Средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика
1
30
Содержание
Введение
1. Средства, проблема выбора оптимального решения
1.1 Оптимальное решение
1.2 Определение критериев выбора оптимального решения
2. Экономическая политика и экономическая стратегия
2.1 Экономическая политика
2.2 Экономическая стратегия
Заключение
Библиография
Введение
Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению темы: средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика. Актуальность темы исследования: Стабильность любой страны зависит, прежде всего, от состояния экономики. Экономические интересы всегда объединяли людей. Когда же таких интересов не было, не было и стимулов к объединению. Станет страна крепкой и богатой хозяйственной державой - многие политические и социальные проблемы исчезнут.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Теоретически понятие государственной экономической политики шире понятия государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В своем достижении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основание утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из начертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий и граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти. Правительство избирает путь, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику. Каждому человеку приходится ежедневно принимать решения. Это и малозначащие решения, принимаемые без систематического продумывания, и достаточно важные, которые принимают после размышлений, длящихся часами, днями, неделями. Однако в управлении принятие решения, т.е. осуществление оптимального выбора из нескольких альтернатив, более систематический процесс. Ответственность за принятие важного организационного решения требует от руководителя действовать более рационально, подробнее ознакомиться со всеобщностью оптимального выбора, его органической взаимосвязью с процессом управления и важными характеристиками организационных решений.
Осуществление оптимального выбора - составная часть любой управленческой функции. Необходимость делать выбор пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений, изучение используемых способов, научных факторов, которые нужно учитывать при осуществлении выбора, необходимо, чтобы преуспеть в искусстве управления.
Итак, рассмотрим эти темы более подробно.
1. Средства, проблема выбора оптимального решения
1.1 Оптимальное решение
Как и очень многие способности, способность делать выбор - это умение, развиваемое с опытом. Особенно оно важно для управляющего, для которого это часть каждодневной работы. Принятие решения - это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который на самом деле будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели, то есть оптимальный выбор. Организационные решения можно классифицировать как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, при этом число возможных альтернатив ограничено, и оптимальный выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
К примеру, менеджер больницы, составляя график работы медсестер и санитаров, может исходить из формулы, требующей определенного соотношения между числом пациентов и обслуживающего персонала. Если правилами больницы предусмотрена одна медсестра на пять пациентов, то решение принимается автоматически - в отделении с 50 пациентами нужно иметь 10 сестер.
Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководитель снижает вероятность ошибки и повышает возможность оптимального выбора. Этим экономится время, поскольку не приходится разрабатывать новую процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.
Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, нужно разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести выбор следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных и др. В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.
На практике, управленческий выбор редко может оказаться запрограммированным или незапрограммированным в чистом виде. Скорее всего, они являются крайними отображениями некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Нечасто запрограммированный выбор настолько структурирован, что личная инициатива лица, осуществляющего его, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированного решения может быть полезна.
Важно отметить, что во всех случаях затруднительно, если вообще возможно, осуществление выбора, не имеющего отрицательных последствий. Специалист по изучению проблем управления Роберт Кац указывает, что каждое решение «должно уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагиваюшие все предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей». Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. С.199.
Эффективно работающий руководитель понимает и принимает, как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно, значительные. Он принимает данное решение, поскольку, с учетом всех факторов, оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта. В деле руководства организациями встречается очень мало ситуаций, настолько однозначных, что результатом оптимального выбора будет одно только благо. Необходимо понимать, что непринятие решения, «флюгерная» тактика обычно в такой же мере неудовлетворительный или даже худший выбор, чем принятие плохого решения. Тем не менее, встречаются ситуации, в которых с очевидностью отказ от выбора будет хорошим решением. Например, если дополнительная информация должна вскоре поступить, а время не является критическим фактором, лучше будет не принимать решение немедленно.
Выбор можно сделать на основании интуиции, то есть на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивный выбор. Однако, полагаясь исключительно на интуицию, приходится сталкиваться с непреходящей случайностью. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
Можно делать выбор, основываясь на суждениях. Такой выбор иногда кажется интуитивным, поскольку логика его не очевидна. Здесь решение обусловлено знаниями и накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
Суждение как основа организационного выбора полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Однако суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая на самом деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор. Руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.
Осуществляя выбор, руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанном и проистекающем из него. Для оптимального выбора требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Первый шаг на пути решения проблемы - определение или диагноз, полный и правильный. Для диагностирования необходимо осознать и установить симптомы затруднений или имеющихся возможностей. Для этого собирают и анализируют требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию.
Следующий этап - формулировка ограничений и выбор критериев для оптимального выбора. Необходимо беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Некоторые общие ограничения - это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения.
Далее необходимо сформулировать набор альтернативных вариантов выбора. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы. На практике число вариантов ограничено несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
При оценке возможных альтернатив руководитель определяет достоинства и недостатки каждой, сравнивает с выработанным стандартом. После этого сделать выбор относительно просто. Руководителю остается только выбрать альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
1.2 Определение критериев оптимального выбора
Критерии - это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке выбора. Например, принимая решение о покупке автомобиля, можно ориентироваться на критерии стоимости - не дороже 50 тыс., экономичности - не менее 15 км. на 1 литр бензина; вместимости - пять взрослых людей одновременно, привлекательности и хороших характеристик с точки зрения обслуживания. Если какая-либо модель не может удовлетворять одному или нескольким установленным критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтернативу выбора.
Однако некоторые из этих критериев имеют количественное выражение, например, стоимость. Другие, например, удобство в обслуживании и внешняя привлекательность, требуют сбора информации качественного характера. Можно составить собственную шкалу оценок, выделить в ней классы очень или умеренно привлекательных, обладающих средней и ниже средней привлекательностью и непривлекательных моделей.
На этой стадии могут возникнуть затруднения, поскольку невозможно сравнивать вещи, если они не однотипны - продовольственные товары бессмысленно напрямую сравнивать с промышленными. Все решения следует выражать в определенных формах. Желательно, чтобы это была форма, в которой выражена цель. В бизнесе прибыль - неизменная потребность и высший приоритет, поэтому выбор можно представить в денежном выражении и в виде оценки их воздействия на прибыль. В некоммерческой организации главной целью, как правило, является предоставление наилучших услуг при наименьших затратах. Поэтому денежное выражение можно использовать для сравнения последствий решений в сходных организациях.
В примере с автомобилем можно выразить все критерии в баллах по шкале от 1 до 5 применительно к факторам как количественного, так и качественного характера. Наименее дорогой автомобиль получит при этом оценку 5, а наиболее дорогой - 1 балл и т.п., включая экономичность и другие требования. Вероятно, некоторые из этих критериев важнее других. К примеру, можно считать внешнюю привлекательность в два раза более важной, чем цену, тогда следует «взвесить» свой выбор, умножив на 2 балл по внешней привлекательности. Подобным образом, если значение ремонтопригодности составляет всего 2/3 стоимости, следует умножить на 2/3 оценку удобства в обслуживании. Пропустив через эту процедуру каждый критерий, следует сложить результаты по каждой модели. Автомобиль, по которому общая оценка в баллах окажется наивысшей, будет очевидным оптимальным выбором.
При оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность реализации выбора, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным моментом при выборе критериев является определение вероятности осуществления каждой альтернативы в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то выбора благоприятны, но шанс реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора.
Рассмотрим основные критерии оптимального выбора. Быстрота и дешевизна выбора сопутствуют решениям, принятым интуитивно в достаточно простой ситуации, а также решениям, принятым на основе суждения. Однако как высокий уровень интуиции, так и истинный здравый смысл, встречаются достаточно редко. Это тем более верно, когда приходится иметь дело с людьми, т. к. зачастую ситуация искажается потребностями людей и другими факторами. Одного лишь суждения или интуиции будет недостаточно для выбора, осуществляемого в уникальной ситуации или очень сложной.
Критерии быстроты и дешевизны следует учитывать особенно при построении модели, используемой для упрощения реальной жизненной ситуации. Модель, которая стоит дороже, чем вся задача, требующая решения с помощью модели, конечно, не внесет никакого вклада в приближение к целям организации. Выгоды от использования моделей или других средств управления должны с избытком оправдывать их стоимость. При установлении издержек на осуществление того или иного выбора следует учитывать затраты времени руководителей высшего и низшего уровней на построение модели и сбор информации, расходы и время на обучение, стоимость обработки и хранения информации и др.
Один из важнейших критериев оптимального выбора - конкурентоспособность. Решение, принятое на основе оптимального выбора, должно сделать организацию более конкурентоспособной. Оценить воздействие сделанного выбора на конкурентов поможет теория игр. Теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Она позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, которые могут повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность выбора.
С тем чтобы оценить издержки и экономические выгоды, а также относительную рентабельность осуществляемого выбора, необходимо использовать экономический анализ. Он позволяет определить безубыточность и прибыльность сделанного выбора. Анализ безубыточности - это метод принятия решения с определением точки, в которой общий доход от сделанного выбора уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой сделанный выбор принесет прибыль.
Выбор, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать почти по каждому виду продукции или услуге, если удается определить соответствующие издержки.
Одним из критериев оптимального выбора является его реалистичность. Многие возможные варианты выбора не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Причиной могут быть находящиеся и вне организации силы - такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Не будет реалистичным выбор, который не учитывает некоторые общие ограничения - это неадекватность средств; недостаточное число работников, отсутствие технологии и др.
В более сложных случаях, когда требуется упрощение существующей реальной ситуации, необходимо строить модель и проверять ее на реалистичность и достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Второй аспект связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководству совладать с проблемой.
Для того чтобы оценить, насколько реалистичен каждый вариант выбора, можно использовать методы количественного прогнозирования - анализ временных рядов и причинно-следственное моделирование. Анализ временных рядов основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления реалистичных образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее. Его можно провести с помощью таблицы или графика путем нанесения на координатную сетку точек, соответствующих событиям прошлого.
Причинно - следственное моделирование - наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемых сегодня. Он используется в ситуациях с более чем одной переменной. Это попытка спрогнозировать то, что произойдет в различных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Сложность подобной модели, как и ее стоимость, очень высоки, но выбор, сделанный с ее помощью, будет оптимальным с точки зрения реалистичности и достоверности.
Важный критерий оптимального выбора - возможность его реализовать, получить конечный эффект. Реальная ценность решения, это подчеркивают многие управляющие, становится очевидной только после его осуществления. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Для решения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности выбор должен быть реализован. Уровень эффективности выбора повысится, если он будет признан теми, кого он затрагивает. Шансы на эффективную реализацию оптимального выбора значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают.
С точки зрения конечного эффекта не всегда оправдано применение сложных моделей. Согласно одному обследованию отделов, анализирующих операции на корпоративном уровне, лишь около 60% моделей науки управления были использованы в полной или почти в полной мере. Это объясняется непониманием модели, неумением ее рационально использовать.
Осуществляя оптимальный выбор, предусмотреть конечный эффект достаточно сложно. Почти во всех случаях руководителю приходится оценивать вероятность или возможность эффективной реализации вариантов выбора, которая варьируется от 1, когда эффект определенно наступит, до 0, когда эффекта определенно не произойдет.
Если вероятность не была принята в расчет, решение всегда будет соскальзывать в направлении наиболее оптимистических последствий.
Перечисленные критерии оптимального выбора не являются полными, для каждого конкретного выбора такие критерии разрабатываются индивидуально. Критерии выступают в роли стандарта, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы выбора.
2. Экономическая политика и экономическая стратегия
2.1 Экономическая политика
Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикатором, на который реагирует конструктор государственной экономической политики, является величина и динамика валовой внутренней продукции, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, целевых государственных программах, государственных законах, параметрах социальной защиты и поддержки, нуждающихся в условиях государственного кредитования, ставках государственного налогового обложения и предоставляемых льготах, государственном воздействии на импорт и экспорт в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлено, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменение позиций правительства либо сменой его состава.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностей. Что позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящего в его распоряжении инструментария совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность государственных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами. Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, нормы резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, и получаемых предпринимательских доходов, а так же доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы, и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная природоохранная.
2.2 Экономическая стратегия
Что такое стратегия? Кажется правильным начать работу о стратегии с ее определения. Задача, однако, непростая, потому что одни элементы стратегии универсальны и могут быть применены к любому институциональному образованию, не взирая на его сущность. Другие же сильно зависят не только от природы фирмы, но также от ее клиентуры, структуры фирмы, ее культуры. Чтобы выйти из этого положения, разграничим два понятия: концепцию стратегии и процесс формирования стратегии.
Под концепцией стратегии мы подразумеваем ее содержательность и существенность. Этот вопрос приковывает внимание различных авторов в последние десятилетия. Большинство из них, однако, предлагают критерий перспективности при рассмотрении содержательной стороны стратегии, предлагая, таким образом, единственное измерение этой действительно сложной категории. Мы попытаемся составить интегрированное представление о стратегии. Такой подход может быть полезным для формулировки стратегии различными институциональными образованиями.
Процесс формирования стратегии более неуловим и труден для понимания. Первым шагом в этом направлении может стана определение ключевых участников, отвечающих за формулировку и осуществление стратегии; предполагается ли их работав команде, или они должны быть разделены на независимые группы, и если это так, то каким образом должен происходить обмен информацией между ними? Будет ли режим из работы календарным или они будут работать в более гибком режиме? До какой степени может быть точен процесс формирования стратегии, и в какой мере информация, касающаяся формирования стратегии должна быть известна внутри организации и внешней клиентуре? Будет ли этот процесс сильно зависеть, от формально-аналитических инструментов или он в большей степени будет определяться поведенческо-силовым подходом? Все эти вопросы - часть процесса формирования стратегии.
Стратегия может быть рассмотрена как многомерная концепция, охватывающая всю деятельность фирмы, обеспечивая режим единства, управляемости и целенаправленности. Пересматривая некоторые из наиболее важных работ в области стратегии, мы увидели следующие необходимые измерения, позволяющие дать унифицированное определение концепции стратегии.
1. Стратегия как последовательная, унифицированная в интегрированная модель решений.
Общепринято рассматривать стратегию как главную силу, обеспечивающую всесторонний и интегративный план действий для организации в целом. Согласно этой точке зрения, стратегия дает ход планам, гарантирующим выполняемость основных целей предприятия.
Рассматривая стратегию как модель решений фирмы, мы признаем, что стратегия является неизбежной конструкцией в деятельности фирмы. Мы можем прийти в организацию и изучить природу принятия решений и оценить результативность. Стратегические модели могут различаться, когда обнаруживается непостоянство курса развития фирмы, вызванное в свою очередь либо перестановкой в высших эшелонах внутрифирменной власти, либо экстерналиями. В любом случае, построение стратегических моделей находится в ведении высшего менеджмента фирмы, окончательный вариант которых может быть, результатом либо четко определенных взглядов, либо импровизаций. В любом случае, стратегии рождаются, желаем ли мы того или нет, отражая следы тех действий, которые фирма предпринимала в прошлом и которые в свою очередь могли бы определить ее будущее предназначение.
2. Стратегия как средство постановки организационной цели в рамках ее долгосрочных задач, программ действий и приоритетов при распределении ресурсов
Это один из старейших и наиболее классических взглядов на концепцию стратегии. В данном случае речь идет о том, что стратегия является способом четкого определения долгосрочных целей и задач организации, а также необходимых программ действий для выполнения этих задач и изыскания необходимых ресурсов
Теперь мы познакомимся с прагматичным и полезным определением природы стратегических Действий. Для этого необходимо определиться с понятием «долгосрочные задачи фирмы». К ним относятся те из них, которые отвечают критерию постоянства (стабильности). Они не модифицируются, за исключением тех случаев, когда внешние обстоятельства или внутренние изменения потребуют их корректировки. Ничего нет более деструктивного и отвлекающего, чем беспорядочная переориентация задач фирмы. Постоянные стратегические переориентировки фирмы порождают замешательство всех держателей акций и, что более важно, ее покупателей и служащих.
Желаемая стабильность долгосрочных задач, однако, не устраняет необходимости постоянного руководства и адаптации программ фирмы. Это достигается пересмотром стратегических программ, ориентированных в большей степени на краткосрочный период, в то же время стремясь к согласованности с долгосрочными задачами.
Наконец, измерение стратегии на соответствие с имеющимися ресурсами. Согласованность между стратегическими задачами и программами, с одной стороны, и распределением человеческих, финансовых, технологических ресурсов, с другой стороны, необходимо для поддержания стратегической согласованности.
3. Стратегия как определение конкурентных владений фирмы. Признано, что одной из центральных задач стратегии является определение коммерческой деятельности, которой фирма занимается или намерена заняться. Это определяет место стратегии как основной силы, которая направляет и распоряжается процессами роста, диверсификации, поглощения.
Главным шагом в определении формального процесса стратегического планирования является эффективное бизнес-сегментирование. Наибольшее стратегическое внимание, как при формулировке, так и при выполнении стратегии уделяется коммерческой деятельности фирмы. В этой связи должны быть поставлены два вопроса: каким бизнесом мы занимаемся? Каким бизнесом нам следует заниматься?
Есть различия в критерии определения коммерческой деятельности, в желаемой степени агрегирования бизнес-единиц и даже в определении своих служебных обязанностей. Разногласия в дальнейшем увеличиваются потому, что сегментирование бизнеса, в конечном счете, сильно влияет на организационную структуру фирмы. Сознательно или нет, эти разногласия вносят основной вклад в то, что эти вопросы задаются.
Сегментирование - ключ для бизнес-анализа, стратегического позиционирования, распределения ресурсов и портфельного менеджмента. Сегментирование четко определяет границы владения фирмы, внося ясность в то, где мы включаемся в конкурентную борьбу и как мы собираемся это делать.
4. Стратегия - это реакция на внешние возможности и угрозы, а также знание внутренних сильных и слабых сторон, необходимое для достижения конкурентного преимущества
В соответствии с этим подходом, центральным вопросом стратегии является достижение долгосрочного конкурентного преимущества над основными конкурентами фирмы в различных направлениях коммерческой деятельности. Это определение означает, что конкурентное преимущество проистекает из полного понимания внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на организацию. Вне организации мы вынуждены определять отраслевую привлекательность и тенденции, а также характеристики основных конкурентов. Это порождает возможности и угрозы, с которыми приходится считаться,
Внутри организации мы должны оценить конкурентные возможности фирмы, позволяющие составить представление о сильных и слабых сторонах фирмы, которые в дальнейшем должны быть развиты и скорректированы.
Стратегия нужна организациям для достижения жизнеспособного паритета между внешней средой и их внутренними возможностями. Роль стратегии не должна усматриваться как пассивное реагирование на возможности и угрозы, исходящие извне, а как непрерывная и активная адаптация организации к потребностям изменяющейся среды.
В рамках такого подхода появляется основа для бизнес-стратегии с тремя областями рассмотрения:
бизнес-единица, как центральный объект анализа;
отраслевая структура, которая определяет основные тенденции развития организации;
внутренняя компетентность, определяющая конкурентоспособность.
Долгосрочные цели, программы стратегических действий и приоритеты в распределении ресурсов, следовательно, становятся обусловленными ролью бизнес - единицы, ее положением в «коммерческом портфеле» фирмы, благоприятными и неблагоприятными тенденциями отраслевой структуры, а также внутренними возможностями, которые должны быть разблокированы для достижения желаемой конкурентной позиции.
5. Стратегия как канал для определения управленческих задач на уровне корпорации, бизнес-единицы н функциональных подразделений
Различные иерархические уровни в организации имеют совершенно разные управленческие обязанности с точки зрения их вклада в определение стратегии фирмы.
На корпоративном уровне решаются вопросы общефирменного масштаба. Прежде всего, это вопросы, касающиеся определения миссии фирмы, рассмотрения предложений, исходящих от бизнес-единиц и функциональных подразделений, определение и использование связей между раздельными, но связанными бизнес-единицами, распределение ресурсов, исходя из стратегических приоритетов. На бизнес-уровне вся деятельность направлена на усиление конкурентной позиции каждой бизнес-единицы внутри отрасли.
На функциональном уровне ключевое значение имеет развитие необходимых функциональных навыков в финансах, административной инфраструктуре, кадровом обеспечении, технологии, поставках, логистике, производстве, распределении, маркетинге, продажах и услугах, необходимых для поддержания конкурентоспособности.
Признание различия этих управленческих ролей и гармоничное объединение результатов - это другое ключевое измерение стратегии.
Невзирая на структуру, принятую фирмой, там продолжают существовать три сильно отличающиеся стратегические задачи. Первая адресуется организации в целом: мы подразумеваем вопросы, относящиеся к корпоративной стратегии. Вторая задача относится к бизнес-единице, невзирая на ее положение - это вопросы бизнес-стратегии. И третья задача включает развитие функциональных навыков и корреспондирует с вопросами, относящимися к функциональной стратегии. В этом вопросе еще раз могло бы быль полезным отделить содержательную сторону в определении стратегии от процесса. Содержание имеет тенденцию быть независимым от структуры. Глядя на организацию в целом, мы имеем в виду три концептуальных уровня: корпоративный, бизнес, функциональный. Процесс формирования стратегии будет сильно зависеть от структуры.
6. Стратегия как определение экономической и неэкономической выгоды, которую фирма намерена предоставить собственникам
Категория собственников приобрела важность как элемент стратегического интереса в последние несколько лет. Собственник - это термин, обозначающий каждого, кто прямо или косвенно получает прибыли или подтверждает издержки, вытекающие из необходимости поддержания жизнедеятельности фирмы. Это акционеры, служащие, менеджеры, поставщики, кредиторы, заказчики, общество, правительство. В рамках этого измерения стратегии обязательства фирмы перед акционерами рассматриваются как более сложная категория, нежели необходимость максимизации их доходов.
Оно рассматривает стратегию как средство создания социальных контактов. Окончательным результатом будет создание экономической и человеческой организации с особой корпоративной философией и организационной структурой.
Забота о собственниках могла бы стать крайне полезным подходом. В том, что получение прибыли является важной составляющей в деятельности фирмы, не вызывает сомнений. Однако, можно попасть в ловушку, если менеджмент будет рассматривать краткосрочную прибыльность как основной, ведущий фактор, оставляя в тени такие вопросы как добросовестную, заслуживающую вознаграждения работу, которая объясняется как ответственностью, так и стремлением остаться собственником фирмы.
Фирма вынуждена считаться с тем, что если покупатели не обслуживаются должным образом, то со временем другая фирма завладеет рынком, что грозит постепенной утратой конкурентоспособности. Похожие выводы могут быть сделаны для служащих фирмы и поставщиков. Если же устанавливаются честные и взаимовыгодные отношения, появляются конструктивные ассоциации, что логически приведет к увеличению прибылей. Наконец, достойное поведение повышает корпоративный имидж. Оскорбительные и несправедливые союзы могут привести к кратковременным финансовым прибылям, но не могут быть устойчивыми в долгосрочном периоде.
На пути к унифицированной концепции стратегии. Концепция стратегии содержит общую цель организации. Неудивительно, следовательно, что многие измерения требуются для точного определения. Мы представили их, чтобы подчеркнуть различные компоненты концепции стратегии-
Все они многозначны, уместны и способствуют лучшему пониманию стратегических задач. Комбинируя их, мы могли бы предложить более исчерпывающее определение стратегии.
Стратегия:
1. Это последовательная, унифицированная и интегрированная модель решений
2. Определяет и показывает организационную цель в рамках долгосрочных задач, программ действий и приоритетов при распределении ресурсов
3. Отбирает бизнес, которым организация занимается и которым должна заниматься
4. Пытается достигнуть долгосрочного устойчивого преимущества в каждом виде коммерческой деятельности, обращаясь к возможностям и угрозам внешней среды фирмы, а также к сильным и слабым сторонам организации
5. Охватывает все иерархические уровни фирмы (корпоративный, бизнес, функциональный)
6. Определяет природу экономической и неэкономической выгоды, которую фирма намеревается предоставить собственникам.
Основываясь на унифицированной точке зрения, стратегия становится фундаментальной основой, с помощью которой организация может отстоять свою жизнеспособность. В то же время стратегия сильно облегчает ее адаптацию к меняющейся внешней среде. Сущность стратегии, таким образом, сводится к целенаправленному управлению, позволяющему достичь конкурентного преимущества в каждом виде бизнеса, в котором задействована фирма. Наконец, признание того, реципиентами фирмы являются ее собственники. Следовательно, стратегия нацелена на получение ими выгоды, создавая тем самым основу для множества сделок и социальных контрактов, связывающих фирму с ее собственниками.
Стратегия (по McKensey) - это сильная деловая концепция + набор реальных действий, способных привести эту концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.
Заключение
Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, как управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации. «Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов». Специалистам нового времени необходимы глубокие знания по менеджменту, а для этого нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента. Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы управления, так и его задачи. Они приобрели гибкость, которая характеризуется тем, что в современных условиях обладают возможностью меняться согласно изменению рыночных условий.
Управление организацией в современное динамичное время представляет собой сложный процесс, который не осуществить без умения делать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Оптимальный выбор, это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. Цель оптимального выбора - обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам, поэтому наиболее эффективным решением явится выбор, который на самом деле будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Выбор может выть запрограммированным, то есть типичным для повторяющихся ситуаций, принимаемым с соблюдением конкретной последовательности этапов, и незапрограммированным, для которого в каждом случае необходимо выбирать процедуру принятия решения.
Выбор может осуществляться с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации. Этапы выбора - диагноз проблемы, формулировка ограничений и критериев, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.
Критериями оптимального выбора являются реалистичность, правильность, безубыточность или прибыльность, быстрота и дешевизна, конкурентоспособность, обоснованность, рациональность, реализованность и получение конечного эффекта. Для каждого выбора разрабатываются свои критерии.
Сейчас общество должно ответить на один из самых волнующих вопросов - по какому пути пойдет Россия, сможет ли правительство, поддержанное президентом и Федеральным Собранием, предложить новый курс реформ, который позволит вывести страну из системного кризиса? Задачи десятикратно осложняются тем, что приходится начинать восстановление рухнувшей экономики в условиях полного недоверия народа к власти.
Библиография
Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя: Пер с англ. - М.: Инфа-М: АОЗТ, 1995.
Гремингер Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях // Проблемы теории и практики управления. - 1997, №6. - с. 112-116.
Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - Дело, 1992.
Мамедов О.Ю. «Современная экономика»: - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1999.
Мутнян А.В., И.М. Оконников, Е.А. Пантелеев «Микроэкономика», книга 1: - Ижевск, изд-во «странник», 2003.
Нуреев Р.И. «Основы экономической теории: Микроэкономика» М., «Высшая школа», 1999.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. «Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред.: В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. М., «Экономика», «Дело», 2002.
Салимжанов И.К. «Цены и ценообразование», Москва, изд-во ЗАО «Финстатинформ» - ЗАО «КноРус», 1999
Сидорович А.В., «Курс экономической теории»: - Москва, изд-во «ДИС», 1999.
Старобинский Э.Е. Как принимать решения // Управление персоналом. - 1997, №3. - с. 24-31.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М., 1995.