Социально-экономические проблемы безработицы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Понятие безработицы
1.2. Причины и виды безработицы
1.3. Показатели безработицы
2. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Проблемы безработицы для человека
2.2. Проблемы безработицы для государства
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ
3.1. Государственное регулирование проблем безработицы
3.2. Развитие предпринимательства как условие борьбы с безработицей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из коренных социально - экономических проблем современного этапа развития российской экономики является проблема безработицы [1,С. 4].
Безработица в нашей стране стала обыденным явлением. Состояние безработицы испытали уже многие миллионы граждан страны [2, С. 9].
Сегодня острота проблемы, казалось бы, спала. За время с мая 1999 по май 2005 г. численность безработных сократилась с 9106 тыс. человек до 5821 тыс. человек, т.е. более чем в 1,5 раза. Вместе с тем нельзя не отметить, что в период роста (1992 - 1999 гг.) численность безработных увеличивалась в среднем за год на 1484,5 тыс. человек, а в период ее сокращения (1999 - 2005 гг.) уменьшалась на 954,3 тыс. человек [Там же, С. 9]. И, следовательно, «скорость» увеличения численности безработных в 1,5 раза превышала «скорость» ее уменьшения. И это вполне закономерно - устранять последствия всегда труднее и дороже, чем предупреждать их. Кроме того, в рыночной экономике некоторый уровень безработицы всегда имеет место.
Безработица дорого обходится всему населению. Для общества в целом она означает меньше произведенных товаров и услуг. Это и есть экономическая цена безработицы, особо тяжелое бремя которой, ощущают на себе собственно безработные.
Социальные и психологические издержки безработицы могут быть более трагичными, чем финансовые потери. Рушатся все надежды и планы у рабочих, для которых работа - единственный источник существования. Распадаются семьи, молодежь теряет перспективу на получение желаемого уровня образования, растет детская и подростковая преступность.
Поскольку безработица является негативным социально - экономическим явлением, то закономерно она имеет и негативные последствия, проблемы. Тема данной работы звучит именно как «Социально-экономические проблемы безработицы». Таким образом, работа посвящена исследованию проблем, связанных с безработицей. Актуальность темы определяется неизбежностью безработицы в современной рыночной экономике и необходимостью принятия мер по устранению и сглаживанию негативных последствий безработицы.
Целью данной работы является исследование особенностей проблем, которые вызываются безработицей. Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть сущность безработицы;
· показать социально-экономические проблемы, вызываемые безработицей, с которыми сталкивается как отдельный человек, семья, так и государство в целом;
· рассмотреть пути решения проблем безработицы;
· сделать обобщающие выводы.
Предмет исследования социально-экономические проблемы, вызываемые безработицей.
В первой главе работы будут рассмотрены общие теоретические положения, характеризующие безработицу; во второй главе необходимо рассмотреть непосредственно проблемы безработицы для человека и государства; в третьей - показаны пути решения проблем безработицы; в заключение представлены обобщающие выводы по данной работе.
Работа структурирована в соответствии с поставленными задачами.
Для исследования темы в работе будут использованы учебники, учебные пособия по экономике следующих авторов: Грузинова В. П., Зубко Н. М., Казакова А. П. и т.д. А также статьи периодических изданий, посвященных безработице.
1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Понятие безработицы
Безработица может быть представлена в широком или узком смысле слова. В широком понимании безработица - это недоиспользование способных и готовых быть использованными как трудовых (рабочая сила), так и нетрудовых (физический капитал и земля) экономических ресурсов, хозяева или обладатели которых активно ищут возможности их использования [3, С. 4].
В узком смысле слова безработица - это недоиспользование лишь трудовых ресурсов (рабочей силы). Такое недоиспользование наблюдается, когда носители рабочей силы (рабочие), во-первых, работоспособны и желают быть нанятыми на работу и, во-вторых, когда они активно ищут работу или когда они ждут возвращения на свои предприятия [Там же, С. 4].
По определению Международной организации труда (МОТ), безработица - это наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период [4, C. 308].
В любой момент времени размер и структура населения, находящегося в трудоспособном возрасте (R), является величиной определенной и разделяется на рабочую силу (Н) и на нерабочую силу (Н). Эти три переменные (R, N, H) по своей природе являются запасами. Отношение N/R = n называется нормой рабочей силы. Такая норма может быть вычислена для любой подгруппы населения трудоспособного возраста [Там же, С. 306]:
nt = Nt/Rt. (1.1)
или
Nt = nt * Rt.
В каждый данный момент времени рабочая сила (Н) может быть разделена на занятых (Е) и безработных (U), т.е.:
Nt= Et + Ut, (1.2)
или
Ut = Nt - Et,
Если заменить Nt, то последнее выражение может быть переписано так: Ut = ntRt - Et. (1.3)
Рассматривая поток безработицы в течение двух последних моментов времени t и t - 1, получим:
Ut - Ut-1 = (ntRt- nt-1Rt-1) - (Et - Et-1). (1.4)
Таким образом, изменения в потоках безработицы между периодом (t) и
(t - 1) будет зависеть от изменений возраста трудоспособного населения и степени его участия в трудовом процессе, а также от изменений потока занятости. В случае если степень участия трудоспособного населения определенной численности в трудовом процессе постоянна для населения определенной численности, уровень безработицы будет отражать изменения в уровне занятости [4, C. 308].
Естественно, любое изменение в потоке безработицы Ut - Ut-1 приведет к возникновению потоков на рынке труда [Там же, С. 308].
На рис 1 схематически представлены основные потоки рабочей и нерабочей силы.
Вступление в рынок труда
Рождения
Уход с рынка труда
Рис. 1. Основные потоки рабочей и нерабочей силы [4, C. 309]
Обозначим норму безработицы в период t символом ut. Она определяется по следующей формуле [4, С. 308]:
ut = (Ut / Nt) * 100 = [Ut / (Ut + Et] * 100, (1.5)
или
ut = ( Ut / ntRt) * 100
Уравнения (1.2) и (1.3) определяют безработицу как остаток после изъятия занятых из общей рабочей силы. Вместе с тем существует некая неопределенность при определении самой категории «рабочая сила». Эта неопределенность возникает из нечеткости, окружающей понятия трудового участия рабочей силы. К примеру, в Британии «самозанятый» не относится к рабочей силе, а в США и России - относится. Имеется немало и других дефиниций, которые затрудняют оценивать величину рабочей силы и безработицы на практике [4, C. 309].
Отдельно следует отметить понятие «естественной» безработицы. Очевидно, что даже при самой благоприятной конъюнктуре будет возникать потребность в переквалификации части работников, поскольку отдельные профессии попросту отмирают. Люди вынуждены по тем или иным причинам менять место жительства. Известные сложности, связанные с временным выбыванием из производственного процесса и последующей адаптацией к изменившимся условиям труда, испытывают женщины при рождении ребенка, молодые люди, вернувшиеся из армии, и т. д. [5, С. 32]
Вместе с тем резерв на рынке труда создает возможность сравнительно быстро повысить занятость в условиях подъема, полнее использовать производственные мощности, оперативно увеличить товарное предложение. Эксперты полагают, что безработицу в пределах 4 - 5% можно считать экономически приемлемой, «естественной» и что ее социальное обеспечение не составляет проблемы. Некоторые авторы называют «естественной» норму безработицы, соответствующую целесообразному в данных условиях уровню занятости [Там же, С. 32]. Это значит, что естественная безработица жестко определена спросом на рабочую силу. Если же политики пытаются повысить занятость сверх ее естественных в данных условиях пределов, то первым ответом на это становится рост цен.
1.2. Причины и виды безработицы
Существуют три гипотезы причины безработицы.
Гипотеза Риккардо известна в теории в виде «классической дихотомии» [5, C. 124]. Речь идет о естественной связи между спросом на рынке труда, занятостью и уровнем зарплаты, с одной стороны, и размером денежной массы - с другой. Увеличение последней ведет к росту цен, но не затрагивает, при прочих неизменных условиях, натурально-вещественных соотношений, т.е. спроса на рабочую силу. Деньги остаются как бы нейтральными по отношению к занятости [4, C. 310].
Вместе с тем понижение спроса на рабочую силу или увеличение предложения на рынке труда могут снизить уровень зарплаты. Рост зарплаты увеличивает предложение рабочих рук, но сдерживает рост спроса [Там же, С. 310].
Один из выдающихся англичан - Артур Пигу, автор «Теории безработицы» (1903), так трактовал стихийное регулирование занятости. Во время депрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которые можно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняются на прежнем уровне. В условиях современного повсеместного роста цен это рассуждение звучит архаично, однако мы можем приблизить анализ к сегодняшнему дню, если вспомним, что цены растут неравномерно и порой действительно номинальная зарплата может повышаться несколько заметнее, чем рост товарных цен. Если реальные доходы не снижаются или даже слегка возрастают, то это значит, что потребительский спрос, несмотря на депрессию, сохраняется. Если же есть спрос на предметы потребления, то, значит, он имеется и на средства производства. Добавим к этому относительно низкий ссудный процент, характерный для периода депрессии. Итак, мы получаем ситуацию, предопределяющую переход к оживлению и росту занятости. Иначе говоря, исходным, согласно Пигу, является факт относительного роста реальной зарплаты по сравнению с инвестициями - он, так сказать, «вытягивает весь состав». Если же зарплата увеличивается за пределы «чистого продукта труда», т.е. замещает и часть вознаграждения за капитал, то это вызывает сокращение производства и спроса на рабочую силу [Там же, С. 310].
