Социально-экономическое развитие Республики Казахстан: состояние, анализ новых тенденций
Карагандинский Экономический Университет
Казпотребсоюз
кафедра «финансы, налогообложение, страхование»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Социально-экономическое развитие Республики Казахстан: состояние, анализ новых тенденций»
Выполнил студент
гр. ГМУ-41
Темиржанов С.Д
Караганда - 2008
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Государство как макроэкономическая система
1.2 Макроэкономические показатели социально экономического развития государства
1.3 Платежные баланс государства
2 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Республика Казахстан как макроэкономическая система
2.2 Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан
2.3 Анализ внешнеэкономических связей Республики Казахстан
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Эффективность государственных программ социально-экономического развития Республики Казахстан
3.2 Современные тенденции в социально-экономическом развитии Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив.
Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Экстенсивный путь экономического роста - это исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. И естественно вследствие своего первенства он имеет множество проблем, касающихся многих сфер экономики. Очень важно осветить эти проблемы для того, чтобы исключить их в дальнейшем развитии экономических отношений.
Большую часть мира составляют слаборазвитые, в экономическом плане, страны с низким уровнем дохода на душу населения по сравнению с экономически передовыми странами. Эти страны поддаются развитию, но в настоящее отстают от экономически развитых.
И надо отметить, что здесь преобладает экстенсивный путь экономического роста, и проблема их развития приобретает всё большую актуальность темы дипломной работы и огромный интерес уделяемый ей.
Ключ к развитию основан на четырех главных факторах: население, природные ресурсы, капиталообразование, техника. Поэтому необходимо рассмотреть вопросы, связанные с этими факторами в условиях экстенсивного развития. К ним относятся: обнаружение и лучшее использование природных ресурсов, вопрос о занятости населения, технико-экономическом прогрессе, капиталовложении.
Целью данной дипломной работы является описание сущности социально-экономического роста страны, его типов и факторов, влияющих на его интенсивность.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи, которые планируется решить в процессе написания дипломной работы:
1. Исследовать теоретические аспекты социально-экономического развития государства;
2. Провести анализ внешнеэкономических показателей Республики Казахстан;
3. Проанализировать результаты проведения Государственной программы социально-экономического развития Республики Казахстан;
4. Определить основные направления дальнейшего социально экономического развития Республики Казахстан.
Для написания дипломной работы в качестве методологической базы исследования были выбраны: нормативно-правовые акты Республики Казахстан, труды отечественных и зарубежных ученых посвященные проблеме исследования, материалы веб-сайтов государственных учреждений и т.д.
1 Теоретические аспекты социально-экономического развития государства
1.1 Государство как макроэкономическая система
Государство (government) -это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого - ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния - и выступающий поэтому:
а) производителем общественных благ;
б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке.
Кроме того, государство выступает регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.
Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:
- структурную, обеспечивающую экономический рост
- конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.
Действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений, называются макроэкономической политикой.
Государство устанавливает «правила игры» на национальном рынке: определяет налоговую политику, тарифные ставки, квоты, дотации, а также законы, согласно которым действуют участники экономических отношений. Государство, в лице правительства, выступает одним из субъектов рынка, т. е. активно действующей стороной, отстаивающей национальные интересы.
Во-вторых, микроэкономика исследует меновое хозяйство, в котором используются «товарные деньги», т. е. функции денег выполняет одно из производимых фирмами благ (например, золото). Это приводит к тому, что в микроэкономике рассматривается лишь реальный сектор национального хозяйства. Макроэкономический анализ исходит из существования в стране «кредитных денег», количество которых регулируется государством (Центральным банком). Поэтому в макроэкономике исследуются наряду с реальным монетарный сектор и взаимодействие обоих секторов.
В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период применяются такие агрегаты, как:
- Валовой внутренний продукт (ВВП)
- Валовой национальный продукт (ВНП)
- Чистый национальный продукт (ЧНП)
- Национальный доход (НД)
- Личный доход граждан (ЛД)
Эти показатели формируют систему национальных счетов (СНС), представляющую собой систему экономической информации, используемую во всем мире для описания и анализа хозяйственной деятельности на макроуровне. Данные СНС широко применяются органами государственного управления при формировании макроэкономической политики. Ими также все активнее пользуются предприниматели и менеджеры для анализа общего макроэкономического климата и при построении макроэкономических моделей и т. д. В современном мире СНС представляет собой универсальный экономико-статистический язык, на котором общаются между собой экономисты всех школ и направлений, статистики, государственные деятели, политики, социологи, специалисты в области государственного управления, финансисты дипломаты и др.
