Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Собор святой Софии

Собор святой Софии

Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого

Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и

великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал

построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,

когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим

своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и

потому не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и

Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков,

плотников и других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-

либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро,

слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и

украшения в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны

и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то,

что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и

в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные

силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной

мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место

святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает

магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо

позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и

Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование

Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроил

собор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил

новый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большим

великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнить

свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор,

колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар,

уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февраля

того же года был заложен первый камень нового. Новый храм возводился около

семи лет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но

семнадцать лет спустя восточная часть главного купола обрушилась от

землетрясения и пала на драгоценный алтарь и амвон. Это несчастие нисколько

не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил церковь с большею прочностью и

великолепием, и 24-го декабря 568 года, перед днем Рождества Христова,

праздновали ее освящение. Под руководством двух главных архитекторов -

Анфимия Траллесского и Исидора Милетского - сто других архитекторов

управляли работами, и каждый из них имел под своим начальством по сто

каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой стороне храма и

столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел начертал план этой

церкви императору во время сна. Император ободрял работников деньгами и

своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному обычаю отдыхать

после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке, ходил

осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия внесли

денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов - белый, розовый,

зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные колонны,

извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых колонн

нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из храма

Дианы в Эфесе - украшали его. Замечательно, что материалы, вошедшие в

состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим

религиям, так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и

Луны (в Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.

Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный

четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших

квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По

углам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба

(пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и

поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в

диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а

остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении

арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так

незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры

этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется

висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом

церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и

западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них

по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов,

возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными

плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и ниши

поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя

меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями и

базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками,

между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из

прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которые

у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х других

колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,

освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнем

пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа

расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь,

так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное

значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходно

полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колонн

совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев и

полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главный

купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля,

сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью;

они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что

вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из

кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших

известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко

оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека