Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Тициан

Тициан

Московский Государственный Горный Университет.

Реферат

по культурологии

Тициан

( Тициано Вечеллио)

Выполнил:

Принял: В. П. Яйленко

Москва 1998.

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) родился в Пьеве ди

Кадоре, в горном местечке, входящем в состав Венецианской республики,

в родовитой семье. Точная дата его рождения не известна, это примерно

1485-1490 г.г. Около 1500 года был отдан отцом в учение мозаичисту

Себастьяно Дзуккато в Венецию, где научился ценить красочность

византийской мозаики. Затем он переходит к Джованни Беллини, ведущему

художнику Венеции XV – века.

В 1507 году поступил в качестве помощника в мастерскую

Джорджоне, который расширил тематический диапазон венецианской

живописи, обратившись к чисто светской тематике. После смерти

Джорджоне в 1510 году Тициан закончил некоторые его работы. Вместе с

Джорджоне они работали над украшением фресками немецкого торгового

дома.

Тициан стремился выработать свой самостоятельный стиль. К этому

периоду можно отнести его картину “ Бегство в Египет “ из собрания

Эрмитажа. Фигуры святых изображены в бытовом плане: Мадонна, сидящая на

осле, поддерживает Христа, ангел несет узел с вещами, кажется , что это

группа простых людей совершает путешествие . Большое место в картине

отведено пейзажу. Здесь и поляны , залитые лучами солнца, и стадо с

пастухом, и разные звери.

С 1517 – 1555 годы Тициан занимал должность официального

живописца Венецианской республики. К этому периоду его жизни относятся

самые замечательные картины, оставившие неизгладимый след в истории

искусства Европы. К раннему периоду творчества Тициана относится такая

картина как “ Любовь земная и Любовь небесная “. Все в ней подчинено

чувству гармонии и тишины, в ней ощущается та полнота жизни , которая

так характерна для творчества Тициана. К этому периоду относятся его

картины “ Христос и грешница” и “ Христос и Магдалина “.

Тициан , находясь в Падце, знакомится с работами гениального

художника XIV - века Джотто. Под их впечатлением он создает “

Динарий кесаря ” ( Дрезденская галерея ). В этой картине благородное и

возвышенное начало в лице Христа противопоставлено низменному,

алчному в лице Фарисея. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику

известной композицией “ Поцелуй Иуды ” Джотто. Также к ранним годам

относятся картины “ Цыганская мадонна ” и “ Мадонна с вишнями “, в

которых художник придал образам мадонн такие простые человеческие

качества, такую жизненную силу и полноту форм, которые отличали его

картины от произведений мастеров раннего Возрождения. В эти годы

Тициан создает много женских образов . Это цветущие молодые венецианки,

в образе которых художника интересует исключительно воплощение их

чисто земной прелести и красоты .

Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное

полотно “ Вознесение мадонны “( Ассунта ), заказанное ему для церкви

Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Прекрасная, сильная фигура

мадонны в пышном развевающемся плаще с поднятыми руками плавно

поднимается вверх на облаке, которое поддерживает сонм ангелов. По

своему значению, по месту в развитии искусства эту картину можно

поставить в один ряд с “Сикстинской мадонной “ Рафаэля . (1515 –19 ,

Картинная галерея, Дрезден, изображающая богоматерь с младенцем, святой

Варварой и святым Сикстом. В гармоничной классической композиции

величественнное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением

тревоги.) Искусство Тициана в этом произведении приобретает ту

классическую простоту и свободу, ту обобщенность и гармоничность,

которые так характерны для искусства Высокого Возрождения в Италии.

По - новому подошли художники и к изображению традиционной

религиозной темы – темы поклонения Христу. В картине “ Мадонна дель

Пезарь ” он отказывается от традиционного симметричного построения

композиции и сдвигает всю группу главных действующих лиц вправо, делая

мадонну и ее младенца главным центром происходящего. Но гармонию и

равновесие он сохранил, смягчая цветом этот сдвиг центра тяжести, дав в

левой части звучание красно - золотого знамени, блестящего панциря и

белого тюрбана.

К сожалению, третье прославленное произведение Тициана,

написанное им в этот же период, погибло при пожаре. Это “ Мучение

святого Петра “, в котором значительное место занимает пейзаж,

помогающий раскрыть содержание картины. Это полотно сохранилось

только в повторениях. Тициан был к этому времени уже официальным

художником республики, это звание он получил в 1516 году после смерти

Беллини. В эти годы он выполняет многочисленные заказы, его

заказчиками были: император Карл V, испанский король Филипп II, папа

Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие. Он пишет

серию картин на мифологические темы. Для него античность – это

безудержная языческая радость бытия, стихийная сила чувственной

красоты. К этой серии относятся “ Праздник Венеры “, в которой

ликующая толпа маленьких асмуров заполняет пространство перед стоящей

справа статуей Венеры.

Картина “ Вакх и Ариадна “, написанная для этой серии,

наполнена бурной, бьющей через край радостью существования. Для

герцога Урбинского Тициан исполнил ряд картин, среди которых “Венеру

Урбинскую “ и так называемую “ Ла Белла “. На обеих картинах

изображена одна и та же модель, красавица – венецианка. Она же

написана и в “ Женском портрете “ Эрмитажа.

Среди других картин этого зрелого периода творчества мастера

нужно отметить “ Положение во гроб “ и “ Введение Марии в храм “. Эти

полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. Тициан

почти не покидал Венеции, сделав исключение только для императора

Карла V , приняв его приглашение работать в Аугсбурге. Карл V жалует

художнику почетный титул палатинского графа и утверждает ему

пожизненную пенсию. Как изумительный портретист Тициан занимает

особое место в истории искусства, создав целую галерею людей – своих

современников. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на

протяжении всей своей жизни. Он умел подметить в человеке самое

главное – как бы скрытую от постороннего взгляда сущность своей

модели.

В женских же образах его больше привлекало изображение внешней

красоты. Одним из ранних портретов Тициана являются так называемый

“ Молодой человек с перчаткой “. В нем художнику удалось передать

напряженную духовную жизнь человека, скрытую от посторонних. Портрет

Ипполита Риминальди, известного в свое время ученого юриста, отмечен

тонким психологизмом. Рассеянный, погруженный в себя взгляд выделяют

этот образ из общего ряда волевых и целеустремленных людей, которых мы

видим на портретах Эпохи Возрождения. Много портретов писал Тициан в

40-е годы. Он уже достиг всемирной славы, стал очень богатым

человеком, почитаемым в республике. Он приобрел обширный дом, сад, в

котором принимал своих друзей, всех знатных и именитых особ,

приезжавших в Венецию, устраивает здесь великолепные пиры.

В 1545 году Тициан по приглашению папы Павла III едет в Рим,

где его встречают с большим почетом и поселяют в Ватиканском дворце.

Тициан знакомится с произведениями Рафаэля и Микеланджело, с

которым знакомится лично. Микеланджело посещает мастерскую Тициана и

знакомится с его картиной “ Даная “. Это произведение имело такой

успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных

заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с

некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.

Тициан писал и групповые портреты. Образцом может служить потрет

семейства Вендрамини. Большой интерес представляет портрет друга

Тициана – Пьетро Аретино, известного писателя. Это был тонкий и

проникновенный ценитель искусства. Характерными являются автопортреты

Тициана, к которым он обращался на протяжении всей жизни. Перед нами

предстает мужественный и волевой человек, баловень судьбы, страстно

любивший жизнь и ее радости.

40 – 50-е годы явились переходными к его позднему, самому

замечательному периоду его жизни и творчества. В эти годы начинают

звучать трагические ноты и в его произведениях. Этим настроением он

как бы откликнулся на те испытания, которые потрясали в это время

Италию, захваченную иностранными завоевателями. Его начинают

интересовать темы мучений Христа, трагическое содержание которых он

вскрывает с большой глубиной и драматизмом. Картина “ Се человек “

остро задумана, художник нарушает строгую уравновешенность композиции.

Фигура Христа помещена слева на лестнице, она противопоставлена

глумящейся толпе, а слева на переднем плане изображен плачущий (

кричащий ) мальчик, он словно обращается к зрителям, делает его

участником происходящего события.

50 – 60-е годы – это поздний период творчества мастера, время

его наивысших достижений, время создания самых впечатляющих и

значительных его произведений. Он почти перестает писать портреты,

обращаясь, все больше к религиозным композициям, но не отказывается от

картин и на мифологические темы. В таких картинах, как “ Венера “ и

“ Адонис “, “ Диана и Каллисто “, “ Венера перед зеркалом ”, уже

нет прежней безудержной, бьющей через край радости жизни; в них

начинают появляться более глубокие стороны происходящего.

“ Венера перед зеркалом “ – это как бы завершающий итог всего,

что было создано Тицианом, когда он обращался к теме цветущей женской

красоты. Почти осязательно передает он женское тело с его нежной,

упругой плотью, с тонкой кожей, под которой пульсирует кровь. Эта

красавица олицетворяет все соблазны и чары женщины, она окружена

дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом.

В этот поздний период были созданы такие потрясающие

произведения, как “ Кающаяся Магдалина ”, “ Святой Себастьян “,

“Оплакивание “. Именно в это время художником была выработана новая

техника живописи, знаменующая собой подлинную реформу в этой области.

Тициан как бы лепит форму цветом, создавая ее из единой живописной

массы, в которой нельзя даже различить отдельные краски. Это чисто

живописное построение формы было настолько новым и непривычным, что

созданные позднее произведения мастера плохо воспринимались

современниками. Они привыкли к четким формам, которые можно было

смотреть независимо от того где ты стоишь, вблизи или вдали. Поэтому

они считали его поздние картины незаконченными.

В “ Кающейся Магдалине “ Тициан снова воспевает красавицу

венецианку. Магдалина изображена в момент сильного душевного подъема –

глубокого и искреннего раскаяния. Как зримо сумел передать мастер

прозрачную слезу на щеке, подпухшие красные веки и полные слез глаза,

шелковистые мягкие волосы. И этому смятению души вторит природа.

Последний солнечный луч освещает фигуру кающейся грешницы и ветку

согнувшуюся под порывом ветра дерева.

В “ Святом Себастьяне “ изображен страдающий прекрасный юноша.

Его атлетически сложенная фигура освещена неярким светом дымящегося

костра, она кажется окутанной какой – то грозовой тревожной

атмосферой, в которой нет четких контуров. Вся фигура Себастьяна

наполнена трагизмом, но художник сохранил в ней веру в величие

человека, в силу его духа. Дух Себастьяна не сломлен, тело не

обезображено страданиями, он по-прежнему прекрасен и могуч.

Тициан до конца жизни остался верен жизнеутверждающим идеям

гуманизма, в то время как начинался кризис идеалов Возрождения.

К теме избиения Христа художник обращался дважды, но особой

силы он достигает в позднем варианте, написанным в последние годы

жизни. Вся сцена тонет в чаду дымящихся светильников, мертвенный цвет

тела Христа, тревожные желтые и малиновые тона одежды юноши,

подчеркивают и усиливают драматизм всего происходящего.

Глубокого трагизма достигает Тициан в своей последней,

оставшейся после его смерти незаконченной картине “ Оплакивание

Христа “. Это произведение с потрясающей глубиной изображает горе

людей, потерявших своего учителя и наставника. Горе это безмерно и

велико, скорбь людей безгранична. Это произведение явилось как бы

завершающим аккордом творческой деятельности великого художника.

Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы, свирепствовавшей в это

время в Венеции. Тело его было предано земле, согласно завещанию, в

церкви Санта Мария деи Фрари. Имя Тициана стало неотделимо от эпохи

Возрождения, от венецианского искусства XVI века.

Творческое наследие Тициана огромно: это около 120 – 130

полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия

гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись

его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции,

портреты, традиционные для Венеции “ истории “ – многофигурные сцены с

элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве

занимают пейзажные мотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий

путь художника запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от

чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир

драматических событий.

Литература:

И. А. Смирнова “ Тициан ”, “ Тициан и венецианский портрет

XVI века“, М., 1964;

Лазарев В. Н. “ Поздний Тициан / / Старые итальянские мастера

“, М., 1972;

Т. Фомичева “ Тициано Вечеллио “






Информация 







© Центральная Научная Библиотека