Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Древняя Япония

Древняя Япония

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

По дисциплине: «История отечественной и зарубежной культуры»

Тема: ”Культура древней Японии”.

Луганск 2000

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху

Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну

неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления

доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а

потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные

факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня

каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском

языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов

Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части

Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает

солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна

восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в

изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в

понимании её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой

капиталистической станы, которая заставляет считаться с собой и её

неординарным культурным комплексом. Предметом анализа становится данный

феномен и в самой Японии, которая видит в нём гарантии дальнейшего

успешного развития. Японская культурологическая мысль, которая не имеет

стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и существует как

поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-

демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать

объективный ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым

определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.

Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту

освоения человеком мира и нахождения ним своего культурно-образовательного

потенциала. Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру

богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности,

стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую

культуру. Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на

японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит

сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры

определённого народа. С этого времени на протяжении своего исторического

существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно

демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично

включая их в свой культурный комплекс.

Патриархальный строй (удзи), важное приобретение родоплеменных

отношений, стало главной основой социальной структуризации японского

общества. Его роль оставалась доминирующей и тогда, когда общинная

собственность на землю и орудии труда, демократический характер первых форм

власти, были вытеснены имущественными различиями, возникновением большого

землевладения и рабовладельства. Ярко иллюстрирует эти перемены появление

среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато (III

– IV ст.), который широко использовал труд рабов. Необходимо добавить, что

исторические условия развития Японии не давали возможности рабовладельцу

выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны жизни.

Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе

общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные

общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких

производителей и выделение своим привилегированным положением

профессиональные общины-роды служители культов, администраторов, военных и

других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при

дворе.

Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической

мысли, письменности существенно повлияли на её дальнейшее культурное и

общественное развитие. Процесс расклада родового устройства был

значительно ускорен введением прогрессивных форм орошения и обработки

земли, эффективных способов ремесленного производства, возникновением

чайной культуры и шелководства. Обострение классовой борьбы требовало

крепкой власти, способность сдерживать протест низов, то есть единой

централизованной державы. В результате политической борьбы знатных родов

верховный правитель племени Ямато был провозглашён императором, активно

распространялась легенда про его божественное происхождение. Вся страна,

приобретшая в это время название «Страна Солнца, что восходит», была

раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых, как и

важнейшие должности и ранги при дворе отдавались бывшим вождям и

старейшинам, для того чтобы устранить формирование оппозиции. Феодальным

кодексом Тайхорьё в 701 году были оформлены разделительная и налоговая

система, структура государственного аппарата права феодальной аристократии

относительно крестьянства и таким образов создано раннефеодальную

централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев более чем

на 500 лет. Развитие материальных основ феодальной системы вызвало

длительное существование феодальной раздробленности и численности

междоусобных войн, коней которым было положено в 1598 году в битве при

Секигахара дома Токугава, который приобрёл первенство в процессе

объединения страны. Власть перешла в руки военных. Возглавляемых Сёгеном,

владельцев наибольшего из княжеств. Правительство (сёгунат) находился в

Эдо. Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё). В

тоже время император, который был признан как номинальный суверен, жил со

своим двором в Киото на правах затворника.

В период Токугава, что длился более 250 лет, сложилась жестокая

социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне, крестьяне,

ремесленники и купцы. С 1640 года начинает проводится политика жесточайшей

изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной

целостности, Защиты от какого либо влияния Запада. К западу так или иначе

подталкивали Японию реальные процессы развития государства: укрепление

товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства,

богатые представители которого основали класс буржуазии.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота

возле берегов Японии страна открылась для внешних взаимоотношений, что,

безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических

взаимоотношений. Это вызвало протест участий служивого дворянства,

зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под

лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом Токугава.

Он завершился в 1867 году свержением сёгуната и началом так называемой

«революции Мэйдзи» («Мэйдзи» - просвещённое правление), что ликвидировало

феодальную систему и создало единое национальное государство, и

возвращённый на престол император в решении государственных вопросов

руководствовался решениями новосозданного кастово-аристократического

правительства.

Обеспечение национального единства требовало повышение престижа

императора, пропаганда исключительности японского государственного

устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма. Конституцией 1889 года

власть императора была признана абсолютной, кабинет министров подчинялся

ему полностью, несущественные демократические права декларировались только

формально. Серия победоносных войн, что поставило страну в чрезвычайное

положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой мировой

войне – под власть Японии попала не только Монжурия, Внутренняя Монголия,

но и Китай, вынуждены выполнять большинство её кабальных условий.

Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2

сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что

соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила

отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо

вооружённых сил.

Сегодня Япония – конституционная монархия, где император, «символ

государственности и единства народа», не имеет фактической власти. Роль

наивысшего органа государственной и законодательной власти исполняет

парламент.

Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон

«VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов

человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних

представлениях о мире. Это время прорыва из жестокого существования в

творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и

керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая посуда), пластика и

символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении

соответствующего космогоничного кода. Обожествление творческого акта

породило миф о творцах японской земли – супруги Идзанаги и Идзанами, о

происхождении от богини солнца Аматирасу, наиболее уважаемого божества,

рода императоров, положили начало эры мифотворчества, астральным культам.

С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта –

путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир

через чувства удовлетворения от общения с миром.

Синтаист стал чисто японской религией, которая даже после

проникновения в страну других религиозных направлений оставалась значимой,

всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя.

Соответственно в ней японцы с давних времён видели своё предназначение в

гармонизации мира. Уже в одном из ранее законодательных документов

«Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который правил в

Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило –

не действовать наперекор». Гармония заняла особое место в системе японской

культуры как главный организационный признак человеческой

жизнедеятельности. Как определяют японисты, чувство органичного слияния с

природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее

прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал, что «всё в

природе – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует всё –

от былинки до Вселенной. Убеждённый в живой связи всего со всем японец

знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и

соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более, что

родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало на

восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где царствовало

всеобщее согласие о мироустройстве благодаря активности богов и вождей.

Этот стереотип начинает, изменятся, когда иммиграция с азиатского

континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и поливного

земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии: концентрацию больших

масс людей в поселениях, появление излишнего продукта, имущественное

расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими

властными структурами. Тенденция концентрации власти, что появилась с

приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой

японской державы – Ямато, которое своеобразно соединило в себе

рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи и

Китае. Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких

явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного

культа, трансформированного в условиях нового социально-политического

устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца

Аматерассу. Уникальным культурным приобретением того времени стала

культура дотаку – бронзовых звонов, которые были священным ритуальным

предметом, связанным с культом предков. Признаки мастерства видны на

найденных в курганах погребальных аксессуаров: медных зеркал, золотых

шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебренных украшений,

высококачественных гончарных изделий больших размеров сложной конфигурации,

исполненных под влиянием континентального гончарного искусства.

Процессы классовой дифиренциации общества способствовали

формированию японской литературы, которая отделилась от фольклора, а с

появлением письменности стала самостоятельным видом художественного

творчества. Значительную роль в этом сыграла «вера в душу слова», его

магическую власть на которую издревле опиралось земледельческая обрядность.

Древнейшие из известных письменных памятников книги «Кудзики»(620

год), «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), посвящённый истории,

догматизму и ритуалу синто, демонстрирует переход обрядов, которыми

сопровождалось какая либо существенная фаза сельскохозяйственных работ, в

мифы. Кроме того, их важнейшей функцией было укрепление государственного

строя, поэтому мифологическая часть эпоса должна была дополнять

историческую, что, например, в «Кодзаки» ведёт читателя от времён

легендарного императора Дзимму до правления императрицы Суйко (593-628гг).

Последующая литературная обработка не лишила ранние эпические произведения

их первоначальных черт: последовательного изложения представлений о

мироустройстве, силы природы и общественные нормы тогдашней жизни. Общей

тенденцией этих литературных памятников является последовательный переход

от богов к героям и земным правителям; от космогонии до истории:

устанавливается прямая наследственность власти японских императоров от

богов, что позднее с политической целью широко использовалось официальной

идеологией. И всё же перед нами прекрасные образцы старинной поэзии, где

песни органично входят в прозаический текст и повязаны с ним по смыслу.

Они не имеют ещё чёткой метричной системы, характерной для классического

японского стихосложения, к тому же им присуще фольклорные формы

художественной выразительности и настоящей народной мудрости. Не случайно

мифы с книги «Кодзики» про богиню солнца Аматерасу, которая спряталась в

небесной пещере, а потом снова явила себя миру, есть не просто рассказ про

смерть и воскресенье, а фиксацией факта понимания диалектической природы

бытия. Первой литературной памяткой того времени стала великая

политическая антология «Манёсю» (вторая половина 8 столетия), что через

разнообразие текста тематики стиля песен отображало литературную жизнь того

времени в процессе его развития. Анализ данного материала свидетельствует,

что человек достиг того уровня, когда, освоившись в собственной

ментальности, стало открытым в широком восприятии наработанного в контактах

с другими народами, которые создали на континенте достаточно сложную,

развитую культуру. Открытостью способствовал поиск новых форм государства

на отмену от исторически первого его варианта – «Общества удзикабане»

(аристократы носили фамилию «удзи», что являлось знаком происхождения и имя

«кабане», что указывало на их общественное положение), где власть над

человеком как своё природное право осуществлял каждый аристократ отдельно.

Потребности дальнейшего развития общества, которое входило в феодализм,

требовали быстрейшей централизации правительственной власти. Кроме того, в

пределах государства Ямато этническое общество, которое опиралось на

кровнородственные связи и систему военной демократии, последовательно

преобразовывалось на народность, объединённую общественной теорией,

экономики, языка и культуры.

Длительная экспансия на северный восток, захват чужих земель

способствовали кристаллизации японской народности относительно тамошних

жителей – варваров и одновременно создавали новую, служивую знать, которая,

реально работая на государство оттеснила от руля старую родовую

аристократию. Сведением табелей о рангах, которые присваивались в

зависимости от личных заслуг, началось формирование бюрократической

системы, принципиально отличавшейся от системы удзикабане. Отправлением в

Китай посла и группы студентов и ученных монахов (607 – 608 года) возникает

планомерное заимствование континентальной культуры. Благоприятным фактором

для этого становится привлечение к японскому языку китайского письма

(завезенное в страну примерно в 400 году она осталась приобретением не

многих) и его широкое практическое применение. Буддизм, который проникает

в Японию одновременно с китайской письменностью и в начале там

воспринимается не однозначно, теперь имеет успех у аристократии как способ

защиты существующего режима на ряду с идеей необходимости для каждого

достичь образованности «сатори». Культура данного периода почти полностью

формируется под его воздействием.

Литература

1. «История мировой культуры. Культурные регионы: Уч. Пособие / под ред.

Л. Т. Левчука. – Киев: 1997.

2. Бродский В. Искусство Японии VI-XVI вв. // Всеобщая история

искусства. Москва 1964.

3. Иофан Н. А. Культура древней Японии. Москва, 1974.

4. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и

Африки. Москва 1982.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека