Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Современное состояние рынка труда

Современное состояние рынка труда

1

Содержание

Введение

1. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 года о совершенствовании трудовых отношений

2. Современное состояние рынка труда

2.1 Спрос и предложения на рынке труда

2.2 Сущность безработицы

2.3 Виды безработицы

2.4 Состояние рынка труда в стране, области (цифровой материал)

3.Организация, принципы, содержание работы центра занятости

2.5 Порядок регистрации безработных граждан

2.6 Условия выплаты пособий по безработице

2.7 Размеры пособий по безработице

2.8 Продолжительность периода выплат пособий по безработице

2.9 Приостановка и прекращение выплаты пособий

4.Состояние и перспективы развития рынка труда города Курска

Заключение

Список литературы

Введение

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника. Неверен тезис и об экономической оправданности сохранения некоторого уровня безработицы, без которой якобы нельзя обеспечить макроэкономическую стабилизацию. Экономически неэффективны не только полная безработица трудоспособных, но и не использование трудоспособности некоторых категорий населения, например, пенсионеров. В толковании сущности категорий оплаты труда и оплачиваемого минимума, как в никакой другой области экономической деятельности, накопилось много мифов и догм. Здесь причудливым образом переплетаются догмы и социализма, и монетарного подхода. Порой сложно определить, чья вина больше в катастрофическом состоянии нашего трудового потенциала: большевиков или неолибералов. Цель данного исследования показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй проблемы регулирования его деятельности, а в третьей практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

1. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 года о совершенствовании трудовых отношений

Важный этап обоснования цены - определение оптимальной рентабельности, то есть такого уровня прибыли, который отвечал бы экономическим интересам организации и был приемлемым для покупателей.

Ценовая политика организаций потребительской кооперации требует гибкости и маневренности.

Трудовые отношения и оплата труда. Труд - специфический вид ресурсов, оказывающий влияние, на результаты функционирования системы потребительской кооперации.

К методам стимулирования труда в потребительской кооперации относится система премий, расценок, тарифов, надбавок и доплат, способствующая избавлению от уравнительности, преодолению противоречия между интересами каждого в отдельности и коллектива в целом. К ним также можно отнести мотивацию работников аппарата правления и трудовых коллективов в увеличении объемов деятельности и улучшении финансовых результатов.

Наиболее существенными мотивами к труду выступают:

- угроза невозобновления контракта (роль этого мотива усиливается по мере роста безработицы);

- механизм формирования и размер оплаты труда;

- регулярность выплаты заработной платы.

С целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов и обоснованности размера заработной платы работников необходимо внедрить прогрессивные системы оплаты труда и методы начисления заработной платы:

- в процентах от хозрасчетного дохода;

- по пониженному нормативу от дохода с использованием добывающего норматива при окончательном расчете;

- по бестарифной системе с использованием квалификационных коэффициентов;

- по подвижном шкале заработной платы;

- по сдельно - повременной системе и т. д.

В связи с повышение роли магазина - заготовительного пункта - центра кооперативного участка, а следовательно, расширением функции заведующего магазином и продавцов предполагается изменить порядок оплаты труда, обеспечивающий доплату за сбор информации и ведение журналов по сельским под перьям, за закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, прием заемных средств у населения, сбыт закупленной продукции, сепарирование молока, информирование пайщиков, привлечение в кооперативы новых членов и т. д.

Оплата труда работников аппарата управления убыточных организаций должна находиться в зависимости от хозрасчетного дохода. В прибыльных организациях основное внимание следует уделять совершенствованию системы премирования за реальный прирост объемов деятельности и улучшения финансовых показателей. В целях повышения ответственности руководителей организации за результаты хозяйственно - финансовой деятельности и усиления стимулирующей функции оплаты труда целесообразно ежемесячно проводить рейтинговую оценку деятельности руководителей районных потребительских обществ и их структурные подразделений.

Главное место должна занимать договорная (контрактная) форма социально - трудовых отношений.

Одной из форм материального обеспечения работников потребительской кооперации после достижения ими пенсионного возраста должна стать дополнительная пенсия. Порядок и условия установления дополнительных пенсий за счет средств потребительской кооперации, с учетом финансовых возможностей предприятия, должны предусматриваться коллективным трудовым договором.

Основными требованиями, предъявляемыми к формам организации и стимулирования труда работников, являются:

- сохранение трудового потенциала потребительской кооперации посредством создания эффективного механизма оплаты труда и социальной защищенности;

- формирование долгосрочной заинтересованности трудовых коллективов в оптимальном сочетании потребления и накопления, обновлении и наращивании производственного потенциала;

- обеспечение занятости высвобожденного из материального производства сельского населения, предотвращение безработицы;

- ориентация работников потребительской кооперации на защиту интересов сельских жителей;

- реализация принципа зарабатываемости средств на оплату труда самими трудовыми коллективами;

- применение контрактной формы оплаты труда специалистов и руководителей;

- активная социальная политика.

Управление недвижимостью. Одним из приоритетных направлений деятельности кооперативных организаций потребительской кооперации является управление недвижимостью с целью повышения эффективности использования ее объектов. Следует на местах провести реструктуризацию объектов недвижимого имущества для принятия решения о возвращении объектов, сданных в аренду, расконсервации объектов и развитии материально-технической базы.

Управление недвижимостью нацелено на восстановление и рост объемов деятельное и организаций' потребительской кооперации, ни увеличение доли рынка и выход на новые рынки. Развитие новых видов деятельности потребительской кооперации (сфера услуг, сельскохозяйственное производство, производство товаров народного промыслы и т.д.) требует рационального использования имеющихся основных средств и создания новых объектов недвижимости.

Эффективность управления недвижимостью тесно снизана со страхованием объектов собственности, осуществляемым на основе инвентаризации объектов с целью обеспечения сохранности кооперативного имущества. Управление недвижимостью предъявляет особые требования к объективности переоценки основных средств, определении роков их полевого использования и способам начисления амортизации.

Особую роль в процессе управления недвижимостью должны выполнять пайщики - хозяева потребительской кооперации, контролируя сохранность неделимого имущества, обоснованность отчуждения каждого объекта. В качестве одного из механизмов сохранности имущественного комплекса рекомендуется создание неделимого фонда

2. Современное состояние рынка труда

В российской экономике, в результате ее реформирования и прежде всего смены форм стоимости, произошли изменения характера социально-трудовых отношений и социальной структур общества: например, формируются два новых субъекта социально-трудовых отношений: работодатели-предприниматели и наемные работники, каждому из которых присущи свои интересы и стереотипы поведения. По мере развития частных и смешанных форм собственности сфера государственного воздействия на социальные процессы должна сужаться, и многие функции должны переходить к новым собственникам. Речь идет о вопросах:

* организации труда и его оплаты;

* социального страхования и социальной защиты;

* содержания и развития социальной инфраструктуры.

В условиях становления рыночных отношений административные методы регулирования труда должны быть заменены договорными отношениями между субъектами социально-трудовых отношений. В настоящее время во многом сохраняются черты ранее действующего механизма регулирования указанных отношений. На практике возникли лишь отдельные звенья регулирования, адекватные рыночной экономике появились службы занятости и миграции, негосударственные формы страхования, начали использовать контракты для регулирования трудовых отношений и т. д.

Вместе с тем в негосударственном секторе экономики не разработана система регулирования социально-трудовых отношений, не создан действенный режим ответственности руководителей предприятий за соблюдение трудовых прав работников, особенно по вопросам своевременной оплаты и безопасности труда, медленно создается необходимая правовая база. Основными причинами сохранения прежнего механизма является кризис в экономике. Сокращение производственного потенциала оказывает сильное влияние на ограничение возможностей в социальной сфере. Новые социально-трудовые отношения далеки от совершенства и в связи с тем, что класс новых собственников только образуется (очень часто за счет наращивания капиталов любыми средствами без учета социальных проблем); не сформирована и фигура наемного работника как субъекта социального партнерства, отсутствует влиятельное профсоюзное движение (основной партнер по переговорам от имени наемных работников). Поэтому существуют пассивные настроения и вызывают протест только задержки выплат заработной платы и закрытие производства; отсутствуют традиции (культура) решения социально-экономических вопросов путем поиска компромиссов и т. д. Решение этих проблем и является важными вехами совершенствования социально-трудовых отношений.

Обобщения опыта работы российских предприятий показывают, что отсутствует доверие между собственниками (легальными, криминальными и др.), руководителями предприятий (которые в большинстве своем преследуют узкокорыстные интересы обогащения и сохранения власти на производстве), работниками (положение которых постоянно ухудшается) и органами государственной власти (которые не выполняют свои функции в сфере трудовых отношений по социальным аспектам). По мнению ученых Института труда, главной преградой становления отношений социального партнерства на уровне предприятий является вариант приватизации, реализуемый с 1992 г. Он способствует ускоренной концентрации собственности, а следовательно и всех видов власти, в руках узкого круга лиц, фактическому и юридическому отделению непосредственных производителей от собственности, управления производством и участия в распределении его результатов. Это и порождает противостояние труда и капитала. Решение этих проблем как раз и является конкретными направлениями реформирования экономики в Российской Федерации. Об этом свидетельствует опыт таких стран, как Германия, Франция и др.

В новых условиях требуется добиться повышения ответственности (правовой, финансовой и др.) предпринимателей за решение социальных вопросов. Необходимо создать условия для получения таких индивидуальных накоплений, которые позволят каждому работнику обеспечить свою старость, иметь средства на временную потерю здоровья или работы и содержать в обществе тех, кто в силу различных причин не может трудиться.

Оплата труда должна быть в таком размере, чтобы обеспечить решение указанных задач и учесть перевод бесплатных ус-дуг в платные и рост их стоимости. Для этого необходимо ликвидировать отрыв цены труда от его стоимости, который увеличивается в нашей стране из года в год. Очень важно преодолеть низкий уровень доходов, бедность основной массы населения и кризисное состояние экономики, которое воспроизводит эту бедность. На решение этих задач должны быть направлены реформа предприятий и другие преобразования в экономике.

В деле управления социально-трудовыми отношениями возрастает роль рынка труда. Рыночные отношения распространились на все материально-вещественные, финансовые, информационные факторы производства и на такой особый фактор, каким является труд. Рабочая сила на рынке факторов производства является важнейшим, специфическим товаром. Это наиболее сложный элемент рыночной экономики. При найме и увольнении происходит переплетение интересов работника и работодателя. Существенное влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда оказывают изменения состояния экономики, уровень инвестиционной активности, величина трудовых доходов населения и другие факторы.

Из приведенных положений очевидно, что рынок труда можно рассматривать как сферу формирования спроса и предложения на рабочую силу. Однако нужно подчеркнуть и другие его сущностные стороны. Нужно отметить, что рынок труда выражает систему социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы, которые нуждаются в работе по найму и владельцами средств производства, предъявляющими спрос на наемную рабочую силу по поводу ее вовлечения в общественное производство, функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения.

Рынок позволяет работнику свободно предлагать свою рабочую силу (на рынке имеет место факт признания собственности гражданина на свою рабочую силу, на свои способности осуществлять трудовую деятельность), избирать область приложения своих трудовых затрат по собственной цене и т. д. Именно в условиях рыночной экономики человек имеет неограниченное

право на использование своих трудовых способностей. Одновременно рынок дает возможность каждому работнику требовать полную плату за талант, способности, квалификацию, трудолюбие и трудовое усилие. Однако рынок и препятствует возможности получать за труд больше, чем он того стоит.

Рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы с тем, чтобы иметь возможность дороже продать свой специфический товар и уверенно чувствовать себя в условиях конкуренции. Эти положения и являются стимулом к высоким показателям эффективности и качества труда в рыночной экономике. Они закладываются на стадии найма на работу и в процессе организации труда. Решение всех этих вопросов в таком ракурсе позволит преодолеть кризисные явления в экономике.

Купля-продажа рабочей силы является главным типом сделки, на котором держится рынок и все общество. Но роль этой сделки в Российской Федерации сводится на нет. Правительство приняло решение о «приоритете налогов перед зарплатой». Ни в одной стране такого положения не существует. Тем самым нарушена эквивалентность обмена, которая должна обеспечивать равновесие всей системы рынка.

Вторая чисто российская особенность проявляется в том, что необоснованно устанавливается цена рабочей силы. Колебание цены присуще любой рыночной системе. Однако есть нижний предел, за которым исчезает рыночная экономика. Это стоимость воспроизводства рабочей силы. В нашей стране не только нет воспроизводства, но и деградирует та рабочая сила, что имелась в России еще три-четыре года назад. В обществе растет напряженность из-за невыплат зарплаты, ее необоснованно низкого размера, а потому снижается квалификация работающих. Совокупные расходы на работника не соответствуют ни советскому, ни рыночному типу отношений. Решение этих проблем требует соблюдения всех принципов рыночной экономики.

Каждая из сторон должна руководствоваться определенными правилами. Работодатели (нанимающая сторона) исходят из своих потребностей, условий, требований к нанимаемому работнику, которые определяются наличием свободных мест, квалификационно-профессиональным уровнем, половозрастной характеристикой работника и другими его качествами. Наемный работник (нанимаемая сторона) исходит из уровня и условий оплаты труда, меры его привлекательности и т. п. Если совпадают векторы спроса и предложения, то становится возможным заключить соглашение о найме. Трудовые отношения строятся на контрактных, договорных началах. Контракт представляет собой договор двух сторон на определенный период. Он может быть прекращен или продлен по желанию обеих сторон. В нем излагаются условия, которые должна соблюдать каждая из сторон. При нарушении обязательств пострадавшая сторона вправе расторгнуть контракт, на условиях не выгодных для нарушившей стороны.

Условия контракта и конкурентоспособность являются действенными рычагами рыночной экономики, способствуют поддержанию интереса работника к производительному труду и достижению высоких результатов. Одновременно они определяют ответственность работника перед работодателем и трудовым коллективом.

Наиболее прогрессивной формой договорных отношений, регулирующих трудовую деятельность, являются уставные договоры (типовые для предприятий государственных, акционерных обществ, товариществ, частных и др.). Они опираются на трудовые отношения, заданные в уставе этих предприятий. Все эти положения должны учитываться в трудовых отношениях предприятий и при организации оплаты труда работников всех категорий.

2.1 Спрос и предложения на рынке труда

Процесс становления и функционирования рынка труда отражает общие закономерности рыночной системы. Рынок представляет собой в первую очередь взаимодействие двух экономических параметров: совокупного спроса на труд и совокупного его предложения.

Обратимся прежде всего к параметру спроса на труд. Согласно классической теории объем спроса на труд зависит прежде всего от двух факторов: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда. Данная концепция исходит из того, что объем производственных планов предпринимателей -- постоянная величина.

Отметим закономерности, относящиеся к указанным факторам.

Первый из названных в схеме факторов показывает обратную зависимость: чем выше уровень заработной платы, тем ниже спрос на труд.

Второй фактор показывает прямую зависимость: обилие инвестиционных планов предпринимателя увеличивает спрос на труд.

В то же время существуют в этом процессе и некоторые лимитирующие условия (третий фактор):

* привлечение дополнительных единиц труда сохраняется, когда стоимость предельного продукта (предположительного эффекта от использования еще одной единицы труда) снижается до уровня заработной платы. Предприниматель практикует наем дополнительного числа работников только до определенного момента, в приближении к которому эффект от каждой новой единицы труда начинает сокращаться и достигает, наконец, нулевого уровня.

* спрос лимитируется уровнем существующей заработной платы (при завышенных требованиях профсоюзов потребности в рабочей силе сокращаются).

* спрос на труд не превышает того объема, который связан с производственными намерениями предпринимателя.

Обратимся теперь к параметру «предложение труда». Предложение труда повышается при более низком стандарте жизни (но до определенного предела: крайне низкий жизненный уровень побуждает порой не к труду, а к пауперизму, нищенству).

При высокой численности населения увеличивается число занятых работников. Эта закономерность прослеживается, однако, лишь в странах, достигших определенной степени цивилизационного развития. Во многих современных бедных странах прирост населения может не приводить к увеличению занятости (создание новых рабочих мест предполагает должный уровень развития экономики и общества).

2.2 Сущность безработицы

Рабочая сила, будучи товаром, реализует себя на рынке труда, представляющий собой социально - экономические отношения по поводу найма рабочей силы и ее использования по поводу найма рабочей силой. Величина рынка труда определяется как трудовыми ресурсамим, так и масштабами развития производительных сил. Для любого товарного рынка присущи свои характерные особенности. Характерной чертой рынка труда , отличающей его от любого товарного рынка, является то, что наем и использование рабочей силы, с одной стороны, - происходит на основе добровольности, как работника, так и работодателя, и с другой стороны, - обеспечение гарантий со стороны государства.

На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости. Из определения сущности категории «Занятости» следует, что она является естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной экономики не приемлема категория полной занятости по следующим причинам:

Во - первых, значительная часть работников в течении своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом его поступление на новое место работы может пройти тот или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.

Во - вторых, научно - технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в «новых» отраслях. Это структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления необходимо государству и частным фирмам создавать центры по переподготовки кадров.

В - третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут лишь «сгладить» экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.

В - четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.

В - пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной экономики.

Структурная и фрикционная безработицы определяют ее естественный уровень. Сумма структурной и фрикционной безработицы равна естественной безработице. Эти формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Таким образом, полной занятости не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий чтобы получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации.

Борьба с инфляцией, снижает реальный доход населения, ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так же требует ограничения денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышения ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требуют увеличение инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработным. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносится мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости.

2.3 Виды безработицы

К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по вопросам занятости, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработица -- это социально-экономическое явление. Она характеризуется следующими показателями.

Различается безработица естественная и вынужденная. К. естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и соответствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной -- формы безработицы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Естественная безработица включает такие виды, как фрикционная, институциональная и добровольная.

Фрикционная, или текущая, безработица вызвана текучестью кадров, увольнениями с предприятий (учреждений) в большинстве случаев по собственному желанию и носит естественный характер.

Работники меняют место работы в поисках лучших условий труда, возможностей продвижения по службе, более высокой зарплаты и т.п. Нежелательный характер фрикционная безработица приобретает тогда, когда ее уровень превышает средний либо по отношению к показателям других стран, либо за достаточно продолжительный период в данной стране.

Институциональная безработица порождена правовыми нормами, особенностями устройства рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение на нее.

Рынок рабочей силы инерционен и, как правило, не способен перестраиваться с той же скоростью, что и производство. Структура профессий, уровни квалификации и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно медленно, отстают от потребностей производства, в результате чего появляется особая разновидность институциональной безработицы. Институциональной следует считать и безработицу, возникшую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах.

Добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать. Очевидно, что такая безработица тоже имеет признаки естественной.

Вынужденная безработица включает технологическую, структурную, региональную и скрытую формы безработицы.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.

Структурная безработица -- нормальное явление с точки зрения логики научно-технического развития. Старые производства сокращаются, новые получают развитие. Набор кадров и их профессиональная подготовка требуют определенного времени. Высвобожденные работники не сразу трудоустраиваются, им требуется помощь как государственных органов, так и предприятий для организации профессиональной подготовки и переподготовки с учетом требований, 'предъявляемых на новых рабочих местах, а также оказание соответствующей материальной поддержки. Структурная безработица характеризуется тем, что предложение рабочей силы и спрос на нее постоянно оказываются в несоответствии друг с другом из-за происходящих в хозяйстве структурных изменений.

Региональная безработица возникает в условиях избытка рабочей силы в районах, которые в силу географических или природных факторов оказываются относительно неблагоприятными для экономической деятельности.

Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие .стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует о том, что одно рабочее местолишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. В состав скрыто безработных входят люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялся найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказался регистрироваться на биржах труда. Скрытая безработица влечет за собой негативные последствия для эффективности производства, будучи верным спутником депрофессионализации, низкой дисциплины, уравниловки. Она снижает реальную заработную плату и в конечном счете противоречит интересам самих работающих.

2.4 Состояние рынка труда в стране, области (цифровой материал)

Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

По данным Госкомстата России, численность безработных в 1997 г. составила 9 % экономически активного населения (по расчетам Института труда, уровень безработицы в полтора раза выше). Резко обострилась эта проблема после 17 августа 1998 г. В связи с резким обострением кризиса. Растет и скрытая безработица, т. е. число людей, против своей воли находящихся полстью (или частично) в неоплачиваемом отпуске. В период 2005 г. при уменьшении общей численности населения будет расти численность трудовых ресурсов (в 2000 г. она составит 8 млн, а в 2005 г. - 87,6 млн человек против 84,3 млн. в 1995 г.). осложнит ситуацию на рынке труда.

В условиях рыночной экономики нет механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость. Поэтому требуется целенаправленное регулирование рынка труда со стороны государства. Кроме того, государство должно гарантировать возможности участия граждан на конкурсной основе в любой общественно полезной деятельности, приносящей доход и позволяющей своим трудом и предпринимательской деятельностью обеспечивать собственное благополучие.

3. Организация, принципы, содержание работы центра занятости

Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли - продажи рабочей силы.

Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). При этом не допускаются:

· направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

· направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

· приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.

3.1 Порядок регистрации безработных граждан

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей рабо ты, регистрируются в соответствии с настоящим Порядком. Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

- первичная регистрация безработных граждан; - регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; - регистрация граждан в качестве безработных; - перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На отдельных территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения гражданами первичной регистрации.

Первичная регистрация безработных граждан

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по воп росам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по

интересующему его вопросу. При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация:

- о состоянии рынка труда на соответствующей территории; - о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; - о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; - о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных; - о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

· документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.

Реквизиты личного дела, порядок его ведения и хранения устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Регистрация граждан в качестве безработных

Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в учреждения службы занятости следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 768)

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

· документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

С 1 января 2005 года медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы. Учреждения службы занятости имеют право проверять подлинность представленных документов.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Безработными признаются граждане, которые:

· трудоспособны;

· не имеют работы и заработка (дохода);

· зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;

· ищут работу и готовы приступить к ней;

· не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в учреждения службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным учреждения службы занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Перерегистрация безработных граждан

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.

При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 14 настоящего Порядка. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется учреждениями службы занятости в случаях:

· признания в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми;

· прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;

· неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· длительной (более месяца) неявки в учреждения службы занятости без уважительных причин;

· переезда в другую местность;

· установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

· осуждения к наказанию в виде лишения свободы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.1999 N 778)

· назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения учреждения службы занятости.

Ответственность за организацию работы по регистрации безработных граждан несет руководитель учреждения службы занятости.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2 Условия выплаты пособий по безработице

Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.

При увольнении по собственному желанию причина увольнения считается уважительной, если трудовой договор расторгнут в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимостью ухода за инвалидами 1 группы или больными членами семьи; нарушением работодателем коллективного или трудового договора; наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); увольнением женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке.

Гражданам, достигшим на день признания их безработными пенсионного возраста (в том числе возраста, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), должны ежемесячно представлять справку из территориального органа Пенсионного фонда по месту жительства о неназначении им в соответствии с пенсионным законодательством РФ трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

В случае, если произошли изменения, влияющие на размер пособия по безработице или период его выплаты, перерасчет пособия производится со дня представления безработным гражданином соответствующих документов.

3.3 Размеры пособий по безработице

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (в том числе уволенным из организаций по собственному желанию по уважительным причинам) начисляется:

· в первом (12-месячном) периоде выплаты:

· в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

· в следующие четыре месяца - в размере 60%;

· в дальнейшем - в размере 45%.

Размер пособия по безработице во всех случаях должен быть не выше величины прожиточного минимума, установленного в Калининграде, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума.

Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим)

пособие по безработице начисляется:

· в первом (6-месячном) периоде - в размере 30% величины прожиточного минимума, установленного в Москве;

· во втором (6-месячном) периоде - в размере 20% величины указанного прожиточного минимума.

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (кроме имеющих уважительные причины), имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

· в первом (6-месячном) периоде - в размере 40% величины прожиточного минимума, установленного в Москве;

· во втором (6-месячном) периоде - в размере 20% величины указанного прожиточного минимума.

В случае, если произошли изменения, влияющие на размер пособия по безработице или период его выплаты, перерасчет пособия производится со дня представления безработным гражданином соответствующих документов.

3.4 Продолжительность периода выплат пособий по безработице

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, не достигшим пенсионного возраста и имеющим страховой стаж (не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно), а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им пра-во на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также выполнявших работы или возмездное оказание услуг по договорам гражданско-правового характера; уволенных из организаций по собственному желанию (кроме имеющих уважительные причины), продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

Гражданам, достигшим на день признания их безработными пенсионного возраста (в том числе возраста, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), но не оформившим трудовую пенсию по старости, и признанным в установленном порядке безработными, период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

3.5 Приостановка и прекращение выплаты пособий

Выплаты пособий по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплаты пособий по безработице прекращаются с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

· Признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;

· Прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

· Длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительной причины;

· Переезда безработного в другую местность;

· Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

· Осуждения лица, получающего пособия по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

· Назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (часть трудовой пенсии по старости ), либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

· Отказа от посредничества органов службы занятости (по личному заявлению гражданина);

· Смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице , причитающиеся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Выплаты пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

· Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

· Отказа по истечению трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию;

· Явки безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного опьянения, вызванном употреблении алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством Российской Федерации;

· Увольнения с последующего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

· Нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производиться со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

· Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости;

Период, на который приостанавливаются выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

4. Состояние и перспективы развития рынка труда г.Курска

Численность безработных в России в мае снизилась впервые с июня 2008 года. Об этом сообщается в отчете о социально-экономическом положении России, который был опубликован Росстатом. По сравнению с апрелем количество безработных сократилось на 2,6 процента и составило 7,5 миллиона человек.

Это чуть менее 10 процентов от всего экономически активного населения. По итогам апреля безработных было 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 процента от числа экономически активных граждан.

По информации Минздравсоцразвития, официальная безработица продолжила снижаться. 9 июня премьер-министр страны Владимир Путин отметил, что пик безработицы пройден. По его словам, за две недели в конце мая - начале июня

2009 года число официальных безработных сократилось на 46 тысяч человек, а общее их число составило 7,7 миллиона.

Вице-премьер России Александр Жуков сообщил, что количество официально зарегистрированных безработных в России к концу года может снизиться до двух миллионов человек. При этом общее количество безработных россиян к концу 2009 года снизится до 7-8 процентов от экономически активного населения.

До октября прошлого года состояния рынка труда в нашей области было стабильным, сокращалось численности населения в качестве безработных в органах службы занятости населения в качестве безработных. На 1 ноября безработными являлись 5823 человека. Уровень регистрируемой безработицы в сравнении с началом года сократился с 1,3% до 1,0%.

Однако начиная с ноября под влиянием мирового кризиса ситуация с занятостью населения стала ухудшаться. За последние три месяца было признано безработными более 400 человек, что в 1,7 раза больше, чем в докризисный период. Уровень регистрируемой безработицы за период с октября 2008 года до конца января 2009 года увеличилась с 1,0% до 1,3% и достиг уровня января 2008 года.

Увеличение числа безработных произошло во всех городах и районах области. В первую очередь это связано с увеличением масштабов высвобождений, заявленных в четвертом квартале 2008 года и январе 2009 года. За это время уведомления в областную службу центра занятости населения предоставили 95 работодателей о предлагаемом высвобождении 4313 работников, из них в январе остались без работы 1,2 тысячи человек.

Сейчас в условиях финансового кризиса особое значение приобретает сохранение и развитие кадрового потенциала. Важно в современных экономических условиях не допустить ошибок 90- х годов, когда экономика области потеряла значительную часть квалифицированных кадров, а уровень регистрируемой безработицы достигал 2,3%.

С целью сохранения трудовых коллективов многие предприятия перенесли на сокращенный режим работы (неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день), часть работников отправляются в административные отпуска. В январе в областную службу занятости поступила информация от 28 организаций о принятии работодателями решений о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановки работы (простой), представлении работникам отпуска без сохранения заработной платы. Численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе работодателя, в январе составила 11754 человека.

И все - таки, несмотря на влияние негативных факторов, обуславливающих ситуацию на рынке труда , потребность в рабочей силе сохраняется . -постоянным спросом сегодня пользуются у работодателей слесари , токари, монтажники , водители , электрогазосварщики , электромонтеры , машинисты строительнодорожных машин , санитарки сохраняется потребность в плотниках, столярах, штукатурах, малярах. Всего заявленная работодателем потребность в работниках в январе составила 3258 человек. Невзирая на определённые трудности, ряд предприятий продолжает стабильно и устойчиво работать среди них Обоянский заводи изоплит , Щигровское оао «геомаш» ,ООО производственное объединение концерн , «Курсктрикотажпром» .на этих предприятиях полный рабочий день, отсутствует задолженность по заработной плате и налогам. Заработная плата выплачивается регулярно, и размер ее составляет свыше 9 тысяч рублей. Какой бы непростой ни складывалась ситуация на рынке труда, ряд предприятий по-прежнему испытывает дефицит квалифицированных кадров, который частично компенсируется путем привлечения иностранной рабочей силы. Квота на выдачу иностранным гражданам разришений на работу на территории курской области в 2008 году составляла 5342 разрешения, выдано 2229 разрешений, или 41,7% от квоты. Объем квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2009году составляет 3751человек после её корректировки в сторону уменьшения на 1031человека в пользу замещения вакантных рабочих мест работниками, высвобождаемыми с предприятий области.

Среди 18регионов ЦФО Курская область по уровню с наименьшим показателем регистрируемой безработицы находится после таких областей как Московская , Смоленская, Тульская, Тверская, Калужская, Липецкая и Костромская и на восьмом месте по уровню с наименьшим показателем регистрируемой безработицы в целом по России .

Правительством области подготовлен комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда и в сфере занятости. Реализуется областная целевая программа «Содействие занятости населения курской области на 2008-2010 годы», которая позволит в 2009году за счёт субвенций федерального бюджета трудоустроить при содействии органов занятости на постоянную работу 8,0тыс. граждан, обеспечить временную занятость не менее 5,0тыс. человек на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда,2,8тысячи человек проводить мероприятия по профессиональной ориентации населения, в том числе предувольнительных консультаций высвобождаемых работников-57.0 тыс. человек.

Кроме того в соответствии с постановлением правительства российской федерации от 31декабря 2008года №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий , направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации» в Курской области разработана программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Курской области в 2009 году, в рамках которой запланирована реализация следующих дополнительных мероприятий в сфере занятости населения: организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработных плат , мероприятия по высвобождению работников). Предполагается, услуги по опережающему обучению будут предоставлены 946 гражданам, относящимся к названным категориям: организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. Реализация данного направления позволит обеспечить занятость 5700 безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников общеобразовательных учреждений, а также работников в случае массового увольнения в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства, оказания содействия 90 гражданам в организации предпринимательской деятельности или самозанятости.

Финансовое обеспечение мероприятий программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, будет осуществляться в пределах выделяемых субсидий из федерального бюджета, а также за счет бюджетных ассигнований из бюджета области.

Реализация запланированных мер, направленных на стабилизацию ситуации на областном рынке труда, позволит не допустить роста социальной напряженности и сдерживать уровень регистрируемой безработицы в течении 2009 года в пределах 1,9% от экономически активного населения .

Заключение

В данной работе я пытался дать анализ как научно- теоретическому так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из - за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Также нельзя замыкаться на коком либо из отдельном семействе рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынке труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примерам может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целеустремленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по настоящему эффективной.

Список литературы

Экономика отрасли ( предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова - 2- е издание, переработанное и дополненное.

Трудовое право: учебник для студентов среднего профессионального учебных заведений / В.И. Казанцев, В.Н. Васин

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»

Чечевицина Л.Н.

Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Е. Чечевицына

Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия).






Информация 







© Центральная Научная Библиотека