Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности на основе логистического подхода (на примере ОАО "Мостодрев")

Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности на основе логистического подхода (на примере ОАО "Мостодрев")

135

Содержание

  • Введение
    • 1. Логистический подход к организации производственных процессов на предприятии
    • 1.1 Логистический подход: сущность и основные положения
    • 1.2 Логистические системы и особенности их организации
    • 1.3 Запасы и их роль в логистике
    • 1.4 Логистическая технология и базовые логистические модули
    • 2. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности оао "мостодрев"
    • 2.1 Общая характеристика предприятия
    • 2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынков ее сбыта
    • 2.3 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия
    • 2.3.1 Анализ организационной структуры управления предприятием
    • 2.3.2 Анализ производства и реализации продукции
    • 2.3.3 Анализ показателей по труду и заработной плате
    • 2.3.4 Анализ структуры и динамики себестоимости выпускаемой продукции
    • 2.3.5 Анализ прибыли предприятия
    • 2.3.6 Анализ рентабельности реализованной продукции
    • 2.3.7 Анализ работы автотранспортного цеха ОАО "Мостодрев"
    • 3. Мероприятия, направленные на совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятия на основе логистического подхода
    • 3.1 Совершенствование организационной структуры управления на основе логистического подхода
    • 3.2 Оптимизация запасов готовой продукции на складах предприятия
    • 3.3 Совершенствование работы автотранспортного цеха ОАО "Мостодрев"
    • 3.4 Повышение производительности линии сушки шпона СУР-4 путем модернизации узла управления
    • 4. Пути обеспечения безопасности труда работников в системе совершенствования производственно-хозяйственной деятельности
    • 4.1 Факторы и опасности, влияющие на производительность труда рабочих предприятия
    • 4.2 Пути улучшения условий и безопасности труда с целью повышения эффективности работы в целом по предприятию
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложения
Введение

Опыт многих преуспевающих предприятий развитых промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование и правильная организация производственно-хозяйственной деятельности предприятий является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания.

Рост цен на продукцию деревообрабатывающей промышленности говорит о ее востребованности на рынке. Положительные отзывы потребителей о качестве соответствующей продукции белорусских производителей свидетельствует о возможности увеличения объемов реализации как на внутреннем, так и внешнем рынках. Препятствием на пути осуществления данных возможностей выступает высокая цена продукции деревообработки.

Так почти все крупные предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности страны начинали свою деятельность еще в условиях плановой экономики. Распад СССР болезненно отразился на их экономическом состоянии. Переход к рынку требовал комплексной перестройки предприятий, внедрения передовых технологий и концепций управления. Те предприятия, руководство которых воспользовалось данной ситуацией, смогли не только выжить в сложных условиях, но и стать сильнее. Это обеспечило им успешный выход на внешние рынки и поспособствовало укреплению партнерства с крупнейшими мировыми потребителями продукции лесного комплекса.

Однако для большинства предприятий деревообрабатывающего отрасли обстоятельства сложились иначе. Недостаток соответствующих специалистов, отсутствие необходимых знаний у руководителей и нежелание этих руководителей брать на себя ответственность за возможные последствия остановили процесс реструктуризации и перестройки на этих предприятиях. Стабильная экономическая обстановка и рост спроса на продукцию помогли скрыть недостатки в работе этих предприятий.

После более 15 лет "выживания" мировой экономический кризис поставил некоторые предприятия на грань банкротства. Прежние недостатки и нерациональное использование ресурсов стали для организаций огромной проблемой. Сейчас стало понятно, что если не начать комплексную перестройку предприятий деревообрабатывающего комплекса, то последствия как для промышленности, так и для всей страны будут плачевны. Использование мирового опыта и внедрение современных концепций бережливого производства поможет стабилизировать положение этих организаций и вывести их из кризиса с минимальными потерями.

Критическим можно назвать и экономическое состояние ОАО "Мостодрев", которое стало объектом исследования данного дипломного проекта. В перечень осуществляемых предприятием видов деятельности входят: лесозаготовка, лесопиление, деревообработка, производство фанеры, производство древесностружечных плит, производство гнуто-клееных деталей, производство синтетических смол, выпуск мебели.

Целью исследования дипломного проекта является разработка мероприятий, направленных на совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятия на основе логистического подхода.

Основными задачами исследования являются анализ литературных источников, проведение всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, разработка мероприятий, направленных на ее совершенствование, совершенствование технологии производства продукции и улучшение условий труда и повышение безопасности работников ОАО "Мостодрев".

Для этого проведем анализ производственно-хозяйственной деятельности, выявим в материалопроводящей цепи звенья, в которых возникают дополнительные затраты, рассмотрим причины их возникновения и разработаем ряд мероприятий для их устранения.

Для поиска причин необходимо обратить внимание на положение объекта исследования на рынках сбыта относительно конкурентов, выявить недостатки и преимущества по направлениям производственной деятельности, так же необходимо обратить внимание на организационную структуру управления, состояние производственных мощностей, на их возрастной аспект, выявить возможности снижения трудоемкости производственных процессов и повышения показателей эффективности работы подразделений.

В качестве методов исследования в дипломном проекте будут использованы методы экономического анализа, факторный анализ показателей, прогнозная модель экспоненциального сглаживания. Для изучения причин изменения показателей хозяйственной деятельности воспользуемся способом логической индукции и дедукции.

1. Логистический подход к организации производственных процессов на предприятии

1.1 Логистический подход: сущность и основные положения

Развитие конкуренции и исчерпание потенциала конкурентоспособности в начале 60-х гг. прошлого столетия вызвали необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Улучшение работы в сфере распределения ресурсов и готовой продукции не требует таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, но находится, тем не менее, в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность предприятия за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции и оптимизации всех производственных процессов. Денежные средства, вложенные в сферу управления распределением, стали влиять на положение организации на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказывается ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Рассмотрим специфику логистического подхода к управлению материальными потоками на микро - и макроуровне.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рисунок 1.1). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория "сквозной материальный поток". В результате, такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи в точке А складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Рисунок 1.1 - Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток, имеющий на выходе (точка А) заранее спроектированные, контролируемые показатели.

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи - в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный ресурс начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рисунок 1.2). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же, как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рисунок 1.3). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Рисунок 1.2 - Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне (уровень отдельного предприятия)

Рисунок 1.3 - Логистический подход к управлению материальным потоком на микроуровне

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Таким образом, логистику (logistics) можно выделить как науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов. Современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Рисунок 1.4 - Логистическая интеграция совокупности участников логического процесса

Концепцию логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, признают большинство участников цепей снабжения, производства и распределения, что позволяет совокупности материалопроводящих субъектов приобрести целостный характер (рисунок 1.4).

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (рисунок 1.5).

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

снизить запасы на всем пути движения материального потока;

сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

снизить транспортные расходы;

сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30-50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25-30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели эффективности использования транспорта.

Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев

Рисунок 1.5 - Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением элемента логистики

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых, интегративных свойств, то есть качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

Реализация принципа системного подхода. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления - сквозного материального потока, - то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из основных задач логистики - управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. При выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логистические процессы.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, то есть специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако, работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие в ней "вечной" проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала, а значит элемент "кадры" в логистической системе будет, так называемым, "узким местом".

Развитие логистического сервиса. Нишу на рынке можно занять путем повышения качества товара, выпуска нового товара или повышения уровня логистического сервиса. Применение первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предприятий обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

1.2 Логистические системы и особенности их организации

По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов - различных предприятий или же подразделений одного предприятия. Логистика же ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Охарактеризовать свойства логистических систем можно в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

Первым свойством выступают целостность и членимость - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На интересующем нас микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

Закупка - подсистема, обеспечивающая поступление материального потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством - подсистема, принимающая материальный поток от подсистемы закупок и управляющая им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

Сбыт - подсистема, обеспечивающая выбытие материального потока из логистической системы (рисунок 1.6).

Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

Имеющиеся между элементами логистической системы существенные связи определяют второе ее свойство. Именно эти связи с закономерной необходимостью определяют ее интегративные качества. В рассматриваемых нами микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Рисунок 1.6 - Принципиальная схема микрологистической системы

Связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Эта организация - третье свойство, определяющее систему.

Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.). Интегративные качества и есть четвертое свойство систем.

Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Общепринятое определение логистической системы гласит:

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее на отдельных участках управление им имеет некоторую специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Рассмотрим подробнее специфику каждой функциональной области и ее место в общей системе логистики.

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия-потребителя, имеют известную специфику, что и явилось причиной выделения обособленного раздела логистики - закупочной логистики.

В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства (рисунок 1.7). При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона.

Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. На рисунке 1.7 показано, что в сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает еще находясь в производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.

Рисунок 1.7 - Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики

При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные): работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования), и работа, выполняемая собственным транспортом.

Также, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок.

Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики. Объект исследования здесь - информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков, сопряженных с материальными.

1.3 Запасы и их роль в логистике

Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.

Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижения этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

замороженные финансовые средства;

расходы на содержание специально оборудованных помещении;

оплата труда специального персонала;

постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов - это расходы. Однако отсутствие запасов - это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

потери от простоя производства;

потери от отсутствия товара на складе в момент возникновения спроса;

потери от закупки мелких партий материалов по более высоким ценам и др.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприятия вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов:

запасы производственные;

запасы товарные.

Каждый из этих запасов делится на три вида (рисунок 1.8):

запасы текущие;

запасы страховые;

запасы сезон

Рисунок 1.8 - Основные виды материальных запасов

Охарактеризуем каждый из названных видов запасов.

Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю.

Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.

Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств.

Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

Управление запасами заключается в решении двух основных задач: определение размера необходимого запаса и создание системы контроля фактического размера запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:

Y5=0,5 (2Y4+Yз-Y1), (1.1)

гдеY1, Y3, Y4 - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;

Y5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу:

Y6 =0,5 (2Y5+Y4-Y2). (1.2)

Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:

, (1.3)

гдеТ3 - темп роста товарных запасов;

То - темп роста спроса.

Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.

1.4 Логистическая технология и базовые логистические модули

Термин "логистическая технология" возник сравнительно недавно. Его появление связано с превращением некоторых приемов, методов, процедур и процессов принятия решений в логистике многих компаний промышленно развитых стран в алгоритмы, поддерживаемые стандартными и информационно-программными модулями. Данные алгоритмы воплощают в себе определенные логистические концепции:

MRP - планирование потребности в материалах;

DRP - планирование распределения ресурсов;

JIT - управление материальными и информационными потоками по принципу “точно вовремя”;

KANBAN - информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу “точно вовремя”;

OPT - оптимизированная технология производства;

DDT - технология реагирования на спрос;

CSRP - планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента;

"Lean production" - "скудное производство" или "тощее производство".

Планирование потребности в материалах - это автоматизированная система планирования потребностей производства в необходимых материальных ресурсах. MRP позволяет осуществлять приоритетное планирование выполнения заказов в реальном масштабе времени с учетом возникающих отклонений от плановых заданий, а также текущее регулирование и контроль производственных запасов. Основными целями MRP являются: гарантийное удовлетворение потребности в материальных ресурсах, поддержание минимально возможного уровня запасов; повышение точности планирования производства, поставок и закупок материалов.

Планирование распределения ресурсов может быть охарактеризовано как автоматизированная система управления исходящими товарами. Она является зеркальным отражением MRP, использует ту же логику, средства и методы. К числу основных функций системы относятся: планирование поставок и запасов на различных уровнях цепи распределения (центральный - периферийные склады), информационное обеспечение распределения продукции, а также планирование транспортных перевозок. Основной график производства формируется в соответствии с данными независимого спроса (прогноза спроса). Таким образом DRP позволяет увязать функции производства и сбыта продукции, а также оптимизировать логистические издержки за счет сокращения транспортных расходов и затрат товародвижения.

MRP и DRP относятся к системам выталкивающего типа.

JIT - интегрированная система управления материальными и информационными потоками, представляющая процесс производства и связанные с ним снабжение и сбыт как единый непрерывающийся производственный поток. Управление материальными потоками в единой системе осуществляется на основе обратного планирования сроков. Производитель не имеет законченного плана и графика работы, он тесно связан не с общим, а с конкретным заказом потребителя этой продукции и оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Для всех подразделений разрабатываются только усредненные планы (на месяц), а их детализация по декадам (дням, часам) производится непосредственными исполнителями работ с учетом сроков сдачи деталей (сборочных единиц) и объема полученного задания.

KANBAN служит в качестве информационного обеспечения оперативного управления материальными потоками по принципу "точно вовремя". Карта-заявка "KANBAN" содержит всю необходимую информацию о запросах потребителя. Как правило, такая информация включает: наименование и шифр детали; спецификацию емкостей с указанием их типа и количества укладываемых в них деталей; наименование участка-производителя и участка-потребителя продукции; время доставки, определяемое с учетом продолжительности изготовления детали. Каждый предыдущий по технологической цепочке участок работает в соответствии с поступившим заказом, указанным в карте "KANBAN". Контроль хода производства осуществляется путем регистрации карт, находящихся в обращении.

OPT относится к классу “тянущих” микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых "узких" мест или критических ресурсов. По существу OPT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система OPT препятствует возникновению узких мест в логистической сети "снабжение-производство", а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.

DDT является модификацией концепции MRP в плане улучшения реакции производителя на изменение потребительского спроса. Данная концепция реализуется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи оперативной информации об объемах продаж заданной номенклатуры товаров оптовикам, а от них - производителям. Последние на основе прогноза спроса непрерывно пополняют запасы товаров непосредственно у розничных продавцов или через оптовых посредников. Для эффективной работы DDT-технологии необходимы: достоверная информация об объемах продаж, точный прогноз спроса, гибкая производственная система и надежная доставка товаров в распределительную сеть.

Концепция CSRP помогает адаптировать организацию к внешней среде. Если MRP - и ERP-методологии охватывают производственный и логистический циклы изделия, то методология CSRP - весь жизненный цикл товара. Она позволяет учитывать при планировании и управлении организацией не только основные производственные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как "вспомогательные" или "накладные". Задача CSRP - синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством. CSRP смещает фокус с планирования исходя из потребностей производства на планирование исходя из заказов покупателей. Деятельность по производственному планированию не просто расширяется, а преобразуется под запросы покупателей, изучаемые соответствующими подразделениями организации. Совершенствование производственного планирования даст возможность точнее определять сроки поставок, обеспечивая своевременную поставку. Это позволит оптимизировать операции на основе действительных покупательских заказов, а не прогнозных оценок. Изменения в заказе покупателя автоматически отражаются в заказах поставщикам, не требуя при этом повторной работы и сокращая задержки.

Концепция "Lean production" обеспечивает следующие преимущества: низкие производственные издержки, оперативное реагирование на изменение потребительского спроса, поддержание высокого качества продукции и быструю переналадку оборудования. Основными целями "Lean production" в производственной логистике являются низкие производственные издержки в сочетании с быстрым реагированием на изменение потребительского спроса и поддержанием высокого качества продукции. Достигается это путем внедрения гибких производственных технологий, которые сокращают время производственно-логистического цикла и снижают возможные потери от брака.

2. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности оао "мостодрев"

2.1 Общая характеристика предприятия

В 1927 г. на территории населенного пункта Мосты фабрикантами Канапацкими был построен фанерный завод, который находился в их собственности до 1939 г. Предприятие состояло из лущильного, клеевого и сортировочного цехов и котельного помещения, где вырабатывался пар для нужд производства. На заводе было установлено два лущильных станка и два малопроизводительных пресса, что позволяло производить до 20 мі фанеры в сутки. В то время на предприятии в две смены работали около 100 чел.

Фанера изготавливалась из ольхи и была сыро-клееной. После того, как владельцы фабрики купили у швейцарского химика патент на склейку фанеры насухо, здесь начали изготавливать продукцию высокого качества, приступили к склейке березы, что позволило поставлять ее для строительства самолетов. Такая фанера экспортировалась в Англию, Бельгию, Аргентину, Индию, США, Малайзию, Сингапур, на Цейлон и во многие другие страны мира.

В январе 1933 г. была создана профсоюзная организация. Много внимания этому предприятию уделяла печать того времени. Тем более, что фабрика имела свое место на международной ярмарке в г. Познань (современная Польша) и на международной авиационной выставке в г. Львове.

В 1939 г. немецкая авиация разбомбила завод. Некоторые цеха были полностью разрушены. Однако к 1940 г. завод был полностью восстановлен, также были построены медпункт, детский сад, ясли, школа.

В мае 1941 г. немецкая авиация вторично разбомбила завод, после чего оккупационными властями завод был частично восстановлен без соблюдения строительных и противопожарных норм и необходимых условий по охране труда и технике безопасности. С 1945 по 1953 г. завод был полностью восстановлен и проведена его реконструкция. Параллельно с фанерным заводом рос и развивался лесопильный завод.1 января 1959 г. оба завода были объединены в Фанерно-деревообрабатывающий комбинат (ФанДОК), который в первый год своей работы выполнил государственный план производства на 105,1%.

В январе 1971 г. четыре предприятия, три из которых на правах филиалов, были объединены в Мостовское производственное деревообрабатывающее объединение "Мостодрев" с головным предприятием - ФанДОК. Важным событием в жизни предприятия было окончание строительства, и вступление в строй в 1972 г. цеха по производству древесностружечных плит с годовой мощностью 70 тыс. м3. Это был один из крупнейших в стране цехов по производству плит.

С вводом в эксплуатацию этого цеха объединение ежегодно дополнительно стало производить продукции на сумму около пяти миллионов рублей, выросла численность работающих до трехсот человек, дополнительные производственные площади увеличились на 15 200 мІ.

За 1970-1975 гг. кроме цеха ДСтП были построены: новая механическая мастерская, бассейн для проварки сырья, вошла в строй коммуникационная система предприятия. Которая дала возможность устройства канализации во всем городе. Были построены отапливаемый автомобильный гараж, склад ГСМ, несколько жилых домов. Предприятие обеспечило город питьевой водой, водяным отоплением, горячей водой.

С января 1979 г. в состав объединения вошли Гродненский ДОК и Гродненский леспромхоз, а в нач. 1980-х гг. был присоединен Сморгонский лесозавод. В 1993 г. Гродненский леспромхоз был преобразован в Мостовский леспромхоз.

В 1994 г. ПДО "Мостодрев" было преобразовано в акционерное общество. В момент преобразования из состава объединения вышла Гродненская мебельная фабрика, а в 1997 г. - Слонимская мебельная фабрика. В сентябре 2005 г. Мостовский леспромхоз был преобразован в лесозаготовительный цех.

ОАО "Мостодрев" является многоотраслевым объединением, включающим в себя: головное предприятие ("Мостовский фанерно-деревообрабатывающий комбинат"), общепит. Также ОАО "Мостодрев" является учредителем унитарного предприятия-магазина "Товары лесного комплекса".

ОАО "Мостодрев" входит в состав концерна "Беллесбумпром".

Основными видами деятельности предприятия являются:

лесозаготовка;

лесопиление;

деревообработка;

производство фанеры;

производство ДСтП;

производство гнуто-клееных деталей;

производство синтетических смол;

выпуск товаров народного потребления;

посредническая деятельность;

оказание транспортно-экспедиционных услуг.

Общество имеет такие вспомогательные цеха, как:

железнодорожный;

автотранспортный;

отопительно-производственную котельную;

ремонтно-механический цех;

электроцех;

участок КИПиА.

ОАО "Мостодрев" является градообразующим и бюджетообразующим предприятием района, на котором работает 28% работоспособного населения города Мосты.

Предприятие содержит большую социальную сферу: общежитие, гостиницу, клуб, детский оздоровительный лагерь, медико-санитарную часть. Отопительно-производственная котельная предприятия отапливает и снабжает горячей водой большую часть жилого и нежилого фонда г. Мосты.

ОАО "Мостодрев" расположено в центральной части города на правом берегу реки Неман и граничит с зеленой зоной, а также с жилым массивом г. Мосты.

С 2003 года предприятие начало проводить активную инвестиционную деятельность. В течение трех лет были приобретены: линия шлифования фанеры "Steinemann", линия ребросклеивания шпона "Kuper", линия обрезки фанеры пр-ва завода "Пролетарская свобода" (Российская Федерация). В 2006 были введены в эксплуатацию линия сушки шпона с нагревательной установкой для термомасла и линию лущения и рубки шпона. В первом квартале 2007 г. была завершена реконструкция ОПК с созданием мини-ТЭЦ.

ОАО "Мостодрев" производится работа по совершенствованию производства, расширению и укреплению деловых, взаимовыгодных контактов со всеми заинтересованными организациями и фирмами. В таблице 2.1 представлены основные поставщики сырья и материалов предприятия.

Таблица 2.1 - Основные поставщики сырья и материалов ОАО "Мостодрев"

Наименование

Наименование поставщика и его местонахождение

1

2

Лесосырье

Лесозаготовительный цех ОАО "Мостодрев", РБ

ОАО "Витебсклес", РБ

ОАО "Полоцклес", РБ

ОАО "Житковичлес", РБ

ОАО "Лунинецлес", РБ

Формалин

ОАО "Ахема", Литва

Карбамид

ОАО "Азот", г. Гродно, РБ

ГСМ

ЗАО "Славнефть", г. Гродно, РБ

Лак, растворитель

Лакокрасочный завод, г. Рошаль, РФ

Шлифшкурка

Абразивный завод, г. Белгород, РФ

Шлифлента

Абразивный завод, г. Белгород, РФ

УНИОН "ВИС", РП

Лакокрасочные продукты (краски, эмульсия ПВА)

ОАО "Лакокраска", г. Лида, РБ

Картон гофрированный

ОАО "Светлогорский ЦБК" г. Светлогорск, РБ

Ткани

ЗАО "Элиот", РФ

"Декоративные ткани", г. Гродно, РБ

УП "Агромирплюс", г. Гродно, РБ

ТЧУП "Сократ", г. Минск, РБ

ИЧУПП "Декор", г. Гродно, РБ

ООО "Белый ветер", г. Гомель, РБ

Поролон

ИП "Глобекс Бел", г. Молодечно, РБ

ООО "Бенсак", г. Минск, РБ

УП "Крафттекстиль", г. Минск, РБ

УП "Крафтэкспорт", г. Минск, РБ

Как свидетельствуют данные таблицы 2.1, большая часть потребности предприятия в сырье и материалах покрывается белорусскими и российскими предприятиями. Отсутствие на внутреннем рынке поставщика формалина, используемого в производстве карбамидоформальдегидных смол, которые используются в качестве связующего при выпуске древесностружечных плит, фанеры, гнуто-клееных деталей и мебели, обуславливает тесное сотрудничество ОАО "Мостодрев" с литовским предприятием ОАО "Ахема".

ОАО "Мостодрев" имеет широкие связи на внешнем рынке и самостоятельно осуществляет экспортно-импортные операции.

2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынков ее сбыта

Производством продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Республике Беларусь занимаются свыше 5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, включая сельскохозяйственные кооперативы. Основная доля в общем объеме производства (около 50,4%) продукции отрасли приходится на предприятия концерна "Беллесбумпром". Доля совместных и иностранных коммерческих организаций составляет 17,5%, Минлесхоза - 7,8% и Минстройархитектуры - 2,6%.

В отраслевой структуре предприятий (по удельному весу в общем объеме товарной продукции) деревообрабатывающая промышленность занимает 66,8% от общего объема.

В 2005 г. в отрасли насчитывалось около 330 предприятий с общей численностью занятых 122 тыс. чел. Рост объемов производства за 2005 г. к уровню предшествующего года составил 111% и 118% в 2004 г. К уровню 1990 г. рост промышленного производства составляет более 2,9 раз. Среднеотраслевая норма прибыли находится в пределах 6-12%.

Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности "Беллесбумпром" объединяет 50 организаций различной формы собственности с общей численностью персонала 48,4 тыс. чел. Деревообрабатывающая отрасль концерна включает 30 организаций, списочная численность работающих составляет 32,6 тыс. человек или 67,3% от общей численности концерна. Объем выпуска промышленной продукции за 2005 г. составил 1 275,6 млрд. р. или 2,1% от ВВП республики.

Отраслевая структура концерна (по удельному весу в общем объеме товарной продукции) следующая:

лесозаготовительная отрасль 9,9%;

деревообрабатывающая отрасль 64,0%;

целлюлозно-бумажная отрасль 26,1%.

За период 1996-2005 гг. объемы выпуска продукции в отрасли возросли почти в 3,8 раза, в том числе древесноволокнистых плит и клееной фанеры - более чем в два раза. Однако по ряду ключевых позиций (пиломатериалы, картон, бумага) рубежа 1990 г. отрасль так и не смогла достичь.

Позитивные показатели роста отрасли во многом обусловлены ростом экспорта, который за этот период увеличился в 1,8 раза и оценивается в 650-700 млн. долл. США в год. В том числе доходы от экспорта древесины и изделий из неё (без учета мебели) составляют 390-400 млн. долл. США, мебели 260-270 млн. долл. США. На долю продукции лесного комплекса приходится более 6,1% валютных поступлений от всего экспорта страны.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека