Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
Контрольная работа
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
Введение
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
В Программе дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, достигнутого в 20012005 годах, анализ положения Республики Беларусь в мире, определены цели и задачи, основные направления и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных институтов, обоснована система мер правового, социально-экономического и экологического характера по их реализации, определены необходимые ресурсы и ожидаемые социально-экономические результаты.
Программа базируется на принципах преемственности, селективности (выбор приоритетов), научной обоснованности и системности экономических решений и ориентирована на устойчивый рост производства и повышение уровня благосостояния народа.
В Программе отражены и получили дальнейшее развитие Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, одобренные III Всебелорусским народным собранием, а также взаимоувязанная система мер по реализации действующих прогнозных документов - Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 годы, Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и других программ.
Экономические показатели в Программе даны по второму (наиболее реалистичному) сценарию развития экономики Республики Беларусь, выбранному из трех в ходе рассмотрения проекта Концепции программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 20062010 годы на совместном заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь и Правления Национального банка.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
Республика Беларусь вступает во второе пятилетие XXI века, призванное обеспечить переход на инновационный путь устойчивого социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами мира.
Мировые трансформационные процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.
Важной особенностью мирохозяйственных связей в последние десятилетия стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся на всех континентах и различающихся между собой по целям и глубине интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский союз (далее ЕС), объединяющий с 1 мая 2004 г. 25 государств.
Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической системы, в которой наряду с национальными структурами функционируют новые субъекты - транснациональные корпорации и транснациональные компании (ТНК), международные (межнациональные) компании (МНК), их союзы, региональные группировки, международные организации. В настоящее время в мире насчитывается 63 тыс. ТНК. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80 процентов иностранных инвестиций, на их долю приходится 80 процентов патентов и лицензий на новейшую технику и современные технологии.
Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: темпы прироста мирового ВВП возрастут с 2,7 процента в 1986 - 2000 годах до 3,7 процента в 2001 - 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем увеличится с 6,8 тыс. долларов в 2000 году (в ценах и по паритету покупательной способности (далее ППС) 1995 года) до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах - с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США - с 31 до 43,8, в развивающихся странах - с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах - с 7,8 до 15 (Россия - с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США) . Указанные тенденции определяют внешние условия социально-экономического развития Беларуси, которые необходимо учитывать при определении основных направлений и механизмов устойчивого развития нашей страны. Об этом свидетельствуют основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества (таблица 1).
Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества
|
| Единица измерения | Мировое сообщество | ЕС-25 | СНГ | Республика Беларусь | |
Удельный вес Республики Беларусь: | | | | | | |
территория | % | 0,15 | 5,2 | 0,94 | - | |
численность населения | % | 0,16 | 2,2 | 3,5 | - | |
Продолжительность жизни: | | | | | | |
мужчины | лет | 63,4 | 74,4 | 61,6 | 63,2 | |
женщины | лет | 67,73 | 80,8 | 72,6 | 75,0 | |
Естественный прирост на 1000 жителей | % | 13,5 | 0,5 | -2,0 | -5,2 | |
Уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению) на конец года | % | - | 8,1 | 2,8 | 1,9 | |
ВВП на душу населения (по ППС) | долларов США | 7735 | 23757 | 6800 | 6760 | |
Удельный вес в ВВП: | | | | | | |
конечное потребление | % | - | 78,9 | 71,7 | 75,5 | |
валовое накопление | % | - | 19,8 | 20,7 | 31,0 | |
чистый экспорт | % | - | 1,2 | 7,6 | -6,5 | |
Экспорт товаров и услуг на одного жителя | долларов США | 979 | 5502 | 688 | 1598 | |
Импорт товаров и услуг на одного жителя | долларов США | 998 | 5444 | 410 | 1748 | |
Производство основ-ных видов продукции на душу населения: | | | | | | |
электроэнергия | кВт. ч. | 2500 | 5694 | 4756 | 3177 | |
сталь | кг | 145 | 396 | 319 | 195 | |
минеральные удоб-рения (в пересчете на 100 процентов питательных веществ) | кг | 22,8 | 37,8 | 88 | 550 | |
цемент | кг | 257 | 484 | 247 | 278 | |
телевизоры (на 1000 населения) | штук | 19 | 52 | 24 | 128 | |
холодильники и мо-розильники (на 1000 населения) | штук | 11,8 | 42 | 16 | 97 | |
масло животное | кг | 1,3 | 5,3 | 2,0 | 8,3 | |
зерно | кг | 335 | 592 | 542 | 714 | |
скот и птица (в убойном весе) | кг | 39,6 | 92,6 | 32,8 | 64 | |
молоко | кг | 81 | 315 | 234 | 524 | |
|
Источники: статистические ежегодники Республики Беларусь, Российской Федерации, Содружества Независимых Государств, Республики Польша, материалы МИД.
Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития. Об этом свидетельствуют экономические показатели в расчете на душу населения в сравнении с государствами участниками Содружества Независимых Государств (далее СНГ) и мировым сообществом в целом.
Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. В Беларуси экспорт товаров и услуг составляет более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации - 35, Германии - 38, Украине - 61, Литве - 53, Латвии - 42, Польше - 34, Великобритании - 25 процентов.
Согласно данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства участники СНГ, кроме России.
Вместе с тем Республика Беларусь в 3 - 5 раз отстает от экономически развитых стран ЕС по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни населения, развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров, объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда.
Беларусь - одна из первых государств участников СНГ, которая к началу XXI века достигла и превысила уровень докризисного 1990 года.
На протяжении последних лет в Республике Беларусь наблюдается изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. В 2005 году в структуре производства ВВП доля услуг составила 41,7 процента, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50 процентов, в Латвии достигла 70 процентов.
Учитывая высокую степень открытости белорусской экономики, темпы и возможности ее роста тесно взаимосвязаны с динамикой развития стран - основных торгово-экономических партнеров. Основными из них являются Россия, Польша, Германия, Великобритания, Нидерланды и Украина, на долю которых в 2003 - 2005 годах приходилось более 73 процентов всего экспорта белорусских товаров. Так, в России среднегодовые темпы роста ВВП на долгосрочную перспективу, предусмотренные Основными направлениями социально-экономического развития, должны составить 6 - 7 процентов на протяжении 10-летнего периода. Украина прогнозирует прирост объема ВВП на уровне 7,1 процента на 2006 - 2008 годы и 6 процентов - на 2009 - 2010 годы. В Польше среднегодовой прирост ВВП на перспективу до 2010 года ожидается на уровне 5 процентов, в Латвии - 8 процентов, в Литве - 6,8 процента (рис. 1).
Рис 1 - ВВП на душу населения по ППС 2002 года в Республике Беларусь и ЕС-25
Более высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 году к европейским странам по уровню производства ВВП в расчете на душу населения, который в 2002 году составил 23,3 процента от соответствующего показателя ЕС-25, по итогам за 2005 год - ожидается на уровне 29,4, в 2010 году - прогнозируется 40 процентов.
ВВП на душу населения наряду с ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования является важнейшей составляющей индекса развития человеческого потенциала. В предстоящем пятилетии индекс роста ВВП по ППС в долларах США увеличится с 0,696 в 2004 году до 0,772 в 2010 году, индекс ожидаемой продолжительности жизни - с 0,733 до 0,750, индекс уровня образования - с 0,950 до 0,964 соответственно.
Важнейшей тенденцией мирового развития является переход экономически развитых стран со второй половины XX столетия к построению нового постиндустриального информационного общества. Основу мировой экономики составят отрасли и производства V - VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информации, современных видах услуг (телекоммуникационные, информационные, маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, консалтинговые и др.). Доля сферы услуг в ВВП экономически развитых государств прогнозируется на уровне 70 - 75 процентов.
Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, достаточно мощную строительную базу, высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров, многовекторные внешнеэкономические связи, а также максимально смягчить или преодолеть воздействие негативных факторов: высокий уровень износа активной части основных производственных фондов, высокую материалоемкость продукции, недостаточную обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокую энергоемкость выпускаемой продукции, слабую развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень развития инновационной сферы.
В прошедшем пятилетии работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001 - 2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.
Для этого осуществлялись первоочередные меры Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (таблица 2).
Таблица 2 - Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы
|
| Показатели Программы, процентов | Выполне-ние пока-зателей Программы | 2005 год | |
| | | к уровню 1990 года | к уровню 1995 года | |
Валовой внутренний продукт | 135 140 | 143,1 | 127 | 1,9 раза | |
Продукция промышленности | 128 132 | 151,8 | 153 | 2,5 раза | |
Продукция сельского хозяйства | 122 128 | 125,7 | 90 | 1,2 раза | |
Инвестиции в основной капитал | 160 170 | 184 | 96,2 | 2,5 раза | |
Производство потребительских товаров | 142 147 | 150,4 | 166 | 2,8 раза | |
в том числе: | | | | | |
продовольственные товары | 139 144 | 151,1 | 117 | 2,3 раза | |
непродовольственные товары | 146 152 | 150,4 | 198 | 3,4 раза | |
Объем внешней торговли (с учетом услуг по методо-логии платежного баланса) | 142 150 | 229 |
| 3,3 раза | |
в том числе: | | | | | |
экспорт | 143 152 | 237,6 |
| 3,4 раза | |
импорт | 141 149 | 220,8 |
| 3,1 раза | |
Реальные денежные доходы населения | 158 163 | 176,7 | 174,7 | 3,4 раза | |
Реальная заработная плата | 180 185 | 205,5 | 195,3 | 3,5 раза | |
Розничный товарооборот | 150 155 | 209,9 | 217 | 5 раз | |
Платные услуги населению | 160 165 | 171,6 | 93 | 2,6 раза | |
Снижение энергоемкости ВВП | 20 25 | 25,5 |
| | |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, млн. м2 за период | 12,75 15 | 16,12 | 72 | 1,9 раза | |
|
Значительно превышены задания Программы на 2001 - 2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП - на 27 процентов, выпуску промышленной продукции - на 53, производству потребительских товаров - на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате - в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту - в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90, инвестиций в основной капитал - 96,2 процента от уровня 1990 года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня докризисного года (таблица 3).
Таблица 3 - Индексы изменения основных показателей развития экономики Беларуси и крупнейших государств-участников СНГ (2004 год к уровню 1991 года) (процентов)
|
Страна | ВВП | Продукция промыш-ленности | Продукция сельского хозяйства | Инвестиции в основной капитал | |
Беларусь | 117,3 | 140 | 92,3 | 75,1 | |
СНГ* | 89 | 80 | 80 | 54 | |
в том числе: | | | | | |
Россия | 89,5 | 76 | 74 | 43 | |
Украина | 66,7 | 96 | 73 | 47** | |
Казахстан | 116,5 | 89 | 82*** | 62 | |
|
В прошедшем пятилетии улучшились качественные параметры функционирования экономики - повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год.
Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001 - 2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту - в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США.
Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 процентов, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.
2001 - 2005 годы стали важным этапом утверждения целевых ориентиров развития белорусской науки, повышения эффективности научных исследований и разработок, расширения сферы приложения их результатов и инновационной деятельности, разработки новейших технологий, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение, энергетическую безопасность страны, экологизацию производства.
В стране созданы основы нормативной и правовой базы, регулирующей отношения в сфере научной и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения, создания охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.
При достаточно высоких темпах роста ВВП увеличение объемов внутренних затрат в научной отрасли оказалось более интенсивным, что отвечает государственным приоритетам социально-экономического развития.
Интенсификации научной деятельности содействовали мероприятия по ее материальному стимулированию, в частности снижение в два раза ставки налога на прибыль организаций, включенных в перечень высокотехнологичных, освобождение от уплаты НДС организаций, выполнявших научные исследования и разработки, снижение до 10 процентов НДС для организаций, применяющих новые и высокие технологии и др. Наметился рост заработной платы работников научной сферы.
Вместе с тем не преодолены негативные тенденции развития отрасли, в частности низкие темпы обновления материально-технической базы науки, отток кадров, что сдерживает решение проблем их омоложения и качественного роста.
В текущем пятилетии сравнительно высокими темпами развивается промышленность - наращивание объемов производства промышленной продукции обеспечено при опережающем росте производительности труда, увеличены объемы экспорта и валютных поступлений, закреплена положительная тенденция по энергосбережению, увеличились масштабы привлечения инвестиций в основной капитал. Расширение маркетинговых исследований, проведение сертификации выпускаемой продукции, дальнейшее развитие интеграционных связей со странами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией, позволили усилить позиции белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.
Прирост промышленной продукции за 2001 - 2005 годы составил 51,8 процента против 28 - 32 процентов, предусмотренных Программой на 2001 - 2005 годы.
Кроме того, остается нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной продукции - обновление основных производственных фондов и модернизация промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования. Особенно значителен износ основных средств в таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
Развитие топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 104, 5/4432), и было направлено на реализацию энергосберегающих мероприятий и рационализацию структуры энергетических мощностей и систем транспортировки энергоносителей. Приоритетным направлением модернизации электроэнергетических мощностей остается внедрение и использование паро- и газотурбинных, парогазовых установок.
Проведены модернизация и техническое перевооружение некоторых объектов комплекса, введены в строй новые мощности на Пинской ТЭЦ, Бобруйской ТЭЦ-1, Витебской ТЭЦ, Лидской ТЭЦ, а также мини-ТЭЦ. На Березовской ГРЭС проведена реконструкция третьего и четвертого энергоблока, общая мощность станции составляет 1060 МВт. В результате за рассматриваемый период по энергосистеме введено 171,31 МВт установленной мощности. Построены и реконструированы линии электропередач напряжением 330 кВ и протяженностью 214,7 км, электрические сети соответственно 35 - 110 кВ - 72,1 км, 0,4 - 20 кВ - 7193,6 км.
На 1 января 2005 г. уровень износа основных фондов в электроэнергетике достиг 60,7 процента, средневзвешенный срок службы генерирующих источников составил 29,7 года при нормативном - 27 лет. Электротехническое оборудование физически и морально устарело, по техническим и экономическим характеристикам не отвечает современным требованиям.
Ежегодный прирост ввода распределительных газовых сетей составил 1500 - 1600 км. За последние годы построены газораспределительные станции для обеспечения природным газом таких районных центров, как Пинск, Вилейка, Столин, Иваново, Глубокое, Поставы, Докшицы, Старые Дороги и др. Заканчивается газификация Полесья.
Продолжалась модернизация белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Глубина переработки нефти в ОАО ”Нафтан“ достигла 70 процентов, в ОАО ”Мозырский НПЗ“ - 66 процентов.
Реализация мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости ВВП за 2001 - 2005 годы на 25,5 процента.
В машиностроительном комплексе значительно перевыполнено задание Программы на 2001 - 2005 годы по увеличению объемов производства. За этот период объем продукции возрос в 1,8 раза, что выше установленного задания. Этому способствовала селективная государственная поддержка выбранных в качестве ”точек роста“ предприятий и производств, разработка и освоение принципиально новых видов продукции, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках. Важной предпосылкой экономического подъема стало осуществление научно-технических программ, углубление производственной кооперации с предприятиями Российской Федерации.
Происходит наращивание выпуска экспортоориентированной продукции (телевизионных приемников, бытовых холодильников, автобусов, грузовых автомобилей и т.д.). Это стало возможным благодаря расширению работ по сертификации выпускаемой и новой продукции. Активно ведется работа по совершенствованию форм и методов управления производством путем создания в подведомственных организациях современных систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000, развития механизмов подтверждения соответствия и сертификации продукции. В результате предприятиями отрасли ежегодно выполняются задания по экспорту и достигнуто положительное сальдо во внешнеторговой деятельности.
Вместе с тем современное состояние машиностроения характеризуется высокой степенью износа машин и оборудования (до 85 процентов), что не позволяет большинству предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Сложным остается и финансовое положение предприятий, остро стоит проблема поиска средств на техническое перевооружение.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность не только удовлетворяет потребности страны в своей продукции, но и значительную часть (порядка 40 процентов) экспортирует. Исключение составляет целлюлозно-бумажная отрасль, которая является наиболее слабым звеном отечественного лесопромышленного комплекса. Потребности страны в целлюлозе и бумаге удовлетворяются в основном за счет импорта. Для частичного решения проблемы импортозамещения по целлюлозосодержащим полуфабрикатам в ОАО ”Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат“ завершается строительство второй очереди целлюлозного завода.
Позитивные изменения происходят в развитии строительного комплекса: среднегодовой рост объемов подрядных работ и промышленности строительных материалов составил 10 процентов в год. Предприятия промышленности выпускают строительные материалы, способные обеспечить не только внутренние потребности страны, но и внешнего рынка. Промышленность комплекса сохраняет экспортную направленность, сертифицированы практически все строительные материалы и изделия, определяющие потребительские свойства жилья, осуществляются меры по обновлению основных средств.
Однако не все задачи инвестиционной и инновационной политики в отрасли решены. Не в полной мере удовлетворяет современным требованиям качество строительной продукции. Актуальными являются задачи модернизации предприятий отрасли, обновления технической базы и машинного парка строительных машин, совершенствования структуры мощностей по выпуску стеновых материалов. Остаются высокими энерго- и материалопотребление, низок уровень рентабельности. Снижается ценовая конкурентоспособность белорусских строительных материалов на российском рынке.
Рост инвестиций в основной капитал за последнюю пятилетку (в среднем 13 процентов в год) позволил в 2005 году достигнуть 96,2 процента их объема от уровня 1990 года. Это положительно отразилось на обновлении основных средств и увеличении инвестиций по объектам производственного назначения (с 57,6 процента в 2000 году до 65,7 процента в 2005 году) и технологической структуре, где доля инвестиций на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь увеличилась с 37,8 процента в 2000 году до 46,9 процента в 2005 году.
Обеспечение населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны. В 2001 - 2005 годах обеспечена положительная динамика объемов ввода жилья. Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя в 2005 году (по оценке) составила 23 кв. метра, что соответствует заданным параметрам, и на 1,4 кв. метра превышает уровень 2000 года. Ввод жилья в сельской местности и малых городах составит ежегодно в 2006 - 2010 годах около 32 процентов общего объема ввода (за 2005 год составил 41 процент).
На начало 2005 года на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 525 тыс. семей, что на 43,8 тыс. семей меньше, чем на начало 2001 года (около 14 процентов общего количества семей).
Проблемой остается снижение стоимости строительства 1 кв. метра жилья, которая, несмотря на принимаемые меры по ресурсо- и энергосбережению, значительно опережает темпы роста доходов населения.
В агропромышленном комплексе в 2001 - 2005 годах осуществлялось дальнейшее углубление специализации, совершенствовался организационно-экономический механизм, укреплялась материально-техническая база, шло реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций с реструктуризацией задолженности, развивались кооперация и интеграция. Приоритет отдан крупнотоварному производству как важнейшему фактору повышения эффективности и конкурентоспособности продукции АПК. По темпам роста продукции сельского хозяйства (125,7 процента) и производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ.
Среднедушевое производство зерна возросло с 485 кг в 2000 году до 657 кг в 2005 году, овощей - со 138 до 205 кг, льноволокна - с 3,7 до 5,2 кг, сахарной свеклы - со 147 до 314 кг, молока - с 449 до 581 кг, мяса (в убойном весе) - с 60 до 71 кг.
Наряду с позитивными сдвигами в сельском хозяйстве имеется ряд факторов, которые сдерживают его развитие: диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию и услуги, тяжелое финансовое положение предприятий отрасли, низкий уровень мотивации и производительности труда, низкий уровень развития интеграционных процессов.
Основное внимание в развитии перерабатывающей промышленности уделяется увеличению объемов производства продукции, повышению уровня потребления, техническому и технологическому перевооружению производства, ресурсосбережению, охране окружающей среды. В 2005 году по сравнению с 2000 годом общий объем производства продукции вырос на 47,8 процента, что выше программных показателей (26 - 34 процента).
Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;
высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;
высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
недостаточное развитие малого предпринимательства.
Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.
Заключение
Важнейшим условием выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы является правовое обеспечение направлений, институтов и механизмов ее реализации. Для этого необходимо формирование системы нормативных правовых актов, регулирующей всю совокупность экономических отношений, включая создание институтов рыночного типа, новых механизмов государственного управления и регулирования экономики в сочетании с рыночной саморегуляцией.
Целью формирования такой системы является повышение эффективности правового регулирования социальных и экономических отношений, решение актуальных проблем трансформации национальной правовой системы и ее адаптации к нормам международного права.
Важнейшими принципами и приоритетами построения и совершенствования системы нормативных правовых актов должны стать:
принятие нормативных правовых актов в рамках целостного комплекса, отражающего ключевые цели, компоненты и факторы социально-экономического развития страны, механизмы взаимодействия социальной, экономической, экологической сфер, а также правового государства, бизнеса и гражданского общества;
придание правовым институтам активной роли в регулировании общественных отношений;
совершенствование действующих актов законодательства, принимая во внимание такие его основополагающие принципы, как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
приоритетность разработки нормативных правовых актов, точно отражающих политическую волю, конституционные принципы, соответствующие уровню правосознания граждан и действительным потребностям общества;
ориентация на международные стандарты в области прав человека.