Экономисты считают, что всеобъемлющим индикатором экономического развития и наилучшим показателем состояния экономики являются ВВП и ВНП, составляющие основу СНС. Оба понятия представляют собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной страной в течение определенного периода.
1.2 Макроэкономические показатели социально-экономического развития государства
Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической коньюктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы - накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков - сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов - накопленный в результате капитал, государственный долг.
Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо.
Валовый выпуск представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени. Валовый выпуск включает в себя абсолютно все товары, произведенные в экономике, в том числе и предназначенные для производства других товаров и услуг. Последние составляют промежуточное потребление, в отличие от конечного потребления.
Уровень валового выпуска, который обеспечивается в условиях полной занятости, называется уровнем естественного выпуска.
Валовый национальный продукт (ВНП) - стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени. ВНП, в отличие от валового выпуска, очищен от промежуточного потребления. Как на практике избегают двойного счета, будет рассмотрено ниже.
Различают валовый национальный и валовый внутренний продукт (ВВП). ВНП - это ВВП минус сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны с использованием иностранных факторов производства, плюс сумма добавленной стоимости, созданной за границей с использованием факторов, принадлежащих гражданам данной страны.
При расчете ВВП используются три основных метода:
1) Метод добавленной стоимости.
ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).
Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная стоимость - это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.
Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.
2) Метод расчета ВВП по расходам
Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:
Потребительские расходы населения (С).
Валовые частные инвестиции в национальную экономику ( Ig ).
Государственные закупки товаров и услуг (G).
Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.
ВВП = С + Ig + G + NX, (1)
3) Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).
Различают два вида доходов: трудовые и на собственность (предпринимательский). Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Предпринимательские доходы включают: ренту (Р), доходы от собственного (частного) предприятия (Дс), прибыль корпораций (Пк), включающая налог на прибыль корпораций (НПк), чистую прибыль (ЧПк), дивиденды (Д); проценты по вкладам (%). По данному методу расчета учитываются два компонента, не относящиеся к выплатам: амортизация (А) - износ капитала и косвенные налоги (Кн = таможенные пошлины, налоги с продаж, НДС).
Таким образом, ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т.е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. То, что для одних субъектов является издержками, для других - доходами.
Таблица 1 - Совмещение двух подходов к расчету ВВП по расходам и доходам
|
ВВП, рассчитанный по расходам | ВВП, рассчитанный по доходам | |
Потребительские расходы населения (С) Валовые частные инвестиции ( Ig ) Государственные закупки товаров и услуг (G) Чистый экспорт (NX) | Заработная плата (w) Процент ( r ) Прибыль (Р) Амортизация (d) Косвенные налоги (T interect) | |
|
Оба метода считаются равноценными и должны давать в итоге одинаковую величину ВВП.
Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП. Во-первых, это сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг акций, облигаций и т.п. Финансовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства. Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и благ, бывших в употреблении. Их ценность была учтена ранее. В-третьих, частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами. В-четвертых, государственные трансферты.
Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фатора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавлять разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получим показатель ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах +-1% от ВВП.
Если расчеты ВВП производить в текущих ценах, то может оказаться искаженным физический объем производства. Есть разница в значениях номинального и реального ВВП.
Номинальный ВВП подсчитывается в текущих ценах (PQ), где Р- индекс цен, Q - физический объем производства. Для определения физического объема производства устанавливается базисный год и рассчитываются в его ценах произведенный в текущем году ВВП. Новый базисный год обычно определяется каждые 10-15 лет.
Реальный ВВП - это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен.
Реальный ВВП (Q) = номинальный ВВП (PQ) / дефлятор ВВП, следовательно, дефлятор ВВП (Р) = номинальный ВВП (PQ) / реальный ВВП (Q)
Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса - дефляции. Если величина индекса цен больше 1, то произошло дефлирование ВВП, если индекс цен меньше 1, то произошло инфлирование.
Дефлятор ВВП учитывает цены всех товаров и услуг, произведенных в стране. Дефлятор не учитывает цены импортных товаров. Дефлятор допускает изменения в наборе товаров и услуг в соответствии с изменением состава ВВП.
Макроэкономическая теория использует различные индексы цен для исчисления реального ВВП.
Оценка вероятного уровня валового национального продукта (ВНП), является отправной точкой при определении долговременного прогноза экономического роста, так как это наиболее исчерпывающий измеритель экономического роста, имеющий всеобщее признание.
В США, к примеру, прогнозирование ВНП осуществляется такими организациями как National Planing Association, Conference Board и Department of Commerce, которые имеют богатейший опыт прогнозирования основных макроэкономических показателей. Изучение этого опыта позволило описать некоторую логическую последовательность этапов разработки прогноза ВНП и взаимосвязей важнейших макроэкономических показателей.
Таким образом, прогнозирование ВНП представляет процесс, разделенный на 3 этапа, в рамках которых определяется уровень ВНП и взаимосвязь с другими важнейшими показателями:
- 1 этап - составляющие компоненты ВНП;
- 2 этап - использование рабочей силы;
- 3 этап - компенсации, прибыль и цены.
Последовательность этапов разработки прогноза и взаимосвязь макроэкономических переменных наглядно представлена на схеме 1.
Прогнозирование ВНП и других важднейших макроэкономических переменных следует начать с "экзогенных" переменных - поведение которых слабо связано с текущим развитием экономики - и перейти далее к «эндогенным», поведение которых в значительной степени зависит от всего остального.
Таким образом, 1 этап начинается с расчета экспорта и государственных расходов, первоначальные оценки которых могут быть сделаны на основе внешних источников. Кроме того, к примеру, в США, Commerce Department обеспечивает достаточно точными обзорами планов капитальных вложений и сведениями о первоначальной стоимости основного капитала у нерезидентов.
Краткосрочную оценку государственных и местных правительственных расходов на товары и услуги с успехом можно получить на основе изучения временных рядов и изменений в товарных запасах.
Чистый национальный продукт (ЧНП) - один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. ЧНП представляет собой разницу между валовым национальным продуктом и суммой амортизационных отчислений в национальном хозяйстве.
ЧНП= ВНП - амортизация, (3)
ЧНП можно исчислять и другим методом, рассматривая его как сумму доходов: заработной платы, взносов на социальное страхование, налогов, процентов, дивидендов, рентных платежей, нераспределенной прибыли корпорации, доходов от индивидуальной деятельности, а также других форм доходов резидентов данной страны.
Показатель ЧНП имеет существенный недостаток: он несет в себе искажения, которые вносит в структуру рыночных цен государство. Без вмешательства государства сумма рыночных цен всех товаров без остатка раскладывается на факторные доходы домашних хозяйств. Однако государство, вводя косвенные налоги, с одной стороны, и предоставляя фирмам субсидии - с другой, фактически способствует завышению рыночных цен в первом случае и занижению - во втором.
Национальный доход - один из основных обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. Национальный доход представляет собой сумму всех видов доходов, полученных экономическими агентами в течение данного статистического периода за их вклад в производство валового национального продукта. Чтобы определить показатель общего объема заработной платы, процентов, рентных платежей, дивидендов, прибыли и других доходов, т.е. величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть налоги косвенные. Национальный доход может быть также определен посредством расчета валового национального продукта по доходам при исключении двух видов платежей - амортизации и косвенных налогов на бизнес. В указанном выше смысле общие доходы нации можно определить как заработанный национальный доход. Поэтому в него не включаются косвенные налоги, так как государство, получая их, не вкладывает никаких ресурсов в производственный процесс. Однако в системе национальных счетов более широко используется показатель располагаемого национального дохода, под которым понимается общая велики. на доходов, полученных и переданных хозяйственным единицам в результате производственной деятельности или от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. При исчислении располагаемого национального дохода суммируются:
а) заработная плата - вознаграждение лицам наемного труда, выплачиваемое в денежной и натуральной форме;
б) взносы на социальное страхование которые не зависят от количества и качества труда и вносятся предприятиями;
в) косвенные налоги на бизнес и другие государственные сборы;
г) субсидии - это "отрицательные налоги". Они уже не содержатся в рыночных ценах, в которых исчисляются основные статистические показатели, поэтому из совокупных доходов вычитаются;
д) пособия- трансфертные платежи домашним хозяйствам в денежной и натуральной форме, которые производятся административными или частными бесприбыльными организациями без каких-либо эквивалентов:
е) международная помощь - безвозмездные выплаты одного государства другому и взносы в международные организации. Если нам помогают больше, чем мы, то международная помощь включается со знаком «+», если больше помогаем мы, то со знаком "-":
ж) нераспределенная прибыль корпораций - чистая прибыль, которая остается у корпораций после вычета из произведенной добавленной стоимости издержек на оплату труда, амортизации, налогов, процентов и дивидендов;
з) доходы от собственности - поступления во все секторы экономики в виде дивидендов, ренты, процентов;
и) доходы от индивидуальной деятельности - доходы мелких не корпоративных предприятий и свободных профессий;
к) доходы от страхования - сальдо ежегодно; выплат пособий по страхованию и взносов на страхование (если пособия больше взносов, то разность учитывается со знаком "+"; если пособия меньше взносов, то со знаком "-");
л) доходы от операций: внешним миром - включается сальдо этих доходов.
Национальный доход представляет собой чистый продукт, измеренный в ценах факторов производства. НД есть ЧНП минус косвенные налоги плюс субсидии.
Таким образом, национальный доход (НД) - это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства (заработная плата, процент на капитал, рента):
НД=ЧНП-Кн, (4)
где Кн = таможенные пошлины, налоги с продаж, НДС
Уровень национального дохода, который обеспечивается в условиях полной занятости, называется национальным доходом полной занятости.
Доход, который остается в распоряжении домашних хозяйств, то есть доход после уплаты налогов, составляет располагаемый доход домашних хозяйств.
К потоковым величинам относятся расходы на потребление, сбережения, инвестиции, государственные закупки, налоги, экспорт, импорт и некоторые другие важнейшие показатели.
Заработанные владельцем каждого фактора производства доходы всегда больше реально получаемых, так как национальный доход на пути движения к каждому собственнику фактора производства претерпевает изменения - вычитания и прибавления. После внесения этих поправок в НД образуется еще один макроэкономический показатель - личный доход (ЛД):
ЛД=НД-НПк-ЧПк-взносы на соцстрах+Т, (5)
где НД - национальный доход;
НПк - налог на прибыль корпораций;
ЧПК - чистая (нераспределенная) прибыль корпораций;
Т - трансферты (пенсии, стипендии, пособия);
Однако эта сумма не полностью используется гражданами страны. Как и прибыль предпринимателей, личные доходы граждан облагаются налогами, важнейшим из которых является подоходный (индивидуальный) налог (ИН). И только после его уплаты оставшаяся часть личных доходов поступает в распоряжение индивидов - личный располагаемый доход (персональный доход - ПД):
ПД = НД - НПк - ЧПк - взносы на соц. cтрах. + Т - ИН, (6)
где ИН - индивидуальные (подоходные) налоги.
1.3 Платежные баланс государства
Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей . Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления.
В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о движении потоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций, других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны и те, и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны.
С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное - если платежи превышают поступления.
Платежный баланс имеет следующие разделы :
- торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;
- баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);
- баланс движения капиталов и кредитов
Торговый баланс. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений. Связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций.
Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.
Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом.
Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США.
Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают.
С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства .
Развитие международного производства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализации хозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера.
По принятым в мировой статистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг.
По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе:
государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;
частные операции- переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса.
Перечисление операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок; услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы.
Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.
Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции ( покупка ценных бумаг заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля.
Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.
Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.
Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е годы основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100--150 млрд. долларов) направляется в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и курсом доллара (в начале 90-х годов снизился до 70 млрд. долларов).
Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов.
2 Оценка социально-экономического развития Республики Казахстан
2.1 Республика Казахстан как макроэкономическая система
Формирование экономического суверенитета, преодоление кризисной ситуации и вывод казахстанской экономического роста, связаны с совершенствованием управления экономикой.
Потенциальные возможности создания эффективной национальной экономики ещё не полностью использованы. По этой причине важным является принятие своевременных мер по повышению эффективности использования потенциала экономики.
Казахстан расположен огромным национальным богатством, около 85% которого приходится на природно-ресурсный потенциал, который может послужить базой для восстановления казахстанской экономики.
По объему разведенных запасов нефти и газа Казахстан занимает тринадцатое место в мире. Разведанные извлекаемые запасы нефти и конденсата на сегодня составляет 2,76 млрд. тонн. По запасам горючего газа 12,5 трлн. куб. м., на долю Казахстан приходится 1,6 % мировых запасов этого вида топлива. Эффективное использование этих потенциальных возможностей является предпосылкой для успешного развития предпосылкой казахстанской экономики.
Нет более важного для Республики Казахстан, чем задача обеспечения устойчивого экономического роста. Итоги макроэкономической динамики за последние 3-4 года позволяют утверждать, что Республика Казахстан добилась за этот период прекращения спада производства и обеспечила рост своего ВВП.
Наметившийся в последние годы в Казахстане экономический рост достигнут за счет сырьевых отраслей и импортозамещения.
Опыт экономических реформ в Республике Казахстан показывает, что особенности перехода к качественно новой стратегии развития экономики и проводимых преобразований заключались в следующем:
- переход от командно-административной к рыночной экономике;
- налаживание прямых экономико-политических отношений со санами мира;
- выход из союзной системы подчинения и создания самостоятельной структуры управления экономикой;
- стабилизация экономической ситуации;
- установление собственной денежной системы;
- разработка национальной экспорто-ориентированной стратегии.
Общая идеология начального этапа характеризовалась активной либерализацией экономики. Освобождение основных механизмов распределения, обмена и производства от административного контроля должно было способствовать ведению и функционированию рыночных механизмов в экономике.
Главными инструментами трансформации являлась инструкциональные рычаги. Основные принципы, соответствующие начальному этапу управления и стимулирования хозяйственной деятельности, ориентировались больше на методы экономического регулирования. Государство достаточно активно участвовало при контроле над экономикой, фискальная и денежная политика были мягкими.
В экономике республики были реализованы мероприятия по обеспечению макроэкономической и производственной стабилизации. Был существенно снижен уровень инфляции, стабилизировался обменный курс национальной валюты. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Проведены меры по санации и банкротству финансово несостоятельных предприятий и финансовых учреждений. В стране началась селективная поддержка восстановления производственного потенциала, приняты меры по развитию сельского хозяйства, совершенствование транспортно-коммуникационного комплекса.
Опыт десяти лет реформ дает нам возможность с большей доле уверенности утверждать, что успех в реформировании экономики и реализации поставленных целей и задач в социально-экономической политике государства зависит в основном от качества программ, планов реализуемых мероприятий.
В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на непростые условия мировой нестабильности, Республика Казахстан также смогла преодолеть долговременный и масштабный экономический спад и сегодня формирует условия для экономического роста, полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы.
Долгосрочная задача экономической политики состоит в полноценном достижении зависимости республики от ввода продукции обрабатывающих отраслей путем проведения активной политики импортозамещения перехода от капиталоемких производств к наукоемким производствам. Развитие импортозамещающих производств является одним из приоритетных направлений подъема экономки страны. В настоящее время в регионах Казахстана осуществляется активная работа в области развития программы импортозамещения и оживления деловой активности предприятий. Развитие и поддержка программы импортозамещения осуществляется местными органами власти за счет средств местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, хотя в условиях финансовых ограничений постоянно приходится изыскивать дополнительные средства для стимулирования хозяйственной деятельности.
В настоящее время экономика республики вступила в качественно новый этап развития, характеризующийся переходам к этапу развития импортозамещающего продукта.
В 2003 году рост реального ВВП по сравнению с 2002 годом составил 9,5%, что свидетельствует о стабилизации производства и росте экономики страны. Позитивные сдвиги в экономике за последние три года связаны со значительным увеличением объемов экспорта, высокими темпами роста объемов инвестиций и промышленного производства.
В 2003 году при росте ВВП на 9,5 % инвестиции в основной капитал выросли на 19,1%.
В структуре производства ВВП произошли значительные изменения. Удельный вес промышленного производства в ВВП вырос в 2003 году до 34,1% против 27,1% в 1991 году. Вместе с тем, доля сельского хозяйства сократилась за этот период в 3,6 раза, строительства - 1,8 раза. В целом удельный вес производства товаров в структуре ВВП за последние пять лет снизился с 52,8% - до 46,2%.
В то же время доля услуг в структуре ВВП начиная с 1991 года постепенно росла, достигнув максимального значения в 1997 году - 57,5%. В 2003 году доля услуг составляла 53,6%. Увеличение доли отраслей, производящих услуги в ВВП объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на товары, а также быстрым развитие финансовых и других посреднических услуг, характерных для рыночной экономики.
В 2003 году предприятиями и организациями всех форм собственности было инвестировано в основной капитал более чем 1193 млрд. тенге или 119,1% к уровню 2002 года.
Растущие объемы инвестиционных вложений были характерны для современных экспортоориентированных производств. В этом плане основными вопросами экспортоориентированной стратегии является выявление перспективных экспортных отраслей, поиск наиболее рациональных путей использования промышленного потенциала для интенсификации структурных преобразований в экономике. Ослабление конкурентоспособности отрабатывающих производств, замедление темпов экономического роста может произойти в результате чрезмерного присутствия сырьевого экспорта в структуре экспортируемой продукции.
Расширение и развитие экспортных производств должны стимулироваться посредством налоговых льгот экспортером и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного сектора экономики, путем использования доходов от экспортируемой пошлины и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов в качестве источника финансирования экспортных производств и государственных инвестиций на создание современной производственной и экономической инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
Одной из основных целей экспортоориентированной стратегии государства является выявление лидеров национального производства на внутреннем рынке и ориентация или преобразование в лидеров на внешнем международном рынке.
Эффективность инвестиционных вложений характеризует приращение доходов бюджета и населения, увеличение занятости и другие факторы.
Поскольку динамика инвестиций эластична к потреблению, рост экспорта определенных ресурсов как результат относительно высокого спроса на мировых рынках приводит к росту инвестиций, в том числе прямых иностранных.
Опыт экономического регулирования последних лет показал, что иностранные частные инвестиции не пойдут на создание конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Иностранному капиталу нет смысла создавать конкурентов собственному производству. Иностранный капитал не обеспечивает и крупномасштабных долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. В результате происходит отделение финансового каптала от производственного сектора, что ставит под угрозу национальные интересы республики.
На этом этапе формирования рыночных отношений важнейшей стратегической задачей развития казахстанской экономики является ее структурная перестройка, направленная на развитие сфер отраслей и секторов экономики, обеспечивающих повышение ее эффективности и увеличение производства конкурентоспособной продукции. Хозяйствующие субъекты каждый из сфер народного хозяйства, осуществляя свои уставные виды деятельности, соединяются как в производственном процессе, так и в процессе оказания различных видов услуг.
Значительным по составу отраслей и объемам производства продукции в рамках производственной сферы народного хозяйства Республики Казахстан является промышленный комплекс. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, общий объем промышленного производства имеет тенденцию к росту. Абсолютные стоимостные величины выпуска промышленной продукции в 2002-2003 годах соответственно, в действующих ценах составили 2000,2 и 2292,02 млрд. тенге, а их индексы физического были 113,8% и 109,8%.
Перспективные направления отраслей инфраструктурного комплекса Республики Казахстан будут определяться состоянием национальной экономики, темпами роста валового внутреннего продукта, степенью инвестиционной привлекательности, а также развитием приоритетных отраслей производственной сферы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и международном рынках.
2.2 Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан
Результатами успешного управления экономикой Республики Казахстан могут служить основные показатели социально-экономической деятельности.
Одной из составляющей экономики является работа промышленности Республики Казахстан.
Средние темпы роста промышленного производства в Казахстане за последние 6 лет составили 10,2%. Об этом 2 февраля 2007 г. на инвестиционной конференции «Интеграция с мировыми рынками каптала», организованной в рамках долгосрочного партнерства между Региональным финансовым центром (РФЦА) Алма-Аты и Лондонской фондовой биржей (LSЕ), заявил директор Департамента исследований и статистики Национального банка Казахстана Данияр Акишев.
Вместе с тем, Акишев отметил, что за последние шесть лет темпы роста добывающей промышленности опережают обрабатывающую промышленность. «К сожалению, приходится признавать, что Казахстан до сих пор является нефтедобывающей страной, ориентированной на нефтедобычу и зависящую от нефтедобычи, так как 90% экспорта страны приходится на экспорт сырья и продукции первых переделов. Доля экспорта минеральных продуктов составляет 74%; цветных металлов - 10% от общего объема экспорта. На нефть и газовый конденсат приходится 86% экспорта минеральных продуктов. Но при этом сохраняется очень высокий приток валовых прямых инвестиций. За последние 6 лет в Казахстан привлечено 31 миллиард долларов США, это общий приток, а чистый приток составляет 16 миллиардов долларов США. По итогам 9 месяцев 2006 года приток прямых иностранных инвестиций составил 4,5 миллиарда долларов США», - отметил он.
Объем произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана за январь-декабрь 2006 года по оперативным данным определился в сумме 9 738,8 млрд.тенге. Темпы изменения его реального объема составили 110,6% к соответствующему периоду 2005 года.
Прирост ВВП на 10,6% обусловлен увеличением реальных объемов во всех отраслях экономики: в промышленности - на 6,9%, сельском хозяйстве на 7,0%, строительстве - на 35,6%, транспорте - на 7,0%, связи - на 20,4%, торговле - на 9,8%.
За январь-декабрь 2006 года индекс-дефлятор в целом по экономике составил 116,0% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в производстве товаров - 114,6%, в производстве услуг - 116,9%.
В структуре ВВП текущего периода доли производства товаров и производства услуг составили 43,9% и 52,6% соответственно. Основную долю в производстве ВВП составляет промышленность (29,5%).
Производство ВВП за январь-декабрь 2006 года характеризуется следующими данными:
В 2007 - 2009 годах ежегодный прирост ВВП составит 7,5 - 8%. Об этом говорится в программе правительства на 2007 - 2009 годы.
«Реальный среднегодовой прирост ВВП в 2007 - 2009 годах составит 7,5 - 8%, что позволит решить стратегическую задачу удвоения ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году», - отмечается в документе. При этом прогнозный уровень ВВП на душу населения к 2009 году составит более $8900.
«В целях обеспечения стабильных макроэкономических условий среднегодовой уровень инфляции будет удерживаться в 2007 - 2009 годах в коридоре 5 - 7%», - отмечается в программе. По прогнозам правительства, к концу 2009 года численность населения Казахстана возрастет на 2,9%. Численность занятых в экономике за этот же период увеличится на 4%.
Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции прогнозируются на уровне 8,2 - 8,8%, прирост валовой продукции сельского хозяйства - около 3% ежегодно. Ожидается, что услуги транспорта будут расти в среднем на 6 - 6,7% в год, услуги связи - на 24%, в сфере торговли рост услуг составит в среднем 9 - 9,2% ежегодно. Увеличение объёма строительных работ за трехлетний период ожидается на уровне 20 - 24% в год.
Темпы прироста объёма инвестиций в основной капитал прогнозируются порядка 14 - 15% ежегодно.
Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы, по прогнозам правительства, в 2007 - 2009 годах составят 9,2 - 9,6%, прирост пенсий - 6,5 - 7%. Средняя продолжительность жизни населения в 2009 году прогнозируется на уровне 67,3 года.
В январе 2007 г. индекс физического объема промышленной продукции по сравнению с январем 2006 г. составил 109%.
Рост объемов производства в январе 2007 г. к уровню января прошлого года наблюдается во всех регионах республики. По сравнению с декабрем 2006 г. производство снижено во всех регионах, кроме Павлодарской области.
В Акмолинской области индекс физического объема в январе 2007г. по сравнению с январем 2006г. составил 114,5%, однако к уровню декабря 2006г. производство снижено (88,5%) в основном из-за уменьшения добычи руды железной агломерированной на 19,7%; выпуска автомобилей грузовых на 43,2%; золота необработанного - на 30,6%; конструкций строительных сборных - на 14,3%; подшипников - на 8,4%. На долю указанных видов продукции приходится более половины объема промышленного производства области.
В Актюбинской области в январе 2007г. по сравнению с январем 2006г. индекс физического объема составил 100,1%, однако к уровню декабря 2006г. производство снижено (98,1%). В отчетном месяце приостановлен выпуск хрома необработанного; к уровню декабря прошлого года сокращена добыча руд хромовых на 34,1%; газа попутного нефтяного - на 18,8%; нефти на 1,3%; снижено производство напитков на 33,9%; хромового дубителя - на 26,2%; бихромата натрия - на 18,6%; конструкций строительных из бетона - на 8,8%.
В Алматинской области в январе 2007г. по сравнению с январем 2006г. индекс физического объема составил 101,5%, однако по сравнению с декабрем прошлого года производство снижено (88,9%). В отчетном месяце приостановлен выпуск пряжи шерстяной; материалов нетканых и изделий из них; войлока; обуви с верхом из кожи; пестицидов и продуктов агрохимических прочих; к уровню декабря 2006г. сокращена добыча гравия и щебня на 26,5%; выпуск водки - на 50,2%; пива - на 34,7%; табачных изделий - на 13,4%; молока и сливок - на 59,5%.