Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Культура Белоруссии и России 19-20 века

Культура Белоруссии и России 19-20 века

Содержание

1. Введение

2. Материальная и духовная культура

3. Школьная реформа

4. Профессиональное обучение

5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения

6. Книжная и периодическая печать

7. Искусство и архитектура

. Развитие белоруской литературы

. Становление национального профессионального театра, музыкальная

жизнь

. Изобразительное искусство

. Архитектура

12. Заключение

13. Литература

14. Рисунки

Введение

При изучении Белоруссии нового и новейшего времени особенно большое

значение имеют статистические источники, к которым относятся земельные

исследования, военно-коньские переписи, списки фабрик и заводов, адрес-

календари и т.д. Среди них наиболее наиболее известными являются: “Первая

всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года”, “Ведомости

фабрик и заводов”, материалы переписи промышленных предприятий начала 20в.,

всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 и др.

Одним из наиболее важных исторических источников по истории древней

Белоруссии являются русские летописи, в основе которых лежит “Повесть

прошедших времен”(12в.). Частично дополняют “Повесть прошедших времен”

Лаврентьевский, Ипатовский, а также Радзивиловский летописи, в которых

имеются данные о городах, скульптуре, княжеских династиях и т.д.

Мемуаристика новейшего времени представлена многочисленными

воспоминаниями участников Октябрьской революции, гражданской войны,

коллективизации, второй мировой войны и т.д.

Многочисленную группу исторических источников складывают литературные

произведения. Развиваясь в тесной связи с гражданской жизнью, чувствовав

влияние времени, они являются специфической формой выявления духовной жизни

народа.

В 20в. начался переход к белорусской литературе нового времени,

который нашел отпечаток в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, Ф.Багушевича,

М.Лучина и др. Произведения Я.Купалы, Я.Колоса, М.Багдановича, Тетки и др.

белорусских писателей начался в 20в. – свидетельство бурного революционного

времени, который и возвысил широкие колеса белорусской народности к

активной политической деятельности.

Белорусская культура 20-80г.20в. ярко отобразила всю сложную,

временем трагическую историю советской действительности. В период нового и

новейшего времени белорусской истории важная значение имела периодическая

печать, которая стала сильным средством информации и организации народного

сознания. Согласно политическим позициям она делится на несколько групп:

Правительственная (“Губернские ведомости”); Консервативная (“Епархиальные

ведомости”); Демократическая (“Минский листок”, “Наша нива”) и т.д. С

1863г. на Белоруссии началась история нелегальной печати. Она связана с

именем К.Калиновского, который в ходе восстания 1863-1864г. выдавал первую

белорусскую нецензурную газету “Мужицкая правда””.

Периодическая печать Белоруссии новейшего времени отличается большим

разнообразным политическим спектром и распространением правдивой и

альтернативной информацией о событиях и фактах в жизни нашей республики и

за границей.

Материальная и духовная культура

В связи со слабым развитием профессионального искусства главную среду

духовной культуры белорусской нации периода формирования капитализма и

складывали народные формы искусства, традические обряды и обычаи.

Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия

календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр,

лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады

разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и

положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам

и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор.

Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа

-–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое

отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В

театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на

дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и

частушки.

Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном

изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные

вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели

распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы,

соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление

в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба,

квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного

ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также

использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и

разрисованные планки, фризы, конки.

Школьная реформа

Требования капиталистического развития, усиление общественно

политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая

способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы

для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о начальных

народных училищах 1864г. было разрешено государственным заведениям и

частным особам открывать начальные школы “для усиления среди народа

религиозных и моральных понятий и распространении первоначальных полезных

знаний”. В этих школах детей учили письму и четырем действиям арифметики,

большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям. Для усиления

административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора народных

училищ, а в 1874г. – директора народных училищ.

Устав гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4,5,6-х

классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за учение

фактически закрывала доступ к среднему образованию представителей широких

слоев населения. Мужитские гимназии делились на классические и реальные.

Выпускники классических гимназий могли поступить в университет без

экзаменов, а выпускники реальных гимназий – по конкурсу в технические

учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый устав гимназий, который

предусматривал открытие только классических гимназий. Период учения в них

увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища, где

термин учения укорачивался с 7 до 6 лет. Право поступить в технические

высшие учебные заведения могли только те, кто окончил седьмой

(дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние учебные

заведения церковного ведомства – духовные семинарии.

В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в подчинение

Министерства народного просвещения. В деревнях были ликвидированы школы

Министерства государственных имуществ, участвующих контор, школы помещиков,

православного и католического духовенства. Были закрыты дворянские частные

училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в

деревнях стали народные училища. По положению 1872г. создавались городские

училища, выпускники которых не могли поступать в средние учебные заведения.

При церковных приходах существовали частные приходские одно и двухклассные

школы дореформенного типа, а также двух, трех, четырехклассные мужские и

женские училища церковного ведомства.

Вместе с тем осуществление школьной реформы на Белоруссии совпала с

проведением жесткого курса в политике царизма после подавления восстания

1863-1864г. За участие преподавателей, студентов и учащихся в востании были

закрыты Горе-Горетский земледельческий институт, Новогрудская гимназия,

Свислочская и Молодеченская прогимназии. Были ликвидированы польские школы

и почти все частные училища как “рассадники полонизации”. В школах

запрещалось преподавание польского языка. Всем преподавателям и учителям

было приказано заботится о том, чтобы в стенах учебных заведений

разговорным языком был русский.

Несмотря на жестокий курс политики российского правительства в

области образования, а так же материальные трудности (одна школа

приходилась на 8-10 деревень, большая часть размещалась в непригодных для

занятий крестьянских домах, парт на всех учеников не хватало, учебных

пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не имели и т.д.),

выносливость белорусского населения к учению детей была большая.

В 1881-1889г. количество народных училищ в Белоруссии сократилось с

1198 до 999, одновременно было открыто 5814 церковно-приходских школ и школ

грамоты.1

1. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

Были приняты меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из

нижних слоев. Летом 1887г. выпущен циркуляр, который в среде прогрессивной

общественности получил название циркуляра “о кухарских детях”.

Средние учебные заведения находились в больших городах Белоруссии, в

них учились дети в основном представителей привилегированных слоев. В

1868г. на территории Белоруссии работали 6 мужских и 4 женских гимназии, 2

прогимназии, 4 духовных семинарии и Полотский кадетский корпус1. В них

насчитывалось 3265 учасщихся2 . Из всех средних учебных заведений только

мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие

учебные заведения. Остальные учебные заведения таких прав не имели, их

выпускники занимали служебные должности.

В 70-е г. были открыты реальные училища в Пинске и Минске, в 1885г. –

в Могилеве. В 1898г. количество средних учебных заведений в Белоруссии

увеличилось до 20, в них училось 5000 человек3.

В начале 20в. в системе школьного образования Белоруссии произошли

новые изменения. Уменьшилось количество школ церковного ведомства и вместо

церковно-приходских школ открывались народные училища. В начальных школах в

1911г. училось только 18,4% детей школьного возраста4. Городские училища

были переделаны в высшие начальные училища – 4-х классные образовательные

школы повышенного типа. Увеличилось количество средних учебных заведений

(полных и не полных): в 1914г. их насчитывалось 88133 государственных и 55

частных из 31,5 тысяч учащихся5.

1 “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

2. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

3. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

4. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

5. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,

стр.392

Профессиональное обучение

Возникновение средних и низших технических училищ относится к 60-м г 19в. В

1889г были выработаны уставы трех основных типов промышленных училищ:

средних и низших технических и ремесленных училищ. К разряду низших

технических училищ относились железнодорожные училища. в 1893г возник новый

тип промышленных -технических учебных заведений – школа ремесленных

учеников, а в 1895г был выработан тип нижней ремесленной школы.

Нижние сельскохозяйственные школы разделились на общие и специальные.

К профессиональным учебным заведения относились медицинские училища,

художественные классы, вечерние профессиональные курсы, музыкальные

училища. С 1865г. начал свое существование и такой тип профессиональной

подготовки, как ремесленные классы и отделения при всеобщей образовательной

школе.

Эти разнообразные типы профессиональных школ подчинялись разным

государственным учреждениям. Большинство из них принадлежало Министерству

народного образования. Министерство земледелия контролировало

сельскохозяйственные и лесные щколы, Министерство финансов – коммерческие,

художественно промышленные заведения, Министерство путей сообщений –

технические железнодорожные училища, Министерство юстиции –

земледельческие.

Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на территории

Белоруссии одним из первых профессионально-техническим учебным заведением

было Горатское ремесленное училище, открытое в 1872г. на базе Горатского

механического завода.

Большинство промышленных школ Белоруссии было открыто в конце 80-х

начале 90-х годов, что вызвано широким строительством лесопильных и

кирпичных заводов, спичечных и фанерных фабрик. В 1890г. начало свое

существование Александровское ремесленное училище в Гродно для подготовки

столяров, слесарей, кузнецов.

В связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878г. открыто

Гомельское техническое железнодорожное училище. Срок обучения длится до

пяти лет. Получив квалификацию рабочие направлялись в ремонтные мастерские

Либово-Роменской железной дороги.

Продолжало Горатское земледельческое училище, среднее

сельскохозяйственное учебное заведение открытое еще в 1840г. Обучение здесь

включало общеобразовательные и специальные предметы, а также множество

практических занятий по ботанике, метеорологии, геодезии, зоологии,

анатомии, цветоводству. Училище имело свою библиотеку, ботанический сад,

пасеку, животноводческую ферму. При училище действуют землемерные классы.

Переделанные в 1909г. в средние землемерно-аграрные училища.

В 1878г. была открыта Марьиногорская казенная сельскохозяйственная

школа. Она относилась к общим низшим сельскохозяйственным школам первого

разряда. При школе имелась ферма в размере 150 десятин земли. В

животноводческом хозяйстве разводились племенные животные. Одной из целей

существования школы, вместе с подготовкой специалистов. Было

распространение среди крестьян передовых методов ведения сельского

хозяйства. За участие в сельскохозяйственной выставке, организованной

Минским сельскохозяйственным товариществом, Марьиногорская школа была

награждена золотой медалью.

В Белоруссии существовал ряд специальных сельскохозяйственных школ:

Зеновьевская школа садовых рабочих (Могилевский уезд), Практическая школа

скотоводов в поместье Лявки, Ждановичевская женская школа молочного

хозяйства, Бобруйская школа садоводства, огородничества и хмелеводчества,

Полодская низшая лестна школа и др.

Сельскохозяйственное образование осуществлялось и путем организации

курсов, классов, лекций для желающих получить некоторые сведения по разным

отраслям сельского хозяйства.

В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные

заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы.

Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы

и курсы швейного мастерства.

Подготовка среднего медицинского персонала происходила в ветеринарно-

фельдшерских школах. С 70-х годов 19в. существовали Могилевская, Витебская,

Гродненская повивальные школы, Могилевская центральная фельдшерская школа.

В начале 20в. возникла в ветеринарно-фельдшерских школа Минского

губернского уезда, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске,

повивальная школа в Гомеле, частная зубоврачебная школа в Минске.

Во второй половине 19в. в Белоруссии была положена основа

педагогическому образованию. В итоге проведения школьных реформ 60-х г.

увеличилась сеть начальных народных училищ, что вызвало необходимость в

педагогических кадрах. Для их подготовки сделаны педагогические учебные

заведения – учительские семинарии. Молодеченская педагогическая семинария,

первая в Белоруссии и вообще в Российской империи, начала свою деятельность

осенью 1864г. В 1872г.была открыта Молодская учительская семинария, 1874г.

Несвижская, 1876г. Свислогическая семинария. В начале 20в. открыта также

Борисовская, Бобруйская, Гомельская, Оршанская, Рогачевская, Мстиславская и

Городская учительские семинарии.

Проблему подготовки учителей должно было решить и создание

педагогических институтов. Первый педагогический институт на территории

Белоруссии был открыт в 1910г. в Витебске. В 1913г. начались занятия в

Могилевском, а в 1914г. в Минском педагогическом институтах.

Общеобразовательная подготовка выпускников педагогических институтов

была ниже, чем учащихся гимназий и реальных училищ. Поэтому пединституты не

только не являлись высшим учебным заведением, но и не пользовались правами

средней школы: их выпускники не имели права поступать в высшие учебные

заведения.

Для скорейшей подготовки учителей Министерство народного образования

создавали при высших частных училищах двулетние педагогические курсы.

Учителей для церковно приходских школ готовили церковные-педагогические и

второкурсные педагогические школы, духовные семинарии и женские

епархиальные училища, что принадлежали духовному уезду.

Высших учебных заведений на территории Беларуси не было. Официальные

власти неоднократно уклоняли ходатайство общественности о закрытии в

Беларуси университета или политехнического института.

Таким образом, профессиональное образование на территории Беларуси

развивалось быстрыми темпами. Первые низшие профессиональные школы,

ремесленные классы и отделения при общеобразовательных школах.

Разнопрофильные и разнотипные профессиональные учебные заведения готовили

квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского

хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям

социльно-экономического и культурного развития страны.

Научные исследования истории Беларуси, быта и культуры ее населения.

После восстания 1863-1864 г.г. возрос интерес прогрессивной

интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси.

По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные

центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в

которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А.

Шахматов, А.И.Соболевский, М.А.Янчук.

В 60-70 г.г. 19 в. изучение Беларуси постепенно стало делом местной

интеллигенции, начали формироваться регионные этнографические центры. Одним

из таких центров – Юго-Западное отделение Русского географического общества

– находился в Вилне. Оно имело в своем составе более трехсот членов. Они

осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали

фольклорно-этнографические и археологические материалы. За время

существования отделения вышли из печати 4 книги “Записок”, в которых

опубликовано 12 работ, посвященных быту, культуре и устно-народному

творчеству белорусов.

В 1902 г. по инициативе Е.Р.Романова в Могилеве было образовано

общество по изучению белорусского края (в 1913 г. переименовано в общество

по изучению Могилевского уезда) и Историко-этнографический музей. В 1908 г.

в Минске был организован церковный историко-археологический комитет,

который выдавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 г была

образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на

изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского

края. Члены комиссии опубликовали ряд книг. В связи со столетием войны 1812

года комиссия организовала сбор средств на памятник воинам, которые погибли

на витебской земле. Памятник был поставлен в Витебске на берегу Западной

Двины.

Основаное в Минске в 1919г. Общество любителей природоведения ,

этнографии и археологии изучала Минскую обл., проводила исследования рек на

Полесье.

Одним из первых крупных исследователей Беларуси был учитель

И.И.Носович. В 1852-1869 г.г. он напечатал несколько сборников белорусских

поговорок и загадок, а в 1873 – собранные им “Белорусские песни”. Основная

работа И.И.Носовича, которой он отдал 16 лет, - “Словарь белорусского

наречия”, выпущенная в 1740 г. в Санкт-Петербурге.

Прекрасным исследователем бел. этнографии и фольклора является учитель

народных школ Витебска М.Я.Никифорский. Первая его работа была “Очерки

Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта

белорусов. М.Я.Никифорский является автором самой большой работы по

материальной культуре белорусов 19 в. – “Очерки просто народного жития-

бытия в Витебской Беларуси и описание предметов обихода” (этнографические

вести). Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды,

привычки и веру.

Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога

Е.Р.Романова, учителя и инспектора народных училищ. Он опубликовал около

200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько

этнографических экспедиций по Беларуси, во время которых собирались

материалы для “Белорусского сборника” - отдельной экспедиции материальной

культуры белорусов дореволюционного времени.

Значительный вклад в изучение бел. этнографии и фольклора внесли

учителя русского языка Новогрудского дворянского училища М.А.Дмитриева,

педагога Ю.Ф.Крачковского, сотрудника Витебского статистического комитета

А.М.Семянтевского, П.Ф.Шейна, М.Федоровского, А.Я.Богдановича и др.

В начале 20 в. новым вопросом в бел. этнографии стало изучение

материальной культуры и производительной деятельности населения. Делались

первые попытки научного анализа собранных материалов. Выводы своей

многолетней работы в области бел.лингвистики, этнографии и фольклористики

были опубликованы в 1905-1922 г.г. в трехтомнике (7 книг) “Белорус”, к

которому и сегодня обращаются научные и политические деятели.

Для изучения природных богатств Беларуси в 1910 г. была открыта

Беняковская сельскохозяйственная станция (Гродненская область), в 1913 г. –

Минская болотная станция.

Книжная и периодическая печать.

Буржуазная реформа 60-х годов 19 в. не изменили коренного положения в

отрасли печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от предыдущей цензуры

освобождали только столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги

объемом более 100 печатных листов. Все иллюстрированные сатирические

выпуски и вся провинциальная печать оставались по-прежнему под цензурой. В

1882 г. был принят закон, согласно которому пресса становилась в полную

зависимость от самовладения чиновников.

В 60-80 г.г. 19 в. в местных изданиях Беларуси выходили исключительно

религиозная и богословная литература, грамматики и азбуки, небольшие

сборники стихов. Книги выпускались главным образом на русском, еврейском и

польском языках, несколько книг в год выходило на литовском языке. На бел.

языке за эти года в стране не было выпущено ни одной книги.

Периодическая печать в Беларуси была представлена только официальными

органами. Среди них “Губернские ведомости”, которые выдавались за казенную

плату губернскими управлениями пол присмотром вице-губернаторов.

“Губернские ведомости” не имели широкой признательности у читателей среди

местного населения. “Епархиальные ведомости” предназначались для

православных праздников, преподавателей и учащихся духовных училищ и

семинарий. Их издание было вызвано борьбой православной церкви с

католической, после восстания 1863-1864 г.г.

В стране также выходила газета “Виленский вестник”, редактором которой

являлся известный этнограф А. Киркор. Газета выражала интерес той части

партии “белых”, которая надеялась достигнуть своих целей мирными средствами

– путем разговора с царизмом. Такая позиция газеты устраивала большинство

местных помещиков, которые и сложили основную массу ее подписчиков.

На страницах журнала “Вестник Зап.России” (редактор-издатель К. Говорский),

как и др. официальных периодических изданий, восхваляли царизм и

православную церковь, защищали шовинизм местной администрации и все ее

мероприятия по расширению русского влияния в стране, осуждалось восстание

1263-1264 г., искажались его идеи и действующие силы. Экскурсы в историю,

материалы по этнографии и культуре Беларуси, которые размещались на

страницах официальных органов, в своем большинстве утверждали, что Беларусь

и белорусы не имеют права на самостоятельное политическое и культурное

развитие.

В 1886 г. началось издание в Беларуси первой легальной, не зависимой

от правительства, литературно-политической газеты “Минский листок”. С 1902

г. она выходила под названием “Северо-Западный край”. В “Минском листке”

сотрудничали поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Я.Богданович, М.Я.Янчук,

М.В.Довнар-Запольский и др. На страницах газеты печатались материалы и

исследования по этнографии, фольклору и истории Беларуси, стихи белорусских

поэтов на родном языке, критические взгляды на произведения литературы и

искусства 19 века.

В 90-е г. 19 века началось некоторое оживление подцензурной

белорусской печати. Поэма “Тарас на Парнасе”, например, трижды

переиздавалась в Витебске, дважды в Гродно и Могилеве. В 1900-1905 гг.

вышли из печати маленькие книжечки: “Вязанка” Я.Лучины, “Калядное писание

1904г.”, “Великодное писание” и “Переложение некоторых басен Крылова на

белорусское наречие” М.Косиля.

В 1906 г. в Петербургском издании “ Заглянет солнце в наше оконце”

были выпущены: “Белорусский букварь, или Первое научное читание” и “Первое

читание для детей – белорусов”, напечатанные кириллицей и латиницей. Затем

издательство начоло выпуск серии книжек “Белорусские песняры”, за изданием

которой вышел сборник стихов “Дудка белорусская” и “Смут белорусский”

Ф.Богушевича, “Жалейка” Я.Купалы. Петербургский комитет по делам печати

начал криминальное превледование издательства.

В 1908-1914 гг. на книжный рынок поступили белорусские издания

семидесяти названий общим тиражом 226.000 экземпляров1.

Революция 1905-1907 гг. вызвала оживление периодической печати.

Появилось множество новых газет и журналов разных политических направлений.

Наиболее значительными местными буржуазно-либеральными изданиями были

“Северо-Западный голос”, “Свободное слово”, “Голос провинции”, “Окраина” и

др.

Октябрьско-черносотенная печать Беларуси была представлена

“Белорусским вестником”, “Минским словом”, “Крестьянином”, “Северо-Западной

жизнью” и др. изданиями. Характерным отличием права и прессы являлись

антипольские и антиеврейские выступления, непризнание белорусской нации.

В годы революции местные социал-демократические организации издавали

нелегальные газеты “Листок полесского комитета РСДРП”, “Листок Северо-

Западного союза РСДРП”, “Минский летучий листок”, “Солдатская жизнь” и др.

Для пропаганды своих идей Минская большевистская группа использовала газету

“Северо-Западный край”.

1 сентября в Вильно вышел первый номер еженедельной газеты на

белорусском языке “Наша доля”, которая издавалась группой деятелей

Белорусского социалистического общества. Пять из шести номеров этой газеты

были конфискованы, на шестом номере ее издание остановлено. Решением

судовой палаты в январе 1907 г. издание “Нашей доли” окончательно

запрещено.

3 сентября 1906 г. в Вильно начала выходить газета “Наша нива”.

1. “История Беларуси” Я.К.Новика и Г.С.Марцуля, ч.1,Мн1998,стр.401.

Развитие белорусской литературы.

В другой половине 19 века начался новый этап в развитии белорусской

литературы, обусловленный новыми явлениями в социально-экономической и

политической жизни. Заканчивался период исключительно полуанонимного

нелегального развития литературы. Писатели постепенно преодолевали узкое

фольклорное описание, становились на путь создания развитой литературы. Шел

процесс ее жанрового обогащения, усовершенствование стихописания.

Значительный след в развитии белорусской литературы оставило восстание

1863-1964 гг. Широко распространялись ананимные “разговоры”, сложенные

деятелями польского национально-вызволительного движения, адресованные

белорусским крестьянам, и посвященные критике социальных порядков в царской

России. Ярким примером художественной революционной публицистики является

газета К.Калиновского “Мужыцкая правда” и “Письмо из-под виселицы”.

Используя фольклорную символику и традиционную форму народных “разговоров”,

автор “Мужыцкой правды” призывал крестьян к борьбе за лучшую долю.В “Письме

из-под виселицы” К.Калиновский прощается со своим народом перед наказанием

смертью и высказывает веру в то, что народ еще поднимется на борьбу.

Белорусская литература демократического направления в это время

обогатилась рядом новых ананимных произведений-стихов, “разговоров”,

которые ярко отображают революционно-демократическое настроение нироких

масс белорусского крестьянства. Примером является “Дядя Антон, или Разговор

обо всем, что болит, а почему болит – не знаем”. Она написана живым родным

языком, в реалистической манере.

Традиции начала 60-х гг. продолжили Ф.Богушевич, А.Гуринович,

Я.Лучина, которые пришли в литературу в конце 80-х – начале 90-х гг.

Пиком развития белорусской литературы другой половины 19 века стало

творчество Ф.Богушевича. В 1891 г. в Кракове выдан его первый сборник

“Дудка белорусская” под псевдонимом Мацей Бурачок. В 1896 г. за границей

под псевдонимом Сымон Ровка и-под Борисова появился сборник “Смык

белорусский”, К этим сборникам Ф.Богушевич писал предисловия, где старался

пробудить национальную сознательностьбелорусского народа. Он первый из

белорусских писателей обвестил существование белорусского этноса и выделили

самостоятельность белорусского языка. Центральная тема творчества

Ф.Богушевича – жизнь зависимых крестьян, их поиски справедливости и выхода

из социального беспредела. Начинальник критического реализма в белорусской

литературе, Ф.Богушевич через демократическую поэзию и публицистику

положительно влиял на своих современников – Я.Лучину и А.Гуриновича.

В творчестве Я.Лучины нашди отражение любовь к белорусскому

крестьянству, стремление видеть его образованным и счастливым. Лирическое

стихотворение является основным жанром его творчества на белорусском языке.

Стихи Я.Лучины были посмертно собраны в сборнике “Вязанка”, вышедшем в 1903

г.

Литературных произведений А.Гуриновича сохранилось очень мало. За

революционную деятельность поэт был арестован царскими властями. В своих

лирических и ситирических стихах он основное внимание уделял показу жизни

белорусского крестьянства, призывал его к борьбе. Произведения А.Гуриновича

были выпущены только посмертно.

На лучшие достижения литературы второй половины 19 века, на традиции,

заложенные К.Калиновским, Ф.Богушевичем, Я.Лучиной, А.Гуриновичем,

опиралась новая белорусская литература начала 20 века. Развивалась она

также и под влиянием русской, польской и украинской литературы. Именно в

начале 20 века белорусская литература приобрела черты развитой литературы с

разнообразными жанрами и стильными направлениями.

Новые темы, мотивы и образы принесла в белорусскую литературу Тетка.

Ее книги революционных стихов “Скрипка белорусская” и “Крест на свободу”

стали первыми оригинельными сборниками белорусской поэзии 20 века. Тетка

оказалась одной из начинателей повествовательного жанра. Она писала

хрестоматию “Первая хрестоматия для детей-белорусов”, выступала как

публицист, исследователь истории белорусского народного театра.

Как народный поэт, один из основателей белорусской литературы и

белорусского литературного языка, национальной школы перевода вошел в

историю Я.Купала. Первое его стихотворение “Мужик” было опубликовано в мае

1905г., а первый сборник стихов Я.Купалы дореволюционной поры – “Путем

жизни” – был выпущен в 1913г.

Героико-романтические поэмы Я.Купалы “Курган”, “Бондаровна” выделили

его как создателя классического национального эпоса. Пьесы Я.Купалы

“Павлинка”, “Раскиданное гнездо” представляют собой самое высокое

достижение славянских литератур. Он сделал перевод произведений

Н.Некрасова, И.Крылова, А.Мицкевича, Т.Шевченки. Значение творчества

Я.Купалы заключается в том, что он поднял белорусскую литературу на

сравнительно высокий уровень и своим творчеством и общественной

деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного

языка.

Вместе с Я.Купалой основателем новой белорусской литературы и

литературного языка стал Я.Колас. Первое стихотворение “Песни-жалобы” было

опубликовано в 1910 г. В своей общественной лирике Я.Колас часто

возвращается к крестьянину, старается пробудить его сознание. В 1912 г.

вышел первый сборник его прозаических произведений “Рассказы”, а в 1914г. –

“Родные явления”, куда вошли хрестоматические сегодня рассказы “Неманов

дар” и “Молодой дубок”, Я.Колас начал создание своих классических поэм

“Новая земля” и “Сымон-музыка”. Дооктябрьское творчество поэта – настоящая

художественная летопись жизни белорусского народа.

Единственный поэтический сборник “Венок” принадлежим М.Богдановичу,

однако он дал поэту занять значимое место в белорусской литературе.

М.Богданович обогатил белорусскую лирику новыми темами, образами и формами.

Для его лирики было характерно углубление во внутренний мир героя,

философские раздумья. Кроме стихов, М.Богданович писал прозаические

произведения, литературоведческие и публицистические статьи.

В белорусской литературе 20 века раскрылись творческие способности

М.Горецкого, З.Бедули, Т.Гартного, К.Каганца и др. Новая белорусская

литература начала находить признание в соседних, прежде всего, славянских

народах, стала постепенно включаться во всемирный историко-литературный

процесс.

Становление национального профессионального театра. Музыкальная жизнь.

В формировании белорусского профессионального театра большую роль

сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В

белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а

также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели

возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов

М.Савиной, П.Арленева, М.Ходотова, В.Комиссаржевской. Разнообразный

репертуар русских драматических коллективов складывали не только пьесы

развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и

отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались

произведения Н.Гоголя, А.Грибоедова, А.Островского, А.Чехова и др. русских

драматургов. Успешно гастролировали по Беларуси украинские театры

Н.Старицкого, Н.Крапивницкого. Приезжали также польские театральные

коллективы.

Под воздействием выступлений профессиональных театров в белорусских

городах и местечках образовывались любительские театральные коллективы. В

Минске на сцене Дворянского собрания профессионалы и любители ставили

произведения русской, украинской и зарубежной драматургии. 5 июня 1890 г. в

городе был открыт постоянный театр (теперь помещение театра имени Янки

Купалы). В этом же году в Минске было образовано Общество любителей

искусства. В среде белорусской интеллигенции постепенно формировалась идея

о необходимости образования белорусского национального театра

профессионального типа.

Подъем белорусского национально-освободительного движения, рост

национального самосознания белорусского народа, появление новых значимых

произведений белорусской драматургии способствовали в начале 20 века

образованию многочисленных музыкально-драматических кружков и организаций,

так называемых белорусских вечеринок. На вечеринках обычно выступали хоры,

танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы.

На первоначальном этапе своей деятельности участники вечеринок столкнулись

с нехваткой белорусских пьес, поэтому они ставили драматические

произведения русских, украинских авторов. Репертуар вечеринов квлючал также

пьесы “Павлинка” и “Примаки” Я.Купалы, “Антон Лата” Я.Коласа, “Модный

шляхтич” К.Каганца.

На традициях белорусских вечеринок возникла Первая белорусская труппа

Игната Буйницкого – настоящий театр профессионального типа. Значимое место

среди деятелей белорусской культуры заняла особо ее создателя. Землемер по

профессии, тесно связанный с простым народом, действительно патриот,

И.Буйницкий на свои личные средства образовал труппу в собственном поместье

Полевачи в Десинском уезде. В 1907 г. закрепился постоянный состав

участников этого коллектива, а в 1910 г. после участия Первой белорусской

вечеринки в Вильно театр И.Буйницкого стал профессиональным.

В репертуаре Первой белорусской труппы были песни, танцы, постановки

пьес “По ревизии”, “Помылись в дураки” Н.Крапивницкого, “В зимний вечер”

Э.Ожешки, “Михалка” Далецкого, “Сватание” А.Чехова, декламировались

произведения белорусских поэтов и писателей. И.Буйницкий и его актеры

занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по

Беларуси И.Буйницкий помогал местным любительскис кружкам, что

содействовало увеличению количества любителей театра.

В 1911-1912 гг. труппа И.Буйницкого выступала в Петербурге, в 1913 г.

коллектив посетил Варшаву. Таким образом И.Буйницкий знакомил зрителей с

художественной культурой белорусского народа, обращал внимание на ее

особенности, неповторимый национальный колорит. Особо высокую оценку

общественности получило второе выступление в Петербурге труппы

И.Буйницкого. Российский журнал “Вестник знания” отметил, что успех

белорусских артистов был колоссальным. Я.Дыла назвал их выступление в

столице триумфальным.

Дело И.Буйницкого по созданию национального театра активно поддержали

газета “Наша нива”, прогрессивные деятели белорусской культуры Я.Купала,

Тетка, Т.Гартный, З.Бедуля.

Однако материальные трудности вынудили И.Буйницкого в 1913 г. закрыть

театр.

Деятельность Первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще

при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую страницу в

развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент в

развитии дела последователями И.Буйницкого на пути становления белорусского

театра.

Преемником Первой белорусской труппы в процессе формирования

национального театра стало Первое общество белорусской драмы и комедии. Оно

возникло в Минске после Февральской революции. Организовал общество

известный белорусский актер и режиссер Ф.Жданович. Вего коллектив через

некоторое время вступил В.Голубок, которому принадлежит прекрасная роль в

развитии белорусского театра в послеоктябрьский период. Творческие

возможности общества были ограничены, потому что оно держалось только на

энтузиазме участников. Несмотря на трудности, коллектив уже в первые недели

своего существования осуществил гастрольную поездку по Беларуси.

Достаточно разнообразной и богатой была музыкаотная жизнь белорусских

городов. С большим успехом гастролировали русские и украинские музыкально-

драматические и хоровые коллективы, которые знакомили белорусскую публику с

лучшими произведениями отечественных и зарубежных композиторов. Беларусь

посещали такие звезды русской музыкальной культуры, как композиторы и

пианисты С.Рахманинов, А.Скрябин, знаменитые певцы Л.Сабинов, Ф.Шаляпин.

Неизменным успехом пользовалась хоровая капелла собирателя народных песен

Д.Агренева-Славянского, которая включала в свою программу и белорусские

песни.

В отмеченный период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному

песенному творчеству. Русские композиторы М.Римский-Корсаков, С.Танеев и

некоторые другие обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую

тематику в своих произведениях. Выступления хора В.Теравского в Минске

содействовали популяризации белорусских народных песен. Нужда в

национальной музыкальной литературе частично была удовлетворена выпуском

“Белорусских песен с натопываниями” А.Граневича, “Белорусского песенника с

натопываниями для народных и школьных хоров” А.Роговского, публикацией

обработки белорусских песен для фортепиано М.Чуркина.

Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл

А.Роговский – автор сюиты для симфонического оркестра. Это было, пожалуй,

первое произведение белорусской музыки, исполнение которого пользовалось

значительным успехом в Вильне и Варшаве.

Изобразительное искусство во второй половине 19 – начале 20 веков.

Прекрасных успехов достигло белорусское изобразительное искусство.

На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было

высшего учебного заведения. Первым шагом на пути организации

профессиональной подготовки художников явилось образование в 1866 г.

Виленской рисовальной школы под руководством И.Трутнева – неутомимого

собирателя и исследователя картин на белорусскую тематику. В 90-е годы 19

века были открыты художественные школы В.Моаса в Минске и Ю.Пена в

Витебске.

Значительное влияние на развитие белорусской живописи оказало русское

искусство. В беларуси жили и работали русские живописцы К.Савицкий,

И.Шишкин. Целый период творческой деятельности И.Репина связан с

белорусской землей, когда он жил в своем поместье Здравнево на Витебщине. В

этюде “Белорус” художник отразил типичные черты белорусского народа.

И.Репин помог получить художественноу образование талантливым выходцам из

Беларуси: Ю.Пену, Л.Альперовичу, Я.Кручеру. Реалистические тенденции

русских художников-передвижников находтли живой отголосок среди белорусской

общественности.

В 1899 г. в Минске открылась выставка ппердвижников, где экспонировались

полотна В.Маковского, А.Васнецова, И.Репина, Р.Мясоедова, М.Касаткина.

Значительной фигурой в белорусской пейзажной живописи является

А.Горевский. Художник родился в Минской области, образование получил в

Петербургской академии искусств, где его способности привлекли внимание

других художников. Пейзажи А.Горевского “Липа”, “На родине”, “Берега реки

Свислочь”, “Вечер в Минской губернии” выделяются жизненной правдой и

высоким техническим мастерством. Художник был известен не только в России,

но и за границей, он получил звание академика живописи. Верный друг

русского мецената П.Третьякова, А.Горовский помогал в собирании его

известкой коллекции. Некоторые работы белорусского художника сейчас

находятся среди экспонатов Третьяковской галереи.

Известным художником бытового жанра был Н.Силивонович. Получивший

образование в Петербургской академии искусств, он создал ряд композиций:

“Дети во дворе”, “В школу”, “Солдат с мальчиком”, “Девочка”. Настоящим

реализмом выделяется картина “Пастух”. Н.Силивоновича пригласили для

участия в оформлении Исаакиевского собора в Петербурге.

За мозаичное полотно “Тайная вечеря” художнику было присвоено почетное

звание академика.

На рубеже 19-20 веков в белорусской живописи появился ряд талантливых

художников. Ю.Пен работал в бытовом и портретном жанре, Я.Кручера –

преимущественно в портретном жанре. Еще во время учебы в Академии

искусств, куда он попал с помощью Репина, художник получил известность

благодаря своей дипломной работе. После возвращения в Минск Кручера открыл

там в 1904 г. частную школу рисования. Белорусский живописец, график,

театральный декоратор и педагог Ф. Рушчиц в ранний период творчества

написал пейзажи, которые выделяются реалистическими показами родной природы

(“Минск зимой”, “Мельница”). В некоторых произведениях автора чувствуется

влияние импрессионизма и стиль модерна. Ф.Рушчиц оформил также ряд

спектаклей в одном из виленских театров.

В конце 19 в. началась творческая деятельность талантливого

белорусского художника В. Беланицкого-Бирули. В своем творчестве он

развивал традиции русской пейзажной живописи. Эмоциональные, лирические

произведения художника выделяются мягким колоритом. В ранний период были

написаны работы “Из околиц Пятигорска”, которую Третьяков приобрел для

своей коллекции, “Весна идет”, которая принесла автору первую премию

Московского общества художников. Дружеские отношения связывали художника с

Репиным. Ряд значимых работ Беланицкий-Бирули написал в послеоктябрьский

период.

К.Э. Альхимович создал полотна “Христианские страдатели”, “После

битвы”, “Смерть Глинского в тюрьме” и др., которые свидетельствуют о

прекрасном знании художественной истории своего родного края.

В белорусской графике второй половины 19 века самой значительной

фигурой стал М. Андриелли, автор иллюстраций к произведениям А.Мицкевича.

графические работы создали также А.Кашенский, К.Коганец, С.Богуш-

Сестраневич.

Широкое распространение в живописи получил пейзаж. Известными

произведениями этого жанра были “Земля”, “Эммигранты”, Ф.Рушчица; “Снег”,

“Белорусские могилки” Г.Вайсенгофа; “Неман”, “Осенний вечер”, С.Жуковского;

“Вечные снега”, “Зимний пейзаж”

Беланицкого-Бирули и др. Бытовому жанру посвящены картины “Часовщик”

Ю.Пено, “Портрет скрипача Жуковитского” Я.Кругера, “Прачки”, “Вечер в

семье” А.Альперовича.

Архитектура.

Сдвиг в экономической жизни общества привели к быстрому росту городов

(особенно тех, которые находились на железнодорожных путях), их

благоустройство, строительство водопроводов, проведение электрического

осветления. Происходили изменения в планировке городов. В результате

строительства в центральных частях городов появлялись новые площади и

бульвары, строились муравьиные многоэтажные города. Однако надо отметить,

что массовое городское строительство характеризовалось в первую очередь

деревянным одноэтажным жильем.

Процесс постепенного упадка классической архитектуры резко усилился в

середине 19 века. К концу 19 века в белорусском зодчестве преобладала

эклектика, которая выделилась некритическим использованием разностильных

форм: неоготика, необарокко, неорококо, неоклассицизма, неоромантического и

псевдовизантийского стилей. Неостили получили название “исторической

архитектуры”. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под ренессанс,

театры – под барокко, костелы – под готику, православные церкви строились в

псевдовизантийском или псевдорусском стиле.

В другой половине 19в. наблюдался рассвет неоготического стиля,

который стал как бы официальным стилем католической церкви в Белоруссии.

Неоготические постройки возводились из красного хорошо опаленного кирпича,

фасады не оштукатуривались. Наиболее богатые храмы имели витражи, пол из

отлитых керамических плиток, фресковых росписей.

После подавления восстания 1863-1864г. распространение приобрели

псевдорусский или псевдовизантийский стиль с православном культивируемом

зодчестве. Русские архитекторы разработали типичные варианты православных

церквей, механически скопированные с византийских храмов; чтобы показать

заимствование русского зодчества от византийской архитектуры. Инициатором

строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они

приобрели название “муравьевых”. Церкви, построенные в псевдорусском стиле,

можно встретить во многих городах и поселках Белоруссии. Наиболее значимыми

постройками этого направления можно считать мемориальный комплекс в деревне

Лесная (1908-1912), построенный в честь 200 летия победы русских войск над

шведами, и часовня князей Паскевичей в Гомеле (1870-1889).

В культовом зодчестве Белоруссии сложился и неоромантический стиль.

Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской

готической архитектуры, - Красный костел (котел Симона и Елены) в Минске,

построенный в 1908г. Храм имеет асимметрическую композицию с тремя башнями:

двумя маленькими и одной высокой, в его декоративном оформлении

использовались элементы готики (большое окно – роза, орнаментные пояса и

др.)

Вместе с неостилем в конце 19 века происходило становление нового

стиля – модерна. Для архитектуры модерна характерны переплетные линии,

асимметрические композиции, богатый лепной декор. Модерн применялся для

новых типов построек (железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные

сооружения), использовал новые строительные материалы и конструкции

(цемент, металлическая арматура, фабричная крыша). Своей высокоискусственой

продукцией славились предприятия “Неман А”. “Неман Б”, “Баржев” и др.

Широко использовалось стекло, из которого делали даже крыши. Примером

архитектуры модерна является храм в Мире, некоторые жилые дома в Минске,

Гомеле, Гродно, Могилеве. Модерн просуществовал на территории Белоруссии до

первой мировой войны, однако широкого применения не получил.

Таковы основные направления развития Белорусской культуры во второй

половине 19 – начале 20 века.

Заключение

Конец 19-начало 20 века – период начала национального возрождения

белорусского народа. Рост национального самосознания белорусов привел к

формированию белорусских национальных политических организаций, к

образованию Белорусского социалистического общества.

Вторая половина 19 – начала 20 века – важный этап дальнейшего

развития белорусской культуры. Росло самосознание белорусов, расширялась

национальное движение за само выделение, развития языка и культуры. В

области образования происходили основные изменения: росло количество школ,

средних учебных заведений. Увеличивалось количество учащихся. Изменения

происходили и в подготовке педагогических кадров, организации женского

обучения, расширения образования среди рабочей молодежи. Дальнейшее

развитие получил профессиональный театр, музыка, живопись, архитектура.

Росло количество профессиональных театральных объединений, любительских

сообществ, разнообразных товариществ. Расширялись их творческие связи с

мастерами и обществами других регионов Российской империи, зарубежных

держав. Культура Белоруссии является неотъемлемой частью как общероссийской

так и мировой культуры.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека