УП "Авалонторг", его характеристика, анализ бизнес-процессов и основных экономических показателей
5
1
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
на тему:
«УП «Авалонторг», его характеристика, анализ бизнес-процессов и основных экономических показателей»
МИНСК, 2008
1. Общая характеристика предприятия.
Объектом исследования в данной работе является хозяйственная деятельность Частного торгового унитарного предприятии «Авалонторг» (далее - «Предприятие»), которое является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, приобретает от своего имени имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, имеет расчетный, валютный и другие счета в банках, имеет печать, штампы со своим наименованием. Было создано в 2002 году.
Основной целью деятельности УП «Авалонторг» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для обеспечения социальных и экономических интересов Предприятия и его работников. Для достижения данной цели организация осуществляет оптовую торговлю чайно-кофейной продукцией. Организационно-правовая форма организации - унитарное предприятие, форма собственности - частная.
Уставный фонд сформирован за счёт вкладов учредителей и направлен на приобретение основных фондов и оборотных средств, а также ценностей, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Предприятия.
Источниками формирования имущества являются:
- денежные и неденежные вклады;
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Сегодня компания «Авалонторг» является одной из крупнейших торговых компаний в Республике Беларусь. Мы работаем во всех каналах реализации: гипермаркеты, розничные торговые сети, магазины, оптовые покупатели, рынки, индивидуальные предприниматели. Компания имеет наиболее гибкое предложение по чайно-кофейному направлению для любого сегмента на рынке (премиум, медиум и эконом). Мы ставим задачи не только по увеличению товарооборота по имеющимся брендам, но и по освоению новых продуктов и направлений в бизнесе.
2004 г. - компания "Авалон" развивает два основных направления деятельности в области ТНП: импорт и дистрибьюция табачной и чайной продукции.
2005г. - стратегическим партнером компании становится российская чайно-кофейная компания «Орими Трэйд» и появляется Частное торговое унитарное предприятие «Авалонторг».
2006 г. - в связи с введением государственными органами ряда ограничений на рынке табачных изделий, компания концентрирует свои усилия на чайно-кофейном направлении, в это время активно развивается подразделение HoReCa, осуществляющее продажи в рестораны, бары, отели и другие предприятия общественного питания, также идет развитие продаж в регионы Республики Беларусь с помощью собственных агентских проектов и субдистрибьютров.
Апрель 2006 г. - в компании создается собственная сеть прямых продаж в регионах Республики Беларусь, вводится в эксплуатацию собственный производственно-административно-складской комплекс площадью 8660 кв/м, расширяется ассортимент за счет ввода масложировой группы и консервации, а также создается отдельное подразделение - ООО «Ресторация» для работы в сегменте HoReCa в категории морепродукты и мясопродукты.
2. Краткая характеристика бизнес-процесса
«Выполнение доставки»
УП «Авалонторг» осуществляет свою деятельность в основном на территории Республики Беларусь. Деловые партнеры - многочисленные белорусские и зарубежные (российские, польские и испанские) поставщики и заказчики.
Специфика работы предприятия заключается в том, что мы продаем продукты питания, в том числе скоропортящиеся (торты, кремы, полуфабрикаты из теста, майонезы и кетчупы). Формирование товарного потока можно представить в виде схемы 1
Формирование товарного потока
· Хранение товара
- выбор зоны хранения
- перемещение товара в зону хранения
- складирование товара
· Складская переработка товара
Прием товара с таможни и подготовка к хранению
- первичная сортировка по номенклатуре
- подготовка поддонов и тележек
- укладка коробок с товаром на поддоны
- раскладывание товара по местам
Подготовка товара к отправке
- сборка партии доставляемого клиенту товара
- маркировка товара
- проверка комплектности и качества товара, согласно накладных и загрузочного реестра
- упаковка товара в коробки
- подготовка к отгрузке
· Доставка товара
Планирование доставки
- составление заявки
- прием заявки на доставку
- проверка реквизитов заявки
- подтверждение о получении заявки
Составление плана развоза
- согласование порядка доставки товара клиенту
- оптимизация расположения клиентов по маршруту движения автомобиля
- составление графика загрузки и выезда автомобиля со склада
Выдача задания водителям
- доведение до водителей маршрута развоза и графика загрузки
- получение водителем сопроводительной документации
Выполнение доставки
- прием товара согласно товарно-транспортных накладных
- погрузка в автомобиль
- развоз по клиентам
- разгрузка товара на точке доставки
- внешний осмотр и пересчет привезенной продукции
- оформление документов по приему-сдаче товара
Отчет о выполненной работе и анализ результатов.
Выделенные этапы могут иметь различные варианты своего исполнения, я считаю, что схема принятая в УП «Авалонторг» требует корректировки. Вся схема представляет собой довольно сложную логистическую систему, в которой работают множество людей, но в то же время каждый занят своим собственным делом. Основная ответственность лежит на работниках склада и транспортном отделе. Перед прибытием товар должен пройти предварительную подготовку, от чего зависят сроки и стоимость его доставки клиенту. Содержание подготовительных работ зависит от вида товара, в частности, штучные и сборные грузы требуют более тщательного отбора, маркировки и комплектования, в то время как навалочные (коробковые), вообще практически не требуют никакой предварительной подготовки для своей отправки.
Если грузоотправитель подал заявку на перевозку груза и не подготовил его к перевозке, то груз считается не предъявленным. Грузоотправитель обязан оплатить пробег автомобиля от автопредприятия до места погрузки и обратно, а также штраф за простой автомобиля в ожидании загрузки. Грузополучатель в данном случае тоже получает возмещение материального ущерба за непоставленный вовремя ему товар.
Т.о. неравномерность поступления заявок на доставку продукта (понедельник-среда - минимум заявок на поставку товара, четверг-пятница - максимум), ярко выраженная «сезонность» товара (чай, кофе чаще употребляются сентябрь-март), связанные с покупательской способностью не дает стабильно настроить работу предприятия по доставке и распределению продукции.
Данную зависимость можно увидеть в следующих графиках:
1. Количество точек, развозимых в отдельный день недели
Мы видим, что основной развоз приходится на четверг, пятницу, но также автомобили необходимы и в субботу и во вторник. Т.е. основной пик привлечения наемных автомобилей приходится на пятницу. Выбирая, автомобиль, на котором будет доставлен товар, учитываются следующие критерии: минимум порожнего пробега, максимальная загрузка (объем и тоннаж), стоимость груза, скорость доставки, сохранность груза, стоимость услуг грузоперевозки (тарифы на услуги), минимум потребности в автомобилях. Тем не менее в любой день должен быть груз доставлен в срок.
В таблице 1. показан расчет основных направлений доставки товара, по областям Беларуси:
|
Регион | Пробег (км) | Количество развезенных точек | Стоимость товара млн.руб | Количество товара, т | Стоимость грузоперевозки | |
Минск и Минская обл. | 380 | 14-18 | 19 | 1,2 | 280*700+18%НДС= 231 280 | |
Могилев и Могилевская обл. | 570 | 14-18 | 24 | 2,3 | 570*700+18%НДС= 470 820 | |
Гродно и Гродненская обл. | 625 | 14-18 | 23 | 2,3 | 625*700+18%НДС= 516 250 | |
Витебск и Витебская обл. | 760 | 15 | 25 | 2,5 | 760*700+18%НДС= 627 760 | |
Гомель и Гомельская обл. | 780 | 14 | 27 | 2,5 | 780*700+18%НДС= 644 280 | |
Брест и Брестская обл. | 830 | 15 | 28 | 2,8 | 830*700+18%НДС= 685 580 | |
ИТОГО | 3945 | | 146 | 13,6 | 3 175 970 | |
|
Теперь мы можем выяснить какую часть занимает стоимость услуг грузоперевозки наемным транспортом:
3 175 970/146 000 000 = 2,1 %
Сопоставляя данные схемы 1 и таблицы 1 мы видим, что в понедельник, вторник, среду - недозагрузка автомобилей, а в четверг, пятницу - несколько в один регион, т.к. при составлении реестра и графика развоза товара учитывается грузоподъемность и вместимость машины, а также коэффициент загрузки (размещения товара в автомобиле). Т.е. в понедельник, вторник, среду и четверг у нас привлечено 6 автомобилей на сумму 3 175 970 млн. А вот уже в четверг и пятницу - некоторые регионы (Гомельская, Минская, Гродненская и Могилевская области) необходимо по 2 автомобиля, уже стоимость грузоперевозки будет:
231 280*2 + 470 820*2 + 516 250*2 + 644 280*2 + 627 760 + 685 580 = 5 038 600 млн. руб.
Значит, в этом случае стоимость развоза уже составляет:
5 038 600/146 000 000 = 3,4 %
2. Количество точек развоза за месяц.
Исследование рынка транспортных услуг показало наличие не менее 7 разнообразных форм использования автотранспорта (рис. 3):
Все возможные варианты могут быть распределены по 3-м основным группам за счет использования:
- а. привлеченного автотранспорта автопредприятий - юридических лиц;
- в. привлеченного транспорта частных перевозчиков - физических лиц;
- с. автопарка, приобретенного в собственность компании или сформированного за счет лизинга автомобилей.
- На нашем предприятии используется привлеченный транспорт частных перевозчиков по договорам длительного действия. Обязательными условиями договора является:
- v Конкретизация задания перевозчику накануне (до 18.00);
- v Прибытие в точки погрузки и разгрузки строго по графику, приложенному к маршрутному листу;
- v Готовность транспорта к перевозке (исправность и чистота);
- v Закрепление транспорта за определенным маршрутом;
- v Выполнение водителем при необходимости погрузочно-разгрузочных работ при сдаче товара покупателю;
- v Постоянная связь водителя с диспетчером или торговым агентом;
- v Санкции за нарушение обязательств (не вовремя подана машина на загрузку, опоздал на разгрузку, не приехал для загрузки, сдал товар не тому клиенту).
- Выбор привлеченного перевозчика должен обеспечить более низкий тариф на услуги при установленном качестве обслуживания. Однако, при использовании собственного автопарка затраты на него (постоянные и переменные) должны быть ниже самого низкого тарифа стороннего перевозчика.
- 3. Основные экономические показатели работы предприятия
- Основные показатели хозяйственной деятельности УП «Авалонторг» представлены в табл. 2
- Таблица 2 Основные показатели хозяйственной деятельности УП «Авалонторг» в 2006-2007 гг.
|
Показатели | 2006 | 2007 | Абсолютное отклонение | |
Товарооборот, млн. руб. | 26367,6 | 52871,0 | 26503,8 | |
Выручка от реализации продукции | 572,4 | 826,2 | 253,8 | |
Валовый доход, млн. руб. | 78,9 | 165,7 | 86,8 | |
Расходы на реализацию | 55,8 | 0 | -55,8 | |
Прибыль от реализации | 23,1 | 10,8 | -12,3 | |
Прибыль за отчётный период | 17,2 | 9,2 | -8 | |
Чистая прибыль | 10,5 | 4,6 | -5,9 | |
Среднесписочная численность, чел. | 40 | 48 | - | |
Фонд заработной платы работников списочного состава, млн. руб. | 32,3 | 48,7 | 16,4 | |
Фондоотдача, млн. руб | 204,428 | 254,215 | 49,786 | |
Фондоёмкость, млн. руб | 0,004 | 0,003 | -0,001 | |
Коэффициент оборачиваемости | 6,214 | 9,551 | 3,336 | |
Оборачиваемость в днях | 58,729 | 38,214 | -20,514 | |
Рентабельность продаж, % | 4,0 | 1,3 | -2,7 | |
|
Показатели, приведённые в табл. 2, и их динамика показывают, что исследуемая организация ведёт недостаточно эффективную хозяйственную деятельность.
В 2006 году УП «Авалонторг» занималось двумя видами деятельности: оптовая и розничная торговля.
За 2006 год товарооборот УП «Авалонторг» составил 680,8 млн. руб. Доход от реализации составил 78,9 млн. руб., прибыль от реализации товаров, работ, услуг составила 23,1 млн. руб. Прибыль отчетного периода составила 17,2 млн. руб. Были произведены отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 6,7 млн. руб. Чистая прибыль составила 10,5 млн. руб.
В 2007 году УП «Авалонторг» занималось только оптовой торговлей. Поэтому за 2007 г. получена прибыль отчетного периода 9,2 млн. руб. От реализации товаров получена прибыль 10,8 млн. руб., от операционных доходов и расходов - убыток 1,2 млн. руб., от внереализационных доходов и расходов - убыток 0,4 млн. руб. Были произведены отчисления налога на прибыль и иных обязательных платежей в сумме 4,6 млн. руб. Чистая прибыль составила 4,6 млн. руб.
В 2007 году прибыль отчетного периода уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 8 млн. руб. или на 46,51%. Уменьшение прибыли отчетного периода произошло в основном за счет уменьшения прибыли от реализации товаров в розницу на 12,3 млн. руб. или на 53,25%.
Также следует отметить повышение себестоимости на 306,6 млн. руб. или на 62,13%, но оно произошло за счет увеличения объемов реализации товаров, продукции, работ, услуг. На общий объем прибыли от реализации товаров УП «Авалонторг» оказывают влияние такие факторы как товарооборот, себестоимость реализованных товаров и расходы на реализацию.
Таким образом, для получения большей прибыли от реализации товаров, а, следовательно, и прибыли отчетного периода на УП «Авалонторг» были предприняты меры по увеличению товарооборота, уменьшению расходов на реализацию.
В целом следует отметить, что более эффективно УП «Авалонторг» работало в 2006 году, так как была получена большая по сравнению с 2007 годом прибыль отчетного периода и, следовательно, предприятие было в целом более прибыльным и рентабельным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулич В.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда // Планово-экономический отдел - 2004, №6 - с. 48-51.
2. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экоперспектива, 2001 - 576 с.
3. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Проспект, 2004 - 424 с.
4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Новое знание, 2004 - 569 с.
5. Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: Финансы и статистика, 2004 - 264 с.
6. Панкевич С. Оценка финансовой устойчивости предприятия // Планово-экономический отдел - 2004, № 10 - с. 66-69.
7. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. М.: ИНФРА-М, 2001 - 220 с.
8. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. Мн.: Выш. шк., 1997 - 327 с.
9. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: “Новое знание”, 2004 - 395
10. Чернов В.А. Экономический анализ торговли, общественного питания, туристического бизнеса. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 686 с.