Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Современные проблемы макроэкономического прогнозирования в США

Современные проблемы макроэкономического прогнозирования в США

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра мировой экономики

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В США

Работу выполнила

________________________________________

Кортава К.Р.

Краснодар, 2010

Содержание

Введение

Роль прогнозирования в США

Процесс разработки макроэкономических прогнозов в США

Антикризисная программа США

Заключение

Список использованных источников

Введение

Макроэкономическое прогнозирование в его широком понимании живо и здорово. Неструктурное прогнозирование, основанное в значительной мере на корреляциях редуцированных форм, всегда было здоровым и продолжает улучшаться. Структурное прогнозирование, которое основано на экономической теории и, таким образом, взлетает и падает вместе с ней, с упадком кейнсианской теории несколько утратило значимость. В последнее время, однако, появилась мощная новая теория динамического стохастического общего равновесия, и структурное макроэкономическое прогнозирование должно получить новый толчок.

Слухи о смерти крупномасштабного макроэкономического прогнозирования - не преувеличение. Однако многие наблюдатели толкуют недееспособность ранних моделей как дурной знак для макроэкономического прогнозирования в целом. Такое заключение ошибочно. Хотя крупномасштабные прогнозные макроэкономические модели и не оправдали возложенных на них ожиданий, они оставили полезное наследство: они привели к разработке мощной теории идентификации и оценки, технологии расчетов и имитационного моделирования, комплексных макроэкономических баз данных и много другого. Более того, прошлые неудачи -- это совершенно не обязательно дурной знак для будущего, поскольку мы способны учиться на ошибках. Точно так же, как макроэкономика сильно выиграла от ее переосмысления в семидесятые годы, выиграет и макроэкономическое прогнозирование.

Чтобы понять будущее макроэкономического прогнозирования, нужно понять связь между измерением и теорией, а заодно и эволюцию неструктурных и структурных подходов к прогнозированию. Неструктурные методы макроэкономического прогнозирования основаны на использовании корреляций редуцированных форм в наблюдаемых макроэкономических временных рядах, практически без опоры на экономическую теорию. Структурные модели, напротив, рассматривают и толкуют экономические данные сквозь призму той или иной экономической теории.

Структурное макроэкономическое прогнозирование, явным образом основанное на теории, взлетает и падает вместе с теорией, обычно с некоротым отставанием. Структурное кейнсианское прогнозирование, основанное на постулируемых системах правил принятия решений, пережило свой золотой век в пятидесятых и шестидесятых годах вслед за развитием кейнсианской теории в тридцатых и сороковых, и вместе с ней пришло в упадок в семидесятых и восьмидесятых. Эволюция неструктурного прогнозирования, по контрасту, не сильно связана с модой на ту или иную экономическую теорию; оно восходит к намного более ранним временам, чем кейнсианское структурное прогнозирование, и продолжает развиваться быстрыми темпами.

В мировой практике сложилась интересная ситуация. В одних странах строятся исключительно прогнозы социально-экономического развития, в других планы. Результаты прогнозов и планов во многом похожи. С теоретической точки зрения термин план значительно шире, чем термин прогноз. Любой план включает в себя элементы прогноза, но при этом он подразумевает управленческие воздействия на объект прогнозирования в будущем для достижения поставленных целей. При этом любой прогноз социально-экономического развития не может не принимать во внимание поведение субъектов экономики и также должен учитывать их управляющие воздействия.

Традиционно в мире выделяют две основные модели планирования и прогнозирования. В частности, С.Ю. Глазьев и Ю.В. Яковец первую называют англосаксонской, а вторую - индийской. В научной литературе встречаются и другие названия, однако суть остается прежней. Англосаксонская модель во главу угла ставить бюджетное планирование, а все остальные прогнозы и планы выполняют в большей мере вспомогательную роль. К числу наиболее ярких представителей подобной модели относят США, Великобританию, Канаду. Вторая модель предполагает наличие строго организованной системы государственных органов планирования и прогнозирования. Приоритетом их деятельности является разработка планов (прогнозов) развития страны, отдельных регионов и отраслей на различные сроки. Страны, использующие подобную модель, - Индия, Япония, Южная Корея, Китай, Латиноамериканский страны.

Одну из доминирующих позиций в мировой экономике занимают США.

Роль прогнозирования в США

Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. Подчеркивая важность прогнозирования, американский экономист О.Моргенштерн отмечал, что экономическая теория во всех ее видах в конечном итоге предназначена для построения прогнозов. На современном этапе большое внимание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть перспективу и принимать обоснованные решения. В связи с этим в США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники.

В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и др. Исключительно широк поток информации о прогнозных разработках. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию. Ежегодно проводится Международный симпозиум по прогнозированию, который привлекает до 2 тыс. участников. Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.

В настоящее время провозглашено, что планирование является одним из видов деятельности, постоянно осуществляемой Правительством США. На федеральном уровне в США разработкой различного рода прогнозов занимаются три организации: Совет экономических консультантов, Административно-бюджетное управление, Совет управляющих Федеральной резервной системы (ФРС).

Совет экономических консультантов осуществляет свою деятельность в области прогнозирования с целью консультирования Президента при составлении экономических отчетов, консультирования Правительства, оценки различных программ развития. На сегодняшний день прогнозирование является основным видом деятельности Совета экономических консультантов. Состав данного органа определяется законодательно и состоит из высококомпетентных специалистов. Как правило, прогнозы разрабатываемые Советом экономических консультантов строятся на базе прогнозов, построенных другими государственными организациями, а также частными фирмами.

Процесс разработки макроэкономических прогнозов в США

Разработка общегосударственных прогнозов социально-экономического развития на федеральном уровне в США осуществляется в три стадии. На первой стадии обсуждаются в большей степени вопросы будущей политики государства. Это обсуждение проходит в коллегиальном органе, состоящем из председателя Совета экономических консультантов, директора Административно-бюджетного управления и министра финансов. На втором этапе обсуждение будущего прогноза ведут руководители соответствующих групп и отделов, на данной стадии также по большей части решаются политические вопросы. На третьей стадии идет обсуждение прогноза между специалистами, непосредственно участвующими в его разработке.

Совет управляющих ФРС строит прогнозы развития финансовой сферы. В качестве регуляторов используются инструменты кредитно-денежной политики: определение норм обязательных резервов, изменение норм процентов банков ФРС и др. Прогнозы административно-бюджетное управления подчинены задачам по формированию бюджета страны.

Основными методами прогнозирования, используемыми на государственном уровне в США, являются: методы экспертных оценок, методы экономических индикаторов, модели динамических рядов (методы экстраполяции), эконометрическое моделирование, модель «затраты-выпуск» (некоторая модификация метода МОБ).

Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы - на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Стратегическое планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации стране фактуры, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факторам. Технологические факторы учитывают изменение технологий во внешней среде, что очень важно для технологического обновления; экономические факторы - включают оценку уровня занятости, инфляции, налоговых ставок, стабильности доллара США за рубежом и другие; конкурентные факторы - предполагают выявление действий конкурента: что движет конкурентом, что он делает, что может сделать; политические факторы - учет руководством организации нормативных документов местных органов, властей штата и федерального правительства, кредитов федерального правительства и штатов для финансирования долгосрочных вложений, ограничений по найму рабочей силы и возможности получения ссуд, за соглашениями по тарифам торговли, направленными против других стран или заключенными с другими странами и т.д. Международные факторы - изменение валютного курса, политических решений в странах. Рыночные факторы - изменчивость рыночной внешней среды, представляющей собой область постоянного беспокойства как в целом для страны, так и для организаций (конкуренция; доходы страны, населения и прочее).

В развитых государствах, в том числе в США, широко распространена практика контрактных заказов на прогнозные разработки, выполняемое для правительственных учреждений и крупных компаний. В США центрами подобных исследований являются «РЭМД - корпорейшн», Гудзонский институт, корпорация Цортона, специализирующаяся на экономическом прогнозировании. Самая известная международная прогнозная организация - «Римский клуб», главной линией ее деятельности является стимулирование и координация исследований глобальных проблем.

В своем развитии прогнозирование прошло через разные формы, соответствующие различным типам государственного регулирования смешанной экономики. Исторически первой формой экономического прогнозирования стала конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономики и их ускоренного развития возникла необходимость согласования бюджетов с показателями экономических прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений и размеров доходной части бюджета.

Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов. По мере совершенствования и усложнения прогнозной деятельности она стала отделяться от бюджетной и методически, и организационно: если на первом этапе национальные экономические прогнозы составлялись в Министерствах финансов, то сначала 60-х годов ХХ века в экономически развитых странах начали создаваться специальные прогнозно-плановые органы (Генеральный комиссариат по планированию во Франции, Экономический консультативный совет в Японии, Центральное плановое бюро в Нидерландах и др.)

Сущность прогнозирования в США, как и в любой развитой рыночной экономике заключается в научном предвидении развития всех форм хозяйствования, в последующем выявлении закономерностей и тенденций научно-технического, экономического и социального прогресса. Экономические прогнозы составляются с учетом факторов с перспективным воздействием на динамику экономики: объем и качество основного капитала, наличие трудоспособного населения, новейшие технологии, уровень безработицы, величина инвестиций, рост экспорта, уровень инфляции.

Мировой опыт рыночных реформ продемонстрировал значение взвешенной банковской, кредитно-финансовой и бюджетной политики государства. Прогнозирование поступлений в бюджет - одна из важнейших проблем, возникающих при его становлении. Методики расчетов в условиях стабильного рынка базируются на предварительном прогнозе номинальных значений основных макроэкономических показателей: объема ВВП, потребления и инвестиций. Стабильность во времени важнейших бюджетных нормативов и ставок налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой, наличие однородных статистических выборок достаточной длины позволяют широко применять для такого прогнозирования методы прикладной статистики и экономико-математические модели.

В США, как и во многих других зарубежных развитых странах, прогнозирование опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в национальном хозяйстве, получившую название системы национальных счетов (СНС).

В основу макроэкономического прогнозирования США заложена модель круговых потоков или кругооборота ВНП. В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов - домашние хозяйства и фирмы - и не предполагает вмешательства государства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 1)

Рис. 1. Модель круговых потоков в закрытой экономике

Из схемы, представленной на рис. 1, видно, что экономика является замкнутой системой. Потоки «доходы - расходы» и «ресурсы - продукция» осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство общего объема производства в денежном выражении суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

В условиях реальной рыночной экономики с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется. Когда в модель вводятся другие группы экономических агентов, - правительство и внешний мир, - указанное равенство нарушается, так как из потока «доходы - расходы» образуется утечка в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Одновременно в этот поток вливаются дополнительные средства - инвестиции, государственные налоги и экспорт.

Необходимо отметить, что в США не существует специальных федеральных законов координирующих деятельность в области планирования и прогнозирования на федеральном и региональном уровнях. Каждый штат самостоятельно формирует органы исполнительной власти, в том числе и органы ответственные за планирование и прогнозирование. Как правило, вопросами социально-экономического прогнозирования в штате занимается экономический блок в органах исполнительной власти. Аппараты штатов достаточно раздуты, количество департаментов, а также их названия и функции могут существенно отличаться в зависимости от конкретного штата. Анализируя общую организационную структура органов планирования и прогнозирования на региональном уровне, можно говорить о некотором соответствии с нынешней российской системой.

Однако главная особенность всей деятельности в области планирования и прогнозирования в США заключается в другом аспекте. Именно в США появилась такая отрасль коммерческой деятельности как прогностическая. Субъектами этой отрасли выступают специализированные компании, которые ведут разработку различного рода прогнозов (социально экономических, региональных, отраслевых и т.д.). Данная отрасль в США имеет достаточно продолжительную историю. Всё начиналось с образования консультационных компаний в сфере управления, которые появились в США в начале ХХ века. Естественно, что первоначально в основу деятельности таких фирм были положении прогнозы на микроуровне. Но с течением времени стали прогнозироваться и макропарметры развития отдельных отраслей, регионов и страны в целом. Примером частной компании, осуществляющей прогнозирование социально экономического развития США, является всемирно известная консалтинговая компания «Arthur D. Little». На сегодняшний день существуют компании, которые разработали экономические модели для каждого штата США. С помощью этих моделей возможно достаточно точно производить прогнозирование на среднесрочную перспективу. Причем многие компании ведут активную работу по поддержанию данных моделей в актуальном состоянии. Примером служит компания «Moody's Analytics, Inc.». Данная компания предлагает прогнозы не только для экономики США, но и многих других стран, в том числе и для России.

Достаточно существенную роль в сфере прогнозирования в США играют различные университеты. Причем в университетах создаются специальные исследовательские группы по инициативе профессоров. Частично они финансируются за счет университета, но львиную долю средств им приносят продажи построенных ими прогнозов. Очень часто органы исполнительной власти страны и отдельных штатов пользуются услугами таких университетов и частных компаний. Причем сотрудничество осуществляется исключительно на коммерческой основе.

Подобное развитие прогностической отрасли в США породило спрос на высококвалифицированных специалистов в данной отрасли. В свою очередь подобный спрос привел к тому, что ведущие ВУЗы страны осуществляют подготовку соответствующих специалистов.

Антикризисная программа США

Президент Барак Обама предложил масштабную программу экономической помощи, которая должна вывести экономику США из кризиса.

Программа (называется «План Американского Восстановления и Реинвестирования»/American Recovery and Reinvestment Plan) предназначена для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей (по словам Обамы, «сохранить или создать 3 млн. рабочих мест»), а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет $800-900 млрд. Точная его стоимость пока неизвестна. План был одобрен Палатой Представителей Конгресса, который согласился выделить $819 млрд. В Сенате к плану были добавлены еще $65 млрд.

Авторы этой Программы исходят из того, что экономический кризис в США продлится в течение всего 2009-го года, а медленный процесс восстановления начнется лишь в 2010 году (оценка Бюджетного Офиса Конгресса США). Полный текст Программы в настоящий момент занимает 735 страниц.

Блок 1. Помощь нуждающимся

Увеличение продолжительности выплаты пособий по безработице. В 2008 году эти сроки были увеличены дважды, в последний раз - до 20-ти недель. В штатах, где особенно высок уровень безработицы (выше 6%) безработные могут получать пособие дополнительные 13 недель. В декабре 2008 года (официальные данные за январь будут опубликованы в марте) этот порог был превышен в 34-х из 50-ти штатов. Так как пособия по безработице выплачиваются из бюджетов штатов, федеральные власти будут выдавать штатам специальные субсидии.

Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание будет уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет.

 Увеличение финансирования программ медицинского страхования. Средства будут выделены на помощь в оплате медицинских страховок людям, потерявшим работу, и людям с низкими доходами.

Увеличение объемов продовольственной помощи нуждающимся.

Увеличение помощи некоторым категориям домовладельцев, выплачивающим ипотечные кредиты, а также строительство жилья для бездомных.

Блок 2. Инфраструктурные проекты

В январе 2009 года Американское Общество Гражданских Инженеров опубликовало традиционную оценку состояния инфраструктуры США. В общей сложности оценивались 15 видов инфраструктуры, каждый из которых оценивался отдельно.

Более менее сносная ситуация сложилась в области переработки и хранения твердых отходов, которая получила C+ («тройка с плюсом»).

Мостам был поставлен балл С («тройка»).

Железным дорогам и общественным паркам - С- («тройка с минусом»).

На D+ («двойка с плюсом») оценена энергетическая инфраструктура.

На D («двойка») - авиация, дамбы, индустрия переработки и хранения опасных отходов, школы и системы общественного транспорта.

D- («двойку с минусом») получили дороги, плотины, система каналов и водных путей, система обработки жидких отходов и водопроводы.

Общая оценка - D - «двойка». Более конкретные оценки достаточно печальны. Так, например, 26% мостов устарели или нуждаются в срочном ремонте. В США насчитывается 81 тыс. дамб, из них почти 1.9 тыс. грозят рухнуть (как известно, трагедия Нового Орлеана была вызвана тем, что городские дамбы не устояли под напором воды). Треть дорог США находится в плохом состоянии и пр. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить $2.2 трлн. в течение ближайших пяти лет.

План Обамы предусматривает:

Строительство новых и ремонт старых дорог; гранты на развитие общественного транспорта; реновацию железных дорог; обновление аэропортов.

Ремонт и инновация зданий школ и ВУЗов; модернизацию более 75% зданий, находящихся в федеральной собственности; помощь домовладельцам в проведении аналогичных работ - квинтэссенцией плана является повышение экономичности при использовании энергии.

Оснащение учебных заведений современным оборудованием и лабораториями.

Ремонт и обновление водопроводов, систем очистки воды, канализации, очистных сооружений, дамб и пр.

Значительные инвестиции в производство энергии из альтернативных источников. По плану производство «зеленой» энергии должно быть удвоено в течение трех лет.

Тотальная компьютеризация всей медицинской системы США: подразумевается создание общенациональной медицинской базы данных. Проект предполагается реализовать за пять лет.

Распространение «быстрого» Интернета. Этот пункт Программы рассчитан на то, чтобы помочь предприятиям малого бизнеса в США осуществлять операции в глобальном масштабе.

Увеличение инвестиций в научные исследования.

Блок 3. Налоги

Снижение налогов на бизнес. В частности, предприятия малого бизнеса могут списывать с налогооблагаемой базы до $250 тыс., потраченных в качестве инвестиций. Кроме того, значительно снижаются налоги на недвижимость, используемую при ведении бизнес-операций.

Снижение налогов на частных лиц. Принятая в 2008 году, программа стимулирования экономики предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до $600, семьи - до $1.2 тыс., пенсионеры - до $300 и т.п.). В новую программу входит пункт о дополнительном налоговом кредите в размере $1 тыс. для семьи. и $500 - для индивидуального налогоплательщика.

Блок 4. Закон и порядок

Увеличение ассигнований на правоохранительные органы. Этот пункт был добавлен потому, что во времена экономических трудностей традиционно увеличивается количество преступлений.

Создание особой структуры, которая будет следить за использованием средств, выделяемых в рамках «Плана Американского Восстановления и Реинвестирования».

Заключение

Таким образом, опыт США в области прогнозирования содержит как безусловно положительные аспекты прогнозирования, так и отрицательные. К первой группе следует отнести: формирование и наличие коммерческой отрасли прогнозирования, активное привлечение для разработки моделей экономического развития высших учебных заведений, подготовка высококвалифицированных кадров, а также выстраивание всех отношений между организациями, занимающимися построением прогнозов и органами государственной власти на коммерческой основе. Также стоит отметить понимание руководством страны и отдельных штатов важности прогнозов социально-экономического развития. Благодаря этому, из бюджетов всех уровней выделяются существенные суммы для финансирования деятельности в области прогнозирования. Ко второй группе относятся нечеткость структурной организации органов прогнозирования на региональном уровне, отсутствие законодательной ответственности за несоответствие прогнозов и реально достигнутых результатов, отсутствие четкого законодательства в координации деятельности в области прогнозирования между органами исполнительной власти штатов и страны. Анализируя общую ситуацию по США, мы видим, что программа Обамы начинает постепенно работать. Но не все так хорошо, как кажется. Финансирования того минимума программ, которые были указаны, опять же привели к тому, что США было вынуждено снова включить печатный станок, и распространять американский доллар. Постоянно выделяя на свою антикризисную программу миллиарды, накачивая себя, а также другие государства своим долларом, США обрекает его на дальнейшее обесценивание, которое уже становиться заметным в нынешней ситуации. Бояться пока конечно ничего не стоит, так как вся мировая экономическая система завязана на долларе США, расчеты как велись, так и ведутся при помощи доллара США, и резко отходить от этого никто пока не собирается.

Список использованных источников

1. Багриновский К..А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования. М.: 2002.

2. Ермилов А.П. Макроэкономическое прогнозирование в США. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 2007.

3. Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально - экономических процессов. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. Избранные труды в трех книгах. Книга 2. М.: Наука. 2007.

5. Canova, F., Finn, M., and Pagan, A.R. (2004), "Evaluating a Real Business Cycle Model," in C.P. Hargreaves (ed.), Nonstationary Time Series and Cointegration. Oxford: Oxford University Press.

6. http://www.labourmarket.ru/conf5/reports/sigova.doc

7. http://ru.ncbase.com/econ/diebold.htm

8. http://www.iet.ru/ru/problemy-prognozirovaniya-nekotory-makroekonomicheski-pokazatelei-nauchnye-trudy-46.html






Информация 







© Центральная Научная Библиотека