Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог

Для импрессионистов одним из главных объектов отображения являлся

человек. Его образ интерпретировался таким образом, что он утверждал себя в

борьбе с окружающей его средой и самим собой мучительно, тяжело, напрягая

до предела свои внутренние силы. Эта сторона в искусстве

постимпрессионистов лучше всего видна в творчестве Винсента Ван Гога.

Винсент Ван Гог (1853 - 1890) считается великим голландским художником,

который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его

произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом,

небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями

душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством. Винсент Ван Гог

родился в 1853 году в Голландии. Его назвали в честь умершего брата,

родившегося за год до него в тот же самый день. Поэтому ему всегда

казалось, что он заменяет кого-то другого. Робость, застенчивость, слишком

чувствительная натура отдалила его от его одноклассников, и единственным

другом для него стал его старший брат Тео, с которым ещё в детстве они

поклялись не расставаться. Винсенту было 27, когда он наконец понял, что

жаждет стать художником."Не могу выразить как я счастлив, что снова стал

рисовать. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих

возможностей." Так Винсент писал Тео.

Голландец по национальности Ван Гог приехал во Францию сложившимся

художником, изображавшим людей и природу своей родины. Практически Ван Гог

был самоучкой, хотя и пользовался советами А. Мауве. Но в ещё большей мере,

чем рекомендации современного голландского живописца, в формировании Ван

Гога сыграло знакомство с произведениями и репродукциями Рембрандта,

Делакура, Домье и Милле. Саму живопись, к которой он обратился,

перепробовав разные профессии (продавец в салоне, учитель, проповедник), он

понимал как нечто, несущее народу уже не слово проповеди, а художественный

образ.

Одна из известных картин Ван Гога - “Едоки картофеля” (1885 г.). В

тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две

женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа

освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза

крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей

сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых

глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых

даже на молодых лицах.

Приезд в Париж в 1886 г. вносит в творчество Ван Гога существенные

коррективы, не меняя его основной сути. Художник по-прежнему исполнен

сочувствия и любви к маленькому человеку, но этот человек уже иной - житель

французской столицы, сам художник.

Изменение стиля Ван Гога в известной мере было продиктовано изменением

его мировоззренческой позиции. В самом общем виде его взгляд на мир в то

время можно считать более радостным, светлым, чем в Голландии. Эта сторона

его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах.

Обычные монмартовские рестораны с их ресторанами и кафе, тонкие безлистные

деревья - всё это приобретает у Ван Гога импрессионистическую трепетность,

окрашивается в светлые мягкие тона. Некоторые произведения можно сравнить

по изысканности и точности красочных сочетаний с полотнами соотечественника

Ван Гога - Вермеера Дельфтского.

Новый период творчества Ван Гога начинается после переезда в Арль в

1888 г. Поначалу художник видел в природе Прованса, в населяющих этот край

людях воплощение своей мечте о “земле обетованной”, ассоциировавшейся в его

воображении с Японией. Именно в Провансе Ван Гог надеялся создать “Южное

ателье”, мастерскую, где сообща трудились бы художники-братья,

противостоящие власти денег, диктатуре торговцев картинами.

Чувство радости, переполнявшее Ван Гога заставляло его неустанно

работать. Художник изображал цветущие фруктовые деревья, перекинутые через

каналы мостики, море, покрытое созревающими хлебами равнины. Он писал,

вспоминая подчас любимые японские гравюры. Однако вскоре все ассоциации с

виденным отошли в прошлое, не ища проторенных путей, открывал Прованс для

себя и людей. И совершенно естественно, что в этот мир природы вошла

органичная для Ван Гога тема труда. На фоне вспаханной нивы и огромного

солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (“Сеятель”, 1888

г.), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (“Красный

виноградник”, 1888 г.). Пристальное внимание художника стали привлекать

образы скромных тружеников (“Доктор Рей”, 1889 г.; “Колыбельная”, 1889 г.;

Портрет почтальона Рулена”, 1889 г.). Если рассматривать созданные в Арле

произведения, то можно заметить, как художника покидает постепенно ощущение

гармонии бытия.

Быть может, ничто не характеризует так ярко состояние художника в эту

пору, как его автопортреты. Он видит себя каждый раз новым, изменившимся. В

посвящённом Гогену автопортрете “Поклонник Будды” (1888 г.) в почти

аскетическом облике художника с акцентированными раскосыми глазами и

выступающими скулами, с бритой головой и обросшей колючей щетиной

подбородком есть черты парии, отщепенца, отвергнутого обществом, которые

видели в себе Ван Гог и Гоген. В “Автопортрете с отрезанным ухом” Ван Гог

как бы обретает новые силы. Страдания физические словно бы сняли страдания

духовные. И вот уже художник, перевязав ухо, спокойно попыхивает трубкой.

Шапка с куском меха впереди уверенно надвинута на лоб.

Голландская традиция чувствуется у Ван Гога в его приверженности

интерьеру, но интерпретируется им совершенно по-новому. Написанные друг за

другом в 1888 г. “Ночное кафе” и “Комната в Арле” в равной мере очеловечены

художником. Он не подчиняется логике расставленных предметов и льющегося

искусственного или естественного света. Он заставляет их служить себе,

выражению своего внутреннего состояния. Активно втягивающее, словно

засасывающее зрителя внутрь композиции пространство, нереальность

мерцающего света, отдалённые, изолированные друг от друга маленькие фигурки

- во всём этом есть “загнанность” Ван Гога, его трагедия, предельное

напряжение сил.

Пребывание в больнице для душевнобольных в Сен-Реми на юге Франции и

два месяца в Овере под Парижем, - так проходит последний год жизни Ван

Гога, оборвавшейся трагическим выстрелом. Он по-прежнему всё время в труде:

цветы, фигуры надзирателей появляются на холстах, говоря о неумирающей

любви к жизни и одновременно о нарастающей внутренней трагедии.

Иногда в этот колеблющийся мир врываются повседневность и

просветленность, но в том же Овере рождаются такие трагические композиции,

как “Портрет доктора Гаше” или “Церковь в Овере”, в которой всё говорит о

близком конце художника.

На “Портрете доктора Гаше” изображён врач-гомеопат Поль Фердинанд Гаше,

специалист по душевным болезням и автор исследования, посвящённого

меланхолии. По поручению брата художника, Тео, он лечил Ван Гога во время

его жизни в Антверпене. Постепенно между ними установились отношения не

пациента и врача, а друзей, глубоко уважающих друг друга.

Одним из характерных документов эпохи, богатый всякого рода дневниками,

воспоминаниями, письмами являются письма Ван Гога, прежде всего к брату

Тео. Величие оставленному Ван Гогом рукописному наследию придают

человечность, сострадательность его души, выплеснувшейся на страницы бумаги

с такой же честностью, как и в его холстах.

Список литературы

Калитина Н.Н. Французское изобразительное исскуство конца XVIII-XX

веков: Учебник. - Л.: Издетельство Ленинградского университета, 1990. - 280

с.

Андреев Л. Г. Импрессионизм. - М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, 250с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека