Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию: проблемы, последствия и перспективы
20
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Факультет: Экономический
Кафедра: Экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика Казахстана
на тему: Вступление Казахстана в ВТО: проблемы, последствия и перспективы
Выполнил студент:
302 ЭЗ группы 3 курса
Есаулов Константин
_______________________
Проверила:
Кабаева О.В. доцент
Алматы,2010
СодержаниеВведениеГлава 1. ВТО1.1 Структура ВТО1.2 Преимущества торговой системы1.2.1 Выгоды ВТО для потребителя1.2.2 Выгоды ВТО для страныГЛАВА 2. РОССИЯ И ВТО2.1 Цели и задачи присоединения2.2 Плюсы и минусы присоединенияГЛАВА 3. КАЗАХСТАН И ВТО 3.1 При каких условиях Казахстан может вступить в ВТО? Заключение Список использованной литературыВведениеПри всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России и Казахстана к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.Глава 1. ВТО1.1 Структура ВТОВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003. 142с.. Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения. Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены Новиков Р.А., Никитина Е.Н. Природоохранительные аспекты деятельности ВТО. - М.: ИМЭМО РАН, 2003. 162с.. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати. 1.2 Преимущества торговой системыПреимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом. 1.2.1 Выгоды ВТО для потребителяПонижение стоимости жизниСамая очевидная выгода свободной торговли для потребителя - это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.Более широкий выбор товаров и услугБолее широкий выбор товаров и услуг - также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.1.2.2 Выгоды ВТО для страныЭкономические выгодыПовышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003. 227с.Повышение занятостиРазвитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.ГЛАВА 2. РОССИЯ И ВТО2.1 Цели и задачи присоединенияЧленами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; Доступ к международному механизму разрешения торговых споров; Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.2.2 Плюсы и минусы присоединенияСторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса. По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70 % положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. - М.: Международные отношения, 2007. - 320 с.. В-третьих, часто говорится о том, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры - 13 % и квоты - 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах. Анализ этих проблем позволяет сделать вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.ГЛАВА 3. КАЗАХСТАН И ВТОКак известно, Казахстан выступает за углубление региональной и глобальной торгово-экономической интеграции. Он является членом СНГ, Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, Организации экономического сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического сообщества. В настоящее время ведутся переговоры об условиях вступления Казах стана в ВТО. По данному вопросу в коридорах государственной власти, в обществе и среди экономистов существуют разные мнения. Одни считают, что вступление в ВТО является благом для Казахстана, другие наряду с положительными последствиями этого шага видят много отрицательных. Третьи рекомендуют не спешить со вступлением в ВТО.
Правительство Республики Казахстан рассматривает присоединение к ВТО исключительно в положительном ключе, считая, что это позволит расширить экономические и торговые возможности страны. Наши поставщики металлов, энергоресурсов, сырья испытывают трудности на мировом рынке, хотя и работают по ценам и в соответствии с требованиями ВТО. Практически Казахстан уже работает в рамках ВТО, считает правительство.
В начале 1990-х годов в Казахстане пошлины на многие импортируемые товары были необоснованно снижены. Это было сделано с целью наполнения потребительского рынка и привело к наплыву дешевой низкокачественной продукции. Многие местные предприятия, выпускавшие качественную продукцию, не выдержав конкуренции, закрылись, люди остались без работы. К сожалению, государственные чиновники об этом стараются не говорить.
Напрашивается вопрос: если мы уже работаем на условиях ВТО и благополучно продаем на мировом рынке нефть, газ, уголь, медь, металл, цинк, пшеницу и так далее, то зачем нам спешить во Всемирную торговую организацию и брать на себя дополнительные обязательства, полностью открывать наш рынок, снимать импортные пошлины, отказываться от защиты собственных товаропроизводителей?
Не выдерживает никакой критики заявление Министерства индустрии и торговли о том, что в настоящее время наши предприятия готовы к международной конкуренции. По данным министерства, обрабатывающая промышленность Казах стана растет быстрее горнодобывающей отрасли, ежегодный рост экспорта составляет около 30%, динамично растет ВВП Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: регулирование внешней торговли/ СПб.: Гос. университет экономики и финансов, 2006.31с.
При этом министерство, чтобы продемонстрировать быстрый рост экономики, берет для сравнения низкие показатели прошлых лет. Если сравнить состояние нынешней экономики с 1990 г., то будет очевиден спад обрабатывающей промышленности. Министерство умолчало о том, что более 75% прироста экспорта товаров обеспечено за счет ценового фактора, так как рост цен на экспортную продукцию в прошлом году составил 22%. Вместе с тем по сравнению с прошлыми годами идет снижение физических объемов производства промышленных товаров и экспорта готовой продукции.
3.1 При каких условиях Казахстан может вступить в ВТО?
В Министерстве индустрии и торговли говорят, что "вступление в ВТО должно означать, что мы поднимаем промышленность и идем на другие рынки". В данном случае телегу ставят впереди лошади. Известно, что все развитые страны перед вступлением в ВТО поднимали экономику, в первую очередь обрабатывающую и машиностроительную отрасли, достигали международного стандарта качества (то есть создавали конкурентоспособную экономику) и только после этого вступали в ГАТТ/ВТО, где существует жесткая конкуренция. Казахстанская экономика после глубокого падения только встает на ноги. Нам нужно время, чтобы восстановить закрытые и построить новые предприятия в металлообрабатывающей, текстильной, швейной, обувной и пищевой отрасли. Также необходимо наладить производство строительных материалов, товаров первой необходимости и продуктов питания.
Опыт европейских стран, а также Японии, Кореи, Малайзии и других показывает, что нужно поднять долю обрабатывающей и машиностроительной отраслей промышленности, иначе Казахстан после вступления в ВТО будет вынужден снять все импортные пошлины и навсегда останется сырьевым придатком развитых стран. Подавляющее большинство наших промышленников, бизнесменов, экономистов и депутатов не разделяют мнения сторонников немедленного вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Так, директор Конфедерации работодателей РК Е. Никитинская считает, что вопрос не в том, "вступать или не вступать в ВТО, а в том, на каких условиях вступать в эту организацию". Опыт стран, вступивших в ВТО в последнее время (Монголия, Кыргызстан, Латвия, Эстония, Литва, Грузия, Молдова), показывает, что нецелесообразно присоединяться к ВТО любой ценой. Страны СНГ, вступившие в ВТО, как были, так и остаются нищими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Строительство Большой Европы - единой и свободной, - несомненно, является одним из самых амбициозных проектов XXI века. От того, как он будет реализован, непосредственно зависит не только будущая архитектура европейского пространства, но и формирование нового мирового порядка.
В рамках этого проекта особое место занимают отношения между Россией и Европейским Союзом.
Россия является самостоятельным игроком на международной арене, имеющим свои геополитические интересы. Наделенная в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН особой ответственностью за поддержание международного мира и безопасности, наша страна проводит открытую, предсказуемую, многовекторную внешнюю политику, направленную на укрепление многостороннего сотрудничества в решении мировых проблем на основе уважения всеми Устава ООН и международного права. В рамках этой политики европейское направление является одним из наших приоритетов.
В свою очередь, Европейский союз, который достиг высокой степени интеграции в политической и экономической областях, представляет собой один из самых влиятельных центров мировой политики. Россия заинтересована в том, чтобы процессы расширения и конституционных реформ ЕС прошли без издержек и завершились консолидацией Союза и укреплением его позиций на международной арене.
В силу объективных причин исторического, географического, военно-политического, экономического, культурного и духовного характера государства-члены ЕС и Россия, избавившись от барьеров "холодной войны", открыли для себя новую перспективу, ориентированную на развитие равноправного взаимовыгодного сотрудничества. Соответствующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве, фиксирующее это обоюдное понимание и политическую волю, было подписано 24 июня 1994 года и вступило в силу в 1997 году.
С того времени Россия и ЕС прошли большой путь. Он не был простым и гладким. Иначе и быть не могло. Давали и еще порой дают о себе знать стереотипы прошлого. Непросто идет притирка экономических механизмов сотрудничества. Сказываются трудности внутреннего развития в России и ЕС. Наконец, происходит столкновение реальных экономических интересов.
Все эти проблемы во многом являются естественным следствием движения наших государств и обществ навстречу друг другу. В то же время мы не закрываем глаза на эти проблемы и с большим или меньшим успехом стремимся находить взаимоприемлемые решения.
Главное заключается в том, что, несмотря на все временные трудности, мы на протяжении этих лет не отступали от стратегической цели всестороннего развития сотрудничества и взаимодействия между Россией и ЕС, прекрасно осознавая, что в современном мире глобализации это в полной мере отвечает нашим общим интересам.
Встреча на высшем уровне Россия-ЕС, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 31 мая 2003 г., положила начало новому этапу в наших отношениях. Участники встречи договорились "укреплять сотрудничество с целью создания в долгосрочной перспективе общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства сотрудничества в области внешней безопасности, а также пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты".
Таким образом, поставлена задача совместного формирования подлинно стратегического партнерства на основе позитивной взаимозависимости. Для ее достижения потребуются огромные усилия, умение понимать и учитывать интересы друг друга, способность преодолевать сиюминутные трудности и разногласия, ставя во главу угла стратегические цели.
При решении столь амбициозных задач, конечно, найдутся и уже находятся скептики. В силу разных причин они пытаются утверждать, что субстантивный прогресс в отношениях между Россией и ЕС на самом деле незначителен. В оправдание такой позиции на первый план выносятся вопросы, по которым имеются в силу тех или иных причин разногласия: ВТО, Киотский протокол, права человека в Чечне, свобода СМИ, сборы за транссибирские пролеты, морская и ядерная безопасность и т.д.
Сами по себе эти и некоторые другие вопросы, например, положение русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, квотные ограничения, антидемпинговые процедуры, сертификация сельхозпродукции, визовые барьеры и т.д., несомненно, важны. Россия заинтересована в их рассмотрении в интересах выработки совместных подходов. В то же время иногда может сложиться впечатление, что те, кто пытаются сфокусировать все внимание только на этих проблемах, сознательно или несознательно уводят нас от тех стратегических долгосрочных задач, на достижение которых и должны быть нацелены наши основные усилия.
Вопрос о том, когда Казахстан станет членом ВТО, должен оставаться открытым. По нашему мнению, для его адекватного решения необходимо усиление взаимодействия правительства, предпринимателей, ученых, широкое общественное обсуждение. А Министерству индустрии и торговли надо организовывать производство, а не открывать настежь ворота для импорта готовых потребительских товаров и сомнительных услуг. Нельзя заранее брать на себя обязательства по срокам вступления Казахстана в ВТО.
Нам нет надобности спешить с членством в ВТО, хотя некоторые ошибочно считают, что это показатель престижа, признак демократии и рыночности экономики. Как сказано в послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана, "создав конкурентоспособную экономику", мы "создадим конкурентоспособный Казахстан". И тогда сможем спокойно и уверенно вступать во Всемирную торговую организацию.
Что касается России, то она остается приверженной основополагающим универсальным и европейским ценностям. Главной из них, как подчеркнул недавно Президент Д.А. Медведев, является ее "окончательный и бесповоротный выбор в пользу свободы". На этой основе наша страна будет и дальше с учетом своих национальных интересов последовательно реализовывать курс на построение подлинно стратегического партнерства с ЕС.
Список использованной литературы
Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003. 142с.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.-М.:Экономика,2003. 18с.
Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации/ Учебное пособие по праву ВТО. - М.: Международные отношения, 2002. 23-37с
Новиков Р.А., Никитина Е.Н. Природоохранительные аспекты деятельности ВТО. - М.: ИМЭМО РАН, 2003. 162с.
Ситников В.О. Интеграция России в глобальную систему ВТО. - М.: Канонъ, 2003. 264с.
Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. - М.: Финансы и статистика, 2003. 227с.
Васильев И. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения, 2009.338с.
Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. - М.: Международные отношения, 2007. - 320 с.
Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: краткая информация / С.-Пб. ТПП, 2002.163-165с
Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: Экономика, 2009. - 383 с.
Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли/ Учебное пособие. - СПб.: С-Птб. Гос. университет экономики и финансов, 2006.31с