Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Понятие канона

Понятие канона

Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был

художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играла

каноническое художественное мышление, нормативизация творчества,

канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов.

Отсюда, прежде всего, на уровне имплицитной эстетики канон стал одной из

существенной категории классической эстетики, определяющих целый класс

явлений в истории искусства. Обычно он означает систему внутренних

творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо

исторический период или в каком-то художественном направлении и

закрепляющих основные структурные конструктивные закономерности конкретных

видов искусства.

Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству.

В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела,

который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен

скульптором Поликлетом в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе

«Дорифор», также получивший название «Канон». Разработанная Поликлетом

система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности

и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма.

Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного

творчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначения

меры стиля ораторской речи.

В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья,

особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в

процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы

и соответствующие им элементы изображения тех, или иных персонажей, их

одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9-го века

закреплялись в качестве канонических и служили образцами для художников

стран восточно-христианского ареала до 7 века. Своим канонам подчинялось и

песенно-поэтическое творчество Византии.

В западноевропейской музыке с 12-13 веков под названием «канон» получает

развитие особая форма многоголосья. Элементы ее сохранились в музыке до 20-

го века.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетический

искусствоведческих исследованиях только в 20-м веке, наиболее продуктивно в

работах П.Флоренского, С.Булгакова, А.Лолева, Ю.Лотмана и др. Флоренский и

Булгаков рассматривали проблему канона применительно к иконописи и показали

что в иконографическом каноне закреплялся многовековой духовно-визуальный

опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный

мир, который максимально высвобождал «творческую энергию художника к новым

достижениям, к творческим взлетам».

Лосев определял канон «количественно-структурную модель художественного

произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-

историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования

известного множества произведений».

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи

носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей

художественной практики, канон на структурно-конструктивном уровне выражал

эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного

направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда

же со сменой культурно-исторических эпох менялись эстетические идеалы и вся

система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становился тормозом в

развитии искусства, мешало ему адекватно выражать духовно-практическую

ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот

канон преодолевается новым творческим опытом.

В конкретном произведении искусства каноническая схема не является

носителем собственного художественного значения, возникающего на его

основе.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что

каноническая схема, закрепленная как-то материально, или существующая

только в сознании художника, являясь конструктивной основой художественного

символа, как бы провоцирует талантливого мастера на конкретное преодоление

ее внутри нее самой системой мало заметных, но художественно-значимых

отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного

языка. В психике воспринимающего каноническая схема возбуждала устойчивый

комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные

художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к

углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но всегда в чем-то новый

образ, к стремлению проникнуть в ее сущностные, архетипические основания, к

открытию каких-то еще не известных его духовных глубин. Искусство Нового

времени начиная с Возрождения активно отходит от канонического мышления к

личностно-индивидуальному типу творчества. На смену «Соборному» опыту

приходит индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видение

мира и умение выразить его в художественных формах. И только в пост-

культуре, начиная с поп-арта, концептуализма, постструктурализма и

постмодернизма, в системе художественно-гуманитарного мышления утверждаются

принципы, близкие к каноническим, некие симулякры канона на уровне

конвенциональных принципов творчества, когда в сферах арт-производства и

его вербального описания (новейшей арт-герменевтики) складываются

своеобразные канонические приемы и типы создания арт-продуктов и их

вербальной поддержки. Сегодня можно было бы говорить о «канонах», точнее

квазиканонах поп-арта, концептуализма, «новой музыки», «продвинутой» арт-

критики, философско-эстетического дискурса и т.п., смысл которых доступен

только «посвященным» в «правила игры» внутри этих канонически-

конвенциональных пространств и закрыт от всех остальных членов сообщества,

на каком бы уровне вне духовно-интелектуального или эстетического развития

они ни находились.

Литература:

1.

2.

3.

Министерство образования Республики Беларусь

Витебский государственный технологический университет

Кафедра дизайна

Реферат

Тема: Понятие канона

Выполнила:ст. Гр.4и-27

______________

Проверил:

______________

г.Витебск.2004г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека