Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Художники эпохи Высокого Возрождения

Художники эпохи Высокого Возрождения

Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения

предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15в. И

выражались в стремлении к величавости , монументализации и

обобщённости образа.

Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения

был Леонардо да Винчи ( 1452- 1519) , гений, чьё творчество

знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве.Значение

его всеобъемлющей деятельности ,научной и художественной , стало

ясно только тогда , когда были исследованы разрозненные рукописи

Леонардо .В его заметках и рисунках - гениальные прозрения в самых

различных областях науки и техники.Он был ,по выражению Энгельса

,“ не только великим живописцем, но и великим математиком

,механиком, инженером , которому обязаны важными открытиями самые

разнообразные отрасли физики.

Искусство для Леонардо было средством познания мира . Многие

его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время

это произведения высокого искусства . Леонардо воплощал собой

новый тип художника - учёного , мыслителя , поражающего широтой

взглядов, многократностью таланта.

Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи.

Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки .Учился он

во Флоренции , в мастерской скульптора и живописца Андреа

Верроккь.Одна из ранних работ Леонардо - фигура ангела в картине

Верроккьо “Крещение”- выделяется среди застывших персонажей тонкой

одухотворённостью и свидетельствуют о зрелости её создателя.

К числу ранних произведении Леонардо относиться и хранящаяся в

Эрмитаже “ Мадонна с цветком”( т.н. “ Мадонна Бенуа” ок. 1478г.),

решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь

от жанровости и тщательной детализации , присущих творениям

мастеров раннего Возрождения , Леонардо углубляет характеристики ,

обобщает формы .Тонко моделированные боковым светом фигуры матери

и младенца заполняют почти всё пространство

картины .Естественны и пластичны движения фигур , органически

связанных между собой. Они ясно выступают на тёмном фоне стены .

Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с

природой,

с необъятным миром в котором господствует человек. В

уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя

закономерность .Но она не исключает теплоты , наивной прелести ,

наблюдённой в жизни.

В 1480 г. Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы.

Однако страстное увлечение часто отвлекало его от занятий

искусством. Недописанными оказались большая алтарная композиция

“Поклонение волхвов” и “ Св. Иероним”. В первой художник

стремился к

преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа

в пирамидально построенную , легко обозримую группу , к передаче

глубины человеческих чувств. Во второй - к правдивому изображению

сложных ракурсов человеческого тела , пространства пейзажа .

Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо

Медичи с

его культом изысканной утончённости ,Леонардо поступил на службу к

миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества

Леоонардо оказался самым плодотворным . Здесь во всю мощь

раскрылась

многократность его дарования как учёного , изобретателя и

художника.

Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного

монумента - конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо

Сфорца . Большая модель монумента , получившая единодушную высокую

оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499

г. Сохранились лишь рисунки - наброски различных вариантов

монумента изображения то вздыбленного ,полного динамики скакуна ,

то торжественно выступающего коня , напоминающего компазицеонные

решения Донателло и Верроккьо .Видимо , этот последний вариант и

был претворён в модель статуи .Это произведение позволяет считать

Леорнардо одним из крупнейших скульпторов того времени.

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого

стиля - “Мадонна в гроте “ и “Тайная вечеря”.

“ Мадонна в гроте “( 1483 -1494 ) - первая монументальная

алтарная композиция Высокого Возрождения . Её персонажи Мария ,

Иоанн , Христос и ангел приобрели черты величия , поэтическую

одухотворённость и полноту жизненной выразительности.Объединённые

настроением задумчивости и действием - младенец Христос

благославля-

ет Иоанна - в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные

лёгкой дымкой светотени , персонажи евангельской легенды

представляются воплощением идеальных образов мирского счастья .

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая

значительная из монументальных росписей Леонардо - “ Тайная

вечеря”, исполненная в 1495 -1497 гг. Для монастыря Санта Мария

делла Грацие в Милане . Отступив от традиционного толкования

евангельского эпизода , Леонардо даёт новаторское решение темы ,

композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и

переживания . Сведя к минимуму обрисовку трапезной , нарочито

уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану , он

сосредотачивает внимание на драматической кульминации события , на

контрастных характеристиках людей различных темпераментов

,проявлении различной гаммы чувств , выражающихся и в мимике и в

жестикуляции . которыми апостолы отвечают на слова Христа : “Один

из вас предаст меня “ .Решительный контраст апостолам составляют

образы внешне спокойного Христа , находящегося в центре композиции

, и облокотившегося на край стола предателя Иуды , грубый хищный

профиль которого погружён в тень . Смятение , подчёркнутое жестом

руки , судорожно сжимающей кошелёк, и мрачный облик выделяют его

среди апостолов , на чьих освещённых лицах выражены удивление,

сострадание , возмущение .Композиция фрески поражает цельностью ,

единством , она строго уравновешена , центрична по построению .

Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры

.

После взятия Милана Леонардо покинул город . Начались годы

странствий . По заказу Флорентийской республики он исполнил картон

для фрески “Битва при Ангиари “. В полной драматизма и динамики

композиции Леонардо , эпизоде битвы за знамя , дан момент высшего

напряжения сил сражающихся , раскрыта жестокая правда войны .

К этому времени относится создание портрета Моны Лизы , одного

из самых прославленных произведений мировой живописи .

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту ,

величественная фигура молодой женщины господствует над отдалённым

, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися

среди них водными протоками .Сложный полуфантастический пейзаж

тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой .

Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении

её лица,оживлённого едва уловимой улыбкой, в её спокойно -

уверенном , проницательном взгляде . Лицо и холёные руки

патрицианки написаны с удивительной бережностью , мягкостью .

Тончайшая , словно тающая, дымка светотени ( т. н. сфумато ),

окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного

резкого мазка или угловатого контура .

В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял

научным изысканиям . Он умер во Франции , куда приехал по

приглашению французского короля Франциска 1 и где прожил всего

два года .






Информация 







© Центральная Научная Библиотека