Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Художественные средства и их использование в творчестве живописцев авангарда начала XX века

Художественные средства и их использование в творчестве живописцев авангарда начала XX века

Художественные средства и их использование в творчестве живописцев

авангарда начала XX века

Авангардизм – совокупное название сложившихся в 1900-е годы

художественных тенденций, для которых характерно выраженное в полемической

форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как

окружающим социальным стереотипам в целом.

Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на

радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на

эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность

существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и

тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.

Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны,

противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы

грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного

города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не

раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства»,

отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и

устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные

миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические

мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство

все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и

фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного

лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за

рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал

невиданную остроту.

Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно

выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма

предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился

групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма.

Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи

законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения

света, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, –

писал Матисс, – решительное возвращение к красивым синим, красивым красным,

красивым жёлтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства.

Матисс отказался от смешения цветов светотени и мелких деталей – ничто не

должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его

картинах была точно отработанная линия. Художник подчёркивал каждое

движение, каждый контур линией; она иногда выглядела своеобразной рамкой, в

которую заключена форма.

Мастер кубизма – художник Пабло Пикассо – отвергал иллюзорную

трёхмерность, перспективу, светотень. В своих работах он дробил предметы и

фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм:

кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Аналитический кубизм – новая стадия

развития кубизма: контуры стали прерывистыми, грани представали не в

положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону

зрителя. Большие, цельные объёмы распадались на множество мелких. Затем

художники начали вводить в живописные полотна реальные предметы и материалы

разной фактуры. Коллаж стал популярным среди кубистов. Кубизм подошёл к

следующему своему этапу – синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а

собирается, синтезируется из отдельных атрибутов.

Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые

принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра,

фотографии и кинематографа). Футуристы видели красоту во всех новациях

технического прогресса, в революциях и войнах и стремились выразить ее в

живописи путем создания напряженных динамических полу-абстрактных полотен.

В них накладывались различные временные фазы движущегося объекта – как

кадры кинопленки – один на другой; энергетические поля или состояния души

передавались с помощью абстрактных лучащихся, динамически закручивающихся

цветоформ; бунтующие массы ассоциировались с острыми яркими клиньями,

прорывающимися сквозь бурлящие цветовые пространства и т.п.

В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком

географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином,

Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую

роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм,

сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике

обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив,

проявилась его рациональная, строительная воля.

Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его

переживания в момент предельного духовного напряжения. В европейском

авангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали

или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Среди

них можно назвать В.Кандинского, М.Шагала, П.Пикассо. Для художников-

экспрессионистов характерно повышенное напряжение цветовых контрастов,

выявление структурного костяка предмета, активное использование контура, в

графике - черного пятна, обострение контрастов черное – белое, черное-

цветное, усиление энергетики формы путем деформации и применения открытых

кричащих цветов, гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур.

Многие из этих приемов легли в основу художественных языков других

направлений авангарда, модернизма, постмодернизма.

Дадаизм – одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда,

культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест

против всего. Курт Швиттерс из различных отходов – проволочек, верёвочек,

билетов, консервных крышек – делал коллажи, в которых в отличие от

кубистических композиций краска перестала служить живописным задачам. Она

лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Среди творческих

находок дадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно

указать на принцип стохастической организации своих произведений, метод

«психического автоматизма» в творчестве, активное использование при

создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших

предметов обихода. Все это найдет последователей в сюрреализме, поп-арте,

концептуализме и других арт-практиках ХХ в.

Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтиков, символизма,

интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-

религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М.

Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Основа творческого метода сюрреализма, по

определению Бретона ("Манифест сюрреализма" 1924г.), - "чистый психический

автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим

способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого

контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или

нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую

реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания;

на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли…" Отсюда два главных

принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в

сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты,

открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее

цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или

зрительных образов. Методом графического автоматизма начал свою

деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, Андре Массон. Он

водил тушью по бумаге, возникающие линии и пятна напоминали некие образы,

которые при последующем движении руки изменялись. Рождались очень цельные

композиции, наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными

таинственными узорами. Практиковались и другие новоизобретённые техники

(всего их начитывалось около тридцати), например, фроттаж (франц.

«натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом.

Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру.

Впоследствии фроттажи делали, используя любую негладкую поверхность.

Случайный рисунок, по мнению авторов, напоминал галлюцинации. В. Паален

изобрёл фюмаж (франц. копчение), при котором использовались следы на бумаге

или холсте от копоти свечи. Отличительной особенностью многих полотен стали

реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их

окружения, но в фантастических бредовых сочетаниях.

Конструктивизм – направление, возникшее в России в среде

материалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым

воздействием технического прогресса и демократических настроений

революционной общественности. В дальнейшем получило развитие и в западных

странах. Родоначальником считается художник В.Татлин. Он создал новый жанр

контррельефов – абстрактных объёмных композиций из контрастирующих друг с

другом материалов (обоев, дерева, металла). В противовес традиционным

художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции в

качестве главного принципа организации произведения. Под конструкцией в

общем случае понимался некий рационалистически обоснованный принцип

композиционной организации произведения, в котором на первое место

выдвигалась функциональность.

Суть абстракционизма сводилась к тому, что отказ от изображения

внешних, видимых форм предметов позволял художнику сосредоточиться на

решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через

посредство которых духовный космос вступал в контакт с человеком.

Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: 1. гармонизации

аморфных цветовых сочетаний; 2. создания геометрических абстракций. Первое

направление (главные представители – ранний Кандинский, Ф. Купка) довело до

логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области

"освобождения" цвета от форм видимой реальности. Главный акцент делался на

самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом

богатстве, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых

искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные

сущности", движение "космических сил", а также - лиризм и драматизм

человеческих переживаний, напряженность духовных исканий. Второе

направление развивалось по пути создания новых типов художественного

пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных

плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителями его

были Малевич периода геометрического супрематизма, поздний Кандинский с его

геометрическими абстрактными композициями.

Считаю, что глобальное значение авангарда выявлено еще не в полной

мере, однако уже очевидно, что он показал принципиальную культурно-

историческую относительность форм, средств, способов и типов художественно-

эстетического сознания, мышления, выражения; в частности, вывел многие

традиционные виды искусства и присущие им формы художественного мышления из

сферы художественно-эстетического и, напротив, придал статус искусства

предметам, явлениям, средствам и способам выражения, не входившим в

контекст традиционной художественной культуры; довел до логического

завершения практически все основные виды новоевропейских искусств, тем

самым убедительно показав, что они уже изжили себя, не соответствуют

современному уровню культурно-цивилизационного процесса, не могут адекватно

выражать дух времени, отвечать духовно-художественно-эстетическим

потребностям современного человека и тем более человека будущего супер-

технизированного общества; экспериментально наработал множество новых,

нетрадиционных элементов, форм, приемов, подходов, решений и т. п.

Литература:

1. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

2. Новая Философская Энциклопедия. Т. 1. М., Мысль, 2000.

3. Энциклопедия для детей «Аванта+», Искусство. М., 1999.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека