Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Миф и культура

Миф и культура

Содержание

Введение 3

Глава I. Миф и культура 4

1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4

1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6

1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии

9

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 11

Список использованной литературы 15

Введение

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения

душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое

абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он

представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами

непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф

выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к

тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую

(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа

выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ -

демонов и богов.

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и

другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях

древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах,

искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово

"миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание",

"сказание"[1].

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении

философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих

ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во

взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Глава I. Миф и культура

1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом

культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к

знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную

роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки

и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность

регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной

действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в

современной культуре создает средства и способы символического мышления, он

способен ценности современной культуры интерпретировать через идею

"героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное

и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам

культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать

несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,

следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости,

что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя

явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой

почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это

один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и

примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в

язычестве[2]. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее

характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного

архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей,

обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять

тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно,

подчеркивать и даже выпячивать.

Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который

можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии

общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие

вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную

часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.

Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание

животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения,

образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились

зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,

действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к

выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между

миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается

мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах

представления тесно переплетаются с обрядами.

Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь

знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об

арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их

героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике

оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что

в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат

различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что

удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического

развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех

известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной

мере повторяются в мифологических циклах разных народов[3].

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет

происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание

явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы,

общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних людей в осознании

окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято

выделять несколько важнейших циклов. Назовем их[5]:

- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и

человеческого общества,

- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или

иных культурных благ,

- эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы

развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов

космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых

разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец

создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром

бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного

человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания

добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении

человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество

овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем

- иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее,

двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде",

"предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома,

корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать,

различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил

государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку

огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит

страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую

вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии

"конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-

историческом процессе сыграли эсхатологические представления,

сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе

пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия,

подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники

будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль:

мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения,

природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам

способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом

отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности

отличают мифологическое сознание?

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной

стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное,

единое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно,

персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой,

действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало",

"первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о

течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он

объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого

общества и человеческой культуры?

Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между

прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому

накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в

мифологии

Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм.

Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный,

естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его

происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного

сохранения[7].

Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции,

руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные

для мифологии представления о божественном первоисточнике правил

человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об

обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более

широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами

и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое

значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.

Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил

поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом

общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах,

создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное

(природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все

человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой

оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и

волениям. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих

мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего

положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает

сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных

этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться

раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.

Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и

наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в

человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от

божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим

божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные

между собой представления о божественной справедливости, правила

религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и

судов), был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти -

за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего

культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и

загробный суд богов.

Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и

недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на

источники древнего права - нормы обычного права, законодательство,

административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось

самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.

Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика

полностью вытесняется из жизни.

Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом,

а миф настраивает на веру в правосудие.

В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над

злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом

упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная

справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике

мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над

неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном

происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе

взаимоотношении в божественных и человеческих делах.

Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому

нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В

ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя

справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко

карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит

путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним правопредставлениям

неминуемая и суровая кара.

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой

религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е.

система обрядовых действий, направленных на установление определенных

отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он

включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует

человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую

ценность.

Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом

мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь

преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить

человека до чего-то абсолютного, вечного[8]. Религия помогает человеку

преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее

выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом,

сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф,

выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям

бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной

жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего

(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а

сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и

творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как

сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от

мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных

сил и страстей.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности

светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат

друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д[9].

Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в

сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В

этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило,

модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает

изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под

значительным влиянием религии.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и

действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в

образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей

жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных

переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.

Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну

из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной

деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства

сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором

явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и

оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает

такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную

(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру

духовными ценностями через художественное производство, через создание

субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих

смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе

означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в

стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека,

приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой

деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами

древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону

и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие

философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.

В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки

ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),

человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-

историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция

Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном

веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат

творения богов, которые и определяют и их смену[10].

Философский анализ общественной жизни отличается от того, что

содержится в мифах, многим:

миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из

природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,

миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов -

философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,

миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем

положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного,

последовательного изложения результатов анализа,

миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит

умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное

знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

Список использованной литературы

1. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.:

ВЛАДОС, 1995.

2. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

3. Кессиди Ф. Х., "От мифа к логосу. ", М., 1972, с. 68

4. Парандовский Я. Мифология. М., 1991.

5. Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской

экономической академии имени Г. В. Плеханова, Москва, 1994.

6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

-----------------------

[1] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,

1995. – С. 27.

[2] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической

академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 22.

[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17.

[4] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической

академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 23.

[5] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17-18.

[6] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С. 65-66.

[7] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,

1995. – С. 29.

[8] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 78.

[9] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.

[10] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека