Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг.
КОСТЮМЫ ИТАЛЬЯНСКОГО РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1420-1490 гг.
Костюм является не только средством защиты от непогоды, но и знаком,
символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на
национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное
положение и возраст, и с течением времени число сообщений, которые можно
было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой
костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений,
увеличивалось. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например,
брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем, и есть ли
у нее дети. Но расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто
принадлежал к тому же сообществу людей, так как усваивались они в процессе
каждодневного общения. В каждую историческую эпоху каждый народ вырабатывал
свою систему символов, которые с течением веков эволюционировали под
влиянием культурных контактов, совершенствования технологии и расширения
торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм широко и
почти мгновенно реагирует на события в жизни народа, на смену эстетических
и идеологических течений в духовной сфере. Для того, чтобы обрели плоть
замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда
длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях
раскрывается глубинная сущность народной жизни.
Италия сумела, вопреки воздействию различных направлений моды,
сохранить свой собственный вкус и в покрое одежды, и в сочетаниях красок.
Этому особому статусу итальянской одежды долгое время благоприятствовало
существование на территории Италии многочисленных замкнутых городов-
государств: в их стенах вырабатывались определенные типы покроя и отделки,
по которым современники могли сразу же узнать ломбардскую, венецианскую,
тосканскую или умбрийскую работу. С усовершенствованием техники ткачества
возросло потребление дорогих тканей. С XV века местные мануфактуры,
особенно в Лукке, Венеции, Генуе, Флоренции и Милане, начинают в изобилии
вырабатывать парчу, узорчатый шелк, разрисованный цветами бархат, атлас и
другие великолепные, богатые красками ткани. После 1450 г. появляется
тканый узор в виде цветов граната, который – в разных вариациях –
становится наиболее излюбленным.
При всем многообразии узоров и красок итальянцы умели придавать своей
одежде простую и гармоничную форму и носить ее с естественной грацией. В
особенности это относится к женской одежде того времени. Все броское и
вызывающее итальянки отвергали. Основным головным убором была sella
(«седло») с двумя верхушками – разновидность французско-бургундского
«двурогого» чепца из золотой парчи или иной дорогой ткани, украшенная
жемчугом или драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом. Но нередко все
головное украшение составляли только изящно уложенные косы или локоны,
переплетенные тонкими нитями жемчуга, похожие на филигрань сетки-чепцы и
повязки или маленькие овальные шапочки на затылке (berretta), перевитые
лентами. Любимым украшением была также гирлянда – широкий венок из цветов.
Особенно сильное впечатление (тонко гармонирующее, однако, с нежными и
строгими очертаниями целого) производил высокий, совершенно открытый лоб,
искусственно увеличенный за счет удаления части волос спереди, а также
бровей.
Поверх простого нижнего платья с длинными рукавами надевалась более
элегантная cioppa – высоко подпоясанная, светлая, украшенная богатым узором
верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными
рукавами.
В мужской одежде заимствований несколько больше. В наибольшей мере
подверглась чужеземному, то есть бургуднско-французскому, влиянию Северная
Италия, особенно Ломбардия и Венеция. Молодые люди в первую очередь
отдавали предпочтение короткой, тесно прилегающей одежде ярких расцветок.
Однако в остальной Италии все еще остается влиятельной античная традиция,
особенно если речь идет о форме и покрое одежды и о манере ее носить. Так,
например, в XV в. члены магистратов и сановники большей частью носили
длинную верхнюю одежду со складками, с очень широкими рукавами; нередко
встречался также солидный просторный плащ. Наибольшее распространение
получили длинный, до пят, открытый спереди подпоясанный кафтан с коротким
стоячим воротником и узкими рукавами, а также более короткие кафтаны со
сборчатыми полами.
В качестве нижней одежды служила плотно прилегающая короткая куртка. К
полам которой прикреплялись паголенки. Поверх этой куртки наиболее охотно
носили верхнюю одежду с короткими или более длинными собранными в складки
полами с поясом или без него, часто с меховой оторочкой.