Влияние мирового финансово-экономического кризиса на социальную сферу Украины
19
Введение
Современный мировой финансовый кризис, беспрецедентный по масштабам и глубине, по мнению специалистов, продемонстрировал кризис идеологии "рыночного фундаментализма" и идеи либерального саморегулирования рынка, вызвал необходимость коренного переосмысления механизмов и моделей государственного влияния на экономические и социальные процессы. Финансово-экономический кризис влияет на все без исключения сферы общественной жизни. Отрицательные последствия мирового кризиса - социальные: снижение деловой активности ведет к падению уровня занятости и благосостояния людей, росту безработицы, уменьшению платежеспособности, сокращению поступлений в бюджеты всех уровней.
Решение этих вопросов все больше беспокоит мировую общественность. Поэтому они стали предметом обсуждения восьмого Европейского регионального совещания в Лиссабоне в феврале 2009 г., где были всесторонне рассмотрены вопросы о политических мерах, принимаемых правительствами в связи с экономическим кризисом, и рекомендованы подходы к обеспечению достойного труда в Европе и Центральной Азии . Отмечается, что одной из главных причин нынешнего экономического кризиса являются асимметрия платежных балансов стран, а также резкое усиление неравенства в доходах населения разных государств за два последних десятилетия и сокращение доли заработной платы в объемах ВВП.
В работе рассмотрены современные следствия действия финансово-экономического кризиса на состояние социальной сферы, раскрыто государственное влияние на экономические и социальные процессы, предложены адекватные мероприятия по минимизации последствий кризисных явлений и внедрения более эффективных инструментов реализации социальных функций государства.
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на социальную сферу Украины
Темпы и сила влияния финансового кризиса на продуктивные предприятия и занятость связаны с изменениями в методах корпоративного финансирования. За годы легкодоступных и "дешевых" кредитов многие страны, особенно наиболее развитые, отказались от запасов наличных денег и стали выпускать краткосрочные облигации, как правило, со сроком погашения в три месяца. Эта форма кредитования была резко заморожена в сентябре 2008 г., в результате чего большинство предприятий столкнулись с внезапными и серьезными проблемами с денежными потоками, что привело к уменьшению объемов заказов поставщикам и к сокращениям работников. Поэтому правительства многих стран выделили компаниям срочную финансовую помощь и привлекали банки использовать дополнительную ликвидность, которая была им предоставлена для возобновления кредитных линий.
В своем ежегодном докладе о глобальных тенденциях в сфере занятости Международное бюро труда отмечает, что глобальный экономический кризис приведет к резкому увеличению количества людей, которые пополнят армию безработных, "работающих бедных" и незащищенных занятых. В зависимости от своевременности и эффективности восстановительных мер со стороны правительств, численность безработных в 2009 г. во всем мире может возрасти на 18-30 млн. чел. (по сравнению с 2007 г.), а если ситуация будет ухудшаться -то на более чем 50 млн. чел.. Количество "работающих бедных" (то есть тех, кто зарабатывает менее 2 дол. в день на каждого члена семьи) может возрасти до 1,4 млрд. чел., что будет составлять 45% всех занятых в мире. Доля незащищенных занятых граждан, к которым относятся "неоплачиваемые" работники семейных предприятий и самозанятые работники, не подпадающие под программы социального обеспечения, защищающие от потерь доходов в периоды экономических трудностей, может значительно увеличиться в текущем году и в самом худшем варианте достичь 53% всего занятого населения в мире.
К сожалению, предостережения МОТ оправдываются. Европейские макроэкономисты прогнозируют, что рост ВВП 27 стран ЕС в 2009 г. сократится в среднем на 1,8%. Ожидается, что одной из серьезных проблем, с которой столкнутся экономики стран еврозоны, станет увеличение дефицита бюджетов. По прогнозам, он составит 2-4% от ВВП, уровень безработицы повысится с 7% в 2008 г. до 8,7% в 2009 г. и до 9% в 2010 г. . В свою очередь, ведущие страны Азии -Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур и др. - все больше страдают от резкого сокращения экспорта в развитые страны.
Современное социально-экономическое положение Украины даже при положительных сдвигах характеризуется убыточностью стратегически важных предприятий, существенной структурной деформацией отечественного производства, сырьевой направленностью экспорта, большой импортной зависимостью экономики от поставок энергоносителей, значительным уменьшением национального богатства, увеличением долговой зависимости государства, усилением дифференциации социально-экономического развития регионов, критически низкой рождаемостью и чрезмерно высокой смертностью, ростом демографической нагрузки на население трудоспособного возраста, низким уровнем и качеством жизни, высоким уровнем бедности, тенизацией национальной экономики, накоплением апатии и напряжения в обществе. Наиболее ощутимыми проявлениями кризиса в Украине уже стали: "паралич" платежно-расчетной системы и кризис банковской ликвидности; уменьшение доходов бюджета и валютных поступлений при значительном накоплении внешней и внутренней задолженности; ускоренный спад производства, объемов ВВП и инвестиций; сокращение импорта и экспорта; снижение реальных доходов и уровня жизни населения.
Сегодня в Украине наиболее "пострадавшей" сферой экономики стало строительство - отрасль, которая больше других стимулирует занятость населения и рождает активный спрос на продукцию других отраслей экономики, особенно металлургической. Строительная отрасль и металлургические предприятия играют огромную социальную роль в регионах, в которых они базируются, обеспечивая население рабочими местами и социальной инфраструктурой, а местные бюджеты - налоговыми отчислениями.
Поскольку украинская металлургия имеет достаточно выраженную географическую концентрацию, она де-факто обеспечивает занятость почти половины трудоспособного населения отдельных регионов, поэтому и последствия кризиса для регионов в указанной отрасли уже стали достаточно болезненными. Так, Индустриальный союз Донбасса (ИСД) планирует на треть сократить количество рабочих (всего в компании работают около 60 тыс. чел.). К тому же он приостанавливает реализацию инвестиционных проектов в Украине. Сокращение персонала или уменьшение заработной платы планируют и другие металлургические комбинаты. В условиях приостановки работы металлургических предприятий заработная плата становится основной статьей расходов, поэтому ее сокращают такие металлургические гиганты, как Мариупольский завод им. Ильича, "Запорожсталь", "Арселор Миттал - Кривой Рог". Сотрудникам предлагают взять отпуска в связи с простоем мощностей, им сокращают социальный пакет, а также планируется приостановить действие части пунктов социального договора.
Несмотря на то, что за время независимости в Украине создана система прав в сфере труда - урегулированы нормами права отношения на рынке труда и защита граждан от безработицы; определены принципы, типы, механизмы социальных трудовых отношений; создано законодательство, которым регулируются правоотношения в сфере общеобязательного государственного социального страхования; более чем 45 законами внесены изменения в Кодекс законов о труде в Украине; принято значительное количество новых законов (об оплате труда, о занятости населения, об охране труда, о коллективных договорах и соглашениях, об отпусках, о порядке решения коллективных трудовых споров, о профессиональных союзах, об организации работодателей), - в условиях финансового кризиса началось несоблюдение конституционных гарантий трудовых прав граждан. Это влияет на их трудовые доходы, порождает бедность среди работников, становится причиной массовой безработицы и разрушения трудового потенциала, потери конкурентоспособности национальной экономики (см. рис. 1).
19
Как свидетельствует анализ результатов проверок, осуществленных в течение 2008 г. и государственными органами, и профсоюзными организациями в ходе подготовки парламентских слушаний на тему "О состоянии соблюдения конституционных гарантий трудовых прав граждан", почти на 90% проверенных предприятий работодатели нарушают требования трудового законодательства. Чаще всего нарушаются его нормы в отношении оплаты труда - 60,2% от общего количества выявленных нарушений; рабочего времени и времени отдыха - 16,7; трудовых договоров - 8,2%, а также правил ведения трудовых книжек, заключения и выполнения коллективных договоров и др.
Наибольшая доля этих нарушений приходится на организации и учреждения частной, коллективной и коммунальной форм собственности, а по видам деятельности - на предприятия оптовой и розничной торговли, промышленные и сельскохозяйственные предприятия . Главными факторами ухудшения социальной ситуации в государстве остаются рост задолженности по выплате заработной платы и увеличение количества зарегистрированных безработных. С начала 2008 г. общая сумма задолженности по выплате заработной платы стала больше на 168%. В целом объем невыплаченной заработной платы на 1 января 2009 г. составлял 1123,5 млн. грн., что было равно 5% фонда оплаты труда (ФОТ), начисленного за декабрь 2008 г.
Общая сумма невыплаченной заработной платы в течение 2008 г. увеличилась во всех регионах страны, а существеннее всего - в Киеве (почти в 11 раз) и в Севастополе (почти в 6 раз), а также в областях: Волынской - в 3,5 раза, Черниговской - в 3 раза, Полтавской - в 2,7 раза, Львовской - в 2,4 раза (см. рис. 2).
19
Не изменилась ситуация в распределении общей суммы долга по видам экономической деятельности и регионам. Основная доля долга по заработной плате на начало января 2009 г. не выплачена предприятиями промышленности (57,8%), строительства (15,4), операций с недвижимостью (7,1), сельского хозяйства (7), транспорта и связи (6,1 %). При этом почти половина (47,3%) всего долга по стране приходится на Донецкую, Луганскую и Харьковскую области, а также Киев.
Происходит снижение спроса на рабочую силу. Во II полугодии 2008 г. наметилась тенденция к сокращению количества свободных рабочих мест, вакантных должностей, при этом наиболее стремительно - в ноябре и декабре. Если на конец октября 2008 г. указанный показатель составлял 177,5 тыс., то в следующие два месяца - соответственно, 136,8 тыс. и 91,1 тыс. Около половины свободных рабочих мест (вакансий) предназначалось для рабочих,
19
более трети - для служащих и каждое седьмое свободное рабочее место - для лиц, не имеющих профессии.
По данным Государственной службы занятости, в 2008 г. ее услугами воспользовались 2,5 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан против 2,4 млн. в 2007 г. (см. рис. 3).
За последние два месяца 2008 г. наблюдалось ухудшение ситуации на рынке труда. Среднестатистическое количество штатных работников предприятий, учреждений и организаций (без учета работников малых предприятий и физических лиц-предпринимателей) в январе - ноябре 2008 г. составляло лишь 11,4 млн. чел.
В то же время распространяется применение администрацией предприятий вынужденных административных отпусков и сокращенного рабочего времени. Количество работников, находившихся в отпусках в ноябре 2008 г., составило 649,1 тыс. чел., или 5,8% штатных работников. Такие отпуска использовали преимущественно предприятия транспорта (30,1% штатных работников), лесного хозяйства (12,9), строительства (9,7) и промышленности (9,1%). В Днепропетровской, Донецкой и Запорожской областях в отпусках с разрешения и по инициативе администрации находился каждый десятый работник, в Кировоградской и Полтавской - каждый тринадцатый. В режиме сокращенного рабочего дня (недели) в ноябре работали 680,5 тыс. чел., или 6,1 % от количества штатных работников.
Указанное свидетельствует о том, что нарушения действующего законодательства, касающегося социально-трудовых отношений, могут стать угрозой социальной безопасности. Протестные действия по этому поводу наиболее вероятны в промышленно развитых областях, где организующей силой выступают профсоюзы и коллективы крупных предприятий Донецкой, Харьковской, Луганской, Днепропетровской, Львовской, Николаевской и, в некоторой степени, Кировоградской областей и АР Крым.
Основные требования участников акций протеста к органам государственной власти следующие: остановить разрушение отечественных предприятий и сокращение рабочих мест, запретить отправлять работников в неоплачиваемые отпуска; обеспечить такой уровень заработной платы, который не допустит снижения уровня жизни; погасить существующие долги по выплате заработной платы перед работниками; остановить произвол банков по отношению к предприятиям и гражданам, обеспечить получение ими заработной платы, пенсий и вкладов; не допустить сужения пенсионных прав, защитить пенсии от инфляции; отменить декабрьские цены на газ, ввести на период кризиса мораторий на повышение жилищно-коммунальных, транспортных тарифов, цен на электроэнергию.
Ситуация на рынке труда стала причиной стремительного роста количества незанятых лиц, обращавшихся в Государственную службу занятости. Если в течение января - октября 2008 г. ежемесячно регистрировалось 131,1 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, то в ноябре - декабре того же года - вдвое больше, или 264,7 тыс. чел. Численность лиц, которые искали работу с помощью Государственной службы занятости, на 16 февраля 2009 г. достигла 931,8 тыс. чел. (на 1 января 2008 г. - 660,3 тыс. чел.).
По прогнозу Министерства труда и социальной политики Украины, в 2009 г. ситуация на рынке труда будет усложняться. Количество занятых экономической деятельностью граждан в возрасте 15-70 лет в среднем за год уменьшится на 0,4 млн. чел. (по сравнению с 2008 г.) и составит 20,3 млн. чел., уровень безработицы, по методологии МОТ, возрастет в 2009 г. до 8,5-9%.
По прогнозу, в течение 2009 г. услугами Государственной службы занятости воспользуются 3,2 млн. чел., что на 760тыс. больше, чем в 2008 г. Среднемесячное количество лиц, получающих пособие по безработице, составит около 800 тыс. чел.
Ситуация ухудшается еще и потому, что в последние годы увеличилось количество людей, работающих в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. В основных отраслях экономики оно достигло почти 28% учетного количества работников. По данным отчетности предприятий, более трети работников-мужчин и почти 17% работников-женщин трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Несоблюдение правил безопасности и охраны труда на рабочем месте и в быту является одним из факторов чрезвычайно высокого уровня преждевременной смертности среди населения Украины, особенно среди мужчин. Ожидается, что из 1000 украинских 15-летних (в 2006 г.) юношей до 60 лет доживут в среднем 607, в то время как в Швеции - 920, Великобритании - 899, Германии - 889, Франции - 877, Чехии - 844, Венгрии - 744. Для женщин разрыв в показателях менее существенный.
Наиболее опасной для здоровья работников вследствие тяжелого и напряженного труда во вредных, а часто и экстремальных условиях является угольная отрасль.
Не обеспечен должный контроль за соблюдением конституционного права трудящихся на отдых. Как следствие, почти 15% работников по разным причинам не воспользовались своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск. По отраслям этот процент значительно выше: в торговле - 33,8%, рыболовстве -30,7, гостиничном и ресторанном бизнесе - 27,8, строительстве - 26,5, сельском и лесном хозяйстве - соответственно, 24,8 и 23,6%.
Нынешние кризисные проблемы связаны также с перспективой резкого сокращения поступления частных трансфертов из-за границы, которые составляли весомую, а иногда - определяющую долю дохода многих украинских граждан, чьи родственники работают за рубежом. Очевидно, в условиях глобального финансового кризиса их потоки значительно сократятся.
Частные трансферты практически полностью расходовались на потребительском рынке страны и, соответственно, были одним из факторов экономической активности. Данные официальной статистики, отражающие объем денежных переводов украинцев, официально работающих за границей, указывают, что в 2005 г. доля частных денежных переводов в общем объеме полученных трансфертов составляла 68,4% (2,1 млрд. дол.), в 2006 г. - 74,4% (2,6 млрд. дол.). Только за 2007 г. рынок денежных переводов по сравнению с 2006 г. вырос на 43%.
Аналитики прогнозируют также свертывание социальных проектов бизнеса. Общие расходы компаний уже имеют тенденцию к сокращению, и это происходит прежде всего за счет неприоритетных с точки зрения бизнеса позиций, среди которых - и расходы социальной направленности.
Итак, отрицательные социальные последствия мирового финансового кризиса свидетельствуют о безотлагательной потребности перехода на новые концептуальные основы социальной политики в Украине, позволяющие не только минимизировать результаты экономического кризиса, в частности падение жизненного уровня населения, безработицу и др., но и сформировать новейшую модель социальной политики, которая будет обеспечивать значительно более эффективные и менее инфляциогенные инструменты реализации социальных функций государства.
МОТ еще в ноябре 2008 г. предлагала целый ряд рекомендаций с целью смягчения и преодоления мирового экономического и финансового кризиса, а также его социальной составляющей. В частности, речь идет о расширении круга лиц, охваченных программами страхования от безработицы, профессиональной переподготовке уволенных работников и защите пенсий от обесценивания вследствие потрясений на финансовых рынках, о направлении государственных капиталовложений на поддержку внутреннего рынка, социальной инфраструктуры, жилищного строительства и создание "зеленых" рабочих мест, в том числе путем организации общественных работ. В период кризиса необходимы поддержка малых и средних предприятий и усиление социального диалога на уровне предприятий, отраслей и государства.
Ряд европейских государств уже пошли этим путем. Примером может быть Германия, правительство которой в начале 2009 г. согласовало новый проект мер по стимулированию экономики страны. На два ближайших года общий объем государственных расходов, направленных на предупреждение кризисных явлений в экономике, составит 50 млрд. евро. Так, значительную часть средств предусмотрено направить на инвестиционные проекты - ремонт и модернизацию школ, вузов, детских садов, строительство автомобильных и железных дорог, развитие сети скоростного Интернета. Инвестиции в инфраструктуру и образование помогут создать рабочие места, расширение скоростного Интернета даст возможность каждому жителю Германии в короткий период иметь доступ к всемирной сети. Пакет предусматривает выделение 1,5 млрд. евро на помощь автомобильной промышленности, в которой прямо или опосредованно занят каждый пятый работник в стране, а собственники автомобилей получат от государства премию в размере 2500 евро при условии, что они перестанут ездить на старых автомобилях, которым не менее 9 лет, и купят новые экономичные модели. Также снижен объем налогов и социальных отчислений в социальные фонды, вводится одноразовая помощь по выплатам малообеспеченным семьям. Для поддержки реальных секторов экономики создается немецкий фонд в объеме 100 млрд. евро, за счет которого государство собирается гарантировать кредиты частным фирмам. Пакет мер по стимулированию немецкой экономики рассчитан, прежде всего, на повышение внутреннего спроса и на то, что граждане станут тратить больше средств в магазинах, производители товаров будут расширять (а в худшем случае не снижать) объемы производства для удовлетворения потребительского спроса граждан.
Правительство Белоруссии планирует в ближайшее время предоставить 11 крупнейшим промышленным предприятиям антикризисную поддержку в виде компенсации процентов по кредитам на сумму 16,9 млрд. белорусских рублей.
Банк Англии снизил ключевую процентную ставку с 1,5 до 1% годовых, как дополнительное средство стимулирования экономики правительством страны будет выделено 73 млрд. дол. на закупку у банков "токсических" активов.
Практически до нуля сведена учетная ставка банков Японии и США, где акцент делается на финансовую поддержку банков, направление их средств на обеспечение достаточного кредитования предприятий с целью опережения снижения уровней производства, занятости и потребления.
Что касается Украины, то, учитывая значительный отток капитала и большие объемы иностранных заимствований, она вынуждена была занимать средства у МВФ. В конце 2008 г. МВФ и другие финансовые учреждения выделили правительству Украины срочный кредит в размере 16,4 млрд. дол, Согласно условиям кредита, органы власти должны быть готовы к "восстановлению финансовой и макроэкономической стабильности путем принятия режима гибких обменных курсов с целевыми интервенциями, стремиться к осуществлению упреждающей капитализации банков и к проведению взвешенной бюджетно-налоговой политики". По мнению МВФ, "решительное выполнение программы должно помочь снизить уровень инфляции до однозначных чисел до конца действия программы".
В то же время негативный эффект от падения курса гривны для предприятий и работников, объем оттока капитала и давление на обменный курс вызывают тревогу. На конец декабря 2008 г. гривна обесценилась по отношению к доллару более чем на 60%. Такое серьезное снижение стоимости национальной валюты отрицательно подействовало на работников и других потребителей, которые должны платить более высокие цены за импортируемые товары первой необходимости. Ситуация ухудшается еще и потому, что многие компании, а также семьи со средним доходом, которые за последние годы получили кредиты в иностранной валюте, столкнулись с резким повышением стоимости погашения кредитов в национальной валюте. Реальные пути решения этих насущных проблем ни со стороны правительства, ни со стороны банков еще не найдены.
В длительный период, отведенный для рыночных преобразований в Украине, власть так и не продемонстрировала свою способность проводить полноценную и адекватную социальную политику, следовательно, и население не» ощутило изменений к лучшему. Должным образом не обеспечены базовые права граждан на достойный уровень жизни. Каждая из указанных проблем, влияя друг на друга, мультиплицирует отрицательный эффект, а в целом - нарушает социально-экономическое развитие страны. Фактически сложилась парадоксальная ситуация, при которой социальная политика из средства уменьшения социального напряжения превратилась в один из существенных факторов его обострения. Отсутствие четких стратегических приоритетов социальной политики привело к распылению средств и тотальному недофинансированию социальных учреждений, а практическое отсутствие экспертизы социальных программ - к их дублированию и нивелированию эффективности.
Несмотря на сохранение высоких темпов экономического роста в последние годы, повышения уровня благосостояния населения не произошло. В условиях перманентных избирательных кампаний социальная политика в основном реализуется как ряд разрозненных решений, которые принимаются в ответ на прямые угрозы или ради получения немедленных электоральных преимуществ.
Снижение динамики реальных доходов населения и распространение бедности, поляризация общества - результат не только падения уровня производствами стремительной инфляции, но и отсутствия стратегии социальной политики, которая должна адаптировать общество к современной модели хозяйствования. К сожалению, социально-экономическая политика базируется на парадигме, согласно которой социальные расходы рассматриваются практически как нагрузка на экономику, а системное решение социальных проблем откладывается до периода экономического оживления и подъема. В результате основополагающие цели реформирования социальной политики остаются нереализованными.
Выводы и рекомендации
Переломить этот отрицательный тренд возможно лишь на основе системных мер по радикальной модернизации социальной сферы, ее трансформации путем перевода на последовательные рыночные механизмы в рамках социального государства. Только социальная модернизация способна заменить неэффективную политику "латания дыр" и "быстрого реагирования". Даже при неопределенности стратегической цели и тактических инструментов ее реализации в настоящее время существуют безальтернативные государственные приоритеты, которые должны быть реализованы в первую очередь. Такими приоритетами являются пенсионная реформа, восстановление социальной инфраструктуры, повышение уровня доходов граждан и их защита от инфляции. Исходя из существующей ситуации, необходимо четко очертить социальные ориентиры и этапы их достижения, на которые должна быть направлена политика государства.
1. На общегосударственном уровне, в частности, необходимо одобрить (на основе национального социального диалога) социальную доктрину как фундамент социальной стратегии, которая формируется государством, с определением стратегических и тактических экономических и социальных целей государства, ключевых вопросов и противоречий социальной сферы, концепции социальной политики, механизмов и средств решения важных социальных задач.
2. С целью приведения социальных обязательств правительства в соответствие с экономическими возможностями государства следует провести полную инвентаризацию действующего социального законодательства, в частности стоимостную оценку существующих законов социальной сферы.
3. Важным шагом - с целью устранения политических спекуляций вокруг социальной политики - является согласование действующего социального законодательства со ст. 22 Конституции Украины и получение официального толкования Конституционным Судом Украины конституционного понятия "содержание и объем существующих прав и свобод". В случае толкования, что отмена либо реформирование социальных свобод будет противоречить ст. 22 Конституции Украины, - инициировать внесение изменений в Конституцию. В случае толкования, что отмена либо реформирование не противоречит ст. 22 Конституции, - провести изменения и реформы 4. По каждому закону социальной сферы следует закрепить источник финансирования, в частности, средства бюджетов разных уровней, средства от социального страхования, а также альтернативные источники. Перенести финансовые расходы на социальную сферу с государственного на региональный уровень. На законодательном уровне ввести четкое правовое разграничение компетенции по уровням исполнительной власти, обеспечить соответствие между исполняемыми функциями и необходимыми ресурсами, определить ответственность всех уровней государственной власти при реализации социальной политики.
5. Ввести инструменты обеспечения адресности социальной политики, четкую ее направленность на те социальные прослойки, которые непосредственно нуждаются в государственной поддержке, в частности: определить четкие и прозрачные критерии адресности в предоставлении основных видов социальной помощи; определить оптимальные формы социальной помощи (денежную, льготную, натуральную) для разных целей; ввести механизмы контроля за целевым использованием помощи и др.
6. Разработать и внедрить научно обоснованную программу развития трудового потенциала, реализация которой позволит создать предпосылки для формирования качественно нового трудового резерва, адекватного перспективным потребностям национальной экономики и ее конкурентоспособности.
7. Ввести в действие механизмы определения политики доходов, которые будут сдерживать дальнейшую социальную и экономическую поляризацию общества, и способствовать сглаживанию разницы в доходах между разными слоями общества.
8. Утвердить Программу достойного труда на 2009-2011 годы, целью, которой должно быть содействие достойному труду и как фактору производительности труда, и как ключевому элементу развития социальной и трудовой сфер в Украине.
9. Внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотрев, в частности, повышение ответственности должностных лиц и работников за нарушение законодательства по охране труда, охране недр и обращение с взрывными материалами промышленного назначения.
10. Усилить контроль за соблюдением законодательства о труде при сокращении рабочих мест и высвобождении работников, исключив, в частности, случаи увольнения работников без соблюдения норм законодательства по их надлежащей социальной защите.
11. В условиях финансово-экономического кризиса воздержаться от необоснованного (искусственного) сокращения количества работников бюджетной сферы как фактора, который отрицательно скажется на состоянии рынка труда, социальной защищенности и уровне жизни населения.
Сегодня наиболее важными задачами в сфере социальной политики являются существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, обработка новых механизмов реализации социальной политики, что обеспечивает сокращение неоправданных бюджетных расходов, а также более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов социальной сферы.
Академик НАН Украины В. М. Геец по этому поводу отмечает: "Период 2009-2010 годов должен стать важным этапом преодоления последствий финансового кризиса и реализации политики экономической стабилизации. Ключевые задачи этого периода состоят в минимизации последствий развертывания мирового финансового кризиса для экономики Украины и преодолении стагфляционных и рецессионных процессов мерами эффективной антикризисной экономической политики, стабилизации и выравнивания экономической динамики, а также создании базовых законодательных основ, обеспечивающих условия экономического роста в соответствии с реально оцененными ресурсами и потенциальными возможностями".
Таким образом, совершенствование экономических отношений и финансового регулирования во внутренней и внешнеэкономической политике позволит с наименьшими потерями выйти из кризиса, обеспечить достойный уровень жизни и благосостояние украинских граждан.
Использованная литература
1. "Экономические известия" от 21 января 2009 г.
2. Новікова О. Ф., Покотиленко Р. В. Економічна безпека: концептуальне визначення та механізм забезпечення. Донецьк, 2006, с. 7.
3. Постановление Верховной Рады Украины от 15 января 2009 г. № 892-VI "Про рекомендації парламентських слухань на тему: "Про стан дотримання конституційних гарантій трудових прав громадян"".
4. Людський розвиток в Україні: інноваційний вимір. Колективна монографія. (За ред. Е. М. Лібанової). К., Ін-т демографії та соціальних досліджень НАН України, 2008, с. 78.
5. "Экономические известия" от 14 января 2009 г.
6. "Экономические известия" от 2 февраля 2009 г.
7. "Экономические известия" от 6 февраля 2009 г.
8. Ответные политические меры в связи с экономическим кризисом "Подход к обеспечению достойного труда в Европе и Центральной Азии".
9. "Світова криза та її можливі наслідки для економіки України у 2009 році". Науково-аналітична доповідь. (Заред. академіка НАН України В.М. Гейця). К., НАН України, ДУ "Інститут економіки та прогнозування НАН України", Інститут демографії та соціальних досліджень НАН України, 2008, с. 66-67.