Современная НТР, содержание, основные направления и перспективы у России
12
ПЛАН
Введение
1. Научно-техническая революция как явление современной исторической эпохи. Сущность, содержание, условия возникновения.
2. Перспектива НТР в России. Проблемы и пути их решения.
3. О некоторых негативных последствиях НТР для общества.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕТри с половиной века назад английский материалист Фрэнсис Бэкон назвал науку силой. Современник Шекспира, Галлилея, Бруно, он считал, что наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. Это было в эпоху, когда страны Европы только становились на путь капиталистического развития.
С тех пор человечество сделало гигантский скачек в социальном и техническом развитии. И чем больше развивался прогресс, тем больше росла его связь с наукой. В современных условиях экономический и технический потенциал любой страны, ее мощь и обороноспособность, как никогда раньше, связаны с уровнем развития науки и степенью ее применения в производстве. Наивысшим проявлением интеграции науки и техники является научно-техническая революция.
Но проявление НТР в жизни общества противоречиво. С одной стороны - это путь к благу и прогрессу, с другой стороны - загрязнение окружающей среды, расход природных ресурсов, появление и накопление разрушительных средств вооружения.
Цель данного реферата состоит в том, чтобы на основе анализа сущности и содержания НТР дать сбалансированную оценку современному этапу научно-технической революции применительно к России: раскрыть ее прогрессивную миссию и одновременно предостеречь от опасных для человечества последствий данного явления.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда частных задач:
проведение ретроспективного анализа предпосылок возникновения НТР;
установление сущности и содержания НТР;
оценка перспектив развития НТР в Российской Федерации;
выявление возможных негативных последствий НТР в наше время.
1. Научно-техническая революция как явление современной исторической эпохи. Сущность, содержание, условия возникновения.
Начиная с середины ХХ века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые в совокупности получили название научно-технической революции (НТР). С самого начала ее особенностью было то, что возникнув в области науки, она не замкнулась сферой самой науки и техники, но активно воздействовала на все стороны жизни и деятельности людей. Научно-техническая революция играет всевозрастающую роль в сложной цепи экономических, социальных и политических изменений современного общества. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории.
Под революцией (вообще, в широком смысле) обычно понимают:
«…коренные, качественные изменения тех или иных социальных структур в процессе прогрессивного развития общества» [8];
«…такое преобразование, которое ломает старое в самом основном и коренном» [10];
«…глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Как перерыв постепенности, качественный скачок отличается от эволюции, а также от реформы» [15].
Революции наблюдаются во всех областях жизни: в промышленности, в культуре, в искусстве, в общественном развитии (социальные революции). Происходят они также в науке, в технике и технологии.
Революция в отдельных науках совершалась не раз: в химии - благодаря кислородной теории Лавуазье (конец XVIII в.); в биологии - во второй половине XIX в. в связи с появлением эволюционного учения Дарвина; в физике - в середине XIX в. в результате открытия закона сохранения и превращения энергии.
Революции в отдельных науках перерастали иногда в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. В эти периоды происходила коренная ломка общего подхода к изучению и толкованию явлений природы и общества, ломка всего строя мышления, переход от одной картины мира к другой[11].
Человечество пережило несколько таких глубоких научных революций. Первая такая революция, охватившая период с XVI до XVIII в., началась с создания гелиоцентрической картины мира. В середине XIX в. произошла новая научная революция, охватившая на этот раз всю область научного познания - от естественных наук (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории Дарвина) до общественных наук (диалектический материалистический взгляд на окружающий мир). На рубеже XIX и ХХ вв. в результате великих открытий в физике (электрон, радий, превращение элементов, кванты и др.) сложилась новая картина мира, и этот коренной переворот во взглядах на материю, ее строение, этот прорыв науки в область микромира стал очередной научной революцией. Так обстоит дело с революциями в науке.
Но революции происходят и в отдельных областях современной техники. В процессе общего развития люди постепенно совершенствуют имеющиеся в их распоряжении технические средства для решения возникающих перед ними практических задач. Но на известном уровне развития того или иного технического средства наступает такое положение, когда дальнейшее уравновешивание уже не дает необходимого эффекта. Иными словами, дальнейшее использование принципа, заложенного в действие данного технического средства уже не может обеспечить решения технической задачи. Только создание нового технического средства, действие которого основано на ином принципе, позволяет решать возникшую задачу. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах, и означает революцию в развитии технических средств.
Революции происходят не только в отдельных технических средствах, но также во всей совокупной технике, используемой в производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда и общих материальных условий производственного процесса.
Вся история техники свидетельствует о непрерывно совершающихся переворотах в отдельных технических средствах. Вместе с тем, в своем развитии человечество пережило несколько технических революций, которые каждый раз приводили к образованию нового, более высокого уровня производительных сил. Наиболее значимой была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце XVIII - начале XIX вв., т. е. переход от ремесла и мануфактуры к машинному промышленному производству.
Без ясного представления о революциях в развитии науки и революциях в развитии техники (в отдельности) трудно понять современные процессы, именуемые в своей совокупности научно-технической революцией (НТР).
В прошлом перевороты в естествознании и технике лишь иногда совпадали между собой по времени, стимулируя один другой, но никогда не сливались в единый процесс. Своеобразие развития естествознания и техники наших дней, его особенности состоят в том, что революционные перевороты в науке и технике представляют собой теперь лишь различные стороны одного и того же единичного процесса - НТР. Научно-техническая революция есть явление современной исторической эпохи, не встречавшееся ранее.
В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы, созданием новых естественнонаучных теорий. В настоящее время открытие новых законов природы или создание теорий становится необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники. Складывается и новый тип науки, отличающийся своим теоретическим и методологическим фундаментом и своей общественной миссией от классической науки прошлого. Этот прогресс науки сопровождается переворотом в средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе информации. Все это превращает современную науку в один из самых сложных и непрерывно растущих социальных организмов, в наиболее динамическую, подвижную производительную силу общества.
Итак, существенным признаком понятия НТР в узком его смысле, ограниченном рамками процессов, происходящих в области собственно естествознания и техники, является слияние революционного переворота в науке и революционного переворота в технике в единый процесс, причем наука выступает в отношении техники и производства в роли ведущего фактора, прокладывающего пути их дальнейшего развития.
Успех науки позволил создать такие технические средства, которые могут заменить и руки (физический труд), и голову (умственный труд человека, занятого в сферах управления, конторской деятельности, и даже - в области самой науки).
Проделанный выше анализ логично подводит к определению самого понятия «НТР». В официальных и научных источниках [ ] понятие НТР трактуется по-разному, но смысловое единство определений не нарушается.
Научно-техническая революция есть коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
2. Перспектива НТР в России. Проблемы и пути их решения.
Для того чтобы оценить перспективы научно-технической революции в нашей стране, необходимо прежде определить диапазон тех условий, которые являются необходимыми и достаточными для ее возникновения и успешного развития в любом государстве, затем соотнести эти условия с нынешней ситуацией в России и синтезировать соответствующие выводы.
Первое. Чтобы реализовать сложный научно-технический проект нужна современная материально-техническая база. Без нее самые смелые идеи и изобретения останутся на бумаге [1]. Наша страна первой в мире создала атомную электростанцию, запустила первый искусственный спутник Земли, первой послала в космос человека. Но все это, к сожалению, осталось в прошлом. Сегодняшняя материально-техническая база России представлена теми производительными силами, что достались ей в наследство от СССР. Отставание в экономике, наметившееся в годы «застоя», было закреплено в период «перестройки» и в геометрической прогрессии стало нарастать в эпоху постсоветского «переходного периода».
Кризис в экономике явление обычное для любой страны, ориентированной на рыночные отношения. Но его средняя продолжительность в Европе, США, странах Азии не превышала 1-2 (в крайнем проявлении - 4) лет. Затем страна быстрыми темпами (с приростом ВВП 8-20 % в год) восстанавливала свои экономические позиции. А в некоторых странах случалось «экономическое чудо» - небывалый научно-технический прогресс с выходом на лидирующие позиции в мире [13].
В России пока рассчитывать на чудо не приходится. Кризис, перешагнувший во времени на второе десятилетие обусловил отставание нашей экономики на 15-20 лет. И это еще оптимистическая оценка. В середине 90-х годов у нас отмечалось «замедление скорости спада» производства, а в 2000-2002 гг. (по официальным данным) наблюдается прирост производства 1.5-2.5 % в год. При этом оборудование предприятий не обновляется, амортизация основных фондов материально-технической базы осуществляется всего на 5-10 % от потребности.
Следовательно, по первому рассматриваемому условию ожидать качественного переворота в динамике общественного производства (т. е. - НРТ) не приходится.
Второе. Чтобы осуществить прогрессивный технический замысел - от переоборудования рабочего места до освоения космоса, нужно располагать финансовыми средствами. Если, фантазируя, допустить, что такие средства у России вдруг появятся, то при их рациональном использовании можно в значительной степени избавиться и от проблем в 1-й (рассмотренной выше) области необходимых условий. То есть - обновить и нарастить материально-техническую базу производства.
К сожалению, сегодня государство имеет огромные финансовые долги по взятым ранее кредитам и займам. Выплачивать эти долги предстоит и нам, и нашим детям. Вряд ли в этих условиях удастся изыскать деньги для финансирования науки, в расчете тем самым инициировать новую научно-техническую революцию.
Третье. Страна должна обладать высокоподготовленными кадрами специалистов в сфере производства. Даже если допустить, что у России и появились финансы, и закуплены соответствующие средства производства, без профессионала-рабочего никакого экономического подъема не будет.
В настоящее время в России разрушена даже та несовершенная база подготовки молодежи в сети профессионально-технических училищ, которая сложилась в Советском Союзе. Более того, растет число просто неграмотных, деградированных, опустившихся, пораженных алкоголем и наркотиками, умственно отсталых детей. Это тот слой граждан, который завтра будет препятствием на пути не только НТР, но и какого-либо развития вообще.
Четвертое. Успешное развитие науки, техники, производства, культуры и быта во многом зависит от того, имеются ли в стране в достатке талантливые ученые. Без них нельзя быстрыми темпами двигаться вперед. Зарубежными специалистами подсчитано, что для удвоения научных открытий (с ними связано напрямую развитие самых перспективных направлений производства) объем научной информации должен возрасти в 8 раз, а число ученых - в 16 раз. При этом расходы на науку должны быть увеличены в 32 раза.
У нас в России есть и другая статистика. А именно: подготовка одного кандидата наук занимает в среднем 18 лет (10- школа, 5- институт, 3- аспирантура), подготовка одного доктора наук - 24 года. Отсюда следует, что наука - самое сложное (в смысле революционного прорыва) звено в системе условий для научно-технической революции. Здесь ничего быстро не воссоздашь. Тем более катастрофичным представляется тот факт, что за последние 10 лет из России выехало за рубеж более 25 % наиболее известных и грамотных ученых, конструкторов. И процесс этот продолжается поныне.
Пятое - это технологии. Сегодня они настолько сложны, что их освоение (не говоря уже о разработке новых и более совершенных) под силу только передовым государствам. В век информации и компьютеризации общества до 90 % всей вычислительной техники, имеющейся в России, приобретено за границей. Радиоаппаратура выпускается на базе японских, корейских, тайваньских и китайских комплектующих деталей. На военных самолетах установлены японские средства связи и локации, американские приборы навигации и т. д. На российских авиалиниях летают лайнеры, имеющих отечественный фюзеляж, но английские авиадвигатели [12].
С каждым годом остается все меньше тех технологических сфер, где Россия имеет приоритет или, хотя бы, не уступает мировому уровню.
Подитоживая сказанное, можно заключить, что перспектива научно-технической революции у России является неблизкой. Вместе с тем, иного пути, кроме научно-технического прогресса у нее нет. Решать имеющиеся проблемы предстоит комплексно, и задача эта - не ученых, не промышленников, не конструкторов и не экономистов. Эта задача должна быть государственной.
3. О некоторых негативных последствиях НТР для общества.
Всегда ли можно однозначно утверждать, что научно-техническая революция это благо ?
Увы, ее последствия имеют ряд негативных и даже губительных для человека проявлений [7].
Во-первых, это глобальный экологический кризис, который может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и про-изводственных отношений в человеческом обществе экологичес-ким возможностям окружающей среды. К сожалению, Россия в этом плане «в числе лидеров».
Недавно ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: “Выживаемость русских достигла критической отметки”. Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию -- “воспроизводимые” поколения будут отличаться физиологичес-кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по-коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо-собностей к самостоятельному мышлению.
Согласно тем же исследованиям, 5 баллов не имеет ни одна страна в мире. 4 балла получили: Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Исландия. 3 балла - США, Япо-ния, Германия, Тайвань, Южная Корея, Син-гапур, Малайзия.
Ниже России -- Республика Буркина Фасо, до 80% населения которой является носителем СПИДа. Эта страна, а также Чад, Эфиопия, Южный Судан имеют балл 1,1--1,3.
В этих условиях ученые предсказывают гибель человечества в обозримом будущем. Это произойдет, если мы не сумеем в ближай-шее время -- в первые годы XXI в. -- сменить доминирующие тенденции мирового развития и наше от-ношение к природе. Только разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, могут спасти человечество от гибели.
Во-вторых, это - демографический взрыв, также в определенной степени обусловленный успехами НТР. Пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Наиболее вероятным результатом этого станет внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объема производства.
Эти тенденции можно изменить и создать условия экологи-ческой и экономической стабильности, которая сохранится и в да-леком будущем. Состояние глобального равновесия должно быть таким, чтобы каждый человек мог удовлетворить основные мате-риальные потребности и имел равные возможности реализовать свой творческий потенциал.
В-третьих - расход ресурсов. Без существенного уменьшения по-токов минеральных и энергетических ресурсов в ближайшие деся-тилетия произойдет неконтролируемое сокращение следующих душевых показателей: производства продуктов питания, потребле-ния энергии и промышленного производства.
В-четвертых - войны и военные конфликты. Научно-технический прогресс наибольшее востребование имеет именно в сфере самоуничтожения человечества. Качество и запасы вооружения на Земле дошли до того предела, который уже невозможно оправдать никакими потребностями обороны.
Переворот в умах людей, так необходимый для преодоле-ния названных негативных последствий, сам по себе не произойдет. Он возмо-жен при целенаправленных усилиях в рамках государственных и межгосударственных программ по всем жизненным направлениям: от экономики до экологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕНаучно-техническая революция открывает новые возможности качественных изменений в содержании человеческой жизни и отношениях между людьми. Она позволяет постепенно достигнуть всеобщего развития человеческих сил, способностей и таланта.Научно-техническая революция охватила все стороны нашей жизни - от космоса до косметики, проникла в строение атома и глубины вселенной. Она невиданными ранее темпами пополняет наши знания и преобразует мир.Но глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на развитии самого общества. И порой - негативно. Подчинение общественного производства целям обеспечения максимальной прибыли любой ценой делает природу объектом самой алчной эксплуатации. Здесь нужны срочные меры по борьбе с загрязнением экологии, ибо то, что сегодня предпринимается - лишь полумеры. О научно-технической революции много говорят и пишут, о ней спорят, ее проблемами занимаются руководители предприятий и государственные деятели. Внимание к ней - всеобщее, и это не дань моде. НТР не просто развивает производительные силы - она поднимает их на новую ступень развития. Другого пути подъема на эту ступень нет. Вопрос стоит только так: овладеть научно-технической революцией и подняться на более высокие этажи развития, либо отмахнуться от нее и остаться на прежнем уровне, отстать от других. В этом большом деле нельзя терять время.Какой выбор сделает Россия ? Покажет время. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев И. Интеллектуальный шанс России // Российская Феде-рация сегодня. - 1998, №10. С.22-23. 2. Белоцерковский В.В. Россия и капитализм // Свободная мысль. - 1999, №1. С.4-25. 3. Беляков А.А. Импорт технологий лучше ввоза ширпотреба. // Независимая газета. - 1998, 5мая. С.4. 4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. Науч-ная мысль как планетарное явление. М., 1977. С. 19.5. Горшков В.Г., Кондратьев КЛ„ Данилов-Данильян В.И., Окру-жающая среда: от новых технологий к новому мышлению // Зеленый мир. 1994. № 19. С. 8.
6. Гусаров А., Радаев В. Беседы о научно-технической революции. М., изд. Политической литературы, 1977.
7. Машкин Н.А., Рассолов И.М. Обществознание. Учебное пособие для вузов. - М., «Норма», 2001.
8. Научно-техническая революция и общество. / Под ред. Дряхлова Н.И. М., «Мысль», 1973.
9. Научно-техническая революция и человек / Отв. ред. В.Г. Афа-насьев. М., «Наука», 1977.
10. Научно-техническая революция и особенности социального раз-вития в современную эпоху /Под ред. Никишова С.И., М., изд. МГУ, 1974.
11. Ойзерман Т.И. научно-технический прогресс и границы предви-дения // Социол. Иссл.. - 1999, №8. С.3-12.
12. Ренкель А. Вехи технического прогресса // Интеллект. собств. - 1999, №3. С.87-91.
13. Резников Л. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. - 2001, №4. С.8-18.
14. Соколов А. Выбор научно-технологических приоритетов // Чело-век и труд. - 2000, №8. С.56-59.
15. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энци-клопедия», 1987.