Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Социально-экономическое развитие Новосибирской области

Социально-экономическое развитие Новосибирской области

2

Содержание

  • Введение 2
  • 1.Теоретический аспект социальной сферы 3
  • 2. Приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года 7
    • 2.1Здравоохранение 8
    • 2.2 Образование 11
  • 2.3 Социальная политика 15
    • 2.4 Повышение доступности жилья 17
    • 2.5 Повышение благосостояния и качества трудовой жизни населения 20
  • Заключение 23
  • Список использованных источников 24
Введение

По наиболее значимым позициям Новосибирская область продолжает удерживать более высокие показатели динамики развития, чем в среднем по России.

В прошедшем периоде 2005-2006 годов в основном сохранились тенденции прошлых лет. За рассматриваемый период вырос экономический потенциал области. Обеспечен рост доходов населения, ввод новых объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, продолжена реализация социальных программ.

Проводимый администрацией Новосибирской области мониторинг качества жизни населения области за 2001-2006 годы показывает положительную динамику качества жизни населения Новосибирской области и постепенное приближение к средним значениям по Российской Федерации. Если в 2004 году Новосибирская область отставала от среднего по России сводного показателя качества жизни на 3,8%, то в 2005 году отставание сократилось до 1,9%, в 2006 году область достигнет среднероссийского показателя качества жизни (99,7%).

По большинству важнейших экономических и социальных показателей, в том числе на душу населения, область улучшила свои позиции в Сибирском федеральном округе.

Успехи социального развития обеспечены высокой динамикой экономического развития. По индексу экономического развития область находится на 19 месте среди 88 субъектов Федерации, это выше среднероссийского индекса экономического развития.

1.Теоретический аспект социальной сферы

Содержание понятия "социальная сфера", как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

2. Приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года

Приоритеты социально-экономической политики направлены на достижение цели социально-экономического развития Новосибирской области в соответствии с Программой социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную перспективу (2004-2008 годы) и решение обозначенных проблем.

Важнейшим приоритетом является обеспечение качественно нового уровня социального и экономического развития Новосибирской области. Необходимо добиться более значительного роста доходов населения, прежде всего, сельского, обеспечить улучшение демографической ситуации, реальную поддержку семей с детьми, развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доступность и высокое качество образовательных, медицинских, социальных услуг, развитие массовых форм занятий физической культурой и спортом, повысить доступность жилья и качество коммунальных услуг, обеспечить рост духовности, приоритет культурных ценностей, прежде всего, в среде молодежи.

Улучшение демографической ситуации на территории области предусматривается за счет системы мер, направленной на снижение смертности, стимулирование рождаемости, эффективную миграционную политику.

В экономической сфере важно создать условия для развития инновационного сектора экономики, высокотехнологичных производств, ускоренной модернизации действующих производств, формирования многоукладной экономики села, высокоиндустриальных агропромышленных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств, развития значительно более высокими темпами транспортно-дорожного комплекса, логистической инфраструктуры, развития жилищно-строительного комплекса с использованием современных строительных технологий.

Особое внимание следует обратить на поддержку и стимулирование развития экономического потенциала сельских поселений, повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

2.1 Здравоохранение

Задачи: улучшение динамики физического здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, первичной инвалидности на основе повышения доступности и высокого качества медицинской помощи, обеспечивающей равные права и возможности граждан в получении медицинских услуг, путем укрепления первичного звена здравоохранения, развития системы профилактики и диспансеризации населения; формирование эффективной системы территориального здравоохранения; повышение технической оснащенности амбулаторно-поликлинической службы.

Целевые показатели: снизить уровень общей заболеваемости на 1000 чел. населения в 2007-2009 гг. с 1360 до 1300; уровень госпитализации населения - с 230 чел. до 180 чел.; число вызовов скорой медицинской помощи - с 400 до 340; увеличить количество амбулаторных посещений - с 8600 до 8900.

Направления деятельности. В рамках реализации плана мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется завершить работу по разукрупнению терапевтических и педиатрических участков, созданию самостоятельной службы участковых врачей (врачей общей врачебной практики), реорганизации консультативно-диагностических подразделений амбулаторно-поликлинической службы, укомплектованию врачебными кадрами медицинских учреждений, особенно в сельской местности, и обеспечить в полном объеме потребности населения в первичной медико-санитарной помощи. В соответствии с Новосибирской областной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи предусматривается увеличение объемов профилактических мероприятий. Диспансерным наблюдением будет охвачено около 19,4% населения и не менее 90% детей. Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами и прививками, в течение 2007-2009 годов возрастет с 96,2% до 98%. Планируется усиление санитарно-просветительской работы среди населения по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Для сохранения и укрепления здоровья женщин, снижения показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, предупреждения инвалидности у детей продолжится реализация мер по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов по программе «Родовые сертификаты».

Реализация комплексных планов профилактики, предупреждения и лечения социально значимых заболеваний предусматривается в рамках областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2009 годы».

Будет продолжена работа по заключению ежегодных соглашений лечебными учреждениями, учредителями лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) и страховыми компаниями о мерах по реализации Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Предусматривается организация ведомственного и вневедомственного контроля качества оказанной медицинской помощи медицинскими учреждениями, ФОМС и страховыми организациями. Будет продолжен опрос населения о качестве оказанных медицинских услуг.

Одновременно с усилением контроля за обеспечением населения бесплатной медицинской помощью в рамках областной программы государственных гарантий, ограничением платных услуг в государственных муниципальных лечебных учреждениях, в 2007-2009 годах планируется дальнейшее развитие платных медицинских услуг в негосударственном секторе.

Формирование эффективной системы территориального здравоохранения будет осуществляться за счет оптимизации сети областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения путем ликвидации или объединения бюджетных учреждений, деятельность которых дублируется; создания единых структур управления психиатрической и туберкулезной службами в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, реструктуризации коечного фонда и увеличения объема диспансерной и стационарозамещающей помощи в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. Перевод областных учреждений здравоохранения на государственное задание по оказанию услуг позволит перейти от содержания учреждений здравоохранения к оплате конкретных объемов оказанной медицинской помощи. Планируется завершить в 2007 году отработку финансирования здравоохранения, в первую очередь стационарных медицинских учреждений, с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом преимущественно на одноканальное финансирование.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью должно составить не менее 35% от потребности. Планируется переход на новые формы оплаты труда в зависимости от объемов и качества оказываемой медицинской помощи, что позволит улучшить кадровый потенциал здравоохранения. Предусмотрены бюджетные средства на укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения, служб скорой медицинской помощи, учреждений родовспоможения.

Оздоровление населения планируется с использованием потенциала санаторно-курортной сферы области. Будут сформированы новые методы и подходы к оздоровлению детей, санаторно-курортному обслуживанию ветеранов труда, работников бюджетной сферы. Предусматривается организация круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости не менее 300 тыс. детей ежегодно, 100% охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях общественного воспитания, организованными формами оздоровления и отдыха в период школьных каникул.

2.2 Образование

Задачи в сфере общего, дошкольного и дополнительного образования: обеспечение доступности и высокого качества общего и дошкольного образования, создание условий для развития дополнительного образования, поэтапного перехода на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, усиления духовного и нравственно-патриотического воспитания детей.

Целевые показатели: обеспечить с 2007 года 100% охват детей дошкольного возраста различными формами подготовки к школе; обеспечить подключение всех государственных образовательных учреждений к сети Интернет; внедрить к 2009 году профильное обучение не менее чем в 60% общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования (в 2007 году - не менее чем в 40%); увеличить долю педагогических работников, имеющих квалификационные категории, до 87% к 2009 году (2007 год - 86%).

Направления деятельности. Для обеспечения доступности дошкольного образования продолжатся работы по открытию дополнительных групп в образовательных учреждениях различных типов и видов, возвращению в систему дошкольного образования зданий и площадей, ранее переданных на иные цели или арендаторам, планируется реконструкция учреждений. За счет этих мероприятий число мест в дошкольных образовательных учреждениях возрастет за 3 года более чем на 9 тысяч. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, к 2009 году увеличится на 15% по сравнению с 2006 годом. Для детей, не посещающих дошкольные учреждения, будут открыты группы по подготовке к обучению в начальной школе.

В сфере общего образования ожидается значительный рост качества образовательных услуг за счет повышения материальной заинтересованности учителей, внедрения новых прогрессивных инновационных программ и технологий в образовательный процесс, реализации мер, направленных на развитие творческих способностей учеников, усиления воспитательной работы в школе, улучшения материально-технической базы образовательных учреждений.

Ежегодно более чем в 300 общеобразовательных учреждениях планируется улучшать материально-технические условия преподавания. Школы получат новые комплекты оборудования для кабинетов физики, химии, биологии и др., учебно-наглядные пособия нового поколения. Увеличится парк школьных автобусов. Планируется только за счет областного бюджета приобретать не менее 50 автобусов в год. В 2007 году все общеобразовательные учреждения будут подключены к сети Интернет скоростными каналами связи и получат непрерывный доступ к образовательным ресурсам Новосибирской открытой образовательной сети. Ежегодно не менее 15 тыс. учителей предусматривается обучать на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Продолжится реструктуризация сети образовательных учреждений, будет осуществлен переход образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование. Продолжится работа по формированию независимой системы контроля качества образования. С целью профессиональной ориентации учащихся старших классов, в том числе и на рабочие профессии, планируется расширение практики внедрения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Работа с детьми в системе дополнительного образования ориентирована на формирование успешности ребенка, развитие его возможностей и способностей. К 2009 году 70% детей планируется охватить дополнительным образованием.

Важным приоритетом в сфере образования станет акцент на гражданское, нравственное и духовное воспитание детей и подростков. Повышение роли классного руководителя в воспитательном процессе будет стимулироваться выплатами за классное руководство. Продолжится реализация областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2006-2008 годы». Планируется проведение областных, межрегиональных и Всероссийских мероприятий военно-спортивной, военно-исторической, гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности, открытие новых центров патриотического воспитания молодежи.

Задачи в сфере профессионального образования: формирование системы образования, способствующей непрерывному повышению профессиональной квалификации населения, обеспечению текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в кадрах необходимой квалификации.

Целевые показатели: увеличить долю населения, имеющего профессиональное образование (начальное, среднее, высшее) в численности занятого населения до 76% к 2009 году (в 2007 году - до 73,7%).

Направления деятельности. В системе начального и среднего профессионального образования планируется более активная работа по профориентации учащихся старших классов общеобразовательных школ и увеличение процента выпускников школ, поступающих в профессиональные училища, лицеи, учреждения среднего профессионального образования. Продолжится работа по интеграции начального и среднего профессионального образования.

Намечены меры по совершенствованию управления и регулирования в сфере профессионального образования с ориентацией на подготовку кадров, востребованных на рынке труда области. Продолжится работа по оптимизации сети учреждений профессионального образования и внедрению сквозных рабочих учебных планов, обеспечивающих выпуск учащихся и студентов на любой ступени обучения с получением документа государственного образца. В целях эффективного использования бюджетных средств планируется концентрация современных образовательных и учебно-производственных ресурсов на базе одного профильного учебного заведения для коллективного пользования учащимися и студентами однопрофильных профессий.

С участием работодателей будет совершенствоваться система подготовки кадров, расширяться взаимодействие учебных заведений с промышленными предприятиями области в части организации прохождения учащимися производственной практики, стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей, выработки механизмов закрепления рабочих кадров.

В 2007 году будет разработан и принят к реализации план по интеграции высших учебных заведений с учреждениями Новосибирского научного центра, учреждениями среднего профессионального и общего образования.

Для повышения качества высшего образования и его эффективности планируется усилить развитие высшей школы Новосибирской области по направлениям: создание систем менеджмента качества, развитие образовательных программ международного уровня, трансфер образовательных услуг, поддержка новосибирских вузов, участвующих в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

До 2008 года планируется провести паспортизацию инновационной деятельности вузов, мониторинг востребованных и конкурентоспособных инвестиционных и инновационных проектов и разработок вузов и институтов СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН по отраслям экономики и социальной сферы, осуществлять создание и поддержку преинкубаторов, бизнес-инкубаторов, офисов коммерциализации в вузовской среде, а также поддержку талантливой молодежи, подготовку специалистов и преподавателей в сфере инновационной деятельности.

Мероприятия нацелены на мониторинг потребностей рынка труда в специалистах с высшим образованием, мониторинг трудоустройства выпускников вузов, развитие социального партнерства, формирование профессиональных и коммуникативных компетенций выпускников вузов, их гражданских и лидерских качеств. Продолжится практика областного государственного заказа на подготовку кадров для села. По контрактной подготовке планируется обучать не менее 1800 человек и выпускать ежегодно не менее 300 специалистов.

2.3 Социальная политика

Задачи: повышение эффективности функционирования системы социальной защиты и социального обслуживания населения, в первую очередь, пожилых граждан и инвалидов за счет оптимизации системы оказания социальных услуг и внедрения новых механизмов социального обслуживания, укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты.

Целевые показатели: обеспечить реализацию мер социальной поддержки свыше 650 тыс. человек, более 200 тыс. семей с детьми. Довести обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов в течение 2007-2009 гг. в соответствии с потребностью до оптимальной величины -18,9 мест на 10 тыс. населения, обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) услугами учреждений социального обслуживания c 94% в 2007 году до 100% в 2009 году. Организовать социальное и социально-медицинское обслуживание на дому не менее чем для 20 тыс. одиноких пожилых людей и инвалидов, или 100% от потребности.

Направления деятельности. В целях укрепления института семьи, снижения уровня социального сиротства будет оказываться консультативная помощь молодым семьям по вопросам семейных отношений, предоставляться государственная поддержка в форме единовременных пособий при рождении ребенка, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Предусматривается отработать механизм формирования материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей в размере 250 тыс. рублей, организовать выплату субсидий на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях.

Получат дальнейшее развитие семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно более 1,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется устроить в приемные семьи, семьи опекунов (попечителей), усыновить. Увеличится число семейных воспитательных групп, численность несовершеннолетних детей, переданных в семейные воспитательные группы.

Продолжится работа по формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих различные социальные услуги детям, семьям с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Численность детей из семей «группы риска», получающих реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, в течение 2007-2009 гг. возрастет до 4,2 тыс. человек.

Для снижения уровня детской безнадзорности под социальный патронат будет взято до 6 тысяч неблагополучных семей, в которых проживают дети.

В рамках областных целевых программ «Старшее поколение на 2004-2008 годы», «Дети Новосибирской области» на 2004-2008 годы, «Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2006-2008 годы» планируются меры по социальной поддержке семей, детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по реабилитации и социальной интеграции пожилых и инвалидов в общество.

Дальнейшее развитие получит система стационарного и полустационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов (отделений милосердия, домов интернатов, специальных домов для одиноких престарелых граждан, сети отделений реабилитации граждан и инвалидов).

С 2007 года планируется перевод областных государственных полустационарных учреждений социального обслуживания населения на оказание социальных услуг на условиях государственного социального заказа. Предусматривается развитие платных услуг в учреждениях социального обслуживания сверх утвержденного Перечня гарантированных государством видов и объемов социальных услуг.

Планируется разработка инвестиционно привлекательных проектов для формирования негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг.

Предусматривается внедрение новых форм социального партнерства органов государственной власти с негосударственными организациями и общественными организациями инвалидов (механизм грантовой поддержки проектов по решению проблем инвалидов и инвалидности).

Продолжится работа по дальнейшему укреплению и развитию материально-технической базы отрасли.

2.4 Повышение доступности жилья

Задачи: формирование рынка доступного жилья, создание условий для значительного увеличения объемов жилищного строительства, для роста эффективности управления сектором коммунальных услуг и улучшение жилищно-коммунальных условий проживания жителей области.

Целевые показатели: ввод в эксплуатацию жилья в 2007-2009 годах не менее 1050 тыс. кв. метров ежегодно; довести долю жилого фонда, обеспеченного водопроводом, к 2009 году до 78% (2007 год - 76%), центральным отоплением - до 73% (2007 год - 71%), газом - до 35% (2007 г. - 32%); максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном бюджете семьи - не более 14%.

Направления деятельности. Планируется организовать работу по развитию производства стеновых материалов, современных утеплительных материалов в районах области, привлечению на эти цели инвестиционных ресурсов крупных строительных организаций. Предусматривается активизация работы по формированию и инженерной подготовке земельных участков под комплексное жилищное строительство, формирование государственного и муниципального заказа на комплексную застройку выделенных участков. Будет организована реализация пилотного проекта индивидуального домостроения под ключ на экспериментальной площадке на основе современной технологии домостроения.

Продолжится строительство социального жилья, за 2007-2009 гг. будет введено не менее 335 квартир для ветеранов.

Государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных кредитов, развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг позволит снизить стоимость кредитных ресурсов и увеличить объемы ипотечного кредитования. В Новосибирской области предусматривается создание регионального ипотечного центра, призванного существенно упростить процедуру и сократить сроки оформления кредитов. Продолжится оказание государственной поддержки населению при кредитовании на строительство или приобретение жилья (субсидии для частичной оплаты взносов при ипотечном жилищном кредитовании или на погашение части процентной ставки по целевому ипотечному кредиту). Увеличатся объемы льготного жилищного кредитования для молодых семей. Особое внимание будет уделено обеспечению жильем молодых специалистов и их семей на селе.

За 2007-2009 годы планируется переселить 4,6 тыс. граждан из ветхого и аварийного жилья (в рамках ОЦП «Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы»), улучшить жилищные условия не менее 3 тыс. семей отдельных категорий граждан из федерального регистра в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

Продолжатся работы по газификации населенных пунктов области, привлечению на эти цели средств федерального бюджета и ОАО «Газпром», оказанию поддержки населению на газификацию жилья. Будет обеспечена поддержка местных бюджетов через фонд муниципального развития на цели строительства и реконструкции систем и сооружений водоснабжения, тепловых, канализационных сетей, очистных сооружений.

Разрабатывается программа мер по реконструкции и модернизации жилищно-коммунального комплекса, развитию конкуренции и рыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг на условиях частно-государственного партнерства, сокращению издержек, внедрению новых технологий при эксплуатации жилищного фонда, реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ. Предусматривается активное вовлечение населения в процессы управления жилищным фондом.

Продолжится работа по совершенствованию тарифного регулирования работ и услуг организаций коммунального комплекса, оказанию методической и организационной помощи в формировании производственных и инвестиционных программ. При этом рост тарифов на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги планируется не более 15% в 2007 году. Целевые субсидии и меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в полном объеме будут предоставлены всем нуждающимся семьям.

2.5 Повышение уровня благосостояния и качества трудовой жизни населения

Задачи: создание условий для роста доходов населения на основе развития эффективной занятости, совершенствование оплаты труда в бюджетной сфере, государственной поддержки социально незащищенных слоев населения, легализации теневых доходов, обеспечение безопасных условий труда, повышение уровня трудовых и социальных гарантий работников предприятий и организаций.

Целевые показатели: рост реальных располагаемых денежных доходов населения области составит в 2007 году - 110,2%, в 2009 году - 129,8% к уровню 2006 года; увеличить среднюю начисленную заработную плату работников предприятий и организаций в 2007 году на 19%, в 2009 году - на 54,8% к уровню 2006 года, а работников бюджетной сферы в 2007 году - на 20%, в 2009 году - на 60,5% к уровню 2006 года; довести минимальную зарплату работников внебюджетной сферы до уровня бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения области; уменьшить на 7% численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Направления деятельности. Усилия администрации Новосибирской области в сфере занятости населения планируется направить на оказание качественных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и поддержку в создании эффективных рабочих мест, обеспечение транспортно-дорожных условий мобильности рабочей силы.

Продолжится работа по заключению региональных тарифных соглашений между областными объединениями профсоюзов, работодателями и администрацией области, координации действий налоговых, правоохранительных органов и органов местного самоуправления по контролю за своевременностью и уровнем оплаты труда во внебюджетной сфере.

Меры по повышению доходов сельских тружеников предусматривается направить на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, улучшение его материально-технической базы, оказание государственной поддержки развитию крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

В бюджетной сфере будет решаться задача более тесной увязки и зависимости оплаты труда от качества и результативности выполненной работы, оптимизации штатной численности работников. Планируется расширить сферу локального и договорного регулирования, права руководителей учреждений, принять меры по расширению применения часовой оплаты труда и нормированных заданий.

Средства государственной социальной поддержки намечается сконцентрировать на наиболее нуждающихся: инвалидах, пожилых гражданах, утративших способность к самообслуживанию. Продолжится работа по усилению адресности оказания государственной поддержки (частичная компенсация оплаты за жилищно-коммунальные услуги, компенсация транспортных расходов, пособия на детей).

Реализация программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (далее - АПК) на 2005-2010 годы позволит привлечь высококвалифицированных специалистов в хозяйства и организации АПК ежегодно в количестве не менее 300 человек, обеспечить рост численности специалистов с высшим образованием на 5%. В программе намечены меры по закреплению молодых специалистов в сельской местности и созданию условий официальной занятости населения в сельской местности. Планируется ежегодное проведение аттестации руководителей сельхозпредприятий и повышение квалификации специалистов сельского хозяйства.

Для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников предусматривается ежегодно обучать не менее 12 тыс. руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, проводить аттестацию не менее 15 тыс. рабочих мест.

Продолжится совершенствование механизма социального партнерства, будет организована работа областной трехсторонней комиссии по регулированию заработной платы во внебюджетной сфере, заключению отраслевых тарифных соглашений по росту заработной платы в организациях внебюджетной сферы. Это позволит увеличить охват работников коллективными договорами - до 93% от численности работающих на крупных и средних предприятиях.

Заключение

В свете обозначенных приоритетов социально-экономической политики на 2007-2009 годы планируются меры по повышению доходов населения, в том числе оплаты труда в бюджетной и внебюджетной сферах, легализации теневых доходов.

Будет реализовываться комплекс мер, направленных на укрепление семьи и семейных ценностей, здоровья населения, формирование здорового образа жизни, повышение уровня образования и культуры населения, обеспечение доступности жилья и качественных жилищно-коммунальных услуг, безопасности жизнедеятельности. Планируемые меры нацелены на обеспечение качества жизни населения области к 2009 году на уровне, превышающем среднероссийский, не менее чем на 4%.

Список использованных источников

1. http://www.minregion.ru. Министерство регионального развития Российской Федерации.

2. http://www.e-rus.ru. Информационный портал ФЦП «Электронная Россия»

3. http://www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека