Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Структурная политика

Структурная политика

Содержание

Введение

Глава I. Структура национального хозяйства

Глава II. Основные направления развития структуры

национального хозяйства в условиях НТП

Глава III. Особенности структурной политики России

на современном этапе

Заключение

Литература

Введение

Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.

Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Это объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.

Следовательно, структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.

В современной России, где целью экономических реформ является переход к социально-ориентированной модели рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых преобразований в каждом секторе национального хозяйства, что и является сутью структурной политики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры национального хозяйства, исследование понятия «структурная политика» и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.

Над проблемой структурно-технологических преобразований национальной экономики работали такие выдающиеся отечественные ученый, как Анчишкин А.И., Яременко Ю.В., Шаталин С.С., а также А. Свинаренко, Я. Кузьминов, Б. Кузнецов, А. Пономарев, Ю. Симачев, В. Фридлянов, А. Яковлев, работавшие над экономической программой "Центра стратегических разработок" Германа Грефа, министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

Глава 1. Структура национального хозяйства

Чтобы исследовать структуру национального хозяйства, следует чётко представлять, что такое «национальное хозяйство» и «макроэкономика», так как все эти понятия тесно взаимосвязаны.

Макроэкономика и национальное хозяйство.

Макроэкономика, раздел экономической науки, изучающий национальную экономику в целом, т.е. экономику в масштабах страны, была разработана Дж. Кейнсом 30-е года 20 в, чтобы объяснить такие участившиеся явления, как безработица, инфляция, кризисы перепроизводства.

Основным понятием курса макроэкономики выступает «национальная экономика» или «национальное хозяйство». Следует отметить наличие двух подходов: технологического и социально-экономического - к определению содержания национальной экономики.

В случае технологического подхода национальная экономика представляет собой совокупность отраслей промышленности, видов производств, их состояние, рассматриваемое с точки зрения объема произведённой продукции, уровня использования ресурсов и т.д.

Социально-экономический подход основан на понятии общественного производства, которое представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы, направленный на удовлетворение потребностей.

Из вышесказанного можно вывести следующее определение:

Национальная экономика (национальное хозяйство) - это сложная хозяйственная система, представляющая совокупность всех экономических процессов, протекающих в обществе на основе действующих в нём имущественных отношений.

Центральным звеном этой системы является человек, представляющий собой производителя и потребителя всех товаров и услуг. Естественным условием функционирования и развития национальной экономики выступают природные ресурсы, а основным средством функционирования - капитал (стоимость, пускаемая в оборот с целью получения прибыли), который и позволяет использовать природные ресурсы.

Главной целью национальной экономики нужно считать создание оптимальных условий для жизнедеятельности всех членов общества.

Итак, разобравшись с понятиями макроэкономики и национальной экономики, в следующей части данной главы мы можем перейти к структуре национального хозяйства.

Технологический и социально-экономические подходы к определения значения термина «национальная экономика» позволяют представить её как сложное системное явление, заключающее в себе несколько относительно самостоятельных элементов. Иначе говоря, структура национального хозяйства (экономики) представляет собой совокупность пропорций и отношений всех элементов экономической системы страны при данных условиях и в данный момент времени. Результатом изменения экономической структуры является структурный эффект. Он отражает связь между индексом изменения структуры и ростом важнейших показателей динамики экономической системы.

Экономическая структура - многоплановое понятие и его можно рассматривать с разных точек зрения. Как правило, выделяют воспроизводственную, социальную, отраслевую, региональную (территориальную), внешнеторговую структуру и инфраструктуру рыночной экономики. Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Воспроизводственная структура определяет совокупность пропорций и отношений, характеризующих возможности роста экономической системы и её эффективность. Наиболее важными воспроизводственными пропорциями являются соотношения между сферами общественного воспроизводства, подразделениями общественного воспроизводства, потребления и накопления. Чем выше доля сбережения, тем больше возможностей для финансирования инвестиций и расширения производства. Можно выделить три подразделения общественного воспроизводства.

Первое подразделение - часть общественного производства, продукция которой являются средства производства.

Второе - часть общественного производства, продукция которой реализуется исключительно населению.

Третье подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой не реализуется за деньги, а распределяется или просто попадает потребителям «бесплатно» (армия, органы государственного управления, правоохранительные органы, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и все прочие предприятия и учреждения, деятельность которых оплачивает государственный бюджет, получая для этого средства от первого и второго подразделений в форме налогов, и, во-вторых, регулирует денежное обращение в стране.

Население также является частью воспроизводственной структуры, вкладывающая свой труд в трех подразделениях общественного производства и получающая за это денежную оплату и другие денежные доходы.

В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включается индивидуальная, акционерная, трудовая и другие формы собственности).

Отраслевая структура национальной экономики представляет собой соотношение отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц, в производственной деятельности. Здесь могут быть выделены отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственной сферы. Группа предприятий, которые выпускают продукцию, предназначенную для одной цели, используют похожие или одинаковые ресурсы и технологии, образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Например, в рамках лёгкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная и т.п.

Территориальная (региональная) структура обусловливает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в нашем государстве можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области, районы и т.д. (а в США территориальная структура представляет собой деление на штаты).

Региональная структура предполагает определённую связь отраслей и предприятий с источниками сырья, энергии, рынками сбыта, наличием трудовых ресурсов. Данная структура должна быть по возможности выстроена как можно лучше, чтобы существовала постоянные связи между отраслями по выпуску продукции, производительные силы были рационально размещены по районам, транспортные издержки были минимальны, что вкупе повышает эффективность производства.

Внешнеторговая структура определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономики и её структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств (США, страны Европы) ориентирован на наукоемкую и технологичную продукцию, в импорте же преобладает сырьё, энергоносители, продукты экологически вредных производств. Что касается развивающихся государств то экспорт их связан с сырьём и материалами, а в импорте преобладают продукты обрабатывающей промышленности, машины, оборудование и т.д.

Совокупность пропорций и отношений связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определённые функции, образует инфраструктуру. Элементами рынка товаров и услуг являются товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный рынок, а также рынок ценных бумаг, представляют коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда.

Теперь, разобравшись в структуре национального хозяйства, мы можем приступить к рассмотрению структурной политики.

Глава 2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП

Структурная политика: причины, цели

Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных меж- и внутриотраслевых пропорций национальной экономики. Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности различных структур национального хозяйства, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его участии в мировой экономике. Кроме того, структурная политика стремится к стимулированию научно-технического прогресса, повышению конкурентоспособности национальной экономики, решению ряда социальных проблем, ускорению экономического роста. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства, различны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью активности национального хозяйства в международном разделении труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Все эти показатели являются индивидуальными для каждой страны. В данной главе будут рассмотрены основные общие принципы и особенности структурной политики.

Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, (совокупное предложение - уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен).

Определим круг факторов, которые привели к активной роли государства в области структурной политики. Этот вид экономической политики привлек внимание ученых и практиков в конце 70-х -- начале 80-х годов, что было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфляцию, большие бюджетные дефициты. К вышеперечисленным причинам можно добавить следующие:

1. Устранить негативные последствия Второй мировой войны (разрушение фабрик, заводов, инфраструктуры, экономических связей между странами).

2. Существенное усиление конкурентной борьбы на мировом рынке.

3. Возросшая необходимость поддержки аграрного сектора в условиях объединения европейского рынка и усиления на нем международной конкуренции.

4. Структурный кризис 70-х годов: падение спроса на продукцию традиционных отраслей промышленности (сталь, суда, текстиль).

5. Активизация научно-технического прогресса в 70--80-х годах.

6. Усиление социальных проблем.

Стало очевидным, что прежние краткосрочные стабилизационные меры воздействия на совокупный спрос бессильны в борьбе со стагфляцией (увеличение безработицы одновременно со спадом производства и ростом инфляции). И возникла необходимость в качественно новых способах усиления экономического роста. Оценивая долгосрочные тенденции развития структурной политики в западных странах, нужно обратить внимание на постепенный переход от кейнсианской модели регулирования (предполагающей влияние на рыночный спрос) к неолиберальной (делающей ставку на регулирование предложения).

Методы структурной политики в условиях НТП

До сих пор мы исследовали структуру национального хозяйства в её качественно неизменном состоянии. Между тем для эпохи научно-технической революции характерны динамические перемены в этой структуре. Научно-техническая революция породила глубокие качественные и количественные преобразования структуры национальной экономики многих как развитых, так и развивающихся стран, породив ряд созидательных тенденций.

Первая тенденция: НТР вызвала к жизни множество принципиально новых отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью (атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники,роботокомплексы и полностью автоматизированные предприятия). Эти авангардные виды созидательной деятельности резко опередили по темпам роста все отрасли хозяйства.

Вторая тенденция: НТР наиболее быстро развивается на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором взаимодействует огромное количество предприятий разного профиля.

НТР способствовала появлению множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых продуктов, отличающихся более высоким качеством. Благодаря этому многие традиционные отрасли преобразовались в мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где взаимодополняются старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы.

Наряду со структурообразующей ролью НТР оказывает также и прямо противоположное - разрушающее воздействие на воспроизводственную структуру. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.

Третья тенденция: НТР привела к свертыванию и упадку отраслей хозяйства, создающих изделия из натурального сырья (торфяная, угольная промышленность, черная металлургия). Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими наукоемкими отраслями, что ведет к определенной несбалансированности макроэкономики и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т. п.).

Четвертая тенденция: НТР настолько расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое равновесие (добыча угля, нефти, металлических руд, развитие черной и цветной металлургии, нефтехимии, производстве пестицидов, ядохимикатов и др.).

Со всей очевидностью можно утверждать: современное научно-техническое развитие несет с собой не только прогресс, но и регресс - изменения к худшему. Научно-технический регресс в области макроэкономической структуры может вызывать нестабильность народного хозяйства.

Теперь следует рассмотреть, что конкретно включает в себя структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса.

Воспроизводственная структура:

Здесь структурная политика включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся:

· обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов (разработка и принятие законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность в стране и ставящих экономические субъекты в равные условия);

· поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация);

· налоговые реформы, в том числе регулирования налоговых ставок на сбережения;

· реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации свободных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); регулирования процентных ставок по вкладам и ссудам, доходности государственных ценных бумаг и объемов государственного заимствования на финансовых рынках,

· перераспределение национального дохода в целях формирования оптимального соотношения между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях.

Социальная структура:

В этом случае основными направлениями структурной политики являются:

· поддержка определённых слоев населения (льготы, субсидии, различные пособия);

· обеспечение гарантии права на труд: регламентация условий труда (уровень минимальной оплаты, продолжительность рабочей недели и т.д.).

· укрепление научного потенциала вузов и создание новых или расширение существующих исследовательских организаций;

· обеспечение экологической безопасности предприятий.

Отраслевая структура:

Здесь стоит остановиться поподробнее. Одной из основных частей структурной политики является промышленная политика -- совокупность мер, воздействующих на промышленность и положение отраслей и предприятий путем специальных государственных решений и мер. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру промышленности, решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.); поддерживает нерентабельные, но нужные государству отрасли хозяйства путем льгот, субсидий, инвестиций. Эта политика широко используется в разных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания новых отраслей экономики. Сейчас во многих странах особый упор в экономике делается на новые отрасли, возникшие в результате НТП: атомная энергетика, робототехника, ракетно-космический комплекс. Что же касается отраслей, которые из-за НТР постепенно приходят в упадок (как уже было сказано выше), то их следует поддерживать путем финансирования проектов, выплаты субсидии, льгот, направляя инвестиции. Кроме того, нужно отметить, что агропромышленный комплекс во многих государствах в условиях НТП оказался в достаточно сложном положении, он не может конкурировать с наукоемкими отраслями хозяйства, и поэтому здесь помощь государства необходима.

Территориальная структура:

Здесь имеет место планирование рационального размещение производственных сил по районам и регионам страны, чтобы обеспечить как можно более эффективное производство, избежать лишних затрат на транспорт: перевоз ресурсов, доставку уже изготовленного товара на рынок.

Внешнеторговая структура:

В ряде случаев регулирование совокупного предложения допускало возможность прямого субсидирования отдельных отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных исследований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчивости общества и т. д. Как уже было сказано, в первую очереди государство поддерживает рентабельные отрасли экономики, возникшие в результате НТП и востребованные на мировом рынке.

Инфраструктура:

В этой части национального хозяйства структурная политика предполагает совершенствование рынков труда (в том числе организация новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации, что нередко возникает в условиях НТР, когда появляются новые отрасли хозяйства, где необходимы новые знания и навыки работников).

В области политики стимулирования совокупного предложения можно выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано с целевыми государственными программами, предполагающими прямое расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики, государственными заказами на продукцию, услуги и поставки благ самим государством, бюджетными инвестициями, определенные запреты правительства на производство ряда товаров и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой и налоговыми льготами, льготными кредитами, субсидиями.

Следует отметить, что наиболее активно данное направление экономической политики проявилось в Германии и Франции. Менее энергично оно реализуется, например, в США.

Безусловно, для того, чтобы определиться с направлением деятельности структурной политики, следует выбрать приоритетные направления развития экономики исходя из анализа структуры национального хозяйства, развития отдельных отраслей промышленности, закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ. Это является непременным условием для проведения структурной политики, что будет нами рассмотрена в следующей части данной главы.

Главная проблема данного вида экономической политики заключается в том, что задачи государства в области структурных изменений объективно сложны и противоречивы. Поэтому структурная политика должна быть достаточно гибкой. Можно привести следующий пример.

Если правительство будет оказывать прямую помощь наиболее передовым отраслям, то это будет нарушением правил конкуренции, которую государство должно поощрять. Проще обстоит дело с оказанием своего рода социальной помощи старым, отставшим отраслям, шансы которых в конкурентной борьбе значительно снизились (сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность). Таким образом, помощь слабым отраслям имеет прямой характер, поддержка же передовых сфер осуществляется в форме общего предоставления стимулов к их динамике, т.е. в их отношении уместна лишь косвенная помощь.

Интересна в этом смысле, например, позиция Министерства экономики Германии. Оно дает рекомендации частному сектору и с надеждой ожидает выполнения предложенного варианта, не имея возможности требовать обязательного исполнения. Согласно установке Министерства экономики разработанная государством концепция экономической структуры нарушала бы права и интересы субъектов свободной частной экономики.

Теперь, когда мы рассмотрели сущность, причины и методы структурной политики в целом, перейдем непосредственно к России.

Глава III Особенности структурной политики России на современном этапе

Объем задач российской экономики в области структурной политики очень велик. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает переход от централизованной экономической системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики (хотя имеются и общие производственно-технические основы).

Второе условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который привел к нарушению множества хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.

Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-технической базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной политики.

Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной политики уже можно предпринимать.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве России на сегодняшний день.

Нужно обратить внимание на тот факт, что существенно отстает рост объемов ведущих отраслей материального производства и - что самое важное - инвестиций в основной капитал. Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующим двухлетием.

Одновременно наблюдаются довольно устойчивые тенденции ухудшения качественных показателей роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 гг. составили 6,7 %, объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 %.

За стремительное формирование основ рыночного хозяйства России пришлось «заплатить» деградацией её научно-технологического и производственного потенциала. Наиболее глубокий спад охватил высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (производство офисного оборудования и компьютеров, аппаратуры для теле-, радио-, и других видов коммуникаций, высокоточных медицинских и оптических инструментов, часов, среднетехнологичные - производство химических продуктов, автомобилей и другого транспортного оборудования) и военно-промышленный комплекс.

Индексы производства по видам экономической деятельности(1991 г. = 100 %)

Годы

Факт

1992

1995

2000

2005

2006

Добыча полезных ископаемых

88,2

 70,7

 74,3

99,0

 101,2

В том числе добыча топливно-энергетических

 94,7

 77,8

 80,9

 111,4

 114,2

Обрабатывающие производства, в том числе

 81,8

 47,5

 51,0

 67,8

 75,6

Производство машин и оборудования

84,4

 38,1

 32,3

 45,3

 46,8

Производство транспортных средств и оборудования

85,3

45,0

 53,1

52,2

55,5

Удельный вес России в мировой торговле продукцией машиностроения составляет 0,4 - 0,5 %, против 30 %, приходящихся на США, КНР и Японию - 30 %, а технологиями и наукоемкими товарами не превышает 0,3 -0,8 %, что меньше США в 30, Республики Корея - в 14, Малайзии - в 13 раз.

Критического уровня достиг износ основных фондов в промышленности.

Сегодня Россия вплотную приблизилась к утрате собственной технологической базы машиностроения и индустрии народного потребления.

Сложившаяся структура инвестиций пока не в состоянии хорошо поддержать важные для страны отрасли промышленности. Результатом явилось замедление развития машиностроительного комплекса. А для привлечения иностранных инвестиций нужно создавать условия, в частности иную законодательную базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.

Снижение технологического уровня российской экономики является также следствием продолжающегося недофинансирования главного источника инновационного роста - науки.

Объемы падения производства в машиностроении и наукоемком приборостроении свидетельствуют о том, что в этих секторах так и не сформировались хозяйствующие структуры, способные вести конкурентную деятельность на мировом уровне. Результатом такой ситуации и является низкое качество экономического роста и явно недостаточная конкурентоспособность национальной экономики.

Природно-ресурсный потенциал России позволяет производить практически все виды сельскохозяйственной продукции, но тем не менее наша страна является одной из основных стран - импортеров продовольствия. Современное состояние агропромышленного комплекса РФ дает основание сделать следующие выводы:

- АПК отличается неразвитостью инфраструктуры рынка, производственной и социальной инфраструктур;

- по производству продуктов питания Россия уступает развитым странам;

- низок уровень урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства;

- устойчиво падает производство продукции АПК, сокращаются посевные площади, поголовье скота, происходит дальнейшее снижение эффективности сельскохозяйственного производства.

Методы и направления структурной политики в России

Преодоление глубокого и затяжного кризиса российской экономики требует усиления роли государства в организации структурных преобразований. На новом этапе реформы государство намерено активно применять весь арсенал методов, используемых в рыночной экономике: организационно-экономические (институциональные); нормотворчество; бюджетное регулирование; монетарные методы; стимулирование деловой активности посредством изменения структуры социальных расходов и доходов населения.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой данные методы структурной политики.

Институциональные изменения должны быть направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий. С этой целью государство поощряет конкуренцию на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку предприятиям и крупным межотраслевым комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции на мировом рынке.

Процесс нормотворчества отвечает в первую очередь за системное правовое обеспечение развития российской экономики. Отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с международными документами регулирующими экономическую сферу.

Бюджетное регулирование должно обеспечить стабилизацию государственного бюджета и сбора налогов при ограничении нормы налоговых изъятий. Решение этой проблемы имеет ключевое значение для повышения инвестиционной активности и структурной перестройки.

Монетарные методы нацелены на преодоление кризиса неплатежей и стабилизацию финансового положения предприятий. Для этого необходимо сократить бюджетный дефицит и заимствования государства на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию. В то же время в денежном обороте страны должно быть сокращено наличие иностранной валюты.

Промышленная политика

Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с подъемом экономики.

В соответствии с этой целью формируются стратегия и приоритеты промышленной политики, построенные на следующих принципах:

- включение России в систему международного разделения труда за счет развития отраслей и предприятий, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;

- создание необходимых условий для развития отраслей и предприятий, ориентирующихся на выпуск новых товаров и услуг для внутренних и внешних рынков;

- дальнейшее рациональное сокращение предприятий военно- промышленного комплекса, а также сокращение производств и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях;

- сопоставление государственных стандартов РФ с международными стандартами и, в первую очередь, стандартами Европейского союза.

Подход к развитию отраслей хозяйства будет существенно отличаться по их значимости. Так, в отношении отраслей добывающей промышленности - нефтяной, газовой, лесной, продукция которых пользуется большим спросом на мировом рынке, проводится политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и на привлечение как отечественных, так и иностранных инвесторов.

В отношении отраслей, располагающих большим научно-техническим потенциалом и способных производить конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка, но нуждающихся в государственной поддержке (к ним относят космическую, атомную промышленности, самолетостроение, квантовую электронику, лазерную технику), государственное финансирование будет ограничиваться.

Методы промышленной политики для отраслей, характеризующихся значительным техническим отставанием, но имеющих важное значение для внутреннего рынка (автомобилестроение, транспортное, дорожное, машиностроение, легкая, пищевая промышленность, радиоэлектроника по отдельным направлениям) предусматривают установление защитных импортных тарифов, сертификацию импортируемой продукции, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

По депрессивным отраслям промышленности (угольной, текстильной, автотракторной, оборонной) предусматривается реализация общегосударственных программ структурной перестройки.

Проведенные в аграрном секторе рыночные преобразования пока не дали должных результатов. Острые проблемы сельского хозяйства обуславливают необходимость проведения аграрной реформы, основными направлениями которой станут:

1. Земельная реформа.

2. Утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности.

3. Приватизация и демонополизация промышленности и других отраслей, обслуживающих АПК.

4. Создание рыночной инфраструктуры в АПК.

5. Социальное преобразование села.

Социальная структура России из-зи неравенства распределения доходов в России характеризуется возрастанием массовой бедности, усилением масштабы скрытой и явной безработицы, наблюдается депопуляция - уровень смертности превышает уровень рождаемости. Что изменить эту ситуацию необходимо:

- эффективная реализация национальных программ, таких, как доступное жилье и т.д.;

- устранение монополизма в предоставлении социальных услуг;

- разгосударствление организаций и учреждений сферы социальных услуг;

- пересмотр системы льгот, субсидий малоимущим гражданам.

Что касается Тульской области, то последнее время российские и зарубежные инвесторы стали проявлять к ней интерес, как отметил в своем докладе директор областного департамента внешних экономических связей и инвестиций Игорь Мальцев. Однако не все муниципальные образования и хозяйствующие субъекты готовы принять инвестиции. Доля инвестиций в валовом региональном продукте в 2005 году составила 15%, что соответствует среднему показателю по России. Наибольший рост инвестиций наблюдается в сельском хозяйстве, химии и металлургии. Отмечено снижение инвестиций в пищевую промышленность, текстильное и швейное производство.

На территории области успешно работают крупные зарубежные компании «Проктер энд Гэмбл» (США), «Каргилл» (США), «Кнауф» (Германия), «Юниливер» (Великобритания - Нидерланды). Администрация области ведет активную работа с зарубежными компаниями из Германии, Швейцарии, Японии, Италии, Швеции, Франции по размещению в регионе современных высокотехнологичных производств в сфере машиностроения, производства строительных материалов, сельского хозяйства.

Опираясь на мировой и российский опыт, администрация Тульской области на современном этапе считает целесообразным создание промышленных округов в качестве основной формы организации и управления зонами промышленной застройки на территории Тульской области.. Уже определены территории для размещения промышленных округов и начата работа по их формированию в Ленинском, Алексинском, Ефремовском, Новомосковском, Арсеньевском, Веневском и Воловском районах.

Заключение

Итак, подведем итоги:

· Национальное хозяйство является основным объектом исследование макроэкономики и представляет собой совокупность всех экономических процессов, протекающих в данном государстве.

· Структура национального хозяйства заключается в соотношении пропорций составных частей национальной экономики, (воспроизводственная структура, социальная, отраслевая, территориальная, внешнеторговая, инфраструктуру).

· Структурной политикой называется деятельность государства по поддержанию оптимальных соотношений составных частей национального хозяйства.

· Научно-технический прогресс оказывает большое влияние на структурную политику, т.к. изменяет структуру промышленности.

· Структурная политика должна быть гибкой, и лишь дополнять рынок, а не заменять его.

· Современная экономика России находится в достаточно тяжелом положении и нуждается в проведении эффективной структурной политики.

· Основными методами структурной политики в России являются институциональные методы, нормотворчество, бюджетное регулирование, монетарные методы.

· Структурная политика РФ заключается в поддержке нужных, отраслей промышленности, земельной реформе в АПК, социальных реформах.

На мой взгляд, особое внимание в России следует уделить социальным преобразованиям, причем здесь нужно провести достаточно серьёзные реформы, поскольку одни только проекты иногда оказываются малоэффективными, а система социальной помощи разработана недостаточно.

Литература

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. Бункиной М.К. - М.: Палеотип, Логос, 2003.

2. Нац. экономика России: Учебник / Под ред. Кудрова В.М. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2007. - 544 с.

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Борисова Е.Ф. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 544 с.

4. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон наук, проф. Булатова А.С. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с.

5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 672 с.

6. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Носова С.С. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 520 с.

7. Экономика: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учрежд. / Под ред. Липсица И.В. - 3-е изд. - М: Вита-Пресс, 1998. - 213 с.

8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001. - 448 с.

Статьи из журналов и газет

9. Р.С. Гринберг. Структурная политика - безальтернативное средство модернизации российской экономики / Российский экономический журнал. 2007. № 6.

10. Стрижкова Л. Структурные изменения промышленности в 1990-2001 гг. // Экономист, 2002, № 7.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека