Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Вешние воды русской живописи

Вешние воды русской живописи

Вешние воды русского искусства.

Почти 130 лет назад (в декабре 1871 года), из Петербурга отправилась в

путь по России первая передвижная выставка. Это событие вызвало большой

общественный резонанс. Передвижники - художники-реалисты – порвали с

академизмом и как бы поставили зрителя лицом к лицу с Россией. В искусстве

передвижников мы наблюдаем подчас мучительный поиск идеала. Он чаще всего

воплощается в образе передовых интересов той поры, в стихийной мощи народа.

Но нередко он выступал в образе природы, в размышлениях о жизни.

Вершину развития русской пейзажной живописи представляют собой искусство

И.И.Левитана. Своим творчеством он как бы подвел итог основным тенденциям

развития пейзажа 19 века, выразившийся в редком многообразии мотивов и тем

его искусства, в разнообразии живописных приемов, составляющих творческий

метод художника. В картинах Левитана нет людей. Художник пейзажем и через

пейзаж передавал свои мысли и свое настроение. Но критика отмечала, что,

хотя «в пейзажах Левитана почти никогда нет фигур.., невольно приходит

мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из

передвижнической живописи».

И.И.Левитан – создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство

поэтических ассоциаций, мажорность, раскрытие тончайших состояний природы,

тонко нюансированная живопись. «Картины Левитана требуют медленного

рассматривания»,- писал К.Паустовский. Зритель учится по-новому видеть, по-

новому любить их, он учится новому для себя отношению к родной природе.

Среди его работ, отмеченных особым лиризмом восприятия жизни русской

природы, одно из первых мест по праву занимает картина «Весна-большая

вода». Уже сам ее мотив – широкое весеннее половодье – вызывает активное

лирическое переживание у зрителя, рождая поэтические ассоциации.

«Должна быть дружная весна,

Снега осядут разом,

И солнце, встав из-за гумна,

Весь мир окинет глазом».

(«Перед весной» П.А.Радимов, русский художник-пейзажист, поэт.)

« Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас

с непривычной силой»,- эти слова написал А.В.Луначевский об этой картине.

Этот мотив мастерски разработан художником. Да, весна перед нами. Еще не

зазеленели почки, но уже растаял весь снег, и прозрачная, весенняя, голубая

вода вышла из берегов и затопила леса и прибрежные деревушки. Эта весна еще

не зеленая – она голубая. В нежнейшей лазури прозрачной студеной воды

отражаются тонкие, как свечки, белые стволики берез. Тени голых деревьев

падают на подсушенную солнцем рыжую землю. Тени – голубые – лежат на

поверхности голубой воды. Но это не стихийное бедствие – это радость –

весна!.. Земля пробуждается!.. И если разотрешь пальцами еще сухую и

мертвую на вид березовую почку, услышишь резкий радостный запах: сок

струится по оттаявшим стволам деревьев. В весне всегда таится надежда – на

хорошее лето, на урожай, на счастье.

Краски, которыми пользуется художник, легки и прозрачны. Как нельзя лучше

передают они прозрачность воды и воздуха, светлую голубизну небес и

ласковость весеннего солнца. Природа почти дематериализована: вода и небо,

солнце и воздух. Деревня где-то далеко, она едва видна, а мельканье белых

стволов берез вместе с их отражением в тихой глади воды создают ощущение

чего-то зыбкого, непостоянного. Лишь крепкий ствол дуба, одиноко и прямо

торчащий среди гнущихся, словно вибрирующих березок, да легкий челнок у

края воды связывают изображение с земным, материальным, напоминающим о

людях, живущих среди этой прекрасной и на сегодня лишенной тревог и

волнений природы. Подобное «очеловечивание» природы очень характерно для

творчества И.И.Левитана.

Пейзажи Левитана пленяют зрителя большой музыкальностью. Поразительно

музыкальна и «Весна-большая вода». Мягкие сочетания голубого и золотистого

в картине, четкий ритм чередования плавно изгибающихся березок создают

нежную, чистую мелодию чарующей прелести русской весны. «Школой любви к

Родине» называют живопись Левитана.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека