Социально-рыночная модель экономики России
36
Содержание
Введение
Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования
1.1 История развития модели социально - рыночной экономики
1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики
Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики
2.1 Становление социально - рыночной экономики в России
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики
Раздел 3. Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальном повороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночной экономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержит не только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опыт претворения ее в жизнь в Германии.
Актуальность избранной темы состоит в том, чтобы осветить опыт ФРГ для России и показать, что Россия уже располагает опытом формирования социальной рыночной экономики, который надлежит эффективно использовать. Именно опыт формирования социальной рыночной экономики является самым прогрессивным опытом современного рыночного хозяйствования, наиболее приемлемым в российских условиях способом решения назревших социальных проблем и самым эффективным путем преодоления кризисного состояния российской экономики.
Целью исследование социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики
- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики
- выявить основные проблемы и наметить пути решения.
Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования
1.1 История развития модели социально - рыночной экономики
Социальную рыночную экономику необходимо рассматривать с двух сторон, а именно:
1) как реально существующую современную систему хозяйствования, которую ее сторонники провозглашают самой совершенной формой капиталистической рыночной экономики,
2) как одно из самых влиятельных направлений современной экономической мысли, так называемый ордолиберализм, рассматриваемый в качестве сложной доктрины (теории) социальной рыночной экономики.
Как система хозяйства и как доктрина, социальная рыночная экономика не возникла на пустом месте. Если эту систему хозяйства мы рассматриваем как высшую форму капиталистической рыночной экономики, то, следовательно, наука обязывает трактовать ее как результат эволюции именно рыночной экономики.
Базовым элементом характеристики рыночной экономики является положение о всеобщей свободе как основополагающем принципе не только рыночного хозяйства, но и образа жизни в целом. Из этого принципа вытекает понятие либерализма (от лат. liberalis - свободный)
Здесь важно отметить, что реальный исторический процесс становления свободного рыночного хозяйства, пришедший на смену феодальному обществу, выдвинул в среде прогрессивной части нарождающегося буржуазного общества требования свободы, равенства и братства, провозглашенные как естественное право всех людей пользоваться достижениями цивилизации, распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой, а в экономической мысли возобладала концепция экономического либерализма.
Как последовательная и всесторонняя доктрина экономический либерализм представлен в работе классика английской политической экономики А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.)
Представители экономического либерализма рассматривали систему свободного предпринимательства как "естественную" форму рациональной хозяйственной деятельности; механизм стихийного рынка провозглашался ими единственно возможным эффективным регулятором хозяйственных процессов, обеспечивающим оптимальное распределение и использование экономических ресурсов. Они отвергали необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, возлагая на него роль "ночного сторожа", призванного охранять устои рыночного хозяйства. Социальные явления в либеральной доктрине рассматривались как равнодействующие независимых индивидуальных сил, а реализация частного интереса рыночных хозяйствующих субъектов в конечном счете ведет к общественному благу (теория невидимой руки).
Поэтому требование неограниченной свободы частного предпринимательства явилось основополагающим пунктом данной концепции, а принцип "Laissez faire, laissez passer" - пусть каждый идет своим путем, -стал лозунгом, а в экономической литературе и синонимом либерализма.
Дальнейшее исследование эволюции либерализма убеждает нас в том, что: во-первых, либеральная доктрина не является неизменной, она непрерывно изменяется, ее содержание обогащается, вбирая все новые положения; во вторых, эта эволюция основана на изменениях в реально происходящих экономических процессах и связанных с этими процессами реализация интересов различных слоев буржуазного общества.
Если в начале экономический либерализм отражал вполне конкретные интересы прогрессивного рыночного предпринимательства, направляя свои идеи против различного рода ограничений свободы конкуренции, частной капиталистической собственности и системы рыночного хозяйствования, то затем оказалось, что реализация принципа Laissez faire породила внутреннее сопротивление со стороны наемного труда, побудившее усомниться во внутренней гармонии Laissez faire.
С этого момента вектор движения либеральной доктрины перемещается извне вовнутрь, отражая ограничения свободного предпринимательства со стороны государства (фабричное законодательство) и со стороны наемного труда (профсоюзное движение). Экономический либерализм обогащается положениями о гармонии интересов, незыблемости и вечности рыночной системы хозяйствования. Бедность, нищета, безработица, кризисы и потрясения, несправедливое распределение доходов, присущее принципу laissez faire, - все это либеральная доктрина объявляет генетически несвойственными, навязанными рыночному свободному хозяйствованию, внешними по отношению к нему силам.
Но именно в этом пункте либеральная доктрина дает первую трещину, из которой вытекает либеральное направление, частично признающее несправедливость распределения доходов и другие "недостатки" laissez faire; оно предлагало реформировать частную капиталистическую собственность и систему распределения доходов путем их перераспределения.
Либеральная доктрина раскалывается на два направления: ортодоксальное и реформистское. Вместе с этим возникают антилиберальные доктрины, вначале социалистов-утопистов, а затем - марксизм, исповедующий исторически преходящий характер рыночной экономики вообще.
По мере эволюции рыночной капиталистической экономики раскол либеральной доктрины усиливался. Ортодоксальный экономический либерализм достигает высшего своего проявления в форме неоклассического синтеза, утверждающего незыблемость гармонии интересов в буржуазном обществе и его непреходящую жизнеспособность. Это существенно обновленный либерализм неоклассиков, т.е. ортодоксальный неолиберализм, который под ударами кризисных состояний рыночной экономики в середине XX в. преобразуется в так называемый монетаризм. Особенность этой формы ортодоксального неолиберализма видится в том, что он фактически отходит от одного из важнейших постулатов ортодоксов о гармонии интересов, признает несправедливость laissez faire, но отвергает социализацию рынка, ограничивающей, якобы, динамичность прогресса рыночного хозяйствования.
Иначе развивался реформистский экономический либерализм, проявляясь в различных формах дирижизма (институционализме, государственном капитализме), он достиг высшего развития в кейнсианстве признавшем, что дальнейшее существование рыночной экономики невозможно без поддержки государства, которое, отныне берет на себя руководящую регулирующую роль, "обуздав" laissez faire. Воплощение кейнсианства в жизни превращает рыночную экономику в "смешанную" экономику, "ремонтирует" ее. Это подремонтированный либерализм, другая разновидность неолиберализма, именно - кейнсианский неолиберализм.
Возникновение кейнсианства знаменательно тем, что оно сопровождается почти одновременным возникновением другой влиятельной формы реформистского либерализма - ордолиберализма, доктрины социальной рыночной экономики, сущность которой выражается сочетанием свободной конкуренции с социальным выравниванием, которые воплощаются в жизнь особым, конституционно-законодательно зафиксированным экономическим и социальным порядком.
1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики
Социа?льно-ры?ночная эконо?мика (нем. Soziale Marktwirtschaft) -- экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.
Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.
Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.
На сегодняшний день изучение теорий социального рыночного хозяйства, и особенно исторической природы той структуры, которая должна быть сформирована на рынке, представляет особый интерес для тех стран, которые, как и Россия находятся в процессе перехода от коммунистического к рыночному порядку. Сегодня многими экономистами признается, что России предстоит еще строить рыночное хозяйство и предстоит создание социально- ориентированной рыночной экономики, а не либеральной, исходя из национальных особенностей страны, ну и конечно с учетом мирового экономического кризиса, криминализации, правового беспорядка, исправления допущенных ошибок.
И вот в свете необходимости учиться на чужих ошибках, хотелось бы еще раз вернуться к рассмотрению пути, пройденного Германией за пятьдесят с лишним лет, по построению социальной рыночной экономики. Проанализировать это "германское чудо" или "третий путь", как иногда называют социальную рыночную экономику Германии.
Как известно из истории, чисто капиталистическое общество, построенное исключительно на частной собственности, максимализации прибыли и рыночно - ценовой координации, без каких-либо гарантий со стороны государства, в области социальной безопасности, без уравновешивания и сокращения очень большой разницы в доходах, пока еще не стало реальностью. Но зато известно, что неограниченное стремление к прибыли и выгоде превращается в скупость и алчность, неограниченное накопление частной собственности ведет к количественному скачку и проблеме власти. Таким образом, есть ряд причин, таких как социальное обеспечение в старости, здравоохранение, отдых, получение образования, забота и помощь тому населению, которое, либо совсем, либо частично не может принимать участие в хозяйственной жизни, национальная и государственная безопасность, которые заставляют ряд стран, в том числе и Германию, идти по пути построения социальной рыночной экономики.
Для рыночной экономики было скроено "широкое платье", которое позволяло расширять теорию рынка, признавая, что в процессе формирования капитализма возникают диалектические противоречия, которые нужно уравновешивать "Ausgleich", но не путем ориентации на марксизм, а путем максимализации прибыли и использование ее с наибольшей полезностью. Синтез социального уравновешивания и гарантия свободного действия рыночных сил, свободная инициатива в сочетании с социальным прогрессом, свобода заключения контрактов и крайности антимонопольной политики, региональная политика позволяет уравновесить потребности человека с потребностями окружающей среды и экологии. В Германии для решения вопросов уравновешивания даже функционирует Банк уравновешивания.
Теория социального рыночного хозяйства строится на двух источниках - на трактовке ценовой системы и механизма конкуренции в духе классической политической экономики Адама Смита и Рикардо и на социологии знания, социологии культуры и культурных наук. Утверждается центральная и независимая роль рынка, как средства социальной координации и ценовой системы, как механизма координации спроса и предложения в соответствии с потребностями и пожеланиями потребителя, где очень большая роль отводится решению следующих задач:
Свободной конкуренции (здесь основополагающим является закон о запрете ограниченной конкуренции,1957г., дающий право свободного выбора местонахождения предприятия, метода производства, свободы в формировании дохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческого потенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многие предприниматели, и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров, накладывая на недобросовестных производителей, материальные штрафы и обязательства по возмещению материального ущерба, закон о скидках не допускает более 3% скидок для конечного потребителя.
Экономической свободе и ориентации на экономический рост инвестиции в промышленность .
Свобода внешней торговли, свободный обмен валют и расширение международного разделения труда в рамках мировой экономики. Свободная международная торговля и неограниченная
Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике ставятся следующие цели и задачи:
Создание социального порядка фирмы, когда рабочий ценится как человек и сотрудник.
Реализация порядка конкуренции как задача права и деятельности правительства.
Антимонопольная политика с целью борьбы со злоупотреблением экономической властью.
Политика стабилизации, направленная на обеспечение безопасности рабочего, в период экономических спадов.
Выравнивание разности в доходах в соответствии с рыночным порядком(прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидии на жилье, бесплатное образование).
Политика развития городов и субсидий государства на не дорогостоящее жилье.
Передача капитала малым и средним фирмам, чтобы дать возможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большим капиталом.
Дальнейшее развитие социальной безопасности.
Городское планирование.
Введение правительством кооперативных элементов рыночного хозяйства например, жилищных кооперативов.
Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйство должно определить минимальную зарплату в результате процесса свободного торга.
Этот довольно обширный перечень государственных мер, на мой взгляд, обязательно следует учесть российской экономике. Германия, как и Россия обладает опытом перехода от планового хозяйства к рыночному, правда лишь в ГДР, но при этом в отличие от России, где, к сожалению, не произошло после перехода к капиталистическому рынку экономического роста и сейчас более правильно говорить о "византийском форме капитализма", но мы должны все сделать для экономического роста или потеряем свою страну.
Германия же продолжает свое экономические развитие и в своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
Окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии.
Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.
Проведение существенной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.
Пенсионная реформа, когда наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.
Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний день является одним из острейших, снижение в 1999 году до 10,2%, а в 2000г. ожидаемое снижение до 9,5% не решает кардинально проблему и она еще несколько лет будет сохраняться на этом уровне, причина нехватки новых рабочих мест не низкий совокупный спрос, а структурные и институциональные проблемы, нет гибкости на рынке труда.
Развитие энергосберегающих технологий за счет экологического налога, решение экологических проблем в "глобальном" масштабе.
В заключении хочу отметить, что социальная рыночная экономика остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики и усиление конкуренции в мире, другое дело, что возникает необходимость отказа в некоторых, изживших себя или сильно дорогостоящих проектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностями социальной безопасности.
Социальная рыночная экономика не является неизменной доктриной, которая раз и навсегда была принята, это открытая система, в которой можно менять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность и хорошую жизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения практических задач хозяйственной и социальной политики государств, инструмент для решения одной из важнейших задач современности- возможности проявления личной инициативы и реализация способностей. Чего, в первую очередь, хотелось бы пожелать России на ее трудном пути построения социально ориентированной экономики.
Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики
2.1 Становление социально - рыночной экономики в России
Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики. Практически с середины 80-х годов идет непрерывный процесс рыночных преобразований, суть которых сводится к превращению общественно-государственной собственности в различные формы частной, частно-государственной и коллективной собственности, а, вместе с этим, к переходу от плановых административных к рыночным формам хозяйствования. За период с середины 80-х годов до 2000 г. было испробовано три модели рыночных преобразований:
С 1987 по 1990 г.г. проводилась так называемая радикальная реформа хозяйственного механизма, направленная на вытеснение плановых рыночными способами регулирования экономики.
Предприятия были переведены на режим самофинансирования, самоокупаемости; отменена монополия государства на внешнеэкономические связи, предприятия получили право самостоятельно выходить со своей продукцией на международный рынок; планирование утратило прежний статус государственного закона и приобрело в некотором роде индикативные черты.
Иными словами, роль планирования была снижена за счет усиления рыночных рычагов хозяйствования.
Этот этап с некоторой натяжкой называли рыночным социализмом, так как усиленные рыночные регуляторы покоились на незыблемом основании общественно-государственной собственности, а потому не смогли реализоваться сообразно своей природе и хозяйственная реформа захлебнулась.
Было признано, что расширение рыночных отношений невозможно на неизменных отношениях собственности и необходимо их преобразовать в формы, отвечающие природе рыночных отношений, т.е. в формы преимущественно частной собственности. Так возникла концепция перехода советской экономики к так называемому регулируемому рынку, по сути дела, к специфическому варианту кейнсианской "смешанной экономики".
В 1990 - 1991 г. руководство страны в ходе различного рода дискуссий нарабатывало теоретические обоснования перехода к регулируемому рынку под флагом демократического обновления социализма, параллельно создавая правовую основу разгосударствления и приватизации собственности. Однако довести до конца эту модель рыночной реформы не удалось из-за развала СССР в конце 1991 г.
К руководству Россией пришли еще более радикальные рыночные реформаторы, начавшие с января 1992 г. шоковый вариант рыночного реформирования, обвальную приватизацию собственности в соответствии с рекомендациями Вашингтонского Консенсуса.
Шоковая либерализация цен сопровождалась гиперинфляцией, съевшей многолетние сбережения населения и снизившей реальную оплату труда до нищенского уровня.
Разрыв хозяйственных связей из-за крушения СССР, беспорядочная приватизация, расстройство денежной системы страны и внешнеэкономическая экспансия ввергли страну в состояние глубочайшего кризиса, свели на нет систему социальной защиты населения, вдвое снизили объемы производимого ВНП и породили массовую безработицу.
Надежды рыночных радикальных реформаторов на создание социально- рыночной экономики прозападного образца не оправдались. Страна находится в плачевном состоянии. Обществом все больше осознается необходимость изменения курса реформ.
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики
Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция.
За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%. При росте этого показателя на 7,2% в год, можно добиться удвоения ВВП к концу следующего 2009 года объем ВВП РФ в 2008 году достиг 1 триллиона 330 миллиардов рублей.
Чистый приток капитала в РФ в 2008 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2007 году приток капитала был почти вдвое меньше - 42 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет, Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г., продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании.
Оценка темпов экономического роста, требуемая для удвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна (учитывая многолетний спад в российской экономике и мировую экономическую динамику) и легко исчисляема. Она опирается на предположение о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно эти параметры (качество и конкурентоспособность продукции) являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития. В этой связи в научный и публицистический оборот были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однако единого понятия качества роста нет: каждый автор вкладывает в него свое, отличное от других, содержание. При этом приходится констатировать, что практически нет публикаций, из которых можно было бы понять, как измерить это качество роста, как оно влияет на общие требования к перспективной экономической динамике и как можно им управлять.
Подчеркнем, что в показателях динамики ВВП, как и показателях роста производства в отраслях, вообще говоря, учитывается изменение качества продукции и услуг. Учет качества в характеристиках динамики производства выполняется, как известно, за счет структурных и ценовых факторов. Существуют также специальные методики оценки качества жизни, измерения влияния на экономику технического прогресса, например, с помощью производственных функций, а также другие подходы, в той или иной мере имеющие отношение к измерению качественных приращений в экономике.
Тем не менее измерение посредством статистики динамики качества продукции в рамках национальной экономики, а также специальные методы измерения качественных изменений в ней недостаточны для ее позиционирования с точки зрения уровня и динамики качества в рамках мировой экономики, тем более в условиях научно-технического прогресса и процесса глобализации. Более того, игнорирование относительных изменений в уровне качества в рамках именно мировой экономики приводит к искажению реальных характеристик экономической динамики и относительных оценок развития различных стран.
Межстрановые сопоставления свидетельствуют о том, что качество роста оказывает существенное влияние как на относительные характеристики развития, так и на итоговую экономическую динамику.
Наиболее яркий пример неадекватности и несоизмеримости традиционных показателей динамики развития и важности учета качественной составляющей экономического роста - экономическое соревнование СССР и США во второй половине прошлого века.
Как известно, парадокс соревнования советской и американской экономик состоял в том, что соотношение производства двух стран в течение нескольких десятилетий (с 1960 по 1990 г.) оставалось приблизительно на одном и том же уровне (объем производства в СССР составлял 55-65% от уровня США) причем в течение этих лет темпы экономического роста в СССР стабильно превышали темпы развития американской экономики в 1,5-2,0 раза [1]. При традиционном количественном счете такие соотношения в экономической динамике должны были позволить Советскому Союзу за 30-летний период догнать США по валовому выпуску или валовому внутреннему продукту1. Однако, этого не произошло2. Сохранение (или незначительное изменение) пропорций объемов советской и американской экономик, начиная с 60-х годов, означает, фактически, что 3,2% годового роста американской экономики этого периода примерно соответствует 5,1% роста советской экономики, и наоборот? 5,1% роста советской экономики ненамного больше 3,2% роста экономики США, но не в смысле объемов прироста продукции, а в смысле динамики производства. Видимая парадоксальность и противоречивость приведенных рассуждений легко рассеиваются, если вспомнить, что объемные соотношения американской и советской экономик определялись не темпами роста за предыдущие годы (и соответствующим базовым соотношениям объемов), а фактически складывающимися (на данный момент) пропорциями обмена
На рубеже 2010 - 2015 годов одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости становится изменение платежного баланса. Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного снижения цен на нефть и металлы уже в 2010 году может вывести сальдо по текущим операциям в зону отрицательных значений, а сальдо торгового баланса - к 2012 году. Сохранение высоких цен на нефть отодвинет этот рубеж на несколько лет, однако ножницы между быстрым ростом импорта и медленным увеличением экспорта неизбежно ведут к образованию устойчивого отрицательного торгового сальдо (в 2018 - 2020 годах оно может возрасти до 1,5 - 2 процентов валового внутреннего продукта).
Образование дефицита баланса по текущим операциям создает условия для прекращения укрепления курса рубля. Предполагается стабилизация реального эффективного курса после 2011 года.
В 2015 - 2020 годах укрепление рубля может возобновиться под влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям и сближения уровней доходов российской экономики и экономики западных стран.
Покрытие возникающего дефицита счета текущих операций будет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала. Объем чистого притока капитала может возрасти в несколько раз.
Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциям при помощи притока капитала приведет к стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит Центральному банку Российской Федерации перейти к свободному режиму плавающего курса национальной валюты и создаст условия для перехода к установлению целевых показателей инфляции.
В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.
Первое направление - снижение инфляции до 3 процентов в год.
Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.
Ключевую роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.
Приоритетными направлениями в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров станет развитие конкуренции, в том числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.
Важными факторами сдерживания инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Второе направление - переход к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком Российской Федерации.
По оценке, темпы роста потребительских цен составили в 2008 году 10,9 процента по сравнению с прогнозируемыми значениями на уровне 8,5 процента.
Превышение прогнозных темпов инфляции в 2008 году обусловлено следующими факторами:
- опережающий рост спроса населения на товары и услуги, в том числе вследствие увеличения социальных расходов бюджета, по сравнению с ростом предложения отечественных и импортных потребительских товаров. На фактор ускоренного роста доходов населения и денежного предложения приходится основной вклад в рост потребительских цен - свыше 60 процентов общего роста цен;
- избыточный рост денежного предложения в результате установления высоких мировых цен на нефть, который, несмотря на стерилизацию значительной части избыточных доходов в Стабилизационном фонде Российской Федерации, превышает денежный спрос;
- резкое повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале 2007 года, а также нормативов потребления тепла, воды и газа, которое привело к значительному увеличению платежей населения. Вклад этого фактора в инфляцию 2008 года оценивается на уровне 22-23 процентов общего роста цен.
В связи с этим необходима реализация мер, направленных на снижение темпов инфляции.
Снижению инфляции будут способствовать поддержание макроэкономической стабильности, увеличение темпов экономического роста, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и решение социальных проблем.
По уровню инфляции РФ занимает первое место среди стран БРИК и G8. По данным на март текущего года, инфляция в РФ увеличилась на 14 процентов по сравнению с мартом прошлого года. В Индии инфляция составила 8 процентов, в Бразилии - 5,6 процента, в Китае наблюдалась дефляция на уровне минус 1,2 процента. В Великобритании уровень инфляции составил 2,9 процента, в Италии - 1,2 процента, Канаде - 1,2 процента, в Германии - 0,5 процента, во Франции - 0,3 процента. В Японии и США в этот же период наблюдалась дефляция - 0,3 процента и 0,4 процента соответственно.
По данным на 1 января 2008 года в службах занятости России были зарегистрированы 5 миллионов 707 тысяч безработных, что составляет 5,8% экономически активного населения страны. При этом он пояснил, что еще 5,6 миллиона человек, 7,5% трудоспособного населения, не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные.
Россия лидируют и по уровню безработицы (в марте 2009 года - уже 10 процентов к уровню экономически активного населения). В Японии уровень безработицы составил 4,8 процента, Германии - 7,6 процента, Франции - 8,8 процента, Великобритании - 7 процентов, США - 8,5 процента, Италии - 6,9 процента (данные за четвертый квартал 2008 года), Канаде - 8 процентов.
Уровень безработицы в России к концу 2009 года достигнет 12%, а уровень бедности - 15,5%. Неожиданно быстрое расширение социального влияния кризиса в России - важный аспект кризиса, на который важно обратить внимание. По оценкам Всемирного Банка, официальная безработица в 2009 г может вырасти до 12,7 млн человек до конца года. Безработица в РФ по методологии Международной организации труда в феврале 2009 г составила 8,5%. Уровень бедность в России к концу 2009 года ориентировочно может составить 15,5%, увеличившись на 2,8% по отношению к началу года.
Рост безработицы может привести к дополнительному падению ВВП на 0,7 процентных пункта. Несмотря на то, что власти отрицают возможность повышения пособий по безработице, аналитики не исключают, что будет повышен минимальный размер пособия (сейчас - 850 руб.), а высокий уровень инфляции послужит хорошим оправданием для такого повышения. Мировой ВВП по прогнозам упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2%.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
Раздел 3. Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики
Социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.
Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.
Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35 процентов (2007 год - 5,5 процента).
В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).
Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13 - 14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.
Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.
Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.
Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Будут достигнуты следующие результаты:
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;
обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;
переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;
обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;
обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;
улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
снижение уровня преступности;
обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.
Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе:
создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов;
поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;
обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.
Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:
обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;
развитие на территории России крупных узлов международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии;
переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки;
завоевание лидирующих позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии;
формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;
укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны;
реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных требований;
реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства.
Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:
расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использование возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров;
поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая становление России как одного из мировых финансовых центров;
выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;
усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.
Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:
формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;
укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.
Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития
Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.
Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.
В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:
создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;
формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;
поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;
концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;
поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;
развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;
расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.
Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.
В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:
Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов.
Заключение
В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальном повороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночной экономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержит не только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опыт претворения ее в жизнь в Германии.
Социальная рыночная экономика не является неизменной доктриной, которая раз и навсегда была принята, это открытая система, в которой можно менять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность и хорошую жизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения практических задач хозяйственной и социальной политики государств, инструмент для решения одной из важнейших задач современности- возможности проявления личной инициативы и реализация способностей. Чего, в первую очередь, хотелось бы пожелать России на ее трудном пути построения социально ориентированной экономики.
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г., продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании.
Список используемой литературы
1. И. Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая теория»: Учебник для вузов, издательство «Питер Паблишинг» С.-Петербург, 2008
2. А. Эльянов Государство и развитие. / Мировая экономика и международные отношения. 2008.
3. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2008.
4. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. - М.: Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2008.
5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2008.
6. Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2004г, №4
7. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2008.
8. Е. Гайдар - Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2008г, №9
9. Иванов Г.Г. Экономика торговли: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Геннадий Геннадьевич Иванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
10. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 2008.
11. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстат- информ, 2007.
12. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 2008.