История развития музыкальных вкусов молодежи 60-70 г.
Изучение музыкальных вкусов среди населения одна, на мой взгляд, из
интереснейших тем. Конец 80-х - 90-е года пик технического прогресса. На
рядового зрителя обрушился поток неведанных ранее музыкальных технических
возможностей - магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт диски и прочее.
Необходимое техническое оснащение дает возможность даже не имеющим таланта
людям блистать на сцене, как звезды, представляя свои песни. Музыкальные
кумиры - кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни.
Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения. Потому
как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить
становление музыкальных вкусов в нашей стране в 60-70 года. Это время
зарождения новой культуры - массовой. Именно она заложила основу
современной музыкальной культуры.
60 - 70-е годы - время оживления эмпирических исследований в
области социологии искусства '. Причины здесь многообразны: прежде всего
усиленное внимание к развитию общественных наук в нашей стране,
выразившееся в ряде партийных постановлений. Далее, характерная для
гуманитарных дисциплин тенденция к использованию методов точных
наук. И, наконец, само экстенсивное развитие культуры (гигантское
распространение средств массовой коммуникации приобщило к культурным
ценностям невиданную по масштабам аудиторию) породило естественное
стремление реально измерить пульс бытования искусства в народе.
Возникло желание выяснить, что же из огромного потока выпускаемых
книг, кинофильмов, спектаклей, музыкальных произведений в
действительности предпочитается,- а что и кем отвергается и почему
это происходит; что и как воспринимается в процессе потребления
данного вида искусства, жанра, произведения; каковы факторы,
способствующие этому процессу и тормозящие его.
Очевидна необходимость подобных исследований для
конкретизации чересчур расплывчато-обобщенного и потому сегодня уже
никого не удовлетворяющего понятия советский слушатель (читатель,
зритель), а ведь речь идет о понятиях, образующих фундамент
социологии искусства. Но этим результаты эмпирических исследований -
в идеале - отнюдь не исчерпываются.
Но и здесь авторы не остаются на чисто статистическом уровне, а
осмысливают и обобщают цифровые данные, ибо видят за ними проис-
ходящие в жизни процессы '.
Эмпирическая музыкальная социология в нашей стра
не находится пока еще в стадии первоначального становления. Она
располагает весьма малым количеством надежных фактических данных, ей
предстоит период их накопления; еще меньше рабочих гипотез, частных
специализированных теорий, базирующихся на фактах или
нуждающихся в проверке эмпирическим путем. После во многом
несовершенных опытов 20-х годов (Р. И. Грубер и др.) и длительного
периода затишья во второй половине 60-х годов начинают проводиться
конкретно-социологические исследования, в той или иной мере затрагивающие
вопросы массового - потребления музыки .
Среди них заслуживает особого внимания книга ураль
ского социолога В. С. Цукермана “Музька и слушатель” (М., 1972), в
которой предпринята серьезная попытка раскрыть специфику социологического
подхода к системе “музыка - слушатель”, теоретически обосновать некоторые
вопросы методологии конкретного исследования
(оценка как инструмент познания эстетических потребностей и ценностных
ориентаций) . В основе книги - изучение музыкальных вкусов, выявление
отношения к различным музыкальным жанрам взрослого населения крупных
промышпенных городов - Свердловска и Челябинска ', причем следует особо
подчеркнуть широту охвата
материала: результаты анкетных опросов сопоставлялись
анализом статистических и других объективных данных (от социально-
демографической структуры аудитории
' ( Можно указать, например, на поднимаемую в книге
малоисследованную проблему “телесмотрения”, связываемую авторами с
определенным телевизионно-газетным типом повседневной культуры,-
проблему, в которой сталкиваются сложные, противоречивые тенденции. Об
интересе к этой проблеме свиде тельствуют конкретно-
социологические исследования уральских социологов под руководством
Л. Н. Когана (см. кн.: Телеви зионная
аудитория:структура,ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973).
концертов и оперных спектаклей до цифр продажи грам
пластинок, музыкальных инструментов и радиотоваров) .
Ценность представляют наблюдения автора над динамикой развития
музыкальной культуры населения рассматриваемого региона в 60-е годы,
зафиксированные им тревожные факты снижения удельного веса серьезной
музыки в общефилармонических концертах, нарастания
количества продаваемых пластинок с записями эстрадной музыки в
сравнении с серьезной и т. д. Автор приходит к важному выводу: само по
себе широчайшее распространение средств воспроизводения музыки
(проигрыватель и магнитофон) отнюдь не ведет автоматически к повышению
музыкальной культуры народа. Нужны целенаправленные и хорошо
скоординированные воспитательные действия.
Значение исследования снижается из-за недостатков методики
опросов (“звучащей анкете” предпочтена вербальная форма опроса, о чем см.
дальше), слабости теоретических основ (неубедительная дифференциация и
классификация музыкального материала; неточное представление о
факторах, способствующих полноценному восприятию, и т. д.) . В
результате возникает сомнение
в полной достоверности тех фактических данных, которые получены
путем анкетировапия (данные анализа объективных материалов, наоборот,
никаких сомнений не вызывают) '.
Одна из фундаментальных и сложных задач, стоящих
перед эмпирической музькальной социологией, - нарисовать реальную
картину бытования музыки в нашей стране, иначе говоря,
показать, какая музька какими группами слушателей предпочитается.
Сложность задачи заключается в том, что, видимо,
отсутствует единое основание для группировки слушателей, для их
типологии,- на формирование слушательских групп воздействует
множество порой конкурирующих факторов: от социально-
демографических (пол, возраст, род деятельности)
и социалъно-культурных (образование, ценностные установки
среды, слушатепьский опыт) до личностно-характерологических
потребность в удовлетворении субъектив
новке,
уменьшается значение исследований замкнутых аудиторий - посетителей
концерта, музыкального спектакля и т. д. (такие исследования нужны, но
в качестве дополняющих, ибо составить общую картину по ним не
возможно) . Объектом музыкально-социологического исследования
становится все население страны, ибо каждый человек сегодня -
фактический слушатель музыки.
Оставляя пока в стороне характер, качество, самый уровень
восприятия, нельзя все же не признать, что более или менее
систематический контакт с самой разнообразной музыкой (о чем дальше)
не может не способствовать выработке собственной ориентации в мире
звуков, установлению собственной, пусть не всегда осознанной шкалы
симпатий и антипатий, которая и должна быть выявлена.
Во-вторых, происходит колоссальное расширение рамок звукового
мира, в котором живет сегодня человек. Ежедневно работающие
радиостанции, значительная часть вещательного времени которых
отведена музыке (вспомним хотя бы о круглосуточной информационно-
музыкальной программе “Маяк”), фирмы грампластинок, в несколько
меньшей мере телевидение и кино включают в массовый обиход,
предназначают массовому слушателю (что и как им воспринимается -
вопрос особый) поистине безграничный поток музыки. В этом потоке есть
все: от глубокой старины до произведений, созданных буквально вчера,
от признанных вершин человеческого гения до шлягера и непритязательной
танцевальной мелодии. Правда, большая часть музыкальной продукции МК
(массовых коммуникаций), как об этом давно говорят и пишут музыканты,
представляет собой развлекательную' музыку.
Но и, остающаяся на долю серьезного искусства меньшая часть - есл
учесть масштаб работы средств МК сама по себе достаточно велика.
Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Музыка звучит не
только в качестве самостоятельного субъекта восприятия, она широко и во
все увеличивающихся масштабах (причем серьезная классическая музыка
также) используется в качестве компонента других искусств, и не
только искусств, но и в спорте, в быту, в разнообразнейших сочетаниях с
изображением и словом: от музы
кальных заставок постоянных радиорубрик до видовых и документальных
кинофильмов, от балетных постановок на
(а ведь эти потоки суммируются), представляет собой причудливое,
гевероятно пестрое чередование произведений и фрагментов,
принадлежащих различным стилям и жанрам и выполняющих самые
разнообразные функции ".,
Не менее важна другая сторона рассматриваемого явления.
При восприятии музыки через средства МК в какой-то мере
размываются и четкие границы многих жанров, основывающиеся - не в
последнюю очередь - на различии мест исполнения, исполнительских
средств и составов.-Для слушателя, лишенного непосредственных
контактов с исполняемой музыкой и зрительных впечатлений (радио,
механическая запись), отдаленного от нее в про странстве и во времени,
различие, скажем, между оперой, ораторией, симфонией, балетом -
особенно если он слушает их не целиком, а фрагментарно (и тем более
если он не знаком с сюжетом, текстом) - будет далеко не столь
существенно и безусловно, как для слушателя, воспринимающего их в
концерте или музыкальном театре. Есть
основания полагать, что гораздо большую роль здесь играет
разграничение на стилевом и языково-содержательном уровне: различие
между старинной и, условно говоря, классической музыкой, привычной и
непривычной, остроритмичной, моторной и мелодичной, созерцательной
и т. д. Во всяком случае средства МК снимают ту приподнято-
благоговейную атмосферу концертного зала, которая сама возвышает
восприятие и в которую столь легко вписывается любая музыка -
от Шютца и Могтеверди вплоть до опусов крайнего авангарда",- и,
наоборот, ярче обнажают различия самого музыкального материала.
Итак, мы приходим к выводу, что в новых условиях, создаваемых
МК, границы слушательской аудитории установить а ргiori невозможно.
" В конце концов и здесь сохраняется возможность выбора - хотя бы
в переключении или выключении репродуктора, приемника, телевизора в
ситуации резкого неприятия предлагаемого. Но в этом случае, как остроумно
заметил А. Моль в своей спорной по общим концепциям, но интересной
ценными наблюдениями книге “Социодинамика культуры” (М., 1973), как
раз пассивность слушателя нередко оказывается решающим факгором, ведущим
к “принудительному потреблению”, ниспровергательские тенденции, на службу
которым ставится круг , определить на
основании каких-либо объективных характеристик, кто на какую
музыку ориентирован (что в предыдущую эпоху специализированных
помещений и естественного разделения функций между ними, а
следовательно, дифференциации аудитории было вполне достижимо) .
Разумеется, в области массовых вкусов нет недостатка в
разнообразных суждениях и умозаключениях, вроде, например, такого:
сегодня происходит дифференциация слушательских
групп на две полярные категории - слушателей серьезной и
слушателей развлекательной музыки, и между этими категориями весьма
мало точек соприкосновения. Но решительность, с которой
высказываются подобные суждения,- увы! - не может превратить их в
твердо установленные факты, не говоря уже об условности и порой
зыбкости критериев деления всей музыки на серьезную
и развлекательную. Дифференциация слушательской аудитории сегодня
- сложная проблема, которую не решить без эмпирическых работ, без
экспериментов и теоретического обсуждения.
Поэтому, с точки зрения Э. Алексеева, приступая к конкрет
ным музыкально-социологическим исследованиям массового
музыкального потребления, нужно исходить из приведенных выше
положений, которые можно, очень упрощая, кратко изложить в виде
тезисов: 1) каждый сегодня может услышать все, 2) наслушанность
человека в мире музыки шире его осведомленности в этом мире.
В зародившейся музыкальной массовой культур социологи 60-70 годов
уже отмечали резкий упад интереса к классической серьезной музыке,
возросшие потребности слушателя (зрителя) к музыкальным исполнениям. Это
связано и с пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими
возможностями ( телевидение, радио). Изучение музыкальных вкусов населения
продолжается.
Литература:
1. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов
- Э Алексеев “ Вопросы социологии искусства”1979
2. Сохор А. Социология и музыкальная культура, М. 1975