Оппонентом А. Пигу выступил другой представитель Кембриджа - Дж. М. Кейнс [Там же, С. 310].
Достижение полной занятости у Кейнса не связано с уровнем зарплаты, он отвергает и ее урезание в качестве «лекарства» от безработицы. По кейнсу, уровень занятости - функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего, соответственно, экономическое поведение предпринимателей [Там же, С. 310].
Это рассуждение можно выразить в виде
УН = f[УD(W)], (1.6)
где занятость (N) зависит от совокупного спроса (УD), выраженного в единицах зарплаты (W) [Там же, С. 310].
Рост спроса на потребительские товары и инвестиционные блага увеличивает эффективный спрос общества и тем самым форсирует занятость. Кейнс выдвигает задачу организации государством общественных работ (строительство дорог, другой инфраструктуры), продуктивно показавших себя во времена Великой депрессии 30-х гг. Во имя достижения полной занятости он предлагал даже «строить пирамиды» [Там же, С. 310].
Уравнение спроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохранении избытка на рынке труда. В отличие от классиков Кейнс полагал, что рассасывание трудового резерва путем снижения зарплаты ограничено рамками эффективного спроса [Там же, С. 310].
Безработными люди могут оказаться по различным причинам, в зависимости от которых выделяют типы безработицы: фрикционную, сезонную, структурную и циклическую [6, С. 136].
1. Фрикционная безработица связана с добровольной сменой людьми рабочих мест и соответствующей временной их незанятостью [Там же, С. 136].
До этого момента, когда человек найдет новую работу и начнет на ней трудиться, он официально считается безработным. Таким же считают и тех, кто впервые ищет работу, сезонных рабочих и т. п. Фрикционную безработицу относят к разряду неизбежных явлений, так как всегда найдется немало людей, желающих по разным причинам поменять место работы. Мало того, ее считают в какой-то степени желательной, ведь она обеспечивает более высокую степень удовлетворенности человека своим трудом [Там же, С. 136].
Фрикционная безработица является неизбежным продуктом динамичности рынка труда. Ее величина зависит от частоты перемещения рабочей силы и вакансий, а также скорости и эффективности, с которой люди, ищущие работу и имеющиеся вакансии, находят друг друга. Уже сама природа фрикционной безработицы подсказывает пути государственной политики по ее снижению: это, прежде всего, совершенствование информации о занятости на рынке труда. Кроме того, фрикционная безработица может быть уменьшена при ограничении некоторых нежелательных причин перемещения рабочей силы [7, C. 110].
2. Сезонная безработица обычно отождествляется с фрикционной безработицей и возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда. Повышение спроса на труд вызывает сезонные изменения в уровне производства и занятости и часто ассоциируется с климатическими колебаниями, строительством туристическими сезонами. Уровень предложения труда может изменяться в связи с наплывом выпускников школ и высших учебных заведений в летние месяцы, что часто непосредственно вызывает увеличение безработицы [Там же, С. 110].
Таким образом, причиной фрикционной и сезонной безработицы является недостаточная гибкость рынка.
3. Структурную безработицу вызывает научно-технический прогресс. Технические и, главным образом, технологические изменения влекут сокращения рабочих мест либо делают ненужными одни профессии и дефицитными другие. Например, в начале компьютеризации была необходима целая армия операторов ЭВМ, обслуживающих эту громоздкую технику. С переходом на персональные компьютеры все они были вынуждены менять и место работы, и профессию [6, С. 136].
Однако технологические новации - далеко не единственная причина структурной безработицы. Она может быть также вызвана изменениями в потребительском спросе на отдельные виды товаров, миграцией населения и т. п. [Там же, С. 136 - 137]
Структурная безработица увеличивает спрос на новые, в том числе ранее не существовавшие профессии, к тому же, как правило, требующие более высокой квалификации. В связи с этим возникает необходимость переподготовки работников. Таким образом, принципиальным отличием фрикционного безработного от структурного является то, что первый уже имеет профессию и может себя продать как рабочую силу, второй же перед этим должен обязательно пройти переподготовку [Там же, С. 137].
4. Циклическая безработица (низкий уровень спроса - как причина, поэтому иногда ее называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей) возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. В отличие от фрикционной и структурной безработицы, когда проблема заключается в несоответствии рабочих мест наличной рабочей силе, циклическая безработица возникает из-за недостатка рабочих мест в целом. Циклическая безработица тесно связана с движение экономического цикла: в фазе подъема уровень безработицы снижается, а в фазе депрессии - возрастает. Вместе с тем безработица недостаточного спроса может возникать не только по причине цикличного экономического развития, но и в результате хронического экономического застоя, что принято называть «долговременной стагнацией» [7, C. 110].
Особенности циклической безработицы (по сравнению с фрикционной и структурной безработицей) сводятся, во-первых, к наличию существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом. Во-вторых, как и фрикционная безработица, циклическая безработица также широко распространяется в масштабах всей экономики. Наконец, в-третьих, продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно), превышает продолжительность фрикционной, но уступает продолжительности структурной безработицы [7, C. 110].
Экономисты выделяют и некоторые другие формы безработицы, связанные с различными критериями классификации.Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К скрытой безработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени [8, C. 281].
1.3. Показатели безработицы
Основными параметрами, характеризующими состояние занятости, положение на рынке труда, можно назвать следующие количественные показатели: экономически активное население (рабочая сила), экономически неактивное население (не входящее в состав рабочей силы), занятые, безработные, уровень безработицы [7, C. 110].
Население, прежде всего можно разделить на экономически активное и неактивное население (рис. 2).
Рис. 2. Основные показатели рынка труда.
К экономически неактивному населению относятся:
1) лица в возрасте до 16 лет;
2) находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях;
3) пенсионеры, учащиеся, домохозяйки и другие лица, выбывшие из состава рабочей силы;
Экономически активное население включает занятых и безработных.
Занятое население - это люди, имеющие работу, приносящую им доход в денежной или иной форме [9, С. 280].
Безработные - это люди, не имеющие работу, но способные работать, готовые работать и ищущие работу. Конечно, это определение имеет некоторые недостатки. В частности, на практике очень трудно разграничить незанятых людей на тех, кто ищет работу (они должны включаться в состав безработных), и тех, кто не ищет работу (они уже не входят в состав экономически активного населения). Однако оно фиксирует достаточно четкие критерии выделения безработного населения [10, С. 179].
Проще всего оценить безработицу по абсолютной численности граждан, обратившихся за помощью в органы трудоустройства. Однако более точное представление об остроте проблемы дает расчет уровня безработицы [Там же, С. 180].
При этом надо напомнить, что к категории безработных относят только тех, кто ищет работу, либо ожидает возвращения на работу или начала работы. Ведь «безработный» и «неработающий» - понятия не нетождественные. Человек может не работать по разным причинам: одни учатся и еще не могут работать [11, С. 86].
Абсолютное количество безработного населения не в состоянии в полной мере отразить остроту проблемы безработицы в стране. Количество безработных - важный показатель, но он существует в отрыве от показателя количества экономически активного населения [7, С. 111].
Поэтому количественно безработица измеряется следующими параметрами:
· уровнем безработицы - долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы;
· продолжительностью безработицы - временем пребывания в качестве безработного [9, С. 283].
Зная численность экономически активного населения, количество занятых и безработных, можно определить, какую долю в общей численности занятых в экономике занимают безработные:[12, C. 289]
(1.7)
где LUE - уровень (норма) безработицы, %; UE - среднемесячная численность безработных; LFc - численность гражданской рабочей силы (экономически активного населения) [8, C. 280].
Необходимо отметить, что уровень безработицы в той или иной социальной группе зависит от ряда причин [8, C. 281].
Во-первых, представители какой-либо социальной группы, возможно, будут сталкиваться с особыми сложностями при попытке устройства на работу. К их числу можно отнести, например, женщин с малолетними детьми [8, C. 281].
Во-вторых, у некоторых групп молодых специалистов не исключены трудности с закреплением на работе [Там же, C. 281].
В-третьих, часть рабочей силы характеризуется прерывным характером занятости. Сюда входят, например, некоторые пенсионеры, сочетающие работу в общественном производстве в зимний период и занятость в подсобном и дачном хозяйстве в летнее время [Там же, C. 282].
В Российской Федерации общий уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, после пика в 1998 г. (10,8%) постепенно снижается. В конце 2004 г. он приблизился к минимальному дореформенному значению и составил 6,3% [13, C. 77].
Таким образом, безработица - это наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Основными причинами безработицы являются: высокая заработная плата (классическая теория); низкий уровень спроса (кейнсианство); недостаточная гибкость рынка труда (монетаризм). Всего выделяют четыре основных видов безработицы: 1. фрикционная; 2. сезонная; 3. структурная; 4. циклическая. Последняя наиболее опасная, т. к. связана с движением экономического цикла: она значительно возрастает во время экономического спада. Выделяют также и некоторые другие формы безработицы, связанные с различными критериями классификации: частичная безработица; скрытая; застойная. Безработица измеряется такими показателями, как: 1. уровень безработицы - доля официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы; 2. продолжительность безработицы - время пребывания в качестве безработного.
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Проблемы безработицы для человека
Проблемы безработицы для людей, оказавшихся в роли безработных проявляются в следующем.
Во-первых, снижается или даже становится нулевым уровень их денежных доходов. Во-вторых, проблемы с денежными поступлениями порождают проблемы с объемом и качеством потребления. Безработица отрицательно сказывается на уровне экономического благосостояния человека, семьи. В-третьих, безработица нередко приводит к потере квалификации. Поддержание какого-то уровня профессиональной квалификации в ряде случаев возможно только при условии систематической практики. В-четвертых, нередко новая работа, которую удается получить, оказывается менее выгодной, чем предыдущая, одной из причин чего может быть и снижение уровня квалификации в период безработицы. В-пятых, безработица приносит значительные психологические проблемы. Меняется психологическое состояние человека: появляются нервозность, подавленность, чувство неполноценности, жизненной неудовлетворенности. Могут возникать стрессы, расстройства здоровья [7, C. 122].
Говоря о проблемах безработицы отдельно взятого человека, следует выделить две категории безработных. К первой категории относятся те, кто является потенциально безработным. В эту группу входят все работающие учетного периода, поскольку при капитализме нет никакой гарантии, что любой ныне занятый на производстве не пополнит ряды безработных либо в текущем периоде, либо за пределами его [3, C. 14].
Страх потерять работу усиливается в зависимости от следующих обстоятельств. Во-первых, в том случае, когда работающий вообще не является членом профсоюза. Во-вторых, в обратной зависимости от способности профсоюза защитить работающего в том случае, когда последний состоит членом профсоюза. В-третьих, в прямой зависимости от возраста работающего. Чем старше последний, тем, будучи уволенным, ему/ей тяжелее найти новую работу. В-четвертых, потеряв старую работу, мужчина легче находит новую работу, чем женщина. В-пятых, в прямой зависимости от религиозной, этнической, национальной или расовой «чистоты» работающего. Как правило, легче найти новую работу представителю доминирующей религии, например, протестантской в США и православной в России; этнической группы, например, потомков выходцев из Великобритании, Голландии или скандинавских стран в США (в России этот признак заменен признаком национальности); национальности, например, русских, украинцев и белорусов в России; расы (например, белой как в США, так и в России). В-шестых, от места проживания потенциально безработного. В городе работу найти легче, чем в деревне, в более крупном городе легче, чем в менее крупном, и т.д., и т.п. [14, C.58]
Ко второй категории безработных относятся все те, кто фактически являются безработными независимо от того, считаются ли они официально безработными или нет. К тем, кто официально не входит в состав безработных, относятся все, кто не имеет работу, желает ее найти, но в отчаянии прекратили поиски работы [Там же, C.58].
Морально и психологически длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, чувству вины, в конечном счете, к деградации личности человека, потерявшего работу. Физически длительная безработица может вызвать у пострадавшего сердечные заболевания, сделать его алкоголиком и даже привести его к самоубийству. Более того, длительная безработица не может не сказаться на положении семьи безработного, нередко разрушая последнюю [Там же, C.58].
Таким образом, наиболее тяжелым последствием состояния безработицы на микроуровне являются падение материального достатка семьи безработного, тяжелое психологическое состояние, которое зависит от длительности пребывания человека без работы, что в конечном итоге может привести к профессиональной дисквалификации и бездеятельности. Поэтому при разработке мер социальной защиты безработных необходимо перейти от уравнительного подхода к проблеме человека, основанного на использовании экономических показателей «подходящей работы» к целенаправленному вмешательству органов занятости на ранних фазах безработицы, чтобы облегчить психологическое и материальное состояние безработного и перевести его из незащищенного положения в относительно защищенное [Там же, C.58].
2.2. Проблемы безработицы для государства
Фактическая безработица приносит бедствия не только на микроуровне. Ее эффект опасен и на макроуровне, на уровне общества в целом.
Проблемы безработицы для государства заключаются в следующем.
Это, во-первых, недопроизводство ВВП. Реальный объем национального производства оказывается меньше потенциального, т.е. того, который могло бы иметь общество при полном использовании ресурсов труда [7, C. 122].
Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон, согласно которому при превышении фактического уровня безработицы над ее естественной нормой на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Это означает, что при фактическом уровне безработицы в стране, например 8,3 % и естественной норме 6 % данная страна недополучает за год 5,75 % национального продукта (8,3 -6,0 = 2,3 * 2,5 = 5,75). Иными словами, при достижении полной занятости ВВП этой страны был бы едва ли не на 6 % больше. Если этот процентный показатель перевести в стоимостные или физические объемы товаров и услуг, получим впечатляющие цифры. Таким образом, в результате отставания реального объема ВВП от потенциального уровня сокращаются возможности повышения общего (среднего) уровня благосостояния [7, C. 122].
Во-вторых, безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе. И чем выше уровень безработицы, тем значительнее степень этой напряженности. Безработица чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами, в целом она несет угрозу стабильности общества. Безработица, безусловно, отрицательно сказывается и на семейных отношениях [14, C.55].
В-третьих, повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы, возникающие у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным действиям. С другой стороны, повышение степени безопасности потребует от налогоплательщиков или увеличения налоговых взносов, или их перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом, как правило, для других сфер бюджетного финансирования [Там же, C.55].
С социальной точки зрения принципиально важно, что макроэкономические издержки неравномерно распределяются по слоям общества: каждый процент роста естественной безработицы сказывается на бедных в большей степени, чем на остальных, т.е. потери доходов, связанные с ростом безработных, концентрируются в семьях с низкими доходами. Таким образом, с ростом числа безработных возникает перераспределение национального дохода в пользу элитных слоев общества и происходит обнищание слоев населения с низкими доходами (доля населения, имеющая доход ниже прожиточного уровня выросла с 3 % в 1990 г. до 36 % в 1997 г.) [Там же, C.55].
Спецификой российского рынка рабочей силы является большой объем скрытой безработицы. Основной ее источник - падение производства и неадекватное ей сокращение численности занятых [15, C. 54].
Сохранению большого объема скрытой безработицы способствует политика налогообложения. Суть ее состоит в том, что часть фонда оплаты труда, превышающая шесть минимальных окладов в среднем на одного работающего подлежит налогообложению по ставке налога на прибыль. Этот закон вынуждает руководителей предприятий сохранять численность работающих, выплачивая им минимальную ставку заработной платы. Очевидно, что при проведении более жесткой финансовой политики может начаться обвальный спад производства и тогда безработица из разряда скрытой перейдет в разряд официальной [Там же, C. 54].
Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).
Таблица 2.1
Основные проблемы безработицы
|
Макроуровень | Микроуровень | |
Падение валового национального продукта. Дифференциация доходов среди населения. Усиление социальной напряженности в обществе. Увеличение мобильности рабочей силы. Сокращение излишней численности рабочей силы. Рост объемов скрытой безработицы. Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы. Сокращение престижа квалифицированного труда | Падение материального достатка семей безработных. Рост девиантного поведения. Потеря самоуважения в связи с потерей работы. Увеличение депрессивных состояний. Чувство неуверенности в будущем. Распад семей безработных. Потеря квалификации безработными. | |
|
Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда - основной регулятор занятости. Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ
3.1. Государственное регулирование проблем безработицы
Начнем с того, что фрикционная безработица является постоянным спутником любой экономики. То есть определенный уровень безработицы будет иметь место в любой экономике. Поэтому следует говорить не о полной, а об эффективной занятости, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации [15, C. 54].
Полная занятость - это уровень занятости, складывающийся в стране при наличии только структурной и фрикционной форм безработицы [Там же, C. 54].
Важно иметь в виду, что полная занятость - благо для экономики только в том случае, если в ее основе лежит продуктивная занятость. Продуктивная занятость - организация использования рабочей силы таким образом, что занятые (работающие) производят необходимые населению товары и услуги с наименьшими возможными издержками [16, C. 18].
Полная занятость может и не быть благом для общества, если она включает занятость на рабочих местах, где ничего полезного не производится [Там же, C. 18].
Следует отметить, что существует тесная связь между мероприятиями в области занятости и политикой доходов. Так, борьба с инфляцией, снижающей реальные доходы населения, неизбежно ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничение денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставки ссудного процента. В свою очередь сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и соответственно к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требует увеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработных. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости [Там же, C. 18].
Средства государственного регулирования безработицы подразделяются на: правовые; организационно-административные; экономические; информационные; социально-психологические [Там же, C. 18].
1. Правовое обеспечение - законодательные и другие нормативные акты, дающие возможность гражданам трудиться в избранной сфере согласно призванию, способностям, образованию, регламентирующие структуру расходов на образование, рост квалификационного потенциала, отчисления в фонды, направленные на рост качества рабочей силы и т.д. [Там же, C. 20];
2. Экономические средства регулирования: прогнозирование и программирование; финансирование; кредитование; налоговая политика; система стимулирования хозяйственной деятельности; система штрафных санкций; антимонопольная политика и др. [Там же, C. 20];
3. организационные средства управления: государственный заказ на подготовку различного вида кадров; профессиональная ориентация населения, в особенности молодежи, безработных, военнослужащих, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев, инвалидов и других субъектов рынка труда; трудовая реабилитация; система контрактов; аттестация и другие виды продвижения (деловой карьеры) на службе; организация документооборота и деловой документации; маркетинг рынка труда; обеспечение функционирования институтов консультантов, экспертных советов по проблемам занятости при экономических региональных службах; поддержка предпринимательских, женских, молодежных и других общественных организаций и т. д. [Там же, C. 20];
4. социальные гарантии - квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке [Там же, C. 20];
5. информационное обеспечение - политика обеспечения равных прав и возможностей для социально-демографических групп на информационную поддержку, включая обратную связь [Там же, C. 20].
Информационные средства включают: методические материалы; организационно-правовые документы; социально-экономические ориентиры; тестирование; анкетирование; экспертную оценку и т.д. [Там же, C. 20]
Методы влияния на занятость со стороны государства можно разделить на косвенные и прямые [Там же, C. 20].
Методы прямого воздействия на динамику занятости и состояние трудовых отношений относятся в основном к экономической, правовой и организационной сфере, когда посредством инвестиционной, налоговой и кредитной политики, юридических актов, других организационных мер достигаются оперативные результаты в сфере занятости, предотвращающие или корректирующие негативные результаты. Государственные органы в воспроизводственный процесс посредством данных методов могут вмешиваться только при необходимости и, как правило, на непродолжительное время [16, C. 20].
Методы косвенного воздействия в большей мере адекватно вписываются в цивилизованные направления управленческих решений в регулировании сферой воспроизводства рабочей силы. В данном случае органы управления прямо не вмешиваются в процесс трудовых отношений. Они создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе направлений хозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической стратегии. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают сложившихся соотношений на рынке труда и являются существенным катализатором основных процессов, происходящих в сфере воспроизводства рабочей силы [Там же, C. 21].
Современная политика российского государства в области занятости населения строится на принципах, изложенных в принятом в 1991 г. Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации. По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Прежде всего, этот закон регламентирует систему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных, как-то: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочное оформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы. Важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало создание в начале 90-х годов государственной службы занятости ГЗС (до 1996 г. - Федеральная служба занятости) [17, C. 15].
Обслуживание безработных - безусловно, важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политики занятости. Исходной задачей является профилактика безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе воздействия на ситуацию в области занятости.
3.2. Развитие предпринимательства как условие борьбы с безработицей
В законе Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательская деятельность - это инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли [10, C. 19].
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд [18, C. 138].
В Российской Федерации становление предпринимательства в годы реформ началось практически с нуля. К концу 2004 г. доля работников малых предприятий - юридических лиц в общей численности занятых достигла 13 - 15 %, а произведенная ими промышленная продукция - 7 - 8 % выпуска продукции во всех отраслях экономики. Общий вклад малого предпринимательства в ВВП страны составляет 10 - 12 %, причем на протяжении уже длительного времени. В настоящее время с учетом индивидуальных предпринимателей общее количество занятых в данном секторе российской экономики оценивается, по данным Госкомстата РФ, в 11,6 млн. человек. В общей численности экономически активного населения страны это составляет около 17 % [19, C. 93].
Таким образом, предпринимательство оказывает существенный вклад в уровень занятости населения. Однако даже данный уровень в 3 - 4 раза ниже аналогичного показателя не только для экономически развитых, но и для среднеразвитых стран Европы даже с учетом различий в национальных критериях малого (малого и среднего) предпринимательства [Там же, C. 93].
Сегодня в России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Речь идет прежде всего о том, что для субъектов малого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, которая учитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов. Между тем крупные предприниматели имеют возможность лоббировать принятие правовых актов или решений правительства [20, C. 127].
Основная проблема, с которой сталкиваются предприниматели в России - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране практически отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живший «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства предстоит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции [Там же, C. 128].
Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспечения, что увеличивает риски не возврата кредитов [Там же, C. 128].
Велико и количество различных административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и пр.), в которых заинтересованность чиновников не снижается. Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала, как предпринимателя, так и потребителя. Но наиболее существенным фактором, снижающим эффективность малых предприятий, является налоговая система, которая зачастую делает малый бизнес невыгодным и ведет к его уводу «в тень» [Там же, C. 128].
На совещании у Президента РФ 20 мая 2002 г. Правительству было дано поручение разработать меры, смягчающие налоговое бремя на малые предприятия. В результате достигнута договоренность и осуществлено снижение налога с выручки с 8 до 6 % при зачете до половины этой суммы в качестве страховой выплаты в Пенсионный фонд. Ставка налога на чистый доход снижена с 20 до 15 % . Повышена и планка отнесения предприятий к категории малых - оборот до 15 млн. рублей [Там же, C. 128].
Важность поддержки этого вида бизнеса подтверждена мировым опытом и практикой выживания малых предприятий (особенно в кризисных ситуациях). Господдержка создает условия, при которых малые предприятия закрепляют свои позиции в экономике, начинают самостоятельно развиваться и оказывать влияние на социально-экономические показатели, в том числе и показатели занятости региона, а затем и страны в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отмечу следующее. Безработица - это наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу, либо ожидает возвращения на работу или начала работы. Безработица расцветает во время экономического спада в стране, когда сокращается число рабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица - это так называемая «естественная» безработица - безработица в пределах 4 - 5 %, которую можно считать экономически приемлемой. Основными причинами безработицы являются: высокая заработная плата (классическая теория); низкий уровень спроса (кейнсианство); недостаточная гибкость рынка труда (монетаризм). Всего выделяют четыре основных видов безработицы: 1. фрикционная возникает как результат постоянного перемещения людей между рабочими местами; 2. сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда; 3. структурная безработица возникает в результате несоответствия между имеющимися видами работ и видами рабочей силы, ищущей вакансии; 4. циклическая возникает в результате неспособности совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. Экономисты выделяют и некоторые другие формы безработицы. Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К скрытой безработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени.
Основными параметрами, характеризующими состояние занятости являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые, безработные, уровень безработицы. Непосредственно количественно безработица измеряется следующими параметрами: 1. уровнем безработицы - долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы; 2. продолжительностью безработицы - временем пребывания в качестве безработного.
Безработица имеет негативные последствия как для каждого человека, так и для всего общества, государства в целом. Человек, оказавшийся безработным, прежде всего, страдает материально, поскольку его доход либо существенно сокращается, либо исчезает совсем. Кроме того, за время профессионального бездействия, безработный теряет квалификацию, что еще более усугубляет его положение в попытках найти работу. Безработица приносит значительные психологические проблемы: появляются нервозность, подавленность, чувство неполноценности, жизненной неудовлетворенности, из-за чего могут возникать стрессы, расстройства здоровья. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. Относительно государства негативные проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон, согласно которому при превышении фактического уровня безработицы над ее естественной нормой на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Кроме того, безработица вызывает определенную социальную напряженность в обществе, она чревата проявлениями массовых протестов в обществе, политическими конфликтами и в целом несет угрозу стабильности общества. Повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан.
Государственное регулирование безработицы осуществляется посредством правовых, организационно-административных, экономических, информационных, социально-психологических средств. Методы влияния на занятость со стороны государства можно разделить на косвенные и прямые. Последние относятся в основном к экономической, правовой и организационной сфере, когда посредством инвестиционной, налоговой и кредитной политики, юридических актов, других организационных мер достигаются оперативные результаты в сфере занятости. Методы косвенного воздействия направлены на создание условия для того, чтобы при самостоятельном выборе направлений хозяйствования субъекты рынка труда тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической стратегии. Современная политика российского государства в области занятости населения регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет государственная служба занятости - ГСЗ. Обслуживание безработных - безусловно, важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политики занятости. Исходной задачей является профилактика безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе воздействия на ситуацию в области занятости. Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях. В Российской Федерации становление предпринимательства в годы реформ началось практически с нуля, а к концу 2004 г. доля работников малых предприятий в общей численности занятых достигла 13 - 15 %. Таким образом, предпринимательство оказывает существенный вклад в уровень занятости населения. Однако даже данный уровень в 3 - 4 раза ниже аналогичного показателя не только для экономически развитых, но и для среднеразвитых стран Европы. Поэтому создание условий для дальнейшего развития предпринимательства в России должно стать важнейшим направлением в борьбе с безработицей и ее проблемами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М. 6 РАГС, 2005. - 384 с.
2. Бреев В.Д. Тенденции развития безработицы в России // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда, 2005. - № 4 (33). - с. 49 - 52.
3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Безработица и инфляция. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 182 с.
4. Селищев А.С. Макроэкономика. - Спб.: Питер, 2005. - 464 с.
5. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: учебник. - М.: «дело и Сервис», 2003. - 544 с.
6. Экономика предприятия: экзаменационные ответы / Под ред. проф. Пелиха А.С. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 416 с.
7.Задоя А.А., Петруня Ю.В. Макроэкономика: учебник. - К.: О-во «Знание», КОО, 2004. - 368 с.
8. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 831 с.
9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие. - М, 2002. - 491 с.
10.Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 208 с.
11.Новицкий А. Занятость в сфере обслуживания населения. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003. - 142 с.
12.Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - 464 с.
13.Бочарова И. Программы содействия занятости // Экономист, 2005. - № 5. - с. 77 - 83.
14.Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие. - М.: ИЦ: «Академия». 2002. - 192 с.
15.Ониценко В.Ф. Рациональная занятость: методология регионального исследования. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 272 с.
16.Иванова В.Н., Безнадежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192 с.
17.Четверина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004. - № 3. - с. 48 - 54.
18.Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С.М. Синельников и др. - Спб.: Алга-фонд, 2002. - 568 с.
19.Бухвальд Е.М., Виленский А.В. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2002 - № 1. с. - 91 - 98.
20.Дадашев А. и др. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, 2002. - № 7. с. 127 - 132.
21.Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 444 с.
22.Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 709 с.
23.Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 638 с.