Контркультура
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на
феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке
возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как
периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.
К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и
культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение
данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой
культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления
и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки
которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.
Термин «контркультура» используется для обозначения социально-
культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.
Внимание современных культорологов на проблеме контркультуры
удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне
антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном
мировосприятии последующих десятилетий. Сами молодежные движения после
своего пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал
утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации.
Однако жизненные ориентации, приобретенные молодежью в процессе борьбы с
истеблишментом, не исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной культуры
Запада.
Молодые бунтари, выступив против державных установок западной
культуры, противопоставили им собственные ценности, и что же? С одной
стороны, есть основания говорить о том, что новые ориентации растворились в
лоне господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав в
себя множество новых компонентов, предстала во многом иной.
Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии
понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для
обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным
принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно
отождествляется с западной молодежной субкультурой 6-х годов, отразившей
критическое отношение к современной культуре и отвержение её как «культуру
отцов».
Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960г.,
отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит
американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить
различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в
некий относительно целостный феномен – контркультуру. Кто такие хиппи,
теперь более или менее известно. Что касается «разбитого поколения», то
Джек Керуак был первым писателем, который сформулировал новые духовные
ориентиры молодежи.
Битничество зародилось в 1944-1945 гг., когда встретились вместе Джек
Керуак, Уильям Берроуз Аллен Гинзберг. Познакомившись, писатели стали
экспериментировать с такими понятиями, как «дружба», «новое видение»,
«новое сознание». Родиной «поколения разбитых» оказалась Калифорния. Этот
социо-культурный полигон Америки дал миру спустя десятилетия Джимми
Хендрикса и Дженнис Джоплин, «Грейтфуд Дэд», «Джефферсон Эйрплейн» и
психоделический рок. Калифорния стала местом съемок культового фильма
безумных 70-х «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони. Сан-Франциско
превратился в культурную столицу Тихоокеанского побережья США.