Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Уральский Государственный Экономический Университет
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
Кафедра Национальной экономики
(название кафедры, на которую передается работа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Национальная экономика
На тему: Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли
Екатеринбург
2010 год
Содержание
1. Оптовая торговля: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
2. Тенденции развития оптовой торговли
3. Перспективы развития оптовой торговли
Список литературы
1. Оптовая торговля: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Оптовая торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.
Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки. Отличительной особенностью этих организаций является рыночный характер их деятельности: моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности, независимость, свободный выбор партнеров, полная финансовая ответственность.
По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.
Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством.
Оптовая торговля оптовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями.
Оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном, как с производством, так и с потреблением. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.
Основными задачами оптовых предприятий являются:
· поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей, а при необходимости размещение заказов на предприятиях-товаропроизводителях в соответствии с покупательским спросом по ассортименту, количеству и качеству;
· закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;
· формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
· проведение маркетинговых исследований для производителей товаров и розничных предприятий с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;
· внедрение современных и прогрессивных методов оптовой торговли;
информационное и консалтинговое обслуживание;
· обеспечение максимально возможной совокупной экономии за счет снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.
Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах, большими партиями товаров.
Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств, так как имеет ряд преимуществ для производителей:
а) поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида - переработчикам, агентам по перепродаже и крупным потребителям;
б) разгружает органы сбыта производителя, так как нет необходимости оформлять множеством накладных, счетов, бухгалтерских документов и писем и другую документацию;
в) снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества мелких розничных торговцев, поставки осуществляются в адрес небольшого перечня крупных оптовых торговцев.
Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.
В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем объеме товарооборота торговых баз наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.
Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.
Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.
Оптовые торговые предприятия различают по месту и роли в процессе товародвижения; существуют предприятия, расположенные в районах производства, на которых концентрируются товары конкретной группы, выпускаемые мелкими и средними предприятиями конкретной отрасли (обувной или текстильной промышленности и т.д.); в районах потребления располагаются предприятия, которые обязаны обеспечить жителей региона (края или области) широким ассортиментом потребительских товаров.
По масштабам деятельности оптовые предприятия делят на предприятия общенационального (федерального) и регионального уровня. Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны и обеспечивают федеральные нужды. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям по всей территории страны.
По товарной специализации оптовые предприятия делят на специализированные и универсальные.
Специализированные оптовые предприятия осуществляют закупку и продажу розничным предприятиям (другим оптовым предприятиям) товаров какой-либо одной товарной группы или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например: одежда, текстильные товары, обувь, галантерейные товары, культтовары, хозяйственные товары, бакалейные товары, строительные материалы.
Универсальные оптовые предприятия представляют к продаже предприятиям розничной торговли универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чаще всего используются в сельской местности.
Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.
Оптовая торговля занимает одно из ведущих мест в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Ей посвящен целый раздел G, код - 51, где она подразделяется на: организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов (за вознаграждение или на договорной основе); сельскохозяйственным сырьем и живыми животными; пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; непродовольственными потребительскими товарами;несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом, топливом, машинами и оборудованием.
2. Тенденции развития оптовой торговли
Развитие оптовой торговли -- это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.
Рис. 1. Этапы развития оптовой торговли
В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.
На данном этапе государственное регулирование сектора оптовой торговли практически отсутствует, рынок представлен большим количеством компаний, ни одна из которых не является явным лидером.
Сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост
С 2003 по 2008 годы выручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпы роста которых составили 10,9%, 8,3% 7,4%.
Рис. 2. Темпы роста выручки организаций отраслей и секторов экономики РФ
Общее количество хозяйствующих субъектов сектора торговли в 2008 году достигло 2 082 тыс. единиц. Вклад сектора экономики в ВВП РФ так же оставался достаточно стабильным на протяжении последних лет и в 2008 году составил около 21%. При этом занятость в отрасли торговли увеличивалась с 9,9 млн. человек в 2002 году до 12,1 млн. человек в 2008 году.
Таблица 1.
ЧИСЛО ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ на 1 января 2010 года
|
| Всего | из них | Справочно Всего на 1 января 2009г. | |
| | коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринима-тельства | субъекты малого и среднего предпринимательства | | |
| | | средние предпри-ятия | малые предпри-ятия | микро-предприятия | | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 560,5 | 22,6 | 4,4 | 35,2 | 489,3 | 417,3 | |
из них осуществляющие оптовую торговлю: | | | | | | | |
через агентов (за вознаграждение или на договорной основе) | 68,6 | 3,1 | 0,4 | 3,6 | 60,3 | 54,3 | |
сельскохозяйственным сырьем и живыми животными | 13,9 | 0,5 | 0,1 | 0,8 | 11,7 | 10,0 | |
пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями | 63,7 | 3,2 | 1,0 | 5,7 | 52,7 | 47,5 | |
непродовольственными потребительскими товарами | 99,1 | 4,7 | 0,7 | 5,9 | 86,3 | 70,9 | |
несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом | 114,9 | 4,0 | 0,9 | 8,1 | 99,5 | 83,8 | |
из нее топливом | 16,7 | 0,9 | 0,3 | 1,8 | 13,4 | 12,6 | |
машинами и оборудованием | 55,7 | 2,3 | 0,4 | 3,8 | 48,4 | 41,7 | |
прочую | 142,9 | 4,7 | 0,9 | 7,3 | 128,7 | 107,6 | |
|
За последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов.
Структура оптовой торговли на 2010 год более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продаж непродовольственных товаров, порядка 18% -- за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% -- за счет продовольственных товаров.
Основной показатель хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли - оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.
Таблица 2.
Оборот оптовой торговли по Российской Федерации.
(в фактически действовавших ценах)
|
Годы | Оборот оптовой торговли (млрд. руб.) | Темп роста (млрд. руб.) | Темп прироста (%) | Структурный сдвиг, по отношению к 2004г.(%) | |
2004 | 11 422,9 | * | * | * | |
2005 | 15 626,0 | 4 203,10 | 36,8 | 36,8 | |
2006 | 19 921,8 | 4 295,80 | 27,5 | 74,4 | |
2007 | 24 015,6 | 4 093,80 | 20,5 | 110,2 | |
2008 | 31 136,4 | 7 120,80 | 29,7 | 172,6 | |
2009 | 28 072,9 | - 3 063,50 | -9,8 | 145,8 | |
|
.
Рис. 3 Динамика объемов оптового оборота за 2004-2009 г.г. в целом по Российской Федерации
Анализ таблицы 2 и рисунка 3 показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2008 г. 31 136 млрд. руб., так, в 2008 году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28 072 млр. руб.
Из анализа текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.
Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.
Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:
· Чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей.
· Недостаток внимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч., опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.
· Злоупотребление полномочиями Злоупотребление местными властями своими полномочиями - одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.
· Проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры. Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в РФ, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.
3. Перспективы развития оптовой торговли
Исходя из анализа проблем стоящих перед сектором торговли в РФ, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:
· Повышение эффективности регулирования сектора торговли
· Развитие инфраструктуры торговли
· Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
· Снижение кадрового дефицита в торговле
· Обеспечение необходимого уровня конкуренции
· Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей
· Стимулирование развития удаленных каналов продаж
Сценарии развития торговли и действия органов государственной власти при реализации возможных сценариев Для определения сценариев развития торговли использовался документ Министерства Экономического Развития Российской Федерации от октября 2009 г. «Сценарные условия функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 года». Для временного периода 2012 - 2020 года применяется прогноз из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от ноября 2008 года.Построенная модель прогнозирования базируется на входных данных, основанных на трех сценариях развития экономики РФ: инерционном, энерго-сырьевом и инновационном.В инерционном сценарии (Таблица 3) ожидается стагнация экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающаяся стагнация банковского кредитования вплоть до 2011 - 2012 годов при невысоком уровне инвестрования в инфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов индекс роста ВВП к предыдущему году составит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году, 103,1% в 2012 году.Таблица 3. Прогноз реализации Стратегии для инерционного сценария развития экономики в текущих ценах|
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | |
Вклад сектора в ВВП, % | 21,50% | 21,40% | 21,20% | 21,10% | 21,00% | 20,90% | 20,20% | |
Торговый оборот, всего, трлн. руб. | 48,7 | 53,5 | 58,9 | 65 | 71,9 | 79,5 | 111,7 | |
Оборот розничной торговли, трлн. руб. | 14,6 | 16,1 | 17,7 | 19,8 | 22,2 | 24,8 | 36,1 | |
Оборот оптовой торговли, трлн. руб. | 34,1 | 37,5 | 41,2 | 45,2 | 49,7 | 54,6 | 75,7 | |
Занятость, млн. чел. | 11 | 10,7 | 10,6 | 10,6 | 10,6 | 10,6 | 10,3 | |
|
Энерго-сырьевой сценарий (Таблица 4) подразумевает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий. В 2011 - 2012 годах реализуется комплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышение эффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Индекс роста ВВП составит 101,6% в 2010 году, 103,0% и 104,3% в последующие годы. Таблица 4 Прогноз реализации Стратегии для энерго-сырьевого сценария развития экономики в текущих ценах|
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | |
Вклад сектора в ВВП, % | 21,50% | 21,40% | 21,00% | 20,80% | 20,50% | 20,30% | 18,10% | |
Торговый оборот, всего, трлн. руб. | 49,2 | 54,8 | 60,7 | 67,6 | 75,5 | 84,2 | 124,1 | |
Оборот розничной торговли, трлн. руб. | 14,8 | 16,5 | 18,4 | 20,7 | 23,4 | 26,4 | 40 | |
Оборот оптовой торговли, трлн. руб. | 34,4 | 38,2 | 42,3 | 46,9 | 52,1 | 57,8 | 84,1 | |
Занятость, млн. чел. | 11,1 | 11 | 10,9 | 11,1 | 11,2 | 11,3 | 11,4 | |
|
Инновационный сценарий (Таблица 5) предполагает оживление экономики, ведомое ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением мировой экономике. Сценарий также предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств.Таблица 5. Прогноз реализации Стратегии для инновационного сценарии развития экономики в текущих ценах|
Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | |
Вклад сектора в ВВП, % | 21,60% | 21,50% | 21,20% | 21,10% | 20,90% | 20,60% | 19,10% | |
Торговый оборот, всего, трлн. руб. | 50,4 | 58,3 | 66,7 | 76,2 | 87,2 | 100 | 163,5 | |
Оборот розничной торговли, трлн. руб. | 15,1 | 17,6 | 20,2 | 23,4 | 27,1 | 31,5 | 53 | |
Оборот оптовой торговли, трлн. руб. | 35,2 | 40,8 | 46,5 | 52,8 | 60,1 | 68,5 | 110,5 | |
Занятость, млн. чел. | 11,3 | 11,3 | 11,3 | 11,6 | 11,8 | 12 | 12,9 | |
|
Социально-экономические последствия реализации СтратегииВ целом, по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Стратегией с целью увеличения эффективности российского сектора внутренней торговли, вне зависимости от сценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самом секторе торговли, так и в сопряженных секторах, а также значительного повышения качества жизни населения:· Рост оборота сектора торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли. Доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% до 55% к 2015 году и до 70% к 2020 г. Оборот сектора торговли увеличится с 46,1 до 79,5- 100,0 трлн. руб. в текущих ценах к 2015 году (111,7 - 163,5 трлн. руб. к 2020 году). · Рост налоговых поступлений. Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговые поступления сектора в бюджеты всех уровней РФ - совокупные налоговые поступления возрастут с 751 до 1 700 - 2 141млрд. руб. в текущих ценах к 2015 году (2 281 - 3 340 млрд. руб. к 2020 году).· Усиление консолидации сектора, повышение его прозрачности и вклада в экономику. В совокупности, экономику РФ ожидает существенный рост поступающих налоговых платежей и ВВП. Так, совокупный вклад сектора торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году.Список литературы1. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г. 2. Раицкий К.А. Гребнев А.И. «Экономика предприятия», Москва 1999 г. 3. Сборник Федеральной службы государственной статистики на сайте http://www.gks.ru/4. Сайт Минпромторг России http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9 Проект «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года», Москва Март, 2010 год