Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Структурная политика Казахстана

Структурная политика Казахстана

Структурная политика Казахстана. Алматы 2008.

Экономический рост - это главная составляющая устойчивого развития страны и реализация соответствующей эффективной национальной стратегии позволит решать вопросы обеспечения экономической безопасности и независимости страны.

Становление реального экономического суверенитета, преодоление кризисной ситуации и вывод казахстанской экономики на траекторию устойчивого экономического роста непосредственно связаны с выработкой экономического курса, наиболее полно реализующего потенциальные возможности страны. Эффективное использование имеющегося научно-технического и производственно-ресурсного потенциалов, высокого общеобразовательного уровня населения может облегчить Казахстану процесс вхождения в общемировое хозяйство и позволит вписаться в новую волну научно-технической революции для создания эффективной национальной экономики.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА представляет собой систему мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.

В большинстве стран важнейшей целью структурной политики является развитие экспортных отраслей экономики и повышение национальной конкурентоспособности.

Основными формами осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства.

Ее конечная цель - обеспечить благосостояние членов общества, развитие и эффективное использование человеческого капитала.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных предприятий являются:

низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;

низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием Казахстана в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;

недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;

недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:

повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;

стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;

прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики;

стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;

сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;

повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;

реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в Казахстане, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;

минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;

открытость экономики;

либерализация экономической деятельности на микроуровне.

Структурная политика должна быть направлена на опережающее развитие тех отраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке, на обеспечение внешних условий для реализации конкурентных преимуществ через экспорт товаров, услуг и капиталов, обеспечивая при этом одновременно защиту тех секторов экономики, которые имеют стратегически важное значение, и привлечение необходимых для экономического развития страны иностранных товаров, услуг и капиталов.

Для реализации поставленных целей необходимо решать следующие задачи: создать условия для диверсификации экспорта и импорта; осуществлять поиск альтернативных транспортных путей по экспорту нефти для сокращения расходов на транспортировку, расширение географии рынков сбыта зерна и металлов; осуществить разумный уровень защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей путем эффективного применения защитных, развивать взаимовыгодные торгово - экономические отношения с другими странами;

В области торговой политики действия Правительства Республики Казахстан должны быть направлены на: проведение тарифной политики, направленной на диверсификацию экономики и расширение основ Общего таможенного тарифа государств - членов ЕЭС, совершенствование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли; реализацию долгосрочных программ экономического сотрудничества; формирование режима свободной торговли в рамках СНГ; дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках подготовки к вступлению Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию.

Регулирование деятельности субъектов естественной монополии направлено на повышение их инвестиционной привлекательности, стимулирование снижения производственных затрат, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий на долгосрочной основе.

Основной целью государства в сфере рынка ценных бумаг является развитие его в качестве эффективного механизма перераспределения свободных финансовых ресурсов в экономике. Фондовый рынок должен стать для хозяйствующих субъектов полноценной альтернативной системой банковского кредитования и привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Приоритетными направлениями развития казахстанского рынка ценных бумаг являются: расширение возможностей инвестирования на казахстанском рынке ценных бумаг; повышение уровня инвестиционной привлекательности акций казахстанских эмитентов и негосударственных облигаций; создание механизмов привлечения сбережений населения в реальную экономику через коллективные формы инвестирования; повышение уровня уровня экономической грамотности населения в вопросах инвестирования в ценные бумаги; развитие двухуровневой системы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; совершенствование институциональной и технической инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Политика Правительства в области инвестиций направлена на: выравнивание условий при инвестировании для иностранных и отечественных инвесторов; укрепление имиджа Казахстана на внешних рынках капиталов; рациональное и эффективное использование государственных инвестиций; увеличение притока частных инвестиций.

В области предпринимательства создаются условия для его динамичного и качественного развития, особенно в производственной и научно-технической сферах. Для реализации указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение занятости населения; усиление роли общественных объединений в вопросах поддержки и защиты предпринимательства; приоритетное развитие производственного сектора малого предпринимательства; совершенствование и развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства.

Поддерживается предпринимательство путем создания бизнес - инкубаторов, предоставление финансовой поддержки для предпринимательства.

Республика Казахстан одной из первых стран СНГ стала разрабатывать долгосрочные программные документы социально-экономического развития.

К примеру, постановлением Правительства Республики Казахстан от З июня 2005 года утвержден Среднесрочный план социально - экономического развития Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы, в котором:

Стратегическая задача по удвоению ВВП к 2010 году по сравнению с 2000 годом будет выполняться с опережением почти на два года, и экономическое удвоение Казахстана будет достигнуто в 2008 году.

Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан.

Необходимо достичь к 2010 году ВВП на душу населения более 5800 долларов США, а к 2015 году - порядка 9000 долларов США.

Также была принята Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, которая определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана.

Наряду с системой долгосрочных, пятилетних и годовых индикативных планов, начата работа по разработке Генеральной Схемы развития и размещения производительных сил на период до 2015 года, основная цель которой состоит в сближении уровня и качества жизни казахстанского народа современным стандартам качества жизни среднеразвитых стран мира. Достижение этой цели предполагает поддержание высоких и стабильных темпов роста в течение длительного времени, создание уже в ближайшее время условий для вывода казахстанской экономики на траекторию устойчивого развития.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан.

2. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2008 год».

3. Ходов Л. Государственное регулирование национальной экономики».Учебник, 2005.

3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. - М., 2001. - 255с.

5. www. minplan.kz

6. www.minfin.kz






Информация 







© Центральная Научная Библиотека