подоходным налогом, уровень которого для фирм составляет 32%. Максимальная ставка подоходного налога составляет 50%.
Местный (коммунальный) подоходный налог определяется аналогичным способом. Ежегодно все местные органы управления (коммуны) решают, какую долю от налогооблагаемого дохода будет составлять налог. В среднем уровень местных налогов на доход равен примерно 20 -- 22% полученной за год суммы.[3]
Для нужд здравоохранения, коммунально-транспортного обслуживания населения взимаются региональные налоги. Как и местные, они исчисляются прямо пропорционально величине получаемого дохода и составляют примерно 10-12%. В целом же примерно 2/3 населения платят только местные и региональные налоги. Но те, кто зарабатывает больше, чем среднестатистический работник, обязаны платить и национальный подоходный налог. В начале 90-х годов, когда вводилась в действие новая налоговая шкала, размер данного платежа составлял 20%, но затем по мере увеличения доходов этой категории граждан он вырос до 50%. Таким образом, для самых богатых людей суммарные платежи составляют до 75%.
Доходы теперь понимаются несколько шире, чем раньше. Так, выручка от работы, производимой в свободное время, тоже облагается налогом. То же самое относится и ко всем видам вознаграждения за труд и любой другой деятельности, включая заработную плату и прочие формы платежей, в зависимости от их рыночной стоимости. Введены новые правила для налогообложения доходов, связанных с использованием автомобилей. Полностью облагается налогом бесплатное питание. Существуют стандарты для налогообложения суточных.
Кроме того, система сбора налогов устроена так, что платежи осуществляются постепенно в течение года. Она называется "уплата по мере получения доходов". В принципе предварительные сборы должны составлять конечную сумму. Для лиц, работающих по найму, весь процесс расчета и уплаты налогов берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг и другие организации, выплачивающие проценты или дивиденды, удерживают предварительные налоговые платежи с этих доходов. После того как с помощью налоговой декларации определена конечная сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных платежей. Если их окажется недостаточно, налогоплательщик обязан доплатить разницу. Если уплачено больше, то остаток возвращается и налогоплательщик получает с этой суммы дополнительный процент.
Разумеется, это не всегда спасает от укрытия доходов. Скажем, кто-то захотел отремонтировать дом, автомобиль и рассчитывается с мастером наличными, не заключая и не регистрируя достигнутую договоренность. Поэтому и пошлина не поступает в казну.
В Швеции существуют и налоговые льготы. В частности, общая сумма платежей может быть уменьшена за счет ряда вычетов. Основная скидка (индивидуальная льгота) составляет по меньшей мере 24% базовой суммы, которая будет возрастать только на 60% общей инфляции.
В новой налоговой системе введена специальная скидка для пенсионеров, которая составляет как минимум 1,5 базовой суммы для одиночек и 1,325 базовой суммы для семейных пенсионеров. Однако размер этой скидки не может превышать величину минимальной пенсии вместе с пенсионной надбавкой дополнительной пенсией. Она не может составлять меньшую сумму, чем основная скидка.
Вступление Швеции в ЕС в 1995 г. серьезно повлияло на экономическую ситуацию в стране. Свобода перемещения капиталов и рабочей силы, усилившаяся интернационализация производства, с одной стороны, способствовали росту, а с другой -- усилили бегство капитала и "утечку мозгов" -- все больше высококвалифицированных специалистов стало уезжать за рубеж.
Правительство и парламент разрабатывают новый законопроект о снижении налогового бремени. Нуждается в корректировке и ставки налогов на капитал, который способен легко уйти из страны. Об этом уже идут переговоры в рамках Евросоюза.
В последние годы во всём мире были предприняты усилия по вычленению в бюджетах гендерной составляющей, т.е. того объема финансовых средств, которые расходуются непосредственно на удовлетворение социально-экономических нужд населения.
Таким образом, к числу специфических факторов, присущих именно Швеции следует отнести:
1. неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года и неучастие в обеих мировых войнах;
2. рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, что обеспечило политическую стабильность;
3. исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму;
4. доминирование реформизма в рабочем движении и длительные стабильные условия в экономике (вплоть до кризиса 90-х годов) .
Среди общих условий создания шведской модели, также существующий и в других промышленно развитых странах можно выделить:
1. демократический строй;
2. наличие частной собственности;
3. выполнение основных принципов рыночной экономики;
4. независимые от правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.
Шведская модель, развиваясь в течение нескольких десятилетий, “показала жизнеспособность идей политики солидарности в области заработной платы, полной занятости, активной политики на рынке труда”. Следует отметить и некоторые проблемы, стоящие перед Швецией сегодня. Это -- сложность сочетания полной занятости и стабильности цен, отсутствие роста производительности труда, медленное увеличение ВВП. Существование шведской модели угрожает как подрыв солидарности в области зарплаты, так и ограничение действенных мер правительства в результате интернационализации экономики Швеции. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели -- полной занятости и равенства, -- видимо, потребует новых методов, которые должны отвечать изменившимся условиям. Соответствовала ли модель лишь особенности послевоенного периода, или специфические черты шведской экономики сохранятся в дальнейшем -- покажет только время. [14]
Заключение
К причинам неравенства в распределении доходов, кроме отсутствия условий для получения дохода, относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они носят как объективный, так и субъективный характер.
Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов. Для определения степени неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца. Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.
Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между "социальной справедливостью" и "экономической эффективностью"
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой -- никоим" образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.
Массовая бедность как социальное явление возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство в распределении богатств. Сегодня проблема бедности имеет глобальный характер. СПИД, преступность, наркотики, разрушение окружающей среды не знают государственных границ, как не знают их терроризм, войны и голод. Бедные есть как в высокоразвитых, так и в развивающихся странах. Глобальная проблема бедности напрямую связана с уровнем экономического развития стран мира. Оценки бедности предполагают существование некоторого предопределенного и четко установленного уровня жизни - черты бедности, достижение которого необходимо, чтобы человек не считался бедным. Существуют уровни потребления различных товаров (продуктов питания, одежды, жилища), ниже которых в более или менее долгосрочной перспективе ставится под вопрос выживание человека. Кроме того, в большинстве обществ, включая беднейшие, понятие "бедность" выходит за рамки абсолютного минимума, необходимого для выживания.
Бедность в развитых странах, где борьба с нею ведется уже несколько десятилетий, существенно отличается от развивающихся стран, в которых такие программы находятся в зачаточном состоянии либо отсутствуют вовсе.
Первостепенной социальной задачей политики государства на современном этапе является борьба с бедностью как с наиболее опасным проявлением деградации общества, угрозой его социально-демографической безопасности.
Главным источником доходов населения и важнейшим стимулом трудовой активности является заработная плата. С точки зрения социально-демографической безопасности основными целями совершенствования механизма оплаты труда являются создание основ экономики эффективного спроса, активизация человеческого фактора, повышение благосостояния граждан.
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, смерти кормильца, на медицинскую помощь и др.
Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям: программы специальной помощи в денежной форме престарелым инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми; пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.
Отличительной чертой государственно-социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет, социальное страхование служит не только гарантией поддержка определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддержать социальную стабильность.
Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях.
Литература
1. Заславский И. Бедность как глобальная проблема \\ «Вопросы экономики» - 2005. -№2
2. Павленков В.А. «Рынок труда» М., 2004г.
3. Шведская социальная модель: управление и развитие. \\ «Проблемы теории и практики управления». - 2005. -№3. - с.56.
4. Сайт официального представительства МИД Канады \\ www.canada.ru
5. Ивашковский С.Н. «Макроэкономика» Москва 2002г. - с.194
6. Яллой В.А. «Макроэкономика» \\ Псков ПГПИ 2003г.
7. Соловьев Л. «О минимальной заработной плате, базовой величине, тарифной ставке 1-го разряда, среднемесячной заработная плате, бюджете прожиточного минимума и индексе потребительских цен» \\ журнал «Право Республики Беларусь». - №2.
8. Шевяков А. «Социальное неравенство, бедность и экономический рост» \\ Общество и экономика -2007г. - № 3
9. Травкина Н.М. Генеральный формат федеральных бюджетных расходов. \\ США - Канада. Экономика. Политика. Культура.-2008-№ 6 с. 47-50
10. Соколова Г. «Рынок труда в Республике Беларусь» \\ Общество и экономика - 2007г., 9-10
11. Годовой отчет программы развития ООН (ПРООН в Беларуси) \\ www.un.by/prog2008
12. Доклад о целях в области развития Декларации тысячелетия за 2007 год \\ www.un.org/russian/ - Центр новостей ООН
13. Патрон П.А. Государственный рынок и социально-экономическое развитие. \\ США - Канада. Экономика. Политика. Культура.-2008-№3 с. 35-39
14. Волков, А. М. Швеция: социально-экономическая модель. -М., 1999.
15. Сакс Дж. « Макроэкономика (Глобальный подход» М., 2003г.
1. 16.Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь «Народовластие как основа политического процесса в Республике Беларусь» 2007г. - Сайт Управления идеологической работы Гродненского облисполкома \\ www.region.grodno.by/ru/ed
17.Основные показатели и ставки. \\ Сайт журнала «Аудит» www.audit.by
18.Жуков В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале». \\ Социологические исследования.- 1996-№4 с. 101-102
19.Красин Ю.А., Медведев В.А. Гордиев узел социальной политики. \\ Социологические исследования.-2007-№11 с. 23-29
20.Кушнарева О.С. Повышение благосостояния - важнейшая цель институционального управления. \\ Менеджмент.-2008-№5 с. 69-73
21.Доклад к единому дню информирования населения. Информационно- аналитический центр при Администрации Президента РБ.