Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко
Русская литература 18 столетия развивалась и крепла, выражая и пафос
невиданного до того грациозного государственного строительства, и идеи
общественного долга, и растущий интерес к человеческой личности. Эти её
особенности определили прогрессивный характер изобразительного искусства
той поры. Искусство 18 столетия было связано с запросами привилегированных
кругов дворянского общества, но лучшие его произведения отражали передовые
идеи эпохи.
В 18 веке одним из высоких достижений русского искусства в портретном
жанре явилось правдивое изображение представителей господствующего класса и
людей из народа. Это решительно отличает творения русских мастеров от
произведений многих иностранных художников, приглашенных в Россию и
выполнявших заказы императорского двора и знати.
Почти все художники 18 века по своему происхождению принадлежали к
народным «низам». Их творческими усилиями созданы ценности, являющиеся
неотъемлемой частью художественной культуры человека.
Антон Павлович Лосенко родился 10 августа 1737 года в украинском
городе Глухове и семье крестьянина-подрядчика Павла Яковлевича Лосева. В
1744 году мальчика, обладающего хорошим музыкальным слухом, отдали в
придворный певческий хор. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику Ивану
Аргунову. Он учился у него, потом в Академии художеств. В двух заграничных
командировках он хорошо ознакомился с классическим и современным
искусством, с памятниками античной культуры. Уже в ранней работе
«Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения
композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры
(прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). В
произведениях конца 1760-х годов – «Зевс и Фетида», «Каин» - отчетливо
выражены ясность, спокойствие и строгость композиции – особенности,
характеризующие стиль классицизма. Современники высоко ценили эти работы
Лосенко, подчеркивая их национальное значение.
С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной «Владимир и
Рогнеда». Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность
самому уточнить сюжет. Эта картина, в сущности, первое произведение,
посвященное отечественной истории. Картина "Владимир и Рогнеда" положила
начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали
М.В.Ломоносов и
А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Кроме того, была определена
нравственная позиция трактовки исторических событий, которая отвечала
передовым взглядам русского общества, осуждавшего произвол и насилие.
Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии,
"видя превосходный талант" автора, избрал его в академики и удостоил
профессорского звания.
В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский
Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на
Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял её в
жены. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и
уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на
современников. Образы картины отличаются большой жизненной конкретностью:
драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим
отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.
В картине Лосенко запечатлен момент, когда Владимир сообщает Рогнеде о
совершенных в Полоцке злодеяниях и говорит, что она должна стать его женой.
Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции,
полон раскаяния. Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя,
обращенном к Рогнеде. Художник морализирует, стремясь доказать, что
человечность возобладала в князе над произволом.
Центральная роль в картине отведена, естественно, Владимиру и Рогнеде. Их
фигуры выделены светом, цветовыми пятнами. Художник подчеркивает
переживания героев выразительностью жестов и поз, особенно заметной в
сравнении со статуарностью женских фигур и тяжеловесностью воинов
Владимира.
Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии
ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории,
- произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-
политической жизни. Совет Академии, "видя превосходный талант" автора,
избрал его в академики и удостоил профессорского звания.
Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность
образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его
основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре
конца 18 века и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской
живописи».
Реферат по истории
Русские художники 18 века
Антон Павлович Лосенко
Кисляковой Ирины 7А.