Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Совокупный спрос

Совокупный спрос

34

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и управления на предприятии

Курсовая работа

по предмету "Макроэкономика"

СОВОКУПНЫЙ СПРОС

Специальность

"Экономика и управление на предприятии"

Автор работы

Студентка (2) курса Т.Ф. Пупчик

Руководитель

к. э. н., доцент В.И. Сильванович

Гродно 2008 г.

Содержание

  • Введение
    • 1. Сущность совокупного спроса
    • 1.1 Понятие совокупного спроса
    • 1.2 Особенности кривой совокупного спроса
    • 1.3 Факторы совокупного спроса
    • 2. Практическое применение концепции совокупного спроса
    • 2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса
    • 2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса
    • Заключение
    • Список использованных источников
Введение

Одними из основных показателей, характеризующих состояние экономики страны, является совокупный спрос и совокупное предложение. Целью моей работы является исследование и изучение совокупного спроса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить сущность понятия совокупный спрос и дать точное его определение;

выявить особенности кривой совокупного спроса;

исследовать факторы, влияющие на величину совокупного спроса;

рассмотрение влияния фискальной и монетарной политики на совокупный спрос.

Основная задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение явлений и процессов, которые в своей совокупности отражают отношения, складывающиеся в рыночной экономике. Поэтому, для изучения этих отношений необходимо применять совокупные экономические категории.

В макроэкономике под спросом понимается совокупный спрос. Термин "совокупный" означает, что рассматривается спрос для всех товаров и услуг, а не спрос на какой-либо отдельный товар; аналогично цена - это совокупный уровень цен, а не цена одного товара или услуги.

В структуре совокупного спроса можно выделить спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, спрос фирм на инвестиционные блага, спрос на конечные товары со стороны государства и спрос на отечественные товары со стороны иностранцев.

На совокупный спрос влияют различные факторы, одни из них приводят к изменению в спросе, сдвигу его кривой (вправо или влево), другие же приводят к изменению величины спроса, то есть движению по его кривой.

Также в моей работе я попыталась затронуть основные моменты практического применения совокупного спроса, влияние денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики на кривую совокупного спроса.

Для раскрытия темы курсовой работы использовались труды таких экономистов, как Селищев, Ивашковский, Мишкин и другие. Особенностью в поиске информации по данной теме было то, что некоторые авторы не придают особого значения теме "Совокупный спрос", рассматривают ее достаточно узко, ограничиваясь основными понятиями. В то же время, другие авторы данной теме придавали большое значение, и в своих трудах объясняли ее значимость. Можно отметить, что первоисточником по теме "Совокупный спрос" является труд Кейнса, изданный в 1936 году, - "Общая теория занятости, процента и денег".

1. Сущность совокупного спроса

1.1 Понятие совокупного спроса

В микроэкономике рассматривалось такое понятие, как индивидуальный спрос, который показывал зависимость между ценой и количеством товара, потребляемого каждым человеком. В макроэкономике нужно агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Говоря точнее, следует объединить тысячи отдельных цен - на промышленные работы, зерно, персональные компьютеры, газ, косметику - в единую совокупную цену, или уровень цен, а также собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. Таким образом, можно сформулировать понятие совокупного спроса. Совокупный спрос - сумма, которую люди желают заплатить за товары, и главная сила, определяющая уровень выпуска продукции. Другими словами, совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает потребительский спрос С - совокупный спрос домашних хозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей и домашних хозяйств I; спрос на товары и услуги со стороны государства G; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств - чистый экспорт NX. Все перечисленные составляющие совокупного спроса можно записать в виде формулы:

Y = C + I + G + NX, (1.1)

где Y - объем выпуска. Рассмотрим более подробно каждый их этих компонентов.

Главным компонентом совокупного спроса являются потребительские расходы. Объем потребления (С), в первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса сосредоточен, в основном, на факторах реального потребления (то есть номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс уровня цен). Доля потребительских расходов в национальном продукте составляет более 60%.

Вторым по важности компонентом являются государственные закупки товаров и услуг (G), которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, а также покупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти, финансирование судебной системы или государственных школ и т.д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.

Следующий компонент совокупного спроса - валовые частные внутренние инвестиции (I), которые включают весь прирост физического объема капитала и запасов, произведенных жителями данной страны за определенный период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации. Объем инвестиций определяется, главным образом, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.

Чистый экспорт (NX) равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.

Одни компоненты совокупного спроса, например, потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, другие, более динамичны, например, инвестиционные расходы - их изменения вызывают колебания экономической активности. Изучив все компоненты совокупного спроса, можно сказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.

Для анализа совокупного спроса иногда используется упрощенная модель экономики, которая характеризуется отсутствием внешней торговли, государственного сектора, не учитывает амортизацию, разницу между ЧНП и ВНП, валовыми и внутренними инвестициями.

Обозначим стоимость выпуска в упрощенной модели экономики Y, тогда при отсутствии государственного и внешнеэкономического секторов, произведенный выпуск будет равен реализованному:

Y = C + I (1.2)

При этом товары, которые фирмы не смогут продать, будут накапливаться в запасах (инвестициях). Поскольку частный сектор получает стоимость реальных товаров и услуг в качестве дохода, личные располагаемые доходы частного сектора будут равны Y. Часть этого дохода уйдет на потребление, другая часть - будет накоплена. Таким образом, мы можем записать:

Y = S + C (1.3)

Полученные равенства (1.2) и (1.3) можно записать в следующем виде:

C + I = Y = C + S (1.4)

В левой части равенства (1.4) показаны элементы совокупного спроса, в правой - направления использования дохода. Равенство

подчеркивает тот факт, что произведенный продукт равен реализованному. Вычитая потребление из каждой части равенства (1.4) мы получаем:

I = Y - C = S, т.е. I = S (1.5)

Равенство (1.5) является очень важным, так как показывает, что в упрощенной экономике инвестиции равны сбережениям.

Вернемся к рассмотрению государственного и внешнеэкономического секторов и равенству производимого и реализованного продукта с учетом государственных расходов и чистого экспорта. В этом случае равенство (1.2) может быть записано в виде:

Y = C + I + G + NX (1.6)

Частный сектор получит доход, равный Y. При определении располагаемого дохода следует учесть, что частный сектор получает чистые трансфертные выплаты TR и выплачивает налоги TA. Тогда располагаемый доход YD будет равен доходу плюс трансферты минус налоги:

YD = Y +TR - TA (1.7)

Располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения:

YD = C + S (1.8)

Объединив тождества (1.7) и (1.8), мы можем записать, что

C + S = YD = Y + TR - TA (1.9)

Или

C = YD - S = Y + TR - TA - S (1.10)

Подставим правую часть выражения (1.10) в равенство (1.6) вместо С:

Y = (Y + TR - TA - S) + I + G + X

Преобразовав это равенство, получим:

S - I = (G + TR - TA) + X (1.11)

Равенство (1.11) является исключительно важным макроэкономическим тождеством. Сумма G + TR составляет все государственные расходы, включающие все государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи. TA представляет сумму налогов, полученных государством. Разность (G + TR - ТА) отражает превышение государственных расходов над доходами, или дефицит бюджета.

Таким образом, тождество (1.11) говорит о том, что превышение сбережений над инвестициями частного сектора равно дефициту государственного бюджета плюс внешнеторговое сальдо. Если, например, сбережения частного сектора будут равны его инвестициям, то дефицит (или положительное сальдо государственного бюджета) будет равен внешнеторговому дефициту (или положительному сальдо).

1.2 Особенности кривой совокупного спроса

Кривая совокупного спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов одновременно находятся в равновесии. Ее легко получить из модели IS-LM. Обратимся сначала к графическому выводу кривой совокупного спроса. Зафиксировав цены на уровне P0, найдем соответствующий равновесный доход Y0 и изобразим эту точку в осях Y-P. Рассмотрим более низкий уровень цен P' (P'<P0). Падение цен приводит к росту реального предложения денег и сдвигает кривую LM вправо, что ведет к росту равновесного дохода. Итак, более низкому уровню цен P' соответствует более высокий уровень равновесного дохода Y' (Y'>Y0). Таким образом, мы получаем кривую совокупного спроса, которая является функцией цен (рис.1)

Свойства кривой AD.

Рис.1 Графический вывод кривой совокупного спроса

1) Отрицательный наклон: повышение уровня цен ведет к сокращению реального предложения денег и порождает избыточный спрос на деньги или избыточное предложение облигаций. В результате цена облигаций падает, а значит, ставка процента растет, что ведет к падению инвестиций и равновесного дохода. Формально наклон кривой совокупного спроса можно получить из модели IS-LM, которая в закрытой экономике имеет вид:

(1.12)

Рассматривая приращение цен dP, мы получаем соответствующее приращение равновесного дохода:

(1.13)

Выражая из первого уравнения di и подставляя во второе находим:

(1.14)

2) Наклон кривой AD зависит от тех же факторов, которые влияли на наклон кривых IS и LM. Действительно, наклон кривой IS определялся мультипликатором и чувствительностью инвестиций к ставке процента. Как видно из системы (1.14), чем больше наклон кривой IS по абсолютной величине (то есть, чем больше мультипликатор и чем больше чувствительность инвестиций к ставке процента ), тем круче будет кривая совокупного спроса при данном уровне цен. В случае кривой LM чувствительность спроса на деньги к доходу и ставке процента по-разному влияли на наклон кривой LM, однако как следует из (1.14), эти параметры будут одинаково влиять на наклон кривой совокупного спроса. Чем больше чувствительность спроса на деньги к доходу ?и чем больше чувствительность спроса на деньги к ставке процента ?, тем больше по абсолютной величине будет наклон кривой совокупного спроса при данном уровне цен.

3) На положение кривой AD влияют экзогенные параметры такие, как автономные расходы и номинальное предложение денег.

а) увеличение автономных расходов сдвигает кривую IS вправо, что ведет к росту выпуска при данном уровне цен и в результате кривая совокупного спроса также сдвигается вправо.

б) увеличение номинального предложения денег сдвигает вправо кривую LM, что в с свою очередь приводит к сдвигу кривой совокупного спроса в том же направлении. Однако в данном случае, мы можем сказать точнее, каким именно образом будет сдвигаться кривая AD, если рассмотрим сдвиг вверх, то есть, изменение цен при данном уровне выпуска. Когда уровень цен растет, то кривая LM сдвигается вправо.

Для того чтобы выпуск остался неизменным нужно, чтобы кривая LM

вернулась обратно. Это возможно, если цены вырастут в той же пропорции, что и номинальное предложение денег, тогда реальное предложение денег вернется к исходному уровню, и мы получим прежний выпуск при более высоком уровне цен. Более того, если номинальное предложение денег увеличивается на x%, то и цены должны возрасти на x% при каждом уровне выпуска, что сдвигает кривую AD пропорционально вверх (рис.2).

Рис.2 Сдвиг кривой совокупного спроса в результате роста номинального предложения денег

Полученный результат свидетельствует о том, что обратная функция совокупного спроса P (Y) обладает единичной эластичностью по номинальному предложению денег. Действительно, дифференцируя систему (1.12) получим:

(1.15)

Преобразуя (1.15) имеем . Таким образом, эластичность обратной функции совокупного спроса по номинальному предложению денег равна единице:

(1.16)

то есть, при увеличении , скажем на 10 процентов, уровень цен растет также на 10% при каждом уровне выпуска.

1.3 Факторы совокупного спроса

На величину совокупного спроса оказывают влияние, как ценовые факторы, так и неценовые. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупных расходов в зависимости от общего уровня цен. На данное движение влияют ценовые факторы. Существует три ценовых фактора совокупного спроса:

1) эффект процентной ставки;

2) эффект богатства;

3) эффект обменного курса.

В первом параграфе мною были описаны составляющие совокупного спроса - это потребительские расходы, валовые инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт. Каждое из этих четырех слагаемых вносит определенный вклад в объем совокупного спроса на товары и услуги. Государственные закупки рассматриваются как постоянные, так как они детерминированы текущей политикой правительства, однако другие компоненты расходов - потребление, инвестиции и чистый экспорт - определяются, прежде всего, экономическими условиями и, в частности, уровнем цен. Следовательно, чтобы объяснить отрицательный наклон кривой совокупного спроса, мы должны исследовать воздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, на цели потребления, инвестиций и чистого экспорта.

Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Кейнс (1883-1946), поэтому иногда его и называют эффектом Кейнса. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

Проще говоря, рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и другие необходимые расходы. Более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки. Следовательно, более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства (эффект Пигу). Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу. Рассмотрим деньги, которые вы храните в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег - величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, так как вы получаете возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, то есть они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги.

Эффект обменного курса (эффект Манделла-Флеминга). Рассмотрим на примере. Снижение уровня цен в США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги правительства ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам (то есть количество денежных единиц иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается). В результате снижения курса доллара произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данное изменение относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом.

Теперь можно подвести итоги всему вышесказанному. Таким образом, существуют три различные, но связанные между собой, причины, по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги. Во-первых, это то, что потребители ощущая возросшее богатство, стимулируют спрос на потребительские товары; во-вторых, снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; и в-третьих, понижение обменного курса национальной валюты повлечет за собой увеличение чистого экспорта. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

Как уже говорилось, изменения цены при прочих равных условиях ведут к перемещению из одной точки на кривой совокупного спроса к другой. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами совокупного спроса. К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт.

Остановимся подробнее на неценовых факторах совокупного спроса.

Потребительские расходы. Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако, в данном случае не имеется в виду рассмотренный ранее эффект богатства, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений в уровне цен.

Ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в

это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. Точно также массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен.

Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Рассмотрим каждый из факторов, влияющих на инвестиционные расходы.

Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае не имеется ввиду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Говорится об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденции к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеет тенденции к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Не следует путать с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, имеют ввиду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта, к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень отечественного экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за рубежом. Во-вторых, сокращение отечественного импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

2. Практическое применение концепции совокупного спроса

2.1 Монетарная политика и регулирование совокупного спроса

Установлено, что государство имеет возможность воздействовать на параметры совокупного спроса с помощью денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики. Следовательно, их изменение может привести к краткосрочным колебаниям производства и цен. Предвосхищая негативные эффекты, политики, возможно, примут решения, направленные на их компенсацию.

Известно, что помимо денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики на совокупный спрос воздействует и множество других факторов. В частности, решения о величине расходов, принимаемыми домашними хозяйствами и фирмами, определяют совокупный спрос на товары и услуги, и в случае их изменения кривая совокупного спроса смещается. В случае отсутствия соответствующей реакции государства сдвиги совокупного спроса вызывают краткосрочные колебания объема производства и уровня занятости. Политические деятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования, пытаются скомпенсировать сдвиги совокупного спроса и стабилизировать экономику.

Как нам уже известно, из предшествующей главы, кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон из-за эффекта богатства, эффекта процентной ставки и эффекта обменного курса. Рассмотренные эффекты действуют одновременно, что детерминирует возрастание объема спроса при снижении общего уровня цен.

Однако эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса, далеко не равнозначны. Так как денежные резервы - лишь малая часть состояния домашних хозяйств, эффект богатства оказывает наименьшее воздействие на совокупный спрос. Кроме того, так как экспорт и импорт составляют лишь малую часть ВВП США, эффект обменного курса Манделла - Флеминга незначительно сказывается на американской экономике (этот эффект куда более важен для малых стран, в экономике которых большую роль играет внешняя торговля).

Для того чтобы разобраться в методах воздействий государства на совокупный спрос, исследуем эффект процентной ставки Кейнса более подробно, используя теорию предпочтения ликвидности, которую предложил Дж. Кейнс. Согласно ей, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег.

Предложение денег. Первая часть предпочтения ликвидности посвящена предложению денег. Рассмотрим его на примере экономики США. В экономике США предложением управляет Федеральная резервная система. Однако цель работы состоит в исследовании того, как изменение предложения денег воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Ради ее достижения можно игнорировать детали политики ФРС и просто предположить, что она непосредственно управляет предложением денег. Иными словами, количество денег, предлагаемых в экономике, может быть установлено на любом уровне в соответствии с решением ФРС. Итак, объем предложения денег определяется политикой ФРС и не зависит от других экономических переменных, в частности от процентной ставки. Поэтому изображаем фиксированное предложение денег вертикальной кривой предложения, где по оси абсцисс откладываем объем денежной массы (Md), а по оси ординат - величину процентной ставки (r) (рис.3)

Рис.3 Кривая предложения денег (MS)

Спрос на деньги. Вторая часть теории предпочтения ликвидности посвящена спросу на деньги. Необходимо вспомнить, что под ликвидностью любого актива понимается легкость, с которым он превращается в принятое в экономике средство обращения. Средством обращения в экономике являются деньги, так что они, по определению, наиболее ликвидный из всех доступных активов. Ликвидность денег определяет спрос на них: деньги предпочтительнее других активов, которые предлагают более высокий доход от владения ими, так как непосредственно используются для покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги определяют множество факторов, но теория предпочтения ликвидности подчеркивает один из наиболее важных - процентная ставка, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. То есть, когда ваше богатство хранится в виде наличных денег в бумажнике или "в шкафу", а не размещено в приносящих процентный доход ценных бумагах, вы добровольно отказываетесь от дополнительной прибыли. Увеличение процентной ставки ведет к повышению издержек "простоя" наличных денег и уменьшению предъявляемого на них спроса. Следовательно, кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рис.4)

Рис.5 Кривая спроса на деньги (MD)

Равновесие на денежном рынке. Согласно теории предпочтения ликвидности, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. Существует единственная ставка процента, называемая равновесной процентной ставкой при которой объем спроса на деньги в точности уравновешивается количеством предлагаемых средств. Если процентная ставка имеет любое другое значение, субъекты экономики стремятся скорректировать содержимое портфелей активов, в результате чего процентная ставка смещается в точку равновесия.

Рассмотрим, как процесс установления равновесной процентной ставки воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Сначала используем модель для объяснения отрицательного наклона совокупного спроса. Предположим, что общий уровень цен в экономике повышается. Необходимо рассмотреть, что произойдет с процентной ставкой, уравновешивающей спрос на деньги, и как эти изменения повлияют на количество товаров и услуг, на которое предъявляется спрос.

Одна из детерминант спроса на деньги - уровень цен. То есть более высокий уровень цен ведет к увеличению спроса на деньги при каждой

данной процентной ставке. Таким образом, как показано на рисунке 6а повышение уровня цен с P1 до P2 означает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, от MD1 до MD2.

Рис.6 Рынок денег и наклон кривой совокупного спроса

Необходимо выяснить, как сдвиг кривой спроса на деньги воздействует на равновесие на денежном рынке. При фиксированном предложении денег процентная ставка должна повыситься, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. Высокий уровень цен означает, что субъекты экономики желали бы иметь на руках большие суммы денег, что приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Однако объем предложения денег не изменяется, следовательно, как реакция на дополнительный спрос процентная ставка повысится от r1 к r2.

Возрастание процентной ставки сказывается не только на параметрах денежного рынка, но и на объеме спроса на товары и услуги (см. Рис.6б). При более высокой процентной ставке стоимость заимствования и доходы от сбережений возрастают. Уменьшается количество фирм, получающих кредиты на строительство новых производств и покупку оборудования, что ведет к снижению объемов производственных инвестиций. Домашние хозяйства увеличивают сбережения на будущее, так что сокращаются и потребительские расходы на потребительские товары. По всем этим причинам при повышении уровня цен с P1 до P2, увеличении спроса на деньги с MD1 до MD2 и возрастании процентной ставки с r1 до r2 количество товаров и услуг, на которое предъявлен спрос, сокращается с Y1 до Y2.

Таким образом, проведя анализ воздействия на экономику эффекта процентной ставки, можно сделать следующие выводы: повышение уровня цен ведет к увеличению спроса на деньги; увеличение спроса на деньги вызывает рост процентной ставки; рост процентной ставки ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги.

Теорию предпочтения ликвидности можно использовать не только для наиболее полного объяснения отрицательного наклона кривой совокупного спроса, но и для анализа воздействия денежно-кредитной политики ФРС на кривую совокупного спроса. ФРС, приобретая посредством операций на открытом рынке государственные облигации, увеличивает предложение денег. Предположим, что в краткосрочном периоде уровень цен не реагирует на денежную инъекцию. Необходимо выяснить, повлияет ли дополнительное количество денег в обращении на равновесную ставку процента и кривую совокупного спроса. На рисунке 7а наглядно видно, что увеличение денег ведет к смещению кривой предложения денег вправо, из MS1 к MS2. Так как положение кривой спроса на деньги не изменяется, процентная ставка снижается от r1 до r2, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. То есть уменьшение процентной ставки стимулирует субъектов экономики "прибрать к рукам" дополнительные деньги, созданные ФРС.

Рис 7. Денежная инъекция

Таким образом, уровень процентной ставки снова оказывает влияние на объем спроса на товары и услуги (см. рис.7б). Уменьшение процентной ставки означает снижение цены заимствования и доходов от сбережений. Покупки домов домашними хозяйствами возрастают, причем их площадь увеличивается, что стимулирует спрос на инвестиции в жилищное строительство. Фирмы увеличивают вложения в строительство и закупки оборудования, что оказывает положительное воздействие на производственные инвестиции. Норма сбережений домашних хозяйств уменьшается, а расходы на приобретение потребительских товаров возрастают. Взаимодействие этих факторов обусловливает увеличение объема спроса на товары и услуги при данном уровне цен Р с Y1 доY2.

Таким образом, осуществляемая ФРС инъекция денег увеличивает их предложение. Увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен предопределяет снижение процентной ставки, что в свою очередь, обусловливает возрастание объема спроса на товары и услуги. То есть дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

Следовательно, изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью расширение совокупного спроса, могут быть охарактеризованы либо как увеличение предложения денег, либо как снижение процентной ставки. Изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью ограничить совокупный спрос, могут быть охарактеризованы или как уменьшение предложения денег, или как повышение процентной ставки.

2.2 Фискальная политика и регулирование совокупного спроса

Правительство имеет возможность воздействовать на экономическую ситуацию не только посредствам денежно-кредитной, но и финансово-бюджетной политики. Под финансово - бюджетной политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных налогов или закупок. Основной эффект финансово-бюджетной политики на совокупный спрос на товары и услуги приходится на краткосрочный период.

Изменения в государственных закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса.

Предположим, что правительство размещает заказ на определенную сумму денег у какой-либо компании. Государственный заказ повышает спрос на продукцию компании, что побуждает ее нанять дополнительное число рабочих и увеличить производство. Увеличение спроса данной компании отражается в увеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо. Остается вопрос, на какую величину. Однако утверждение, что на величину государственного заказа не всегда верное. Существует два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вследствие первого из них - эффекта мультипликатора - сдвиг совокупного спроса может оказаться меньшим, чем величина государственных закупок. Вследствие второго эффекта - эффекта вытеснения - смещение совокупного спроса может быть меньшим. Рассмотрим оба эти эффекта.

Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.

Однако на этом действие мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицо обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.

Эффект мультипликатора представлен на рисунке 8. Увеличение правительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 в AD2 ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3.

Рис.8 Эффект мультипликатора

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастании потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.

Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (а вследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.

Последствия увеличения спроса на деньги представлены на рисунке 9а. Так как правительство не корректировало объем денежной массы, положение вертикальной кривой предложения не изменяется. Когда увеличение уровня доходов вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1 к MD2, для сохранения равновесия спроса и предложения процентная ставка должна повыситься от r1 до r2.

Рис.9 Эффект вытеснения

Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку цена заимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост

государственных закупок ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие государственных закупок на совокупный спрос (см. рис.9б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигу совокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.

Следовательно, когда правительство принимает решение о государственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения.

Другой важный инструмент финансово-бюджетной политики изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.

Величина смещения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффекта мультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработная плата и прибыль повышаются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.

Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемая изменением налогообложения - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Если домашние хозяйства ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную добавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличивают расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.

Заключение

В заключение проделанной работы следует сделать некоторые выводы.

Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса на отдельные товары является более сложной категорией и в масштабах макроэкономики складывается их четырех основных компонентов. Первый - это потребительский спрос на товары и услуги С; второй - это инвестиционный спрос фирм I; третий - спрос со стороны государства G; четвертый - чистый экспорт NX, т.е. разница между экспортом и импортом. В виде формулы это выглядит так:

Y = C + I + G + NX.

Кривая совокупного спроса (aggregate demand) показывает обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен при неизменной величине денежной массы в экономике и прочих равных условиях. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом обменного курса.

На совокупный спрос влияют как ценовые факторы, так и не ценовые факторы. Ценовые факторы мною были упомянуты выше (три эффекта), которые объясняют отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также вызывают изменения объема совокупного спроса, а значит, происходит движение вдоль кривой совокупного спроса. К неценовым факторам относятся факторы, которые вызывают изменения в потребительских расходах (благосостояние, задолженность потребителей, налоги, ожидания), в инвестиционных расходах (процентная ставка, ожидаемая прибыль, налоги, технологии), влияющие на изменения в государственных расходах, в расходах на чистый экспорт. Неценовые факторы в свою очередь, вызывают изменение в спросе, то есть смещается сама кривая совокупного спроса.

Во второй главе мною было рассмотрено влияние государства на совокупный спрос, посредствам фискальной и денежной политики. Денежная политика воздействует на спрос с помощью изменения предложения денег. Так, например, увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен влечет за собой снижение процентной ставки, что в свою очередь, обуславливает возрастание объема спроса на товары и услуги. Таким образом, дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. Фискальная же политика проявляется в трех эффектах: эффект мультипликатора, эффект вытеснения и изменении налогообложения. Так, например, при увеличении государственных расходов, кривая совокупного спроса переместится вправо, причем на определенную величину, которая зависит от эффекта вытеснения и эффекта мультипликатора. Первый эффект приводи к большему сдвигу кривой, в то время как второй к меньшему.

В своей курсовой работе я достигла поставленной цели, а именно - исследование и изучение совокупного спроса, то есть, определено понятие совокупного спроса, доказан отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также показаны некоторые моменты взаимодействия кривой совокупного спроса с денежно-кредитной и финансово-бюджетной политикой.

Список использованных источников

1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2002. - 448 с.

2. Макроэкономика: Учеб. пособие/Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко.2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 214 с.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 1993. - 864 с.

4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс.2-е изд. / Мэнкью Н.Г. - СПб: Питер, 2000. - 493 с.

5. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / Под общей редакцией профессора, д. э. н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство "Дис", 1997. - 416 с.

6. Макконелл К.Р., БРЮ С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика., пер. с англ.11-го изд.К., Хагар-Демос, 1993. - 785 с.

7. Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб: Питер, 2001. - 448 с.

8. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред М.Е. Дорошенко. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 820 с.

9. Долан Э. Дж., Линдсен Д. Макроэкономика. Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред.Б. Лисовина и др. СПб., 1994. - 368 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека