Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Всемирная Торговая Организация и Таджикистан

Всемирная Торговая Организация и Таджикистан

33

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАНА

ХУДЖАНДСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет «Экономика и бизнес»

Кафедра «Экономика и Управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему «Всемирная Торговая Организация и Таджикистан»

Выполнила: студентка 3 курса группы 060600 Охунджонова Ш.

Приняла: Исомаддинова Ш.А.

Нормоконтроль: к.э.н., доцент Султанова Р.М.

ХУДЖАНД-2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Историческая основа Всемирной Торговой Организации

1.1. История образования Генерального соглашения по

тарифами и торговле 4

1.2. Торговые переговоры в рамках ГАТТ 6

Глава 2. Правовые основы и принципы ВТО

2.1. История образования ВТО 13

2.2. Правовые основы ВТО 15

2.3. Принципы ВТО 23

Глава 3. ВТО и Таджикистан

3.1. Статус Таджикистана в ВТО 27

3.2. ВТО и Таджикистан: плюсы, минусы, сомнения 28

Заключение 31

Список использованной литературы 33

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации (ВТО).

Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.

Именно значимость этой организации для мировой экономики и определяет актуальность выбранной мною темы.

В данной работе я определила цели:

· Рассмотрение сущностей, механизмов функционирования ВТО;

· Определение “плюсов” и “минусов” вступления Республики Таджикистан

в ВТО.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

· Рассмотреть исторические пре6дпосылки возникновения ВТО;

· Рассмотреть принципы действия ВТО;

· Изучить правовые основы ВТО.

I глава работы посвящается историческим предпосылкам возникновения ВТО.

Во II главе будет рассмотрены правовые основы и принципы ВТО

III глава отражает перспективы вступления нашей республики в ВТО.

Для написания данной курсовой работы использовались монограммы, печатные периодические издания, книги, официальные сайты ВТО в интернете.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. История Генерального соглашения по тарифами и торговле

Генеральное соглашение по тарифами и торговле (ГАТТ) было образовано на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.

Изначально в ГАТТ входили 23 страны - почти половина из ранее подписавших “черновой”, предварительный устав ITO, являвшейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав ГАТТ должен был не только установить определенный порядок международной торговли, но, также, и содержал правила в отношении трудовых соглашений, ограничительных методов бизнеса, международных капиталовложений и услуг.

Чтобы дать толчок к либерализации торговли после Второй мировой войны и исключить преобладание протекционистских мер над либеральными в мировой торговле, в 1946г. были открыты тарифные переговоры между 23-мя странами, т.е. "договаривающимися сторонами", в дальнейшем объединившимися в ГАТТ.

Функциями ГАТТ являлись:

· воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;

· выполнение функций форума для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;

· урегулирование споров.

Таким образом, целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена.

ГАТТ основывалось на следующих принципах:

· торговля без дискриминаций;

· защита посредством таможенных пошлин;

· стабильная основа для торговли путем замораживания таможенных ставок;

· поощрение справедливой конкуренции;

· количественные ограничения на импорт

· консультации и разрешение споров;

· региональные торговые соглашения;

· льготный режим для развивающихся стран.

Система ГАТТ развивалась с помощью проведения торговых соглашений (т.е. “раундов”).

Первый раунд переговоров завершился сорока пятью тысячами тарифных уступок, на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что являлось приблизительно пятой частью объема мировой торговли. Было также оговорено, что значение этих уступок должно быть защищено временным принятием некоторых из торговых правил из проекта устава ITO. Принятые тогда тарифные уступки и правила стали известны как Общее Соглашение по Тарифам и Торговле, вступившее в силу в январе 1948.

Несмотря на временный характер, ГАТТ остался единственным инструментом, управляющим международной торговлей с 1948 по 1995 год, когда было учреждено ВТО. Однако, за 47 лет базисный устав ГАТТ остался во многом таким, каким он был в 1948, хотя и имелись направленные на уменьшение тарифов добавления в форме “добровольных соглашений”, установленных относительным большинством голосов.

Первые раунды касались снижения тарифов, но более поздние соглашения были посвящены таким вопросам, как антидемпинговые и нетарифные меры.

1.2. Торговые переговоры в рамках ГАТТ

Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.

Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее, они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других. Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов. Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами. В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете". В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.

Большинство торговых раундов ГАТТ на начальных этапах были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В то же время, в ходе раунда Кеннеди, проходившего в середине шестидесятых годов, было заключено новое антидемпинговое соглашение ГАТТ. Токийский раунд, проходивший в семидесятые годы, характеризовался более решительными усилиями по дальнейшему развитию и совершенствованию системы.

Таблица 1.1.

Торговые раунды ГАТТ

Год

Место проведения

Обсуждавшиеся вопросы

Число стран-
участников

1

2

3

4

1947

Женева

Тарифы

23

1949

Аннеси

Тарифы

13

1951

Торкве

Тарифы

38

1956

Женева

Тарифы

26

1960-1967

Женева (раунд Диллона)

Тарифы

26

1973 - 1979

Женева (раунд Кеннеди)

Тарифы и антидемпинговые меры

62

1973 -1979

Женева (Токийский раунд)

Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения

102

1986 - 1993

Женева (Уругвайский раунд)

Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы

123

Кратко рассмотрим некоторые раунды.

В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. На повестке этого раунда рассматривались вопросы, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на девяти крупнейших мировых рынках, в результате чего средняя величина тарифов на промышленные изделия снизилась до 4,7 % по сравнению с примерно 40 % на момент создания ГАТТ. Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармонизации, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались пропорционально в большей степени, чем низкие тарифы.

По другим направлениям, результаты Токийского раунда были неоднородны. Так, участники Токийского раунда не смогли решить фундаментальные проблемы торговли сельхозпродукцией и заключить новое соглашение о "защитных мерах" (импортных мерах чрезвычайного характера). Тем не менее, в результате переговоров, было достигнуты ряд соглашений о нетарифных мерах. Некоторые из этих соглашений были посвящены интерпретации действующих правил ГАТТ; другие же охватывали совершенно новые направления. В большинстве случаев к этим соглашениям присоединилось лишь относительно небольшое число государств-членов ГАТТ, прежде всего - промышленно развитых стран. Поэтому эти соглашения зачастую называют "кодексами". К ним относятся соглашения по таким вопросам, как:

1. Субсидии и компенсационные меры - интерпретация Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле;

2. Технические барьеры в торговле (иногда называется кодексом по стандартам);

3. Процедуры лицензирования импорта;

4. Правительственные закупки;

5. Таможенная оценка - интерпретация Статьи VII ГАТТ;

6. Антидемпинговые меры - интерпретация Статьи VI ГАТТ и замена антидемпингового кодекса, принятого в ходе раунда Кеннеди;

7. Соглашение по говядине;

8. Международное соглашение по молочной продукции;

9. Торговля гражданской авиатехникой

В некоторые из вышеназванных кодексов в ходе Уругвайского раунда были внесены поправки и изменения, расширяющие сферу их действия. Так, кодексы, которые посвящены вопросам субсидий и компенсационным мерам, техническим барьерам в торговле, лицензированию импорта, таможенной оценке и антидемпинговым мерам, сегодня превратились в международные обязательства в рамках Соглашения об учреждении ВТО. Другими словами, их берут на себя все члены ВТО. Другие же кодексы, посвященные правительственным закупкам, говядине, молочной продукции и гражданской авиатехникой, остаются соглашениями, участие в которых носит добровольный характер.

Однако ухудшение обстановки в сфере мировой торговли в начале 80-х годов привело к тому, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в 40-е годы. Во-первых, мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами. В других областях ГАТТ не могло похвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазейки, существовавшие в системе мировой торговли, использовались странами в полной мере, а потому все усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов. Такая же ситуация в вопросах торговли текстилем и одеждой, по которым в процессе переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по международной торговле текстилем. Даже организационная структура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения.

Члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Так начался Уругвайский раунд (1986-1994).

К концу раунда в нем участвовало 125 стран. Это самое крупное торговое соглашение в мире, касающееся практически всех групп товаров.

О необходимости переговоров, которые в дальнейшем получили известность как Уругвайский раунд, впервые заговорили в ноябре 1982 г. на совещании министров государств-членов ГАТТ в Женеве. Хотя министры ставили перед собой задачу начать новые крупные переговоры, совещание зашло в тупик по вопросу о торговле сельскохозяйственной продукцией и многими рассматривалась как неудача. На деле же, рабочая программа, согласованная министрами, заложила те основы, на которых в дальнейшем была сформирована повестка дня переговоров в рамках Уругвайского раунда.

Тем не менее, потребовалось еще четыре года для изучения и уточнения вопросов в тяжелых и болезненных переговорах, в ходе которых создавался консенсус, прежде, чем министры смогли встретиться вновь в сентябре 1986 г. в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, где договорились о начале Уругвайского раунда. На этой встрече министры смогли принять повестку дня переговоров, в которой охватывались практически все тогда еще не решенные вопросы торговой политики, включая расширение системы торговли по ряду новых направлений. Прежде всего, речь шла о торговле услугами и интеллектуальной собственностью. По сути дела, это был самый обширный мандат из числа тех, которые когда-либо согласовывались на переговорах по вопросам торговли, причем на завершение переговоров министры дали себе четыре года.

К 1988 г. переговоры достигли стадии "подведения промежуточных итогов", которое состоялось на совещании министров в Монреале, Канада. На этом совещании мандат переговоров был доработан, что позволило перейти ко второму этапу раунда. Министры согласовали пакет первых результатов, включая уступки, касающиеся доступа к рынкам тропических продуктов, принятие которых было нацелено на оказание помощи развивающимся странам, а также более четкую систему урегулирования споров и механизм обзора торговой политики, который предусматривал, впервые за всю историю ГАТТ, проведение на регулярной основе всеобъемлющих, систематических обзоров национальной торговой политики и мер, которые реализуют государства-члены ГАТТ.

Разногласия относительно характера будущих обязательств в отношении реформы торговли сельскохозяйственной продукцией, которые проявились на совещании министров, проходившем в Брюсселе в декабре 1990 г., привели к тому, что было принято решение о продлении раунда.

К декабрю 1991 г. был подготовлен всеобъемлющий проект "Заключительного акта", в который вошли юридические тексты, принятие которых означало выполнение каждого раздела мандата переговоров, согласованного в Пунта-дель-Эсте, за исключением решений, касающихся вопроса о доступе к рынкам, который был вынесен на обсуждение на переговорах в Женеве. В последующие два года обстановка на переговорах, подобно маятнику, непрерывно колебалась то в одну, то в другую сторону: сегодня им предрекали неминуемый провал, а завтра - неизбежный успех. Делегаты периодически устанавливали крайний срок окончания раунда, но эти сроки постоянно нарушались. Перечень разногласий рос и рос: вслед за торговлей сельскохозяйственной продукцией в него добавились вопросы торговли услугами, доступ к рынкам, антидемпинговые правила и, наконец, предложение о создание новой организации. От решения ключевых разногласий между Соединенными Штатами Америки и Европейскими Сообществами зависели все надежды на успешное завершение переговоров. Лишь к 15 декабря 1993 г. все вопросы были окончательно согласованы и решены. Тогда же завершились и переговоры о доступе на рынки товаров и услуг. Министры большинства из 125 стран, принимавших участие в переговорах, подписали заключительный документ 15 апреля 1994 г. на совещании в Марракеше, Марокко [13].

Основные отличительные черты нового соглашения:

Тарифы: между странами-участницами ГАТТ была достигнута договоренность о снижении импортных таможенных пошлин в среднем на 36%.

Текстильные изделия: между странами-участницами достигнута договоренность о постепенной отмене к 2005 г. системы импортных квот на текстильные изделия и предметы одежды, действовавшей на протяжении последних 20 лет. Квоты должны быть заменены тарифами, которые со временем должны быть снижены.

Сельское хозяйство: достигнута договоренность о сокращении к 2001 г. прямых экспортных субсидий на 36% по отношению к показателям, имевшим место в период между 1986 и 1990 г.г., а также о сокращении объемов экспорта субсидированных товаров. Также достигнуто соглашение о замене квот, импортных лицензий и др. ограничений на импорт, на таможенные тарифы, которые подлежат дальнейшему постепенному снижению.

Услуги: достигнута договоренность о разработке основных правил с тем, чтобы гарантировать предприятиям и организациям сферы услуг предоставление тех же условий деятельности за рубежом, какие они имеют в своих странах. В некоторых областях сферы услуг переговоры продолжаются.

Интеллектуальная собственность: достигнута договоренность об обеспечении защиты патентов, торговых марок и авторских прав и о введении в действие соответствующих законодательных и нормативных актов, а также об ограничении торговли поддельными произведениями творчества и поддельными изобретениями.

Инвестиции: достигнута договоренность об отказе от применения мер, ограничивающих или принуждающих осуществлять некоторые виды инвестиций, о предоставлении "национального режима" иностранным инвесторам, а также об отмене квот и других ограничений.

Субсидии: достигнута договоренность о повышении "предсказуемости" правил, регулирующих законное применение торговых субсидий, путем разделения всех субсидий на следующие три класса: запрещенные, дающие основание для принятия ответных мер, не дающие такого основания.

Демпинг: достигнута договоренность о разработке более подробных правил, устанавливающих временные ограничения на импорт для защиты внутренней промышленности от наплыва недобросовестно продаваемой импортной продукции (т.е. мер по защите внутренних производителей). Страны-члены ГАТТ договорились, что вводимые ими меры по защите внутренней экономики не будут действовать в течении 8 лет. Кроме того, они договорились о введении запрета на применение так называемых мер серой сферы, т.е. добровольных мер.

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ВТО

2.1. История создания ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили “Уругвайский раунд” переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире". ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Для проведения многосторонних переговоров в рамках “Уругвайского раунда” была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа - Комитета по надзору - призванного наблюдать за выполнением взятых участниками на себя обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп - по таможенным тарифам; по нетарифным мерам, по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.

В ходе работы официальных переговорных групп и многочисленных неофициальных рабочих групп были разработаны новые подходы к решению актуальных проблем современных мирохозяйственных связей.

Потенциально членами ВТО могут быть 152 страны и территории, из которых 76 являются членами ВТО с первого дня ее существования. Еще примерно 50 стран находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО, а остальные государства ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации. [1, стр.143]

ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ (140), но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность. ВТО располагается в Женеве, Швейцария. Основными функциями организации являются: обслуживать и реализовывать многосторонние торговые соглашения и соглашения с ограниченным кругом участников, которые все вместе и образуют ВТО; действовать в качестве форума для проведения международных торговых переговоров; содействовать урегулированию торговых споров; контролировать национальную торговую политику стран-членов; и сотрудничать с другими международными учреждениями, участвующим в формировании глобальной экономической политики.

2.2. Правовые основы ВТО

Правовой основой ВТО являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле-1994 (ГАТТ-1994) (General Agreement on Tariffs and Trade-1994), включающее ряд новых соглашений, дого-воренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услу-гами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной соб-ственности - ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights -- TRIP'S). Подробнее рассмотрим каждый из аспектов.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года (General Agreement on Tariffs and Trade-1994).

1. Генеральное соглашение но тарифам к торговле -- 1994 (ГАТТ-1994). В результате реализации всего комплекса со-глашений и договоренностей "Уругвайского раунда” произошла существенная пере-стройка ГАТТ, в результате которой появился новый ГАТТ, получивший название “ГАТТ-1994”. Он состоит из прежнего соглашения и всех новых договоренностей. Так частично пересмотрены и усовершенствованы восемь статей ГАТТ.

Статья II.1 (в) -- “Списки тарифных уступок”

Соглашение по внесению в национальные списки "иных пошлин и сборов", взимаемых в дополнение к "связанным" уровням тарифов и их фиксация на уровне. не выше уровня, существующего на момент подписания пакета “Уругвайского раунда”.

Статья XVII -- “Государственные торговые предприятия ”

Соглашение по ужесточению контроля за их деятельностью путем применения более строгих процедур уведомления и пересмотра.

Статья XII и XVIII.B. -- “Положения в отношении платежного баланса”. Соглашение по избежанию мер, ведущих к “искажению” торговли, в случае применения страной ограничений по соображениям платежного баланса, с предпоч-тением к принятию мер денежно-ценового характера (например, импортные депози-ты, импортные дополнительные налоги), а не количественных ограничений. Согла-шение рассматривает вопросы процедурного характера, консультаций в рамках Ко-митета ГАТТ, по ограничениям по причинам состояния платежного баланса, а также по процедурам уведомлений о таких ограничениях.

Статья XXIV -- “Таможенные союзы и зоны свободной торговли” Соглашение, уточняющее и ужесточающее критерии и процедуры рассмотре-ния вопросов создания новых, либо расширения уже существующих таможенных со-юзов или ЗСТ, а также оценки их влияния на третьи страны. Соглашение уточняет:

* процедуры получения “компенсаций” третьими странами в том случае, если страны-участницы таможенного союза намерены поднять уровень “связанных” тарифов;

* обязательства договаривающихся сторон в отношении мер, предпринимаемых региональными или местными властями в рамках их таможенных территорий.

Статья XXV. 5 -- “Вэйверы (отход от обязательств по соглашению)”

Соглашение по новым процедурам получения изъятий из сферы действия ГАТТ -- “вэйверов”, необходимости установления предельного срока по использованию вэйвера (относится только к будущим случаям); фиксации предельных сроков использо-вания действующих вэйверов.

Статья XXVIII -- “Пересмотр списков тарифных уступок” Соглашение по процедурам переговоров по получению компенсаций в слу-чае отзыва или пересмотра “связанного” уровня тарифов, включая введение нового переговорного права страны, для которой рассматриваемый товар составляет ос-новную статью ее экспорта. Данные положения принимаются в целях облегчения участия развивающихся стран и малых по территории государств в переговорах.

Статья XXV -- “Неприменение Генерального соглашения”

Соглашение, предоставляющее договаривающейся стороне Генерального Со-глашения либо вновь вступающей стране отзывать положения о неприменении ГАТТ в отношении другой страны в случае начала тарифных переговоров друг с другом. [1, стр. 536-537]

Генеральное соглашение по торговле услу-гами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services)

Генеральное соглашение по торговле услугами -- ГАТС (General Agreement on Trade in Services -- GATS) является вторым главным приложением к Соглаше-нию об образовании ВТО. Оно содержит важнейшие принципы, которые состав-ляют основу регулирования международной торговли услугами. Это Соглашение впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевиде-ние. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными пра-вилами и нормами. В ходе “Уругвайского раунда” было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации, торговле в сфере услуг. В него включены специ-альные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, те-лекоммуникаций. В сфере телекоммуникаций возникли острые противоречия между США и странами ЕС, которые осуществляют протекционизм в интересах своих производителей кино- и телепродукции. В результате стороны пришли к соглашению об исключении из текста Соглашения положения об экспорте кино-фильмов и телепрограмм.

ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки Со-глашения включают соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций).

Генеральное соглашение по торговле услугами содержит 35 статей, объединен-ных в 6 разделов и 4 приложения.

I. Круг ведения и термины;

II. Общие обязательства и дисциплина

III. Специальные обязательства;

IV. Прогрессивная либерализация обмена услугами;

V. Процедурные положения;

VI. Заключительные положения.

Круг ведения ГАТС (раздел I) включает все виды услуг, за исключением тех, поставка которых вызвана выполнением правительством функции управления.

В ГАТС дается толкование таких терминов, как “меры”, “торговля услугами”, “поставка услуг” (Статья I). Термин “меры” предполагает действия центральных, ре-гиональных и местных властей, а также неправительственных учреждений, через кото-рые осуществляется юрисдикция правительств. При этом каждая договаривающаяся сторона берет на себя полную ответственность за соблюдение соответствующих поло-жений ГАТС и обязуется предпринять разумные шаги, чтобы обеспечить соблюдение этих положений региональными и местными органами власти. Это имеет важное зна-чение для принятия национальных законов.

Первая часть Соглашения исходя из специфики торговли услугами содержит единственную статью, где дается определение рассмотренных четырех видов постав-ки услуг, на которые распространяются его положения.

Так, термин "торговля услугами" включает услуги, предоставляемые (1) с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена; (2) на территории одной страны потребителя любой другой страны (например, туризм); (3) посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские услуги и т.д.); (4) физическим лицам одной страны на территории любой другой страны (например, строительные проекты, инженерно-консультационные услуги).

Таким образом, согласно ГАТС, торговлю услугами входят не только услу-ги, перемещающиеся через границу страны, но и услуги, производимые и потреб-ляемые иностранными физическими и юридическими лицами в пределах националь-ной территории каждой страны-участницы. Это означает, что ГАТС предусматрива-ет предоставление иностранным производителям и поставщикам услуг в пределах национальной территории тех же условий в отношении мер, регулирующих поставку (производство) услуг, что и местным поставщикам и производителям. Такое поло-жение распространяется только на участников ГАТС.

Термин “поставка услуг” предполагает производство, распределение, марке-тинг, продажу и доставку услуг. В той же статье определяются меры, влияющие на торговлю услугами, поскольку использование является предметом либерализации и регулирования ГАТС. Речь идет о мерах центральных и местных государственных учреждений, а также других организаций, действующих по поручению государства.

В число основных обязательств стран-членов (раздел II) входит взаимное пре-доставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении поставщиков услуг, а также ряд специфических исключений из РНБ с обязательством не применять их более 10 лет и их периодического 5-летнего рас-смотрения для возможной отмены. К другим существенным общим обязательствам относятся необходимость публикации международных соглашений, законов, пра-вил и административных распоряжений, затрагивающих поставку услуг, и созда-ние справочной службы, которая будет предоставлять требуемую информацию. Дис-циплинирующее значение для членов ВТО имеют положения о применении стан-дартов и критериев при выдаче разрешений и сертификатов. Содержится также обязательство осуществлять регулирование внутреннего рынка на разумной, объек-тивной и справедливой основе и обеспечивать, чтобы монопольные поставщики и поставщики услуг с исключительными привилегиями не злоупотребляли своим по-ложением.

Значительного внимания заслуживает Статья XII этой части (“Ограничения для обеспечения платежного баланса”), где единственный раз в тексте. ГАТС упоми-наются страны с переходной экономикой. Признается, что особые затруднения с платежным балансом члена ВТО, находящегося в процессе экономического разви-тия или трансформации экономики, могут вызывать необходимость применения ог-раничений с тем, чтобы обеспечить, в частности, сохранение определенного уров-ня финансовых резервов, необходимых для реализации национальной программы экономического развития или трансформации экономики. Учитывая большую вне-шнюю задолженность России и дефицит в ее торговле услугами, приведенное поло-жение позволяет применять необходимые регулирующие меры и активно использо-вать их при переговорах о присоединении.

Третья часть ГАТС устанавливает направление, по которому члены ВТО будут * взаимно осуществлять либерализацию торговли услугами. Прежде всего речь идет о составлении каждой страной списка специфических обязательств в том или ином секторе услуг по каждому из четырех видов поставок в отношении как доступа на внутренний рынок, так и предоставления национального режима. Поскольку при-нятие специфических обязательств представляет собой важное мероприятие в облас-ти либерализации торговли, требующее в дальнейшем, как правило, сохранения установленного режима торговли услугами, допускаются ограничения, оговорки и установление определенных условий в отношении этих обязательств. В списках обя-зательств предусматриваются две колонки оговорок: одна -- для разного рода количе-ственных ограничений (например, числа иностранных поставщиков услуг, суммы их операций, максимального уровня финансового иностранного участия), а другая -- для исключений из национального режима.

Начавшееся составление списков специфических обязательств показывает, что они достаточно большие в экономически развитых странах и значительно меньшие в развивающихся. В частности, многие списки включают обязательства в отношении доступа и временного пребывания иностранного персонала с целью поставки услуг, особенно для внутрикорпорационных перемещений менеджеров и специалистов ТНК, а также для предоставления профессиональных услуг. В значительной степени охва-чен обязательствами “туризм и услуга в сфере путешествий”, так как эти услуги пред-ставляют собой экспорт для обязующейся страны.

В четвертой части ГАТС говорится о последующих мероприятиях по либерали-зации торговли услугами. Имеется в виду, что через каждые 5 лет члены ВТО на основе взаимности будут вести переговоры с целью постепенного расширения наци-ональных списков специфических обязательств и частичного отзыва ранее сделанных изъятий. Тем самым, используя опыт ГАТТ, будет достигаться более высокий уро-вень свободы международной торговли- услугами. В этой же части Соглашения со-держится статья, допускающая в порядке исключения отказ от ранее взятых обяза-тельств, но лишь в соответствии с определенной процедурой. Предусматривается, что инициатор отказа от обязательств должен компенсировать членам ВТО ущерб, который может быть нанесен таким отказом, посредством адекватной либерализации торговли в другом секторе услуг (в противном случае конфликт решается в арбитра-же). Эта компенсирующая мера должна быть распространена на всех членов ВТО. В итоге отзыв индивидуального обязательства становится дополнительным средством дальнейшей общей либерализации торговли услугами.

Пятая часть Соглашения регулирует организационные вопросы -- порядок про-ведения консультаций, разрешения споров, создания и функционирования органов управления, сотрудничества с другими международными учреждениями.

Шестая часть содержит заключительные положения, в частности о применяемых в соглашении терминах.

ГАТС имеет ряд приложений, уточняющих рамки достигнутого согласия в от-ношении либерализации в отдельных секторах. В частности, в приложении по авиа-перевозкам указывается, что речь идет лишь о ремонте и техническом обслуживании самолетов, маркетинговых услугах и компьютерном резервировании авиабилетов, а в приложении по телекоммуникациям -- соответственно о доступе к общественным телекоммуникационным "сетям и их услугах.

Приложения к тексту ГАТС, являющиеся его неотъемлемой частью, касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы; вре-менных мер по изъятиям из секторов финансовых услуг (преимущественно банковс-ких и страховых)'. Кроме того, в пакете документов “Уругвайского раунда” имеется ряд решений и одна договоренность по вопросам торговли услугами, по которым еще не удалось достичь согласия и которые, таким образом, представляют собой своего рода программу дальнейших переговоров как в отдельных секторах (в том чис-ле в области морского транспорта), так и по отдельным аспектам регулирования (по субсидиям, государственным закупкам и защитным мерам).

Приложения и принципы, сформулированные в ГАТС, станут основой фор-мирования Не только международной системы регулирования торговли услугами, но и национальных систем регулирования поставки услуг. [1, стр. 545-547]

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights -- TRIP'S)

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллек-туальной собственности. К таким принципам относятся взаимное предоставление на-ционального режима и режима наибольшего благоприятствования, недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими меж-дународными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны.

К основным положениям Соглашения относятся:

защита патентов в течение 20 лет независимо от того, где они были введены и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируе-мой или производится внутри страны;

авторское право в каждом отдельном случае защищается по крайней мере в течение 50 лет;

авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и про-дюсеры звукозаписей и радиовещательных программ наделяются исключитель-ными правами;

торговые марки и географические идентификации, особенно важные для ев-ропейских производителей вин, получают более надежную защиту; разработки в области полупроводниковых приборов имеют защиту в течение 10 лет; впервые коммерческая тайна защищается от неправомочного раскрытия.

Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, кото-рые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того, страны-члены долж-ны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие анало-гичные нарушения.

Определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты тамо-женными органами на границе с целью предотвращения ввоза пиратских това-ров вплоть до их уничтожения. В Соглашении затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, определяется порядок раз-решения споров. В частности, предусматривается разрешение споров по ТРИПС в рамках интегрированного механизма рассмотрения споров в ГАТТ, предусмот-ренного по результатам “Уругвайского раунда”.

Устанавливаются общие рамки переходного периода для приведения своих наци-ональных законодательств в соответствии с правилами: 1 год -- для промышленно разви-тых стран; 5 лет -- для развивающихся стран; 11 лет -- для наименее развитых стран. [1, стр. 548]

2.3. Принципы ВТО

Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие.

Принцип наибольшего благоприятствования uли принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и, безусловно, на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Догова-ривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении недиск-риминационный подход.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхож-дения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних' налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряже-ний и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленно-сти страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количествен-ные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI--XVI ч. II). В ст. VI говорится, что “ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких зап-рещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспор-тных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов”.

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязатель-ностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сто-ронами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч.I).

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении, вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержаться правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних суб-сидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регули-рования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определен-ные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обви-нениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых ком-пенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение “войны субсидий” и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограни-чения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключе-ние составляют случаи применения количественных ограничений в целях за-щиты платежного баланса (ст. XII ч. II) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. XVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В дан-ном случае предусматриваются “изъятия” и применение “защитной оговор-ки”. “Изъятия” (ст. XXV ч. III) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговы-ми обстоятельствами. “Защитная оговорка” (ст. XIX ч. III) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличи-вающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наиболь-шего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. XXIV ч. III). Предусматривается, что региональные торго-вые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внеш-неторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять мно-гостороннюю торговую систему.

Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощ-рение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также осво-бождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского ра-унда было принято положение о предоставлении развивающимся странам ре-жима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими това-рами путем установления промьгшленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран. [1, стр146-149]

ГЛАВА 3. ТАДЖИКИСТАН И ВТО

3.1. Статус Таджикистана в ВТО

Укрепление мира и политическая стабильность позволяют Таджикистану серьёзно углублять экономическую реформу; вхождение в ВТО в настоящее время рассматривается как одна из первостепенных задач Правительства республики в стратегии экономического развития. После подачи Правительством Таджикистана (РТ) в 2001г. официального заявления Генеральный Совет ВТО организовал рабочую группу по рассмотрению процесса вступления РТ в ВТО. 26 декабря 2002г. Правительство Таджикистана подписало Меморандум о взаимопонимании, охватывающий программу поддержки усилий Правительства республики по вхождению в ВТО. Меморандум включает в себя обязательства Правительства США (Центрально-Азиатская миссия USAID) предоставлять техническую помощь по проведению экономических реформ через Проект USAID/Корпорация "Прагма" по развитию торговли и инвестициям (ТИР) в соответствии с планом действий, разработанных Министерством экономики и Торговли (МЭТ) Республики Таджикистан и ТИР. С другой стороны, Правительство РТ, представленное МЭТ и Межведомственной комиссией по вступлению в ВТО, обязуется выполнять свои обязательства, подключая к работе соответствующие министерства и ведомства. В рамках проекта ТИР в сентябре 2002г. создан Консультативный совет, призванный для ведения формального и неформального диалога между предпринимателями, научными кругами и правительством РТ в целях отстаивания их интересов в мировой торговой политике. Консультативный совет предполагает стать форумом для открытого обсуждения вопросов ВТО, проектов законов и положений, инструментом для консультаций, выработке рекомендаций. Консультативный Совет организовал несколько информационных заседаний, но пока не осуществляет в полной мере своих функций по включению других секторов общества в разработку торговой политики республики. Меморандум о взаимопонимании предполагает в перспективе создание Информационного Центра ВТО на базе ресурсов МЭТ республики.

Со второй половины 2002г. в республике начала работать региональная программа Международного Торгового Центра (МТЦ) по продвижению торговли в Центральной Азии, осуществляемая через UNCTAD, Женева. В настоящее время МТЦ осуществляет первую обзорную фазу и мониторинг программ с целью оказания помощи по вхождению республики в ВТО. Поддержку по вступлению РТ в ВТО осуществляет также Швейцарское правительство через программу обучения и исследований (ЮНИТАР), вкладывает определенные донорские средства и Европейский Союз через проекты, финансируемые ТАСИС.

3.2. ВТО и Таджикистан: плюсы, минусы, сомнения

Сегодня уже не стоит вопрос о том, вступать Таджикистану или нет во Всемирную Торговую Организацию. Глобализация стала объективным процессом, и республика не может отгородиться от него. Главное как можно меньше потерять и как можно больше приобрести, став членом мирового глобального рынка. Учитывая также, что политическое решение о присоединении Таджикистана к ВТО уже принято, важно рассмотреть те условия, формы, обязательства и уступки, которые необходимо создать для того, чтобы с учетом конкретных особенностей страны обеспечить её равноправное вхождение в ВТО и одновременно защитить её национальные интересы.

В общем случае эта задача выглядит для Таджикистана следующим образом: минимизировать отрицательные и максимизировать положительные факторы, связанные с вступлением в ВТО. Решаться она должна, как на внутригосударственном уровне, в сфере политики, экономики, законодательства и права, так и на внешнегосударственном, на переговорах с Рабочей группой ВТО. Но в любом случае приоритеты должны быть отданы национальным интересам против интересов международного бизнеса.

Дискуссионным является вопрос, с каким статусом республика войдет в ВТО. Вступление в ВТО налагает определенные обязательства, характер и сроки выполнения которых зависят от статуса присоединения. По международным критериям Таджикистан относится к наименее развитым странам, имея объем ВВП на душу населения 159,6$ в 2000г. В этом случае на нее накладывается меньше обязательств, чем на развитые, период их выполнения дольше, республика получит больше уступок, что даст больше времени на подготовку вступления в ВТО.

Теоретически приобретения, которые может получить Таджикистан от присоединения к ВТО, заклю-чаются в следующем. Во-первых, это выход в унифицированное международное правовое прос-транство, базирующееся на не-скольких десятках соглашений и других документов ВТО. Они со-держат основополагающие прин-ципы торговли (наибольшего благоприятствования, нацио-нального режима, гласности ее регулирования и др.), которые направлены на обеспечение ста-бильных и предсказуемых усло-вий деятельности всем экспорте-рам и импортерам. Тем самым Таджикистан получит защиту от торго-вой дискриминации.

Во-вторых, став членом ВТО, одной из крупнейших и влия-тельнейших международных экономических организаций, Таджикистан получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил разви-тия мировых торговых связей в соответствии со своими нацио-нальными интересами.

Присоединение Таджикистана к ВТО неизбежно приведет и к некото-рым потерям Первое - снижение импортных пошлин, неизбежное в случае присоединения Таджикистана к ВТО, может оказаться весьма серьез-ным ударом по государстенному бюджету. Правительству придет-ся компенсировать эти потери с помощью других налогов и сбо-ров. Третье. Членство в ВТО ог-раничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регули-рования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт. Конечно, в распоряжении властей останут-ся и примитивные, но весьма эф-фективные нетарифные методы ограничения импорта, связан-ные с внутренним таможенным регулированием и поэтому не подпадающие под юрисдикцию правил ВТО.

В целом присоединение к ВТО стратегически выгодно Таджикистана. Это признается многими как внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело -- тактика отношений с этой организацией, сроки и условия присоединения. Здесь точки зрения не совпадают. Определенная часть спе-циалистов и представителей бизне-са считает, что РТ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО. Более того, существует мнение, что присоедине-ние к этой организации может окончательно по-дорвать таджикскую промышленность, еще боль-ше увеличить сырьевую составляющую экспорта, зависимость от внешних факторов. Предлагает-ся присоединять Таджикистан к ВТО только после перехода ее экономики в фазу устойчивого рос-та, когда национальный бизнес будет готов про-тивостоять иностранной конкуренции.

Особую актуальность приобретает восстанов-ление практики системного долгосрочного ком-плексного прогнозирования национальной эко-номики. Требуется единая система постоянного мониторинга и периодической корректировки от-раслевых и 'макроэкономических прогнозов с привлечением ведущих специалистов различных областей. Такой системный долгосрочный про-гноз особенно важен при переходе таджикской экономики на новый режим функционирования в связи с вступлением в ВТО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всемирная торговая организация - самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.

Бесспорно, все прогнозы относительно цены, которую придется заплатить за «звездный час» достижения намеченной цели (а именно вступления в ВТО), весьма разнообразны, однако сегодня все больше осознается необходимость вступления каждой страны во Всемирную торговую организацию.

Полноправное участие в ВТО предполагает принятие нормативно-правововой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту по средствам увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, наша республика сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран-членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д.

В данной курсовой работе были отмечены и «плюсы» и «минусы» от вхождения Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию. Никто не говорит, что процесс вхождения в эту многостороннюю систему будет быстрым и безболезненным, но те выгоды, которые получит наша республика от вступления в ВТО, с лихвой покроют возможные издержки. И, наконец, Республика Таджикистан сможет проводить ту торговую политику, которая ей наиболее выгодна, что неизменно приведет к развитию всех отраслей промышленности, социальной и других сфер жизни общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И.Н. Герчикова. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг" - 2000.

2. Л.Фридкин. Вступление в ВТО: 3-й раунд.//НЭГ - 2001 - № 22 - стр. 3

3. В.В.Батанин. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в Международную торговую систему. //БИКИ -1999 - № 16 - стр. 5-8.

4. Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО.//НЭГ - 2000 - №16 - стр.16.

5. Правовая система ВТО, положения по ТРИПС. //Вестник экономики - № 14 - стр.46.

6. www.agris.com (зеркало официального сайта ВТО в интернете)

7. www.agris.ru/ICSAIS/WTO (история ГАТТ/ВТО)






Информация 







© Центральная Научная Библиотека