Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Тезисы по работе В. Полтеровича "Почему не идут реформы"

Тезисы по работе В. Полтеровича "Почему не идут реформы"

Реферат

По дисциплине: «Институциональная экономика»

На тему:

Тезисы по работе В. Полтеровича «Почему не идут реформы»

г. Москва - 2009 г.

В своей статье «Почему не идут реформы» Виктор Полтерович рассматривает причины, по которым реформы в России не достигают изначально поставленных целей. Около 100 лет наша страна страдает от постоянных экономических экспериментов. Почему же это происходит? На этот вопрос и старается ответить Полтерович в данной статье, это и является его целью.

Полтерович указывает на то, что, проводя реформы в экономике в 90-ые годы, были совершены все ошибки, какие только могли быть: приватизацию средних по размеру предприятий следовало отложить, можно было избежать спада ВВП в 40%, обойти проблему нелегитимности частной собственности, ошибкой так же была либерализация цен, которая в свою очередь породила кризисы неплатежей и бартеризацию экономики.

Многие авторы выделяют четыре группы всех этих неудач:

1) непрофессионализм государственных депутатов;

2) чиновники в свою очередь не предприняли никаких действий для осуществления этой программы;

3) политики не настаивали на своей программе;

4) народ не принимает, предложенного правительством.

Однако, как замечает Полтерович, за последние десятилетия эти пункты подвергаются сомнению.

Тезисы Полтеровича:

1. Составляя реформу, реформатор обязан учитывать: расклад политических сил, особенности массовой культуры, распространение коррупции, технологический уровень страны, проект должен удовлетворять определенным стандартам, содержать детальный план и технические обоснования. Все это должно основываться на накопленном опыте, теории и усовершенствовании методов прикладных социально-экономических исследований.

2. Проект реформы должен состоять из разделов, включающих в себя анализ опыта передовых экономик, включая тот период, когда их ВВП на душу населения был равен с нашим нынешним уровнем. Также важно изучить опыт стран, которые лишь немного обогнали нас в развитии институциональной экономики. Анализ опыта других стран позволил бы нашим законодателям избежать многих ошибок.

3. Проектировщик должен стремиться разбить реформу на такие этапы, которые бы были понятны, как парламентариям, так и избирателям. Должны быть предусмотрены возможности корректировки этих этапов.

4. Проект реформ должен содержать ясную формулировку целей, анализ похожих реформ в других странах, разбиение реформ на этапы (как было указано уже выше). Важно сопоставлять издержки и ожидаемые выгоды, необходим анализ результатов осуществленных институциональных изменений, в исходном проекте должны содержать критерии и процедуры оценки.

5. Также следует уделить внимание социально-политическим последствиям институциональных изменений и анализу эффектов реформ. Проект реформы должен предусматривать изъятие государством «переходной ренты» и так же возможность компенсировать потери населению, которым реформа может нанести ущерб. Должен происходить анализ совместимости реформы с действующими институтами, законодательными и культурными нормами. Очень важно, чтобы у реформы был автор, должны быть указаны разработчики проекта, инициаторы и авторы поправок.

Полтерович отмечает, что шанс на введение такого Госстандарта по разработке реформ не велик. Многих депутатов и чиновников может это не устроить, т.к. изменятся условия на рынке законов. Но появятся и сторонники. Важно, чтобы среди законодателей появились люди, понимающие как важен хорошо проработанный проект реформы.

Таким образом, если бы государство разрабатывало свои реформы по определенному плану, учитывая объективную реальность нашей страны и потребности нашего народа, то реформы имели бы более положительные результаты и были направлены на улучшение жизни и благосостояние народа, а не класса чиновников.

Кейс: реформа по отмене льгот

В качестве кейса я бы хотела рассмотреть реформу по отмене льгот, произведенную Правительством в 2005 году. В качестве игроков здесь выступают Правительство и народ. Как институт можно выделить Федеральный закон о пенсионном обеспечении, который подвергся этой реформой изменению.

Правительство планировало заменить льготы для ветеранов, участников ВОВ, чернобыльцев, сельских бюджетников, почетных доноров и других денежными выплатами. Полтерович утверждает, что проект реформы должен иметь возможность компенсировать потери населению, которому реформа может нанести ущерб. Но как компенсировалось бы это нашим гражданам? Правительством взамен предлагалось увеличение базовой ставки пенсии льготникам на 240 рублей в месяц, что почти никак не решало проблему. Почему нельзя прибавить больше? Чиновники объясняли это возможностью значительного увеличения инфляции.

Под эту реформу попадали все льготы, в том числе и жилищно-коммунального хозяйства. Более того, можно сказать, что лишали льгот тех, чьими руками и приватизировалась в 90-е годы нынешними чиновниками их собственность. Под нее попало около 40 млн. человек. Если учесть, что зачастую льготами пользовались не только сами льготники, но и члены их семей, то цифра значительно возрастает. Как говорит Полтерович, в идеале политические партии должны отстаивать интересы своих избирателей, но получается, что они наоборот, идут против них.

В странах Евросоюза из бюджета на социальные нужды выделяются около трети ВВП, в США они составляют 16% ВВП (помимо этого значительная часть социальных обязательств в этой стране лежит на частном бизнесе). По Полтеровичу, «проект любой реформы должен включать разделы, посвященные анализу опыта передовых экономик, включая те периоды, когда их ВВП был сопоставим с нашим нынешним уровнем». На 2002 год ВВП в странах Евросоюза ВВП был равен приблизительно 9 613 млрд. евро. В России же за тот же год - 1 083 млрд. евро. При этом расходы на социальную политику в нашей стране составляют около 2% ВВП. Мы пытаемся идти по Европейскому пути, но получается, что идем по пути Европы уже позапрошлого века.

Авторы этой реформы утверждали, что льготы обязательно должны быть отменены, т.к. они противоречат принципам рыночной экономики. Считалось, что протест людей против этого является необоснованным. Юрий Коргунюк называет противников реформы «иждивенцами», стремящихся превратить страну в «тотальный собес», а движение протеста - исключительно популистским. Однако такие льготы, подобные наших пенсионных, существуют и в развитых странах. В США малообеспеченные семьи и пенсионеры получают талоны на продукты, в ряде европейских стран для этих категорий населения существуют жилищные льготы и право бесплатно посещать театры, музеи, выставки. Стоит ли говорить о бесплатной медицине в Швеции и Канаде, бесплатном образовании во многих странах Западной Европы.

Так зачем же нужна была эта реформа? Одной из причин можно назвать те финансовые потоки, которые возникают при монетизации льгот. Таким образом, при ликвидации льгот, выигрывают в первую очередь чиновники, а не население, что по Полтеровичу является одной из главных ошибок при проектировании реформ.

Но в скором времени страсти вокруг этой реформы достигли такого апогея, что члены правительства осознали, что реформа была продумана явно не до конца и это притом, что уже предлагался за несколько лет до этого проект по отмене льгот по ЖКХ. Но натолкнушись на протест, проектировщики были вынуждены отступить, а непосредственный автор реформы Анвар Шамузафаров был отправлен в отставку. Бывший министр здравоохранения Михаил Зурабов предложил вернуть предоставление транспортных льгот. "По факту к монетизации льгот мы все равно еще не приблизились", - пояснил министр.

Таким образом, все события, которые были связаны с введением реформы по отмене льгот, явились последней каплей и обострили противоречия в нашей экономике, при этом продемонстрировав ее уязвимость, хрупкость и неэффективность. Мы можем видеть, что попытка осуществить всего одну реформу продемонстрировала слабость нашей власти и неготовность отвечать за свои действия.

Выводы

Всего этого можно было бы избежать, если бы данная реформа была продумана, проведена не так поспешно, подробнее разработана и были спрогнозированы последствия. Все то, о чем говорит Полтерович в своей статье.

1. Реформы должны быть направлены на улучшение жизни народа, его благосостояния, процветания нации.

2. Экономические реформы должна быть последовательными, глубоко проанализированными и соответствовать условиям нашей страны.

Список литературы

1. Халмурзоев С. Отмена льгот станет последней экономической реформой. http://www.utro.ru/articles/2005/01/20/398148.shtml

2. Шейн О. Отмена льгот - бесспорный удар по социальным правам граждан.

http://ikd.ru/node/2050

3. Таблица по ВВП

http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0157/barom01.php






Информация 







© Центральная Научная Библиотека