Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Статистика финансовой деятельности

Статистика финансовой деятельности

11

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы статистики»

по теме: Статистика финансовой деятельности

1. Основы финансово-экономических расчетов

Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.

2. Обобщающие показатели статистики финансов

В современных условиях Россия переходит к рыночной экономике, поэтому вводятся международные стандарты системы национальных счетов.

Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.

Система национальных счетов - макро-статистическая модель экономики страны, стоится с помощью статистического метода балансовых построений.

В СНС народное хозяйство рассматривается как:

конечная единица учета;

увеличенная копия частной компании с многочисленными подразделениями.

Задача системы национальных счетов - отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса производства.

Особенность СНС - запись в бухгалтерских счетах относится к обороту дохода, учитываются потоки доходов, имеющих место за определенный хозяйственный период.

Все страны используют следующие методы изложения системы национальных счетов:

1) система простых бухгалтерских счетов;

2) балансировочные таблицы;

3) система уравнений;

4) схемы;

5) матрицы.

3. Статистика государственных финансов

Финансы, в широком смысле, представляют собой экономические отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при формировании, распределении и использовании денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода страны. Основными задачами финансовой политики являются:

1) Обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития.

2) дальнейшее развитие сложившихся экономических отношений в стране.

Одним из важнейших направлений статистики финансов является изучение государственных финансов (бюджетов различных уровней, предприятий и организаций).

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет составляется на 1 финансовый год, который длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетная система РФ состоит их 3-ёх уровней:

1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2) Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3) Местные бюджеты.

Каждый из уровней бюджетной системы решает свои конкретные задачи социально экономического развития. Основным методологическим документом, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты является бюджетная классификация. Современная бюджетная классификация введена в РФ с 1995 г. и представляет собой группировку доходов и расходов всех уровней бюджетной системы. Доходы бюджета представляют собою часть централизованных ресурсов государства, которые необходимы для осуществления его функций. Они представляют собой обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет. Основным средством привлечения национального дохода в бюджет являются налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной и утверждаются законодательной властью. Доходы подразделяются на налоговые и не налоговые. Налоговые доходы формируются за счет обязательных платежей в бюджет, поступающих в строго установленном размере в строго установленные сроки. К ним относятся:

· налог, взимаемый в зависимости от фонда оплаты труда;

· лицензионные и регистрационные сборы;

· налог на собственность;

· налог на товары и услуги;

· отчисления на социальное страхование;

· налог на имущество;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· налог на внешнюю торговлю, включая таможенные пошлины;

· специальный налог с предприятий и организаций для поддержания важнейших отраслей экономики.

Не налоговые доходы представляют собой совокупность не возвратных, безвозмездных поступлений. К ним относятся:

· доходы от аренды и продажи государственной собственности, в том числе и от приватизации;

· административные платежи;

· штрафные санкции;

· доходы от реализации государственных запасов;

· доходы от продажи земли;

· безвозмездные поступления от различных внебюджетных фондов и правительств других стран.

В отличие от международной классификации, доходы от продажи государственных запасов и земли, включаются в российской классификации в показатель неналоговых поступлений. Добровольные поступления от различных международных организаций внебюджетных фондов в российской классификации не выделяются отдельным пунктом.

Расходы бюджета представляют собой затраты, связанные с выполнением государством своих функций. В настоящее время существует следующая классификация расходов бюджета:

1) Расходы на национальную оборону, которые подразделяются на прямые и косвенные. К прямым военным расходам относятся затраты на производство новейших стратегических вооружений, на содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны, участие в международных военных блоках, научные исследования военного характера. Косвенные военные расходы формируются за счет части процентов, выплачиваемых по государственному долгу, а также за счет пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших.

2) Вмешательство в экономику означает целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства и развития производительных сил страны и предусматривает участие государства в развитии отдельных отраслей экономики. К ним относятся:

· затраты на научно исследовательские разработки;

· на развитие экономики и социальной инфраструктуры;

· на поддержку сельского хозяйства и других секторов экономики;

· затраты на обеспечение занятости в некоторых отраслях экономики и регионах страны;

· затраты на стимулирование экспорта;

· затраты на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

3) Содержание государственного аппарата управления, включая расходы на содержание органов государственной и исполнительной власти, судов и прокуратуры, отдельных министерств и ведомств.

4) Расходы на осуществление международной деятельности.

5) Расходы на социальную сферу - расход на образование и здравоохранение, культуру и искусство, социальное страхование и социальное обеспечение.

6) Предоставление субсидий развивающимся странам.

Определяют сальдо доходной и расходной частей бюджета. Анализ исполнения государственного бюджета производится путем вычисления относительной величины плана и выполнения плана по отдельным статьям доходов и расходов бюджета, изучения структуры доходной и расходной частей, а также путем вычисления аналитических показателей динамики.

4. Статистика финансов предприятий (организаций)

Финансы субъектов хозяйственной деятельности представляют собой экономические отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации продукции. Финансовые отношения возникают:

1) В процессе формирования доходов внутри самого предприятия, формирования и использования целевых фондов внутри хозяйственного назначения.

2) С государством в процессе формирования и использования бюджетных средств.

3) С другими предприятиями и организациями при вложении денежных средств в акции и облигации этих предприятий.

4) С банками, при получении краткосрочных и долгосрочных кредитов и выплате % по ним.

5) Со страховыми компаниями при формировании и использовании страховых фондов.

Основными задачами статистики финансов предприятий являются:

1) Изучение состояния и развития финансово-денежных отношений субъектов хозяйственной деятельности.

2) Изучение объема и структуры источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

3) Анализ основных направлений использования денежных средств предприятия.

4) Анализ уровня и динамики прибыли и рентабельности предприятия.

5) Оценка финансовой устойчивости предприятия.

Финансовые ресурсы субъекта хозяйственной деятельности представляют собой денежные средства, находящиеся в их распоряжении. На создаваемом предприятии основным источником финансовых ресурсов является уставной фонд, т. е. сумма вкладов учредителей. На действующих предприятиях финансовые ресурсы формируются за счет собственных и привлеченных средств, в том числе за счет прибыли от реализации произведенной продукции, амортизационных отчислений, финансовых поступлений от продажи акций и облигаций, получения кратко и долгосрочных кредитов, бюджетных ассигнований и т. д.

5. Статистика денежного обращения

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение охватывает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платёжного оборота в странах с рыночной экономикой приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки, большая часть денежного оборота осуществляется в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.

Задачами статистики денежного обращения и кредита являются:

определение размеров денежной массы и её структуры;

отображение денежного обращения и оценка факторов, влияющих на обесценение денег;

характеристика кредитной политики;

статистическое изучение форм кредита;

изучение ссудного процента.

Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение, основывается на категориях, связанных с функциями денег, определениями денежной массы и её структуры.

Деньги выполняют меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги.

В соответствии с указанными функциями система показателей денежного обращения включает следующие показатели:

денежная масса и её структура;

обеспеченность денежными знаками обращения национальной экономики и покупательная способность денежной единицы (национальной валюты);

показатели, отражающие операции на счетах, с депозитами, золотым запасом государства;

показатели, отражающие операции с валютой в международных экономических отношениях.

В процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и безличной формах.

Всю денежную массу можно представить как совокупный денежный агрегат (М3), включающий в качестве составных частей денежные агрегаты М0, М1, М2. При построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую.

В состав совокупной денежной массы, рассчитываемой Банком России, входят следующие показатели:

1. Денежный агрегат М0 - наличные деньги в обращении, т.е. без учета наличных денег, держателем которых является банковская система.

2. Средства на расчётных, текущих и специальных счетах предприятий, населения и местных бюджетов.

3. Депозиты населения и предприятий в коммерческих банках.

4. Депозиты населения до востребования в сберегательных банках.

5. Средства Госстраха.

Денежный агрегат М1= (М0 + п.2 + п.3 + п.4 + п.5).

6. Срочные депозиты населения в сберегательных банках.

Денежный агрегат М2 = (М1 + п.6).

7. Сертификаты и облигации госзайма.

Денежный агрегат М3 = (М2 + п.7).

Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель денежной базы. Денежная база включает денежный агрегат М0 (наличные деньги в обращении), денежные средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке и их средства на корреспондентских счетах в Центральном банке. Для контроля за динамикой денежной массы, анализа возможности коммерческих банков расширить объёмы кредитных вложений в экономику используется показатель «денежный мультипликатор».

Денежный мультипликатор - это коэффициент, характеризующий увеличение денежной массы в обороте в результате роста банковских резервов. Он рассчитывается по формуле:

М2/Н = (С+D) / (C+R) = (C/D +1) / (C/D + R/D),

где М2 - денежная масса в обращении;

H - денежная база;

С - наличные деньги;

D - депозиты;

R - обязательные резервы коммерческих банков.

Предельная (максимально возможная) величина денежного мультипликатора находится в обратной зависимости к ставке обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком для коммерческих банков.

В соответствии с экономическим законом денежного обращения в каждый данный период количество денежных единиц, необходимых для обращения, определяется по формуле:

Ц - В + П - ВП

Д =---------------------,

С0

где Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашаемых платежей;

С0 - скорость оборота денежной единицы (сколько раз в году оборачивается рубль).

В упрощённом виде эта формула выглядит так:

М Цср

Д = -------- ,

С0

где М - масса реализуемых товаров;

Цср - средняя цена товара.

Из вышеприведённой формулы получаем равенство (уравнение обмена):

ДС0 = М Цср.

Следовательно, произведение количества денег в обращении на скорость обращения (ДС0) равно произведению товарной массы на уровень цен (М Цср). Когда равенство нарушается (ДС0 > М Цср ) происходит обесценение денег.

Литература

1. Авдокушин Е.Ф. Основы статистики: Учебное пособие. М., 2004.

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Статистика: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. М., 2006.

3. Ивашковский А.А. и др. Статистика и ее применение в экономике: учебник. М., 2007.

4. Копцев К.В.. Прикладная статистика. СПб, 2003.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека